Шишкин, Саврасов, Левитан, Куинджи — мастера русского пейзажа

русские пейзажисты

Я предлагаю вам краткий рассказ о мастерах русского пейзажа XIX века и презентацию на эту тему. В конце есть вопросы для самопроверки.  XIX век — время становления русской школы живописи.  Среди наиболее любимых публикой и критикой художников будут и те, которые нашли особую прелесть в неброских, порой суровых русских пейзажах. Надо сказать, будущие пейзажисты еще во время учебы делали много этюдов с натуры, и это приучало их быть внимательными к родной природе и, наверное, помогало полюбить ее. Родоначальником русской пейзажной живописи был И. Шишкин с его сосновыми борами, бледным северным небом. Он первым стал ездить в русскую глубинку, чтобы писать родные сосновые боры, дубовые рощи. И много поколений зрителей учатся у Шишкина любить русскую природу. Его ровесник Алексей Саврасов стремился создавать пейзажи с настроением, этому же учил и своих учеников, среди них был Исаак Левитан, который стал настоящим поэтом русского пейзажа. Архип Куинджи принес в живопись краски юга. Его картины поражали современников резкими контрастами, особым свечением, завораживают они и сейчас. Иван Айвазовский был художником-маринистом. Мастеров, умеющих изображать вечно изменчивое море во всей мировой живописи — единицы. Он — один из лучших.

Содержание

    1. И. И. Шишкин
    2. А. К. Саврасов
    3. А. И. Куинджи
    4. И. И. Левитан
    5. И. К. Айвазовский
    6. Презентация о русских пейзажистах
    7. Вопросы для художественной школы

Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

И.И. Шишкин

Шишкин родился в купеческой семье в городе Елабуга. Из окна его комнаты были видны бескрайние сосновые боры. Любовь к лесу Шишкин сохранит на всю жизнь, а деревья станут главными героями его картин. Когда в 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, он добросовестно рисовал гипсовые головы, но в искусстве и жизни привлекала его только природа. Он порой нарочно делал крюк, чтоб пройти мимо красавицы-липы у дома Юсуповых или старого дуба возле особняка Киреевских. Товарищи быстро оценили удивительную работоспособность этого скромного провинциала. Потом была Петербургская Академия художеств. Преподаватели уговаривали способного студента заняться исторической живописью: это дает и славу, и деньги. Но Шишкин писал пейзажи. В закованном в гранит Петербурге природы ему не хватало, но были пригороды, а еще он открыл для себя остров Валаам, куда не раз ездил на этюды. За одну картину, написанную там, Шишкин получит большую золотую медаль и будет отправлен на стажировку за границу. Пожалуй, первым из выпускников Академии он не очень этому рад. Вернулся до срока, написав, впрочем, в Германии картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за что получил звание академика. Но славу и удовлетворение ему принесет первая картина, написанная в России «Полдень в окрестностях Москвы». Ее сразу купил Третьяков для своей галереи. Шишкин сблизился с Крамским, возглавившим артель художников, часто бывал у них, там весело, но даже во время вечеринок он, не выпуская из руки карандаш, и удивительно было видеть, какие тонкие линии выходят из-под карандаша этого богатыря с огромными руками. Шишкин был первым из пейзажистов, кто писал с натуры. Говорили, что он с фотографической точностью передавал детали пейзажа, но сила его и в том, что он чувствовал душу природы. Посмотрите на его деревья: у них у каждого своего характера. Вот дубы — какие они разные! Старый дуб изо всех сил цепляется за склон. Дубовая роща освещена солнцем, но здесь нет покоя: посмотрит на эти извивающиеся ветки, да и перепад света и тени добавляет динамичности полотну.

Шишкин Дубы

«Среди долины ровныя» — русская песня.

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!

О чем картина? Как и песня — об одиночестве?  А, может, это своеобразный автопортрет?  Шишкин был могучим человеком — не только физически, но и морально. В его жизни было немало тяжелых потерь, порой казалось, что он сломлен горем, но каждый раз он находил в себе силы не только жить дальше, но и творить.  Сначала он потерял отца, который поддерживал его занятия живописью, потом маленького сынишку Володю. В 1874 году умерла его жена, Евгения Александровна, за ней — недавно родившийся сын. Художник остался с маленькой дочкой. На какое-то время он забросил живопись, стал нервным, раздражительным.

Но в 1878 году поехал на родину и оттуда привез, среди прочего, свою «Рожь», один из самых известных русских пейзажей. Нужно очень любить свою родную природу, чтоб увидеть красоту в этих разбитых дорогах, бледненьком небе, обтрепанных ветрами соснах. Но каждую деталь этого пейзажа художник выписывает с удивительной тщательностью: склонившиеся к земле колосья спелой ржи, мелкие цветы на обочине дороги. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». И сколько поколений русских людей учились любить природу, глядя на пейзажи Шишкина!

Он часто писал сосны. И какие разные его сосновые боры! Художник работал быстро, и этюд писал за день. Один такой этюд — «Сосны, освещенные солнцем» Третьяков приобрел для своей галереи как законченное произведение. У Шишкина чаще встречаются сумрачные пейзажи, а здесь все так солнечно и радостно.

Шишкин картины

«Сосновый бор» мрачноват и немного фантастичен с этими наклонившимися деревьями, буреломом. Мне кажется, в этом пейзаже есть что-то зловещее, может, здесь что-то произошло? «Утро в сосновом лесу» — самая известная работа художника. Все помнят медвежат, которые резвятся на сломанной сосне. Кстати, их написал не Шишкин, а художник Савицкий. Он отказался от предложения Шишкина поставить две подписи. Но мне немного жаль, что мишки отвлекают внимание от волшебного голубоватого тумана. «Корабельная роща» — самая последняя работа мастера. К материалу для строительства кораблей предъявлялись особенные требования: сосны должны быть особенно прочными и высокими. Это были столетние деревья до 40 метров в высоту и до полуметра в диаметре. Какие великолепные мощные стволы у Шишкина! Художник умер вскоре после того, как картина была показана на 26 выставке передвижников.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)

Саврасов А.К.

Саврасов, как и Шишкин, был купеческим сыном, и отец был категорически против чтоб он занимался живописью. Наперекор ему Саврасов учился в том же Московском училище живописи и ваяния, но на 8 лет раньше Шишкина. Начинал блестяще. Преподаватели считали его надеждой русского искусства. Великая княгиня Мария Николаевна купила несколько картин выпускника Саврасова и пригласила его писать пейзажи в окрестностях ее дачи. Был шанс стать придворным художником? Но в 1858 году он вернулся в Москву и стал преподавать в родном училище. Ученики его обожали, говорили об учителе как «человеке совершенно особой кротости, доброго, умного». Надо сказать, среди них были Константин Коровин, Михаил Нестеров и Исаак Левитан. В мастерской была настоящая творческая атмосфера. Алексей Кондратьевич призывал студентов изучать природу, а, главное, чувствовать. Именно с Саврасова начнется русский лирический пейзаж. Появление на первой выставке передвижников в 1871 году его картины «Грачи прилетели» стало настоящей сенсацией. Крамской, лидер передвижников напишет: «В других картинах есть вода, деревья, воздух, но только в «Грачах» есть душа». Саврасов больше всего любил весну, он говорил Левитану: «Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой, чем весной. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно».  Этюды для картины Саврасов писал в селе Молвитино на Волге. Кривые березы, старые домишки, покосившийся забор, шатровая колоколенка, — бедное селенье. Но надо всем этим — радостная суета птиц, с которых начинается весна. И, кажется, правда, слышен их гвалт. А мы, северные жители, сразу накладываем на этот пейзаж свою радость, с которой видим и с каждым днем оседающий снег, и первые проталины. А какой тонкий рисунок создают ветки на фоне бледного неба!

Картину сразу купил Третьяков, царской семье досталась лишь авторская копия. Саврасов сделает много таких повторов «Грачей». Поначалу это радовало: хороший заработок, а потом художник загрустил: неужели он — автор всего одной картины? Конечно, нет. Он тоже написал «Рожь» «Рожь». Да, колоски, цветы — хороши, но взгляд наш останавливается на небе. Сколько в нем динамизма, игры света и цвета! «Проселок». Все мы знаем фразу: «В России две беды: дураки и дороги». Сколько едких слов было сказано о наших разбитых проселочных дорогах, совершенно не проезжих в сырую погоду. А у Саврасова в этих лужах и вязкой грязи отражается небо. И сколько оттенков — от золотистого до лилового, оказывается, может быть у обычной грязи. А деревья вдали словно подхвачены налетевшим ветром и как бы не улетели к небу.

Архип Иванович Куинджи

Куинджи А. Пейзажи

Он родился где-то в начале 40-х годов, умер в 1910. Он приехал в Петербург с юга, из Мариуполя, подрабатывал ретушером у фотографа, вечерами учился в Академии, но так и не закончил — ее рамки были тесны для его широкой натуры. Репин ругал его за недочеты, но в то же время писал о странной особенности Куинджи писать о том, что еще не известно человечеству. Куинджи первым принес в русский пейзаж краски юга. А еще фантастическое освещение. Когда в 1874 году художник выставил свою «Украинскую ночь», это стало сенсацией. Мы не можем сегодня судить о там, как выглядела картина тогда — краски потемнели, но и сегодня странный свет, освещающий белые хатки среди кромешной тьмы, вызывает ощущение того, что все изображение находится где-то на грани реальности и колдовских сказок, рассказанных Гоголем. Картину повезли в Париж, и там отметили исключительную самобытность художника. А на родине будут спорить о том, как он достигает эффекта свечения, не добавляет ли в краски особый состав, вспоминали о его дружбе с Менделеевым. До сих пор некоторые зрители заглядывают за картины Куинджи, ища там лампочку.

В 1879 году Куинджи представил публике «Березовую рощу». О ней художник Прянишников сказал: «Там такое освещение, как до Рождества Христова». Впрочем, некоторые коллеги обвиняли его в безвкусице, говоря, что он «перезеленяет» свои картины. Но, пожалуй, никто так не передал ощущения радости летнего дня, как Куинджи на этой картине, создав контраст между ярко освещенной опушкой и лесной тенью. Ведь еще со времен Караваджо резкие перепады освещения усиливали эмоциональное впечатление от картины. В 1880 году появилась его «Лунная ночь на Днепре».  К тому времени Куинджи прекратил свое участие в выставках художников и просто открыл двери своей мастерской для всех, кто хотел увидеть новую работу. Успех был огромный, прямо в мастерской «Лунную ночь» купил великий князь Константин Константинович. Он увез ее в Петербург и выставил в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Такого успеха не было ни у одной картины. Улица была забита каретами, а перед дверью была многочасовая очередь. Люди стояли перед ней в полутемном зала, как завороженные. Великий князь взял ее с собой в кругосветное путешествие, что было очень вредно для холста. Правда, автор сделал еще 2 копии. Одна из них в Третьяковской галерее.

Куинджи был необычным человеком. После такого шумного успеха он вовсе перестал выставляться, и лишь после смерти художника публика узнала, что он работал до последнего дня. Художник жил своей особенной жизнью. У него было дом в центре Петербурга, где на крыше были цветники, пели птицы, ползали черепахи. Когда в 12 часов стреляла пушка на Петропавловской крепости, он поднимался на крышу, расставлял руки, и сотни птиц слетались к нему, а зимой он отогревал в особой комнате замерзших птиц. А еще на свои деньги он посылал студентов учиться за границу, снабжал нуждающихся деньгами, причем делал это тайно, так что молодые люди не знали имени мецената. Он, как и Шишкин, преподавал в Академии, и ученики его обожали.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900).

Ему было 10 лет, когда их семья переехала в Москву, но надежды отца найти хорошее место, чтоб прокормить семью, не осуществились. Однако сыновья —  сначала старший — Авель, а потом и 13-летний Исаак рано стали прокладывать себе дорогу в жизнь. Оба поступили в Училище живописи и ваяния. Товарищ Левитана по курсу М.  Нестеров вспоминал: «Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант.  Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега». В 15 лет Левитан потерял мать, а через год — отца. Руководство училища старалось поддержать талантливого юношу, освободив его от платы за учебу, но он и сам уже мог помочь себе. В 1877 году шестнадцатилетний студент за 2 свои работы получил малую серебряную медаль и 220 рублей для продолжения учебы.

Картинами студента Левитана начинают интересоваться коллекционеры. Продав 2 картины, 19-летний Левитан смог снять квартиру. Одна из них — «Вечер после дождя», купленная у него за немалые деньги — 40 рублей. А еще через год его работу «Осенний день. Сокольники» приобрел сам Третьяков. Одинокую женскую фигуру написал его товарищ по курсу Николай Чехов, младший брат писателя Антона Павловича Чехова, с которым его отныне будет связывать дружба. Несколько лет они вместе ездили на лето в деревню в Подмосковье.

image

Левитан будет охотно принимать участие в веселых сценках, которые разыгрывались у Чеховых. Например, наряжался мусульманином, выезжал на осле на луг, расстилал коврик для молитвы, а, вымазанный сажей Антон Павлович, притаившийся за кустом стрелял в него. Впрочем, вспоминали и другое. Однажды Левитан не появлялся несколько дней, а когда озабоченные Чеховы пришли к нему, квартирная хозяйка шепотом сообщила им, их товарищ пытался застрелиться. Он и потом будет порой испытывать приступы острой тоски и недовольства собой. Очень тонкий, ранимый, Левитан находил успокоение только среди природы, причем, хотя потом он не раз бывал за границей, вдохновляли его только пейзажи  среднерусской полосы. В 1885 году он начал писать «Березовую рощу». Работа над картиной продолжалась с перерывами 4 года, но, когда смотришь на нее, кажется, что она написана на одном дыхании.

image

В отличие от одноименной картины Куинджи здесь нет резких контрастов. Кажется, тут все состоит из мерцающих бликов — на траве, листьях, стволах. Глядя на картины Левитана, мы не остаемся сторонними зрителями, а погружаемся в его поэтический мир. Ученик Саврасова, Левитан всегда помнил слова учителя, что художник должен быть поэтом. В 1886 году он впервые поехал в Крым, и с тех пор его палитра изменилась: на его картинах появится солнце, яркие краски.  Впрочем, настроение его картин менялось, как и настроение самого автора. Одни его картины будут радостными, мажорными, от других веет тоской. Но, наверное, в самых известных и любимых зрителями работах будет настроение тихой радости, когда человек, созерцая природу, забывает о своих печалях. Таковы его волжские пейзажи. Поначалу Волга разочаровала. Он плыл на пароходе из Нижнего Новгорода и чувствовал, что равнодушен к ее величию. Но вдруг увидел городок с церквушкою на холме, спросил капитана, как называется город и услышал: «Плес». Потом он будет не раз приезжать сюда, и самые поэтичные пейзажи родятся именно в окрестностях Плеса. Он напишет здесь «Тихую обитель», «Золотой плес», «Вечерний звон». Глядя ни них, погружаешься в мир чистоты и покоя.

Левитан картины

Эту деревянную церквушку художник напишет при первом приезде в Плес, а через 6 лет он создаст самую философскую свою картину о жизни, смерти и огромном мире, перед которым человек так мал — «Над вечным покоем».  Мы не сразу замечаем старое кладбище с покосившимися крестами — место вечного упокоения. Но разве эта огромная земля, видная за много километров с зеркалом воды не вызывает ощущения мощи и покоя? Впрочем, сам пейзаж художник напишет в другом месте. Это озеро Удомля в Тверской губернии.

Над вечным покоем

Сразу бросается в глаза небо и безбрежное водное пространство. Вот он — холодный покой вечности. А потом приглядываемся и видим внизу старенькую церковь — ту самую, а рядом, если присмотреться,  покосившиеся кресты — сельское кладбище, место вечного упокоения человека. Левитан много думал о смерти: «Это единственное равенство, которого могут достигнуть люди».

Эти три картины художника — самые известные, их помещают в учебниках, по ним пишут сочинения.

Левитан И. И.

У картины «У омута» есть своя предыстория. Левитану рассказали, что в этом месте когда-то утопилась дочь мельника от несчастной любви, и Пушкин, услышав эту историю, вдохновился на написание «Русалки».  Вечернее солнце золотит воду, но небо хмуро, мир словно замер. Омут — опасное место, он может затянуть человека. Нестеров, близкий друг художника, предполагал, что «Омут» отражает некий личный опыт художника, которому приходилось немало бродить над пропастями нашей жизни.

«Большая вода»— что-то почти нематериальное тоненькие березки поднимаются из воды, словно звучит нежная печальная музыка. В «Золотой осени«, напротив, кроны берез, словно сделаны из чистого золота. Написанные крупными мазками, они даже немного подавляют своей тяжеловесностью. Это роскошная, зрелая красота природы перед самым увяданием.

Левитан прожил неполных 40 лет, у него было очень больное сердце. На мольберте осталась незаконченная картина «Озеро. Русь». Никогда на его полотнах не было такой пронзительной синевы, такого ощущения радости жизни, как здесь.

image

Иван Константинович Айвазовский (1817 — 1900)

Айвазовский принадлежит к редчайшему направлению пейзажной живописи. Он был маринистом и всю жизнь рисовал море. Это неудивительно, ведь он вырос в Феодосии на берегу Черного моря. Правда, тогда он был не Иван Айвазовский, а Ованес Гайвазян. Его отец, когда-то зажиточный армянский купец, разорился во время эпидемии чумы 1812 года, так что семье, где было пятеро детей, приходилось нелегко. Ованесу пришлось рано начать зарабатывать деньги, работая в кофейне. Кто знает, смог бы армянский мальчик, не получи он этой  работы,  стать выдающимся художником? Уже с детства полюбив рисовать, он занимался этим и  в кофейне, где собиралось просвещенное общество. Некоторые клиенты обратили внимание на смышленого мальчика. Первым был Александр Казначеев, градоначальник Феодосии. Он не только подарил мальчику краски, но и предложил ему заниматься рисованием у архитектора Коха вместе с собственными детьми. Став губернатором Тавриды, Казначеев помог ему поступить в Симферопольскую гимназию, а в 1833 году по его личной просьбе  будущего художника приняли в Академию художеств на казенный счет. Сначала он учился  у профессора М. Н. Воробьева,  среди картин которого было немало морских и речных пейзажей, а потом — у французского мариниста Филиппа Таннера, который  как раз в то время приехал в Петербург.

Успехи юноши впечатляли: поступив в Академию в 16 лет, через 2 года за морской пейзаж он получил серебряную медаль, а 20-летний студент Академии был удостоен Большой золотой медали за картину «Штиль». Получается, что курс Академии Айвазовский прошел за рекордно короткий срок — за 4 года. Но руководство Академии, прежде чем послать Айвазовского в Рим как обладателя Золотой медали, отправило его на 2 года в родной Крым, чтобы у моря он оттачивал мастерство.

Надо сказать, в Крыму Айвазовский не только писал виды Черного моря, но участвовал в военно-морском походе к берегам Кавказа и при высадке десанта проявил смелость, удивившую военных. Именно тогда он познакомился с великими русскими флотоводцами: М. П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П. С. Нахимовым. Одна из картин того периода — «Десант Раевского». 

Дальше будет Италия: Рим, Флоренция, Венеция, учеба у великих мастеров прошлого. Приехав в Рим в 1840 году, он довольно быстро стал известен. Через год его картину «Хаос. Сотворение мира» приобрел Папа Римский.

image

Тогда же Айвазовский познакомился с великим английским художником Тернером, самым знаменитым живописцем моря, его считали предшественником импрессионистов. Англичанин высоко оценил талант молодого художника, особенно его «Неаполитанский залив ночью». Айвазовский совершил путешествие по Европе с выставкой своих картин. Он везде имел успех: в Амстердаме ему присвоили звание академика, в Париже — золотую медаль Академии художеств.  Художник в 1844 году вернулся в Россию, где тоже стал академиком и живописцем Главного морского штаба. Перед ним открывалась блестящая карьера в столице. Но, вернувшись из-за границы, он старается как можно больше времени проводить в родной Феодосии, строит там дом. «Зиму я охотно провожу в Петербурге, — писал художник, — но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю».

Айвазовский не только обустраивал свое жилище, но и город. В Феодосии на свои средства он открыл школу искусств, в городе были проблемы с водой, он содействовал строительству водопровода, железной дороги, гимназии, свои картины художник завещал родному городу, и теперь картинная галерея им. Айвазовского — главная достопримечательность города.

Впрочем, долго сидеть на месте Айвазовский не привык. В его паспорте было 135 виз разных стран и городов мира. Уже в 1845 в составе военной экспедиции он посещает Турцию. Был он в Египте на открытии Суэцкого канала в 1869 году, рисовал пирамиды. В 75 лет художник отправился в Соединенные Штаты. «Моя главная цель — это, изучив океан, посетив Ниагару, поселиться в Вашингтоне на 4 месяца, написать коллекцию новых американских картин, и они будут выставлены отдельно в главных городах в январе, а мы переедем в Чикаго в марте». В Чикаго Айвазовский не попал, а картины выставил.

В Антарктиде Айвазовский не был, но написал эту картину со слов адмирала М. Лазарева, с которым он познакомился еще во время Кавказского десанта. В 1818 году именно Лазарев вместе с Беллинсгаузеном открыл Антарктиду.

Первая половина XIX века — время романтизма в европейской культуре, время ярких героев, сильных страстей. А в теме человек и море всегда есть романтика. Он любил писать бурю. Надо сказать, однажды судно, на котором он плыл, в Бискайском заливе попало в шторм, и до Петербурга дошли сведения, что Айвазовский погиб. Но говорят, среди бушующих волн художник стоял на палубе и запоминал…  Что-то из тех впечатлений помогло ему в создании картины «Девятый вал». Моряки верят, что во время каждого шторма есть самая страшная волна. Греки считали, что это третья волна, позднее решили, что девятая. Кто ее пережил, имеет шансы уцелеть. Люди, ухватившиеся за обломок мачты, со страхом смотрят на надвигающуюся волну.

Авйазовский И. К.

А на картине «Прощай, свободная стихия!» среди бушующих волн мы видим Пушкина. Айвазовский был знаком с поэтом. Пушкина у моря художник писал не раз, хотя, конечно, не с натуры. Но на этой картине поэта написал Илья Репин.

Художник Военно-морского штаба, Айвазовский не раз будет писать битвы, которые стали гордостью российского флота. Среди них — Чесменский бой 1770 года. Эта победа удивительна тем, что против русских судов выступал мощный турецкий флот, который в Чесменской бухте поддерживала еще и артиллерия. Но русские применили брандеры, специальные суда, нагруженные взрывчаткой. И хотя только один такой корабль смог близко подойти к турецкому кораблю, взрыв, произведенный им, вызвал цепную реакцию,  В итоге погибло более 20 турецких судов. Сражение был выиграно. Многочисленные взрывы в ночной тьме делают картину Айвазовского «Чесменский бой» очень эффектной.

Синопское сражение произошло в ноябре 1853 г., в самом начале русско-турецкий войны. Тогда флот под командованием Нахимова за несколько часов уничтожил все турецкие корабли, которые находились в бухте Синоп. Но потом на стороне Турции выступили англичане и французы. Таким силам Россия противостоять не могла. Противник высадился в Крыму, началась длительная осада Севастополя, которая продолжалась целый год. Россия была вынуждена подписать невыгодный для себя мир.

Айвазовский после начала войны семью из Крыма вывез, но сам подолгу находился в осажденном городе, делал зарисовки и по свежим следам событий писал картины. На полотне «Осада Севастополя» он изобразил панораму города и бухты.

Говорят, Айвазовский никогда не писал с натуры. Он внимательно наблюдал, а потом в нужный момент в его фотографической памяти всплывали то луч маяка на водной глади, то высокие пенящиеся волны, то дым и огонь взрывов. Его мастерская в Феодосии была на редкость темная и выходила на задний двор.  Стены были окрашены в темно-красный цвет. Это помогало сосредоточиться на том образе, который был у него в голове.

Художник за свою жизнь написал более 6 тысяч картин, и заслуги его Россия высоко ценила. Айвазовский дослужился до действительного тайного советника, что соответствовало чину адмирала, стал кавалером почти всех российских орденов. Немало было у него и иностранных наград. Художника очень ценил турецкий султан, который не раз покупал его работы и наградил его орденом Османа — высшей наградой Турецкой империи. Но после массового уничтожения турками армян Айвазовский выбросил в море все турецкие награды.

Еще картины русских пейзажистов, а также материал о В. Поленове и Ф. Васильеве вы можете найти в презентации, пройдя по ссылке:   https://drive.google.com/file/d/1KUtQjNjSFQraeXyGvrPJWTcPaoRjmNyj/view?usp=sharing

А это вопросы для моих учеников 3 классов

1 контрольная

      1. Шишкин родился в городе…
      2. В 1852 году он поступил в…
      3. Первая картина Шишкина, которую купил Третьяков, называлась…
      4. В 1878 году Шишкин поехал на родину в Елабугу и  там написал один из самых известных русских пейзажей.
      5. Какое дерево изобразил Шишкин на картине «Среди долины ровныя»?
      6. На картине «Утро в сосновом лесу» медвежат написал…
      7. Этот этюд Шишкина Третьяков купил как законченную картину.
      8. Последняя картина Шишкина называлась…
      9. Про эту картину Саврасова Крамской сказал, что в ней есть душа.
      10. Место, где Саврасов писал «Грачей» называлось…
      11. У Шишкина и Саврасова есть картина с одним и тем же названием.
      12. Учениками Саврасова были такие художники, как…
      13. Куинджи приехал в Петербург из города…
      14. Эту картину Куинджи возили в Париж и там отметили исключительную самобытность художника
      15. Про эту картину Куинджи писали: «Там такое освещение, как до Рождества Христова»
      16. Чтоб  посмотреть только одну эту картину Куинджи, люди стояли в длинной очереди.
      17. У Куинджи было дом в центре Петербурга, где на крыше…

     

    Контрольная №2

      1. Первые 220 рублей за свои картины Левитан получил в…. лет
      2. Женскую фигуру на картине Левитана «Осенней день в Сокольниках» нарисовал…
      3.  Какую картину с одноименным названием написали Куинджи и Левитан?
      4. Саврасов говорил Левитану, что художник должен быть…
      5. Почему картина называется «Над вечным покоем»?
      6. Пейзаж «Над вечным покоем» Левитан напишет на озере…
      7. Это место вдохновило Пушкина на написание «Русалки», а Левитана…
      8. Айвазовский родился в городе…
      9. Мальчиком он работал в…
      10.  За сколько лет он закончил Академию?
      11. Прежде, чем ехать в Рим, Айвазовский 2 года работал в…
      12. Этот английский художник высоко оценил талант Айвазовского
      13.  После приезда из Италии Айвазовский был назначен…
      14. Художники, которые пишут море, называются…
      15. Что сделал Айвазовский для родного города Феодосии?
      16. В каких странах он бывал?
      17. Картину «Ледяные горы» Айвазовский написал со слов…
      18. По поверьям моряков, самая страшная волна …
      19.  Какие битвы он рисовал?
      20. До какого звания дослужился Айвазовский?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *