Молитва в красках. Русская икона

Иконы

Древнерусская икона — одно из высших достижений не только русской, но и мировой культуры. Немногие дошедшие до нас произведения домонгольского периода показывают, что в XII-XII веках в Новгороде, Киеве были не только замечательные мастера, но и что к тому времени уже сложился русский иконописный стиль. Несмотря на то, что средневековое искусство обычно анонимно, в летописях сохранились имена наиболее выдающихся иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Я предлагаю вам краткую лекцию для школьников по истории русской иконописи и презентацию, которую вы можете посмотреть и скачать, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1jbYkKQSiKByTiqKSkLCFlg6tFuYmP1_P/view?usp=sharing

Когда в 988 году киевский князь Владимир принял христианство по византийскому образцу, Русь тем самым, вошла в культурное пространство самой развитой страны Европы. В самом деле, в конце X века в одном Константинополе было больше каменных домов, чем во всей Европе. В то время как европейские императоры не всегда умели написать свое имя, в Византии большинство граждан были грамотны. Диспуты между учеными мужами собирали огромное количество слушателей, уступая в популярности лишь конным состязаниям. Византия одна осталась хранительницей наследия античного мира. Говорят, русских послов особенно восхитили храмы, а когда они увидели Софийский собор, его купол, словно подвешенный к небу золотой цепью его мозаики, мерцавшие на стенах в свете свечей, они сказали, что уже не знают, где находятся, на небе или на земле.

И византийские мастера поехали в Киев, чтоб учить новоиспеченных христиан строить храмы, украшать их фресками и мозаиками. Русские оказались хорошими учениками, и уже Алимпий Печерский (конец XI-начало XII века) прославился среди киевлян как искусный иконописец. О его мастерстве и праведности ходили легенды.  Лики святых, украшавших Софийский собор в Киеве, Михайловский монастырь, были по-византийски суровы и бесстрастны. Вот мозаика в апсиде Софийского собора. И рядом изображение Богоматери, которую приписывают Алимпию — Великая Панагия или Ярославская Оранта.  Какие мягкие краски, а в лице печаль, словно она скорбит о бедах людских и тихая задумчивость. За век с небольшим на Руси выработался свой стиль написания икон.

Оранта.jpg

Надо сказать, иконы писались строго в соответствии с определенными законами. Есть довольно много типов изображения Богоматери. Оранта — по-гречески «молящая» изображалась во вест рост и поднятыми руками.

Образ Богоматери в русском православии и русской иконописи занимал особое место: в ней видели заступницу, спасительницу, покровительницу. Это нашло отражение в легендах, апокрифических, т. е. не вошедших в церковные книги рассказах. Самой распространенной была легенда о «Хождении Богородицы по мукам». Однажды Мария попросила архангела Михаила показать ей ад. Увидев страдания грешников, она пришла в такое отчаяние, что стала просить Михаила: «Пусти меня, я тоже спущусь в ад и буду мучиться вместе с ними. «Михаил не разрешил, и Бог отказал Богородице в этой просьбе, а Христос, чтоб утешить мать, дал грешникам один день и одну ночь перерыва. Были и другие легенды, как ходила Мария по Руси, как зашла в избу, а там мать больная и трое детей голодных. И как стала Мария и жены-мироносицы воду носить, печь топить, пищу готовить. И ухаживали за бабой, пока та не выздоровела. Русские верили в доброту Богородицы и в ее могущество Ее считали особой покровительницей Руси, говорили даже, что это именно она выровняла землю, очистив ее от камней и гор, чтоб было хорошо пахать.

Иконография Богоматери

Иконам, где изображена Богоматерь, приписывали чудотворную силу. Разные изображения имели свою специализацию. От слепоты помогала Казанская, если заболевал ребенок, молились Тихвинской, от пожара спасала Богоматерь Неопалимая Купина. Семистрельная называется еще Умягчение злых сердец. Люди и сегодня едут в Высоцкий монастырь Серпухова, веря, что тамошняя Богоматерь Неупиваемая Чаша поможет избавиться от алкоголизма.

Об иконах, на которых изображена Богоматерь, говорили, что они спасали города. Так, Богоматерь Знамение, которую особенно почитали новгородцы, вынесенная на городскую стену, поразила осаждавших Новгород суздальцев слепотой. Этот эпизод запечатлен на знаменитой новгородской иконе «Битва суздальцев с новгородцами».

Иконография Богоматери

Но самой почитаемой иконой, считавшейся спасительницей Руси, была Владимирская Богоматерь. Привезенная в XII веке из Византии, она особенно полюбилась русским. Может быть, она выделилась среди прочих ликов тем взглядом, полным скорби, которым она глядит на нас, прижимаясь щекой к щечке сына. В этом лике так много женской боли. Говорят, когда гордый и суровый князь Андрей Боголюбский увидел ее, то упал перед ней на колени. А когда он отправился княжить на север, в далекое Владимирское княжество, то тайно вывез ее из Киева. Эта икона находилась в главном храме Владимира — Успенском соборе, пока ее не выпросили москвичи, узнав, что к Москве идет Тамерлан. Говорят, в тот день, когда вся Москва вышла с иконой Владимирской Богоматери, крестным ходом вокруг стен города, Тамерлан вдруг повернул войска прочь, и есть предание, что это Богородица явилась ему во сне.

Это изображение, где мать и сын прижались друг к дружке щеками, было заимствовано в византийской иконографии. По-гречески такие иконы звались — «елеуса» — «милующая», русские переделали название так: «умиление». И смысл вышел немного другой: не милостивая Царица Небесная, а нежная мать, на которую с умилением глядят православные.

Другой  тип иконы —  «Одигитрия», а по-русски — «Путеводительница». Богоматерь изображена по пояс, на руке держит сына. Ее брали с собой воины, отправляясь в поход. Они верили, что Небесная Заступница не допустит их погибели.

Образ Богородицы, которая просит сына за людей, возникает всякий раз, когда в церкви мы видим иконы так называемого Деисусного чина. Это ряд самых больших икон иконостаса, где в центре на престоле сидит Иисус Христос, а по правую и левую руку — святые, основатели церкви, повернувшись к нему, протягивают молитвенно руки, прося Царя Небесного быть снисходительным в день Страшного Суда. И первой по правую руку от Христа стоит Богоматерь. Здесь мы  видим один из типов изображения Христа. В центре иконостаса располагаются или Спас в Силах, или Спас на Престоле.

Иконография Христа.jpg

Считается, что самая старинная икона — Спас Нерукотворный. Говорят, что когда Христос шел на казнь и нес на себе крест, только одна женщина его пожалела и дала платок, чтоб он вытер с лица кровь и пот. Спаситель  поднес его к лицу, и лик отпечатался на платке. Вседержитель — главная икона в иконографии Христа. Он изображен по пояс, в одной руке держит книгу, другой — благословляет. По-гречески такие иконы называют Пантократор. Самая старая икона этого типа сохранилась на Синае в монастыре святой Екатерины — VI век.

Вседержитель.jpg

Древнейшие русские иконы сохранились в Новгороде, так как этот город не подвергался никаким разрушениям, вплоть до XX  века. Можно видеть, каких высот достигла иконопись на Руси в домонгольский период. Георгий Победоносец, или как его звали на русский манер Егорий  Храбрый — один из любимых русских святых, почитание которого пришло из Византии. Церковное предание говорит, что однажды к императору Диоклетиану, известному своей ненавистью к христианам привели юношу-воина, заявившего, что он- христианин. Император потребовал, чтоб Георгий отрекся, но он был непреклонен. И тогда его стали подвергать всяким мукам: пронзать копьем, пилить на части, варить в котле, но святой всякий раз воскресал. Убить его удалось, только отрубив голову. Но не это мученичество создало ему славу. В его житийной литературе есть легенда, про то, что жителям одного города угрожал дракон, которому отдавали на съедение юношей и девушек. Дошла очередь и до царской дочери. У всех народов есть подобные предания. Может, поэтому св. Георгий так полюбился новоиспеченным христианам на Руси. Конечно, как все принцы, он оказался возле несчастной жертвы и спас ее. На иконах Георгий предстает перед нами сказочным воином, пронзающего змея копьем. Русские иконописцы удивительно умели сочетать самые яркие чистые краски, создавая из них великолепный аккорд. И изображения Георгия — одно из самых ярких тому подтверждений.

Может быть, именно по этой причине святой Георгий так любим на Руси. У Его называют то Георгий, то Юрий, то Егорий. Как и все народы, только что принявшие христианство, русские еще не забыли своих старых богов, которым они молились об урожае, о дожде, чтоб здоров был скот и т.д. И как церковь ни преследовала эти языческие пережитки, они наделяли чертами старых богов новых святых.  Георгий оказался одним из самых работящих святых. В одном народном стихе о Егории Храбром говорится о том, как он устраивал землю русскую, ее леса, реки, горы, чтоб все было хорошо для человека. Он — хозяин русской природы. В Юрьев день весенний выпускали скот на пастбища. Верили, что хищники не тронут ослабевшую скотину из уважения к Георгию.  Он — покровитель соловьев. Он же открывает и закрывает задвижку на Луне, чтоб месяц был то узким, то круглым. Крестьянский покровитель Егорий стал признанным покровителем и защитником Руси, не случайно он изображался не только на иконах, но на гербах и даже на деньгах. Ведь слово «копейка» пошло от всадника с копьем — Георгия, который изображен на монетках.

Иконы новгородские

Святой Николай был одним из самых непримиримых гонителей ереси, а по русским легендам, это добрый старик. Его считали покровителем плотников, моряков, ему молились, чтобы не было пожара. Есть легенда, что однажды шли по земле Николай и Касьян. Проходили мимо мужика, который не мог вытащить из грязи воз. Мужик попросил помочь, но Касьян не захотел пачкаться. А Николай  помог мужику. Когда Бог узнал об этом, он наказал Касьяна — отныне люди будут поминать его только раз в 4 года 29 февраля. А у св. Николы два праздника в году. С икон на нас глядит святой с очень светлым добрым взглядом, которого любовно зовут — Николай Угодник, один из самых любимых русских святых.

И еще одна удивительная особенность русского иконописного искусства. Средневековое искусство всегда анонимно. Считалось, что художник — лишь орудие в руках Божьих. Так было и на Руси. Но настолько велико было восхищение  людей красотой произведений иконописцев, что невольно народная память сохранила имена наиболее талантливых из них. Эти имена, передаваясь устно, вошли в исторические документы и даже в жития святых.

Феофан Грек (1340-1405), прибыл на Русь из Византии, великой державы, находившейся тогда накануне гибели. В то время многие византийские художники бежали из своей страны. Феофан приехал в Новгород, который в эпоху нашествий с востока и запада остался свободным и сохранил свою самобытность. О том, что сделал Феофан Грек в Новгороде, мы можем судить только по фрагментам росписей церкви Спаса на Ильине. Грозный Пантократор в куполе храма. Суровый взгляд, он то ли благословляет, то ли грозит грешникам. В этом много традиционной византийской суровости, но и какая- то особая страстность, присущая именно этому мастеру. Лики святых неподвижны, но эти белые линии, так энергично нанесенные мастером, придают им некий особый драматизм. Они не просто подвергают испытаниям свое тело, но словно требуют духовного подвига от всех, кто глядит им в глаза. Византия — страна, где был распространен аскетизм. Праведники уходили в пустыню, жили там годами в тяжелейших условиях, проводили дни в молитвах, и византийцы почитали их как учителей и святых. Особым почтением пользовались столпники, годами стоявшие на столпах, возвышениях, повергая себя дополнительным трудностям. Столпники — самые удивительные творения Феофана в церкви Спаса на Ильине. Они стоят на своих столпах, воздев руки вверх (говорят, именно с воздетыми руками они стояли целые дни) и напоминают факелы с языками, рвущимися к небу. Столпник Симеон стоял на столпе в Сирии 47 лет. Столпник Алимпий. 53 года стоял на столпе близ Константинополя. Рядом Макарий Египетский. Словно совсем бесплотный, лишь руки, устремленные к Богу.

Феофан Грек фрески

Феофан Грек поразил современников. Пожалуй, о нем, первом из мастеров религиозной живописи сохранилось упоминание в литературе. Епифаний Премудрый, замечательный русский писатель, писал: «Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ и зело хитрый Феофан, родом грек, книги изограф и нарочитый среди иконописцев отменный живописец». Епифаний поражался тому, что Феофан, в отличие от прочих иконописцев, не глядит на образцы, «он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту»

Над росписью иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля с Феофаном Греком работали еще Прохор, старец из Городца и чернец Андрей Рублев (1360-1430). Таково самое раннее дошедшее до нас упоминание об Андрее Рублеве. Они расписывали Праздничный ряд иконостаса. Что принадлежит кисти каждого из них, трудно сказать. Но символично, что эта работа соединила уже прославленного мастера и монаха Андронникова монастыря Андрея. Мы мало знаем о жизни Рублева, да и не полагалось монахам иметь биографию.

Известно, что уже при жизни иконы этого мастера ценились очень высоко. Что монастыри готовы были платить за одну икону Рублева деньги, равные стоимости целой деревни. Имя это сияло и тогда, когда прошел 15 век, золотой век русской иконы, хотя уже никто не мог похвастаться, что видел иконы мастера.

Рублев Троица Спас

Да, все знали, что для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры им была написана «Троица». Она продолжала висеть в соборе и была весьма почитаема. Но только сама икона была скрыта под драгоценным окладом, а лики потемнели от времени. И даже когда в 1904 году сняли ризу, то увидели живопись 18 века, когда икона поновлялась. Только когда реставраторы сняли поздние слои, открылась светлая одухотворенная живопись Рублева. Написанная на традиционный библейский сюжет, когда к праотцу Аврааму пришли три ангела с вестью о том, что от него пойдет избранный Богом род, икона Рублева несла новый смысл. Идея единения, любви, которые внес в культ Троицы Сергий Радонежский, здесь гениально выражена в безмолвной беседе трех юношей, в их мягко склоненных головах, словно каждый прислушивается к мыслям соседа и отвечает ему. «Троица» потрясла художников начала века. Стали искать другие работы Рублева. Было известно, что в 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украшали фресками самый почитаемый храм Руси — Успенский собор во Владимире. От тех фресок осталось очень мало, лучше всего сохранился Страшный Суд. Это то, чего грешники должны больше всего бояться. Но Рублева это не кара, а конечное великое торжество добра и справедливости, поэтому так светел Христос, так мудры лица апостолов, так грациозны и прекрасны ангелы.

В 1918 оду в сарае близ Звенигорода нашли три старых почерневших доски. После расчистки под чернотой обнаружили три лика: Христа, Архангела Михаила и апостола Павла. Принято считать, что это работы Рублева, хотя точных данных по этому вопросу нет. Но кто еще, кроме него, мог придать лику Иисуса Христа столько мудрости, доброты, благородства? Кажется, не только в русской иконописи, но и во всей мировой живописи никому не удалось зримо запечатлеть все то прекрасное, что нес миру Христос. Три этих доски под именем «Звенигородский чин» считаются принадлежащими кисти великого иконописца.

Время — Рублева- это эпоха высшего взлета русской иконописи, в них соединилась самобытная манера и удивительная одухотворенность. Очевидно, это соответствовало душевному строю монаха Андроникова монастыря, не зря же его личность была так притягательна для современников, Андрей Рублев позднее был причислен к лику святых.

Последней яркой личностью древнерусской живописи был Дионисий (1440 — 1502). Он родился уже после смерти Андрея Рублева. Дионисий не был монахом. Но это ему прощалось за удивительную красоту его красок. Иконы Дионисия узнаешь издалека по тому чувству радости, праздника, которое от них исходит. О его работах знаток русской живописи Муратов писал, что они «Светлы, праздничны, пылают розовым огнем, зеленью и лазурью». Именно Муратов первым оценил фрески Ферапонтова монастыря, что расположился на берегу небольшого озера в Белозерском крае. Он писал, что это «замечательнейший и прекраснейший изо всех известных до сей поры памятников древнерусской живописи».  Там нет понятия о горе и грехе, там ничем не омраченная радость. Персонажи его фресок и икон полны грации и красоты, они словно парят в воздухе. И даже в распятом Христе нет ни боли, ни страданий, а лишь радостное предчувствие воскресения.

Дионисий иконы

Сам Дионисий жил в реальном непростом мире. Порой он, как полагают исследователи, становился жертвой политических игр. Всемогущий Иосиф Волоцкий то приближал его, а то подвергал опале, полагают, что даже его имя был под запретом.  Мы не знаем, где умер и похоронен Дионисий. Но, пусть не полностью, но сохранились доказательства величия мастера: его фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, иконы из Успенского собора Московского Кремля, великолепная икона «Распятие» из Троицкого сбора Павло- Обнорского монастыря. Там все то же «райское песнопение» линий и цвета, причем белый главенствует, все просветляя как знак чистоты.

 

 

 

 

One thought on “Молитва в красках. Русская икона”

  1. «И, окинувши взором
    Его узорчатые башни,
    «Лепота!» — молвил царь.
    И ответили все: «Лепота!»
    Д.Б.Кедрин.Зодчие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *