Искусство Северного Возрождения

Северным Возрождением мы называем искусство Нидерландов, Германии XV- XVI веков. На севере Европы, в отличие от Италии, художники не знали античного искусства и в своем творчестве скорее продолжали средневековые традиции, но с итальянским Возрождением их объединял интерес к человеку и реальной жизни. Их герои не так красивы, как люди, изображенные на картинах Рафаэля, не так сильны, как у Микеланджело, но изображены с уважением к их личности, внутреннему миру.

А еще на картинах северных художников поражает обилие деталей, та тщательность, с которой изображены предметы, находящиеся даже на большом расстоянии. Это было продолжением средневековых традиций, так как те или иные предметы имели символическое значение на языке христианства (роза, лилия связывались с Богоматерью, четки — знак благочестия и т.д.). Но с другой стороны в тщательной проработке деталей ощущался интерес к земному миру. Нидерланды дали миру ван Эйка, Босха, Брейгеля, Германия — Дюрера.

Ян ван Эйк со своим братом Губертом первым стал писать масляными красками (а кто-то говорит, что они их просто усовершенствовали), и  их картины ошеломляли современников. На картине «Мадонна канцлера Ролена» изображена Богоматерь с младенцем — вполне в средневековых традициях царственная, отрешенная, с ног до головы закутанная в мантию. А напротив них — сам заказчик, Николас Ролен, канцлер при дворе герцога Филиппа Доброго. И это уже реальный портрет нового времени, мы видим человека умного, сильного, немного себе на уме, несмотря на его молитвенный вид. Северяне не заботились о красоте лиц. А вот детали — каждая, как маленькая драгоценность, и наш взгляд от основных фигур перебегает на заросли роз и лилий, городской пейзаж, павлинов и галок, — все они прописаны с удивительной тщательностью.

ван Эйк

Супруги Арнольфини  оба некрасивы, но они так трогательно держатся за руки, так серьезны и торжественны, что хочется верить в любовь, которая их соединяет. А на задней стене зеркало и в нем отражается вся сцена, но с другой точки. И как ни мелко изображение, мы видим четко 4 людей, а еще религиозные сюжеты, расположенные на раме.

Ван Эйк

Иероним Босх писал свои триптихи в надежде заставить людей задуматься о греховности их жизни в преддверии Страшного Суда.  Увы, никакие адские муки не могут отвлечь нас от тяги к наслаждению земными благами, желанию взять кусок побольше. Об этом и «Воз сена», где обыгрывается нидерландская пословица, которая говорят, что «мир – стог сена, и каждый берет из него то, что удается ухватить». Левая створка  грехопадение Адама и Евы, их изгнание из Рая. В центе  наша земная жизнь  то, что Босх писал в 15 веке, не устарело и сегодня. Сколько способов придумали люди, чтоб заполучить лишнюю охапку травы: и лестницы, и вилы, они готовы ради этого погибнуть под колесами. Ну а левая створка  ад. Впрочем, ад с удивительной фантазией Босх опишет в другом триптихе — «Сад наслаждений». Левая часть изображает рай, хотя почему-то там звери едят друг друга. В центре  люди, которые, как червячки, пожирают плоды, наслаждаются всеми возможными способами.

Босх

Ну а ад подробно показан в презентации.

Питер Брейгель Старший или Мужицкий писал картины о том, как люли работают, причем всегда его симпатии именно на стороне трудящихся даже если это вразрез с общепринятыми взглядами. Скажем, в Библии Вавилонская башня — символ людской гордыни: надо же, люди решили добраться до Бога. А Брейгель с особой тщательностью рисует те приспособления, которые люди придумали, чтоб построить такую громаду.

Вавилонская башня

На картине «Падение Икара» Брейгель рисует пахаря, пастуха, рыбака, — все они трудятся, и это заслуживает уважения. А Икар — подумаешь, летал, несерьезно, — мы видим только две дрыгающиеся ножки в воде. Художник создал цикл «Времена года» о годовом цикле трудов людей.

Брейгель П

Но Брейгель не бытописатель. Его картины — притчи  о человеческой жизни. Не зря в картине Тарковского «Солярис» «Охотники на снегу» —  образ земной  жизни, который может быть понят внеземным разумом.

Альбрехт Дюрер был ближе других художников Северного возрождения к итальянскому искусству. И дело не только в том, что художник несколько раз был в Италии, был знаком  с венецианскими художниками —  интерес к природе Дюрера заставляет вспомнить Леонардо, да и по разнообразию интересов он напоминает гениев итальянского Возрождения. Дюрер написал 13 автопортретов,  первый в 13 лет. На них он порой красив, а порой измучен болезнью. Наверное, для него они были способом познать себя. Вот некоторые из них. На первом ему 13, на втором — 28, Дюрер написал его в 1500 году, когда ждали конца света.  Говорят, когда его старый отец увидел эту картину, он посчитал, что это Христос, и лишь приглядевшись, узнал своего сына. Третий написан в последние годы, желтое пятно — место, где  он чувствует сильную боль. Так он пытался рассказать врачу о своей болезни.

Дюрер Альбрехт

Дюрер был  не только великим живописцем, но и графиком. Он жил в  эпоху больших перемен. В 1455 году  Иоганн Гутенберг напечатал первую Библию. Началась эра книгопечатания. Одновременно появилась потребность в иллюстрациях для печатных книг. Искусство гравюры стало очень востребованным, и Дюрер получал очень много заказов на гравюры по дереву и меди. Мартин Лютер, обнародовавший в 1517 году свои 95 тезисов, призвал, среди прочего, к изданию религиозных книг не на устаревшей латыни, а на современных языках. Поэтому Библию перевели на немецкий, и Дюрер был среди ее первых иллюстраторов. Известны его гравюры к «Апокалипсису».

Дюрер гравюры

Более подробно о живописи и графике Дюрера можно увидеть в презентации

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *