Шишкин, Саврасов, Левитан, Куинджи — мастера русского пейзажа

русские пейзажисты

Я предлагаю вам краткий рассказ о мастерах русского пейзажа XIX века и презентацию на эту тему. В конце есть вопросы для самопроверки.  XIX век — время становления русской школы живописи. Появляются талантливые портретисты, такие, как В. Тропинин и О. Кипренский. Среди мастеров исторической живописи мы выделяем К. Брюллова, а П. Федотов стал первым блестящим представителем бытового жанра. Среди наиболее любимых публикой и критикой художников будут и те, которые нашли особую прелесть в неброских, порой суровых русских пейзажах. Родоначальником русской пейзажной живописи был И. Шишкин с его сосновыми борами, бледным северным небом. Он первым стал ездить в русскую глубинку, чтобы  писать с натуры. И много поколений зрителей учатся у Шишкина любить русскую природу с ее суровыми соснами, могучими дубами и крохотными нежными цветами у дороги.  Его ровесник А. Саврасов стремился создавать пейзажи с настроением, этому же учил и своих учеников – Михаила Нестерова и Исаака Левитана. Левитан стал настоящим поэтом русского пейзажа.  Другом Шишкина и его коллегой по академии был Архип Куинджи. Его краски, резкие переходы от светлых тонов к темным поражали современников особым свечением, завораживают они и сейчас, хотя картины, говорят, потемнели. С большой нежностью Иван Иванович относился к своему младшему товарищу Федору Васильеву, который станет классиком русской живописи несмотря на то, что прожил всего 23 года.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в купеческой семье в  городе Елабуга. Из окна его комнаты были видны бескрайние сосновые боры. Любовь к лесу Шишкин сохранит на всю жизнь, а деревья станут главными героями его картин. Когда в 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, он добросовестно рисовал гипсовые головы, но в искусстве и жизни привлекала его только природа. Он порой нарочно делал крюк, чтоб пройти мимо красавицы-липы у дома Юсуповых или старого дуба возле особняка Киреевских. Товарищи быстро оценили удивительную работоспособность этого скромного провинциала. Потом была Петербургская Академия художеств. Преподаватели уговаривали способного студента заняться исторической живописью: это дает и славу, и деньги. Но Шишкин писал пейзажи. В закованном в гранит Петербурге природы ему не хватало, но были пригороды, а еще он открыл для себя остров Валаам, куда не раз ездил на этюды. За одну картину, написанную там, Шишкин получит большую золотую медаль и будет отправлен на стажировку за границу. Пожалуй, первым из  выпускников Академии он не очень этому рад. Вернулся до срока, написав, впрочем, в Германии картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за что получил звание академика. Но славу и удовлетворение ему принесет первая картина, написанная в России » Полдень в окрестностях Москвы». Ее сразу купил  Третьяков для своей галереи. Шишкин сблизился с Крамским, возглавившим артель художников, часто бывал у них, там весело, но даже во время вечеринок  он, не выпуская из руки карандаш, и удивительно было видеть, какие тонкие линии выходят из-под карандаша этого богатыря с огромными руками. Шишкин был первым из пейзажистов, кто писал с натуры. Говорили, что он с фотографической точностью передавал детали пейзажа, но сила его и в том, что он чувствовал душу природы. Посмотрите на его деревья: у них у каждого свой характер, Вот дубы — какие они разные! Старый дуб изо всех сил цепляется за склон. Дубовая роща освещена солнцем, но здесь нет покоя: посмотрит на эти извивающиеся ветки, да  и перепад света и тени добавляет динамичности полотну.

Дубы у Шишкина.jpg

«Среди долины ровныя» — русская песня.

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!

О чем картина? Как и песня — об одиночестве?  А, может, это своеобразный автопортрет?  Шишкин был могучим человеком — не только физически, но и морально. В его жизни  было немало тяжелых потерь, порой казалось, что он сломлен горем, но каждый раз он находил в себе силы не только жить дальше, но и творить.  Сначала он потерял отца, который поддерживал его занятия живописью, потом маленького сынишку Володю. В 1874 году умерла его жена, Евгения Александровна, за ней — недавно родившийся сын. Художник остался с маленькой дочкой. На какое-то время он забросил живопись, стал нервным, раздражительным. Но в 1878 году поехал на родину и оттуда привез, среди прочего, свою «Рожь», один из самых известных русских пейзажей.

Шишкин Рожь.jpg

Нужно очень любить свою родную природу, чтоб увидеть красоту в этих разбитых дорогах, бледненьком небе, обтрепанных ветрами соснах. Но каждую деталь этого пейзажа художник выписывает с удивительной тщательностью: склонившиеся к земле колосья спелой ржи, мелкие цветы на обочине дороги. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». И сколько поколений русских людей учились любить природу, глядя на пейзажи Шишкина!

Он часто писал сосны. И какие разные его сосновые  боры! Художник работал быстро, и этюд писал за день. Один такой этюд «Сосны, освещенные солнцем» Третьяков приобрел для своей галереи как законченное произведение. У Шишкина чаще встречаются сумрачные пейзажи, а здесь все так солнечно и радостно.

Шишкин Сосны.jpg

«Сосновый бор» мрачноват и немного фантастичен с этими наклонившимися деревьями, буреломом. Мне кажется, в этом пейзаже есть что-то зловещее, может, здесь что-то произошло? «Утро в сосновом лесу» — самая известная работа художника. Все помнят медвежат, которые резвятся на сломанной сосне. Кстати, их написал не Шишкин, а художник Савицкий. Он отказался от предложения Шишкина поставить две подписи. Но мне немного жаль, что мишки отвлекают внимание от волшебного голубоватого тумана. «Корабельная роща» — самая последняя работа мастера. К материалу для строительства кораблей предъявлялись особенные требования: сосны должны быть особенно прочными и высокими. Это были столетние деревья до 40 метров в высоту и до полуметра в диаметре. Какие великолепные мощные стволы у Шишкина! Художник умер вскоре после того, как картина была показана на 26 выставке передвижников.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) тоже, как и Шишкин, был купеческим сыном, и  отец был категорически против чтоб он занимался живописью. Наперекор ему Саврасов учился в том же Московском училище живописи и ваяния, но на 8 лет раньше Шишкина. Начинал  блестяще. Преподаватели считали его надеждой русского искусства. Великая княгиня Мария Николаевна купила несколько картин выпускника Саврасова и пригласила его писать пейзажи в окрестностях ее дачи. Был шанс стать придворным художником? Но в 1858 году он вернулся в Москву и стал преподавать в родном училище. Ученики его обожали, говорили об учителе как  «человеке совершенно особой кротости, доброго, умного». Надо сказать, среди них были Константин Коровин, Михаил Нестеров и Исаак Левитан. В мастерской была настоящая творческая атмосфера. Алексей Кондратьевич призывал студентов изучать природу, а, главное, чувствовать. Именно с Саврасова начнется русский лирический пейзаж. Появление на  первой выставке передвижников в 1871 году его картины «Грачи прилетели» стало настоящей сенсацией. Крамской, лидер передвижников напишет: «В других картинах есть вода, деревья, воздух, но только в «Грачах» есть душа«. Саврасов больше всего любил весну, он говорил Левитану: «Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой, чем весной. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно».  Этюды для картины Саврасов писал  в селе Молвитино на Волге. Кривые березы, старые домишки, покосившийся забор, шатровая колоколенка, — бедное селенье. Но надо всем этим — радостная суета птиц, с которых начинается весна. И, кажется, правда, слышен их гвалт. А мы, северные жители, сразу накладываем на этот пейзаж свою радость, с которой видим и с каждым днем оседающий снег, и первые проталины. А какой тонкий рисунок создают ветки на фоне бледного неба!

Саврасов.jpg

Картину сразу купил Третьяков, царской семье досталась лишь авторская копия. Саврасов сделает много таких повторов «Грачей». Поначалу это радовало: хороший заработок, а потом художник загрустил: неужели он — автор всего одной картины? Конечно, нет. Вот его «Рожь». Да, колоски, цветы — хороши, но взгляд  наш останавливается на небе. Сколько в нем динамизма, игры света и цвета! «Проселок». Все мы знаем фразу: «В России две беды: дураки и дороги». Сколько едких слов было сказано о наших разбитых проселочных дорогах, совершенно не проезжих в сырую погоду. А у Саврасова в этих лужах и вязкой грязи отражается небо. И сколько оттенков — от золотистого до лилового, оказывается, может быть у обычной грязи. А деревья вдали словно подхвачены налетевшим ветром и как бы не улетели к небу.

Архип Иванович Куинджи родился где-то в начале 40-х годов, умер в 1910. Он приехал в Петербург с юга, из Мариуполя, подрабатывал ретушером у фотографа, вечерами учился в Академии, но так  и не закончил — ее рамки были тесны для его широкой натуры. Репин ругал его за недочеты, но в то же время писал о странной особенности Куинджи писать о том, что еще не известно человечеству. Куинджи первым принес в русский пейзаж краски юга. А еще фантастическое освещение. Когда в 1874 году художник выставил свою «Украинскую ночь«, это стало сенсацией. Мы не можем сегодня судить о там, как выглядела картина тогда — краски потемнели, но и сегодня странный свет, освещающий белые хатки среди кромешной тьмы,  вызывает ощущение того, что все изображение находится где-то на грани реальности и колдовских сказок, рассказанных Гоголем. Картину повезли в Париж, и там отметили исключительную самобытность художника. А на родине будут спорить о том, как он достигает эффекта свечения, не добавляет ли в краски особый состав, вспоминали о его дружбе с Менделеевым. До сих пор некоторые зрители заглядывают за картины Куинджи, ища там лампочку.

Куинджи А.jpg

В 1879 году Куинджи представил публике «Березовую рощу». О ней  художник Прянишников сказал: «Там такое освещение, как до Рождества Христова». Впрочем, некоторые коллеги обвиняли его в безвкусице, говоря, что он » перезеленяет» свои картины. Но, пожалуй, никто так не передал ощущения радости летнего дня, как Куинджи на этой картине, создав контраст между ярко освещенной опушкой и лесной тенью.  Ведь еще со времен Караваджо резкие перепады освещения усиливали эмоциональное воздействие от картины. В 1880 году появилась его «Лунная ночь на Днепре».  К тому времени Куинджи прекратил свое участие в выставках художников и просто открыл двери своей мастерской для всех,  кто хотел увидеть новую работу. Успех был огромный, прямо  в мастерской «Лунную ночь» купил великий князь Константин Константинович. Он увез ее в Петербург и выставил  в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Такого успеха не было ни у одной картины. Улица была забита каретами, а перед дверью была многочасовая очередь. Люди стояли перед ней в полутемном зала, как завороженные. Великий князь взял ее с собой в кругосветное путешествие, что было очень вредно для холста. Правда, автор сделал еще 2 копии. Одна из них в Третьяковской галерее.

Куинджи был необычным человеком. После такого шумного успеха он вовсе перестал выставляться, и лишь после смерти художника публика узнала, что он работал до последнего дня. Художник жил своей особенной жизнью. У него было дом в центре Петербурга, где на крыше были цветники, пели птицы, ползали черепахи. Когда  в 12 часов стреляла пушка на Петропавловской крепости, он поднимался на крышу, расставлял руки, и сотни птиц слетались к нему, а зимой он отогревал в особой комнате замерзших птиц. А еще на свои деньги он посылал студентов учиться за границу, снабжал нуждающихся деньгами, причем делал это тайно, так что молодые люди не знали имени мецената. Он, как и Шишкин, преподавал в Академии, и ученики его обожали.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900).

Ему было 10 лет, когда их семья переехала в Москву, но надежды отца найти хорошее место, чтоб прокормить семью, не осуществились. Однако сыновья —  сначала старший — Авель, а потом и 13-летний Исаак рано стали прокладывать себе дорогу в жизнь. Оба поступили в Училище живописи и ваяния. Товарищ Левитана по курсу М. Нестеров вспоминал: «Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант.  Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега». В 15 лет Левитан потерял мать, а через год — отца. Руководство училища старалось поддержать талантливого юношу, освободив его от платы за учебу, но он и сам уже мог помочь себе. В 1877 году шестнадцатилетний студент за 2 свои работы получил  малую серебряную медаль и 220 рублей для продолжения учебы.

Левитан Ранние работы.jpg

Картинами студента Левитана начинают интересоваться коллекционеры. Продав 2 картины, 19-летний Левитан смог снять квартиру. Одна из них — «Вечер после дождя», купленная у него за немалые деньги — 40 рублей. А еще через год его работу «Осенний день. Сокольники» приобрел сам Третьяков. Одинокую женскую фигуру написал его товарищ по курсу Николай Чехов, младший брат писателя Антона Павловича Чехова,   с которым его отныне будет связывать дружба. Несколько лет  они вместе выезжали  на лето в деревню в Подмосковье. Левитан будет охотно принимать участие в веселых сценках, которые разыгрывались у Чеховых. Например, наряжался мусульманином,  выезжал на осле на луг, расстилал коврик для молитвы, а, вымазанный сажей Антон Павлович, притаившийся за кустом стрелял в него. Впрочем, вспоминали и другое. Однажды Левитан не появлялся несколько дней, а когда озабоченные Чеховы пришли к нему, квартирная хозяйка шепотом сообщила им, их товарищ пытался застрелиться. Он и потом будет порой испытывать приступы острой тоски и недовольства собой. Очень тонкий, ранимый, Левитан находил успокоение только среди природы, причем, хотя потом он не раз бывал за границей, вдохновляли его только  пейзажи среднерусской полосы. В 1885 году он начал писать«Березовую рощу». Работа над картиной продолжалась с перерывами 4 года, но, когда смотришь на нее, кажется, что она написана на одном дыхании.

Береза в русской живописи .jpg

В отличие от одноименной картины Куинджи  здесь нет резких контрастов. Кажется, тут все состоит из мерцающих бликов — на траве, листьях, стволах. Глядя на картины Левитана, мы не остаемся сторонними зрителями, а погружаемся в этот поэтический мир. Ученик Саврасова, Левитан всегда помнил слова учителя, что художник должен быть поэтом. В 1886 году он впервые поехал в Крым, и с тех пор его палитра изменилась: на его картинах появится солнце, яркие краски.  Впрочем, настроение его картин менялось как и настроение самого автора. Одни его картины будут радостными, мажорными, от других веет тоской. Но, наверное, в самых известных и любимых зрителями работах будет настроение тихой радости, когда человек, созерцая природу, забывает о своих печалях. Таковы его волжские пейзажи. Поначалу Волга разочаровала. Он плыл на пароходе из Нижнего Новгорода и чувствовал, что равнодушен к ее величию. Но вдруг увидел городок с церквушкою на холме, спросил капитана, как называется город и услышал : «Плес». Потом он будет не раз приезжать сюда, и самые поэтичные пейзажи родятся именно в окрестностях Плеса. Он напишет здесь «Тихую обитель», «Золотой плес»,»Вечерний звон». Глядя ни них, погружаешься в мир чистоты и покоя.

Левитан Плес.jpg

Эту деревянную церквушку художник напишет при первом приезде в Плес, а через 6 лет он создаст самую философскую свою картину о жизни, смерти и огромном мире, перед которым человек так мал — «Над вечным покоем». Впрочем, сам пейзаж художник напишет в другом месте. Это озеро Удомля в Тверской губернии.

Левитан Над вечным покоем.jpg

Сразу бросается в глаза небо и безбрежное водное пространство. Вот он — холодный покой вечности. А потом приглядываемся и видим внизу старенькую церковь — ту самую, а рядом, если присмотреться,  покосившиеся кресты — сельское кладбище, место вечного упокоения человека. Левитан много думал о смерти: «Это единственное равенство, которого могут достигнуть люди».

Пожалуй, эти три картины художника — самые известные, их помещают в учебниках, по ним пишут сочинения.

Левитан Картины с названиями.jpg

У картины «У омута» есть своя предыстория. Левитану рассказали, что в этом месте когда-то утопилась дочь мельника от несчастной любви, и Пушкин, услышав эту историю, вдохновился на написание «Русалки».  Вечернее солнце золотит воду, но небо хмуро, мир словно замер. Омут — опасное место, он может затянуть человека. Нестеров, близкий друг художника, предполагал, что «Омут» отражает некий  личный опыт художника, которому приходилось немало бродить над пропастями нашей жизни.

«Большая вода»— что-то почти нематериальное тоненькие березки поднимаются из воды, словно звучит нежная печальная музыка. В «Золотой осени«, напротив, кроны берез, словно сделаны из чистого золота. Написанные крупными мазками, они даже немного подавляют своей тяжеловесностью. Это роскошная, зрелая красота природы перед самым увяданием.

Левитан прожил неполных 40 лет, у него было очень больное сердце. На мольберте осталась незаконченная картина «Озеро. Русь». Никогда на сего полотнах не было такой пронзительной синевы, такого ощущения радости жизни, как здесь.

Левитан Озеро.jpg

Еще картины русских пейзажистов, а также материал о В. Поленове и Ф. Васильеве вы можете найти в презентации, пройдя по ссылке:   https://drive.google.com/file/d/1KUtQjNjSFQraeXyGvrPJWTcPaoRjmNyj/view?usp=sharing

А это вопросы для  моих учеников 3 классов:

  1. Первая катина Шишкина, которую купил Третьяков, называлась…
  2. Какое дерево изобразил Шишкин на картине «Среди долины ровныя»?
  3. Последняя картина Шишкина называлась…
  4. Про эту картину Саврасова Крамской сказал, что в ней есть душа.
  5. У Шишкина и Саврасова есть картина с одним и тем же названием.
  6. Учениками Саврасова были такие художники, как…
  7. Этот художник кормил у себя на крыше птиц  и помогал студентам.
  8. У него краски светились, зрители даже думали, что позади спрятана лампочка.
  9. Чтоб  посмотреть только одну картину Куинджи, люди стояли в длинной очереди.
  10. Кто написал картину «Осенний день в Сокольниках»?
  11. С каким русским писателем дружил Левитан?
  12. В окрестностях города Плес Левитан написал картины (1-2).
  13. На картине «У омута» Левитан изобразил то место, которое вдохновило Пушкина на создание поэмы…
  14. Последняя картина Левитана.
  15. Фрагменты каких картин изображены здесь (автор и название):русский пейзаж

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *