Этим летом все ездят на ЭКСПО. Собрались и мы. Нашли в интернете толковый фотообзор, где хорошо написано о том, что интересного в разных павильонах EXPO 2017. Поняли, что в одних больше рассказывается о достижениях энергетики, другие привлекают посетителей шоу и разными эффектами, записали, где стоит побывать, хотя, честно говоря, прочитанное меня не очень вдохновляло… Вся же я гуманитарий. И вдруг нам попалась афиша культурной программы: в Национальном музее Казахстана в рамках ЭКСПО-2017 выставлены потрясающие вещи: золото скифов и саков, скульптуры из Терракотовой армии, предоставленные Китаем, картины Рериха из музея Нью-Йорка.
Содержание.
- Дорога в Астану.
- Астана. Площадь Независимости
- Национальный музей Республики Казахстан
- Залы золота саков.
- EXPO 2017
И тут я загорелась: мне захотелось увидеть все это… Ну и ЭКСПО — тоже. В результате родилась довольно безумная идея: мы едем сначала в Национальный музей Казахстана, а потом, сколько хватит сил, бродим по залам Всемирной выставки. Итак, 15 августа первым автобусом мы выехали в Астану. За окном — знакомые пейзажи.
Дорога в Астану. Расписание автобусов из Астаны
После Ивановского проехались по только что отремонтированной дороге — хорошо! Объезд небольшой, потряхивало только в конце, где ремонт был лет 5 назад.
До трассы Астана-Кокшетау доехали за 1 час 10 минут, еще через час с хвостиком были у турникетов на въезде в столицу.
Но по улицам Астаны в пробках ползли полчаса. Так что время в пути — 2 часа 50 минут. Сразу изучили расписание автобусов Астана-Степногорск, чтоб знать, когда надо попасть на автовокзал.
Сели на автобус №3 и отправились в музей. Грешна, в Астане бываю редко, хочется куда-то за пределы Казахстана. Но в этом году, по дороге в аэропорт вдруг поняла, что это действительно очень красивый город. И когда москвичи говорили мне, что Москва очень похорошела, я вежливо молчала, потому что думала: Астана куда интересней современной Москвы. Такая стала патриотка. Вышли из автобуса мы у мечети «Хазрет Султан». Красота!
Астана. Площадь Независимости
Хазрет-Султан — одно из имен Ходжи Ахмеда Ясави, пожалуй, самой интересной личности казахского средневековья. Мудрец, суфий, он рассказывал тюркам об исламе так, что они приняли новую религию свободно, без сопротивления. Мечеть занимает второе место в Средней Азии по величине. А ее купол — 28 метров в основании. Зал вмещает 5000 человек.
Это все я потом прочла в интернете, а тогда мы просто любовались этим белоснежным чудом.
Осваивая географию Астаны, я узнала, что через дорогу от мечети находится площадь Независимости. Мне нравится, что в Астане просторно, красивые здания не зажаты, но бесконечное пространство этого места просто завораживает.
Изо всех зданий, окружавших эту площадь, я знала только Пирамиду, то есть Дворец Мира и Согласия.
Оказывается, на Площади Независимости — целый комплекс зданий. Вот Дворец Независимости. Здесь проходят важные политические мероприятия, а еще — выставки, концерты. На первом этаже — Церемониальный зал. Именно здесь проводится инаугурация Президента. Построили дворец турки в 2008 году.
Рядом — Казахский Национальный Университет Искусств «Шабыт». Здесь на шести факультетах учатся музыканты, танцоры, художники, будущие деятели театра и кино, причем и на уровне колледжа, и бакалавриата, и магистратуры. Университет расположен в этом здании с 2010 года.
В центре площади — монумент «Қазақ Елі». Его композиционный центр — стела высотой 91 метр, потому что именно в 1991 году Казахстан провозгласил свою независимость. На ее вершине — птица Самрук. Монумент был открыт в 2009 году.
Национальный музей Республики Казахстан
А в самом дальнем конце площади находится Национальный музей Казахстана, куда мы, оторвавшись от рассматривания и фотографирования достопримечательностей, наконец, пришли.
В музее пенсионерам скидка, но так как выставки, на которые мы хотели попасть, — иностранные, платить пришлось полную цену — по тысяче тенге за каждую. Гулять так гулять — решили мы.
Первыми были китайские воины из Терракотовой армии императора Цинь Шихуанди.
В 1974 году крестьянин Янь Джи Ван копал колодец на своем участке. Воды он не нашел, зато обнаружил то, что стало потом главной археологической сенсацией второй половины 20 века, потом это назвали Терракотовой армией.
Говорят, сначала император, при котором была построена большая часть Великой Китайской Стены, хотел, чтоб с ним похоронили 4 тысячи молодых воинов. Так было тогда принято. Его убедили, что это вызовет беспорядки, тогда 700 000 тысяч мастеров в течение 38 лет из желтой глины стали делать фигуры воинов, которые должны были охранять гробницу императора. Каждая фигура обжигалась при температуре 1000 градусов в течение 3 дней. Ни одна фигура не походит на другую. Сначала нашли 6 тысяч статуй, потом еще 2 000. А сколько еще обнаружат? Это офицер.
А вот — полководец
Каждый воин в руках держал оружие. Поэтому пальцы так согнуты.
Оружие находится в витринах тут же. Бронзовые наконечники копий и стрел. Кстати, Китай был одним из первых мест, где стали делать изделия из бронзы.
Здесь же, в зале показывали видеоролик о раскопках в Китае. Из своих тысяч китайцы дали всего несколько статуй, но я очень рада, что увидела их. Мы отправились дальше. Зашли в комнату, где все сверкало, и я немного испугалась: а вдруг это то, что они называют залом золота.
Но нам объяснили, что эта композиция называется «Дерево жизни», а залы золота — дальше.
В первом были предметы из кургана Иссык и Берельского кургана, гордость археологов Казахстана.
Всемирно известным комплекс захоронений на Алтае близ села Берел стал в 1998-99 годах. Чем удивительны Берельские курганы, которые еще в 19 веке начали открывать для науки археологи? Люди, жившие там в 5-4 веках до н.э., умели в могилах искусственно создавать вечную мерзлоту, поэтому предметы, найденные там, очень хорошо сохранились, причем, не только металлические, но и деревянные. Там хоронили знатных людей, а с ними вместе коней с богатой сбруей. На головах лошадей были украшенные золотом маски с прикрепленными рогами. Кстати, в иных могилах сохранились не только кости скелета. Ученые смогли понять, чем питались кони. Они восстановили их внешний вид. Определили даже масть. Перед нами — реконструкция коней из алтайского кургана.
А настоящие предметы из могильников — рядом под стеклом. Вот рога, украшенные золотом.
Часто предметы делались из дерева и покрывались тонкой золотой фольгой. Это здесь видно.
Смотрите, какой кувшин интересный!
Напротив коней — еще одна реконструкция: всем известный «Золотой человек», один из символов Казахстана.
Про него сейчас знают все дети, он оброс множеством мифов, а, между тем, сама эта находка была чудом. В 1969 году на окраине города Иссык, Алма-Атинской области строили автобазу. На месте стройки возвышался курган, про него уже знали, что он разграблен, но, по закону, археологи должны были изучить могильник в разрезе. Ученые понимали, что тормозят строительство, и уже готовы были разрешить технике работать, как бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. Когда археологи смогли проникнуть в могилу, обнаружили скелет человека, усыпанный золотыми бляшками.
Потом посчитали, что там было больше 4 000 золотых предметов. Так как расположение предметов никто не нарушал, оказалось возможным реконструировать костюм молодого человека сакского периода. И вот перед нами в витринах лежат эти элементы одежды юноши, жившего 2,5 тысячи лет назад.
Надо сказать, выглядят, как новенькие. Я даже усомнилась, не копии ли? Поискала, где находится золото из кургана Иссык. Его возили с места на место: сначала хранили в Академии Наук, потом создали Музей драгоценных металлов, одно время он даже был во Дворце Независимости. Но сейчас, вроде, хранится в Национальном музее РК, то есть здесь. Вот элементы головного убора. Тулпары — кони тоже с рогами. Для саков это был символ силы и царского величия.
Я увлеченно фотографировала все эти золотые бляшки, они мне нужны для уроков, а в интернете мало и размер небольшой. Я надеюсь, что этот зал будет доступен и после окончания ЭКСПО, а золото из второго зала собрано из разных музеев Казахстана и России. Эта выставка называется «Золото скифов». Там тоже много интересного.
В 2012 году, совсем недавно, в Западном Казахстане было найдено захоронение женщины, кажется, это пятый по счету «Золотой человек» в Казахстане, и самый древний: VI- V века до н.э. Реконструкция ее костюма в этом зале. Какая модница! И зеркала рядом.
Ее назвали » Золотая принцесса». В могильнике было 119 золотых украшений, среди которых — уникальный гребень. А эти колчан и лук из Тувы относятся и вовсе к 7-8 векам до н.э.
Саки, скифы — чем они отличаются? Скорее всего, ничем. Греки звали кочевые народы степи скифами, персы — саками.
Все они оставили после себя курганы, а в них — если не разграблены — чудесные золотые фигурки разных зверей, почему и появилось название «искусство звериного стиля». Ими украшали и оружие, и одежду, и конскую упряжь.
Там было много интересного, но пора идти дальше. Мы хотели еще посмотреть выставку «В поисках Шамбалы» из Нью-Йоркского музея Николая Рериха. У входа — известный портрет Николая Константиновича кисти его сына Святослава Николаевича.
Выставка картин Николая и Святослава Рерихов.
Вот несколько картин самого Н.К.Рериха:
А еще рядом была выставка русских художников из музеев США: Коровин, Маковский, Айвазовский.
Мы узнали, что в музее есть залы современной живописи Казахстана, которую я давно хотела посмотреть, но был уже второй час, надо ехать на ЭКСПО. Выяснили, что туда можно добраться на автобусе №40, опять замелькали улицы Астаны, и, как я ни клялась, что не вытащу фотоаппарат, пока не приедем на место, не удержалась и давай опять щелкать.
Насколько я помню, у Байтерека высота 97 метров, это год перенесения столицы в Астану. То есть он всего на 6 метра выше стелы на площади Независимости? Никогда бы не продумала. Везде нумерология, символика.
На EXPO мы приехали в 15 часов. Люди добрые здесь с утра.
Я спросила себя: собираюсь ли я здесь что-то познавать из области энергетики настоящего и будущего? И честно ответила: нет. Я уже так переполнилась впечатлениями и эмоциями, что хочу просто погулять. Я думаю, этого же хочет большинство. Пусть это будет просто праздник, тем более, что для этого все есть: прекрасная погода, море цветов.
Здания и скульптуры — как в фантастическом фильме.
Люди веселые. Вот венгры. Просто сияют. Красавцы.
А литовцы какие милые!
Красота-то какая!
На фоне сверкающей стены павильона Катара все фотографируются.
Кто-то трудится.
Большинство — разнообразно отдыхает. Некоторые даже вот так — уходились.
Признаюсь, подобные картины меня все больше привлекали.
«Нур Алем», павильон Казахстана
Но мы не стали расслабляться, пошли, кончено, в Сферу, или как это официально зовется «Нур Алем», павильон Казахстана.
Красиво сделали. Там 8 этажей и все про энергетику. На первом этаже, посвященном истории и этнографии, был такой интерактивный стенд: прикоснешься к участку стены, и засветится какая-то картинка. Это есть во многих павильонах, правда, здесь сами мы ничего не трогали, для этого были специально обученные волонтеры.
Вообще везде все сверкает. А вдоль этих светящихся трубок еще и вода течет.
Какое эти казахские костюмы имеют отношение к энергетике, мы не поняли, но возле все фотографируются.
Попался нам любопытный арт объект. Называется «Энигма Солнца». Это одна из скульптур француза Микаэля Обреновича. Всего их на выставке 5. Скульптор напоминает о необходимости беречь природу, цитируя слова Альберта Эйнштейна: «Если пчела исчезнет с поверхности земного шара, у человека останется всего четыре года жизни. Если нет пчел, больше нет опыления, нет растений, нет животных и нет человека». Это одновременно и соты, и солнце, которое вращается вокруг своей оси. Все работы 38-летнего мастера останутся в Казахстане.
Изучив, что где находится на 8 этажах сферы, мы отправились на восьмой. Вот в чем прелесть позднего прихода. В обозрениях пишут, что у лифтов толкучка. В 3 часа все было спокойно. Девушка, которая нас поднимала, строго сказала всем, что вниз надо спускаться пешком, но, поглядев на нас троих, добавила: «А вы — на лифте». Что она про нас подумала? На 8 этаже — зал Астаны.
Я сразу отправилась фотографировать город сверху. Раскинулся он, однако.
Одна из фишек этого павильона — стеклянный мост.
Не все так смело идут: а вдруг сломается.
Под нами — 100 метров
А эти девчонки ничего не боятся.
Мы спустились на 7 этаж, где была представлена энергия космоса. Обещали обсерваторию. Может, мы не нашли. Видели экран, стоя рядом с которым можно было представить себя на МКС, для тех, кто любит смотреть под ноги, на полу были написаны всякие сведения по истории космонавтики. Я размечталась, хорошо бы на наших тротуарах что- то такое писать — дошел с базара — получил сумму знаний. Прошли ли мы все этажи? Увы, нет, дальше мы спустились на лифте и пошли смотреть что-то иностранное — куда глаза приведут.
Павильоны EXPO 2017
Честно сказать, мы были неправильные экскурсанты, глаза вели нас туда, где нет очередей. Известно, что самая большая очередь в корейский павильон, я прочла, что там мультики показывают и разные ролики.
В этой очереди мы стоять не стали. И в американский павильон тоже не пошли.
А пошли в Монако. Мы читали, что там красивое зеркальное шоу.
Их тема — энергия моря, и зеркала имитируют волну. А в ней отражается и само Монако, и рыбы, и кораллы, и мы немного, когда волна опустится. Но брат мой — профессиональный оптик искал здесь высокие технологии и был разочарован, когда понял, что это — просто отражение экрана, лежащего горизонтально.
Я думаю, для технарей здесь есть много других интересных вещей, но нам, необразованным тетенькам, подавай всякие блестящие штучки, мы и рады. А потом пошли в Ватикан. Надо сказать, у меня с 6 класса слабость к карликовым государствам Европы. Но отправились мы туда, потому что прочли, что они показывают на потолке видео о Большом взрыве. Ватикан и Большой взрыв? Неожиданно. Что там было хорошо — сидели мы на стульях целых 7 минут. Сам фильм не впечатлил. Вот в казахском павильоне на 1 этаже есть юрта, где сверху на нас падали целые миры. Здорово было, я даже прислонилась к стенке, чтоб самой не улететь. А тут — бледненько, даже фотоаппарат не брал, а без этого — неинтересно. Но в соседнем зале были мозаичные панно с картинами Сотворения мира.
Так что насчет взрыва — просто политкорректность. А, может, они вообще зря напрягались? Про рождение Вселенной всяк покажет, а вот на энергию божественную у них монополия. И тема эта вполне уместна на энергетической выставке. На противоположной стороне была русская икона «Преображение».
Как ученики покатились с горы Фавор при виде Христа в божественном обличии! Вот она божественная энергия! Но эта картинка из интернета, а когда я стала фотографировать в ватиканском павильоне, вышло вот что:
И у Ольги Васильевны — то же самое. Знали бы, что у нас получилось, спросили бы девушку- волонтера, отчего такой эффект. Вообще девочки и мальчики в павильонах очень славные, стоит притормозить у какого-то экспоната, начинают объяснять, чувствуется интерес. Порой останавливаешься просто, чтоб не обидеть детей, они так стараются! В следующем павильоне — итальянском мы разговорились с молодым человеком у винта Леонардо. Я пожалела, что никто не заметил его изобретений в XVI веке, а в ХХ веке все изобрели заново, он доказывал, что тогда все равно нужных материалов не было. Винт я сфотографировала. Пригодится.
Там были еще такие большие линзы, если к ним подойдешь близко, внутри появляется мужчина или женщина и начинают рассказывать о достижениях итальянской энергетики. Я по привычке, сначала стояла, боясь их обидеть, пока не сообразила: они же не настоящие — из линзы, можно уходить. На выходе из итальянского павильона я сняла буфет с ценниками. В интернете уверяют: не несите с собой еду, там всего полно. Ну да.
Мои спутники хотели попасть еще в русский павильон посмотреть на ледяную арктическую глыбу, которую все трогают, а она не тает. Но я осталась сидеть на лавочке. Все, мой энергетический заряд иссяк.
Говорят, там было хорошо, льдину потрогали, но на фото она вышла как-то неубедительно. Уже вечерело, когда мы покинули выставку и отправились на автобус № 10, про который нам говорили, что он рядом. Я бы не сказала. По дороге сфотографировала еще один симпатичный домик, который оказался Конгресс-центром выставки.
Садилось солнце, я особенно люблю такое освещение, поэтому, усевшись в «десятку», которая идет мимо всяких красивых мест, я еще немного пощелкала фотоаппаратом.
Транспорт-Тауэр, Министерство транспорта и коммуникаций, прозванное «Зажигалка Астаны»
А это — что, кто знает?
После посещения выставки я отметила два интересных энергетических эффекта. Мой фотоаппарат уже в музее почти что разрядился. Я огорчилась, как без него на выставке? Но он подумал, снова заработал и перенес не только все съемки в темных павильонах, его хватило даже на то, чтоб через треснувшее окно бусика, на котором мы покидали Астану, снять выезд из столицы уже почти в темноте.
А второе наблюдение касалось уже меня. Возвращаясь домой, ощущая боль во всем теле, я полагала, что завтра буду лежать пластом. Но утром, поскрипев для начала суставами, поняла, что я вполне годна если не к большим свершениям, то, по крайней мере, к нескольким небольшим повседневным подвигам. Так что есть еще один вид возобновляемых источников энергии: положительные эмоции в больших количествах.
для тех, кто захочет почитать более квалифицированный обзор ЭКСПО 2017, вот ссылочка: http://vsobolev.com/chto-posmotret-na-ekspo-2017-pavilon-s1/ авторский проект В Соболева.
Посмотрел и прочитал с удовольствием. И вспомнил, как хорошо и интересно проходил тот день. А на следующий день действительно произошло возобновление человеческой энергии. Хочется чтобы эта энергия неуклонно возобновлялась и её источник не иссякал
Круто! Как вы все выдержали и в голове удержали, чтобы нам рассказать? Очень понравилось!
Я читала пост 2 дня — за раз времени не хватило. А уж написать… Большой труд. Я оценила)))
Здравствуйте, большое спасибо за статью, очень интересное и содержательное. Молодцы, впечатлении и эмоции очень много, Я рада что не только мне это все понравилось, в ногу со временем надо жить. Хочу пожелать вашей команде в Нано технологический и информационный век, чтоб Вы были востребованы, здоровья, счастья и мира во всем мире!
Дорогая Наталья Всеволодовна! Огромное спасибо за интересную информацию о выставке! Нам тоже очень понравилось! А про энергию и атмосферу,это точно.Все исключительно построено на положительных эмоциях и приветливых людях. ЭКСПО СУПЕР! Зрелище не забываемое! И я горжусь,что наш Казахстан имеет статус мирового значения во многих начинаниях!
спасибо, Райхан
Спасибо, Наталья Всеволодовна, Отлично, как и все Ваши материалы в Вашем блоге и в You Tube. И фотографии, и комментарии. Особое спасибо от тех, кто по разным причинам не смог сам побывать на ЭКСПО.
Астана — стал красивым и развитым городом! Обзор ваш это наглядно и интересно показывает! Молодцы, что не сидите на месте и посещаете такие события))))
Наташа, спасибо за экскурсию! Я ее дважды посмотрела и еще хочется. И музей хорош, и выставка интересная, но больше всего АСтана впечатлила. Ничего общего с тем унылым Целиноградом, который я помню, как место пересадки. Все-таки есть движение вперед в этом мире. Просто места надо знать. Еще раз спасибо.
Уважаемая Наталья Всеволодовна! я с интересом прочитала Вашу статью, мне приятно было и прочитать и прочувствовать все именно так, как вы и описали! Восхищаюсь Вашим талантом и очень уважаю! долгих лет жизни Вам и крепкого здоровья!!!
Спасибо,Мадина!
Наталья Всеволодовна! Транслировали энергию в избытке. За один раз и не вмещается! Энергия с сильным жизнеутверждающим началом. Многообещающим, я бы сказала. Спасибо огромное! Очень интересны и экспонаты Музея.Вот так, не имея возможности, мы имеем все!!! Благодаря Вашей неоценимой работе.