Искусство итальянского Возрождения

ренессанс

Я предлагаю вам краткую иллюстрированную лекцию, несколько презентаций и роликов об итальянском Возрождении, одной из самых великих эпох в истории искусства. В это время во Флоренции, Риме, Венеции жили гениальные художники, скульпторы, архитекторы: Брунеллески, Донателло, Джотто, Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Вичи, Микеланджело, Тициан. Тогда не только создавались великие произведения, но формировалось новое отношение к человеку, которое господствует и сегодня. Именно в эпоху Ренессанса стали говорить о гуманизме, имея в виду уважение к человеческой личности, признание ценности неповторимой индивидуальности.

Содержание.

    1. Предвозрождение. Данте, Петрарка и Джотто.
    2. Раннее Возрождение. Мазаччо, Донателло, Брунеллески.
    3. Боттичелли
    4. Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи.
    5. Микеланджело
    6. Рафаэль
    7. XVI  век. Венецианское Возрождение. Тициан, Джорджоне

Около тысячи лет длилось то, что сегодня мы называем средневековьем. Высшей красотой средневековые художники считали красоту не телесную, а духовную. Но постепенно интерес к земной жизни, стремление познать себя и мир вокруг взяло верх, и начиная с 13 века искусство начинает медленно поворачиваться к человеку с его чувствами и мыслями. Этому способствовало и готическое искусство, говорившее о страданиях Христа, и культ Прекрасной Дамы, который начался с поклонения Богоматери, а потом объектом восхищения стали обычные женщины.

Данте Алигьери, живший в конце 13-начале 14 веков, был богословом, политиком, он считается создателем  итальянского языка. Но мы помним его, спустя  600 лет  как автора грандиозной поэмы, которую сегодня называем «Божественная Комедия». Во времена Данте она звалась просто «Комедия», потому что была написана не на латыни, а на разговорном итальянском языке, который считался тогда низким, серьезные произведения на нем не писались. В ней поэт описал  путешествие по Аду, Раю, Чистилищу. Удивительно, что человеческая фантазия смогла родить эти подробные и очень конкретные описания мест мучений грешников или, напротив, жизни праведников в раю. В загробном мире он встречает  исторических персонажей, даже своих знакомых. Данте  пишет о 9 кругах ада и о том, за какие грехи в каждом из них получают наказания грешники. В самом нижнем находятся предатели,  а среди них — самые страшные: Люцифер, предавший Бога и Иуда, выдавший Христа. Они вмерзли в лед.

Yes

Но посвятил Данте это грандиозное произведение земной женщине, Беатриче, которую любил с детства, а после ее смерти дал себе обещание не брать в руки пера, пока не сможет написать произведение, достойное ее. О любви к Беатриче он напишет в книге, которую назвал «Вита нова»- «новая жизнь.  Он боготворил ее, но, она так и не узнала о его любви. В «Божественной комедии», которую и сегодня почитают как удивительное творение человеческого гения, переплелась средневековая мистика, рассказ о судьбах реальных людей, многих из которых Данте знал, и земная, хоть и возвышенная любовь.

Данте .jpg

Современник Данте, Джотто ди Бондоне (1267-1337) тоже писал на религиозные сюжеты, но в его картинах появились новые черты.  Не случайно его называют отцом современной живописи. До него в живописи царила плоскость, у Джотто появился объем, его фигуры не парят, они имеют вес. Это хорошо видно, если сравнить  картины Джотто и его учителя Чимабуэ. Мадонна Оньисанти сидит в нише, а под складками одежды чувствуется тело.

Джотто

Джотто начал писать с натуры, и по преданию, его будущий учитель Чимабуэ увидел мальчика-пастушка, который углем на камне рисовал овец. Джотто будет передавать душевное состояние своих героев. Чтоб убедиться в этом, достаточно посмотреть на фреску «Поцелуй Иуды» на стене церкви Капелла дель Арена в Падуе. Христос, который знает свою судьбу, смотрит, тем не менее, мужественно и спокойно, то время как на лице Иуды страх.

Джотто .jpg

Франческа Петрарка (1304-1374) прославился своими стихами, обращенными к Лауре, женщине, которую он безответно любил, и слагал стихи, как при ее жизни, так и после смерти. Он вошел в историю как человек новой формации. Петрарка был служителем церкви, но в круг его интересов входили и античные поэты, и путешествия. После средневековья он был первым, кто путешествовал, чтобы узнавать мир. Именно Петрарка первым произнес слово «гуманизм», ставшее ключевым словом Возрождения. «Гуманус» — человечный.

Петрарка.jpg

Петрарка заговорил о ценности человека, о человеческом достоинстве, свободе человеческой личности. Надо сказать, он был первым из творцов новой эпохи, к кому окружающие относились с исключительным почтением. Эпоха Возрождения будет временем, когда талантливые люди будут окружены почетом, они даже смогут диктовать свою волю сильным мира сего.

Джотто ди  Бондоне  будет первым художником, который начал осваивать видимый мир. Живописцы, которые последуют за ним, должны будут создавать новый язык живописи, отличный от средневекового.  И в поисках этого языка они заново откроют для себя античность. Они обратятся к книгам римских и греческих авторов, начнут смотреть на уцелевшие храмы и статуи не как на остатки языческой религии, а как на прекрасные произведения искусства. Вот тогда и возникнут понятия «средневековье» и «возрождение». Средние века художникам представлялись потерянным временем, неудачной вставкой между искусством римлян и греков и современным искусством.  Свою миссию художники видели в возрождении великого искусства античности. Отсюда название — «Возрождение» или «Ренессанс». Конечно, они не возрождали старое, но создавали новое искусство, впитавшее в себя опыт и античности, и средневековья. Эпоха Возрождения – это в основном, искусство 15 — 16 веков. Если же говорить о Высоком Возрождении, то это всего несколько десятилетий конца 15 — начала 16 веков.

Возрождение или Ренессанс возникнет прежде всего в Италии, которая в то время была раздроблена на небольшие государства: Венецианскую республику, Флорентийскую республику, Миланское герцогство и др. Особое место в развитии искусство принадлежит Флоренции. С 13 века она была городом банкиров, купцов. Она первой стала чеканить свою золотую монету — флорин, 30 тысяч текстильщиков изготовляли ткани, известные во всей Европе. Флорентийские банкиры ссужали деньгами королей, и от них зависело благополучие могучих государей Европы. Среди самых ярких фигур флорентийского бизнеса была семья Медичи. Они не только были успешными банкирами, но и меценатами. Основатель династии — Козимо Медичи, а потом его внук Лоренцо собирали вокруг себя самых умных и талантливых людей со всей Италии, покровительствовали им способствовали развитию искусства во Флоренции.

Медичи.jpg

Флорентийские художники заново открывали законы перспективы,  анатомию, учились рисовать человека.

Раннее Возрождение

Томмазо Мазаччо (1401-1428), который прожил всего 27 лет, стал первым мастером Возрождения. То, что только начал Джотто, Мазаччо поднял на новую высоту.  Главной работой Мазаччо была роспись капеллы Бранкаччи во Флоренции. На его фреске «Чудо со статиром»запечатлен евангельский сюжет.

Мазаччо.jpg

Христос и его ученики подошли к воротам города, но чтоб войти, нужно заплатить стражнику статир. И тогда Христос велит апостолу Петру поймать рыбу. Именно в ней они находят монетку, необходимую для входа в город. То, что на одном полотне изображены 3 сцены,  возвращает нас в средневековье, но на картине уже трехмерное пространство, в котором расположены люди, каждый из них — индивидуальность. Мазаччо был уверен, что живопись должна в красках и линиях изображать реальную природу. А это целая революция во взгляде на искусство. Мазаччо жил во Флоренции, как и великий архитектор Ф. Брунеллески, создавший купол собора Санта-Мария дель Фьоре по заказу Козимо Медичи, один из самых больших и прекрасных в мире. А также базилику Сан-Лоренцо, ставшую усыпальницей для членов семейства Медичи.

Брунеллески.jpg

Говорят, Брунеллески много занимался изучением перспективы. Его другом был великий скульптор Донателло.  Родившийся в богатой флорентийской семье, он выбрал  занятие искусством. Учителем Донателло стал Лоренцо Гиберти, тот самый, что сделал двери Баптистерия во Флоренции. Уже много веков возле них толпятся туристы.

Гиберти Райские двери.jpg

Гиберти был мастером рельефа столь распространенного в средние века. Донателло прославится своими  статуями, которые можно обойти вокруг.  Чтоб сделать статую  кондотьера Гаттамелаты, скульптор внимательно изучал античные образцы, в особенности,   римскую статую Марка Аврелия. Его Давид стал первой обнаженной фигурой своей эпохи и произвел такое сильное впечатление, что надолго стал символом борьбы Флоренции за независимость.

Донателло.jpg

Донателло отошел от условностей средневековой скульптуры, создавая образы с яркой индивидуальностью. Современники узнавали людей, которых он изобразил в тех или иных образах.  Так,  в его Аввакуме  флорентийцы узнавали своего земляка по прозвищу Цукконе. Скульптор не боялся, чтоб его герои были некрасивыми, хотя его привлекала и красота античных статуй. Вазари писал о нем: «Донателло был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда не придавал никакой цены деньгам…».

Сандро Боттичелли ( 1445-1510), тоже флорентиец, после смерти был совершенно забыт. Конечно, в эпоху Возрождения, когда в центре внимания были сильные яркие личности, печальные, погруженные в себя боттичеллевские герои были не актуальны. Лишь в конце XIX века, когда художники стали интересоваться средневековьем, он был открыт заново. И его бледные меланхоличные женщины стали восприниматься как идеал красоты.

БоттичеллиСандро

Боттичелли был близок к кругу Медичи. Не случайно на картине «Поклонение волхвов» он изобразил и Козимо Медичи, и его внуков — Лоренцо и Джулиано. Да и себя не забыл, и это один из первых случаев, когда художник изобразил себя среди многих знатных и известных людей.

Боттичелли Поклонение волхвов.jpg

Боттичелли будет писать и отдельные портреты Медичи, в частности, Джулиано, младшего брата Лоренцо, убитого заговорщиками, и его возлюбленной Симонетты Веспуччи.  Тот оттенок печали, и словно обреченности, который мы видим на этих портретах, станет характерным для творчества художника.

Джулиано Медичи.jpg

Многие героини Боттичелли будут напоминать Симонетту. Скажем, три грации из его загадочной «Весны», да и сама Весна, разбрасывающая цветы, Венера в центре картины тоже напоминают печальную возлюбленную Джулиано.  Похожий образ и в его знаменитом «Рождении Венеры».

Боттичелли женщины.jpg

Говорят,  картина «Рождение Венеры» была написана как фантазия на тему картины древнегреческого художника Апеллеса «Венера Анадиомена», которая, впрочем, была известна лишь по описаниям. А другие считают, что художник вдохновлялся древнегреческим гимном. Но здесь нет характерной для греков гармонии человека с миром. О сюжетах картин спорят. Но произведения Боттичелли, подобно музыке, действует не столько на разум, сколько на чувства.

Венера отрешена и печальна, как средневековые мадонны. Именно изображения Мадонны принесут Боттичелли деньги и известность. Он немало напишет их в 80-е годы. Одна из них — «Мадонна в славе» (1481-1485).

Боттичелли С Мадонна в славе.jpg

А потом что-то сломается и в мире, и в самом Боттичелли. В 1490 году во Флоренции появился монах Джиро́ламо Савонаро́ла. Он будет упрекать жителей города и его правителей в грехах, требовать, чтоб безбожные книги древних авторов, картины и статуи, нарушающие средневековые каноны были уничтожены. Ему верили многие, и Боттичелли тоже. Когда в 1497 году запылал «костер тщеславия», где по приказу Савонаролы сжигались книги, музыкальные инструменты, картины, Боттичелли отнес туда и свои работы. Говорят, в те годы что-то случилось с его спиной, и он не мог разогнуться, ходил скрюченный, опираясь на две палки, а на его картинах мягкие струящиеся линии сменились ломанными, как на картине «Пьета».

В 1488 году художник напишет странную картину — «Покинутая «.  Женщина скорчилась в глубоком горе возле глухой стены. Возле лежит выкинутая вслед за ней одежда. И если на  других картинах художника ткани струятся, развеваются, живут, то здесь они мертвы. О чем картина? О судьбе покинутой женщины или о душе самого Боттичелли, из которой ушла жизнь?

Боттичелли Покинутая.jpg

Он понимал, что уныние — грех, пытался  преодолеть это состояние. Одна из его последних картин написана на самый радостный в христианстве сюжет — Рождество. Но почему тогда Иосиф на картине сидит, скорчившись, как Покинутая, а хоровод ангелов, словно носит злым ветром?

Боттичелли Роздество.jpg

Презентацию о раннем Возрождении вы можете посмотреть и скачать, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1FP0qNY50EKeYn5HmHwSGLW3o7KK74dBY/view?usp=sharing

Высокое Возрождение

То, что мы называем Высоким Возрождением, продолжалось совсем недолго: около 30 лет — конец XV- первые 20 лет XVI века, но как раз в это время творили самые великие представители Ренессанса: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан.

Леонардо да Винчи (1452-1519) —  один из самых знаменитых художников всех времен, его имя окружено легендами, хотя  известно совсем не много его картин: всего 14, и авторство некоторых из них вызывает сомнения. Он писал медленно, и не только потому, что хотел достичь совершенства, но  и по той причине, что слишком многое его интересовало: как летают птицы, как устроены люди, он писал стихи и музыку, в его записных книжках чертежи летательных аппаратов, катапульт, парашютов, подводных лодок и скафандров, телескопа танка, велосипеда. Вот только некоторые рисунки из его записных книжек.

Леонардо чертежи.jpg

Он ездил от одного правителя к другому, мечтая, что те заинтересуются его идеями, но таковых не оказалось. Все это заново изобретут гораздо позднее. Обширность его познаний удивительна, ведь он мало учился.  В 14 лет отец, нотариус Пьеро да Винчи отдал его в ученики к известному скульптору и художнику А. Верроккьо.  Там он провел 5 лет. Говорят, что когда однажды для картины учителя «Крещение» он написал одного из ангелов, тот, глянув на него, решил больше живописью не заниматься. Угадайте, какого ангела написал Леонардо?

Веррокьо Крещение.jpeg

Конечно, в мастерской учителя юноша мог много узнать о работе живописца,  но большую часть знаний ему пришлось добывать самому. По жизни Леонардо был очень одинок. Незаконный ребенок, он рано покинул дом отца, его братья, и сестры, рожденные в законном браке, его не хотели знать. Он не имел своего дома, много странствовал по разным городам. Так, когда в 1482 году правитель Милана герцог Лодовико Сфорца попросил Лоренцо Медичи прислать ему кого-то, чтоб сделать конную статую его отца, тот отправил Леонардо, очевидно, не очень дорожа им. Леонардо мечтал о строительстве мостов и оборонительных сооружений, но когда он появился при дворе с великолепной лютней, которую сам сделал, миланское общество было очаровано, и Леонардо стали использовать для организации праздников с фейерверками. Впрочем, кажется, именно тогда он работал над строительством летательного аппарата. Ну и рисовал. Вот «Дама с горностаем», портрет юной возлюбленной Сфорца Чечилии Галлерани. Говорят, Леонардо с удовольствием общался с этой юной девушкой.

Леонардо картины

Тогда же он будет работать над «Мадонной в скалах». Любопытно, что художник, который часто не заканчивал работу, написал 2 варианта этой картины. Позади группы с Марией, маленьким Иисусом, ангелом и Иоанном Крестителем фантастический пейзаж: пещера, скалы, какой-то инопланетный вид.  Его привлекали тайны. Не зря Леонардо увлекался алхимией. В записной книжке он писал о том, как однажды подошел к большой пещере и испытал одновременно страх и желание: «страх перед грозной и темной пещерой и желание увидеть, не было ли какой-нибудь чудесной вещи там, в глубине». Кстати, в записных книжках тексты он шифровал. Сравнительно недавно догадались, что их надо читать в зеркальном отражении.

С 1495 по 1497 годы Леонардо на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грациа пишет огромную фреску — знаменитую “Тайную вечерю.” Только что прозвучали слова Христа: “Один из вас меня предаст”. На лицах апостолов изумление, смятение, гнев. 12 человек — 12 выражений чувств, переданных в движении, жестах рук, положении ног. От неподвижной, отрешенной фигуры Христа страсти расходятся, как круги по воде. Монахам интересно, они заглядывают в трапезную и видят художника, неподвижно глядящего на фреску.

О чем думал Леонардо, сидя часами перед фреской? Какой смысл вкладывал в традиционный христианский сюжет о последней трапезе Христа с учениками? Это был какое-то послание на века. Не потому ли художник так мучительно думал о долговечности картины? Он наложил на стену 3 слоя грунта, надеясь, что это сделает фреску неподвластной времени. Но и этот замысел реализовать не удалось. Фреска стала разрушаться уже при его жизни. Сегодня фреску “Тайная вечеря” называют самой величественной руиной в искусстве. Много раз восстановленная и снова разрушающаяся, она представляет лишь слабую тень замысла Леонардо.

В 1499 году в Милан вошли французы, Моро посажен в тюрьму, Леонардо снова скитается из города в город. В 1516 году он принял приглашение французского короля Франциска I и поселился в замке Амбруаз. Среди немногих вещей, которые он увез во Францию, была самая знаменитая и загадочная картина —  «Джоконда».

Несколько поколений ученых осматривают, ощупывают картину в рентгеновских и ультрафиолетовых лучах, подвергают лазерному сканированию, спектральному анализу. Ищут отпечатки пальцев Леонардо, и не находят не только их, но даже следов кисти. И все только для того, чтоб разгадать тайну ее улыбки, такой неуловимой и непостоянной. Такое чувство, что она все время иная. Впрочем, кто- то утверждает, что это вовсе не улыбка, а злобная усмешка. Кто- то считает ее божественно красивой, а кто- то — неприятной. Никакие современные методы не могут проникнуть в тайну этой дымки, которую искусствоведы называют «сфумато». Дымки, окутывающей лицо и фигуру. Или, может, дымки, из которой она возникает на наших глазах, всякий раз новая.

Микела́нджело Буонарро́ти (1475 — 1564). 

Никто не создавал образы людей, столь могучих телесно и душевно, как Микеланджело в первой половине своей жизни. Тогда казалось, что человеку подвластно все. Впрочем, первая работа молодого скульптора из Флоренции как раз наоборот очень нежная.  Хрупкая Мария держит на коленях тело сына. Статую «Пьета» сделал 24-летний, еще никому не известный мастер. Говорят, услышав, как люди спорят о том, кто автор скульптуры, высек на ленте на груди Мадонны свое имя. «Пьета» стоит в Соборе святого Петра в Риме.

Микеланджело

В 1501 Микеланджело возвращается во Флоренцию, где ему предлагают  глыбу мрамора, испорченную одним скульптором. От нее уже многие отказывались. А Микеланджело взялся, и за 3 года сделал пятиметровую статую Давида, библейского героя в тот момент, когда тот медленно снимает с плеча пращу, чтоб пустить камень прямо в лоб великану Голиафу и сразить его наповал. Посмотрите, сколько силы и праведного гнева в его взгляде. С этой победы начнется слава будущего царя Израиля. А статуя прославит и автора, Давид станет символом Флоренции.

Микеланджело часто получал заказы от пап, ведь у глав католической церкви были возможности оплачивать очень дорогие проекты. Но самые грандиозные работы он делал для Юлия II. Тот заказал молодому скульптору свою гробницу. Микеланджело разработал проект, где было 40 скульптур, сам поехал в Каррару добывать мрамор. А когда вернулся в Рим, оказалось, что папа раздумал, потому что ему объяснили, что это плохая примета — строить гробницу при жизни. В гневе Микеланджело   покинул Рим, и лишь в 1508 вернулся по приглашению Юлия в надежде заняться гробницей. А ему заказывают расписать потолок Сикстинской капеллы. Наверное, эта новость его повергла в уныние. Он учился живописи 2 года у Д. Гирландайо, но быстро понял, что его призвание создавать скульптуры из мрамора и был счастлив, когда Лоренцо Медичи создал школу скульпторов, и юноша смог перейти учиться в нее. Микеланджело никогда не писал фресок, а тут предстояло расписать огромный потолок. Правда, поначалу задача была несложной: нарисовать 12 апостолов. У художника было много помощников, у которых он мог, в частности, научиться искусству писать по сырой штукатурке (фреска). Но, спустя некоторое время, Микеланджело отправил их по домам. Вазари утверждает, что он работал один, хотя сегодня говорят, что без подручных, хотя бы чисто технических, он не справился бы. Работа длилась 4 года, все это время художник стоял на лесах, задрав голову вверх. Микеланджело написал 9 картин, изображающих Сотворение мира, Всемирный потоп, пророков и пророчиц. 

Вскоре после завершения работы Юлий II умер, и Микеланджело смог заняться его гробницей, для которой он сделал статую Моисея. Он изобразил библейского героя в тот момент, когда спустившись с  горы после разговора с Богом и получения Заповедей, он увидел, что его народ уже нарушил первую заповедь: забыл Бога и начал поклоняться Золотому тельцу. Сейчас он в гневе разобьет каменную плиту с заповедями.

Микеланджело еще раз вернется в Сикстинскую капеллу в 1537 году, чтоб на алтарной стене написать огромную фреску «Страшный суд». Времена изменились, уже не было уверенности в могуществе человека. Слишком много бед обрушилось на Италию: бесконечные войны между итальянскими городами, эпидемии, вторжение французов, испанцев. Люди, даже самые сильные и талантливые бессильны этому противостоять. Иисус Христос на фреске Микеланджело — могучий атлет, но в нем нет сострадания, и по взмаху его руки десятки тел в страшных мучениях несутся в пропасть.

Микеланджело Страшный суд.jpg

Он и себя изобразил — в виде содранной кожи со святого Варфоломея. Удивительные люди жили в эпоху Возрождения! Если живописи Микеланджело все-таки успел 2 года поучиться, то архитектуру он точно не изучал никогда. И, между тем, когда папа Павел III поручил мастеру, которому перевалило за 70 заняться знаменитым римским долгостроем —  Собором святого Петра, он не просто берется за дело, но создает один из самых прекрасных и грандиозных куполов в мире.

Купол собора святого Петра.jpg

Микеланджело работал и в глубокой старости, не утратив ни таланта, ни силы. Но последние скульптуры его были трагичны. Он опять создает несколько вариантов «Оплакивания»:  «Флорентийская пьета»,»Пьета Ронданини».  Над последней он работал до конца жизни.


Рафаэль Санти (1483-1520) родился не во Флоренции, а в маленьком герцогстве Урбинском, где его отец был придворным архитектором. В 8 лет он лишился матери, а в 12 стал круглым сиротой.  и дальше он будет пробиваться в жизни сам. Поучится у Перуджино, который славился своими нежными Мадоннами. Рафаэль стал его блестящим продолжателем, создателем самых возвышенных образов Марии, матери Христа. Одна из них — «Мадонна в кресле»

Рафаэль Санти

В 1504 году Рафаэль отправился во Флоренцию, где учился у тамошних художников. С 1508 года он перебирается в Рим по приглашению Юлия II, где живет до смерти, работая в Ватикане. Папа доверил ему роспись своих личных покоев, для которых он написал несколько фресок. одна из них — «Афинская школа», герои ее — великие греческие философы: Аристотель, Платон, Гераклит, Пифагор. А моделями послужили великие современники: Леонардо, Микеланджело, да и себя художник нарисовал сбоку.

Рафаэль Портреты.jpg

Рафаэль был и блестящим портретистом, оставившим портреты известных людей эпохи. Так мы видим портрет папы Юлия Второго. А прекрасная женщина с покрывалом на голове, напоминая нам о самом возвышенном изображение Мадонны в западном мире — «Сикстинской мадонне».

Рафаэль Сикстинская мадонна.jpg

Если хотите, проверьте, помните ли вы картины великих художников Возрождения. Перетащите картинки, которые будут возникать на игровом поле в один из трех   секторов. Чтоб проверить правильность ответов, нажмите на галочку в правом нижнем углу.

В XVI веке жизнь в итальянских городах делалась все более опасной и неспокойной. То в страну вторгаются французы, то войска Карла V захватывают и грабят Рим. Уже нет уверенности в могуществе человека-творца, и поздние работы Микеланджело полня трагизма. Однако есть еще на Апеннинском полуострове место, где жители по-прежнему могут наслаждаться жизнью, где художники окружены почетом. Это Венеция. Когда-то сюда, в болотистые земли пришли люди, спасаясь от варваров. Народ собрался предприимчивый. Поэтому даже из неблагоприятного расположения города они сумели извлечь выгоду, обратившись в папе Римскому с просьбой разрешить им торговать с мусульманами. Это оказалось очень прибыльным делом. Венеция стала стремительно богатеть, благодаря торговле и кораблестроению. Славилась она также знаменитым венецианским стеклом, кружевами. А еще, невзирая на запрет церкви венецианцы печатали книги, вызвавшие гнев папского престола. Богатый город стал местом, где творили многие замечательные художники XVI века.

Надо сказать, венецианская школа отличалась, скажем, от флорентийской. Микеланджело упрекал художников Венеции в том, что они не умеют рисовать. Надо сказать, в Венеции не придавали такого значения рисунку, как во Флоренции. Порой художники начинали работать сразу кистью,  пропуская этап рисования углем. Именно в Венеции раньше, чем в других городах Италии начали работать масляными красками, которые попали в этот портовый город с севера Европы. В жанре портрета венецианцы достигнут значительных высот. Они обойдут других итальянцев и как пейзажисты.

У одного из самых загадочных художников  венецианского Возрождения Джорджоне (1477-1510) пейзаж играет не меньшую роль, чем изображение людей. На картине «Гроза» в центре как раз пейзаж, а люди — мужчина, женщина, ребенок словно обрамляют его. Существует много точек зрения о том, кто они? Есть, например, версия, что это «Бегство в Египет» или рай с Адамом и Евой. Но все это неубедительно. Остаются странно отрешенные люди среди разбушевавшейся стихии.

Джорджоне.jpg

«Спящая Венера». Контур ее тела очерчен мягко, он немного размыт, благодаря чему не отделяется от пейзажа, а словно сливается с ним.  впрочем, говорят, что художник, умерший во время эпидемии чумы, не успел ее закончить, ее дорабатывал его друг Тициан. Ему же приписывают и окончание картины «Сельский концерт» где двое мужчин музицируют, на лужайке среди деревьев, и как бы в параллельном мире существуют две обнаженные женские фигуры. Говорят, Тициан чуть не в последний момент успел вынести холсты, которые должны были быть сожжены, как все вещи умершего от чумы.

Тициан (1488- 1576) по праву считается одним из величайших художников Возрождения, ее последним великим представителем. Он прожил очень долгую жизнь, работая до последних дней. Именно в его творчестве наиболее ярко отразилось жизнелюбие венецианцев, их умение наслаждаться жизнью.

Тициан.jpg

Молодой Тициан будет рисовать роскошных венецианок с рыжими волосами в великолепных нарядах. Впрочем, он будет и одним из самых тонких портретистов, чести заказать ему портрет будут добиваться короли, представители высшего духовенства. Известно, что великий император Карл V поднял кисть, оброненную художником, сказав  удивленным придворным, что герцогов и графов он может сделать сколько угодно, а Тициана сотворил Бог. Вот некоторые его портреты.

Тициан портреты.jpg

Впрочем, в позднем творчестве Тициана много драматизма, и это не удивительно: на протяжении XVI века Венеция теряла былое могущество, ощущение радости жизни угасало. Но старый художник не только продолжает работать, но создает новую технику, опередившую время. Вот что писал современник о его поздних картинах: ««Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной кистью в чистом красном тоне, который призван был наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех мазков, вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры. Заложив эти драгоценные основы, он поворачивал свои картины лицом к стене и порой оставлял их в таком положении месяцами, не удостаивая их даже взглядом. Когда он брался за них вновь, он разглядывал их с суровым вниманием, точно это были его злейшие враги, дабы увидеть в них какие-либо недостатки. И по мере того как он открывал черты, не соответствовавшие его тонкому замыслу, он принимался действовать подобно доброму хирургу, без всякой милости удаляющему опухоли, вырезающему мясо, вправляющему руку и ногу . Говорят, в конце он работал уже не кистью, а пальцами,  создавая удивительную тонкость полутонов.  Часто вблизи его картины смотрятся как месиво красок, и лишь отойдя, зритель видит, как из их хаоса выступают мощные фигуры. Таков его «Святой Себастьян». Его последняя работа — «Пьета»  почти монохромна. Говорят, он закончил ее в день смерти. Старый художник умер от чумы, но благодаря заступничеству властей, его похоронили не в общей могиле, а в Соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, для которого он написал когда-то свою «Ассунту» — «Вознесение Богоматери».

Тициан.jpg

Еще материалы о венецианской живописи можно найти в презентации, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/17o9v1w6J1Bbhd7Uw6zZ7IQOP1uzFAkvS/view?usp=sharing

Если вы захотите посмотреть ролики о моем посещении Рима, Венеции и Флоренции, вот ссылки.

Мой Рим. Ватикан, площадь Навона, Пантеон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *