Культура древнего Китая. Шедевры трех тысячелетий

Древний Китай

Я предлагаю вам презентацию о культуре древнего и средневекового Китая и информацию о изобразительном и прикладном искусстве Китая эпох Тан и Сун. Чтобы посмотреть презентацию, кликните  по картинке в начале поста. Древний и средневековый Китай дал миру шелк, порох, чай, там были изобретены компас, сейсмограф. Иглоукалывание применялось китайскими лекарями во II тысячелетии до н.э. Китайский фарфор ценился в Европе на вес золота, но секрет его изготовления строго охранялся. Китайцы на несколько столетий раньше, чем в Европе придумали бумагу и бумажные деньги, изобрели книгопечатание. Китайские изделия из нефрита, бронзы до сих пор восхищают знатоков искусства.

Вот только некоторые факты и даты, которые говорят о вкладе Китая в мировую культуру.

  • 2500 гг. до н.э. – появление иглоукалывания (  акупунктура )
  • 2160 гг. до н.э. –  зафиксировано первое свидетельство о наблюдении за затмением Солнца
  • В III в. до н.э китайцы изобрели компас. Он сначала был предназначен для обнаружения благоприятных мест для создания домов и могил и указывал на юг. И только потом китайцы стали использовать его для мореплавания. Первоначальное название компаса: «ложка, управляющая миром».  Он и вправду был в виде ложки (см презентацию).
  • Астроном Чжан Хэн (78-139) изобрел первый в мире сейсмоскоп, который отмечал слабые землетрясения на больших расстояниях.
  • В I в. н.э. китайцы изобрели бумагу.
  • В V веке в Китае было с большой точностью вычислено значение числа «пи» — отношение длины окружности к ее диаметру (в Европе это число открыли лишь в XVI веке).
  • В 725 году нашей эры мастерами И Сином и Лян Линцзанем сконструированы первые механические часы с анкерным механизмом.
  • В VII в. врач по имени Сунь Сымяо написал «Сочинение о пилюлях бессмертия», где содержится самый ранний известный рецепт пороха. Впрочем, порох поначалу в Поднебесной использовали для фейерверков, которые обязательно сопровождали встречу Нового года. Ведь известно, что злые духи боятся шума и яркого света.
  • Китайцы первыми придумали фарфор и держали рецепт его приготовления в строгом секрете. На протяжении тысячелетий они добивались улучшения его качества, и в 6-7 веках он стал получаться белоснежным.
  • Начало книгопечатанию положил обычный ремесленник Би Шэн (990—1051), который ввёл в употребление подвижные литеры из обожжённой глины.
  • А еще Китай дал миру великих мыслителей, создавших учения о гармонии в природе и обществе —  это Конфуций и Лао-Цзы (цитаты см в презентации).
  • Им не было равных в обработке бронзы и нефрита (фото в презентации).
  • При императоре Цинь Шихуанди  в III веке до н.э. была построена Великая китайская стена, а возле его гробницы найдены тысячи скульптур воинов, известных как Терракотовая армия (см презентацию).
  • Буддизм, который пришел в Китай в I в. н.э.  оказал влияние на архитектуру, скульптуру. В буддистских монастырях отрабатывалась практика единоборств, Монахи Шаолиня достигали удивительной телесной и духовной силы, беря их у природы.

В огромном культурном наследии Китая выделим искусство эпох Тан (618–907) и Сун (960–1279). Эти два периода называют «золотым веком» китайской культуры. О том, какое большое значение в то время  играло искусство говорит тот факт, что даже императоры стремились стать замечательными поэтами, художниками, каллиграфами, а сделать карьеру при дворе было невозможно, если чиновник не владел этими умениями.

Давайте посмотрим, что дал Китай миру в эпоху Тан. В VII веке было изобретено ксилографическое книгопечатание, при котором текст вырезался на дереве, а потом делались оттиски на бумаге. Первой точно датированной печатной книгой была «Алмазная сутра», отпечатанная в 868 году.

Перая ксилографическая книга

В VII в. Сунь Сымяо написал «Сочинение о пилюлях бессмертия», где содержится самый ранний известный рецепт пороха. Он был великим врачом, его книга «Тысяча золотых рецептов» переиздается до сих пор.  Он много писал о правильном питании. Среди его наблюдений были такие:

Если ешь много кислого, то разрушается селезёнка.
Если ешь много горького, то разрушаются лёгкие.
Если ешь много острого, то разрушается печень.
Если ешь много солёного, то разрушается сердце.
Если ешь много сладкого, то разрушаются почки.

Говорят, следуя своим рецептам, он прожил в добром здравии больше 100 лет. Как и многие средневековые врачи, он искал эликсир бессмертия. Для этого Сунь Сымяо однажды смешал серу и селитру, добавив рожковое дерево. В трактате «Главные наставления по канону эликсира высшей чистоты» он описал сильную вспышку пламени, которая при этом произошла.

Сунь Сымяо порох

Для врача это был неудачный опыт, но в 808 г. алхимик Цин Сюйцзы получил смесь из серы, селитры, древесного угля. Он назвал эту смесь «хояо», что значило одновременно и «огонь» и «лекарственное средство». Использовать стали эту смесь для фейерверков. И лишь во 2-й половине XI века китайцы  начали применять закрытые с одного конца трубки , в которые закладывался порох и стрела.

В VI -VII веках люди научились делать фарфор высокого качества. Китайцы предъявляли к нему высокие требования, они считали, что он должен быть голубым, как небо, омытое дождем.  Допускался также белый и зеленый цвет. А еще они писали: «Он должен быть звонким, будто гонг,  прозрачным как стекло и иметь толщину не более бумажного листа». Впрочем, это будет немного позднее. Вот немногие дошедшие до нам изделия той эпохи.

посуда эпохи Тан

В эпоху Тан жил великий живописец, поэт, каллиграф, музыкант Ван Вэй. Его жизнь полна взлетов и падений, он занимал высочайшие посты и попадал в опалу.  А потом поселился в горах и до смерти вел жизнь отшельника. Он писал стихи, в которых нет действия, а лишь глубокое созерцание природы.

Ван Вэй Река Янцзы в снегу

Ван Вэй считается основателем монохромной пейзажной живописи. Он писал только тушью, создавая множество оттенков — от жемчужного до почти черного. Работ художника не сохранилось, мы имеем о них представление по копиям.

ван вэй

В конце эпохи Тан возник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы». В этом жанре соединялся реализм и символизм. Так, сосна — символ долголетия, лотос — чистоты. Две дремлющие уточки в камышах —  символы любви, а сочетание бамбука, дикой сливы и сосны означают стойкость и верную дружбу.

Живопись птиц и цветов

Причем, определенному цветку соответствует конкретная птица. Феникс, павлин, петух и фазан, изображаются вместе с пионом; ласточка — с ивой; перепела и куропатки изображаются вместе с просом; аист вместе с  сосной, олень, марал  символизируют удачную карьеру и связанное с ней благополучие. Одним из самых излюбленных образов китайской живописи был бамбук. Его часто писали художники в годы бедствий, ведь образ этого гнущегося, но не ломающегося растения — символ стойкости.

бамбук символ стойкости

История  китайской династии Сун началась в 960 году, когда командующий гвардией Чжао Куанъинь захватил трон в королевстве  Чжоу.  Постепенно оно объединило вокруг себя весь Китай.  В это время ремесленник Би Шэн (990—1051), придумал подвижные литеры из глины. из которых стали набирать текст. Так  Китае возникло книгопечатание на 400 лет раньше, чем в Европе.

Би Шэн

Тогда же возник театр, при дворах императоров создавались музеи. В конце Х века появилась первая в мире Академия живописи.  Занятие искусством было настолько престижным, что им занимались не только высшие чиновники, но и императоры. Так, император Хуэй-цзун был мастером чайной церемонии, каллиграфом, художником, правда, при этом запустил государственные дела, попал в плен и остаток жизни провел в изгнании. Вот одна из его картин.

Император Хуэйцзун

Эпохи династий Тан и Сун — время развития китайской пейзажной живописи.  В ней отразились представления китайцев о природе. Китайцы — народ, который с древних пор жил в гармонии с природой. Там, где европейцы преодолевали природу, китайцы следовали ей. По древним преданиям, один правитель, которому предложили отвести от дворца русло реки, угрожавшей подмыть его, сказал: «Я слыхал, что в древности те, кто способствовал процветанию народов, не разрушал горы, не останавливал реки, не углублял озера». Природа для китайцев священна. Все вещи в мире пронизаны энергией ЦИ. Именно она породила небо, землю и два начала: инь и ян, о чем писалось еще в «Книге перемен»  Инь и ян одинаково важны, нарушение баланса грозит болезнями и другими бедами.

Инь и Ян

Эти представления отразились в китайском искусстве. Горы считались олицетворением мужской силы- ян, а воды- женской- инь. Поэтому жанр живописи «Горы и воды»— это не то, что наш пейзаж.

горы и воды

Горы обожествлялись, потому что именно там проходило наибольшее количество энергии янь. Считалось, что именно там лучше всего хоронить умерших, ведь проходя через их могилу янь давала силы всему роду. Но и без воды — инь, жизнь невозможна. Более подробно об искусстве древнего и средневекового Китая, жанрах китайской живописи смотрите в презентации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *