Культура древнего и средневекового Китая. Шедевры трех тысячелетий

Древний Китай

Я предлагаю вам презентацию о культуре древнего и средневекового Китая, краткий иллюстрированный обзор культурных достижений разных эпох и более подробно — информацию об изобразительном и прикладном искусстве Китая эпох Тан и Сун. Чтобы посмотреть презентацию, кликните по картинке в начале поста.

Древний и средневековый Китай дал миру шелк, порох, чай, там были изобретены компас, сейсмограф. Иглоукалывание применялось китайскими лекарями в III тысячелетии до н.э. Китайский фарфор ценился в Европе на вес золота, но секрет его изготовления строго охранялся. Китайцы на несколько столетий раньше, чем в Европе придумали бумагу и бумажные деньги, изобрели книгопечатание. Китайские изделия из нефрита, бронзы до сих пор восхищают знатоков искусства.  В  «Книге перемен», создание которой относят к 700 до н.э.,  была намечена основа мировоззрения китайцев: в мире все изменяется, нет ничего застывшего и однозначного. Мир — это единство противоположностей. Все мы знаем изображение «инь-ян», где черное и белое связаны в единое.

Содержание

  1. Государство Шан-Инь — XVII —  XI в до н. э. Достижения в культуре и науке, прикладное искусство.
  2. Династия Чжоу (XI — III вв до н.э.) «Книга перемен», «Книга преданий», «Книга песен»  «инь-ян». Конфуций, Лао-цзы, наука и литература
  3. Династия Цинь (221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.). Великая китайская стена, терракотовая армия.
  4. Династия Хань (206 до н.э. — 220 гг. н.э.). Достижения в науке.  Изобретение бумаги. Буддизм. Скульптура. Живопись
  5. Государство Цзинь и период Нань-Бэй Чао (IV — VI века). Наука, буддийские монастыри.
  6. Династия Тан (618–907 н.э.). Сунь Сымяо. Изобретение пороха. Ксилографическое книгопечатание. Ван Вэй. Расцвет живописи. Жанр «Цветы и птицы».
  7. Династия Сун (960–1279). Дальнейший расцвет искусства. Книгопечатание. Фарфор. Китайцы и природа. Пейзажная живопись «Горы и воды»

Древнейший период (8500 — 2070 г. до н.э.)

  • Племена заселили долины рек Китая приблизительно V – III тыс. до н.э.
  • Считают, что в 2500 гг. до н.э.  стали применять иглоукалывание (акупунктуру)
  • Предполагают, что шелк появился в Китае в IV тысячелетии до н. э.Книга преданий
  • Есть легенда, что император Хуангди изобрел календарь в 2637 г. до н.э.
  • 2160 гг. до н.э. – первое свидетельство о наблюдении за затмением Солнца.

Государство Шан-ИньXVII —  XI в до н. э.

В эпоху Шан возникли города, обнесенные стенами с кварталами для ремесленников, где делали бронзовые изделия и дворцами для знати.

  • В это время уже существовало письмо, ставшее прообразом иероглифического. Археологи находят надписи на камнях, костях животных и панцирях черепах, которые использовались для гадания.
  • Династия Шан известна как Бронзовая династия. В древних гробницах находят очень тонко выполненные бронзовые сосуды, некоторые из достигают веса в 600 — 650 кг. Большинство из них использовалось  в церемониях для жертвоприношения духам предков.  Среди них были  высокие сосуды «цзюэ» — на трех ножках, в них наливали теплое вино при обрядах поминовения предков.  Сосуды «дин» тоже на з-х ножках, но в виде широкой чаши. В них варили жертвенное мясо и зерно, а потом перекладывали их в сосуд «гуй», он похож на котел и имеет или толстую подставку, или три ножки.

посуда династии Шан

В бронзовых сосудах гонг подавали вино. Они имели крышку, в форме головы быка или кошки, а на противоположном конце была маска совы или птицы. В сосуды юй, наливали жертвенное вино. Их стенки покрыты фантастическими изображениями животных и иероглифами. Когда человека хоронили, то в могилу укладывали и его кубок для ритуальных возлияний.

  • Очень высокого уровня достигла обработка нефрита, который всегда высоко ценился в Китае. Сам иероглиф, его обозначавший, включал в себя понятия «драгоценный», «благород­ный», «чистый».  Считалось, что он лечит от многих болезней. В гробницах находят не только украшения из нефрита, но и шкатулки, посуду, жертвенные сосуды, даже музыкальные инструменты (колокольчики).  Пока не изобрели фарфор, посуду делали из нефрита. Конечно, использовать ее могли только очень знатные люди, ведь камень считался императорским. Говорят, придворные, обращаясь к императору, прикрывали рот пластинками из этого камня. А еще находили могилы, где истлевшие тела принцев были заключены в костюмы, состоящие из кусочков нефрита, скрепленных золотыми нитями.

null

  • На гадательных костях и панцирях животных археологи находят надписи» шелк» и «шелкопряд», что свидетельствует о развитии шелководства.
  • Историю китайского календаря можно проследить до 14-го века до н.э. Китайцы за основу своего календаря взяли обращение Юпитера вокруг Солнца. Один такой оборот Юпитер совершает за 12 лет. Каждый год носит название животного (мышь, овца, дракон и т д).

Династия Чжоу (XI — III вв до н.э.)

Династия Чжоу просуществовала дольше, чем любая другая в истории Китая. В этот период племенные образования стали преобразовываться в государства. Время было непростое. Шли междоусобицы, не зря V — III века называют периодом Борющихся царств. Но это была великая эпоха в истории культуры Китая, когда закладывались основы литературы, науки, религиозных верований и философских учений.

  • В середине I тыс. до н.э. появились железные орудия.
  • Люди поклонялись Небу, и уже во время династии Шан звали свою страну Поднебесной, а императора — сыном Неба.
  • Китайцы чтили предков. Они верили, что умершие члены семьи все равно остаются ее частью, и от того, правильно ли они похоронены, соблюдаются ли обряды их почитания, зависит благополучие живущих. Если оказывалось, что могила находится в неудачном месте, и через нее проходили потоки отрицательной энергии, то это могло пагубно отразиться даже на еще не родившихся членах семьи. Поэтому месту захоронения придавалось очень большое значение. Кстати, китайский компас был придумал именно для того, чтоб правильно определять место для домов и могил. И в отличие от нашего, стрелка указывала на юг. В Китае никогда не было жрецов, и каждый человек должен был сам уметь соблюдать обряды поклонения духам предков.
  • Самые древние и почитаемые варианты «Книги перемен»«И цзин» относят к 700 г до н.э.  В «Книге» содержится 64 символа — гексаграмм (каждый — комбинация из 6 черточек). Гадающие сначала мысленно задают вопрос, потом с помощью веточек или монет выбирают 6 черточек, а потом ищут соответствие им в «Книге Перемен».  Каждая гексаграмма имеет толкование в виде афоризма, который не только комментирует ситуацию, о которой спрашивает гадающий, но и предлагает разные варианты ее разрешения, объясняет, соответствует ли поведение человека мировому порядку или идет вразрез с ним. Важная мысль, лежащая основе «Книги», заключается в том, что в мире все изменяется, нет ничего застывшего и однозначного. Мир — это единство противоположностей. Как раз это сочетание мужского и женского, светлого и темного, выражается в символике Инь-Ян.
  • В III в. до н.э. впервые упоминается компас. Он сначала был предназначен для обнаружения благоприятных мест для создания домов и могил и указывал на юг. И только потом китайцы стали использовать его для мореплавания. Первоначальное название компаса: «ложка, управляющая миром».  Он и вправду был в виде ложки (см презентацию).
  • Около 1000 г. до н.э. китайцы стали применять металлические монеты
  • Были записаны гимны, лирические стихи, гимны, хвалебные оды, которые образовали Книгу песен — Шицзин. Она состоит из трех частейЕ: „Го фэн“ (Нравы царств»),  „Я“ (Оды) и „Сун“ (Гимны). Как она была составлена? Стихи для нее в разных провинциях собирали специальные чиновники.  Считается, что потом Конфуций ее отредактировал и сократил С древних времен знание поэзии стало обязательным для всякого просвещенного китайца.
  • В книге Шуцзин (Книге преданий) — были собраны исторические документы, мифы.  Считается, что  «Книга преданий» , как и «Книга песен» отредактированы Конфуцием. В нее включены фрагменты мифов, героических сказаний. Важной частью книги является  трактат «Великий закон», к где пишется об устройстве мира и взаимоотношениях правителей и их подданных. В 231 г император Цинь Шихуанди приказал уничтожить ее в числе других книг, которые он посчитал бесполезными. Но сохранились копии, и потом по ним «Книга преданий» была восстановлена. Это один из самых почитаемый китайских текстов.
  • Бронзовые зеркала, как считали китайцы, были не только красивы, но и обладали магической силой
  • До нас дошли первые образцы живописи на лаковой утвари и шелковых тканях.Середина 1 тысячелетия до н. э. была временем великих философских учений.  Именно в то время  основной идеей стала мысль о гармонии общества и природы. Городская культура и люди, оторвавшись от природы, уже не может опираться лишь на ее законы. Надо было найти новые законы, которые управляли бы жизнью людей.
  • Примерно в 551 году до н.э. родился Конфуций. Ученики записали его изречения. Книга «Лунь юй» Конфуция стала одной из основ китайского менталитета. Он определил  рамки поведение человека. Нужно выполнять обряды, почитать предков, уважать старших. Конфуций много говорит о взаимоотношениях в семье, потому что это идеальная модель общества. Государство — тоже семья. И отношения там должны быть такими же. Старшие — они должны быть мудры, младшие — послушны.
  • Никто точно не знает, существовал ли учитель Лао -цзы, но книга его изречений «Даодэцзин» — «Путь Дао»  остается одной из великих в истории Китая и всего человечества. Даосизм учил, как человеку обрести гармонию с миром. Это учение не отрицает реальность, но призывает не вмешиваться в естественный процесс жизни. Созерцай, растворись в природе, стань гибким, мягким, и ты обретешь невиданную силу. Кстати, мастера знаменитых китайских единоборств учились именно такому растворению в природе, и это делало их неуязвимыми.
  • Шелк умели делать в Китае в глубокой древности, но если раньше его носили только очень знатные люди, то в 475 — 221 до н.э.  изделия из него стали носить люди разных сословий.

Династия Цинь — 221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.

Эта династия была связана с правлением императора Цинь Шихуанди, человека очень сильного и жестокого. Он уничтожил границы самостоятельных царств, разделил страну на 36 провинций, в каждую из которых назначил чиновников. По его повелению были построены благоустроенные дороги, прорыты каналы, введена единая письменность. Цинь Шихуанди приказал сжечь все старые книги,  кроме медицинских трактатов, считая их устаревшими. Он трудился без устали, но и его народ был измучен. Однако то, что осталось от его эпохи, поражает размахом. Почти сразу после смерти императора начались волнения и борьба за власть.

  • По приказу Цинь Шихуанди была построена Великая Китайская стена, которая должна была защитить Китай от кочевников. Ее длина 750 км,  высота  — 10 м, ширина — 5- 8 м.
  • Предполагают, что именно тогда изобрели тачку, которую потом стали использовать во всем мире. Говорят, что секрет ее устройства охранялся как военная тайна.
  • Памятником эпохи Цинь стала Терракотовая армия Цинь Шихуанди. Она была найдена неподалеку от городка Сианя. Фермер Янь в 1974 году бурил артезианскую скважину и вдруг наткнулся на глиняные статуи. Он сообщил археологам, начались раскопки, в ходе которых нашли  около 8000 скульптурных изображений воинов, лошадей, повозок. Каждая скульптура уникальна по своему внешнему виду. Разглядывая воинов можно определить их род войск.

  • Терракотовая армия находилась возле гробницы императора.  Сегодня этот огромный холм изучают, но государство пока не разрешает раскопки.

Династия Хань (206 до н.э. — 220 гг. н.э.).

После смерти Цинь Шихуанди началась смута, в результате, в 202 г. до н. э. крестьянин Лю Бан провозгласил себя императором новой династии Хань. О ее важности в истории Китая можно судить по тому, что  китайцы до сих пор зовут себя «люди Хань», «ханьцы» (хань жэнь). Это будет время расцвета ремесел и искусства, открытий в науках. Но борьба элит, народное восстание, междоусобные войны привели к ее распаду.

  • Сеялки появились примерно в 250 году до нашей эры
  • Астроном Чжан Хэн (78-139) изобрел первый в мире сейсмоскоп, который отмечал слабые землетрясения на больших расстояниях.
  • II-I века до н. э.  жил великий историк Сыма Цянь, автор «Исторических записок».
  • В 65 г. н. э. в Китай пришел буддизм. В 68 году н.э. в городе Лаоян бы построен первый буддийский храм в Китае Баймасы или иначе Храм Белой Лошади. Белая лошадь является символом храма, так как именно на ней в Китай попали первые буддистские святыни.

  • В 105 г. сообщается, что Цай Лунь «сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору». С тех пор писали не на шелке, а на бумаге. Арабы  узнали бумагу лишь в VIII в, а европейцы X в.
  • При императорах Хань был получен рецепт классической фарфоровой массы. Тогда стала применяться белая глина — каолин.
  • Китайский путешественник Чжан Цянь отправился на запад, оставил описание стран Средней Азии и Ближнего Востока. На основе его открытий стали прокладывать торговые пути, а когда в 119 гг до н.э. – империя Хань – разбила кочевников, то китайцы наладили торговлю с Европой, так возник «Великий шелковый путь». На Запад доставлялись китайские шелка, на Восток везли изделия из золота и стекла.
  • В период Хань важное значение придавали украшению гробниц. Для них создавали терракотовые скульптуры  мин-чи или юн. Считалось, что  глиняные изображения танцовщиц или музыкантов будут развлекать умерших и в загробной жизни. В гробницах находили миниатюрные модели зданий, лаковую посуду. Интересно, что и гробы были покрыты лаком. В гробницах находили не только обычный шелк, но и парчу. Там было много украшений из янтаря, кварца, золота. серебра и, конечно, нефрита. Там были и тонкие диски с отверстием в центре,  с помощью которых дух умерших направлялся на небеса.

    • Живопись в эпоху Хань представлена фресками на стенах гробниц,  рисунки сохранились и на надгробьях. Кстати, это не всегда надгробья правителей. Дошли до нас и картины на шелке. Искусство Хань становится более демократичным. Художники обращают всё большее внимание на сюжеты из реальной жизни. Это иллюстрации к историческим событиям,  изображения чиновников, музыкантов всадников. Изображения становятся более реалистичными. 

Государство Цзинь и период Нань-Бэй Чао (IV — VI века)

В IV веке северный  Китай был захвачен кочевниками (гунны, сяньбийцы и др). Это было время жестокости, падения культуры. Но, в конечном итоге, пришельцы начинают испытывать влияние мощной китайской культуры, попадают под влияние конфуцианства и становятся частью китайского народа. А вытесненные завоевателями жители севера осваивают южные районы, которые отныне станут главным сельскохозяйственным регионом Китая. Рис там убирают 2 раза в год.

  • В V веке в Китае было с большой точностью вычислено значение числа «пи» — отношение длины окружности к ее диаметру (в Европе это число открыли лишь в XVI веке).
  • В это время в Китае все больше распространяется буддизм.  Пишут, что половина китайцев в то время исповедовала эту религию. В это время популярен жанр рассказов-сяошо, которые отражают народное представление об этой религии. Если говорить о серьезных трактатах, священных книгах буддизма, то их переводили  на китайский язык последователи даосизма. Надо сказать, буддизм был во многом близок последователям Лао-Цзы. Их сближало  представление о несовершенстве материального мира стремление к духовному самосовершенствованию.
  • В это время было создано множество буддийских монастырей.  Среди них Монастырь Шаолинь, основанный  495 году н.э. индийским монахом – Бодхидхармой ( Дамо). Он учил: «Каждый человек является потенциальным Буддой, необходимо лишь его пробудить в себе». Путем многолетних тренировок монахи приобретали полную власть над своим телом и умом. Это очень пригодилось им, ведь жизнь в суровых горах была нелегкой, а от шаек, грабивших путников в пустынной местности, надо было уметь защищаться.

Монастырь постепенно богател, и в итоге был разгромлен участниками крестьянского восстания. Это еще больше мотивировало монахов совершенствовать боевые приемы кунг-фу. Известна легенда, как 13 монахов помогли императору подавить мятеж. Шаолинь и сегодня является одной из достопримечательностей Китая,

  • По всей стране вблизи больших городов, на пересечении караванных дорог стали возводиться пагоды, где хранились буддийские реликвии. Часто их ставили там, где прежде стояли сторожевые башни, служившие ориентиром и охраной для путника. Пагоды, устремленные к небу, стали своего рода духовным маяком. Одна из них — пагода Сунъюэсы в провинции Хэнань.

Тогда же стали строить монастыри, вырезанные в скалах. В IV веке был заложен Юньган (Храм заоблачных высей). Это самый большой  пещерный храм в Китае. В мягком камне сделаны 252 пещеры, в которых размещены  51 тысяча статуй Будды, некоторые высотой до 17 метров. Это грандиозное сооружение было сделано в основном с 460 по 525 годы.

В это же время началось строительство Пещеры тысячи Будд. Легенда  гласит, что одному буддийскому монаху было видение: он увидел на горе вспышку золотого света, из которой вышли 1000 Будды. Чтоб сделать это явью, он начал рыть пещеры.  В реальности строительством занималось, конечно, множество монахов. Закончена работа была лишь в XIV веке. Монастырь стоит на границе с пустыней Гоби и виден путникам издалека.

В мягкой породе было выдолблено около тысячи пещер, из которых примерно половина существует и сегодня.  Там можно увидеть скульптуры, фрески.

Императоры династии Суй (581- 618 гг.)

Императоры Суй правили недолго, но объединили страну и много сделала для ее обустройства.  В это время реки Янцзы и Хуанхэ соединяют Великим каналом, чтоб было удобнее возить рис, строят роскошные дворцы, восстанавливают участки Китайской стены, но жители страны восстали, не выдержав такой нагрузки. Династия пала.

Династия Тан (618–907 н.э.).

Эпоха Тан считается золотым веком китайского искусства. Власть смогла установить в страну порядок, государство росло, развивались ремёсла, науки и искусство. Большинство танских императоров покровительствовали поэтам, музыкантам, сами занимались живописью, поэзией, а сделать карьеру при дворе было невозможно, если чиновник не владел этими умениями.

  • В эту эпоху появились бумажные деньги
  • В 725 году нашей эры мастерами И Сином и Лян Линцзанем сконструированы первые механические часы с анкерным механизмом.
  • В VII в. Сунь Сымяо написал «Сочинение о пилюлях бессмертия», где содержится самый ранний известный рецепт пороха. Он был великим врачом, его книга «Тысяча золотых рецептов» переиздается до сих пор.  Он много писал о правильном питании. Среди его наблюдений были такие:

Если ешь много кислого, то разрушается селезёнка.
Если ешь много горького, то разрушаются лёгкие.
Если ешь много острого, то разрушается печень.
Если ешь много солёного, то разрушается сердце.
Если ешь много сладкого, то разрушаются почки.

Говорят, следуя своим рецептам, он прожил в добром здравии больше 100 лет. Как и многие средневековые врачи, он искал эликсир бессмертия. Для этого Сунь Сымяо однажды смешал серу и селитру, добавив рожковое дерево. В трактате «Главные наставления по канону эликсира высшей чистоты» он описал сильную вспышку пламени, которая при этом произошла.

image

Для врача это был неудачный опыт, но в 808 г. алхимик Цин Сюйцзы получил смесь из серы, селитры, древесного угля. Он назвал эту смесь «хояо», что значило одновременно и «огонь» и «лекарственное средство». Использовать стали эту смесь для фейерверков. И лишь во 2-й половине XI века китайцы начали применять закрытые с одного конца трубки, в которые закладывался порох и стрела.

  • Фарфор китайцы изобрели давно, но в VI -VII веках его изготовление поднялось на новый уровень. Подробнее об истории фарфора см. в следующей главе.

image

  • Китайцы с древних времен пили чай, но именно в это время этот напиток становится частью особого ритуала.
  • В VII веке было изобретено ксилографическое книгопечатание, при котором текст вырезался на дереве, а потом делались оттиски на бумаге. Первой точно датированной печатной книгой была «Алмазная сутра», отпечатанная в 868 году.

image

  • В 652 году была построена Большая пагода Диких гусей в Сиане — одна из самых известных буддийских пагод в Китае. Местная легенда говорит: «Однажды мимо здешних мест пролетала стая больших диких гусей, один из них упал с неба и умер. Они решили, что мертвый гусь – это Будда, похоронили птицу, а на месте возвели пагоду.

image

  • В эпоху Тан жил великий живописец, поэт, каллиграф, музыкант Ван Вэй. Его жизнь полна взлетов и падений, он занимал высочайшие посты и попадал в опалу.  А потом поселился в горах и до смерти вел жизнь отшельника. Он писал стихи, в которых нет действия, а лишь глубокое созерцание природы.

image

Ван Вэй считается основателем монохромной пейзажной живописи. Он писал только тушью, создавая множество оттенков — от жемчужного до почти черного. Работ художника не сохранилось, мы имеем о них представление по копиям.

image

  • В конце эпохи Тан возник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы». В этом жанре соединялся реализм и символизм. Так, сосна — символ долголетия, лотос — чистоты. Две дремлющие уточки в камышах —  символы любви, а сочетание бамбука, дикой сливы и сосны означают стойкость и верную дружбу.

image

Причем, определенному цветку соответствует конкретная птица. Феникс, павлин, петух и фазан, изображаются вместе с пионом; ласточка — с ивой; перепела и куропатки изображаются вместе с просом; аист вместе с сосной, олень, марал символизируют удачную карьеру и связанное с ней благополучие.

image

Одним из самых излюбленных образов китайской живописи был бамбук. Его часто писали художники в годы бедствий, ведь образ этого гнущегося, но не ломающегося растения — символ стойкости.   

Династия Сун (960–1279)

История китайской династии Сун (960–1279). началась с того, что командующий гвардией Чжао Куанъинь захватил трон в королевстве Чжоу. Постепенно он объединил вокруг себя весь Китай. Императоры этой династии продолжили культурную традицию предшествующей эпохи.

В это время ремесленник Би Шэн (990—1051), придумал подвижные литеры из глины. из которых стали набирать текст. Так Китае возникло книгопечатание на 400 лет раньше, чем в Европе.

Тогда же возник театр, при дворах императоров создавались музеи. В конце Х века появилась первая в мире Академия живописи.  Занятие искусством было настолько престижным, что им занимались не только высшие чиновники, но и императоры. Так, император Хуэй-цзун был мастером чайной церемонии, каллиграфом, художником, правда, при этом запустил государственные дела, попал в плен и остаток жизни провел в изгнании. Вот одна из его картин.

image

Эпоха Сун стала важным периодом в развитии китайского фарфора. Секрет его изготовления держался в строжайшей тайне. Сегодня мы кое-что знаем о его изготовлении, но многие тайны так и остались неразгаданными. Конечно, глиняную посуду делали еще в глубокой древности, но революционным открытием стало открытие белой глины-  каолина в эпоху Хань. Следующим шагом находка фарфорового камня, который содержал полевой шпат и кварц. Эти минералы придали изделиям из фарфора прочность и стекловидность.  Требуется более 70 операций, чтоб сделать качественный фарфор. Камень перемалывают, смешивают с каолином. Все это заливают водой, перемешивают, чтоб всплыла грязь. Говорили, что глину в воде выдерживали до 10 лет. Потом массу отбивали, делая ее пластичной, и только после этого гончары изготовляли сосуд, сушили наносили цветовой пигмент и роспись. Затем вазу покрывали многослойной глазурью, после чего обжигали в специальной печи без доступа кислорода при очень высокой температуре.

null

Мастера предъявляли к фарфору высокие требования, считая, что он должен быть голубым, как небо, омытое дождем.  Допускался также белый и зеленый цвет. Временем зарождения подлинного фарфора считают эпоху Тан. Тогда мастера не только совершенствовались в создании все более тонких и прочных изделий, но и украшали их цветной глазурью, а еще наносили на поверхность узоры.  В эпоху Сун появились известные гончарные мастерские со своими особенностями. Одни наряду с белой посудой выпускали покрытую цветной эмалью, другие покрывали ее черной, коричневой, зеленой глазурью. Третьи делали знаменитый сине-голубой фарфор. При династии Сун посуду стали украшать позолотой. Вообще, несмотря на то, что жизнь Китае в этот период была довольно трудной, популярны были парча, золото, роскошно вышитые шелка.

В эпоху Мин (1368 -1644 гг. н. э.) фарфор не только покрывается синей, красной, желтой глазурью, но и расписывался поверх глазури разноцветными красками. Обжиг таких сосудов производился при температуре 1350 градусов.  Поэтому фарфор был особенно прочным. Именно тогда о фарфоре писали: «Он должен быть звонким, будто гонг, прозрачным как стекло и иметь толщину не более бумажного листа».  Любопытно, что в Китае качество фарфора определяют по звуку. Стенки сосуда были такими тонкими, что сквозь них можно было увидеть ноготь. Надо сказать, секрет красок, которые тогда употребляли мастера, в значительной мере утерян, в частности, не могут восстановить рецепт красной краски.

Эпоха Сун — время расцвета китайской пейзажной живописи.  В ней отразились представления китайцев о природе. Китайцы — народ, который с древних пор жил в гармонии с природой. Там, где европейцы преодолевали природу, китайцы следовали ей. По древним преданиям, один правитель, которому предложили отвести от дворца русло реки, угрожавшей подмыть его, сказал: «Я слыхал, что в древности те, кто способствовал процветанию народов, не разрушал горы, не останавливал реки, не углублял озера». Природа для китайцев священна. Все вещи в мире пронизаны энергией ЦИ. Именно она породила небо, землю и два начала: инь и ян, о чем писалось еще в «Книге перемен» Инь и Ян одинаково важны, нарушение баланса грозит болезнями и другими бедами.

image

Эти представления отразились в китайском искусстве. Горы считались олицетворением мужской силы- ян, а воды- женской- инь. Поэтому жанр живописи «Горы и воды»— это не то, что наш пейзаж.

image

Горы обожествлялись, потому что именно там проходило наибольшее количество энергии ян, поэтому на возвышениях лучше всего хоронить умерших, ведь проходя через их могилу ян давала силы всему роду. Но и без воды — инь, жизнь невозможна.

Если для человека европейской цивилизации созерцание природы — лишь приятный досуг, то для китайца- приобщение к ритму Вселенной, дыханию Дао.

Китайские картины делались в виде свитка, сначала на шелке, а потом на бумаге. Свиток мог развертываться в высоту, и тогда можно было рисовать высокие горы и глубокие пропасти. Он мог развертываться в длину, и тогда на нем одна за другой сменяли друг друга разные картины, как бы последовательно повествуя о каком-либо событии, скажем, из жизни придворных.  Художники Китая никогда не работали с натуры. Они долго созерцали пейзаж, а потом дома писали тушью тонкой кисточкой по шелку или бумаге, похожей на промокашку, где краска сразу расплывалась, и надо было виртуозно владеть кисточкой, чтоб тушь не растеклась больше, чем надо. Благодаря навыкам написания иероглифов живописцы прекрасно владели линией

Больше иллюстраций вы найдете в презентации в начале публикации.

Один комментарий к “Культура древнего и средневекового Китая. Шедевры трех тысячелетий”

  1. Наталья Всеволодовна, спасибо за очень интересную информацию. И, такой большой объём, изложенный кратко — это замечательно: познавательно и увлекательно!
    С наилучшими пожеланиями Ольга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *