Искусство Древней Греции

Древняя Греция

У искусства Древней Греции особая роль.  Художественные произведения, созданные древними греками, легли в основу европейской культуры. Там жили философы, поэты, драматурги, к произведениям которых мы обращаемся и сегодня. Ими созданы шедевры скульптуры, архитектуры, которые уже много веков являются эталоном прекрасного, на их примере учатся мастера всех стран. Греция не была единым государством — в горных долинах, на островах Эгейского моря располагались полисы, то есть города с прилегающими к ним территориями. Вот самые известные. В местности Лаконика самым большим был город Спарта, он славился своими мужественными воинами. Кстати, слово «лаконизм» произошло от Лаконики. Спартанцы ценили немногословие.

В Дельфах был храм Аполлона, куда приезжали отовсюду, чтоб узнать будущее у дельфийского оракула. Вообще греки — и люди, и боги — очень верили в судьбу и умели смиряться перед ней. Хотя все же порой стремились ее перехитрить. Афины в Аттике имели большое влияние в политике, с ними связаны биографии многих великих людей Древней Греции. Это самый известный город, возможно, потому, что именно о нем больше всего написали еще в древности. В Элиде находилась Олимпия, где еще в IX веке до н.э. стали проводиться Олимпийские игры, посвященные Зевсу.

Олимпия

Многие удивлялись, что сражаются  спортсмены всего лишь за оливковый венок. Но победа означала, что этот человек — любимец Зевса, а это очень ценилось. Олимпионики — победители олимпиад, в своих городах почитались как местные боги, а в Олимпии в их честь устанавливались статуи. Предполагают, что греческая скульптура выросла из этих изображений.

Детей Спарты  воспитывали как воинов. В 7 лет мальчиков забирали из дома. Их  подвергали испытаниям, учили терпеть боль, холод, голод.

греческие полисы

Для родителей из Афин было важно, чтоб их сыновья умели не только писать, считать, но и красиво говорить, знать поэзию, уметь играть на музыкальных инструментах. А еще придавали значение физическому развитию юношей.  Для этого были гимнасии, где они упражнялись в борьбе, беге, метании копья, учились управлять колесницами. В них воспитывали стремление побеждать. Может, поэтому Афины всегда хотели лидерствовать среди прочих греческих полисов.

Есть в Греции еще одно очень важное место: гора Олимп. Вернее, это не гора, а горный массив,  каждая из 4-х вершин которого поднимаются  почти на 3 тысячи метров над уровнем моря. Греки верили, что там живут боги.

Боги греков

В течение многих веков складывались греческие мифы, а когда римляне завоевали Грецию, среди прочего, они позаимствовали и рассказы о жизни греческих богов. Римские поэты стали сочинять о них поэмы, называя их по-своему. Так Зевс стал Юпитером, Афродита — Венерой, Посейдон — Нептуном. Все планеты Солнечной системы — римские имена греческих богов. Марс — Арес — ужасный бог войны, Сатурн -греческий Кронос или Хронос, отец Зевса, который опасаясь, что сын свергнет его с трона, как он своего отца, съедал всех своих детей. Греки его не любили, а у римлян он соответствовал древнему богу земледелия и очень почитался.

Греки очень уважали Афину, богиню мудрости, справедливой войны, покровительницу ремесел. Женщин она научила прясть. Мужчин — кузнечному, ювелирному искусству, умению строить храмы и корабли. Самая распространенная версия ее рождения гласит, что она вышла из головы Зевса, хотя у некоторых поэтов говорится, что Афина роилась из черной тучи после удара молнии. Одно из ее определений — «совоокая«. Сова была ее тотемным животным, а в храме Афины жила огромная змея.

Афина богиня

Художников и скульпторов больше всего вдохновляла Афродита-Венера, богиня любви. Пишут, что она родилась из пены морской и вышла на берег у острова Кипр, отчего ее зовут Киприда. Об этой богине много мифов, в частности, о яблоке раздора, где она победила в  самом древнем конкурсе красоты.

боги Греции

Аполлон — бог солнца, покровитель искусства. Сразу после своего рождения он убил дракона Пифона, закопал его в землю, и на этом месте был храм Аполлона, где греки узнавали свою судьбу. Его спутницы — музы, покровительницы искусств и наук.

9 муз

Отношение к Аполлону было возвышенным,  считалось, что он олицетворяет разумное, светлое начало.

А вот поклонение его брату,  тоже сыну Зевса Дионису, богу земледелия и виноделия было довольно буйным. Его спутники — сатиры с козлиными ногами, менады, женщины, подпоясанные змеями, порой вызывали страх, потому что не помня себя, они могли просто затоптать тех, кто попался им на пути. Праздники в честь Диониса были связаны с разными стадиями изготовления вина, именно в это время греки вели себя более раскованно. На дионисиях были представления, где пели сатиры, их называли «козлиная песнь», по-гречески, «трахедио», похожее на наше слово «трагедия». Так на праздниках в честь Диониса возник греческий театр греческий театр.

культ Диониса и театр

В истории искусства Древней Греции выделяют 4 периода: гомеровский, архаический, классический и эллинистический.

Содержание

    1. Гомеровский период
    2. Архаический период
    3. Классика
    4.  Эллинизм
    5. 7 чудес света.


Гомеровский период – 11 — 8 в. до н.э.

Он назван по имени легендарного греческого аэда Гомера, автора поэм  Первая — «Илиада»— об одном эпизоде Троянской войны. Главный герой поэмы — Ахилл обиделся на то, что царь Агамемнон забрал его пленницу Брисеиду. В знак протеста Ахилл отказался участвовать в сражениях. Но, став невольным виновником гибели своего друга Патрокла от руки троянского царевича Гектора, Ахилл вышел в бой и жестоко отомстил за друга.

Гомер Илиада

Вторая поэма «Одиссея»о возвращении царя Одиссея с троянской войны на родной остров Итака. Он с товарищами испытал много приключений: попал на остров циклопов, откуда спасся благодаря своей находчивости а еще, к волшебнице, которая превращала гостей в животных, оказался в царстве мертвых, услышал пение сирен, прошел между двумя чудищами: Сциллой и Харибдой, и лишь через 10 лет добрался до дома.

Гомер Одиссея

Несколько веков эти большие произведения передавались устно такими же странствующими поэтами, как их автор, и лишь в VI веке до н.э. фрагменты собрали и записали.  Искусство гомеровского периода почти не сохранилось. Когда мы смотрим на эти терракотовые фигурки, вазы с геометрическим рисунком, трудно представить себе, что через несколько веков этот народ создаст великие статуи.

Искусство гомеровского периода
Архаический период (8-6 до н.э.)

Как раз в это время греческий мир начал стремительно развиваться. Отважные мореплаватели, греки осваивали море и сушу, их колонии появились в Малой Азии, Северной Африке. У таких же смелых моряков — финикийцев, греки позаимствовали алфавит, на основе которого создана и наша письменность. Вместо небольших селений возникли города, где появились все основные виды государства, существующие и сегодня: тирания, демократия — в Афинах, военизированное государство в Спарте. Впрочем, в Спарте тоже было народное собрание, и власти следили, чтоб среди граждан было равноправие. Общаясь с разными народами, греки испытывают их влияние. Скульптуры  эпохи архаики напоминают египетские с их застывшими позами. Таковы куросы — обнаженные мужские статуи и коры, задрапированные женские фигуры.  Для тех и других характерна загадочная «архаическая улыбка». Куросы ставились в храмах, использовались как могильные памятники. Коры имели то же назначение. Эти статуи были обязательно раскрашены.

архаическая скульптура ГрецииГоворят, поначалу в храмах рядом стоял священный камень или кусок дерева и статуя бога. Надо сказать, греческая мифология сложилась тоже в архаический период. Изображение Геры — жены Зевса и покровительницы семьи, лишь намечено в этой коре, называемой Гера Самосская.

Архаический период

Греческая архитектура архаического периода — это прежде всего храмы. Уже тогда возник ордерСамо слово «ордер» значит «порядок» Основная часть ордера — колонна, на которой лежат перекрытия. Но греки были эстетами, поэтому столб, подпирающий крышу, был еще и произведением искусства. Да и сами балки крыши тоже были красивы, украшены барельефами. Греки определили, как все это должно выглядеть, и мы до сих пор используем это греческое ноу-хау в своих постройках.   В архитектуре эпохи архаики сложилось два ордера — дорический и ионический.

ордер дорический

О живописи архаического периода ничего не известно. Правда, греки, которые хотели везде видеть красоту, так искусно расписывали керамическую посуду, что сегодня за греческими кратерами, амфорами, гидриями охотятся лучшие музеи мира. В амфорах хранили главные сельхозпродукты Греции: вино и оливковое масло. В кратерах смешивали вино с водой, потому что обычно они не пили неразбавленное вино. С гидриями греческие женщины ходили по воду, у нее три ручки: одна сзади, чтоб было удобно наливать воду, а за две боковые гречанки легко поднимали их на голову и шли — прямые и стройные.

греческие сосуды

Вы уже заметили, что сосуды по-разному раскрашены.  Поначалу мастера часть сосуда покрывали лаком, а остальное не закрашивали, и там рисовали черной краской изображения атлетов, мифических героев. Их называют чернофигурными. Позднее технология изменилась. Красными, цвета терракоты, оставляли сами изображения, а лаком покрывали фон. Соответственно, такие сосуды назывались краснофигурными.

Классический период (V—IVвв до н.э.).

Он продолжался неполных 2 века, но считается вершиной греческого искусства. Сначала были греко-персидские войны. Персы были самыми сильными воинами своего времени. Казалось, когда агрессоры вторглись в Грецию, местное население было обречено. Но все полисы объединились и победили врага сначала при Марафоне (оттуда пошла марафонская дистанция: ровно 42 километра и 195 метров пробежал гонец, чтоб сообщить о победе). А потом греки разбили персидский флот в Саламинском проливе.  После победы правитель Афин Перикл решил восстанавливать разрушенные храмы, строить новые. Над городом возвышался холм, на котором с давних времен были  самые важные постройки.  Он назывался Акрополь, что означает «верхний город«. Когда-то там был царский дворец. Потом на его месте построили храм Афины, разрушенный  персами. После победы началось строительство самого большого здания на Акрополе — Парфенона, посвященного Афине-деве. Внутри стояла статуя Афины. Она была сделана из дерева и покрыта тонкими пластинками из золота и слоновой кости (хрисоэлефантинная техника). Статуи Афины, часть барельефов фронтона, а также все руководство строительством Акрополя было поручено одному из величайших скульпторов Греции Фидию. Он создавал огромные изваяния, но одновременно делал миниатюрных рыбок и пчел. Говорят, он участвовал в качестве рядового воина в греко-персидских войнах. Фидий создал и статую Зевса в Олимпии, одно из 7 чудес света.

Афины Парфенон

Парфенон украшали великолепные барельефы с изображением богов, афинских девушек, несущих в дар богине покрывало, всадников и др. Барельефы упали во время взрыва в 1687 году. Шла война между турками и венецианцами. При обстреле Акрополя в Парфенон попало ядро с венецианского корабля. Так как внутри турки хранили порох, произошел сильный взрыв. Позднее посол Англии в Константинополе вывез фрагменты барельефов в Лондон. Сейчас они находятся в Британском музее. А Греция время от времени требует их вернуть.  Вот один из них.

Фриз Парфенона

Кроме Парфенона, на Акрополе есть храм Эрехтейон. Мы видим, что вместо ионических колонн стоят женские фигуры — Кариатиды. Кстати, вместо дорических порой стояли мужские статуи — Атланты

Храм Эрехтейон

Среди великих скульпторов классической эпохи — афинянин Мирон, автор знаменитого Дискобола. Атлет находится в состоянии наивысшего напряжения. Сейчас ядро полетит. Тело его напряжено, а лицо спокойно. Лицо — зеркало души, а греки считали, что среди волнений и страстей человек должен сохранять великую и твердую душу. Обнаруживать страсти недостойно.  А еще говорят, греческие атлеты состязались под музыку. Звуки флейты помогали им координировать движения. Противопоставление уравновешенности и страстности мы видим в другой скульптуре Мирона — Афина и Марсий. Селен Марсий увидел дудочку, которую бросила Афина. Он не знает, что богиня прокляла того, кто ее поднимет и с жадностью хочет схватить ее. Увы, это история с грустным концом.

Скульпторы Древней Греции

Поликлет был не только великим скульптором, он пытался найти математическое выражение красоты. Измеряя пропорции человеческого тела, он пришел к выводу, что голова должна составлять 1/7 часть роста человека, кисть руки и лицо — 1/10 часть, ступня — 1/6 часть.  Он создал немало скульптурных изображений атлетов. Самый известный — Копьеносец. Известно, что вместе с другими великими скульпторами Поликлет участвовал в конкурсе на изображение амазонок для одного из 7 чудес света — храма Артемиды Эфесской, и его Амазонка была признана лучшей. А, надо сказать, в конкурсе принимал участие и великий Фидий.  В период поздней классики в искусстве появились страсти и страдания. Особенно это проявилось в работах Скопаса.  В противоположность Мирону и Поликлету он работал не с бронзой, а с мрамором. Подлинных скульптур Скопаса почти нет, разве что фрагмент «Битвы амазонок» из Британского музея. Он украшал фриз Галикарнасского мавзолея, одного из семи чудес света. Известны копии его «Менады». Менады (обезумевшие) — спутницы Диониса, которые бегут толпами за своим богом, сметая на своем пути все. Полуобнаженные, в оленьих шкурах, часто подпоясанные задушенными змеями, они славят Диониса, растерзывают в горах животных и пьют их кровь. Предполагают, на плечах она держала козленка. Именно в его произведениях впервые появятся сильные чувства и страдания. В эпоху ранней классики этого не было.

Скульптура Скопаса

Скопас окажет влияние на искусство эллинизма. Последним представителем поздней классики был Лисипп, любимый скульптор Александра Македонского. Говорят, он откладывал от платы за каждую работу по монете, после его смерти обнаружилось полторы тысячи таких  монет, но ни одной подлинной работы Лисиппа до нас не дошло. Пишут, великий полководец везде возил с собой его статуэтку с изображением Геракла и смотрел на нее перед смертью. Только ему доверил создать свой скульптурный портрет.

Лисипп Скульптура

Эпоха эллинизма (4-1 в до н.э)

Эпоха эллинизма связана с правлением Александра Македонского. В 338 году до н.э. армия Филиппа Македонского завоевала Грецию, а его сын Александр, который стал царем через 2 года, за 10 лет создал огромную империю, включавшую в себя значительную часть Азии, вплоть до Индии. Ее столицей должна была стать Александрия, город на севере Египта, там была лучшая в мире библиотека, Мусейон- дом муз, в этом городе работали лучшие ученые того времени. Но Александр Македонский так и не увидел своей столицы, так как умер во время возвращения из дальнего похода. Впрочем, именно там он был похоронен. Воспитанный на греческой культуре (его учителем с 13 лет был великий греческий философ Аристотель), Александр Македонский на новых землях приказывал строить греческие храмы. Так греческое искусство смешивалось с искусством покоренных народов. Среди известных произведений той эпохи — Пергамский алтарь Зевса. Пергам столица государства в Малой Азии. Он славился своими ремесленниками и прекрасной библиотекой.  Чтоб Пергамская библиотека не могла соперничать с Александрийской, египтяне запретили ввоз в Пергам папируса. Тогда жители города изобрели пергамент, который делался из телячьей кожи. Вплоть до изобретения бумаги, люди писали именно на этом материале. В Пергаме, как в Афинах был свой Акрополь, на нем стоял алтарь Конечно, до наших дней алтарь не достоял. Первым христианам эта жестокая битва не на жизнь, а на смерть представилась «престолом сатаны».

Пергамский алтарь Зевса

В 19 веке немцы строили дорогу в Турции. Во время проведения земельных  работ попадались фрагменты мраморных статуй. Руководил работами инженер Карл Гуман, он приложил все усилия, чтобы их вывезти в Берлин. Там из кусков мрамора была воссоздана часть алтаря, выставленная теперь в музее Пергама. На фризе алтаря изображена битва богов с гигантами. Мифы рассказывают, что гиганты, сыновья богини земли Геи взобрались на Олимп, чтобы скинуть Зевса и богов. По предсказанию, боги победят, если на их стороне будет выступать смертный человек. Им стал Геракл. Особенно хорошо сохранилась группа с изображением Афины и гиганта Алкионея. Богиня схватила гиганта за волосы, чтоб оторвать его от земли, которая дает ему силы, ведь он — сын богини земли Геи.

Еще более трагическое произведение эпохи эллинизма — группа Лаокоон с сыновьями.

Лаокоон и его сыновья

Жрец Трои Лаокоон был единственным, кто не поверил хитрости греков и сказал ставшую потом крылатой фразу: «Что бы там ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих». Он убеждал земляков не вносить коня в город, но его не слушали: всем хотелось радоваться победе над греками после 10 лет жизни в осаде. А боги (то ли Афина, то ли Аполлон) наслали на него и его сыновей змей.

Впрочем, к эпохе эллинизма относят одно из самых гармоничных произведений скульптуры — Венеру Милосскую. 8 апреля 1820 года крестьянин Йоргас вместе с сыном распахивали поле. Вдруг заступ наткнулся на камень или плиту. Камень ценился, поэтому крестьянин стал расширять яму, в конце концов, он раскопал каменный грот, а в нем статую. Крестьянин обратился в французскому консулу, предложив ему купить статую. Пока французы решали, стоит ли скульптура их внимания, явился правитель этих мест, и распорядился погрузить ее на корабль. К тому времени, как французы прислали корабль за статуей, турки уже погрузили ее на свое судно. Говорят, завязалась битва за Венеру. В результате французы увезли ее во Францию и в 1821 году подарили ее королю Людовику XVIII. С тех пор она оказалась в Лувре и считается одним из самых совершенных женских изображений.

Афродита Милосская

Статуя состояла из 16 кусков Отдельно были созданы руки, ступни, есть соединение на уровне бедер, где начинается драпировка. Говорят, вместе с Афродитой в гроте были найдены обломки мрамора. Один художник зарисовал их, не зная смысла надписи. Специалисты прочли: «Агессандр (или Александр) из Антиохии сделал это». Но когда работники музея решили рассмотреть сам постамент, он исчез. Был ли он вообще и относился ли к этой статуе? Мы знаем, что у Венеры нет рук, но говорят, что рядом со статуей были найдены руки, одна из них держала яблоко. Это подтверждал и сын французского консула: у статуи была левая рука. Кто-то предполагает, что рука потерялась во время драки за статую. В Лувре находится еще одна знаменитая статуя античности — Ника Самофракийская.

Ника

Эта мраморная статуя высотой в 2,5 метра была кода-то установлена на острове Самофраке в честь победы греческого флота над египтянами на постаменте в виде носа корабля. Это один торс, но он так выразителен.

С Александрией и двором Птолемеев связано еще одно замечательное произведение эпохи эллинизма — знаменитая камея Гонзага. Искусство камей — каменных миниатюрных барельефов достигло своего расцвета в эпоху эллинизма. Они не имели определенного практического смысла, а были лишь предметом искусства и становились украшением коллекций богачей. Часто их вырезали из многослойного агата, сардоникса, оникса.

камеи, геммы

В Эрмитаже есть богатая коллекция камей. Ими увлекалась Екатерина II. В 1814 году после победы над Наполеоном из рук его жены Жозефины Богарне русский император Александр I получил Камею Гонзага. Она вырезана на трехслойном сардониксе и изображает египетского царя Птолемея и его жену Арсиною. Нижний серый слой послужил фоном, средний — голубой, для лиц и частично одежды. На переднем плане — мужественный Птолемей. Камея была собственностью мантуанских герцогов Гонзаго, перешла к королеве Швеции, потом — Жозефине. А уж потом — к российскому императору.

Камея

Древний историк Геродот писал о 7 чудесах древнего мира. Кроме пирамид и висячих садов Вавилона это все — создания греческой культуры. Вы можете посмотреть презентацию о 7 чудесах света.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *