Скульптуры, мозаики и другие украшения Степногорска

Памятники Степногорска

Степногорск застраивался типовыми зданиями, и была реальная угроза, что получится безликий населенный пункт со скучными пяти — и девятиэтажками. Таких городов есть немало. Конечно, и у нас имеется немало мест унылых, неухоженных. Но все же уже на уровне проекта закладывались малые формы в микрорайонах, общественные здания украшались мозаикой и литьем. Город активно озеленялся, а за его 50-летнюю историю появились статуи, обелиски которые связаны с памятными для горожан событиями, городская скульптура тоже вносит разнообразие, а порой и поэзию в степногорские пейзажи. Правда, чаще всего мы не знаем о происхождении, авторах той или иной скульптуры или мозаики. О некоторых из них я уже писала в разных местах, а теперь хочу сделать краткий обзор достопримечательностей Степногорска в одной публикации.

Облик Степногорска 60-80-х годов создавали работники новосибирского института «Сибакадемпроект». Они продумывали не только архитектуру зданий, их расположение, но и элементы декора, малые формы, вплоть до окраски балконов. И очень строго следили, чтобы не было отсебятины. О том, как тщательно продумывалась каждая деталь, можно судить уже по тому, что в институте на макете города проверяли, как будет падать солнечный свет на разные дома микрорайонов, каково направление господствующих ветров. Учитывали опыт застройки городов в европейских странах. Для города самым важным человеком был Виктор Алексеевич Стекленев,  он выступал в двух ипостасях: главный инженер  и главный автор проекта Степногорска.

Стекленев-Виктор-Алексеевич.jpg

Все отзываются о нем как об очень умном человеке. Михаил Афанасьевич Васильев занимался проектом ГМЗ. Я много слышала об Антонине Ивановне Дубровиной, она была руководителем группы генплана института «Сибакадемпроект». Вот как написал о ней Юрий Леонидович Никитин: «Женщина редкого ума и обаяния, она принимала самое активное участие в проектировании нашего города, неделями, месяцами жила здесь в командировках, наш город — её радость и грусть!» Я помню, как Эвелина Васильевна Каримова, коллега и подруга Дубровиной, просила меня поговорить в акимате, чтоб ей послали приглашение на 50-летие города. Говорила: она не приедет, но пожилой женщине было бы приятно знать, что ее помнят. Я куда-то ходила, разговаривала, но сроки юбилея были так неопределенны… И никто не думал о тех, кто этот город строил. Ничего не вышло. Так быстро все забывается… Давайте будем помнить хоть мы о людях, которые продумывали каждую мелочь в Степногорске.  Возводя новые микрорайоны, сразу делали детские площадки, бассейны.

Бассейны.jpg

И фонтаны, и водяные каскады в центре города тоже были заложены в проект. Когда я делала материал о 3 микрорайоне, то с большим удивлением узнала, что башенка  из красного кирпича возле школы №3 называется «Золотой ключик», а мы почему-то ее связывали с Пушкиным. И этот уголок — тоже часть генерального проекта микрорайона.

Башенка золотой ключик

Надо добавить, что это был бассейн, а на дне лежал ключик. Смотрите, сверху видно. Об этой башенке можно почитать подробнее в моей публикации 17 мгновений весны в 3 микрорайоне — 2 часть

Мозаики, которыми  украшена гостиница, говорят, разрабатывали специально для нашего города в Москве по заказу «Сибакадемпроекта». Одна, у библиотеки, называется «Архитектура». А с противоположной стороны — «Связь.

Степногорск мозаики

Монумент Победы — тоже детище новосибирских архитекторов. Он был открыт в 1985 году, к 40-летию Победы. Его автор известен: Лоуренс Тевосович  Баласов (1938–2003).  Он родился в Баку, в 1957 г. поступил в Новосибирский инженерно-строительный институт (НИСИ) им. В. В. Куйбышева на архитектурный факультет. После его окончания в 1962 году работал в Кемерово, а с 1966 года в  Сибакадемпроекте (с 1977 г. – Новосибирское отделение Всесоюзного объединения «ВНИПИЭТ»), прошел путь от старшего архитектора до главного архитектора проекта, был автором 100 работ. В частности, Баласов участвовал в проектировании города Заравшана, объектов Усть-Каменогорска. Если вы когда-то бывали в санатории «Таврия» или лагере Олега Кошевого в Крыму, то это все он спроектировал. Ну а отливали монумент из бетона по чертежам уже наши строители.

Степногорск монумент Победы.jpg

Виктор Иванович Спицын,  который гордится, что именно ему поручили руководство работами по созданию монумента, говорит, что  собирали бригаду из ветеранов, отбор был очень тщательный, использовали лучший бетон, поэтому  он до сих пор, как новенький. Вот фотография 1985 года — открытие монумента.

Степногорск старые фото

Конечно, не все в городе делали творческие работники «Сибакадемпроекта». Когда я  в 1967 году приехала в Степногорск и пошла учиться в первую школу, она уже была украшена мозаиками. Одна называется «Герои гражданской войны». А другая- «Юность».

Мозаики Степногорска

Оформлением фасада школы занимался московский художник Борис Георгиевич Софрин (1941- 2005). Он закончил в МВХПУ (Московское высшее художественно-промышленное училище) бывшее Строгановское на кафедре промграфики и прикладного искусства, а потом преподавал там. Борис Георгиевич приезжал в наш город, потому что здесь жила его сестра Евдокия Георгиевна Таранюк. Для ее детей — Наташи и Валерия он был как старший брат. И когда Софрин получил заказ сделать мозаику для школы, Валера, тогда восьмиклассник, нередко помогал ему. Наверное, не без влияния дяди он решил стать архитектором и, в итоге, поступил в МИИЗ ( Московский институт инженеров землеустройства) на архитектурное отделение. Потом работал в городе Электросталь, был востребованным архитектором. Валерий рано ушел из жизни. Я читала воспоминания его близких в блоге «Завалинка»у его друга Александра Чайки. Пишут о том, какой это был тонкий, глубокий и очень порядочный человек. А вот фото моих одноклассников: Валерий Таранюк — слева, справа — Коля Петухов.

Таранюк-Валерий.jpg

Борис Георгиевич сделал и медную чеканку на музыкальной школе. Она называется «Пусть всегда будет солнце», потому что нотная строчка — как раз фрагмент из этой очень популярной тогда песни.

Музыкальная-школа.jpg

В 1979 году в Степногорске появилась первая скульптура Натальи Вяткиной «Легенды степей». Нас в библиотеке постоянно спрашивали об авторе, но мы почти ничего не могли найти о ней. Недавно у Николая Георгиевича Комарова я увидела буклет, который Наталья Николаевна ему подарила. Там был ее портрет и фотографии работ. Она родилась в Вологде, отсюда и ее «Кружевница», и скульптура ее земляка поэта Николая Рубцова.

Вяткина-Н.Н..jpg

Закончила в Москве Строгановское училище и в начале 70-х годов стала работать как мастер декоративной скульптуры. Создавала барельефы для интерьеров зданий в Адлере, Обнинске, Ферапонтово. Ее работы выставлялись и в России, и за границей, в 2006 году Н. Вяткина получила звание «Заслуженный художник России». Мы видим подпись под картинками: материал шамот. Я просмотрела, это сильно, до спекания, обожженная глина. В буклете отмечается, что одной из ее удачных работ было оформление площадей города Степногорска. Наталья Вяткина сделала для города три скульптурных группы.

Наталья Вяткина

Первая — «Юность» стоит у «Мираса», увы, ее сильно повредили. О своей работе в нашем городе  местным журналистам она рассказывала так: «В 1978 году лауреат Государственной премии в области архитектуры А. В. Коротков предложил мне поработать в вашем городе. Степногорск сразу понра­вился. Трудилась с боль­шим вдохновением. Много и с удовольствием читала казахский народный эпос, произведения национальных писателей и поэтов. Осо­бенно понравилось творчест­во Олжаса Сулейменова. Изучала быт казахского народа, музыкальные инст­рументы, одежду и еще многое другое. И в резуль­тате родилась моя первая скульптурная композиция «Легенда степей».

Легенды-степей-.jpg

«Для то­го чтобы понять суть природы вашего края, — продолжает Наталья Николаевна, —  я побывала в степи, полюбо­валась многочисленными каменными глыбами, в изо­билии разбросанными око­ло вашего города. Это вдохновило меня на созда­ние скульптуры «Степь», ко­торая установлена  возле ДК». А вот у этой скульптуры печальная и загадочная история. Она, действительно, лежала долго позади ДК, на площадке, которой заканчивается лестница. Куда она потом делась, не знает. Как мне сказал А. Н. Рыльцев,  «Степь» предназначалась для площади перед «Айгулем», оказывается, предполагалось, что там будет торгово-культурный комплекс. А потом планы изменились, а скульптуру тем временем, скорее всего, просто разломали — глина же, хоть и  обожженная. В буклете есть  ее фото.

А еще есть маленькая фотография, как дети по ней  карабкаются. Вот мы какие: человек талантливый, умный, столько работал, чтоб украсить наш город. И только «Легенды» еще пристойно выглядят. Мне рассказывала моя знакомая, что, увидев отбитую руку «Юности» на земле, она пошла в акимат, сообщила об этом. Как я поняла, там это никого не заинтересовало, а потом где-то слышала, что после реконструкции там этой статуи вообще не будет. Было бы жаль лишиться работ Вяткиной, они интересные, стильные.

Впрочем, в феврале 2020 года аким Степногорска Еркебулан Баяхметов сказал, что в 2020 году планируется произвести работы по реконструкции «Юности». Азат Баярлин, который в последние годы сделал несколько скульптур для нашего города сейчас выясняет стоимость реставрации этой скульптурной группы, а также «Легенды степей». Так что есть надежда, что  их удастся сохранить.

Жалко, что разрушаются, забываются и деревянные скульптуры Виктора Иосифовича Маковского, нашего талантливого земляка. Его замечательных деревянных скульптур почти не осталось, разве что остатки деревянной композиции в сквере Поколений. А вот что было.

Скульптуры В. Маковского

Конечно, дерево — не самый прочный материал, но обидно, что такие необычные фантазии из дерева превращаются в старые палки. Тем более, что разрушению помогли, конечно, люди. Думаю, если бы в Степногорске было больше работ этого талантливого человека, внешний вид города только выиграл бы. Я с удивлением узнала, что Виктор Иосифович приехал в Степногорск в 1980 году, мне казалось, что его избушка возле леса, деревянные фигурки появились чуть не в 60-х.

Первый раз Маковский действительно приезжал в Степногорск в 1971 году и два года работал в геологии. Потом уехал в село, работал лесорубом в районе Макинки. Профессия эта тяжелая, но лес — такой необычный мир. Какие причудливые формы создает природа: корни, ветви, словно фантастические существа. Захотелось не просто видеть чудеса, но и делать их самому.

В 28 лет пошел учиться, закончил училище в Челябинске как художник оформитель. Вернулся в родное село Приишимка, а там он с его творческими идеями оказался не нужен. Тогда-то Виктор Иосифович опять приехал в Степногорск. Тузов, начальник СУСа заинтересовался талантливым человеком, взял его главным художником. В СУСе, была у Маковского своя творческая группа из 5 человек. Художники работали много: оформляли интерьеры административных зданий, садиков, и замечательные детские площадки. Помните, какие они  были красивые?

Yes

А еще в учкомбинате Виктор Иосифович вел группу школьников, учил их не только резьбе по дереву, но и живописи, рисунку. Отбоя от желающих не было, ведь они не только учились, но и работали, представьте себе, школьник в те времена мог заработать рублей 450. У большинства взрослых была зарплата ниже. В 80-е годы Маковский был участником многих выставок: городских, областных, республиканских, там экспонировались не только изделия из дерева, металла, но и живописные полотна. Его работа «Челябинск» демонстрировалась в Алма-Ате. Был он лауреатом Второго всесоюзного фестиваля народного творчества.  От СУСа нередко ездил в Москву, работал там. Областное телевидение о Маковском сняло фильм. Читаю, что в живописи ему близки абстракционизм, сюрреализм. Вот бы посмотреть! Но увы, ни самих работ, ни фотографий не сохранилось. Среди работ, которые хорошо знают горожане, — стеллы на въезде в город, Арка любви с лебедями, куда, по традиции, ездят молодожены. Последняя большая работа мастера — памятник афганцам.

Степноггорск-Памятник-афганцам.jpg

Это поистине народный монумент. Его решили установить члены городского объединения ветеранов-афганцев, объявляли конкурс, собирали деньги. Выбрали идею с журавлями, улетающими в небо. А осуществил этот замысел В. И. Маковский. История памятника не была простой. Сергей Николаевич Баранов, председатель городского общества ветеранов-афганцев с горечью рассказывает, как нелегко было преодолеть равнодушие чиновников и найти деньги на памятник. Их дал, в конце-концов, аким Андрей Николаевич Никишов, за что его с благодарностью вспоминают ветераны. На обелиске выбиты имена пятерых степногорцев, погибших Афганистане: Виталия Лебедева, Владимира Соболевского, Валентина Кожина, Абдулахата Усманова, Александра Кореннова. Краткие биографии этих ребят и рассказ о работе нашего общества ветеранов-афганцев вы найдете, пройдя по ссылке: Сквер Поколений — любимое место прогулок степногорцев . О Сергее Николаевиче Баранове и  степногорцах- афганцах я писала немного и в материале : Лица Степногорска

Но вернемся к автору памятника афганцам. В 90-х годах В. И. Маковский стал главным дизайнером Управления делами Президента РК, выиграв творческий конкурс. 10 лет он оформлял резиденции Назарбаева, создавал большие работы из камня и других материалов. Эскизы утверждал лично Н. А. Назарбаев. С  этой работы ушел  на пенсию. Сегодня Виктор Иосифович живет в Макинске. По-прежнему работает с деревом и металлом, увлекся керамикой. Говорит, что не чувствует себя сегодня нужным городу. Последним руководителем, который проявлял интерес к его творчеству, был М. С. Койшибаев.  Кстати, во время правления Марата Советовича в городе появились и памятники, и городская скульптура. Время было трудное, кажется, не до искусства, но душа всегда просит чего-то выходящего за пределы бытовых нужд. Да и годы, проведенные в Ленинграде, не прошли зря. И вот он узнает, что в Караганде на складе лежит скульптура горняка.

Горняк-Степногорск.jpg

Ее заказал директор карагандинской шахты Павел Нефедов, но пока ее сделали, время изменилось. Автор был рад избавиться от статуи, так что Горняк достался городу даром, и, мало того, что вписался в городской пейзаж, еще и дал имя нашему Дворцу культуры. А вся малышня Степногорска вот уже 25 лет берет первые уроки скалолазания, карабкаясь к нему на колени. Оленей на кольце выменяли тогда же, в 1994 году в Макинске за 2 мешка сахара и несколько фляг прогрессовского спирта. Это были подарки городу к 30-летию. А вторые олени приехали к нам из Астаны. Там они стояли за мостом, где сейчас комплекс «Корона».

Yes

Эта группа связана еще с одним важным для Степногорска элементом оформления. С самого начала его создатели удачно использовали камни, которые так эффектно разбросаны в степи.  Я уточняла у геологов — это так называемые  останцы гранитных пород, которым примерно 40 миллионов лет. Но как смотрятся…  Вот фото Л. Ю. Замыцкого — камни совсем не далеко от города.

камни-возле-Степногорска.jpg

Какие выразительные валуны! Правда, создать бы парк камней, была бы еще одна достопримечательность. Так вот, дикую красоту древних валунов оценили основатели города, и  памятники природы, которым 40 миллионов лет, украшали его первые микрорайоны. Они хорошо вписываются в степногорский пейзаж и сейчас.

Степногорск-камни.jpg

 Марат Советович Койшибаев пишет, что для украшения города он тоже в первую очередь присмотрел камни, поставив их и у стадиона, и на кольце. Как я понимаю, олени появились позже и хорошо гармонируют со степными валунами.  Поэтому хотелось бы, чтоб при дальнейшем преобразовании города власти не отказывались от того, что создавало  его неповторимый облик с первых лет.

Памятный камень жертвам политических репрессий — тоже своего рода народный проект. В библиотеке много лет 31 мая собирались люди, которые с детства жили с клеймом «враги народа».  Это немцы, поляки, корейцы, вся вина которых была в национальной принадлежности. Были здесь и дети раскулаченных, ведь Казахстан в 30-40 годы стал местом ссылки для сотен тысяч людей. На библиотечном мероприятии в 2010 году возникла идея просить городские власти установить памятный камень, чтоб было место, где люди могли бы вспомнить своих родителей. Казалось, выбрать в степи камень, привезти его, установить и табличку прикрепить не слишком накладно для города.  Мы не ожидали, что это будет так сложно. Старенькие люди ходили из кабинета в кабинет, а решения никто принимать не хотел.  И только через 2 года, когда в Астане был установлен памятник жертвам голодомора, вопрос был решен, и 31 мая 2013 года состоялся первый митинг у камня.

жертвы политических репрессий.jpg

К 50-летию, в 2014 году, Степногорск в виде подарков получил несколько произведений председателя Союза художников Астаны Игоря Анатольевича Гойденко:  во-первых, фонтан у ДК «Горняк» под названием «Самрук», говорят, это Мировое дерево Байтерек, на вершине которого расположена птица-женщина Самрук.

Фонтан-Самрук-Степногрск.jpg

Он же сделал фонтан «Птичья гавань» у Казахстана, там пеликаны, фламинго. К этим произведениям у степногорцев отношение сложное. Я тоже считаю их слишком громоздкими для тех не очень больших пространств, где они установлены. Невольно вспоминаешь, как вдумчиво относились к городским ансамблям в первые десятилетия существования города. Флагшток тоже создан Игорем Гойденко. Он хорошо стоит, но место это на отшибе и все же не стало значимым для города, хотя получилось неплохая площадь с красивым видом на микрорайоны и Лунный проспект.

флагшток-Степногорск.jpg

А во время правления Ануара Кумпекеева у нас началась эра Азата Баярлина, известного казахстанского скульптора. Он родился в 1952 году в Целинограде. Сначала занимался скульптурой в Доме пионеров, понял, что это его, поступил в Алма-атинское художественное училище, а после него — в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. После института работал в Томске, преподавал в Красноярске, В 2001 году его пригласили работать в Канаду, жил в Торонто много повидал, получил богатый опыт, но все же вернулся на родину. С 2003 живет в Астане. Среди работ А. Баярлина — Монумент памяти жертв политических репрессий в Астане, его барельефы есть на Монументе Независимости, он сделал памятник-бюст Магжану Жумабаеву, фонтан «Древо жизни», скульптуру «Астана-Евразия» в Анкаре, барельеф — мемориальную доску Алии Молдагуловой, памятник жертвам Чернобыльской трагедии, а еще, оказывается это он — автор памятника Чокану Валиханову в Омске. Я его видела. В 2017 году на привокзальной площади Степногорска открылся памятник Сатпаеву, созданный скульптором Баярлиным. Об открытии этого памятника подробнее можно посмотреть, пройдя по ссылке:  День города 2017 в Степногорске

А еще через год на пустыре в 4 микрорайоне возникла Аллея влюбленных, главной изюминкой этого нового места отдыха степногорцев стали две скульптуры Баярлина. Первая — «Материнство». Скульптор рассказал, что, создавая эту работу, он вдохновлялся степными балбалами, древними каменными изваяниями, где очертания человека лишь слегка намечены. Следует добавить, что форма яйца создает ощущение покоя, чувство защищенности.

Баярлин-Материнство.jpg

А вот автор рассказывает о своей скульптуре «Влюбленные» на Дне города 2018, во время открытия Аллеи влюбленных. Об этом подробнее: Степногорск, День города 2018

Баярлин-Влюбленные.jpg

Хорошо, что у нас в городе есть не только монументы, к которым мы приходим в торжественные дни, но и городская скульптура, она придает особый уют и тепло городским пейзажам. Возле нее играют дети, на фоне статуй фотографируется молодежь.

Степеногорск-фото.jpg

К 55-летию Степногорска  была обновлена площадь перед Дворцом спорта, и на ней установлен памятник уроженцу Акмолинской области замечательному спортсмену и яркой личности — Хаджимукану Мунайтпасову. Автором стал опять же Азат Баярлин.

Хаджимукан.jpg

На открытии автор сказал, что изобразил богатыря,  который вырастает из родной земли и черпает из нее силы. Кстати, как сказал аким города Еркебулан Баяхметов, в 2020 году этот уже хорошо знакомый горожанам скульптор примет участие в реконструкции памятника Абаю возле 6-й школы.

Абай Степногосрк.JPG

Почему-то время от времени идут разговоры, что это вовсе не Абай, а Ленин, хотя не вижу сходства. Как я понимаю, в процессе реконструкции этот вопрос  должен быть решен раз и навсегда. Да, есть еще один памятник в городе, он появился в 90-е годы возле досановского колледжа, который в то время имел отношение к университету имени Гумилева. И мы знаем, что скульптура изображает замечательного историка, автора теории этногенеза и сына Анны Ахматовой Льва Николаевича Гумилева. Хотя… А, впрочем, Гумилев так Гумилев. Вроде, похож.

Степногорск скульптура

При подготовке этого материала я использовала указатель, созданный в городской библиотеке «Есть, что вспомнить» Ларисы Витальевны Саленко, статью М. Койшибаева «Жить в эпоху перемен трудно, но интересно».

3 thoughts on “Скульптуры, мозаики и другие украшения Степногорска”

  1. Говорят, у не знающего своего прошлого, нет будущего. Ваша статья, это большой вклад в историю нашего города, а значит и его. будущее.

  2. Спасибо Вам,Наталья Всеволодовна,за этот интересный,полный и важный труд!Впервые читаю обо всем в одной статье!Отличный подарок городу к предстоящему юбилею!Обязательно познакомлю наших ребят с Вашей работой!

  3. Если не ошибаюсь, то первая фотография (чёрно-белая) сделана из квартиры, находящейся во втором подъезде дома 23 в шестом микрорайоне. На заднем плане виден дом №17.

    Знакомые места и «аттракционы».)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *