Михаил Афанасьевич Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита

Михаил Булгаков — самый популярный русский писатель ХХ века. Его книги — «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце» даже сегодня, когда интерес к чтению упал, читают и люди старшего поколения, и молодежь. Пьесы «Дни Турбинных», «Бег», «Зойкина квартира» не сходят с театральных афиш. Жизнь писателя была драматична: он пережил гражданскую войну, голодал, был всегда неугоден властям, его главное произведение «Мастер и Маргарита» было напечатано через 25 лет после смерти писателя, но, несмотря на все препятствия, его книги всегда доходили до читателя. Я предлагаю вам видеосюжет, где рассказывается о жизни писателя, судьбе его произведений, о местах, где он жил и сочинение о романе «Мастер и Маргарита».

Содержание

    1. История создания романа «Мастер и Маргарита» 
    2. Воланд и его свита
    3. Немного о Мастере
    4. Маргарита
    5. Иешуа
    6.  Понтий Пилат
    7. Москва после визита Воланда

История романа «Мастер и Маргарита»

Идея  романа  у Булгакова возникла в 1928 году, тогда это было повествование о Христе, Пилате, Воланде и его свите. Говорят, создавая образ дьявола автор вдохновлялся «Фаустом» Гете.  Тогда было несколько вариантов названия: «Князь тьмы», «Гастроли Воланда», «Жонглёр с копытом». Ни Мастера, ни его спутницы в первых редакциях не существовало. Начатый роман был уничтожен автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете его пьесы о Мольере «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Не так часто в русской литературе сжигались романы. Но уже через 2 года по памяти Булгаков роман начинает восстанавливать. Об этом мы, в частности, узнаем из его письма к Вересаеву: «Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал мазать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Впрочем, я, наверно, скоро брошу это». Не бросил. Писание романа будет продолжаться до конца его жизни, параллельно с «Театральным романом», другими работами.

А между сожжением и возрождением романа были самоубийство Маяковского весной 1930, и звонок Сталина к Булгакову на другой день после похорон.

— C Вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков.
— Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.
— Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А, может быть, правда — Вы проситесь за границу? Что, мы Вам очень надоели?
— Я очень много думал в последнее время — может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.
— Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?
— Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.
— А Вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с Вами.
— Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с Вами поговорить.

Встреча Булгакова со Сталиным так и не состоялась. Но 19 апреля 1930 года Булгаков был зачислен ассистентом-режиссером во МХАТ. И первой его работой во МХАТе станет инсценировка «Мертвых душ» Гоголя. И роман, который он пишет — не череда ли мертвых душ? В самом строе булгаковского романа, где сатирические главы  сочетаются с высокой прозой ершалаимских глав, эмоциональный строй заставляет вспомнить знаменитые лирические отступления из «Мертвых душ».

Но между сожжением и воскрешением произойдут и другие события. Он встретит женщину, которые будут потом называть ведьмой и Маргаритой, Елена Сергеевна Шиловская, красивая, незаурядная, она ушла от комфортной по советским меркам жизни к неудачнику, писателю, которого не ставят и не печатают.  Елена Сергеевна всю себя посвятила мужу и его работе. Она писала под его диктовку, перепечатывала рукописи на машинке, редактировала их, составляла договоры с театрами, вела переговоры с нужными людьми, занималась корреспонденцией. Великой её заслугой является сохранение булгаковского архива — многие рукописи, хранившиеся в одном-единственном экземпляре, она успела перепечатать. Благодаря её невероятной энергии после смерти мужа смогли увидеть свет многие до того неизданные его произведения — главным, из которых является, конечно, роман «Мастер и Маргарита».

Есть запись на одном из листов рукописи от 1934 года: «Помоги, Господи, написать роман». Можно догадываться, что этой работе автор начал придавать особое значение. В 1937 году появится название «Мастер и Маргарита». Писать и переделывать роман он будет до смерти. Умирая, возьмет слово с жены Елены Сергеевны,  что она напечатает его главную книгу. Сделать это ей удалось лишь в 60-е годы. Роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в 11 номере журнала » за 1966 и в 1 номере за 1967. Достать номера журнала с романом было неслыханной удачей, книжные тиражи были ничтожно малы,  но любители литературы перепечатывали его, делали фотокопии. Так все больше читателей знакомилось с романом.

Потом пришла перестройка, и роман Булгакова стал издаваться большими тиражами наряду с другой ранее недоступной для широкого читателя литературой. В конце 80-х читателям стали доступны многие книги прежде запрещенные. Но пролетели те бурные годы. Улеглись страсти. Оглядываемся назад: да, хорошие были книги, но мы их прочли и оставили там, в начале 90-х. А булгаковский роман, даже утратив ореол запретности, читается, перечитывается. И, что любопытно, школьники, которых читать не заставишь, «Мастера и Маргариту» знают и многие любят. Он заставляет думать, задавать вопросы. Много спорят о его главных героях: Мастере, Маргарите, Воланде и его свите, Иешуа, Понтии Пилате.

Воланд и его свита

Часто спрашивают, почему один из самых ярких героев дьявол, да еще такой обаятельный? Немного жутко делается: молодые люди воспринимают Воланда как своего героя. Хотя, если внимательно читать текст, Булгаков вовсе не выставляет Воланда и свиту такими уж прекрасными. Да, он был хорошо одет — видно, что иностранец. Но внешность у заезжего консультанта очень странная: «По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец».

Свита его уж и вовсе комическая. Вот Коровьев: «Берлиоз отчетливо разглядел, что усишки у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».

Бегемот — и вовсе кот. Правда, он вышел столь обаятельным и пластичным, что так и просится на экран или холст, хотя никто адекватно изобразить его не может.

А чем тогда Воланд со свитой привлекают? Они из другой жизни и совершенно чужие в этой толпе маленьких людишек. И на фоне личностей ничтожных выглядят значительными. Они с брезгливостью смотрят на чиновников, маленьких воришек, любителей халявы, наказывают их. В сущности, пороки, эти ничтожны: ну подумаешь, позарились на дармовщину в варьете, бюрократизм разводят. Таких людей было много тогда, а уж сейчас это все даже осуждению не подлежит. Правда, наказывают их  нестрашно, и, поиграв, отпускают. По-настоящему покарали лишь двух людей: Берлиоза — за воинствующее неверие и барона Майгеля — как стукача.

Так что прежде, чем возмущаться присутствием дьявола, надо негодовать по поводу наличия в Москве подобной фауны: а кто еще может здесь появиться? Силам сколько-нибудь светлым до такого мира дела нет.

Впрочем, когда Воланду встречались люди незаурядные, он относился к ним с уважением. И судьба Мастера и Маргариты тому пример. Кто-то выразил предположение, что целью визита Воланда в Москву был как раз роман Мастера. И во всяком случае, именно он передает герою оценку Того, чье имя не называют. То есть Воланд выступает как посланец высшего мира в мире земном, куда души высокие не спускаются.

Немного о Мастере

Обычно пишут, что Мастерчеловек добрый, талантливый, но непрактичный и наивный. Выходит, столкнулся он с суровой литературной действительностью, поругали его собратья по перу, он и сломался. Но давайте рассмотрим хронологию этих драматических событий. Роман он сжег в октябре.  Маргарита ушла, и через четверть часа в окно постучали. Вновь возле своего дома он появится зимой: «Да, так вот, в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, я жался от холода в моем дворике».  И говорить о том, что с ним произошло за три последних месяца, он может только шепотом на ухо. Нет, не интриги писателей сломали его, было что-то гораздо страшнее. Удивительно, как можно было не бояться писать такое в 30-е годы.

Так что отвечать на вопрос, почему же он оказался не достойным света по причине своей душевной слабости — бесчеловечно. А тогда почему не достоин? Может, потому что вся эта история с Пилатом и Иешуа для него лишь литература?  Он не сделал выбора, и Иешуа для него так же приемлем, как и Воланд?

Ориянский П

Маргарита.

О ней всегда говорят как об образце жертвенной любви, Маргарита стала ведьмой, чтоб спасти Мастера. Но, явно, ей это понравилось, к Воланду и его свите она относится как к существам высшего порядка, стараясь соответствовать их обществу.  Вынужденно оказавшись среди самых ужасных грешников на балу, она, кажется, не очень-то потрясена этим.

Кстати, еще до встречи с Азазелло в ней было уже что-то ведьминское. Вот как пишет автор: «Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме? Мастер? Не знаю. Мне неизвестно». Она бросилась в эту любовь с какой-то лихорадочной страстностью. Любопытна фраза, которой герой определяет их чувства: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» 

Кстати, этот нож возникает и в других произведениях, и в письмах Булгакова. Так, после запрещения его пьесы в театре, он пишет: «на Фонтанке, среди бела дня, меня ударили сзади финским ножом при молчаливо стоящей публике».

Что-то тяжелое и гибельное было в этой любви. Образ героини написан как-то неровно, она красива, умна, но порой ее речь так вульгарна: «Пошел ты к чертовой матери. Какая я тебе Клодина? Ты смотри, с кем разговариваешь, — и, подумав мгновение, она прибавила к своей речи длинное непечатное ругательство». Но в то же время Маргарита делает непостижимый царский жест, когда на вопрос о том, какую награду она хотела бы получить за свою работу, попросила, чтоб Фриде не подавали платок.

«Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло».

И за Пилата вступается именно она: «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? — спросила Маргарита. Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом«.

Иешуа

Часто рассматривают ершалаимские главы как своего рода вариации на темы Евангелия, но здесь можно проследить, как решается вечная проблема — человек и беспощадная власть. Что может отдельная личность? Иешуа не властен сохранить свою жизнь. Но он может остаться самим собой, не изменив себе до самой смерти. Га-Ноцри многие называют слабым, но разве это не проявление какой-то высшей силы — не взирая ни на что, до конца верить, что добро составляет стержень жизни? И важно, что это не сын божий, знающий о своем воскресении, а просто Иешуа. Мы автоматически отождествляем его с Христом, но Булгаков несколько отдаляет образ своего героя от евангельского Христа.

«Откуда ты родом? — Из города Гамалы, — ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала. «Кто ты по крови? — Я точно не знаю, — живо ответил арестованный, — я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец...». Можно, конечно, возразить, что это детали, а слова о том, что он воздвигнет храм новой веры, да, наконец, приговор Пилата, смерть на кресте — это все есть в Евангелии.

Но, с другой стороны, ведь известно, что именно во времена римского владычества особенно напряженным было ожидание Мессии, и по дорогам Иудеи ходило немало странствующих учителей-проповедников. И этот проповедник при своей слабости, обладал такой силой, что за несколько минут перевернул душу самому Понтию Пилату.

Понтий Пилат

А кто такой Пилат? Жестокий, ненавидимый в Иудее правитель, представляющий власть Рима.  Булгаковский Пилат тоже жесток. Надо думать, не одного иудея он отправил на крест, не задумываясь. Но не их мы ставим ему в вину, а этого одного. Почему?  Если по Евангелию, то ясно: Пилат отправил на казнь Спасителя. Но в романе об этом ни слова. Иешуа – просто человек, который несмотря ни на что верит, что мир добр и разумен. Иешуа, в отличие от Иисуса евангелий, не ходит по воде, не воскрешает мёртвых. Но он совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, — он его полюбил!

И что-то повернулось в душе Пилата. Этот арестант, избитый, обреченный пробудил в правителе человеческие чувства. То ли искусство врачевателя, то ли та правда, которая просматривается за вроде бы наивными словами арестованного, вызывают симпатию не у всемогущего правителя, а у Пилата, больного стареющего и одинокого человека. И уже чудится ему, что одиночество может отступить, что будет на земле у него еще одно близкое существо, кроме собаки. И кажется, освободить узника ничего не стоит…

Но вдруг на вопрос Пилата, не говорил ли он что-то против кесаря, Иешуа простосердечно ответил: «В числе прочего я говорил,   что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, никакой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

«На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!  — сорванный и больной голос Пилата разросся. И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней!»  Все, нет одинокого и страдающего Пилата, опять есть только государственная машина, карающая всех, кто посягнет на святыню — государство.

Вот говорят, Пилат отправил на казнь невинного. Это с нашей, человеческой позиции так, а для любого государства речи против него — серьезная вина. И сейчас, выйди человек на площадь и начни говорить, что государство — насилие над людьми, у него были бы неприятности, а во времена, когда роман писался, за это однозначно расстреляли бы. И любой чиновник, пусть самый крупный, бессилен был бы спасти такого человека.

Так что не в том виновен Пилат, что не спас Иешуа, вопреки законам. Здесь у него выбора не было. Выход мог быть один — выйти из этой системы, не задумываясь. Как Левий Матвей, мытарь, бросил деньги в пыль и пошел за Учителем.  Можно ли этого требовать от обычного человека? Но, как раз в том и дело, что необычным был Пилат, что он увидел Истину, которая ему приоткрылась и потянулся к ней, но не пошел следом. Поэтому, когда ругают Пилата за трусость, то надо понимать, что это не обычная житейская трусость. Вообще Пилат из того слоя романа, который хоть не свет, но устремлен у нему, пусть это неверный лунный свет.

И опять вопрос: а за что простили Пилата? «Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит».

Все та же альтернатива: должность, на которой нельзя не убивать или лунная дорога, по которой можно идти и разговаривать о самом важном. Две тысячи лет назад он выбрал должность, но та многовековая тоска по пути иному дала ему редкую возможность попробовать сделать выбор еще раз.

Иллюстрации к роману Мастер и Маргарита

Москва после посещения Воланда

Зла после визита Воланда и его свиты стало ни больше, ни меньше, потому что только сами люди могут изменить это соотношение. Но они постарались все забыть, или как-то примитивно объяснить загадочные события той весны. Сталкиваясь с явлениями необычными люди во все времена в конечном итоге, отказывались признавать их.  Разве что Николай Иванович, который побывал на шабаше в роли борова, тоскует под луной о своей Венере и раскаивается, что пожелал вернуться к обыденной жизни. И Иван Николаевич, ставший профессором философии, в полнолуние испытывает волнение.

Его взгляд устремляется к луне, он пытается что-то вспомнить.  И видит он казнь, палача и свет страшный, как перед концом света.  А потом две фигуры на лунной дорожке. Но заботливая жена делает ему укол, и утром он просыпается обычным человеком, не ведающем о смысле ночных видений. А что значили эти видения?

Ведьминский морок или окно в мир более высокий, чем мир обыденный? И это тоже вопрос, который нам оставил Булгаков. Как бы то ни было, «Мастер и Маргарита» — книга, над которой хочется думать. И, возможно, среди прочего, наши размышления как раз и позволят медленно, хоть немного сделать лучше наш мир.

В 2018 году я была в Москве в музее Булгакова. Почитать об этом вы можете, пройдя по ссылке: Москва Михаила Булгакова

 

 

 

 

 

 

 

4 thoughts on “Михаил Афанасьевич Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита”

  1. Получили удовольствие от просмотра. Спасибо!!!

  2. Наташа, присоединяюсь к Никите. Именно удовольствие. Вот для чего мне твой блог нужен. Мне помнится, что читала я книгу в формате альбома с фотографиями страниц. И книгу эту сделал твой брат Игорь. И почему-то мне кажется, что это была «Мастер и Маргарита».

  3. Да, Игорь мне сделал такой царский подарок: 2 альбома фото «Мастера. Вплоть до 80-х годов поблизости других экземпляров «Мастера и Маргариты» не было

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *