Искусство первобытного общества.

Сегодня уже никто не сомневается, что в эпоху палеолита, мезолита, неолита существовала живопись, скульптура, что древние люди без помощи технических средств создавали такие сооружения, какие и сегодня нелегко сделать. И чем больше изучаешь культуру первобытного общества, тем больше поражаешься таланту и изобретательности древних художников. Я предлагаю вам презентацию и краткий конспект моей лекции об искусстве каменного века, эпохе бронзы и железа, в частности, на территории Казахстана.

Содержание:

    1. Палеолит. Пещеры Альтамира, Ласко
    2. Мезолит
    3. Неолит. Орнамент, менгиры, дольмены, Стоунхендж.
    4. Эпоха Бронзы: Аркаим, Тамгалы.
    5. Эпоха железа: саки, звериный стиль, Золотой человек.
    6. Казахский орнамент.


Палеолит

О том, что древние люди умели создавать произведения искусства стали говорить в XIX веке. В 1833 году француз Андре Бруйе нашел кость, на которой были изображены лани. Среди открытий того времени были изображения животных, много тысячелетий, не живших во Франции и Испании: северные олени, мамонты. Значит, рисовать люди научились много тысяч лет назад. В 1868 г. дон Марселино де Саутуола в пещере Альтамира на потолке обнаружил изображение стада быков, написанных четырьмя красками: красной, желтой, белой и черной. Так была открыта живопись палеолита.

Саутуола М.

Справедливости ради надо сказать, что первой быков Альтамиры увидела Мария, его дочь . Однажды, когда отец был занят находками, обнаруженными на полу пещеры, Мария отошла в соседний коридор, подняла лампу вверх и увидела то, что до нее никто не видел.  «Папа, смотри, нарисованные быки!» — воскликнула она. Дон Марселино был восхищен искусством древних мастеров. Он долго не решался поделиться своим открытием с учеными. А когда опубликовал сообщение о своей находке в журнале, на него обрушился шквал насмешек. Ученые были уверены, что это подделка, что эти изображения сделал современный художник, знакомый владельца Альтамиры. До конца своих дней  Марселино де Саутуола не мог доказать обратное. И лишь в 1912 году ученые поверили, что изображения на стенах пещер, которых к тому времени нашли немало, действительно сделаны в древности. В одной из пещер поверх живописи наросли сталактиты, про которые было известно, что им больше 10 тысяч лет.

Первооткрыватель Альтамиры к тому времени уже умер. В 1940 году на юге Франции была открыта пещера Ласко. Четверо старшеклассников отправились в археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева, была дыра. Говорили, что там есть ход в средневековый замок.  Но, пройдя по коридору, они попали не в замок, а в пещеру, на стенах которой были изображены огромные звери.

Ласко палеолит

Заслуга французских школьников не ограничивалась открытием пещеры. Они устроили возле нее лагерь и стали первыми хранителями пещеры, защищая ее от толп любопытных.  Но сейчас доступ в пещеру Ласко закрыт, потому что, просуществовав в целости 15 тысяч лет, живопись в наши дни стала разрушаться.

Мезолит.

О том, что произошло о примерно в 10 тысячелетии до нашей эры, есть разные, суждения.  Предполагают, например, что тогда на Землю упал огромный метеорит. Возможно, в самом деле, в результате этого теплое течение, Гольфстрим, стало омывать берега Западной и Северной Европы, и в 10 тысячелетии до н.э. произошло потепление, изменившее жизнь древних людей. Началась новая эпоха в развитии человечества — мезолит. Именно тогда крупные животные, на которых охотились люди палеолита, ушли на север.  Люди по-прежнему знали только каменные орудия, но жили уже не в пещерах, они начали приручать некоторых животных (собак), изобрели лук, и охота стала безопаснее.

И искусство стало другим. Если в палеолите художники рисовали только животных, то теперь в их произведения главное — люди. Художники изображают танцы, сцены охоты.

искусство мезолита

Но если раньше художники передавали цвет, объем, то в мезолите изображение напоминает современные пиктограммы. Казалось бы, рисунок стал проще, но он требует умения обобщать. Люди палеолита умели изображать отдельные предметы, а в мезолите научились связывать их в целое. Изображения среднекаменного века находят уже не в пещерах, а на открытых местах — на скалах.

Неолит

В эпоху неолита от охоты и собирательства люди переходят к скотоводству и земледелию. Они научились ткать и шить одежду, делать из глины посуду. Человек задумывался о невидимых силах, которые влияют на него и пытается передать свои представления графически. Так возник орнамент.  Казалось бы,  орнаментальные узоры рисовать проще, чем фигуры, но орнамент требует  умения мыслить абстрактно. Крест, спираль свастика не встречаются в природе. Человек создал их, возможно, чтоб передать такие понятия, как круговорот  жизни, движение Солнца, бесконечность  и т.д. Орнаментом начинают украшать одежду и домашнюю утварь. Среди древнейших элементов орнамента —  круг, крест, а еще меандр — изображение, состоящее из линий, изогнутых под прямым углом. Этот узор назвали в честь реки в Малой Азии, известной своими причудливыми изгибами. Меандры использовали разные народы. Считается, что он символизировал переменчивость человеческой жизни. Использовалась и спираль. Понимали ли древние гончары, что это символ вечного движения или ею просто было удобно украшать посуду?

орнамент каменного века

Среди элементов геометрического орнамента, которым украшали посуду неолита были зигзаги, ромбы. Про зигзаг одни говорят, что это символ воды, другие — молнии. Но, как и волнистая линия, он часто встречается в узорах как каменного века, так и поздних эпох. Насчет ромба часто говорят, что это — символ плодородия.

орнамент неолит

О возникновении орнамента можно еще почитать, пройдя по ссылке: Язык казахского орнамента. Игра

Сведения о нем есть и в презентации (в начале этого материала). Неолит — великая революция в жизни людей. Они начинают объединяться, образуются первые общности, из которых вырастут государства. Древние оставили нам загадки, на которые у современных исследователей нет однозначного ответа. Непонятно, как мог человек, использующий каменные орудия труда возводить гигантские каменные сооружения, которые находят в разных точках мира: в лесах Амазонки, в Европе, в Сибири. Археологи называют их менгирами. Это вертикально стоящие камни. Некоторые с человеческий рост, но бывают такие, которые достигают 20 метров. От эпохи бронзы дошли до нас и дольмены.  Простейший дольмен — две вертикально поставленных плиты, перекрытые горизонтальной. Порой на этих плитах стены были покрыты символическими знаками.

мегалиты

Как древние люди доставляли на место такие камни, как устанавливали? Это остается загадкой, как загадочны и кромлехи — каменные столбы, расположенные по кругу. Самый известный кромлех — Стоунхендж. Это сооружение, состоящее их 125 каменных глыб, весом до 25 тонн. Ученых поражает еще и то, что круги и эллипсы, образующие кромлехи, идеально правильной формы. А если древние люди умели строить эллипсы, то должны были владеть необходимыми вычислениями. Заметили, что своей осью Стоунхендж ориентирован на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. Что это было? древнее святилище или приспособление для наблюдения за светилами?

Кромлех

Эпоха бронзы

На рубеже 3 и 2 тысячелетия до н.э. люди научились добывать металлы и делать металлические орудия труда. Первым сплавом была бронза. Не меньше загадок эпоха бронзы оставила и на территории России.  Внимание археологов и просто любителей старины привлек Аркаим, городище эпохи бронзы в Челябинской области. При аэрофотосъемке местности были обнаружены правильные круги, которые при детальном изучении, оказались остатком поселения, где жилища располагались концентрическими кругами. Там были найдены печи для выплавки бронзы. Надо сказать, Аркаим находился на той же широте, что и Стоунхендж.

городище Аркаим

На территории Казахстана в эпоху бронзы (во 2 тысячелетий до н.э.) люди жили большей частью по берегам рек. Известны поселения этого периода вдоль рек Тобол, Ишим, находили их и на берегу Аксу. О находках эпохи бронзы близ Степногорска подробнее в моих материалах: Степногорск предыстория   и Степногорск. Древняя история нашего края. Людей, которые жили там, называют андроновцами, по имени деревни, где были найдены первые захоронения — Андроновка. В могилах находили погребальную посуду, украшенную зигзагами и треугольниками. О том, что древние люди поклонялись солнцу, свидетельствуют и петроглифы урочища Тамгалы. Скалы покрыты петроглифами — рисунками, вырезанными на камнях. Среди самых древних — изображения солнцеголовых людей. Ущелье Тамгалы находится в 170 км от Алма-Аты.

Тамгалы

Эпоха железа

Если в эпоху бронзы люди жили оседло, обрабатывали землю, разводили скот, то в эпоху железа на территории Казахстана люди вели кочевой образ жизни. В эпоху железа велись завоевательные войны, появились рабы. В середине 1 тысячелетия до н.э. степи от Алтая до Причерноморья заселяли племена, которые одни авторы называли «скифы», а другие — «саки».  Возможно, это были одни и те же племена, кочевавшие по всей Великой Степи. Говорят, название восходит к скифскому слову saka – ‘олень.

саки

Они слыли непобедимыми воинами, великолепно стреляли из лука, были прекрасными наездниками. Известно, что персидский царь Кир пытался завоевать их, но был побежден. Чуть не погибло и войско Дария, отправившегося в поход против саков. Если люди эпохи бронзы хоронили умерших в вырытых в земле могилах, то кочевники насыпали курганы над могилами вождей Курганы в большом количестве находили причерноморских степях, а в последнее время интересные находки делались и в Казахстане. Именно они дали нам информацию об искусстве эпохи железа. Оно вошло в историю произведениями звериного стиля. В этот период упряжь, доспехи воинов, головные уборы украшались сделанными из золота или других металлов фигурками животных. Подробнее о значении фигурок звериного стиля можно прочесть в моей публикации : Золотой человек и другие сокровища сакских курганов

искусство скифов

То, что фигурки одних и тех же животных повторялось, позволяет сделать вывод, что изображались особо почитаемые животные, которым поклонялись как основателям рода или покровителям. Часто встречаются фигурки оленя, пантеры, коня, крылатого коня тулпара, архара и др. Большинство курганов, найденных на территории Казахстана, были разграблены. В 1969 году близ города Иссык в Алма-атинской области группой академика Акишева был обнаружен курган, который именуют «Курган Иссык». Центральное захоронение там было разграблено, а боковое сохранилось. В нем нашли останки 18-летнего юноши в богатом золотом костюме.

Там был меч, скифский кинжал, серебряная чаша, украшенная неизвестными письменами. У левой руки – стрела с позолоченным наконечником. В обшитой золотом кожаной сумочке – бронзовое зеркало и кусочек охры.  Каждый предмет имел символическое значение. Т.к. юноша, скорее всего, был царского рода, то в нем видели не только земного, но и небесного царя. Он должен был осуществлять связь земного мира с верхним. Поэтому каждая деталь несла определенную смысловую нагрузку. Голову «золото человека» венчала шапка с фигурками архара, тулпара.

Золотой человек, реконструкция

Подробнее о золоте кургана Иссык, которое находится в музее в Астане, вы можете почитать, пройдя по ссылке: Степногорск-Астана-Степногорск. Как мы ездили на ЭКСПО-2017

Изображение коней у древних кочевников связывались с культом Солнца. На поясе — конь и олень. Для многих народов олень олицетворял дерево жизни. В древнетюркских легендах говорилось о дереве жизни, по ветвям которого поднимаются в верхний мир, где обитают самые почитаемые предки. Головной убор завершает изображение архара, который тоже символизировал солнце.

Казахский орнамент

Следы поклонения животным, растениям, небесным светилам сохранились и в казахском орнаменте. Вот элементы орнамента, опубликованные в книге У. Жанибекова «Эхо».

орнамент по книге Жанибекова Эхо

Как все люди древности, первобытные жители степей, верили в то, что изображения почитаемых животных являются оберегом. Можно не изображать все животное, а только часть его тела, и это тоже может помочь. Многие народы верили в особую силу рогов. Не случайно головные уборы царей украшались рогами. Шлем с рогами был у Александра Македонского, поэтому народы Средней Азии сразу признали его богом. Поэтому мотив «муйыз» рога — так часто встречается в казахском орнаменте. Из них самый распространенный — «кошкармуйыз» — бараньи рога.       Баран для казаха был не только основной пищей, но и символом земного благополучия. Почитали степные народы и верблюда — олицетворявшего мир, благоденствие. Среди элементов орнамента- «оркеш» — горбтуйе табан — след верблюда. Поклонялись они и небесным светилам. Круг или крест связывали с солнцем, на луне, по преданию древних, жила страшная старуха.  Элементы геометрического орнамента восходят к самой глубокой древности. Скажем, «балдак»— костыль восходит к меандровым узорам, известным еще с каменного века. Изображениями животных, зооморфным орнаментом украшали одежду, юрту, ковры. Растительные орнаменты мы часто встречаем на деревянных изделиях. Подробнее о казахском орнаменте можно прочесть в моем материале: Язык казахского орнамента. Игра
Если говорить о скульптуре эпохи железа, то до нас дошли каменные изваяния, так называемые, каменные бабы. Их сохранилось много в западной части степи, ближе к Черному морю. Как правило, это обобщенные изображения человека. Чаще это мужчина- воин, который в одной руке держит кинжал, а в другой — чашу. Встречаются и изображения женщин с прической в виде кос. Каменные изваяния эпохи железа в наших местах редки, поэтому балбал, найденный в окрестностях Степногорска, заинтересовал ЮНЕСКО.   Он хранится в степногорском музее. Там же можно увидеть еще одно каменное изваяние, обнаруженное археологами в конце ХХ века. Оно принадлежит к тюркскому периоду.

музей Степногорска

       

 

 

 

 

2 thoughts on “Искусство первобытного общества.”

  1. сестричка, я был сегодня здесь, но пока не понял, каким образом вышел на аудиорассказы Чехова. Наверно они выскакивают после просмотра твоего ролика. Пошёл творить, пока!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *