Не профессия, а призвание. Культура Степногорска

Степногорск ДК

Вспоминая историю Степногорска шестидесятых-восьмидесятых годов, старожилы обязательно вспомнят, каким культурным тогда был наш город. Среди степногорцев было много начитанных, эрудированных людей, но дело не только в уровне образованности. Как активно  откликались жители города на любое  культурное мероприятие, будь то новый фильм, спектакль городской праздник! И, что еще важнее, сами были творцами культуры. Жизнь в клубах кипела. Наши знаменитые коллективы, созданные в первые десятилетия города: театр драмы, ансамбль «Радуга», балетная студия, оркестр народных инструментов, — гремели не только на всю область, их знали в республике и даже за ее пределами.

И здесь велика заслуга тех, кто учил степногорцев — взрослых и детей — петь, танцевать, кто делал из них артистов, на всю жизнь влюблял в творчество. Я не умаляю заслуг тех, кто сегодня работает в клубах, они тоже замечательные специалисты, но писать буду о первых, не хочется, чтоб их имена забылись. Готовя этот материал, я столкнулась с тем, что материалов, фотографий о культуре Степногорска его первых десятилетий почти нет, так что историю степногорской культуры того времени пришлось собирать по крупицам.

Содержание

    1.  60-е годы. «Юность» .
    2. Клуб «Октябрь и его первые коллективы: Народный театр, балетная студия, «Радуга», ансамбль баянистов, театральная студия Т. Чуйковой.
    3. Открытие библиотек. Фотоклуб
    4. 70-е годы. Открытие Дворца культуры
    5. Балетная студия.
    6. Народный коллектив «Радуга». Оркестр народных инструментов.
    7. Народный театр драмы 70-80- годы
    8. Хоровые коллективы
    9. ДК «Строитель»
    10. Городские праздники
    11. К нам приезжали знаменитости
    12. Кинотеатр «Айгуль»
    13. Библиотека групкома в новом здании, городская библиотека
    14. Фотоклуб «Радуга»

60-е годы

Все началось с 1964 года, когда открылся первый в городе кинотеатр «Юность». Сначала окошечко в кассу было на улице, и порой к нему выстраивались огромные очереди, а случалось, билетов не хватало, особенно когда привозили новый фильм, о котором писали в журнале «Советский экран» — его старались посмотреть все.

Степногорск старые фото

А еще там начали работать первые творческие коллективы: Тамара Андерсон создала первый драмкружок, совсем молоденькая Нелли Адильбаева — танцевальный. Кстати, она сама выступала как солистка и в 1966 году ездила на конкурс молодых исполнителей в Алма-Ате где стала лауреатом Республиканского конкурса.   В 1966 году приехала в город Людмила Колобова, выступила на новогоднем концерте, и на долгие годы стала одной из звезд Степногорска, без которой не обходился ни один большой концерт.

Был еще вокально-инструментальный ансамбль «Ритм», им руководил Б. Ватагин. 70 человек там занималось. Читаю у И. П. Ковцура: «В 1966 году здесь открывается детский сектор с кружками драматическим, кукольным, автомоделирования, изобразительного искусства, школой вязания (и где они там помещались)? Если кто-то помнит об этом периоде нашей культуры, напишите, пожалуйста!

Клуб «Октябрь и его первые коллективы (Балетная студия, «Радуга», Театр драмы, оркестр баянистов).

В 1968 открылся новый торговый центр, и там — клуб «Октябрь». Его первым директором была Ирина Аркадьевна Черепанова, не только прекрасный профессионал, но и удивительно интеллигентный, тактичный человек. Позднее возглавляли «Октябрь» Лидия Фоминична Кобченко, Аполинарий Иванович Вольский. Более 300 человек занимались в коллективах клуба, а зрителей приходило на концерты и спектакли — буквально яблоку негде упасть. Как раз в клубе «Октябрь» Владимир Викторович Павленко создал свой театр.

Степногорск Культура

Геолог по специальности театром он «заболел» еще в юности, когда играл в клубе рудника Сталинского. Руководила там театральным кружком Народная артистка Чечено-Ингушской АССР Мария Ивановна Немцова, она собрала вокруг себя молодежь, и спектакли местных артистов не только тепло принимали дома, но и в Алма-Ате, где они стали дипломантами республиканского смотра.

Многие студийцы сохранили любовь к театру, а для Владимира Викторовича это стало делом всей жизни. Руководя драматическим кружком клуба «Октябрь», он совмещал искусство с геологией и, возвращаясь из геологических экспедиций, спешил в клуб. Ставили Островского, современных авторов: «Чужой ребенок», «Человеком называться мало», «Одна береза знает».

Как раз со спектаклем «Человеком называться мало»  степногорский коллектив отправился в Алма-Ату и стал Лауреатом республиканского конкурса. Сам Министр культуры Казахстана ходатайствовал о присвоении коллективу звания Народного. Обычно этого высокого звания надо добиваться долго. Но таков был уровень коллектива, созданного Владимиром Викторовичем. Именно тогда в театре начали играть Г. Чижов, М. Овсянкина, А. Кашляков, С. Дридигер, и город знал и ценил звезд своего театра.

Виктор Григорьевич Ерохин начинал еще директором клуба в Заводском, а «Октябре«был руководителем хорового коллектива и вокальной группы. Он вспоминает о том, что наши артисты ездили на конкурс «Алло, мы ищем таланты», который проходил на целиноградской телестудии. На фото занятия с вокалистами в «Юности» и инструментальный ансамбль во время записи на целиноградском телевидении.

Ерохин В. Г.

Светлана Устименко вспоминает: «Помнится в Степногорске проходил отборочный конкурс «Алло, мы ищем таланты». В этом конкурсе заявили о себе А. Пугачева, Р. Рымбаева, В. Леонтьв и др. Я и Света Ложкарева, — а мы занимались с Виктором Ерохиным в к-ре » Юность», в ДК «Октябрь», прошли отборочный тур и должны были ехать на телевидение в Целиноград во Дворец Целинников. Мне куда интереснее было поехать с агитбригадой по полям и целинным совхозам, благо еще и от работы на неделю освободили. Правда потом в горкоме комсомола решался вопрос,что со мной делать: не поехала на ТВ честь города отстаивать.» Агитбригадой в Степногорске руководила Ирина Аркадьевна Черепанова.

На конкурс послали С. Ложкареву с песней «Гуцулочка» и Л. Масленникову. А еще Виктор Григорьевич руководил ансамблем «Ритм».

Был в «Октябре» и детский театральный кружок. Его вела Татьяна Трофимовна Чуйкова, человек удивительно тонкий, интеллигентный. Она рано уехала, театр прекратил свое существование, и, признаться, я про него забыла.  А недавно получаю письмо от Ларисы Михайловны Федоровой, которая девочкой с 1976 по 1981 ходила в этот коллектив. Это было лет 40 назад, но как тепло она вспоминает своего руководителя! Интересно, они ставили не только детские спектакли, но и взрослые, серьезные. «Мой бедный Марат» Арбузова в те годы играли лучшие театры страны. А еще они ставили «Электру» Софокла. Я даже не представляла, что в нашем городе шли такие спектакли.

Степногорск культура

Говорят, Татьяна Трофимовна оказала огромное влияние на своих студийцев. Они не только помнят ее — некоторые связали свои жизни с искусством: Светлана Михальченко закончила режиссерский факультет в Москве, сама Лариса Михайловна — преподаватель-хореограф, сын Татьяны Трофимовны Феликс — актер, пишет стихи и музыку, живет в Петербурге. Я нашла его в интернете — у него красивые серьезные песни, а он такой же утонченный, глубокий, как мать.

Но не только театром славился «Октябрь».  Был там русский хор, оркестр народных инструментов, для маленького городка это очень серьезно. Надо сказать, именно в «Октябре» возник оркестр баянистов, которым руководил талантливый музыкант Владимир Филатов.

От 1969 года ведет отсчет знаменитая далеко за пределами города балетная студия, созданная Нелли Васильевной Адильбаевой. Сама балерина, она стала приобщать девочек к этому сложному искусству, не только обучая их балетным па, но воспитывая любовь к красоте.

В клубе «Октябрь» начала работать и Валентина Афанасьевна Костенкова, легенда степногорской  культуры. Как многие, она сначала совмещала работу в городе и поселке Почтовом. Впрочем, наших культработников никогда не пугали ни дальняя дорога, ни суровый климат, ни отсутствие достаточного места для репетиций и костюмов. Костюмы, кстати, участники тогда еще безымянного ансамбля держали в сундуке.

Радуга народный коллектив

Тогдашний начальник областного управления культуры Б. Г. Маевский, побывав однажды на одном из концертов в Степногорске и восхитившись русской пляской в исполнении танцевального коллектива В.А. Костенковой, заявил: «Беру вас всех вместе с вашим сундуком».

С тех пор степногорские танцоры из «Радуги» стали постоянными участниками концертов в областном центре. Впрочем, наши артисты выступали не только в больших залах, но и на совсем не приспособленных для этого площадках: например, в воинских частях.

Нередко работали в окрестных колхозах и совхозах. Ехали туда с тематическими номерами: «Урожайная», «Целинная», «Колоски». Появление степногорских артистов всегда было праздником. Едва автобус успевал затормозить, как из него вываливалась веселая ватага в сопровождении баяниста и тут же пускалась в пляс. «Костенковцы» приехали!» — радовались сельчане.

В 1975 году «Радуга» получила звание «Народный самодеятельный коллектив». Среди наград — Диплом государственного ансамбля танца Игоря Моисеева, что для исполнителей народных танцев — огромная честь.

Я хочу назвать еще двух замечательных женщин, которых помнила со школьных лет, а потом знала уже взрослой. Лидия Фоминична Кобченко   занималась детьми и подростками. Она потом и в ДК возглавляла детский сектор. Очень умная, строгая, она была неистощима на творческие идеи. Говорят, Лидия Фоминична могла все: написать сценарий праздника, балета, поставить спектакль. На этом фото она поздравляет ветерана войны В. М. Ошкая.

Лидия Фоминична Кобченко

Веру Ивановну Ерылкину я помню еще с 9 класса, когда ходила в драмкружок в «Октябре». Вот что пишет о ней дочь Ирина: «Она работала в культуре Степногорска с самого начала. Делала все: играла в театре, писала сценарии для всех концертов, проводила танцы на танцплощадке возле стадиона, организовывала детские праздники. Вера Ивановна стала победителем во Всесоюзном конкурсе массовиков и проводила елки в Кремле. Она была женщина с великим добрым сердцем, даром объединять людей и будить в них самые лучшие чувства». Вера Ивановна очень рано ушла из жизни.

После открытия ДК клуб стал утрачивать свое значение… Может, это было не очень правильно строить большой центр на отшибе?

Библиотеки 60-е годы

В 1965 открылась профсоюзная библиотека. Многие старожилы помнят библиотеку Групкома 125. Она располагалась возле кинотеатра «Юность» в 3 общежитии 2 микрорайона. Книги присылали посылками прямо из Москвы, поэтому фонд был сказочный.  Долгие годы возглавляла ее Ольга Ибрагимовна Бегишева (на фото вверху слева).  А еще через год — в 1966 году в 1 микрорайоне открылась городская библиотека.  Ее первой  заведующей стала Валентина Петровна Данилейко (вверху на фото справа).

Степногорск старые фото

О библиотеках я могу говорить много, поэтому если вы хотите больше узнать об этих культурных центрах нашего города, о клубе «Зеленая лампа» который степногорцы вспоминают до сих пор, то можете посмотреть мой ролик, пройдя по этой ссылке:http://natalya-telezhinskaya.ru/2017/05/18/библиотеки-степногорска-страницы-ис/  

Культура Степногорска в 60-е годы развивалась не только во дворцах. В подвале одного из домов 1 микрорайона стали собираться люди, увлеченные фотографией. Так зародился будущий замечательный фотоклуб «Радуга», который объединил умных и талантливых людей. Его лидером стал прекрасный фотомастер Геннадий Валентинович Шевченко.

Культура 70-е годы. Новый Дворец культуры.

А потом началось время новоселий. 29 мая 1976 года в Степногорске открылся Дворец культуры. Он и сейчас красив, руководству удалось сохранить во времена разрухи и безденежья красивые интерьеры. Здесь по-прежнему, много зелени и прекрасный паркет. А в семидесятые годы он поражал своим великолепием, и открытие Дворца культуры стало праздником для всех.

Степногорск Горняк

Но, конечно, в первую очередь, радовались те, кто там должен был работать или приходить после основной работы, чтобы заняться творчеством.  Директором дворца стал Аполлинарий Иванович Вольский. Вот он сидит в центре группы, а посмотрите, сколько творческих работников здесь трудилось!

Творческие работники Дворца културы

Быть руководителем такого большого коллектива, заниматься хозяйственными делами — нелегкая ноша, Аполлинарий Иванович нес ее достойно. В 1976 году в ДК было 18 коллективов, через 10 лет — 28. В новом дворце было все, что нужно: репетиционные залы, у каждого коллектива были свои помещения.

Иван Павлович Ковцур, который в 1978 году переехал в Степногорск и стал работать сначала концертмейстером, затем заместителем директора Дворца культуры ЦГХК, с ностальгией вспоминает то время. Комбинат был богат и не жалел денег на культуру. ДК мог приобретать хорошие музыкальные инструменты, их нужно было много, ведь тогда был   не только оркестр народных инструментов — одних профессиональных баянистов во дворце было 9 человек.

Ковцур и. п

Заказывали костюмы для выступлений, обувь, хорошую, мягкую. Иван Павлович вспоминает, что культработники тогда чувствовали, что востребованы. А как активно работали в микрорайонах, на предприятиях — каждое готовило концерт художественной самодеятельности к городскому смотру. И рудоуправления приезжали со своими программами. А лучшие номера отбирали на общегородской концерт.

Балетная студия

Нелли Васильевна Адильбаева со своим огромным коллективом — 90 человек ходило в балетную студию — могла ставить уже не только отдельные номера, но и целые балеты: «Волк и семеро козлят», «Гадкий утенок».

Балет Степногорск

Я слышала, что Булат Аюханов, знаменитый руководитель коллектива «Молодой балет Алма-Аты», увидев наших юных балерин был поражен тем, как они умеют двигаться, держать спину, этому учат в хореографических училищах, а тут студия маленьком городе. Говорят, скоро после этого, в 1979 году, наша балетная студия получила звание Народной. Сколько таких студий было в Казахстане — неизвестно, а вот в Целиноградской области их не было ни одной. Поэтому, естественно, наши юные балерины выступали на всех больших праздниках и во Дворце целинников, и во Дворце молодежи.

Балетная студия Степноггорска

Некоторые девочки избрали балет своей профессией, среди них —  Филитова С., Кощенец С., Воробьёва Л. Шахова И., Тимошенко Е. Светлана Викторовна Лузина — нынешний руководитель балетной студии — тоже ее выпускница и достойная продолжательница. Балетная студия и сегодня — одна из достопримечательностей культуры не только города, но и области.

Балетная студия

Ученицы Светланы Викторовны работают в театрах Казахстана, а Кристина Лузина в столице Норвегии Осло.  О С. В. Лузиной есть материал в посте  Лица Степногорска

На страничке Нелли Васильевны в Одноклассниках есть старые фотографии (некоторые из них я с ее разрешения использую), я почитала комментарии к ним. Их пишут взрослые женщины, но с какой любовью они вспоминают о далеких годах, когда они занимались в балетной студии и о ее руководителе!

«Радуга», Оркестр народных инструментов.

 А участники «Радуги», бывшие и теперешние создали свою группу в «Одноклассниках». Они обмениваются фотографиями, причем не только связанными с танцами, демонстрируют свадебные фото, радуются друг за друга, так что коллектив стал своего рода большой семьей. И это не случайно. С самого начала Валентина Афанасьевна Костенкова формировала свой ансамбль не как обычный танцевальный кружок, куда родители отдают своих детей с мотивацией «лишь бы чем-то занимался». У нее все было серьезно: свой худсовет, своя стенгазета, совместный летний отдых в Боровом. «Радуга» 70 — 80-х годов была одной из достопримечательностей, города, про них писали, их снимало телевидение.

Был в Степногорске Народный коллектив, который, увы, не дошел до наших дней: в 1984 году это звание получил Оркестр народных инструментов. Он вырос из оркестра баянистов, который зародился еще в клубе «Октябрь». Им руководил Владимир Филатов.  Вот фото участников оркестра начала конца 70-х годов.

Степногорск Филатов В

Его уровень был так высок, что степногорские музыканты в 1977 году выступали на праздничном концерте в Театре оперы и балета в Алма-Ате. Но потом ансамбль распался. И когда возглавить оркестр предложили Владимиру Алексеевичу Алякину, коллектив нужно было собирать заново, тем более, что приближался очередной праздничный концерт.

Степногорск ДК Горняк

И, надо сказать, оркестр выступил. Подключились учителя музыкальной школы, музыкальные работники детских садов. Сыграли «Персидский марш» Штрауса.

Культура Степногорска

А потом будут награды, концерты на самых разных площадках. Оркестр рос, приходили новые участники: выпускники музыкальной школы, учащиеся СПТУ 27, сегодня поражаешься, сколько народу хотело заниматься музыкой. А с каким энтузиазмом играли в оркестре профессионалы:  педагоги музыкальной школы (В. Ткачев, В. Чепленко, Вяч. Алякин, М. Бутырская, Н. Бобровская, О. Нечипоренко), музыкальные работники из детских садов (В. Ерохин, А. Протасов), клубные работники (Н. Шапошников. В. Рябчевский, И. Ковцур).

Кроме баянов скоро появились гобои, флейты, кларнеты. Ноты через библиотеку выписывали из Москвы. Оркестр аккомпанировал солистам, звездам Степногорска: В. Воропиной, Ю. Бойко и другим. Были и сольные номера. В репертуаре — Бах, Бетховен, Свиридов. Со школьниками работали отдельно, создав детский оркестр баянистов. Какой размах был у нашей культуры в те времена, и как было востребовано занятие искусством!

Народный театр драмы 70-80- годы

У Народного театра драмы в новом здании появились новые возможности, было много планов… Но трагически погиб его основатель, Владимир Викторович Павленко. С 1980 года театр возглавила Ирина Аркадьевна Черепанова.  Театр продолжал жить. Наши артисты играли пьесы лучших драматургов того времени: Шукшина, Гельмана, Шатрова.

Наставало время перестройки, требовался новый язык, новые формы взаимодействия со зрителями. В пьесе «Диктатура совести» артисты спускались в зал, спрашивали мнение зрителей о тех проблемах, что поднимались в спектакле. Так что наш театр был на уровне времени.

Культура Степногорска

Игрались не только спектакли, возобновилась давняя театральная традиция бенефисов. А в театре были артисты достойные бенефисов. Александр Кашляков пришел в театр 14-летним подростком и остался там на всю жизнь.  Десятки ролей. Его вполне можно считать профессионалом. Любимец публики Владимир Иванов — прирожденный комик.  А Тамара Ядрышева — истинная звезда труппы, а Фаина Швецова участвовала почти во всех спектаклях! В театре играли семейные пары: Тамара и Николай Ядрышевы, Нина и Валентин Савенко, Галина и Сергей Дридигеры, Вера и Александр Кашляковы.      

Хоровые коллективы.

А как не сказать о наших хорах!  Академический, им руководила Нина Геннадьевна Литвинова. Сейчас не готовят специалистов, которые знают, как учить людей петь. Нина Геннадьевна это умеет делать так, что, говорят, сможет научить даже самых неспособных. Чтоб создать хор, который может петь и Чайковского, и Мусоргского, и духовную музыку, нужно много работать.

Академический хорПоэтому при хоре был вокальный класс, детская студия, даже детская опера. И, конечно, все степногорские солисты прошли через руки Нины Геннадьевны: и В. Воропина, единственная в городе профессиональная актриса театра оперетты, и А. Барышев, и В. Бойко, и В. Степанов.

А еще с 1982 года на СПЗ существует Народный хор русской песни, которым с самого начала руководил Юрий Витальевич Демьяненко. Лауреат Всесоюзных фестивалей народного творчества, с 1999 года он прописан во Дворце культуры.

Степногорск самодеятельность

А как не вспомнить Хор ветеранов! Большинству из певцов хорошо за… Но сколько в них задора, оптимизма! Они готовы петь на любой площадке, в любую погоду.  

ДК «Строитель»

Клубы, о которых я писала, принадлежали ЦГХК. Но были и другие крупные организации, которые тоже занимались развитием народного творчества. В 1972 году открылся клуб «Красная Звезда», само название говорит, что его хозяевами были военные строители. Первым руководителем был прапорщик В. Венгеров. Надо сказать, творческие силы у военных были немалые. Достаточно вспомнить, что у поселковой воинской части 14082, которой командовал полковник В. Д. Ивчаков, был свой духовой оркестр, им руководил военный дирижер С. И. Йовбак. Мы видим оркестр на старых фото праздничных парадов.

image

Но в 1974 году клуб был передан СУСу, и его переименовали в «Строитель». В разные годы клубом руководили А. И. Воробьев, Н. Н Протасова, В. В. Павленко и др. Первым его директором была Наталья Альбертовна Буточникова, тогда совсем молоденькая выпускница музыкального училища. Она вспоминает, что в клубе к тому времени уже был эстрадный коллектив, которым руководил Г. А. Тимошкин. Вообще эстрадные коллективы «Строителя» были в городе знамениты, особенно когда в Степногорск приехали Н. и В. Харченко.  Валентин Васильевич Харченко создал ансамбль «Эдельвейс». Еще школьником начал в нем играть Вячеслав Константинович Рябчевский, для которого участие в самодеятельности стало судьбоносным. Он навсегда связал свою жизнь с культурой и с 1994 года возглавляет ДК «Горняк».

Надо сказать, среди работников «Строителя» было много будущих звезд степногорской культуры: там начинал концерт мейстером Вяч. Ал. Алякин, Л. А. Орешкина создала вокальний ансамбль «Аллегро». Оркестр народных инструментов «Былина» зародился тоже там.  И С. В. Лузина после балетного училища первые шаги в профессии делала в «Строителе».

Хор ДК «Строитель», которым руководила Р. Х. Александрова не раз занимал призовые места в области. Это был очень профессиональный коллектив. А еще вспоминают прекрасный Театр эстрадных миниатюр, которым руководил В. Клигман. В основном его участниками были молодые специалисты СУСа.

Степногорск культура

Но самым известным коллективом был инструментально-танцевальный ансамбль «Степногорочка», которым руководила Нина Николаевна Харченко. Он получил звание народного вопреки всем правилам, прямо во время республиканского фестиваля народного творчества профтехобразования Казахстана, где артисты из Степногорска поразили жюри высоким уровнем исполнения.

Олег Сурьянинов в комментариях к посту высказал обиду, что я ничего не написала о «Строителе», с которым для него и его товарищей, учащихся ГПТУ-13 связано немало добрых воспоминаний. Это что-то значит, когда много лет спустя человек помнит клуб времен своей юности. Я учла его критику и дополнила материал, спасибо за помощь Н. А. Буточниковой и В. К. Рябчевскому. А вот фото, которые прислал Олег.

image

Городские праздники.

Есть еще одна функция у клубных работников: создавать людям праздник. Этим занимаются все работники ДК, но именно в массовом отделе работают главные специалисты по счастью. Это у них больше всего работы тогда, когда все отдыхают. В 1970 году в Степногорск приехала Людмила Васильевна Митина, стала работать инструктором в групкоме, а потом возглавила массовый отдел в ДК. Именно она начала традицию самых любимых праздников степногорцев: проводов русской зимы.

Сколько есть фотографий в семейных фотоальбомах, где изображены огромный самовар и многотысячная толпа веселых людей!

Проводы зимы

Зиму провожали всем городом. Кортежи машин давали почетный круг по городу. Здесь были и мотоциклисты, и «Емеля на печи», и особо украшенные грузовики. Без преувеличения весь город приходил на поляну перед лесом, где происходил праздник. И, конечно, степногорские артисты были задействованы в празднике.

Каких только праздников и конкурсов у нас не было: и КВНы, и «Мисс Степногорск», и «Супербабушка». На Новогодний бал в ДК попасть было очень трудно. Но счастливчики веселились всю ночь.

Дворец культуры Степногорск

К нам приезжали на гастроли…

Еще одной особенностью культурной жизни нашего города 70-80 годов было обилие гастролей. Кто только к нам ни приезжал! У нас перебывали почти все звезды советской эстрады: Э. Пьеха с дочерью И. Броневицкой и внуком — С. Пьехой, Л. Зыкина. А еще у нас были И. Кобзон, Л. Лещенко, И. Понаровская, легендарный танцор Махмуд Эсамбаев. Он произвел впечатление не только своими танцами, но и восточным гостеприимством. Как вспоминает Лариса Темиргалиевна Симашко, работавшая в 80-е годы заведующей отделом культуры, для представителей общественности города он накрыл роскошный стол, хотя чаще приезжие артисты пользовались гостеприимством хозяев. Я думаю, о хлебосольстве степногорцев ходили легенды, за что звезды любили посещать наш город. Впрочем, не только угощенье и походы на склады наших магазинов ценили гости. Жители далекой провинции, наши земляки были чуткими и культурными зрителями, которые были в курсе новинок музыки, кино. А еще из эстрадных певцов, кроме названных, были Л.Долина, С. Захаров, Н. Гнатюк, И. Понаровская, Р. Ибрагимов. М. Евдокимов, Р. Бабаян, Ф. Киркоров, «Песняры», «Ялла» Для молодого поколения многие из этих имен ничего не говорят, но мы знаем, что все они были звездами первой величины.

Степногорск ДК Горняк

Попасть на те концерты было нелегко, помню, за билетами на Пьеху народ так давился, что выдавили стекло в кассе.

Казахстанские артисты были у нас и вовсе частыми гостями: Роза Рымбаева, Молодой балет Алма-Аты под руководством легендарного Булата Аюханова приезжали обязательно раз в несколько лет. А как прекрасно выступал Алибек Днишев! А еще приезжали к нам артисты кино и театра. Помню, был абонемент, по которому в течение года мы могли посещать встречи с самыми интересными актерами и режиссерами того времени: В. Шалевичем, В. Олялиным, З. Кириенко, С. Светличной, К. Лавровым, Л. Пырьевой, В. Абдрашитовым, Л. Ахеджаковой.

Лариса Темиргалиевна много интересного рассказывала о Людмиле Зыкиной, об этой великой певице у нее остались самые лучшие воспоминания. В ней прекрасно сочетались простота и талант. А еще она рассказывала, как лечила легенду сцены от сильной простуды, носилась по городу в поисках дефицитных лекарств и горчичников. О пребывании певицы в городе говорят фотографии.

У артистов тех времен не было таких требований, как сейчас, но все же приходилось приноравливаться к их привычкам. Пьеха, например, отказывалась есть бешбармак, а ее внук Стасик, теперь известный певец, скакал на накрытых столах, приводя в ужас работников гостиницы. Очень теплое воспоминание осталось о Зинаиде Кириенко, чрезвычайно интеллигентном и воспитанном человеке.

А вот Филипп Киркоров заставил поволноваться и зрителей, и руководителей города. Почти на час задержалось его выступление. Но зрители ждали и потом добросовестно аплодировали после каждой песни, и, стоя, после концерта. А спустя какое-то время город узнал, что весь час Киркоров просидел в «гримёрке», не желая начинать концерт, пока не выложат ему гонорар. В те годы ни в одном банке не было такой суммы. Даже в Шантобе звонили. Нашли, заплатили, но, как говорится, осадок остался

Кинотеатр «Айгуль»

Когда в 1977 году открылся лучший в области широкоформатный кинотеатр «Айгуль». Лариса  Темиргалиевна Симашко стала его первым директором. Кинотеатр, как и почти все в городе, строили заключенные. Они стали первыми зрителями, и, говорят, остались очень довольны просмотром. «Айгуль» работал с раннего утра до поздней ночи. Помимо кинопоказов, здесь проводились творческие вечера, устраивались дискотеки, выставки.

КультураСтепногорска

В те времена трудно было попасть на популярные фильмы, хотя зал «Айгуля» был очень вместительным. Я вспоминаю, что, когда вышел на экраны фильм «Москва слезам не верит», мы не могли достать билеты несколько дней. А потом Совет Госкино под председательством Олжаса Сулейменова присудил кинотеатру «Айгуль» первое место по стране и даже подарил ему автомобиль УАЗ. Фотоальбомы и сценарии кинотеатра

Библиотека в новом здании

Продолжая тему новоселий, скажу, что в 1980 году профсоюзная библиотека въехала в новое здание, которое станет предметом зависти для всех коллег из разных городов. Здесь теперь было и огромное книгохранилище, и большой читальный зал, в котором порой все же не хватало всем места.

Библиотека Степногорска

В библиотеке был уютный лекционный зал, где проходили вечера, а порой небольшие спектакли. Именно тогда в библиотеке Антонина Васильевна Демьянова организовала клуб «Зеленая лампа», который помнят до сих пор. Его члены сами готовили поэтические вечера, устраивали спектакли и праздники.

Библиотека Степногорск

Среди самых активных были И. и Р. Шлафманы, А. и Л. Воробьевы, В. и Е. Мелехины, А. Ню, В. Абрамович, Б. Ошкай, В. Данилейко, В. Соколов, Е. Демьянов, Е. Нагорняк, О. Волкова и другие.

Хорошо знают в Степногорске и женский клуб «Сударушка». В течение 17 лет он был местом встреч активных женщин, которые не только отдыхали, общались, но и принимали деятельное участие в жизни библиотеки. Многие из них были активными участниками выставок рукоделий. Это О. Василенко, В. Смагина, А. Фоменко, Н. Никитина, В. Кузнецова, М. Шинкарева, Н. Пахомова и другие. О выставках рукоделий, в которых принимали участие «сударушки» вы можете посмотреть в материале и ролике Наши мастера и мастерицы

Фотоклуб «Радуга»

Фотоклуб Радуга

 Фотоклуб «Радуга»тоже получил новое помещение, сделанное специально по индивидуальному проекту, там были и фотолаборатории, и место для выставок. Я думаю, многие степногорцы любили ходить на фотовыставки. Каким поэтичным выглядел наш город на фотографиях наших земляков!

Работы членов фотоклуба Радуга

В Казахстане существовала система передвижных фотовыставок «Я землю эту люблю», когда фотографии, отобранные жюри, в течение года выставлялись в разных городах республики, как правило, наш фотоклуб входил в тройку лучших. У нас были действительно замечательные мастера художественной фотографии. Лучшие работы А. Юдакова, Ю. Грабчука, В. Леонтьева, Ю. Божедомова, Н. Водолазова, Г. Белых выставлялись в Литве, Франции, Гонконге, Сингапуре. В 1987 году А. Юдаков был удостоен приза Центрального телевидения за фотоработу «Девушка с домброй», кстати, она была отмечена и на международном салоне фотографии в Сингапуре.

Юдаков Степногорск

Культура  Степногорска — огромная тема, я лишь слегка коснулась разных ее сторон и буду благодарна за дополнительные сведения, фотографии. Хочу поблагодарить тех, кто помог мне найти материал по культуре старого Степногорска, поделился своими воспоминаниями: М. И. Павленко, В. А. Алякина,  И. П. Ковцура, Л. В. Митину, Н. А. Зубареву, Н. В. Адильбаеву, В. А. Костенкову, А. Н. Кириченко. Я воспользовалась фотографиями со странички Олега Волкова.

16 thoughts on “Не профессия, а призвание. Культура Степногорска”

  1. Спасибо за интересную историю, память о нашем городе! Замечательно написано.
    Все «Юности» в семидесятые годы ещё был детский хоровой кружок. Вел мужчина, к сожалению не помню как зовут. Занимались на первом этаже слева от входа. Помню, как первый раз пришли в новый ДК «Горняк». Поразило великолепие!

  2. А одно имя забыли…Ерылкина Вера Ивановна.Напомню,что именно она работала в сфере культуры с самого начала.Та,белокурая,которую до сих пор и дети и взрослые тех времен.Кто играл в театре,кто писал сценарии для всех концертов,кто проводил танцы на танцплощадке возле стадиона,кто собирал детей в хороводы и игры вокруг елки…и многое другое.Кто прославил город,взяв лауреата во Всесоюзном конкурсе массовиков и проводил елки в Кремле…Женщина с великим добрым сердцем и даром объединять людей и будить в них самые лучшие чувства.Как говорят сами работники культуры,что до сих пор в культуре Степногорска нет человека такой величины таланта.Это — моя мама.Вы должны знать,что её имя вошло и в книгу о городе.

  3. Ирина Владимировна, спасибо за это дополнение. Не пришлете ли мне мамино фото? я бы вставила материал о ней. А насчет лауреата- нельзя ли подробнее? Я не знала.

  4. Большое спасибо за проделанную Вами работу, но хотелось , что бы Вы добавили еще об одном человеке: Татьяне Трофимовне Чуйковой. Я ребенком с 1976 по 1981 год занималась у нее в драматическом кружке, — клуб «Октябрь».
    Очень много детей прошло через неё, мы ставили и играли не только детские спектакли ,но и взрослые. Сказки одноактные и многоактные,с большой массовкой -«Иван да Марья» ,пьесы Арбузова «Мой бедный Марат», пьесы о современных ( того времени) детях, школьных проблемах » Привет, синичка», о войне , концлагере «В дали от Родины»,древнегреческое произведение Софокл «Электра.» И еще много, много других пьес.А сколько детей из не благополучных семей увлекла Татьяна Трофимовна своим творчеством, любовью к театру. Мы, ее ученики разъехались , но память и любовь к ней не забывается.У вас в городе проживает Валентина
    Буб (Кобелева) , можно много узнать о Татьяне Трофимовне у неё, она постарше была меня, и раньше начала заниматься в кружке.А сколько денег, заработанных нами на спектаклях были перечислены в Фонд Мира!!!!К большому сожалению, нет в живых Т.Т.Чуйковой, она трагически погибла в Санкт-Петербурге, где живут её дети, Старший -Феликс ,продолжает дело мамы. Он актер. музыкант, пишет стихи : Театр
    Уж лучше миром, что воздвиг,
    Навек погрязнуть в лицедействе,
    Чем на один короткий миг
    Открыть театр военных действий.
    Феликс Чуйков
    25 декабря 1986 года — 07 марта 2019 года
    Сергей Александрович Шайдуров
    Тренер по карате. г Санкт- Петербург(+7 (812) 909-90-72)
    Светлана Михальченко МГУКИ ’97
    Факультет:
    Театрально-режиссерский ,проживает в Москве., Есть немного фотографий. Очень бы хотелось, что бы Вы написали и о Татьяне Трофимовне.
    С уважением,
    преподаватель-хореограф МБУ ДО ДШИ №23 пгт. Тисуль Кемеровская обл. Россия.

  5. Да, я помню Феликса и Татьяна Трофимовна к нам ходила в читальный зал, если найду что- то о ней и ее коллективе, обязательно добавлю в материал. Валентину поищу. Интересно, Феликса нет в соц сетях? Но в любом случае, ваше дополнение тоже увидят все, кто будет его читать. Спасибо большое

  6. у меня сохранилось несколько фотографий, если надо я вышлю

  7. Наберите в яндексе Феликс Чуйков , и там есть о нем

  8. да пожалуйста пришлите, мой эл адрес:ntele51@mail.ru

  9. Жаль, много времени прошло, и неизвестно, жива ли эта тема, но поделюсь и я своими воспоминаниями, я ходил в детскую студию народного театра к Ирине Аркадьевне Черепановой с 94, когда в 5 классе понял, что хочу связать свою жизнь с театром, в 98 поехал в Россию, поступать в театральное училище, окончил Краснодарский краевой колледж культуры, где теперь и преподаю режиссуру, актерское и сценарное мастерство, спасибо и за мои детские воспоминания и за еще один повод гордиться, что мы — работники Культуры!

  10. Валентина Кондратьевна Воропина была моим воспитателем в детском саду )))) помню как играли с ней шашки, и как она всегда с упоением рассказывала нам во время прогулок о красоте природы — очень приятные воспоминания! И приятно было посмотреть на ее портрет, который, если я не ошибаюсь, находился в ДК в галерее. Спасибо за историю, Наталья Всеволодовна!

  11. Я не знала, что она была воспитателем. Одно время она работала у нас в библиотеке. Но, конечно, в первую очередь она артистка.

  12. Здравствуйте. Хорошая статья получилась, но вот только ни одного слова про Д.К. «Строитель» не упомянули, а ведь там там был Вокально инструментально хореаграфический ансамбль Юность под руководством Валентина и Нины Харченко. И причем получивший и подтвердивший звание Народного. Этот ансамбль выступал и на полевых станах с песнями и народными танцами и на участках выборной компании, на правительственном концерте в Целинограде ( и не один раз). Виа Эдельвес, виа Мечта, виа Ровесники. Неужели преподаватели танцев и музыки этого и их коллективы Д.К. не являются частью культуры славного града Степногорск. Как то даже обидно,как будто ничего этого и не было, как фантом. Как то однобоко написано. Извините что влез со своими взглядами, но это моё мнение и огромное количество ребят ГПТУ-190 там занималось меняя друг друга с годами но и трудовой молодежи.

  13. Да, Олег, вы правы, надо попытаться найти о них материал и, главное, фото. Я ведь основываюсь на воспоминаниях культработников. Надо поговорить с В. К. Рябчевским. Может, у него есть фотографии

  14. Нина Николаевна Харченко живет в Иркутске, где воспитывает — Звезд сцены.
    тел: 89247085867. Может вы свяжетесь с ней на прямую и из первых уст получите всю необходимую информацию и возможно что у неё сохранились фотографии тех времен. С уважением к вам, Олег.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *