Искусство Северного Возрождения

Северным Возрождением мы называем искусство Нидерландов, Германии XV- XVI веков. На севере Европы, в отличие от Италии, художники не знали античного искусства и в своем творчестве скорее продолжали средневековые традиции, но с итальянским Возрождением их объединял интерес к человеку и реальной жизни. Их герои не так красивы, как люди, изображенные на картинах Рафаэля, не так сильны, как у Микеланджело, но изображены с уважением к их личности, внутреннему миру.

А еще на картинах северных художников поражает обилие деталей, та тщательность, с которой изображены предметы, находящиеся даже на большом расстоянии. Это было продолжением средневековых традиций, так как те или иные предметы имели символическое значение на языке христианства (роза, лилия связывались с Богоматерью, четки — знак благочестия и т.д.). Но с другой стороны в тщательной проработке деталей ощущался интерес к земному миру. Нидерланды дали миру ван Эйка, Босха, Брейгеля, Германия — Дюрера.

Ян ван Эйк со своим братом Губертом первым стал писать масляными красками ( а кто-то говорит, что они их просто усовершенствовали), и  их картины ошеломляли современников. На картине «Мадонна канцлера Ролена» изображена Богоматерь с младенцем — вполне в средневековых традициях царственная, отрешенная, с ног до головы закутанная в мантию. А напротив них — сам заказчик, Николас Ролен, канцлер при дворе герцога Филиппа Доброго. И это уже реальный портрет нового времени, мы видим человека умного, сильного, немного себе на уме, несмотря на его молитвенный вид. Северяне не заботились о красоте лиц. А вот детали — каждая, как маленькая драгоценность, и наш взгляд от основных фигур перебегает на заросли роз и лилий, городской пейзаж, павлинов и галок, — все они прописаны с удивительной тщательностью.

ван Эйк

Супруги Арнольфини  оба некрасивы, но они так трогательно держатся за руки, так серьезны и торжественны, что хочется верить в любовь, которая их соединяет. А на задней стене зеркало и в нем отражается вся сцена, но с другой точки. И как ни мелко изображение, мы видим четко 4 людей, а еще религиозные сюжеты, расположенные на раме.

Ван Эйк

Иероним Босх писал свои триптихи в надежде заставить людей задуматься о греховности их жизни в преддверии Страшного Суда.  Увы, никакие адские муки не могут отвлечь нас от тяги к наслаждению земными благами, желанию взять кусок побольше. Об этом и «Воз сена», где обыгрывается нидерландская пословица, которая говорят, что  «мир – стог сена, и каждый берет из него то, что удается ухватить». Левая створка — грехопадение Адама и Евы, их изгнание из Рая. В центе — наша земная жизнь — то, что Босх писал в 15 веке, не устарело и сегодня. Сколько способов придумали люди, чтоб заполучить лишнюю охапку травы: и лестницы, и вилы, они готовы  ради этого погибнуть под колесами. Ну а левая створка — ад. Впрочем, ад с удивительной фантазией Босх опишет в другом триптихе —  «Сад наслаждений». Левая часть  изображает рай, хотя почему-то там звери едят друг друга. В центре — люди, которые, как червячки, пожирают плоды, наслаждаются всеми возможными способами.

Босх

Ну а ад подробно показан в презентации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *