Рубенс и Ван Дейк — великие фламандские художники

Рубенс Фландрия

Искусство Фландрии XVII века — одна из вершин мировой живописи. Его прославил не только основатель фламандской школы, гениальный Питер Пауль Рубенс, но и его современники: утонченный Антонис Ван Дейк, жизнелюб Якоб Йорданс, создатель роскошных натюрмортов Франц Снейдерс. Картины фламандцев наполнены радостью жизни.  А, между тем, жизнь Фландрии была вовсе не радостной.

Мы помним Нидерланды с их великими художниками Босхом, ван Эйком, Брейгелем.  С середины XVI века эти земли стали принадлежать Испании. Филипп II, тот самый, что говорил, что в Испании никогда не заходит солнце, довольно сурово правил Нидерландами.

Надо сказать еще, что 16 век был временем религиозных войн. Начало им положил немецкий профессор богословия Мартин Лютер, который в 1517 году выступил против римско-католической церкви, выставив свои 95 тезисов против торговли индульгенциями и других злоупотреблений папства. Он утверждал, что спасение человека зависит не от обрядов, совершенных в церкви, а от веры в Христа. Он считал, что человеку не нужны посредники в общении с Богом. Лютеране считали, что живописное изображение святых сюжетов в церкви неуместно.

Следом за Германией реформистское движение стало расти и в других странах, в частности, в Нидерландах. Таким образом, борьба Нидерландцев с испанцами имела не только политический, но и религиозный характер. Мы знаем, что в Испании большую власть имела инквизиция (церковный суд). И всю мощь этого учреждения король Испании направил против жителей этой страны с целью наказать еретиков.

Но чем суровее их наказывали, тем активнее шла борьба против испанской короны. Часть территорий Нидерландов добилась свободы. В 1609 году было подписано соглашение, по которому Голландская республика получала независимость и там утвердился протестантизм. Южная же часть Нидерландов Фландрия оставалась под властью испанской короны, здесь сохранилось подчинение Римской католической церкви.

Фландрия.gif

  Так, две половины одной страны — Нидерландов скоро стали очень отличаться и по укладу жизни, и по религии. В 17 веке в обеих странах возникли школы живописи, так же резко отличающиеся друг от друга, как и их жизненные уклады. Как ни странно, особенностью фламандской живописи, которой по-прежнему правила Испания, была жизнерадостность, торжественность, праздничность. В центре фламандского искусства — образ цельного, сильного человека. Предполагают, это объясняется тем, что Фландрия — крестьянская страна, еще в средние века знаменитая своими праздниками, карнавалами, свадьбами. Но скорее всего, причиной этого была личность основателя фламандской школы живописи Питера Пауля Рубенса ( 1577- 1640).

Рубенс родился 29 июня 1577 г. Большую часть жизни провел в Антверпене. Еще в детстве он проявил замечательные способности: у него была прекрасная память, что дало ему возможность изучить 7 языков, прекрасно знать историю и философию. В 14 лет он пожелал учиться живописи, и мать, Мария Рубенс, отдала его в обучение лучшим мастерам. А в 23 года блестящий молодой человек отправился в Италию,  чтоб оттачивать свое мастерство.

Он поступил на службу к мантуанскому герцогу Гонзага. К достоинствам его нужно добавить обаяние и умение располагать к себе людей. Поэтому неудивительно, что придворные дамы стояли в очередь, чтоб молодой художник написал их портрет. А герцог Гонзага первым понял, что Рубенс может стать прекрасным дипломатом. Действительно, в бурный 17 век он будет будет мирить королей и способствовать прекращению войн. Как дипломат он сделал много, в частности, готовил мирный договор между Испанией и Англией. Говорят, однажды его спросили, правда ли, что в свободное от дипломатии время он балуется живописью? На что Рубенс возразил, что в свободное от живописи время занимается дипломатией. Во время своих дипломатических поездок он писал портреты тех, о ком сегодня написано в учебниках истории. В 1630 году одновременно испанский и английский короли даровали ему рыцарство.

Рубенс.парадные потреты.jpg

Рубенс вернулся на родину в 1608 году, узнав о болезни матери. Не застав ее в живых, он, тем не менее, решил не возвращаться в Италию и обосновался на родине. Художнику исполнилось 32 года. Он купил дом, создал свою мастерскую. Люди годами ждали очереди, чтоб стать его учениками. Режим дня его был очень строг. Вставал в 4 утра и приступал к работе. Короткий перерыв на обед — и опять труд. Он писал о себе: «Мой талант таков, что, как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества». Делать одновременно несколько дел было для него привычкой. За свою жизнь он написал около 3000 картин, часть — совместно с учениками.

Помимо всего, он был прекрасным семьянином. Женившись в 1609 году на Изабелле Брандт, он прожил с ней в любви 17 лет и очень горевал после ее смерти. Рубенс писал: «Она не обладала никакими недостатками своего пола, не была ни суровой, ни слабой, но очень доброй и честной». От горя Рубенс на какое-то время забросил живопись и занялся дипломатией.

Рубенс портреты женщин.jpg

Он был давно связан с семьей Фоурмен (Фурман), родственников его покойной жены, где было 11 дочерей. Писал их портреты, в частности, портрет старшей сестры — Сусанны. Сохранилось несколько ее портретов, среди которых знаменитая «Соломенная шляпка». Но женился в 1630 году Рубенс на младшей, 16-летней Елене. Отныне почти все героини рубенсовских картин похожи на его юную жену: полные, рыжеволосые с нежной белой тонкой кожей, которая изнутри светится розовым. С Еленой Рубенс счастливо прожил 10 лет, она родила ему пятерых детей.

Про его женщин говорили, что они созданы из молока и крови. Вообще у Рубенса сильным, динамичным мужчинам противопоставлены женщины, излучающие тишину и покой. Это хорошо видно на эрмитажной картине «Персей и Андромеда».  Персей, второй по значению герой греческих мифов. Это он отрубил голову Медузе, которая своим взглядом превращала людей в камни. Пролетая на крылатом коне Пегасе, Персей увидел Андромеду, прикованную к скале. Она должна была стать жертвой дракона, но наш герой убил чудовище. Та часть картины, где находится Персей, вся в движении: развивается плащ, еще машет крыльями Пегас. А там, где Андромеда — покой, от девушки исходит какое-то сияние. И богиня земли Кибела на картине «Союз Земли и воды», спокойно, с сознанием своей красоты, смотрит на Нептуна. А у того напряжены все мышцы, бог морей словно закручивается вокруг своей оси.

Рубенс портреты женщин.jpg

На картинах Рубенса пространство буквально заполнено фигурами, деталями. Мы не сразу заметим издыхающего дракона на картине «Персей и Андромеда», его тело едва поднимается над рамой картины. Динамизм, обилие фигур характерны для стиля, одним из создателей которого был Рубенс — барокко.  Это искусство с одной стороны роскошное,   как раз в это время крупнейшие дворы Европы достигли наивысшего величия и богатства, а с другой — полное драматизма. Ведь после Возрождения, когда казалось, что человек может все, люди ощутили свою уязвимость перед бурями жизни. Но герои картин барокко не сломлены. Они напрягают свои силы в борьбе с врагами, природой. Фигуры, как правило, представлены в сложных позах и ракурсах. Дворцы, построенные в эту эпоху очень роскошны и величественны. Вот несколько примеров искусства барокко.

Стиль барокко.jpg

Рубенс жил в католической стране, и, естественно, много писал для храмов. Но на его религиозных картинах тоже изображены люди сильные и страстные, посмотрите, как эмоционален Христос на картине «Пир у Симона Фарисея», как взволнованы его ученики.

Рубенс картины.jpg

Художник не зря любил рисовать охоту с ее стремительностью и драматизмом. Причем, динамичны там не только люди и животные. Деревья с их изломанными ветками и извивающимися корнями, кажется, тоже участвуют в битве. Для богатых заказчиков он рисовал и охоту на экзотических животных, которых видел в лучшем случае в виде чучел, но и их он отважно заставляет двигаться. Даже пейзажи у художника динамичны. На картине «Возчики камней» не только люди прилагают усилия, чтоб сдвинуть с места застрявшую телегу, но и деревья в лесу напряжены.

По словам Бенуа, «Рубенс населил христианский рай, и Олимп, и даже современность существами собственного изобретения, вечно радостными, мощными и веселыми». Это был поистине счастливый человек. У него были и слава, о восхищение современников, он был богат, у него была прекрасная семья, в жизни его не было никаких темных пятен, никто не мог сказать о недостатках этого человека, но, напротив, отмечали его доброту, порядочность. Он не знал болезней, умер в 64 года, оставив своим сыновьям богатство и самую громкую во Фландрии славу.

Антонис Ван Дейк. (1599-1641)

Ван Дейк родился в Антверпене в семье богатого купца. Мать его обладала чудным даром вышивальщицы. Она умерла, когда сыну было 8 лет. Отец не видел ничего плохого в том, что сын любил рисовать, и в 10 лет отдал мальчика учиться живописи. Его успехи были удивительны: в 14 он уже рисовал как мастер, об этом свидетельствует его автопортрет.  В 18 лет его приняли в гильдию святого Луки, признав в нем зрелого художника за эскизы голов апостолов (учеников Христа).

Ван Дейк ранние работы.jpg

Но, как и все амстердамские художники, ван Дейк мечтал учиться у Рубенса. И, хотя он был уже признанным художником, с 1618 по 1620 году был помощником в  мастерской  первого художника Фландрии. Распространен рассказ о том, что Ван Дейк так умело восстановил испорченную другими учениками картину Рубенса, что тот ничего не заметил. Он пишет многофигурные композиции, Они хороши, даже очень, но конкурировать с учителем трудно, он все равно художник №1.

Самсон и Далила.jpg

Наряду с монументальными картинами на христианские сюжеты он начинает писать портреты, и они имеют успех. В 1620 году молодого художника пригласили в Англию, где не было мастеров его уровня. А в 1621 ван Дейк году отправился в Рим. Он был красив, блестяще образован. О его удивительных костюмах, в которых он появлялся на улицах Рима во время его пребывания в Италии, ходило много разговоров. Среди работ, которые он создал в Италии, был портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Перед нами тонкий, образованный человек, хотя, говорят, он способствовал осуждению Галилея. Итальянские аристократы наперебой заказывают ему портреты, чтобы выглядеть такими же изысканными. Надо сказать, именно такие портреты утонченных людей принесут ему впоследствии славу, ведь они сам был натурой нервной, тонкой в противоположность яркому жизнелюбивому Рубенсу.

Ван Дейк.jpg

Это видно по его автопортрету. Ван Дейк станет неподражаем, когда начнет придавать черты тонкой одухотворенности и своим героям. Вернувшись в Антверпен, он на какое-то время становится лучшим художником Фландрии, ведь Рубенс после смерти жены занимался дипломатией и жил в разных европейских столицах, а после его возвращения в 1632 году самолюбивый ван Дейк снова оказался в тени. Поэтому было кстати приглашение из Англии стать придворным художником короля Карла I. В  последние 9 лет он джил в Лондоне, англичане справедливо считают ван Дейка создателем английской школы живописи.

Ван Дейк создатель ангийской школы живописи.jpg

Художник будет писать портреты короля Карла I, его детей, самых знатных английских дворян. А еще у него удивительный дар рисовать детей, в них сочетается детская наивность и непосредственность и одновременно элегантность юных леди и джентльменов

Ван Дейк Детские портреты.jpg

Ван Дейк — выдающийся мастер парадного портрета.  Но он умел в своих важных и знатных персонажах увидеть тонкую и благородную душу, и людям нравилось видеть себя такими. Во всяком случае, после ван Дейка писать застывшие величественные фигуры аристократов стало неинтересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *