Мавзолеи средневекового Казахстана

Мавзолеи

Самыми интересными памятниками средневекового искусства Казахстана являются мавзолеи. Это и произведения архитектуры,  и сакральные места, к которым жители Казахстана приходят до сих пор. Среди особо почитаемых  —  мавзолеи Ходжи Ахмета Ясауи, его наставника Арыстан-Баба. В горах Улытау стоит мавзолей Алаша-хана. Овеяны поэтичными преданиями мавзолеи Козы-Корпеша и Баян-Сулу героев великой поэмы о любви, вы можете познакомиться с ее кратким содержанием. Мавзолей Айша-Биби знаменит своими удивительными орнаментальными узорами.  Я расскажу о самых известных мавзолеях средневекового Казахстана, в конце можно скачать презентацию и ролик «Сакральные места Казахстана».

                             Содержание

  1. Поэма»Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Краткое содержание. Цитаты
  2. Особенности мавзолея. Презентация по поэме «Козы-Корпеш и Баян-Сулу»
  3. Мавзолей Алаша-хана
  4. Мавзолей Арыстан-баба
  5.  Ходжа Ахмед Яссауи, его жизнь, стихи и  мавзолей
  6. Презентация о Ходже Ахмеде Яссауи
  7. Мавзолей Айша-Биби
  8. Архитектура мавзолеев
  9. Фильм «Сакральные места Казахстана»


Одним из древнейших надгробных памятников Казахстана является мавзолей Козы-Корпеша и Баян-Сулу, сложенный из камня, высотой около 12 метров.  Он расположен на правом берегу реки Аягоз.  Поэма о Козы-Корпеше и Баян- Сулу — самая известная поэма о любви, рожденная в степи, не даром  этих юношу и девушку называют казахскими Ромео и Джульеттой.

Запись этой поэмы, сделанная рукой неизвестного на 8 листах, была найдена в архиве Пушкина. Очевидно, находясь в Оренбургских степях, куда он отправился для сбора материалов о Пугачеве, он заинтересовался этой печальной повестью о двух влюбленных. В 1858 году Чокан Валиханов, находясь близ Аягуза, захотел осмотреть легендарный мавзолей. Он его измерил, зарисовал 3 женские фигуры. Считается, что они изображали Баян, ее сестру и тетку. Была там и мужская статуя, но без головы.  Поэма живо интересовала путешественника, и он записал и опубликовал один из ее вариантов.

Вот краткое содержание поэмы. Все началось с дружбы.

Два богатых, знатных бая
Неразлучно кочевали.
В крепкой дружбе баи жили-
Карабай без Сарыбая
Не проедет и полшага.
Жили мирно, не гордились
И богатством не кичились.
Как один за мир стояли,
Никого не обижали!

Оба ждали детей и договорились, что если будут сын и дочь, поженят их. Так и вышло: у Кабанбая родился сын, у Сарыбая – дочь. Но не судьба была ему увидеть девочку: умер в дороге.

Сарыбай спешил за счастьем,
А его догнало горе-
Конь лихой упал споткнувшись
И джигит с седла свалился
Головой на острый камень.

Муллы сына Карабая
Нарекли Козы Корпешем,
А сиротку Сарыбая,
Дочь беды, Баян назвали.

На пиру было много гостей, были и баксы, шаманы. Все старались угодить хозяевам, а один поведал, что впереди смерть и кровь. Карабай  решил забыть о клятве и откочевать подальше, чтоб Козы Корпеш никогда не встретил свою нареченную. И, пока дети подрастают, в поэме появляется еще один герой — Кодар.

Сарыбай еще при жизни,
Близ отрогов Алатау
Натолкнулся на кибитку
Старика калмыка с сыном.
Был калмык и слеп и болен,
Мальчик слаб и беззащитен.
Оба были одиноки,
Оба вместе голодали.
Сарыбай в своё кочевье
Старика и сына принял.
Кодар Кулем звался мальчик,
Как родной у Сарыбая,
Он воспитан был в семействе.


Между тем, Баян, подрастая, становилась красавицей, и Кодар, который после смерти Сарыбая вел все хозяйство, стал подумывать о том, чтоб жениться на Баян и стать владельцем всех богатств Сарыбая. Но баксы рассказал Баян о  клятве отца и о том, что она должна ждать Корпеша.

Кодар стал настойчиво свататься к Баян, она боялась ему отказать, но ставила все новые условия, например, вырыть  степи колодцы. Надо сказать, все ее условия он выполнял. А, между тем, Козы  Корпеш тоже вырос и стал настоящим джигитом.

С гордым взором, с крепким станом
И отважною душою.
На коне на быстроногом
Он сидит легко и гордо
И за ним всегда победа-
И в байге и в ратном бое.

Отец Корпеша уже умер, но запретил рассказывать юноше о нареченной. Случайно проговорилась бабушка, и юноша стал выяснять, где ему найти Баян, а потом отправился на поиски. Долго бы он искал в степи невесту, но встретился ему Апсебай, дядя Баян, который как раз его-то и искал в степи. Корпеш переоделся пастухом и пришел наниматься на работу.

Однажды подруги рассказали Баян, что новый пастух хорошо поет, и девушка захотела его послушать.

Крепко девушке запала
О певце на сердце дума.
—  Неспроста все эти песни,
Он, наверно, что-то знает.
С той поры Баян все чаще
Коз доить ходила к стаду
И, подолгу там играя,
Молодых козлят дразнила.
К пастуху же молодому
Все добрее становилась.

Однажды с головы юноши слетела шапка, и она увидела золотую косу. Все знали, что Козы Корпеш золотоволосый.

Ожила Баян, зарделась
От волненья краской яркой:
" О, жених мой, мой желанный,
Это ты! По золотистой
Я косе тебя узнала.

Но вернулся из поездки Кодар. Не понравилось ему, что невеста так ласкова с пастухом. Стал он  придираться, называть юношу оборванцем. А когда Козы Корпеш открыл свое настоящее имя позвал сородичей калмыков, чтоб убить соперника. Молодые люди были счастливы, но неспокойно было на душе у Баян.

"Мой джигит, я неспокойна,
Я грущу, боюсь чего-то.
Клятве я его не верю,
Отомстит тебе, мой тополь,
Страшно, милый, жутко, больно...

Однажды, когда Козы был один, прискакали калмыки, вроде бы, с миром.

Между тем калмык коварный
Был за спинами их спрятан.
И едва Корпеш поднялся,
Чтоб идти гостям навстречу,
Был стрелою ядовитой
В сердце юное пронзен он.

Кодар злорадно сообщил Баян, что убил ее любимого. Отправилась она на место, где лежал Корпеш, чтоб оплакать его.

Ровно в полночь появился
Пред Баян старик суровый,
И сказал он ей: — Напрасно
Убиваешься о милом;
Пожелай лишь — и тотчас же
 На три года оживет он.

Она попросила всего на 3 дня воскресить юношу, чтоб проститься с ним. Велико было горе Баян, но первым долгом она решила отомстить за смерть любимого. Она притворилась, что согласна стать женой Кодара, но когда они ехали по степи, сказала, что ей плохо, и попросила его спуститься в колодец, чтоб со дна достать ей холодной воды.

По моей косе в колодец
Поскорее ты спускайся.
...Хоть глубок колодец мрачный,
Но длинна коса Баян
И по ней на дно спустился
Ненавистный ей Кодар.
И едва он дна коснулся,
Нож блеснул в руках девичьих,
Миг один - коса упала
В мрак глубокого колодца.

А потом, по приказу Баян, колодец забросали камнями. По прошествии года Баян устроила пышный поминальный той. Баян сказала, что хочет поставить памятник Козы-Корпешу. Вырос высокий памятник, как гора в степи.

Поклонившись всем по чину,
До земли склонясь рукою,
Оглядевши всех любовно,
Близких девичьему сердцу,
Вмиг на памятник взбежала
Над могилою Корпеша.
Здесь кинжал достала острый
Из-за пояса, вонзила
Прямо в сердце и упала
На могилу друга мертвой.
Так Баян — травинки нежной
У степей родных не стало.

Я предлагаю презентацию, из которой вы можете узнать краткое содержание поэмы «Козы-Корпеш и Бян-Сулу», цитаты из нее и историю перевода на русский язык.
Пройдите по ссылке:  https://drive.google.com/file/d/1N6B2rMXAQLPqg-8912y6o47JVOxyLdog/view?usp=sharing     

О времени создания мавзолея Козы-Корпеша и  Баян-Сулу нет единого мнения. Одни считают, что это V-X вв., по мнению других X-XI вв. Во всяком случае, он был создан в доисламские времена. Принято считать, что легенда о трагической судьбе двух влюбленных возникла во времена Тюркского Каганата, причем распространена она была не только во всей степи от Алтая до Оренбурга. Ее хорошо знают якуты, которые считают ее частью своей культуры. Есть варианты поэмы на башкирском, татарском. Культурологи находят в ней следы поклонения солнцу и других древних верований. В XVIII веке на Алтае был найден золотой пояс, на котором была изображена сидящая на фоне тополей плачущая девушка, склонившаяся над головой убитого джигита. Ученые уверены, что на нем изображена Баян. Которая оплакивает Козы-Мавзолей несколько раз обследовали. Причем друг Валиханова, Г. Потанин, в 1917 году поручил одному из краеведов исследовать памятник, и тот сообщил, что он окончательно разорен. Однако в 1952 году памятник был обследован экспедицией А. Маргулана.

Это древнее сооружение в степи хранит много тайн. Кто построил этот мавзолей? Есть легенда, что на строительство мавзолея младший брат Сарыбая -Тайлакбий Тобол отправил 40 тыс. рабочих. Ещё говорят, что камни с близлежащих гор передавали из рук в руки, встав в длинную цепь. Действительно ли там лежат останки степных Ромео и Джульетты?

Мавзолей Алаша-хана.

В горах Улытау, особо почитавшихся кочевниками, находится мавзолей Алаша-хана. Считается, что он был построен в в XI– XII вв. Об этой легендарной личности – кем он был, когда жил – есть разные мнения. Одно из самых распространенных утверждений —  Алаша был предком основных казахских родов. Как пишет Чокан Валиханов, многие люди, недовольные правлением туранского хана Абдуллы и гонимые голодом, отправились в степь. Храбрые батыры в скором времени приобрели известность и богатство, но прошло несколько лет, и вольница стала терпеть поражения от всех соседей и бедствовать. К тому же, сам Абдулла начинает искать беглецов, и только чудо спасает их. В это тяжелое время среди беглецов появился мудрый старец по имени Алач и сказал речь до того сильную, что казаки провозгласили его своим родоначальником и судьей.

Можно с уверенностью сказать, что в образе Алаша соединились представления степных народов об идеальном правителе, заложившем основы национального характера. Так, именно Алаш установил один из важных неписанных законов степи —«конак асы», следуя которому каждый человек обязан бесплатно приютить и накормить путника.

Другое важное завещанное потомству мудрым Алашем — жылу, помощь погорельцам, жертвам вражеских набегов и джута. Невыполнение этих правил всегда единодушно осуждалось казахами, вело к наказанию провинившегося — штрафу, а в отдельных случаях к изгнанию.

Не имея возможности уверенно говорить о реальности Алаша, можно тем не менее, сказать, что образ этот имел большое значение для жителей степей. Не случайно горы Улытау, где по преданию, Алаша провозгласили ханом всегда считались местом священным, и многие правители отправлялись сюда, готовясь принять важные решения. Говорят, здесь похоронен не только Алаш, но и знаменитые ханы и правители того времени: Едиге, Тохтамыш, Тауекел.

Отдельные элементы архитектуры  мавзолея напоминают устройство жилища кочевников: купол, вход в фор­ме двусторонней двери юрты. Снаружи стены украшены тюркским орнаментом. В верхней части сделана га­лерея, проходящая по всему кругу купольного барабана. Подняться на нее можно было  по лестнице. Считают, что мавзолей Алаша хана стал примером для подражания при строительстве усыпальниц  казахской знати XIX в. – начала XX  веков.


Мавзолей Арыстан-баба.

Достоверно о жизни Арыстан-баба ничего не известно. Говорят, он умер в XII веке и был похоронен возле Отрара. Над его могилой поставили мазар, который со временем разрушился. В XIV веке Тимур Тамерлан приказал построить новый мавзолей. С этим связана еще одна легенда. Когда Тамерлан начал строить мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане, работа не ладилась, а однажды ему во сне явился старец, который сказал, что сначала нужно построить его мавзолей, потому что он учитель Ходжи Ахмеда. Постройка Тамерлана до наших дней не дошла, хотя считается, что есть две деревянные резные колонны того времени. Однако неоднократно восстановленный мавзолей, сегодня является туристическим объектом и почитаемым местом паломничества.

Он состоит из двух частей — усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Ары стан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба.

К особо ценным реликвия мавзолея относятся две резных колонны, которые сохранились от второго мавзолея (XIV—XV вв.). Еще в мавзолее под стеклом выставлен древний Коран —  образец средневековой каллиграфии. Паломники проводят здесь ночь с четверга на пятницу, есть фраза: «Ночуй у Арыстан-баба, проси у Ходжи Ахмеда».

Арыстан-баб —  еще одна личность средневекового Казахстана, окруженная легендами.  Говорят, он был одновременно и батыром, и земледельцем. Утверждают, что именно он научил пророка Мухаммеда разводить сады. В степи было распространено такое предание: однажды пророк Мухаммед, основатель ислама, ел хурму, и в это время ему было откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже вас». Пророк спросил окружающих: кто возьмется передать аманат, символ веры, Ахмеду. Выступил вперед Арыстан-баб, который согласился выполнить поручение, если ему будет дано 400 лет жизни. И однажды много лет спустя, в Сайраме к нему подошел  мальчик и сказал: «Дядя, отдайте мой аманат». Это был ходжа Ахмед Яссауи, и Арыстан Баб не только передал ему косточку хурмы пророка, но и стал его духовным наставником. Яссауи не раз писал об этом в своих «Хикметах»:

«В семь лет меня отыскал Арыстан-баб,
Он тайны мои прикрыл завесой.
«Бихамдилла», — сказал он и поцеловал меня.

Это предание связывает среднеазиатский ислам с Мухаммедом. Ученые говорят, что Абыстан-баб, чтимый в Средней Азии святой, принес в эти земли идеи суфизма. Это направление ислама, требующее отказа от материальных ценностей, строгой жизни и глубокого духовного самоусовершенствования. Для суфия знание о Боге таится в сердце. Мудрость в том, чтобы открыть свое сердце Аллаху. Суфий учится науке любви к Аллаху. Путь этот сложен. Если основной закон для большинства мусульман — закон шариата, свод запретов, необходимых для обуздания земных страстей, то суфии говорят, что это лишь первая ступень духовного восхождения. За шариатом идет тарихат — предание себя воле Учителя, маарифат — исчезновение в Боге и хакикат — достижение Истины. Надо сказать, путь, подобный суфйскому, проповедуют и буддисты, да и христианские праведники говорят о том же: отказ от земных благ — только первая ступень, а потом предстоит путь сложного духовного восхождения. Говорят, суфии разработали методы для достижения духовного преображения. Надо сказать, эта разновидность ислама в междуречье Сырдарьи и Амударьи получила широкое распространение. Самые великие поэты Средней Азии: Хафиз, Омар Хайям, Саади, Низам были суфиями.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи.

Туркестан Мавзолей Яссауи

Жители Средней Азии считали Ходжу Ахмеда наиболее видным продолжателем дела основателя ислама. Была даже такая пословица: «В Мекке Мухаммед, в Яссах Ходжи-Ахмед». В 34 года он уже известен в исламском мире как ученый-богослов, знаток фикха, мусульманского права, владел в совершенстве арабским и персидскими языками. Блестящее будущее в исламском мире могло ожидать его.  Но учитель его, Юсуф Хамади, великий шейх Бухары, передал ему перед смертью свои четки, высший атрибут суфийской власти. И дал наказ возвращаться в Туркестан.

Там, вдали от религиозных центров, в бедной степи он отныне в течение 30 лет будет выполнять свою высокую миссию: нести свет религии кочевникам. Казалось бы, что кочевым людям до непонятного, чужого им Аллаха? Уже приходили к ним миссионеры, убеждали отказаться от своих богов, но те не понимали, зачем надо менять своих богов на чужого. Но проповедник из города Яссы говорил, что Тенгри, Жер-Су — есть просто разные проявления Аллаха, который везде, во всем мире и степи, и в небе, и в самом человеке значит, не обязательно строить мечети, и муллы не обязательны, важно быть чистым душой и любить Аллаха. Проповедник был очень добр и терпим, и это тоже располагало к нему.

А еще он говорил на на непонятном арабском, а на кыпчакском диалекте. Суфии против богатства. И Ходжа Ахмед сочинял стихи, направленные против жадных и злых богачей:

Некто был к власти приучен,
Тяжким богатством навьючен, —
Словно каргас-трупоед,
Сгинул в болоте вонючем.

Муфтий, мулла лишь себя ведь
Ловко умели прославить —
Белое черным представить…
Буду в аду, в пепле бед!

Казий чванливым был самым,
В спеси он спорил с имамом.
Каждый ослом был упрямым —
Пали под кладью, и — нет.

Горе мздоимцам: хоть в силе, —
Пальцы они прикусили.
Страшно им даже в могиле, —
Дать им придется ответ!

Или это:

Жирно кто ел и нечисто,
Кто одевался цветисто,
С трона хвалил за убийство
Прах он — и прахом одет!

Конечно, это было близко большинству людей. В конце жизни Ахмед захочет уединения. Он спуститься в подземелье, где до конца дней будет писать свой главный труд «Диуани хикмет» («Книга мудрости»). Книга написана на старотюркском языке. Оригинал не сохранился, но есть много копий. «Хикметы» — это размышления о вере, Боге, жизни. Человек очень глубокий,  Ходжа Ахмед размышляет о своем пути к Аллаху, дает советы тем, кто прочтет его труд.

Эй, ищущий, вступай на трудный путь испытаний.
Если ты, не испытав трудностей, встанешь на этот путь, все пойдет прахом.
Если в этой жизни ты жил без испытаний, на Том свете не видать тебе блаженства.
Если не видал трудностей, то слезы не принесут тебе просветления.
Помогай всем людям, работай, как раб,
Несчастным людям делай добро.
Если придут ученые, с почтением стоя встречай их.
От подлых людей нет никакой помощи.
Пророк всегда помогал нищим, калекам.
Когда видишь несчастных, льются слезы сочувствия.
Всегда больно видеть обездоленных калек.
А благодарность калек — самая высшая благодарность

А вот поэт рассуждает о конце света. Но  разве его слова не могут быть применены и к сегодняшнему дню? Похоже, люди мало меняются.

Братья охладели друг к другу.
Мусульмане вместо молитвы пьют водку.
Лишь в пьяном виде узнает свою сестру, смотри.
Посмотрите на современников, они пресытились жизнью

От прежнего уважения у них ничего не осталось.
Никчемный человек занял место достойного,
Хорошие люди, ученые, дервиши терпят унижения.
Бесстыжие, неверующие рабы стали акимами.

Горделивость свою насаждает злодей.
Среди людей ученый-дервиш унижается.
Большинство людей превратились в кафиров.
Душу захватили туман и темнота,

Вряд ли мы теперь увидим белый свет.
Сбившись с пути, перестали ценить Шариат.
От веры отстал мусульманин, смотри.
Бесстыжие, неверующие ничего не страшатся.

Ненасытные богатства в этом мире сгребают,
Скачут, прыгают, не думая о смерти.
У таких людей богатство превратилось в веру.
О жизни святого и его «Хикметах» вы можете  почитать у меня подробнее, пройдя по ссылке: Ходжа Ахмед Яссауи и его «Хикметы»

История и устройство мавзолея Ходжи Ахмеда  Яссауи.

После смерти его скромная могила превращается в место паломничества.  Посетил ее и самый могущественный правитель XV века Тимур Тамерлан. Говорят, он очень почитал этого святого, который являлся ему во сне. Посетив Туркестан, он остался недоволен скромностью мазара и приказал построить пышный мавзолей, причем сам установил его размеры. И, хотя Тамерлан хотел, чтоб самые прекрасные здания украшали его столицу, Самарканд, он не жалел средств на мавзолей Ходжи Ахмеда.  которых — крупнейший кирпичный купол во всей Центральной Азии (его высота 44 м, диаметр 22 м). Его купол был самым большим в Средней Азии, его диаметр 22 метр, высота — 44 метра.Толщина  мощных стен доходила до 3 м. Говорят, в строительстве участвовали пленные персы, которые владели тайной создания удивительно яркой глазури. Реставраторы, которые работали в Туркестане уже в наши дни, не смогли создать что-то подобное. Тамерлан придавал большое значение почитанию святого из Ясс, в то время считалось, что хадж в Мекку можно заменить несколькими посещениями могилы Ходжи Ахмеда.

Мавзолей — не просто усыпальница, но целый религиозной комплекс, из 33 комнат, там есть и библиотека, и кухня где готовили пищу для паломников. Самый большой зал — Казанлык, в центре которого стоит огромный казан весом в 2,5 тонны, шедевр мастеров из Тараза. Он сделан из сплава 7 металлов. Здесь есть и  бронзовый светильник 1397 г. — его мавзолею подарил Тамерлан  Из зала Казанлык несколько ступеней ведет в Гуру-хану, место погребения Ходжи Ахмеда Яссауи.

Комплекс включает  Большой дворец с ханским троном В Малой мечети паломники молятся.Есть здесь библиотека, баня с парильными комнатами, колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда, из которой ели паломники.

Еще в средние века возле мавзолея стали хоронить самых выдающихся правителей и героев степи, среди них Аблай-хан, Богембай-батыр и другие, — всего 43 надгробья. Самое старое захоронение было сделано в 1413 году, последнее – в 1917.

Здесь  можно посмотреть презентацию.

Если вы захотите скачать ее пройдите по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1JnkeXY8rHRAchrxNdi1fFa4RSOnbGPlk/view?usp=sharing

Мавзолей Айша-биби.

Мавзолей-Айша-биби.jpg

Мавзолей был построен в XII веке недалеко от Тараза. И, хотя до наших дней более или менее сохранилась только западная стена, он остается одним из самых красивых сооружений средневекового Казахстана. Стены облицованы глиняными плитками, сплошь покрытыми орнаментом. Специалисты насчитывают более 60 разновидностей орнаментальных узоров. А еще там есть поэтичная надпись, сделанная арабской вязью: «Осень… Тучи… Земля прекрасна…».

Айша-биби Тараз

Само имя Айша-биби окружено множеством преданий. Чаще всего говорят, что она умерла  от укуса змеи, когда направлялась к своему жениху Карахану. А в письменных источниках есть рассказ о том, что в 1034 году дочь Таласского правителя Богра-хана умерла, направляясь к своему жениху, как раз где-то в этих местах.

Особенности архитектуры мавзолеев Казахстана

Каждый из мавзолеев — произведение архитектуры, имеющее свои характерные особенности. Среди мавзолеев Казахстана выделяют башенные, портально-купольные, центрические. У центрических — четыре одинаковых входа с 4-х сторон, таков мавзолей Айша-биби. У портальных мавзолеев имеется один главный вход, выделенный высокой аркой, выступающей из плоскости стены вперед или возвышающейся над ней. Такова архитектура мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи. По типу перекрытия они  делятся на мавзолеи со сферическим или шатровым куполом, с барабаном или без него. Скажем, особенностями мавзолея Бабаджи хатун является 16-реберный шатер-купол, установленный на «звездчатом» барабане. 

В дополнение к сказанному вы можете  почитать мой пост о святых местах Казахстана, посмотреть презентацию, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1hoRDE2RTyCRFOkVMs7RPfr68B5SXyy5Q/view?usp=sharing  

А вот ссылка на мой ролик «Сакральные места Казахстана».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *