Золотой человек и другие сокровища сакских курганов

звериный стиль

Про «Золотого человека» знают все. Он стал одним из символов Казахстана, про него пишут в школьных учебниках . Когда в 1969 году алматинские археологи возле города Иссык обнаружили чудом уцелевшее от разграбления захоронение юноши сакского периода, это было сенсацией. Там было найдено свыше 4 тысяч предметов: меч, кинжал, маленькие фигурки оленей, барсов и других животных, которые когда-то были нашиты на костюм. Все это можно посмотреть в Национальном музее Республики Казахстан в Астане. В прошлом году я побывала там, увидела не только золото из Кургана Иссык и Берельских курганов. Оказывается, за последние десятилетия в разных частях Казахстана было найдено еще 4 кургана с утварью, оружием, золотым украшениями, и теперь у нас есть не только еще несколько «золотых мужчин»,  но и  «золотая женщина» из могильника Токсай.

Надо сказать, история открытия курганов эпохи железа на территории Казахстана началась еще в середине XIX века.  Тогда исследованием Алтая занялся замечательный человек — Василий Васильевич Радлов. Настоящее его имя было Фридрих Вильгельм Радлофф. Учась в Берлинском университете, он увлекся востоком, а конкретнее, кочевыми народами степи. Ради этого он выучил русский язык, приехал в Петербург, мечтая принять участие к научной экспедиции. Но ему предложили занять должность учителя немецкого и латинского языка в Барнаульском горном училище.

Василий Радлов

Подумать только — известная в научных кругах Германии личность, преподает мальчишкам языки в захолустном русском городе. Каким надо быть энтузиастом, чтоб радоваться такому назначению! Правда, он поставил условие, что во время летних каникул ему будет предоставлена возможность путешествовать по Алтаю. Для этой цели от правительства России ему было выделено 700 рублей в год. Дневники путешествий  Радлова по Алтаю читаются как увлекательный роман. Описание природы сменяется рассказом о нравах местных жителей. Взгляд Радлова удивительно доброжелателен. В его отзывах нет снисходительности и высокомерия. Он будет записывать легенды алтайских казахов, присутствовать при камлании шаманов. Кроме исследований языка и фольклора Василий Васильевич будет заниматься археологическими раскопками.  В 1865 году Радлов открыл курган № 1, названый «Большим Берельским курганом». Там было обнаружено захоронение знатного мужчины. В той же могиле были похоронены 17 лошадей.

Берельский курган

Потом в 1929 году экспедицией академика С. И. Руденко были  обнаружены усыпальницы пазырыкских вождей. А Пазырык это тоже на Алтае, недалеко от Береля. Эти могильники особенные. Дело в том, что в алтайских курганах была вечная мерзлота, чему способствовал горный климат, глинистая почва, которая не оттаивала летом, а, может, и особое умение строителей. Так что до нас дошли образцы ткани, ковры, изделия из кожи, созданные в эпоху железа.

пазырыкская культура

Сегодня предметы из алтайских могильников находятся в Эрмитаже. С тех пор раскопки на Алтае велись постоянно. В 1998 году археологи Казахстана под руководством Зейноллы Самашева изучали берельский курган No11. Там обнаружили могилу царя и царицы. Они лежали в колоде, выдолбленной из лиственницы. По углам ее крышки -позолоченные изображения орлов. Любопытно, что на черепе мужчины видны следы трепанации. Что это значит? Вскрывали ему череп после смерти или пытались делать операцию? А что, говорят, древние египтяне умели делать операции на головном мозге.

Курганы Казахстана

Могила была частично разграблена, но сохранились деревянные таблички с рисунками, войлочная ткань и останки тринадцати рыжих коней со сбруей (сохранились фрагменты их кожи). Среди изображений — загадочные тигрогрифоны с птичьим клювом, рогами, туловищем зверя. О грифах писали еще греки: «Имеется и золото в Индийской земле, которое, однако, не в реках разыскивают и промывают, но в обширных и громадных горах, в которых обитают грифы, четвероногие птицы, величиной с волка, с ногами и когтями как у льва. Перья у них на всем теле — чёрные, а на груди — красные. Из-за них-то обильное в тех краях золото и добывается с трудом». Образ грифа, стерегущего золото, у греков был связан со степными кочевниками. Кстати, и в могиле Золотого человека был найден кинжал, украшенный грифоном. Этим изображением украшали только предметы, необходимые мужчине-воину. На конях были маски с приделанными к ним позолоченными рогами. В Государственном музее искусства Казахстана в зале золота можно видеть реконструкцию этих коней. Лошади сохранились так хорошо, что ученые смогли исследовать их кишечник и узнать, чем они питались.

Кони из Берельского кургана

А рядом в витрине фрагменты украшений, сделанных из дерева и обернутых в золотую фольгу. Здесь хорошо видно, где фольга порвалась. Это изображения птицы Самрук, той, что живет на Мировом дереве. Кстати, по более поздним, уже тюркским преданиям, дерево это растет на самой высокой горе Алтая. Так что в этих местах люди жили очень давно.

Берельский курган №11

В 2003 году было снова сделано важное открытие на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская долина, известная своими курганами. Когда группа археологов Абдеша Толеубаева вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь. Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Возможно, VII век до н.э.

Шиликтинский курган

Голова оленя с ветвистыми рогами — пожалуй, наиболее распространенное изображение из сакских курганов. Говорят, слово «сака» означает «олень», так что это, очевидно, их племенной тотем. Кроме того, ветвистые рога оленя связывают с Мировым деревом. Радлов в своих исследованиях о камлании шаманов у алтайцев пишет о том, что шаман поднимается в верхний мир по ветвям этого дерева. С деревом оленей сближали не только ветвистые рога, но и то, что время от времени они их сбрасывают и потом вырастают новые. Оленей почитали и гунны, тоже кочевники, выходцы из Центральной Азии. Они считали , что эти животные помогают путникам находить дорогу

К началу XXI века было сделано немало открытий и в других районах Казахстана. Первым был, действительно, золотой человек из кургана Иссык. Его обнаружению помог случай. Возле города Иссык строили автобазу. Так как на месте стройки были курганы, нужно было разрешение археологов. Ученые еще раньше исследовали эти места и нашли разграбленное захоронение. Говорят, они уже разрешили технике работать, но вдруг бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. В ней нашли скелет юноши 17-18 лет, усыпанный золотыми бляшками.

Золотой человек

Открытие иссыкского кургана обычно связывают с именем Кемаля Акишева. Он был в то время заведующим отдела археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР.  Но вел раскопки начальник иссыкского  археологического отряда Бекмуханбет Нурмуханбетов.

археолог Нурмуханбетов

Потом посчитали, что там было больше 4 000 золотых предметов. Впрочем, большинство было лишь покрыто тонкой золотой пленкой. После завершения раскопок К. Акишев и реставратор В. И. Садомсков задумали из разрозненных фрагментов восстановить костюм юноши. То есть сначала им просто надоело все время вытаскивать и показывать свои находки, да и не полезно это для древних предметов. Решили сделать  их копии.

Золотой человек

А потом стало любопытно: как это все выглядело в древности. Говорят, первую реконструкцию они делали за свои деньги: покупали материалы, реактивы, ткань. Сделали копии всех украшений, покрыли их тонким слоем золота гальваническим способом. На это ушло 3 года, а после этого  «Золотой человек» побывал на многих выставках в Казахстане и за рубежом. Позднее было сделано еще несколько копий. Одна из них выставлялась в ЮНЕСКО.

Алтын Адам

Иссыкский курган дает нам представление о так называемом зверином стиле, главным достижении культуры эпохи железа. Речь идет о тех маленьких, искусно сделанных фигурках животных, которые нашиты на костюм, шапку, украшают оружие. Кочевники не могли иметь много вещей, но старались, чтоб те немногие, что у них были, несли и эстетическую, и сакральную функции. Каждая фигурка имела определенный смысл. Мы уже говорили об оленях, грифонах, мировом дереве. У греков и персов упоминаются разные группы саков. Те, что жили на Тянь-Шане, назывались саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках». Вот она, остроконечная шапка.

Курган Иссык

Архар — один из символов солнца. Крылатые кони — тулпары тоже связаны с культом солнца. Кстати, ведь у самых разных народов солнце поднимается на небо на золотой колеснице, которую везут кони. Коней с птицами сравнивали древние иранцы. А у тюрков было предание, что тулпары прилетают с неба, когда в мир приходит богатырь. А еще они верили, что у некоторых кобылиц рождаются крылатые жеребята. Чтоб не повредить крылья, матери разрезали живот. Не случайно, что эти изображения, а также птицы на дереве и барс на горе нашиты на шапку — все они связаны с высшим миром. А есть еще средний мир — там, где мы живем. Там другие животные, они нашиты на куртку золотого человека. На поясе изображение лосей.

золотой человек

По отворотам — головы тигров. Какие-то у них носы смешные.

курган Иссык

Хищник и травоядное животное — в фигурках звериного стиля они часто изображены в единоборстве, что символизировало борьбу жизни и смерти.

Где находятся подлинные фрагменты костюма? Одни пишут, что в Музее Искусства РК, другие — что в Государственном музее золота и драгоценных металлов. О том, что мы видели в Государственном музее искусства  в Астане, можно подробнее посмотреть в моей публикации, пройдя по ссылке: Степногорск-Астана-Степногорск. Как мы ездили на ЭКСПО-2017

В 1999 году» золотых людей» нашли уже в Западном Казахстане.  Считается, что это сарматский вождь и его жена. Грабители там успели побывать раньше, но и археологам кое-что досталось: кинжал, стрелы около 400 золотых элементов. Это место называется курган Аралтобе. А в 2012 году нашли и женское захоронение. У археологов это называется могильник Таксай. Кроме обычных украшений там было бронзовое зеркало, ученые полагают, что оно имело ритуальный характер, а женщина была жрицей. Облик женщины реконструировали. Вот как-то так она выглядела.

золотая женщина

У ее ног зеркало. Может, она все же была просто модница? Кстати, в кургане Иссык тоже нашли зеркало, что дало повод некоторым ученым предполагать, что там тоже женщина похоронена. Пол «золотого человека», вроде, никто уверенно определить не может. Честно говоря, разбираясь с курганами, я запуталась, сколько же у нас золотых людей. В 2010 году в Карагандинской области раскопали могильник Талды II, там тоже много золота.

Курганы Казахстана

А еще есть курганный комплекс Кырык-Оба, и там золотишка немало. Так что в нашем Казахстане надо внимательно смотреть под ноги. По золоту ходим.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *