Экспрессионизм от Э. Мунка до О. Дикса

Экспрессионисты

Экспрессионизм ( от латинского expressio, «выражение») — направление в искусстве, в котором в наибольшей степени нашло выражение ощущение трагизма, свойственное многим людям начала века. Для художников этого течения важно было выразить свои переживания. А для этого привычное искусство не годилось. Поэтому экспрессионисты ищут новый изобразительный язык: они отказываются от перспективы, объема, используют яркие, агрессивные краски, изломанные линии, деформированные фигуры. Я расскажу о норвежском художнике Э. Мунке и немцах Ф. Марке, О. Диксе.

Эдвард Мунк (1863-1944)

 Эдвард Мунк всегда ощущал жизнь вообще и свою, в частности, как трагедию. Он потом напишет: «Болезнь, безумие и смерть — эти ангелы мрака стояли у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь». Для этого были объективные причины: ему было 5 лет, когда умерла от туберкулеза его мать. Через 9 лет от этой же болезни умерла его сестра Софи, которая после смерти матери занималась воспитанием мальчика. О том, какое тяжелое впечатление произвела на него эта смерть, говорит тот факт, что он будет не раз писать картины о последних днях сестры. Самая первая  — «Больная девочка» — в 1886 году.

Мунк Больная девочка.jpg

Картину ругали, говорили, что это, в лучшем случае, эскиз, руки не прописаны (он вообще не любил прописывать руки). Но на грязно-зеленом фоне выделяется лицо девочки.  Она с нежностью смотрит на рыдающую тетку, словно желая ее утешить, и, кажется, от этого бледного прозрачного лица исходит свет. Об этой своей работе Мунк писал как о «живописи души». именно в этом направлении он будет работать дальше. В 80-е годы Мунк ездил в Париж, как и все его современники, испытал влияние импрессионизма, но ему были ближе не мимолетные впечатления, а изображения вечных тем: любви, смерти, печалей, которые выпадают на долю человека. Он писал: «Довольно писать интерьеры, мужчин за чтением и женщин за вязанием. Надо писать живых людей, которые чувствуют и дышат, страдают и любят. Я напишу серию таких картин, и люди почувствуют в этом святость и снимут перед ними шляпу, как в церкви.» Действительно, он будет писать не обыденные истории, а своего рода притчи.

С 1902 года он создает цикл, который он назовет «Фриз жизни» —  серию из 22 картин. Цикл делится на  серии: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни», «Смерть».

Мунк Фриз жизни.jpg

Радостных картин в этом цикле нет, даже в «Рождении любви». Это не значит, что жизнь самого художника была ужасна. Его картины много ругали, но в 18 лет он продал свои первые работы, а когда ему было 26, в Осло была его первая персональная выставка. Говорят, Мунк был остроумным рассказчиком, популярным среди творческой элиты Осло и Берлина, но к людям относился подозрительно. Красивый мужчина, он привлекал внимание женщин, но его романы приносили ему больше страданий, чем радости и заканчивались, пророй трагически. Обратите внимание, на его картинах «Пепел» и «Расставание» мужчина раздавлен горем, во второй картине он зажимает рукой сердце, которое кровоточит. Обостренное чувство трагизма жизни было обусловлено его характером, психикой. Но это было востребовано временем. Рушились прежние устои жизни, человек делался все более одиноким. Самая известная картина Мунка «Крик», часть той части»Фриза жизни», которая называется «Страх жизни».  Тема одинокого человека в пугающем мире возникла раньше: и в «Меланхолии», и на картине » Вечер на улице Карла Юхана». Там люди без лиц. И от этого фигура, что удаляется спиной к нам, кажется особенно сиротливой. На картине «Тревога» лица людей почти не прописаны и изображены на фоне того же неба, что и «Крике». В «Меланхолии» от 1894 года художник условно изображает себя, но в «Крике» это уже не лицо человека, а воплощенный ужас, под действием которого искривляется пространство. Или, наоборот, человек, раздавленный этим мировым кошмаром деформируется. Это тем более страшно, что люди на заднем плане на это никак не реагируют. С 1893 по 1910 годы Мунк напишет 4 варианта «Крика».

Мунк Крик.jpg

О предпосылках создания этой картины пишут много. Вспоминают признание самого Мунка, который однажды во время прогулки с друзьями увидел кроваво-красное небо, и долго не мог оторвать взгляда от этого жуткого зрелища. Говорят еще, что с одной стороны от этого моста находилась скотобойня, с другой — сумасшедший дом, где лечилась его сестра Лаура, и на мосту действительно были слышны крики. Но какой бы ни была предыстория картины, художник выразил в ней нечто важное для всех, что сделало «Крик» одной из самых известных картин XX века.

Мунк написал много автопортретов в разных манерах, и если в 1881 году он видел себя красивым, уверенным в себе молодым человеком, то в более поздних работах перед нами его душа. Что значит автопортрет 1916? В нем есть что-то от Мефистофеля.

Мунк Автопортреты.jpg

В 1919 году он переболел гриппом (испанкой), который унес множество жизней, а его пощадил. Но смерть была рядом:  на автопортрете голова, как в «Крике» — череп. На более поздних автопортретах мы видим тревогу, смятение. «Ночной странник» с черными провалами вместо глаз в тоске мечется по комнате, не находя себе места. Так он воспринимал свою жизнь, хотя, если смотреть со стороны, она устраивалась неплохо. Мунк был признан: в 1908 г. был награжден королевским орденом Святого Олафа, в 1933 г. — крестом того же ордена.  В 1916 году купил усадьбу Экели где отгородился высоким забором ото всего мира и чувствовал себя комфортно. Но душа живет независимо от видимой жизни. Мунк всегда говорил, что покинет этот мир рано, но прожил почти 80 лет. В момент смерти с его колен упала книга «Бесы» Достоевского.

Франц Марк (1880 — 1916)

Франц Марк родился в Мюнхене, в детстве был застенчив, склонен к размышлениям, мечтал стать сельским священникам. Поэтому после гимназии поступил на философский факультет Мюнхенского университета. Учебу пришлось прервать: надо было идти в армию. И за это время его планы в корне изменились. Марк решил стать художником, как его отец, популярный пейзажист и поступил в Баварскую Королевскую академию изящных искусств. Такой поворот не был случайным. Глубокого и тонкого Марка очень огорчало всеобщее падение веры. Он думал, что искусство может дать людям новые идеалы и объединить их.  Наверное, во время службы в кавалерии у него сложилось очень нелестное представление о людях и большая любовь к лошадям. Он писал: «Окружавшие меня безбожные люди не пробуждали во мне подлинных чувств, тогда как невинная чувствительность животных отзывалась в моей душе добротой ко всему миру».

По его мысли, вся правда заключена в природе, и надо изучать ее законы. Марк прекрасно рисовал животных, очень серьезно относился к этому занятию, его настольной книгой была «Жизнь животных» Брема. Но на 3-м году учебы он вдруг разочаровался в академической живописи.  Дело в том, что он съездил в Париж, где увидел импрессионистов, Гогена, а особенно Ван Гога, перед которым преклонялся. Он продолжает изучать животных, их повадки, рисует с натуры коров, оленей, наблюдает за ними из-за кустов, но из академии уходит, и сам начинает искать свой путь. Как менялся его стиль можно проследить по работам 1910-1911 годов.  Он замечательно передает их движения, масть, но его уже не устраивает просто изображение лошадей.

Марк Кони.jpg

А когда в 1911 году он напишет красных коней, то почувствует, что такая картина по-иному действует и не только потому, что их грация более заметна: от изображения конкретных животных он перейдет к изображению Коня. Тогда же Марк знакомится с Августом Макке, который говорит ему о силе воздействия чистого цвета, художник начинает со страстью разрабатывать свою теорию цвета, придавая каждому особый духовный смысл. Он писал: желтый – это женский принцип, он мягкий и чувственный; синий – мужской принцип, он строгий, но при этом духовный; красный же – это цвет материи, он очень жестокий, но всегда подавляется первыми двумя. Постепенно Марк будет упрощать формы, для него важно теперь передать не сходство, а внутреннюю доброту. В это время он пишет своего знаменитого «Синего коня».

Марк картины.jpg

Животные у Марка очень трогательны и полны нежности, даже свиньи и коровы, хотя их изображения становятся достаточно условными. Он писал: «Насколько убого и мертво наше стремление помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души».

Марк Животные.jpg

В 1911 году вместе с Василием Кандинским Марк создает группу «Синий всадник». Их объединяло отношение к цвету как к важной духовной составляющей картины и желание отойти от подражания действительности. Оба двигались в сторону абстрактного искусства. Предвоенные картины Марка тревожны — ломанные линии, темные краски.  Особенно трагичны «Судьбы животных», где видно, как на мир беззащитных существ наезжают тяжелые колеса цивилизации.  На заднике картины Франц Марк написал: «И всё живое пылает в агонии» . Он чувствовал надвигающуюся мировую катастрофу, ему было жаль не людей, а животных.

Марк Абстракционизм.jpg

Когда началась война, Франц Марк ушел добровольцем на фронт и погиб в одной из самых страшных битв Первой мировой — возле французского города Верден в 1916 году.

Отто Дикс (1891 — 1969)

Вильгельм Генрих Отто Дикс родился в 1891 году в городке Унтерхауз, в рабочей семье, но захотел стать художником. В 14 лет начал учиться на художника- оформителя, а потом получил грант для поступления в Академию художеств. Возможно, он стал бы мирным пейзажистом, в его изображениях природы тишина и покой.

Дикс О..jpg

Но академию он закончил в 1914 году и добровольцем пошел на войну. Он это объяснял так: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно». На фронт от взял Библию, книгу Ницще, а еще карандаши и бумагу. Пулеметчик Дикс воевал в Бельгии, Франции и России, был ранен и награжден Железным крестом. Он написал более 600 рисунков. После войны они лягут в основу его графического цикла «Война», который шокирует публику своей жестокостью. К экспрессионизму приходят по-разному. Дикс не мог молчать о том, с чем столкнулся на фронте: «Я пытался выплеснуть на полотно то, что кипело во мне», — писал художник.

Дикс Война.jpg

Но люди, не видевшие войны, часто не хотят знать правду о ней, война окончена, зачем ворошить память о ней? И фронтовики ощущают себя чужими в мире, где люди хотят радоваться жизни. а не думать о печальном. Дикс, прошедший войну, видит послевоенный мир пошлым и безнравственным. Он будет с отвращением писать этих сытых, развращенных людей, равнодушных к обездоленным.

Отто Дикс.jpg

Но общество считает, что это картины Дикса безнравственны, он чудом избегает суда. Художник продолжает писать о войне, и в 1929 году закончит триптих «Война» одно из самых страшных произведений на эту тему.

Дикс Война.jpg

Центральная часть картины — 4 квадратных метра.  Мы видим людей, идущих в бой, раненых, страшное поле после битвы и безвестную могилу. Когда фашисты пришли к власти, они поначалу даже одобряли его картины, но потом нашли их дегенеративными: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации». 260 картин художника были сожжены в Берлине в 1937 году. Он признан неблагонадежным, уезжает в провинцию, пишет картины на библейские темы, где хорошо видна перекличка с современностью. В конце войны его призвали в армию, но он попал в плен к французам.  Отто Дикс всегда шел своим путем, не подлаживаясь под конъюнктуру, поэтому и после войны художник оказался один. В моде был абстракционизм, фигуративная живопись представлялась старомодной. Только после смерти он был признан как художник, гениально отразивший в своем творчестве подлинный ад XX века.

Вопросы контрольной.

  1. Название «экспрессионизм» произошло от слова…
  2. Для художников этого направления важно…
  3. Какие изобразительные средства они использовали?
  4. Кого изобразил Мунк  на картине «Больная девочка» ?
  5. Об этой работе Мунк писал как о …
  6. С 1902 года Мунк создает цикл…
  7. Он включал серии…
  8. Какие картины Мунк написал на фоне кровавого неба?…
  9. Сколько версий «Крика» написал Мунк?
  10. Как называется его автопортрет 1919 года?
  11. Марк стал писать животных, потому что
  12. По его теории желтый цвет это…
  13. Марк занялся вместо философии искусством, так как думал, что искусство…
  14. На фронте Дикс написал …. рисунков
  15. В 1929 году Дикс закончил триптих…
  16. Назовите картины и их авторов:Художники-экспрессионисты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *