Ибрай Алтынсарин: человек, учитель, просветитель (1841-1889)

Алтынсарин И.jpg

Что было главным в Ибрае Алтынсарине, этом замечательном просветителе казахского народа? Он с детства любил учиться, а потом любил учить и искренне хотел, чтоб люди вокруг него жили лучше. И когда он умирал, хотя прожил он, по нашим понятиям, совсем немного — 48 лет, то мог сказать себе, что прожил жизнь не зря. Им были открыты   десятки школ, он настоял, что надо учить не только мальчиков, но и девочек, что было неслыханно для мусульманского народа.

У него было много друзей среди русских, его уважали и любили казахи. Алтынсарин сделал карьеру, и перед смертью ему был присвоен чин действительного статского советника, что соответствовало званию генерал-майора. Но, в то же время, он никогда не стремился к почестям, занимаясь делом, которое любил — народным образованием и был настолько увлечен им, что, кажется, больше ничего для него не существовало.

Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года. Его отец, Алтынсары погиб при нападении на аул отрядов Кенесары Касымова. Мог погибнуть и сам Ибрагим, но его, трехлетнего, спасли, спрятали добрые люди. Мальчик воспитывался у своего деда, бия Балгожи Джанбучина. Дед был известным человеком в степи, он занимал пост старшины Оренбургской комиссии. И, едва получив под свое крыло внука, наперекор другим родственникам, записал его кандидатом в еще только предполагавшуюся школу, где должны были учиться дети казахов. Эта была первая такого рода школа, где готовили писарей и переводчиков.

Школа открылась в 1850 году, когда Ибрагиму исполнилось 9 лет. Вот как писал об этой школе очевидец: «Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне в глаза с первого взгляда. В классной зале почти вся мебель из пальмового дерева, кафедры особенное загляденье. Все дети одеты хорошо, применительно к их национальной одежде». Колониальная администрация Оренбургского края делала все, чтобы соблюсти национальные обычаи казахов. В этой связи она решила не отлучать детей от кочевого быта, не нежить, а наоборот, закалять их в условиях суровой степной жизни. Для этого были закуплены для детей юрты из лучшей белой кошмы, национальное белье и одежду, библиотеку, физкультурные снаряды, ветеринарные инструменты для ухода за скотом, а также табун дойных кобылиц и коней. Два месяца учащиеся проводили в степи. В школе обучали русскому, арабскому, татарскому и персидским языкам, основам ислама, делопроизводству, арифметике, производству следствий, гимнастике.

Учился Ибрай блестяще и по окончании училища остался в Оренбурге сначала писарем у своего деда, а потом младшим толмачом у начальника Оренбургского областного правления. Начальник его, Василий Васильевич Григорьев — ученый- востоковед, поощрял его увлечение чтением, и т.к.  службы была не обременительной: докладывать о посетителях, переводить, если посетитель киргиз, — все остальное время Ибрай не отрывался от книг. По совету Григорьева, все незнакомые слова он выписывал в тетрадку, а потом спрашивал об их значении.  Поначалу Григорьев успевал давать краткие объяснения незнакомых слов, но скоро ученик принес целую толстую тетрадь, заполненную словами, требующими разъяснения. Тогда терпение начальника лопнуло, и он прогнал любознательного ученика.

Но судьба свела Алтынсарина с очень интересным человеком — Николаем Ивановичем Ильминским. Ученым-востоковедом, профессором, как говорили тогда, главным миссионером Священного Синода на Волге и в Казахстане. Алтынсарин на всю жизнь сохранил признательность этому человеку. Ильминский был терпеливее, и не уставал отвечать на вопросы любознательного юноши.

Григорьев, узнав об этом, уволил Алтынсарина от обязательных дежурств, и юноша уже с утра приходил к Ильминскому. Дамы занимались рукоделием, Алтынсарин читал им вслух. Когда он ошибался в произношении или встречал неизвестные слова, слушательницы его поправляли, объясняли то, что надо. Постепенно Алтынсарин так сдружился с ними, что стал оставаться на обед, хотя был очень застенчив и совестлив. Ильминский вспоминал, что Алтынсарин был очень восприимчив, и нередко подвергался приступам тоски. Участие к нему его трогало, а малое недоразумение или одиночество могли повергнуть его почти в отчаяние.

В 1860 году было решено открыть 4 маленьких киргизских школы в степи. И 4 выпускника Оренбургской колы отправились туда учителями. Одним из них был Ибрагим Алтынсарин. Он получил назначение в Оренбургское укрепление, ныне город Тургай. Поначалу жизнь казалась невыносимой: школы нет, книг нет, русское население занято склоками, нет образованных людей, к обществу которых он успел привыкнуть. Алтынсарин писал Ильминскому: «А жить тут можно только ссыльному. Одно только удовольствие бывает зимой, что постоянно находить себе круг порядочных киргизов, и в беседах с честными людьми можно провести много приятных минут».

4 года он ждал открытия школы, занимаясь с отдельными учениками, скучая без общества, без работы. В 1864 году школа открылась. И куда девалась хандра! Его письма полны школьными заботами: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти, в течение каких-нибудь трех месяцев, выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски».

Был у него потом такой период, когда он отошел от педагогической работы, стал помощником уездного начальника в Тургае, стал даже уездным судьей, пытался бороться со взяточничеством и родовой враждой, за что, конечно. Навлек на себя гнев многих. А однажды очень рассердил своих родственников, когда, зная, что за должность волостного управителя долго сражались два его двоюродных брата, посоветовал не выбирать ни того, ни другого. В результате выбрали почтенного аксакала, а обиженные родственники стали жаловаться на Алтынсарина в Оренбург, называя его социалистом.

Ильминский предлагал Алтынсарину замолвить за него слово, с тем, чтобы он мог занять высокий пост в степи, но тот ответил, что его интересует только народное образование. И с 1879 года и до смерти он был инспектором школ Тургайской области.

Отныне его жизнь проходила в поисках средств на все новые и новые школы и училища, и он не уставал доказывать начальству, что не надо экономить на образовании. Помня о своей оренбургской школе, Алтынсарин хотел, чтобы школы, открытые им, были чистые и опрятные.

«На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот., является апатия как у учащих, так и у учащихся».  Он заботился о создании библиотеки при каждой школе: «При училищах Тургайской области я намереваюсь учредить библиотеки¸ учительские и ученические, на что я уже собрал 700 рублей. Цель этих библиотек заключается в том, чтобы книгами из них пользовались не только учащиеся и учителя, но, чтобы грамотные вообще люди имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги».

Когда читаешь об Алтынсарине, думаешь: вот бы сегодня об учителе заботились так, как он в XIX веке!

Вот воспоминания о нем учителя Актюбинской русско-казахской школы Арсения Андреевича Мозохина. Он писал, как в 1881 году приехал к месту службы и обнаружил, что в школе нет ни окон, ни мебели, что киргизы не хотят отдавать детей в школу, а ведут к мулле, которые стремится выжить русского учителя, не знающего ни слова по-киргизски. Конечно, у Мозохина опустились руки. И вдруг он получает письмо от инспектора Тургайской области, своего начальника, которого никогда не видел.  Письмо его подбодрило, помогли и присланные деньги, а скоро приехал и сам начальник. А следом обоз со школьными принадлежностями.  «В каких-нибудь 18 дней инспектор успел приготовить все для школы: тут была хорошая мебель, учебники, учебные пособия. И я не был забыт: для меня были привезены койка, матрац, разная кухонная посуда и другие мелочи хозяйства».

Но инспектор не ограничился только материальной помощью. Он постарался сделать так, чтоб мулла не притеснял учителя и чтоб киргизы не боялись отдавать детей в школу.

Удивительно умел Алтынсарин разговаривать с разными людьми. Когда мы читаем его письма к русским адресатам, перед нами встает вполне европейский человек. Но вот перед нами письмо к татарскому учителю, и перед нами уже человек, владеющий всеми хитростями восточной дипломатии. Он умудрился сделать так. Чтобы и муллу не обидеть, и учителя избавить от интриг. Мозхохин пишет о нем так: «Ибрай Алтынсарин был не только начальником для учителей, но отцом, самым задушевным и добрым приятелем. Ему можно было говорить все, все свои ошибки по школьной практике, даже такие, которые нельзя было заметить при ревизии.  И на все это всегда давались от всей его доброй души дельные советы для руководства в будущем».

Есть много писем Алтынсарина к Мозохину. В одном из них он упрекает учителя, что обращается к нему «Ваше превосходительство». Алтынсарин не любил чинопочитания. А ведь таких Мозохиных у инспектора было множество. И каждому надо было помочь — советом, а то и материально.

Он будет открывать не только обычные школы. Какой диковиной в степи была первая школа для казахских девочек или сельскохозяйственная школа в Кустанае, которой Алтынсарин завещал землю, принадлежавшую лично ему.  Он открыл и первую учительскую школу. Все это было непросто, так как инспектор Алтынсарин постоянно сталкивался с противодействием местной администрации, которая не только не помогала ему, но урезала средства, а то и вовсе норовила отобрать и помещение, и инвентарь, и загадки, и рассказы для детей.

При создании новых школ нужны были не только здания, мебель, кадры, но и новые учебники. Когда листаешь собрание сочинений Алтынсарина, обращаешь внимание на разнообразие его интересов. Тут и этнографические статьи, и стихи, и басни. Об Алтынсарине говорят, как о писателе, но писательство не было для него самоцелью, все его произведения были предназначены для первой хрестоматии для   казахских школ, он хотел, чтоб дети, начиная учебу, читали о той жизни, которую они хорошо знали.  Поэтому в первом разделе хрестоматии собраны коротенькие рассказы из казахского быта. Чтоб дети знали свой фольклор, Алтынсарин собирал пословицы, сказки и загадки казахского народа.

Вот некоторые из них, напечатанные в первом томе его собрания сочинений:

  • Белый баран ушел, а черный остался (снег и земля весной)
  • Ряд к ряду камни поставил, рыжую лошадь свободной оставил (зубы и язык)
  • Есть один белый дом, но, если задумаешь войти, дверей не найдешь (яйцо).
  • А вот пословицы:
  • Если дашь, то возьмешь, если посеешь, то пожнешь.
  • Ветер разбивает горы и камни, слово убивает человека.

Если говорить о стихах Ибрая Алтынсарина, то самым известным из них является «Посвящение»:

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.

И в других своих стихах Алтынсарин будет говорить о том, как просвещение меняет жизнь народа к лучшему:

Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв.

Особое место в творчестве Алтынсарина занимают этнографические очерки. Среди них — «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства»,  «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе  у киргизов Оренбургского ведомства». Те, кому нужно найти хороший материал по обычаям казахов, найдут в этих статьях много интересного и полезного материала. Во второй раздел автор думал собрать рассказики из географии, истории, естествознания. Чтоб найти сведения из истории казахских степей, Алтынсарин писал  в Казань Ильминскому, прося поискать в тамошних библиотеках нужные ему сведения.

Составлено было им и «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку. Краткий очерк русской грамматики».

Ибрагим Алтынсарин скончался 17 мая 1889 года и похоронен недалеко от своего дома на берегу реки Тобол, рядом с могилой своего отца. Он болел еще с весны. Беспокоили сердце и печень, но он никогда не отлеживался, было некогда: то надо было ехать в Кустанай на встречу с губернатором, то поволновался по поводу пожара, вспыхнувшего у него на зимовке.  В последние годы он построил себе деревянный дом под железной крышей в трех километрах от Кустаная на излучине реки Тобол. Там работал и жил до смерти.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *