Дачи и дачники Степногорска

степногорские дачи

Степногорские дачи — несомненно, важная часть и истории города, и его сегодняшней жизни. Они возникли еще в конце 60-х. Первым был дачный кооператив им. Мичурина (теперь это потребительский кооператив собственников дачных участков «Заря»), потом Тимирязева (ныне «Рассвет»), Вавилова, «Строитель», а уже на излете дачного бума в 90-е годы появилась «Алма». Тысячи вот таких аккуратных участков с грядками моркови, редиски, лука, зарослями укропа, парником для огурцов, тепличкой, где зреют помидоры и перцы, рядами малины вдоль забора, плантацией клубники, смородиной, крыжовником, яблонями, вишнями. Конечно, сажали свеклу и картошку, но находили местечко для астр, гладиолусов, ромашек, настурций, тюльпанов нарциссов. И все как-то помещалось на 5-6 сотках.

В сущности, наши дачники совершили подвиг, облагородив десятки гектаров земли. Сколько надо было завезти перегноя, навоза, чтоб получать нормальный урожай! Сколько волнений в мае-июне: будет заморозок или нет? И если была угроза  мчались за город, чтоб укрыть молодые растения.  А потом устанавливалась сухая и жаркая погода — и опять беспокойно: надо ехать срочно поливать, а то огурцы сгорят, капуста повянет. Когда говорят, что наши люди ленивые, я всегда думаю: в какой стране люди с таким упорством работали бы на бедных почвах в зоне рискованного земледелия и получали бы прекрасные результаты? И это при том, что они  отнюдь не фермеры, а шахтеры, строители, врачи.

Сначала на дачах сажали ранетки, приспособленные к жизни в холодных регионах, а потом стали выращивать и груши, и яблоки, и сливы. Когда степногорцы, особенно в 90-е годы уезжали жить в окрестные села, то удивлялись: почему сельчане ждут, когда им завезут помидоры и огурцы, а не сажают их на своих приусадебных участках? Говорят, глядя на них, жители целинных совхозов сами увлеклись выращиванием овощных культур. История степногорских дач была непростой. Директор комбината, Сергей Артемович Смирнов был категорически против любых отступлений от Генплана. Ему не хотелось, чтоб возле современных домов выросли хибары. Но Арсений Иванович Серов, первый мэр города, считал, что будет хорошо, если люди смогут работать на земле и на своем настоял. Так за бугорком появились первые линии дачных участков.

Водопровод протянули далеко не сразу, но у заборов стояли емкости, ездили большие водовозки и наполняли их. Поливали, конечно, ведрами. А в середине 70-х дачи от города решили все же убрать. И всем их владельцам выделили участки за Молокозаводом. Это называлось дачный кооператив имени Тимирязева. А так как желающих получить дачу становилось все больше, участки там нарезались и для новых земледельцев.  Людмила Петровна Жуйкова рассказала мне, что когда в мае 1977 года на новом месте стали выделять землю, то в коллективах их давали лучшим: победителям соревнований, ветеранам войны и труда, активным общественникам. И, хотя впереди была огромная работа по освоению участков, народ был полон энтузиазма. Дачи каждого предприятия располагались на определенной линии: ГМЗ — на 5-й, ТЭЦ — на 4-й, на второй были участки управления ЦГХК.

Как раз там была наша дача. Вот несколько фотографий середины 80-х годов из нашего семейного альбома.

Степногорск фото

Мои родители — Всеволод Михайлович и Лидия Сергеевна Тележинские, были страстными дачниками. Уже в феврале начиналось священнодействие: замочить семена помидор в марганцовке, гетероауксине, потом посевная, пикирование. У мамы была особая технология высаживания рассады, и на 60 кустах вырастало столько огромных роскошных помидор, что они заполоняли весь дом: лежали на шкафах, в ведрах. Папе очень удавалась прививка деревьев, и яблони, сливы у нас были отличные. Дача их воодушевляла, и даже в последний год у мамы на даче ничего не болело — ну а дома валилась без сил. Думаю многие степногорцы, кому 50-70- лет тепло вспоминают степногорские дачи прошлого века.

В 90-е годы, когда зарплату платили порой раз в несколько лет, без них было бы просто не прожить. И возникали новые кооперативы. Но почти сразу начался закат наших дач. Люди уезжали, продать участки было почти невозможно, и их просто бросали. А тут еще начали строить Астану, и не только бесхозные, но и имеющие хозяев домики стали разбирать и вывозить в новую столицу. Жизнь менялась, кто помоложе, рассуждал: зачем возиться на земле, когда все можно купить в магазинах. И заброшенных дач становится все больше. Мне сегодня сказали, что если в 80-е годы тимирязевских дач было 4 тысячи, то сегодня вдвое меньше. Может, лет через 10 их не будет вовсе, ведь копаются в земле в основном пожилые люди, привыкшие заниматься этим смолоду.

Сто лет не была на дачах, захотелось посмотреть, как они сегодня выглядят. И мы отправились на ближайшие — в кооператив «Заря». Перевалили через холм, где флагшток — и вот они, в низинке.

Свернули на ближайшую линию и поняли, что, похоже, посмотреть ничего не удастся: здесь, как и везде заборы теперь выше 2 метров. И как увидеть, что там за забором? Подглядывать в щелки неудобно. Услышали голоса — постучались, попросились войти, чтоб посмотреть и пофотографировать. Хозяйки были так любезны, что разрешили. Дача нам очень понравилась: все такое пышное, роскошное. Конец июля- август — пик дачного сезона, когда земледельцы могут радоваться плодам своего труда. Мы ходили, разглядывали, что растет на аккуратных грядках и клумбах. Вот настурции, любимые цветы моего отца. Он их даже на балконе выращивал.

Дачи степногорска

Из-за холодного июня помидоры поспевают поздно, но в этих гроздях уже есть красные. А вы любите, как пахнут листья помидор? Я очень. Зашли в теплицу — а там такое чудо: листья огурцов, а плоды  то ли арбузики, то ли крыжовник. Оказывается, сорт огурцов такой- «смайлики» называется. Румяные яблоки, морковка с пушистой ботвой, капустные грядки, домик утонувший в цветах. Вот оно — настоящее лето!

Этот кооператив самый благополучный. Здесь участки недалеко от дома, не надо толкаться в переполненных автобусах, поэтому дачи востребованы, заброшенных участков сравнительно немного, в основном,  там, где земля заболоченная или соль поднялась.

Несколько лет назад у городских властей явилась идея снести дачи, а на их месте поставить частные дома. Но членам кооператива «Заря» удалось  отстоять свои дачные участки. Теперь частное строительство ведется за 20 микрорайоном в сторону кладбища.

Конечно, у наших земледельцев проблем немало, но дачники — люди закаленные и не жалуются. Хотя… Именно это «хотя» заставило меня взяться за дачную тему. Проходя мимо Казахстана, мы видим в некотором отдалении этих женщин — кто с зеленью, кто с цветами. Раньше их было больше, теперь всего несколько человек.

Подошла я к ним в поисках зеленого лука, разговорились, и они, чувствуя внимание, стали рассказывать о наболевшем. О том, сколько раз они ходили в акимат с просьбой, чтоб разрешили им торговать. Почему-то не идут им навстречу, хотя есть ведь постановление «Об утверждении Комплекса мер по развитию дачных, садоводческих и личных подсобных хозяйств в РК». Грамотные наши дачницы, знают, что там есть пункт о выделении мест на коммунальных рынках. Один раз проходил мимо аким — А. Кумпекеев, поговорили с ним, он улыбнулся и разрешил здесь сидеть, но теперь его нет — и опять их гоняют, а рядом большая табличка о том, что торговля запрещена.

Степногорск проблемы дач

Рассказали даже такую жуткую историю, что несколько лет назад вызвали омоновцев, подоспели и охранники из «Казахстана» и стали бабок гонять, а цветы швырять. Неужели у нас такое было? Прямо жуть! Даже если это были просто полицейские… Такое бы в интернет выложить… А почему гоняют? Вид портят. Неэстетично. Но ведь цветы сами по себе красивы, а они их ставят в вазы, как в настоящем цветочном магазине.

Я помню, как меня поразили в начале 70-х годов цветочные базары в Риге. Ряды столов стояли в самом центре города вдоль тротуара. Букетики порой были совсем маленькими, но как это было красиво! Посмотрела в интернете — и сейчас во всех больших городах мира на улицах идет торговля цветами. Почему мы такие провинциальные? Или тут бизнес и ничего личного? Говорят, владельцы ближайшего магазина цветов  очень косо смотрят на конкуренток.

А помните, в 90-е, когда базара еще не было, вся торговля сосредоточилась как раз возле Казахстана. По-моему, довольно живописно. Нет, конечно, я не призываю к торговле на ступеньках. У нас ведь были прилавки со стороны аптеки. Сначала там была дачная торговля, потом, опять же заботясь об эстетике, туда пустили киргизов с их трико и колготками. Потом продавали велосипеды… теперь пусто. Стало хорошо?

Ну ладно, нельзя торговать на частной территории, здесь право собственников. В конце концов, есть базар, правда, и он частный. Идем на базар. Честно говоря, не люблю его. Там все время что-то строится — а неуютно. И ходить по нему плохо: в дожди грязь, зимой скользко. Это я к тому, что если и здесь дачницы вредят эстетике, то это не единственная проблема рынка.

Местных продавцов найти нелегко. Они ютятся на небольшом пятачке сразу за чертой, где заканчивается рынок. На территории нельзя. Продавцов мало. А когда пойдет вал помидор и яблок, где их продавать?

Я помню, в первые годы существования базара наши пенсионерки могли стоять на его территории бесплатно. Потом их вытеснили за рынок ближе к автовокзалу. Поставили им прилавки — маловато, конечно, большинство раскладывало свои товары на ящиках, принесенных из дому, столиках. Но привыкли.

Когда появился памятник Сатпаеву, дачницы перестали вписываться в новый пейзаж, и им нашли место на привокзальной площади. Всяк скажет: это неудобно и продавцам, и покупателям. Народу туда заходит немного, так что в ожидании покупателей надо сидеть долго, а им, между прочим, еще и на дачах работать надо. И еще это очень ветреное место. Я там бывала только в самый пик сезона в поисках помидор для засолки и еще чего-то овощного.

А нынче в этом укромном местечке, которое никто не охраняет, обосновались бомжи. Они и пьют, и отдыхают, и свои нужды справляют. Да, здесь покупать ничего не захочешь.

Вот и жмутся женщины со своими кабачками и помидорами вдоль дорожки. А посмотрите, какая красота!

image

Я разговаривала с продавцами, они сказали, что готовы платить за место на рынке, но в разумных пределах, ведь пенсия у многих совсем небольшая. Хотя я думаю, что, заплатив по 20 тысяч за воду, тысяч 10-15 за тележку перегноя, тратя каждый раз по 140 тенге за проезд в «двойке» до дач (да в каких переполненных автобусах!) они заслужили право на бесплатное место, снабжая горожан качественными продуктами. Выходя с базара, я остановилась возле женщин, торгующих на территории рынка. Ежедневно они платят за место по 500 тенге. За эти денежки им дают какие-то железные  ржавые решетки, покрытые потемневшей фанерой. Возвращаюсь к вопросам эстетики: красота неземная.

Что это: скаредность или глубоко засевшее презрение людей разбогатевших к бедным? А, может, увы, ставшее нередким пренебрежение к людям старшего поколения? При советской власти к бабушкам, торгующим на улице, относились как к спекулянткам  гоняли. Теперь, вроде, торговцы в почете, но только не бедные пенсионерки — они опять не вписываются.  Это как в «Чапаеве» : «Белые пришли  грабят, красные, понимаешь ли, тоже грабят».
Конечно, рынок  не единственное место торговли.

Я отправилась к «Сибири», по-моему, самому красивому уголку в нашем городе. И надо же, вкус хозяев торгового центра торговцы морковкой и картошкой не оскорбляют. Для них стоят цивильные прилавки под навесом.

image

Места, конечно, маловато: разместиться могут лишь 8 человек. Еще несколько женщин пристроились на своих столиках в тени. Я поинтересовалась, не гоняют ли их? Вроде, нет. Просят только на проходах не сидеть. Исследовательский зуд разгорелся у меня не на шутку, и назавтра я пошла на ярмарку, впервые в этом году. С тех пор, как она переехала на новое место, мне кажется, она стала менее популярна и среди торговцев, и среди покупателей.

А по дороге сфотографировала дачный ряд у магазина в 1 микрорайоне. Продавцов пока не было, возможно, все ушли на ярмарку, но красиво. Поначалу я на ярмарке дачниц не нашла, и уж огорчилась было, но, войдя на участок, где продают молоко и мясо, увидела за столами целый ряд продавцов с нашими помидорами и прочими дарами августа. Еще несколько человек сидело за своими столиками. Ну, слава Богу, значит, здесь все в порядке. Но женщина, с которой мы разговорились, сказала, что для того, чтоб занять место за столом, она пришла в 3 часа ночи…

Так что проблем немало, их надо бы решать всем вместе: власти, бизнесу. В первую очередь, ради всех нас, покупателей. Конечно, сегодня в магазинах круглый год каких только фруктов и овощей ни продают! Помидоры наше тепличное хозяйство выращивает прекрасные, но все же они не могут сравниться с теми, что созревают на степногорских дачах в августе. И огурчики дачные пахнут совсем иначе. И зеленый борщ из дачного щавеля куда вкуснее. А уж вишни, смородины, облепихи мы бы и вовсе не видели, если бы не покупали их на рынке. Ну и, что еще важно: у нас по старинке растения кормят перегноем да навозом, поэтому в нашей морковке и свекле нет всей таблицы Менделеева. Это для нас единственная возможность есть экологически чистые продукты.
А напоследок еще одна экскурсия на дачу. У Людмилы Петровны Жуйковой есть и овощные грядки, и яблони, и смородина с малиной. Но, натура артистическая, она прежде всего хочет создать на своих 6 сотках мир, который соответствует ее представлениям о прекрасном. Так, она долго восхищалась камнями, покрытыми мхом, которые лежат вокруг города. И решила перенести этот кусочек степи на свой участок.  Дачница потратила не один день, собирая самые выразительные, стаскивала их в кучу, а потом наняла такси и грузчиков, чтоб доставить их на дачу. И теперь в разных местах участка, прямо как в японском саду, лежат композиции из камней, а рядом цветы, которые она тщательно выбирает и может о каждом рассказать целую поэму.

Я попала к ней на дачу не в самое лучшее время: июльские цветы отошли, астры еще на подходе. Но мое внимание сразу привлекло удивительное растение: какой-то  розово-зеленый туман. Красота! В интернете его называют то «тамариск», то «тамарикс». У него есть и другие имена: божественное дерево, бисерник, астраханская сирень. Говорят, название растения пошло от реки Тамариз, протекающей в Пиренеях. А почему «божественное» — некоторые виды тамариска выделяют в жаркие дни сладкий сок, который, высыхая, превращается в белую сладкую крупу. Жители пустыни до сих пор эти беленькие шарики собирают и называют их «ман». Вот и думают, не та ли это «манна небесная»?

Тамариск растет и на соленых почвах, выдерживает морозы и жару, а если его засыплет песок, все веточки пустят свои корешки, и растение выживет и не только выйдет на волю, но и остановит движение песков. Я сфотографировала Людмилу Петровну рядом с тамариском.

image

Мне очень понравился вот этот куст — прямо сиреневый взрыв. Наш родной иван-чай. В лесу прошел бы и не заметил, какой он красивый.

Людмила Петровна — большая выдумщица. К приезду внуков решила сделать красочное приветствие.  А буквы сделала из… крышечек от пластиковых бутылок. Насобирала целых 900 штук. Подбирала по цвету.  Дома все разметила. Потом набила на дачный забор.

DSC06970

А рядом еще и по-английски. И какой забор стал веселый! Внуки оценили. Так что дача может стать не только возможностью обеспечить себя, детей и внуков вкусными и полезными продуктами, но и местом реализации своих творческих идей. Раньше было много интересных домиков, украшенных резьбой. Теперь не знаю, не видно за заборами. Если вы  можете поделиться интересными дачными идеями, красивыми фото, я размещу их в своей публикации.

Вот еще коллаж с нашими степногорскими цветами.

2021-07-14-11-41-15-441

Дачи и дачники Степногорска: 7 комментариев

  1. На фото у ТЦ «Казахстан», скорее, торговля цветами и фруктам/овощами не в 80-ые годы. На заднем фоне виднеется «Дэнс клуб Пилот», а это где-то год 96-97.

  2. Дача… Какая у нас дача была… Автоматический полив (основная труба была рядом и давление всегда было отличным), банька, чёрно-белый телевизор «Таурас», музыка «на всю линию» через усилитель «Ригонды», шашлыки по вечерам… Закаты-рассветы… Укроп-сорняк и дачные шампиньоны…)))
    Дачи СУСа, 11-я линия, 5-й участок…

  3. даже шампиньоны? Чего только мы ни выращивали!

  4. Наталья Всеволодовна, «Сиреневый взрыв» — лучше, образнее не скажешь. И таких моментов много. И , как и во всех Ваших публикациях, столько внимания к тем деталям, из которых и состоит предмет исследования, и которые дороги тем, кто это создал. Но, главное, это глубокая сочувственность к людям и с людьми (разных социальных и возрастных категорий) в их проблемах и трудностях! Если бы прочитали это и как-то откликнулись те люди, которым по должности, наконец, положено решать их!

  5. Наталья, спасибо за Ваши рассказы.
    читаю, действительно, как на экскурсии по городу. Хотя бы немного знать, как жизнь идет в Степногорске.
    Наша дача была 7 линия, номер участка не помню, но выходили на средней остановке автобуса.
    Собирали с отцом кизяк по степи, удачей было договорится на Кварцитке или в Аксу за машину с навозом.
    Правда однажды папа привез бараний. Мама долго ругалась, во-первых — «жгучий», во вторых — с него наросло куча сорняков.
    А для досок для забора ездили с прицепом на Жигулях 2101 аж за Ивановский на лесопилку. нагрузили так, что на въезде в город колесо на прицепе отпало. привязали доску, как лыжу, так и пилили до самой дачи потом.
    Сколько воспоминаний…
    Спасибо ещё раз.
    Николай.

  6. У деда и бабушки, была дача за 4м мкр, 8 или 9 линия, не помню точно. 15 минут хода от дома. Маленьким помню, там еще было много гаражей, потом часть убрали, остались только капитальные. И на пригорке большая яма, говорили там должен был быть Дворец пионеров…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *