Абылхан Кастеев и другие классики казахской живописи

Кастеев

В Казахстане живопись стала развиваться в XX веке. Ее основоположником был Абылхан Кастеев. Он  не только  стал первым известным живописцем, но и помог войти в искусство представителям следующего поколения казахстанских художников, в первую очередь, Молдахмету Кенбаеву, создавшему незабываемые образы степи и степняков. Среди ровесников Кенбаева были Канафия Тельжанов, чьи полотна поражают динамизмом, а картины на сюжеты казахских  национальных игр стали классикой.  Первой женщиной-художником Казахстана стала Айша Галимбаева, которая создала лирические образы современниц она же — автор классических казахских натюрмортов. Гульфайрус Исмаилова писала портреты деятелей казахского искусства, она же дала нам примеры натюрморта в триптихе «Народная мастерица».

  Этих художников мы сегодня называем классиками  казахской живописи. Они осваивали разные жанры: историческую живопись, пейзаж, писали картины о современных событиях, обычаях казахов, важную роль в творчестве каждого из них занимал портрет.

Казахстанская живопись многонациональна. И русский художник- график Евгений Сидоркин, который не только иллюстрировал произведения казахстанских писателей, но и создал целую энциклопедию казахской жизни, изобразив легендарных героев, игры и обычаи, по праву считается замечательным представителем культуры Казахстана.  Я предлагаю вам краткую иллюстрированную лекцию о них, 2 презентации (о современном и классическом искусстве Казахстана и в конце — вопросы для самопроверки для учащихся художественных школ.

Содержание

  1. Абылхан Кастеев
  2.  Айша Галимбаева
  3. Молдахмет Кенбаев
  4. Канафия Тельжанов
  5. Гульфайрус Исмаилова
  6. Евгений Сидоркин
  7. Презентация и вопросы для учащихся 

Абылхан Кастеев (1904-1973)

В искусство люди приходят разными путями: кто-то долго учится в школах, академиях.  А бывают самородки. Таким был Горький, такими были казахские акыны. Таким был и Абылхан Кастеев (1905 — 1973), основоположник казахстанской живописи.

Абылхан Кастеев родился в Жаркентском районе Талды-Курганской области. Еще будучи батраком у баев, юноша рисовал. Впервые репродукции картин он увидел на старой мельнице, где ему попались первые иллюстрированные журналы. Еще, говорят, Абылхан с детства умел видеть красоту в обычных природных материалах: корнях деревьев, кусочках кости. Чтоб развлечься и подзаработать он вырезал из них сережки, кольца для девушек. А потом начал делать фигурки людей. Но в мусульманских странах запрещено изображение человека.  Говорят, мулла был этим очень недоволен и даже запретил мальчику посещать мечеть.

И если бы он не переехал в город, таланту не суждено было бы развиться.  Как это случилось? Говорят, его рисунки увидел командир пограничного отряда. И помог способному юноше. Рассказывают и иначе: в 1927 году Кастеев устроился рабочим на строительство Турксиба, железной дороги, которая связала Среднюю Азию и Сибирь. Там увидели его работы и решили послать на учебу. Но все сходятся на том, что 2 года он учился в студии Хлудова. Николай Гаврилович Хлудов — первый профессиональный художник в городе Верном (Алматы). Этот автопортрет Кастеев написал в 931 году.

Кастеев.jpg

В 1934 году Кастеев участвовал в конкурсе, посвященном Абаю Кунанбаеву, за свои работу был удостоен почетной грамоты и отправлен на учебу в Москву. Молодой человек очень хотел учиться, но жить ему было в столице не на что. Директор художественной студии им. Н. К. Крупской Анна Фурманова согласилась принять юношу, если представители казахской диаспоры в Москве помогут ему материально. Кастеев пробыл в столице 2 года. Учиться, как все он не мог, потому что не знал языка, но каждый день ходил в Третьяковскую галерею, изучая, как работали старые мастера. А потом сильно заболел и пришлось вернуться на родину. Чтоб заработать денег на дальнейшую учебу, Абылхан отправился в Китай за товаром. Наши пограничники его выпустили, а китайцы арестовали и отправили в тюрьму. Спасся он чудом. Когда пришел домой, жена не узнала его: перед ней стоил сгорбленный старик.

В 30-е годы Кастеев написал целую серию картин «Старый и новый быт». Вот некоторые из них.

Старый быт

У Кастеева есть около 30 работ, связанных с образом Абая, но самую известную — «Молодой Абай» он написал в 1945 году. В 1951 году он напишет портрет еще одного замечательного казаха Чокана Валиханова.

Кастеев

В годы войны он хотел отправиться на фронт, но его не отпустили, и Кастеев всю войну рисовал плакаты. Первый казахстанский художник пробовал себя в разных жанрах: писал пейзажи, много у него картин о том, как менялась жизнь степняков. На картине «Последние известия» весь аул собрался возле невиданной новинки — радиоприемника. А вот еще удивительное чудо: первый поезд, который прошел по новой железной дороге (Турксиб). Первый раз Кастеев рисовал эту стройку, когда работал там в 20-е годы. А перед нами картина, написанная в 1969 году. Создавал он и картины на историческую тему. Задумав работу об Амангельды Иманове, он ездил на его родину, выспрашивал старожилов, как тот выглядел. Писал, основываясь на их воспоминаниях. Потом говорили, что получилось очень похоже.

Кастеев картины

Если полистать альбом репродукций картин Кастеева, видно его особое пристрастие к пейзажной живописи. Даже если он рисует людей, например,» Войска Амангельды»,  большую часть картины занимает пейзаж с юртами. Много у него картин, где изображена природа разных мест Казахстана. Конечно, чаще всего он работал в окрестностях Алма-Аты, но мы видим и Щучинск, и реку Чижин в Жетысу, и дорогу к знаменитому Чарынскому каньону. Чаще всего это акварели.

Кастеев Абылхан

Среди пейзажей А. Кастеева немалое место занимают горы. Часто он рисовал пастбища — жайляу, где на  высокогорных альпийских лугах все лето пасутся овцы и кони.  Это обычно не очень крутые мягко очерченные горы, где протекает чистая  речушка. Мирный пейзаж. Но, живя в Алма-Ате, художник мог видеть и заснеженные вершины, прекрасные, но труднодоступные.

Одна из самых высоких гор Тянь-Шаня — Хан Тенгри. Люди разных народов верили, что боги живут именно на таких вершинах. Для всего тюркского мира  верховное божество — Тенгри. Это он наделял  людей при рождении судьбой — кутом. Культ Тенгри связан с поклонением Небу. На высочайших вершинах зажигались костры, где ему приносились жертвы. Говорят, на закате солнца ее вершина порой кажется красной из-за чего ее порой называют «Кан-Тау» (Кровавая гора). Впрочем, на картине Кастеева день, и на фоне синего неба четко видна пирамидальная вершина Хан Тенгри так резко отличающаяся от других гор хребта.

Кастеев пейзажи

Гора имеет довольно правильную форму пирамиды, поэтому ее относят не только к самым высоким, но и самм красивым вершинам мира. Пейзаж написан в свойственной художнику мягкой цветовой гамме.  Воздушные облака, плавно очерченные предгорья, а над ними легко возносится семисотметровая пирамида Хан Тенгри. Невольно вспоминаются стихи Тютчева:

А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.

Даже став известным художником и отцом большого семейства, он жил очень скромно: сначала снимал саманный дом, а в конце 40-х ему дали квартиру, но такую маленькую, что там не было места для мастерской. В 50-х годах иностранные документалисты хотели снять о нем фильм. На время съемок семью переселили в хорошее жилье, а потом снова вернули на прежнее место. Впервые художник возмутился, и тогда по распоряжению Кунаева Кастееву выделили участок для строительства дома. Правда, домик был саманный, а не кирпичный, как предполагалось вначале. Но он любил его и обустраивал до конца жизни. Там теперь музей, а главная картинная галерея Алматы носит имя Кастеева. Там выставлены не только картины Кастеева, но и  других казахстанских художников, а также работы русских и зарубежных художников. Презентацию о Кастееве можно посмотреть и скачать, пройдя по ссылке:https://drive.google.com/file/d/1C-sqLC3r4AGXuqrchdS7zNAfV9n-0bav/view?usp=sharing

 Айша Гарифовна Галимбаева (1917-2008).

image

Айша Галимбаева прожила очень долгую жизнь. Как все люди ее поколения, она испытала много трудностей: рано осиротела, голодала, пережила войну, разруху, но ее картины наполнены светом, ее краски радостны. Художница вспоминала, как в детстве красками на холсте рисовала ковры для базара, где изображала дедушку, бабушку, разные сценки. Они очень хорошо покупались. И тетя отвела ее в театрально-художественное училище. Она ни слова не знала по-русски, но директор училища Некрасов не стал экзаменовать девочку, а просто спросил: умеет ли она рисовать и разрешил ходить на уроки. Айша уже на 1 курсе получила премию: этюдник и краски. Училище закончила в 1943 году с отличием и поступила на художественно-декоративный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (Москва) по специальности «художник-постановщик фильмов». В 1949 году получила диплом, став первой профессиональной художницей-казашкой. Свою дипломную работу — эскизы декораций и костюмов к фильму «Песни Абая» Айша сделала в цвете, хотя фильм был черно-белый, потому что мир видела только в красках. Ее жизнь будет во многом связана с кино. Работая на Казахфильме, Айша Галимбаева делала эскизы кинолентам «Поэма о любви», «Девушка-джигит», «Это было в Шугле», «Его время придет», «Козы-Корпеш — Баян-Сулу», «Дочь степей». Возможно, работа в кино подтолкнула ее к изучению казахского народного костюма. Итогом этого стал альбом «Казахский народный костюм», где были представлены 60 рисунков костюмов разных областей.

Но в первую очередь это незаурядная художница. Ровесница революции, Айша Галимбаева жила вовремя, когда к художникам предъявлялись определенные требования. Исключались любые нереалистические направления, приветствовались сюжеты, изображающие достижения страны. Дочь своего времени, она, тем не менее, выбрала другой путь: ее основная тема — мир женщины и все, что с ним связано: портреты современниц, предметы быта, цветы. Ее любимыми художниками были импрессионисты, и на картинах ее мир то окутан голубоватой дымкой, как у Моне или Дега, а то художница кладет яркие сочные мазки, чтоб передать ощущение радостного летнего дня. Галимбаева будет писать картины в разных жанрах. У нее много женских портретов. Часто они названы просто именами. Конечно, это конкретные женщины, но еще и образы — нежной юности или зрелой красоты, проступающей через дымку тайны.

Айша Галимбаева

А вот как определить, например, эти картины? Не портреты, но и не бытовой жанр с изображением каких-то будничных событий. Каждый раз это немного священнодействие. Вот пожилая женщина наливает чай (Вкусный чай»). Он делает это со всем вниманием и уважением к занятию, имеющему для казахов смысл ритуальный, это своего рода, церемония. А вот две женщины — молодая и пожилая держат пиалы с кумысом. Они не смотрит друг на друга, но чувствуется, что они тесно связаны и понимают одна другую без слов.

Галимбаева А. Картины

«Свадебный пир»  — он на другой стороне реки. Там шумно, на кострах варится мясо. А здесь, в отдалении, стоят спиной к нам невеста, судя по саукеле и ее мать, наверное. Может, они тихо разговаривают, а, может, просто молчат вместе и думают о том, какая она будет — новая жизнь молодой женщины. Этот внимательный, вдумчивый взгляд художницы на  малые, но важные детали жизни позволили ей стать классиком казахского натюрморта.

«Дастархан» — наверное, самый известный ее натюрморт. Накрытый стол — символ казахского гостеприимства. Художница не прописывает предметы: хворост (хотя, может, пышные булки), баурсаки, сахар, но мы ощущаем главное: изобилие, праздничность. А в центре великолепного пиршества — коржын с красивым и витиеватым орнаментом.  Аяк кап — это мешок, в который кочевники складывают посуду  во время переездов. Яркий, украшенный казахским орнаментом, он словно освещает картину. А эти предметы («Древняя керамика») пришли из далеких городов — Тараза или Отрара, который славился своей керамикой.

image

В натюрмортах Галимбаева  может работать в разных техниках: ее цветы могут быть нежными, словно возникающими из воздуха, как у импрессионистов.

Натюрморты в казахской живописи

А порой Галимбаева просто отпускает на волю свою любовь к цвету. Он здесь главный герой, живой, обладающий самостоятельным звучанием и даже характером, и тогда ее фрукты и цветы — сгустки энергии. Они не ждут, когда мы обратим на них внимание, а требуют его.

Галимбаева художница

А подсолнухи не зря называются «Каракоз», они с некоторым вызовом смотрят на нас своими черными глазами. Кстати, обратите внимание, как тонко вписывает художница в свои натюрморты элементы казахской культуры.

 Молдахмет Кенбаев (1925-1993)

Кенбаев Картины с названиями

Молдахмет Сыздыкович Кенбаев родился в 1925 году в Кустанайской области в семье бедняка 14-м ребенком. После рождения Молдахмета семья переселилась в Алма-Ату, где вместе с другими беднячками вступили в сельскохозяйственную коммуну. Вскоре от тяжелой болезни умер отец, а Молдахмет попал в детский дом. Там обратили внимание на рисунки юного художника, приняли участие в его судьбе. Его работы отправили на выставку детского рисунка в Москву.  Закончив 7 классов в 1941 году. Кенбаев поступил в Алма-атинское театрально-художественное училище. Его дипломная работа «Суюнши, вестники победы » понравилась не только преподавателям, появился отклик в «Казахстанской правде». Еще свежа была память о радости Победы. Есть такой казахский обычай: одаривать за добрую весть, если человек произнесет слово»суюнши». Много подарков должны получить эти юноша и девушка, которые несутся по весенней степи.

«Я почувствовал, что могу передать средствами живописи необычно богатую палитру природы, и, прежде всего, степь, ее необъятность и красоту. «Я грезил и мечтал о степи, мне хотелось, чтоб все полюбили ее так, как я ее любил»И лучшие работы Кенбаева — степные пейзажи («Беседа», «Сары-Арка). После окончания училища судьба свела молодого художника с Абылханом Кастеевым, мастер, как мог, помогал своему молодому коллеге, у которого не было ни жилья, ни денег. Однажды он взял его в подмосковный дом отдыха, свел с российскими художниками. Его работы были замечены, и в 1951 году Кенбаев поступил в Суриковское училище в Москве. Все свободное время он проводил в Третьяковской галерее, изучая картины.

В 1954 году началось освоение целинных земель, и старшекурсники выехали из Москвы на практику на целину. Они жили в Кокчетавской области в палатках на берегу Ишима, писали портреты целинников. Именно здесь зародилась идея написать картину о труде чабанов. «Песня чабана» стала одной из лучших его картин. В этой картине прозвучала одна из важных для Кенбаева тем — единства человека и природы. На республиканской выставке в честь 40-летия Октября были представлены его новые работа — «Ловля лошади» (1957) и » Беседа«. Вторая картина по настроение перекликалась с «Песней чабана», а «Ловля лошади» вышла очень динамичной, благодаря острому рисунку и контрастным цветовым сочетаниям.  Картину «Ловля лошади» приобрела Третьяковская галерея. Выставлялась она и за границей.

Особенно серьезно заговорили о Кенбаеве после декады казахстанского искусства в Москве. Там экспонировалась его картина «Кошмоделие». Группа женщин занята изготовлением казахского ковра. Сам ковер мы не видим. Все внимание сосредоточено на работницах, их грации и гармоничности. Кенбаев избегал тщательной проработки фигур и пейзажа.

В 1959 году Кенбаев получил первую премию за проект памятника Курмангазы. Проект не был осуществлен, но образ композитора прочно   войдет в творчество художника. Это будет и портрет Курмангазы, и одна из его самых удачных работ — «Сары-Арка«. Изображая великого кюйши, он рисует его на фоне степных трав Центрального Казахстана, той самой Сары-Арки. Но мы знаем, что так называется и его самый знаменитый кюй. Для Кенбаева в портрете важнее всего — образ. Некоторые из них очень лиричны. На портрете Аль Фараби мы видим философа сквозь дымку веков. Сорвав цветок, он словно задумался об устройстве мира. Мухтар Ауэзов написан так легко, что он будто летит над полем маков. А портрет жены, напротив, выполнен яркими, сочными мазками.

Канафия Тельжанов (1927 -2013))

    Тельжанов принадлежит к поколению, выросшему после революции. Детство его прошло в Ленинграде, где он учился в «Школе юных дарований при Академии художеств. Отец, слушатель Института красной профессуры, был арестован и расстрелян в 1939 году. Война застала их с матерью в блокадном Ленинграде. Последний раз он видел ее в 1942 году, когда его вместе с другими детьми увозили из осажденного города. Он оказался в интернате, в Кировской области. Но его тянуло на родину. Несколько раз он пытался бежать, в конце концов, ему собрали денег и медленными военными эшелонами отправили в Алма-Ату. Там Тельжанов поступил в театрального-художественное училище, а после окончания его в 1947 году поедет опять в Ленинград — поступать в институт.

При распределении по мастерским Тельжанов выберет батальную студию, которой руководил Авилов.  Дипломной работой его станет историческое полотно- «Амангельды Иманов«. После окончания института в 1954 году он вернулся в родной город и преподавал в училище.

Первый успех Тельжанова как художника был связан с картиной «Впервые», представленной на Всесоюзной художественной выставке.  Но как о большом художнике о Тельжанове заговорили после картины «Жамал».  Весной 1955 года вместе с товарищем он поехал в урочище Кора. Там он написал портрет дочери чабана. По возвращении в город, он начал работать над картиной, которую назвал именем матери — «Жамал». Удивительное лирическое настроение этой картины он не смог повторить через несколько лет, когда после передачи этой картины в Москву, в Третьяковскую галерею , Тельжанов хотел сделать копию для казахстанского музея.

Тельжанов К

Впрочем, Тельжанов не зря в свое время выбрал батальную студию. Для его картин характерен не столько покой и созерцательность, сколько динамизм и внутренний драматизм. Им дышит его картина «Атамекен«- своеобразный поворот целинной темы. Целинная земля, перевернутая плугом, словно вздыбилась. Для Тельжанова характерны свободные, темпераментные мазки.

Тельжанов К.

Еще более стремительны его картины о казахских национальных играх – «Кок-пар» (борьба всадников за тушу козла) и «Кыз-куу» (догони девушку).

Гульфайрус Исмаилова (1929 — 2013)

Исмаилова Г. художница

Гульфайрус Исмаилова родилась в Алма-Ате.  При рождении ее назвали Кульпаш. Имя ей очень не нравилось, и она выбрала себе другое: Гульфайрус, что в переводе с персидского — гуль» — цветок, а «файрузи» звезда«. Она была действительно звездой., и при выборе пути ей пришлось выбирать между профессиями художника, актрисы и певицы. И это были не просто девичьи мечты. Ее привлекали разные виды искусства, и во всех своих увлечениях она добивалась успеха. Гульфайрус отлично рисовала. В 1944 году она поступила в театрально-художественное училище и одновременно работала в артели «Ковровщица», ткала ковры, гобелены. Это работа подсказала ей тему дипломной картины — «Ковровщицы».

Разносторонне одаренная, одновременно с живописью она занималась и вокалом, а еще она рано начала сниматься в кино. В 50-е годы Гульфайрус снялась в картине Донского «Алитет уходит в горы».  Девушка сомневалась, кем ей стать — актрисой или художником. Говорят, Кастеев советовал ей заняться живописью, говоря, что певиц и так хватает. В результате, она поступила в Институт им Репина в Ленинграде, где училась на театрального художника, совместив таким образом, театр и живопись. В студенческие годы Гульфайрус особенно увлекалась творчеством Врубеля и Коровина. Из старых мастеров особенно любила Веласкеса и Боттичелли.

Защитив диплом, Гульфайрус вернулась в Алма-Ату. 2 года преподавала в театральном училище. Но кино не ушло из ее жизни. Так, в 1957 году она сыграла главную роль в фильме «Ботагоз», а в 1970 — роль матери Кыз-Жибек. Надо сказать, что она не только играла, но и была художником картины. На V Всесоюзном кинофестивале фильм «Кыз-Жибек» был отмечен за лучшее художественное оформление.

С 1971 года Исмаилова была назначена главным художником театра им Абая. Она редко бралась за оформление современных спектаклей, ей нравились предания, сказочные, исторические сюжеты: «Козы-Корпеш», «Ер Торгын».

Исмаилова Гульфайрус

Но оформление спектаклей — это только часть ее работы. Исмаилова работает в жанре портрета и натюрморта. Часто на ее портретах изображены люди театра.  Первая такая работа — «Казахский вальс —  портрет Шары Жиенкуловой, создательницы казахской школы национального танца.

Г. Исмаилова

Известна и другая ее работа — портрет Шолпан Жандарбековой в роли Ак-Токты по пьесе Г. Мусрепова «Трагедия поэта». Героиня изображена в кульминационный момент, когда она должна решить, покориться ли ей родительской воле, и в знак согласия выпить кумыс и выйти замуж за нелюбимого или выплеснуть кумыс.  Больше место в творчестве художницы занимает образ певицы Куляш Байсеитовой (1962). Она будет писать ее несколько раз. С Бибигуль Тулегеновой Гульфайрус Исмаилову связывала многолетняя дружба. У них были схожие биографии и даже родились они разницей в один день. Замечательная казахстанская певица так писала о своей подруге: «С Гулей мы дружили много лет. Настолько Гульфайрус была теплым человеком. И целых 25 лет мы жили рука об руку: они на первом, а мы — на четвертом этаже в доме на Калинина — Тулебаева. Мы были творчески очень близкими людьми».

Исмаилова портреты

В 1967 году Гульфайрус Исмаилова создала триптих «Народная мастерица«. Центральная часть ее — портрет самой мастерицы, которую она посвятила бабушке — первому человеку который учил ее понимать красоту. В центре —  сама мастерица, а две части триптиха по краям — натюрморты, где изображены самые распространенные произведения прикладного искусства казахов — саукеле, головной убор невесты, браслеты, ковры с казахским орнаментом, деревянная посуда.

Исмаилова Г.

Гульфайрус Исмаилова — жена и мать художников. Еще в Ленинграде она познакомилась талантливым студентом — Евгением Сидоркиным. Приехав в Казахстан, он станет выдающимся казахстанским графиком. Их сын — Вадим Сидоркин — тоже занимается живописью. У Исмаиловой есть Автопортрет с семьей, где она изобразила их всех. Исмаилова, Сидоркин

Евгений Матвеевич Сидоркин (1930- 1982).

Евгений Сидоркин родился в русской деревне, был увлечен русской культурой. Но в Ленинграде познакомился с красавицей- казашкой, и после окончания Академии художеств молодые уехали на родину Гульфайрус Исмаиловой. Говорят, многие поначалу настороженно относились к интернациональной семье, упрекали Исмаилову, что не выбрала мужа из своего народа. А он увлекся искусством своей новой родины, изучал казахский фольклор, поэзию. Первой его работой в Казахстане стала серия «Веселые обманщики» по мотивам казахских народных сказок. Он создал  эти работы в технике черной акварели.

Сидоркин иллюстрации

В 1959–1962 годах Евгений Сидоркин иллюстрирует двухтомник «Казахского эпоса». Чтобы найти образ, соответствующий  духу эпоса, Сидоркин изучал искусство саков: скифское золото, ткани , найденные в Пазырыкских курганах, и современное прикладное искусство: тиснение по коже, серебро.  Художник сделал иллюстрации к поэмам «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Алпамыс-батыр», «Кыз-Жибек».

Следующие две литографии рассказывают о герое казахского эпоса Алпамысе. На автолитографии «Семья батыра» изображены Алпамыс, его невеста Гульбаршин, сестра Карлыга, конь Байшубар и собака Тазы.

Сидоркин Е. графика

В 1963 художник создаст цикл гравюр «Казахские национальные игры». Он писал: «Казахские национальные игры поразили меня своей смелостью и азартом. Причем, прежде всего я хотел подчеркнуть их вневременность, то есть то, что игры были двести лет тому назад, и они будут существовать всегда».

Сидоркин Евгений графика

Наряду с динамичными сценами Сидоркин создает нежные и гармоничные образы женщин. Тема материнства занимает важное место в его творчестве.  Одна их самых известных —«Колыбельная» из цикла «Читая Сакена Сейфуллина», за этот цикл он получил золотую медаль в Лейпциге в 1965.

Сидоркин Е. Графика

Евгений Сидоркин иллюстрировал роман Ауэзова «Путь Абая», создав образы Абая, его первой любви Тогжан, его родных и земляков.  Он признавался: «Я стремился в своих иллюстрациях отобразить дух романа Ауэзова».

Путь Абая Сидоркин

Надо сказать, Мухтар Ауэзов внимательно следил за созданием иллюстраций к своем роману и остался очень ими доволен.

Еще материал  об этих художниках, иллюстрации есть в презентации, которую вы можете посмотреть или скачать, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/10gzxB4we6X6BPXsot5v316IU4QHsco4h/view?usp=sharing

О современных художниках Казахстана конца XX — начала XXI веков разных национальностей , представителях традиционного искусства и авангарда вы можете почитать, пройдя по ссылке: Культура Казахстана — 1991-2016

Вопросы по теме «Классики казахстанской живописи».

1 контрольная

      1. Он считается основоположником казахстанской живописи.
      2. Мулла запретил Кастееву посещать мечеть, потому что…
      3. В 1927 году Кастеев работал на строительстве…
      4. Турксиб это…
      5. Кастеев 2 года учился в студии…
      6. Кастеев написал более 30 работ, связанных с образом…
      7. Когда Кастеев жил в Москве, он каждый день ходил в…
      8. Чтоб заработать денег на учебу, он поехал с товаром в…
      9. Имя Кастеева носит…
      10. В детстве, чтоб заработать, Айша Галимбаева рисовала…
      11. После окончания театрально-художественного училища в Алма-Ате она поступила в…
      12. Работая после ВГИКа на Казахфильме, она делала эскизы к фильмам…
      13. Ее любимыми художниками были…
      14. Самый известный натюрморт Галимбаевой…
      15. После смерти отца Кенбаев жил в…
      16. Его дипломная работа называлась «Суюнши, вестники победы». Суюнши это…
      17. Он в 1951 году поступил в…
      18. Какая работа Кенбаева находится в Третьяковской галерее?
      19. 2-3 портрета Кенбаева.
      20. Назовите картину и автора

казахская живопись

Контрольная №2

  1. Детские годы Тельжанова прошли в городе
  2. Последний раз он видел мать, когда…
  3. Бежав из детского дома, Тельжанов отправился в…
  4. В 1947 году  он поехал учиться в…
  5. Одну из самых своих известных картин он назвал именем матери…
  6. Эта картина связана с темой освоения целины
  7. Картины Тельжанова на тему казахских народных игр.
  8. Она сама назвала себя «Гульфайрус», что значит…
  9. В годы войны Исмаилова, кроме учебы, работала в…
  10. В 1957 году Исмаилова сыграла главную роль в фильме…
  11. Много лет Исмаилова была главным художником театра…
  12. Она оформляла спектакли…
  13. Казахский вальс — это портрет…
  14. Картину «Народная мастерица» Исмаилова посвятила…
  15. С этой певицей Исмаилова дружила много лет.
  16. На «Автопортрете с семьей» она изобразила…
  17. Евгений Сидоркин прославился как (вид искусства) …
  18. Первой серией его работ были «Веселые обманщики», сделанные в технике…
  19. Для двухтомника «Казахстанский эпос» Сидоркин проиллюстрировал поэмы…
  20. Чтоб передать дух казахского эпоса, Сидоркин изучал искусство…
  21. На литографии «Семья батыра» изображены…
  22. За этот цикл иллюстраций он получил золотую медаль в Лейпциге в 1965 году.
  23. Назовите картину и автора

 

художники Казахстана

One thought on “Абылхан Кастеев и другие классики казахской живописи”

  1. Абылхан Кастеев – один из первых художников-казахов, посвятивший свою жизнь профессиональному занятию живописью в традициях европейского изобразительного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *