Михаил Афанасьевич Булгаков

Михаил Булгаков — самый популярный русский писатель ХХ века. Его книги — «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце» даже сегодня, когда интерес к чтению упал, читают и люди старшего поколения, и молодежь. Пьесы «Дни Турбинных», «Бег», «Зойкина квартира» не сходят с театральных афиш. Жизнь писателя была драматична: он пережил гражданскую войну, голодал, был всегда неугоден властям, его главное произведение «Мастер и Маргарита» было напечатано через 25 лет после смерти писателя, но, несмотря на все препятствия, его книги всегда доходили до читателя. Я предлагаю вам мой ролик, где рассказывается о жизни писателя, судьбе его произведений, о местах, где он жил и небольшое эссе о романе «Мастер и Маргарита».

В дни моей студенческой юности заполучить в руки ноябрьский — 11 номер журнала Москва за 1966 год, было неслыханной удачей: ведь там начал печататься роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Поэтому, когда в кладовке у моих родственников я нашла годовую подшивку этого журнала, это стало вехой не только для меня, но и для моих друзей — Мастер вошел в нашу жизнь.

Мастер и Маргарита

А несколько лет спустя я получила подарок от брата, который с благодарностью храню до сих пор: два больших альбома со вклеенными в них фотографиями — полным текстом романа. Вот в таком виде мы его тогда читали и перечитывали.  Потом пришла перестройка, и роман Булгакова стал издаваться большими тиражами наряду с другой ранее недоступной для широкого читателя литературой. Мы тогда буквально захлебывались от новых литературных впечатлений. Но пролетели те бурные годы. Улеглись страсти. Оглядываемся назад: да, хорошие были книги, но мы их прочли и оставили там, в начале 90-х. А булгаковский роман, даже утратив ореол запретности, читается, перечитывается. И. что любопытно, школьники, которых читать не заставишь, «Мастера и Маргариту» знают и многие любят.
Конечно, восприятие меняется. И то, что раньше принималось безоговорочно, сегодня вызывает вопросы. Хорошо ли это, что самые яркие образы романа — Воланд и его свита? Немного жутко делается: молодые мальчики воспринимают Воланда как своего героя. О «Мастере и Маргарите» написано много, есть книги замечательные, но это всего лишь чьи-то версии, и ответы на свои вопросы приходится искать самому.
Один из распространенных вопросов, связанных с романом — почему главный герой дьявол, да еще такой импозантный и обаятельный?

Ориянский П. Мастер и Маргарита

Да, он был хорошо одет. А внешность у Воланда очень странная: «По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет.  Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец». А свита его уж и вовсе комическая. Вот Коровьев: «Берлиоз отчетливо разглядел, что усишки у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».  Бегемот — и вовсе кот. Правда, он вышел столь обаятельным и пластичным, что так и просится на экран или холст, хотя никто адекватно изобразить его не может. Я поискала в иллюстрациях — не нашла ничего, что понравилось бы. Правда, вспомнила, что когда выходила из музея Булгакова в Москве, меня потряс черный котяра. Я стазу поняла, что это Бегемот, хотя о существовании при музее кота не подозревала. Я бежала за ним по улице, пыталась снимать, почти ничего не получилось. Разве что вот это фото.

Yes

А чем тогда Воланд со свитой привлекают? Они из другой жизни и совершенно чужие в этой толпе маленьких людишек. В сущности, пороки, за которые они наказывают персонажей романа ничтожны: ну подумаешь, позарились на дармовщину в варьете, бюрократизм разводят, не могут отказаться от невесть откуда взявшейся валюты. Таких людей было много тогда, а уж сейчас это все даже осуждению не подлежит. А их наказывают, правда, нестрашно, и, поиграв, отпускают. По-настоящему покарали лишь двух людей: Берлиоза — за воинствующее неверие и барона Майгеля — как стукача. Так что прежде, чем возмущаться присутствием дьявола, надо негодовать по поводу наличия в Москве подобной фауны: а кто еще может здесь появиться? Силам сколько-нибудь светлым до такого мира дела нет. Впрочем, когда ему встречались люди незаурядные, он относился к ним соответственно. И судьба Мастера и Маргариты тому пример. Кто-то выразил предположение, что целью визита Воланда в Москву был как раз роман Мастера. И во всяком случае, именно он передает Мастеру оценку Того, чье имя не называют. То есть Воланд выступает как посланец высшего мира в мире земном, куда души высокие не спускаются.

Много вопросов вызывает Мастер.

Ефименко Виктор

Обычно пишут, что Мастер — человек добрый, талантливый, но непрактичный и наивный. Выходит, столкнулся он с суровой литературной действительностью, поругали его собратья по перу, он и сломался. Но давайте рассмотрим хронологию этих драматических событий. Роман он сжег в октябре.  Маргарита ушла, и через четверть часа в окно постучали. Вновь возле своего дома он появится зимой: «Да, так вот, в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, я жался от холода в моем дворике».  И говорить о том, что с ним произошло за три последних месяца, он может только шепотом на ухо. Нет, не интриги писателей сломали его, было что-то гораздо страшнее. Удивительно, как можно было не бояться писать такое в 30-е годы. Так что отвечать на вопрос, почему же он оказался не достойным света по причине своей душевной слабости — бесчеловечно. А тогда почему не достоин? Может, потому что вся эта история с Пилатом и Иешуа для него лишь литература?  Он не сделал выбора, и Иешуа для него так же приемлем, как и Воланд?

И с Маргаритой все далеко не однозначно.

Попский Ростислав

О ней всегда говорят как об образце жертвенной любви, Маргарита стала ведьмой, чтоб спасти Мастера. Но, явно, ей это понравилось, к Воланду и его свите она относится как к существам высшего порядка, стараясь соответствовать их обществу.  Вынужденно оказавшись среди самых ужасных грешников на балу, она, кажется, не очень-то потрясена этим. Кстати, еще до встречи с Азазелло в ней было уже что-то ведьминское. Вот как пишет автор: «Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме? Мастер? Не знаю. Мне неизвестно». Она бросилась в эту любовь с какой-то лихорадочной страстностью. Любопытна фраза, которой герой определяет их чувства: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»  Кстати, этот нож возникает и в других произведениях, и в письмах Булгакова. Так, после запрещения его пьесы в театре, он пишет: «на Фонтанке, среди бела дня, меня ударили сзади финским ножом при молчаливо стоящей публике». Что-то тяжелое и гибельное было в этой любви.  Образ героини написан как-то неровно, она красива, умна, но порой ее речь так вульгарна: «Пошел ты к чертовой матери. Какая я тебе Клодина? Ты смотри, с кем разговариваешь, — и, подумав мгновение, она прибавила к своей речи длинное непечатное ругательство». Но в то же время Маргарита делает непостижимый царский жест, когда на вопрос о том, какую награду она хотела бы получить за свою работу, попросила, чтоб Фриде не подавали платок.

Мастер и Маргарита

«Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло». И за Пилата вступается именно она: «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? — спросила Маргарита. Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом«.

Ориянский П. У Пилата

Ершалаимские главы.  Можно рассматривать их как своего рода вариации на темы Евангелия, а с другой здесь такая вечная проблема — человек и беспощадная власть. Что может отдельная личность? Иешуа не властен сохранить свою жизнь. Но он может остаться самим собой, не изменив себе до самой смерти. Га-Ноцри многие называют слабым, но разве это не проявление какой-то высшей силы — не взирая ни на что, до конца верить, что добро составляет стержень жизни? И важно, что это не сын божий, знающий о своем воскресении, а просто Иешуа. Мы автоматически отождествляем его с Христом, но Булгаков несколько отдаляет образ своего героя от евангельского Христа.  Откуда ты родом? — Из города Гамалы, — ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала.

Ил к "Мастеру и Маргарите"

«Кто ты по крови? — Я точно не знаю, — живо ответил арестованный, — я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец...». Можно, конечно, возразить, что это детали, а слова о том, что он воздвигнет храм новой веры, да, наконец, приговор Пилата, смерть на кресте — это все есть в Евангелии. Но, с другой стороны, ведь известно, что именно во времена римского владычества особенно напряженным было ожидание Мессии, и по дорогам Иудеи ходило немало странствующих учителей-проповедников. И такой проповедник при своей слабости, обладал такой силой, что за несколько минут перевернул душу самому Понтию Пилату.

Пилат

А кто такой Понтии Пилат? Жестокий, ненавидимый в Иудее правитель, представляющий власть Рима.  Булгаковский Пилат тоже жесток. Надо думать, не одного иудея он отправил на крест, не задумываясь. Но не их мы ставим ему в вину, а этого одного. Почему?  Если по Евангелию, то ясно: Пилат отправил на казнь Спасителя. Но в романе об этом ни слова. Иешуа – просто человек, который несмотря ни на что верит, что мир добр и разумен. Иешуа, в отличие от Иисуса евангелий, не ходит по воде, не воскрешает мёртвых. Но он совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, — он его полюбил!

И что-то повернулось в душе Пилата. Этот арестант, избитый, обреченный пробудил в правителе человеческие чувства. То ли искусство врачевателя, то ли та правда, которая просматривается за вроде бы наивными словами арестованного, вызывают симпатию не у всемогущего правителя, а у Пилата, больного стареющего и одинокого человека. И уже чудится ему, что одиночество может отступить, что будет на земле у него еще одно близкое существо, кроме собаки. И кажется, освободить узника ничего не стоит… Но вдруг на вопрос Пилата, не говорил ли он что-то против кесаря, Иешуа простосердечно ответил: «В числе прочего я говорил,   что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, никакой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Иешуа

«На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!  — сорванный и больной голос Пилата разросся. И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней!»  Все, нет одинокого и страдающего Пилата, опять есть только государственная машина, карающая всех, кто посягнет на святыню — государство. Вот говорят, Пилат отправил на казнь невинного. Это с нашей, человеческой позиции так, а для любого государства речи против него — серьезная вина. И сейчас, выйди человек на площадь и начни говорить, что государство — насилие над людьми, у него были бы неприятности, а во времена, когда роман писался, за это однозначно расстреляли бы. И любой чиновник, пусть самый крупный, бессилен был бы спасти такого человека. Так что не в том виновен Пилат, что не спас Иешуа, вопреки законам. Здесь у него выбора не было. Выход мог быть один — выйти из этой системы, не задумываясь. Как Левий Матвей, мытарь, бросил деньги в пыль и пошел за Учителем.  Можно ли этого требовать от обычного человека? Но, как раз в том и дело, что необычным был Пилат, что он увидел Истину, которая ему приоткрылась и потянулся к ней, но не пошел следом. Поэтому, когда ругают Пилата за трусость, то надо понимать, что это не обычная житейская трусость. Вообще Пилат из того слоя романа, который хоть не свет, но устремлен у нему, пусть это неверный лунный свет.

Ефименко В.

И опять вопрос: а за что простили Пилата? «Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит».

Все та же альтернатива: должность, на которой нельзя не убивать или лунная дорога, по которой можно идти и разговаривать о самом важном. Две тысячи лет назад он выбрал должность, но та многовековая тоска по пути иному дала ему редкую возможность попробовать сделать выбор еще раз.

Зла после посещения Воланда и его свиты стало ни больше, ни меньше, потому что только сами люди могут изменить это соотношение. Но они постарались все забыть, или как- то примитивно объяснить загадочные события той весны. Сталкиваясь с явлениями необычными люди во все времена в конечном итоге, отказывались признавать их.  Разве что Николай Иванович, который побывал на шабаше в роли борова, тоскует под луной о своей Венере и раскаивается, что пожелал вернуться к обыденной жизни. И Иван Николаевич, ставший профессором философии, в полнолуние испытывает волнение.

Иллюстрации к Мастеру и Маргарите

Его взгляд устремляется к луне, он пытается что-то вспомнить.  И видит он казнь, палача и свет страшный, как перед концом света.  А потом две фигуры на лунной дорожке. Но заботливая жена делает ему укол, и утром он просыпается обычным человеком, не ведающем о смысле ночных видений. А что значили эти видения?

Ведьминский морок или окно в мир более высокий, чем мир обыденный? И это тоже вопрос, который нам оставил Булгаков. Как бы то ни было, «Мастер и Маргарита» — книга, над которой хочется думать. И, возможно, среди прочего, наши размышления как раз и позволят медленно, хоть немного сделать лучше наш мир.

В 2018 году я была в Москве в музее Булгакова. Почитать об этом вы можете, пройдя по ссылке: Москва Михаила Булгакова

 

 

 

 

 

 

 

4 thoughts on “Михаил Афанасьевич Булгаков”

  1. Получили удовольствие от просмотра. Спасибо!!!

  2. Наташа, присоединяюсь к Никите. Именно удовольствие. Вот для чего мне твой блог нужен. Мне помнится, что читала я книгу в формате альбома с фотографиями страниц. И книгу эту сделал твой брат Игорь. И почему-то мне кажется, что это была «Мастер и Маргарита».

  3. Да, Игорь мне сделал такой царский подарок: 2 альбома фото «Мастера. Вплоть до 80-х годов поблизости других экземпляров «Мастера и Маргариты» не было

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *