Сакен Сейфуллин

Я предлагаю вашему вниманию краткую биографию Сакена Сейфуллина,  который сочетал в себе талант поэта, ум государственного деятеля и темперамент борца, а также биографический фильм о нем. Начало 20 века — эпоха сложная и противоречивая. В это время будет сломано много судеб прольется много крови. Но никто не станет отрицать, что именно в этот период появится много ярких личностей, оставивших след и в литературе, и в науке, и в истории своего народа. Один из таких людей — Сакен Сейфуллин. За 45 отпущенных ему лет он, мальчик из бедной семьи кочевников, прошел большой путь.

Сакен Сейфуллин родился в 1894 году. Настоящее его имя — Садвокас, но дома мальчика ласково звали Сакен. Под этим именем он и вошел в литературу. В ауле, где Сакен рос, было немало талантливых акынов, часто проводились айтысы. Мать его славилась как отличная сказительница, так что будущий поэт с детства  жил в атмосфере любви к родному языку и преданиям своего народа. Но ему предстояло много узнать, чтоб достичь чего-то в жизни. В 10 лет Сакен поступил в русско-казахскую школу при медеплавильном заводе. В 14 лет оторвался от дома, отважно отправившись в неблизкие города за образованием — Акмола, Омск. Омская учительская семинария давала хорошие знания, а еще ее молодые ученики, как и другие студенты предреволюционной России, мечтали о свободе.

Учительская семинария Омск

Сакена Сейфуллина тоже захватят революционные идеи, он станет активным участников политического кружка «Бирлик», где молодые казахи увлечённо говорили о свободе своего народа. А Сакен, кроме пламенных речей, читал на заседаниях кружка свои стихи — размышления о жизни казахов.

Я пел бы радостные песни,
Да жизнь мне петь их не дает.
Но от земли до поднебесья
Передо мной весь мир встает—

Несправедливость, и обиды,
И торжествующее зло,
И люди, добрые лишь с виду,-
О, как на сердце тяжело!

И, видя неимущих слезы,
Слезами плачет грудь моя,
В очах моих сверкают грозы,
И песнь борьбы слагаю я.

Так писал молодой поэт, уже выпустивший  в 1914 году свой первый сборник стихов «Минувшие дни». В 1916 году Сейфуллин закончил учительскую семинарию и успел год поработать учителем, но настал 1917, революционная буря подхватила его и бросила в гущу жизни.  С 19 марта Сейфуллин в Акмолинске, его выбирают комиссаром Просвещения, он руководит молодежной организацией «Жас казах», пишет первую революционную песню казахов «Марсельеза казахского народа».

Азамат, встань бойцом в общий строй,
Ты на мир свои очи открой,
Знамя красное — сила твоя,
Все под красное знамя, друзья!

Слишком долго терпел царский гнет
Наш несчастный отсталый народ,
Жертва жадных, жестоких господ,
Бессердечных и подлых людей,
Ловкачей и продажных судей.

В те первые годы многие искренне верили, что свобода близка. Но впереди Сакена ждало суровое испытание. В мае 1918 года советская власть в Акмолинске была свергнута, Сейфуллин с другими лидерами был арестован. Дальше будут тюрьма, пытки, в 40-градусные морозы их пешком поведут в Петропавловск, оттуда — в Омск в имевшем мрачную славу поезде смерти атамана Анненкова, где люди гибли от холода и голода. Сейфуллин выжил, ему удалось бежать из омской тюрьмы. Он какое-то время скрывался в Омске, а затем, безлюдными степными дорогами 2 месяца пробирался в родной аул. Потом он напишет в стихотворении «Побег из тюрьмы»:

Я не выдержал неволи.
Клетку темную разбил,
Словно конь в широком поле,
Вновь на землю я ступил.

Уф! Как я взмахну крылами,
Словно сокол, полечу,
Землю вместе с небесами
Я в объятья заключу.

Не по мне темницы мерка —
Мне тюрьма сжимала грудь.
Как в неволе вольный беркут,
Я не мог крылом взмахнуть.

Без предела и без края,
С табунами и с людьми,
Степь, свободная, родная,
Ты к груди меня прижми.

Но без активной работы он своей жизни уже не представляет. В мае 1920 года Сейфуллин снова в Акмолинске. Опять занимается народным просвещением, а в декабре 1922 года его избрали председателем Совета Народных Комиссаров республики (главой правительства Казахстана).

Два года Сейфуллин возглавлял правительство. Много сделал, еще больше запланировал. Свою деятельность на высоком посту Сейфуллин начал с борьбы с голодом 1919 — 1922 годов. Одним из первых его декретов стал декрет об учреждении в республике архивного и музейного дела. Сейфуллин объявил сбор средств на восстановление мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи.  Говорят, он мечтал в центре Казахстана создать образцовый город. Им должна была стать Акмола. Как видим, эти идеи были воплощены жизнь только в конце ХХ века.

Наверное, он был единственным главой государства, который писал стихи. Как он успевал? А, между тем, в 1922 году выходит его книга стихов — «Асау тұлпар» («Неукротимый скакун»). Вот одно их стихотворений, написанное в 1922 году — «Наша жизнь — экспресс». Сколько в нем энергии!

Сотрясая путь стальной,
Мир качая остальной
Бурей скорости шальной,
Наш экспресс летит вперед.

Разлучит ли близких двух,
Иль забудет друга друг,
Или кто-то вскрикнет вдруг —
Не замедлится полет.

Слезы милой — позади
И мольба: «Не уходи!».
Я прижал ее к груди,
Сел отважно на «стрелу».

Без оглядки мчит экспресс,
Скорость давит, словно пресс,
Тех, кто к нам случайно влез,
В наш экспресс, и сел в углу.

…То он скачет, словно конь,
То он вьется, как дракон, —
За вагоном мчит вагон
Через степи, через лес.

Не погаснет жар в груди!
Цель большая впереди!
Хоть молите: «Подожди» —
Будет мчать вперед экспресс.

Мчись, экспресс! Лети, свети!
Вихрь во мгле крути в пути!
Как звезда в ночи, лети
Бурям всем наперерез!

Пусть от страха плачет трус,
Но храбрец не дует в ус!
Крепнет сила братских уз!
Мчись вперед! Лети, экспресс!

Надо сказать, динамичные, рассчитанные на декламацию в больших аудиториях, с энергичным ритмом и сильной рифмой, стихи Сейфуллина отличались от традиционной казахской поэзии, которая часто  предполагала неторопливое исполнение под домбру. В этом новаторство поэта. Но Сейфуллину близка и тонкая лирика. Он пишет о красоте родной земли, например, в стихотворении «Летом в степи«:

Под шатровой сплошной синевой
Я лежу на кошме луговой.
В городах я томился тоской
По земле первозданной, степной.

В русле памяти вновь — ледоход,
Словно льдины друг друга теснят…
Вот я вижу — на пастбище скот,
Вот привал отдыхающих стад.

Тихо, тихо над гладью степной.
Солнце встало в зените над ней.
И ничто не тревожит покой
Отдыхающих в полдень степей.  (Оренбург 1923).

Пожалуй, больше всего усилий он потратил на сохранение казахского языка, народного фольклора. Сейфуллин вспоминал о сильном впечатлении, которое в детстве произвела на него песня времен джунгарского нашествия.  Она заставила его еще больше любить свою землю. Учась в Учительской семинарии, Сейфуллин собирал песни своего народа. Находясь на посту Председателя Совнаркома, в очень трудных условиях он нашел  деньги для издания «1000 казахских песен», собранных Александром Затаевичем.

В 1925 году пост первого секретаря компартии Казахстана занял Голощкин, на совести которого смерть лучших людей Казахстана, а также голод начала 30-х годов.  При нем Сейфуллина начали постепенно понижать. Впрочем, он будет по-прежнему занимать высокие посты в народном образовании: возглавлять вновь созданные вузы, редактировать журналы, работать над сборником казахского фольклора и, главное —  писать стихи, поэмы: «Кзыл-ат», «Альбатрос». Он искренне радуется чертам новой жизни: автомобилям, поездам, мчавшимся по старым караванным путям. В 30-е годы Сейфуллин начинает писать прозу: автобиографический роман «Тернистый путь», сатиру «Наш быт».

А в поэме «Кокшетау» переплелись современность и старинные легенды.

Пускай они не писаны пером —
Народные изустные творенья,
Их, как живую память о былом,
Веками сохраняют поколенья.

Одно из них — предание о скале Окжетпис, что значит «стрела не долетит». Героиня его — калмычка, которую взял в плен Аблай-хан. Он предложил ей самой выбрать себе мужа. И тогда она поднялась на высокую скалу и сказала, что выйдет за того джигита, чья стрела попадет в ее платок. Но ничья стрела не долетела до вершины, и девушка, чтоб остаться свободной, бросилась вниз в озеро. Еще Сейфуллин пишет  о Жеке-батыре:

Об этом батыре рассказ был таков:
Он гору одну охранял от врагов.
Стоя на посту, он случайно вздремнул
И спящим остался на веки веков.
Глаза он закрыл, словно тайну хранит.
Зовется гора эта Жеке-батыр.

В 1926 году Сейфуллин женился на Гульбарам Батырбековой.  Он сделал ей предложение на другой день после знакомства. Высокая, с толстыми косами до пола, она ему сразу понравилась. Оценил поэт и то, что скромная степная девушка уже получила некоторое образование.  Она сначала оказала, говорят, что она — простая аульная девушка, а он образованный человек, который носит шляпу и трость. Он ответил: «Если тебе не нравится, я могу не носить шляпу и трость», Потом будет переписка.  Вот стихи, которые он обращает к Гульбарам:

Все делай, как знаешь… но люди
Пускай про тебя говорят,
Что внутренний мир твой богаче,
Чем самый богатый наряд!
Нет проку в пустом человеке,
Ведь в блеске своем показном
Он схож оболочкой наружной
С красивым, но горьким плодом.
Все эти тревожные мысли
В свою заключаю я речь,
Желая от грубых ошибок
По-братски тебя уберечь.
Поэтому в письмах советы
Любимице шлю я своей…
Ведь город, в котором живишь ты,
Лежит вдалеке от степей.

Сердце девушки не смогло не откликнуться на чувства поэта. Сакен будет внимательным и заботливым мужем. А она всю жизнь посвятит ему.

Жена Сейфуллина

Авторитет Сейфуллина растет. В 1934 году открылся первый съезд писателей Казахстана, где его назовут настоящим поэтом-революционером. В 1936 году он получает орден Трудового Красного Знамени, Сейфуллин представляет Казахстан на торжествах, связанных со столетием гибели Пушкина…  Как часто у нас гибли поэты! В августе 1937 был арестован Ильяс Жансугуров, волна арестов поднялась по всей стране.  Чувствовал ли Сейфуллин, что тучи сгущаются? 16 ноября 1936 года в семье родился долгожданный сын… 24 сентября 1937 года за ним пришли.

 

С. СейфуллинПоказания выбивали жестокими пытками. Рвали зубы, его знаменитые усы… И это чтоб предъявить стандартное обвинение в буржуазном национализме. В феврале 1938 года вынесли приговор, в апреле расстреляли. От Гульбарам все отвернулись. Она поехала к родственникам с маленьким сыном Аяном, но по дороге он умер, и несчастная женщина не запомнила место, где его похоронили. В 1938 году репрессии коснулись и ее. Она была отправлена в Акмолинский лагерь жен изменников Родины, где отсидела 7 лет.

Конечно, по прошествии времени справедливость восторжествовала, Сейфуллин был реабилитирован. В Астане уже 30 лет работает его музей. Именем Сейфуллина названы улицы, учебные заведения, театры. Теперь он – казахстанский классик, его чтут и как литератора, и как общественного деятеля. Но сколько бы он еще мог дать народу, если бы советская власть не была так расточительна, уничтожая самых одаренных своих граждан.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *