Их называют сюрреалистами: С. Дали, Р. Магритт, М. Эрнст

Художники-сюрреалисты

Сюрреализм (от фр. surréalisme, «сверхреализм», «надреализм») — одно из направлений модернизма, которое возникло в 20-е годы XX века. Его влияние заметно в литературе, кинематографе, живописи. Наиболее известные художники этого направления —  Сальвадор Дали, Рене Магритт, Макс Эрст, Ив Танги, к этому направлению причисляли и Фриду Кало. При всем своеобразии таланта каждого из сюрреалистов, их сближало то, что, не отказываясь от традиционной живописи, они вносили в свои картины элементы абсурда, странности, нарушали привычную логику, бросали зрителю вызов, заставляя его задуматься о верности общепринятых истин. Я предлагаю вам иллюстрированную лекцию и презентации об этом направлении живописи XX века. В конце есть вопросы о художниках- сюрреалистах  и ссылка на презентацию.

Содержание

    1. Теория З. Фрейда и сюрреализм
    2. Макс Эрнст 
    3. Рене Магритт
    4. Сальвадор Дали
    5. Фрида Кало
    6. Ссылка на презентацию и  тесты для учащихся

Теория З. Фрейда и сюрреализм

Один из основателей сюрреализма Андре Бретон говорил, что от гнетущей реальности некуда бежать, кроме как в детство, сон и фантазии. Это он немного лукавил: они не бежали в сон, но считали, что как раз во снах и содержится настоящая истина в отличие от той, что диктует нам разум. Как раз в это время становится все более популярной теория Фрейда, из которой следует, что наше понимание себя и мира очень поверхностно. Потому что под тонкой пленкой нашего сознания находится темное, неведомое нам бессознательное. Оно состоит из древних инстинктов, которые мы лишь слегка укротили культурой, воспитанием. А еще именно туда мы вытеснили все наши страхи, неприятные воспоминания, то, чего стыдимся. Именно бессознательное, темное, неведомое, а не сознание руководит нашими поступками. И понять, что там делается, можно в определенных пограничных ситуациях, когда человек перестает контролировать себя с помощью разума. Фрейд придавал большое значение снам, считая, что их толкование может помочь проникнуть в эту сферу и помочь людям излечиться от неврозов, причины которых находятся в нашем бессознательном. Для диагностики Фрейд и его последователи изучали не только сны, но и ошибки, оговорки, которые допускали больные. Он обнаружил, что страхи, душевные травмы, полученные еще в детстве, становятся причиной серьезных заболеваний.  Австрийский психиатр и его последователи пытались понять их происхождение и помочь избавиться от них. Европа, отрицая, негодуя,  все же постепенно приняла идеи психиатра из Австрии. И они, выйдя из сферы медицины, стали влиять на литературу, искусство, и в особенности, на сюрреализм.

В 1924 году мир видит Первый манифест сюрреализма. Его основательАндре Бретон, дает определение стилю: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм». То есть если водить карандашом по бумаге, не включая разум, то из случайных линий сложится рисунок, который выразит некое важное содержание. Сюрреалисты — а были они тогда молоды — увлекутся поисками глубокого смысла в этих каляках-маляках.

Еще они любили играть в слова: все по очереди пишут слова — подлежащее, сказуемое, определение, при этом никто не должен видеть написанного предшественником, поэтому часть листа загибают. Последний игрок расправляет лист и читает, что получилось в результате такого коллективного творчества. Однажды у сюрреалистов получилась фраза, ставшая потом знаменитой: «Изысканный труп будет пить молодое вино».  А художники делали то же, но уже с рисунком: один рисовал тело, другой — руки, лицо. Получалось то, что с древности называли «химера». Это забавно, но от искусства далеко. И вообще, могут ли случайно подобранные слова, наугад нанесенные линии, мазки или странным образом соединенные предметы претендовать на звание произведения искусства?

Попробуем ответить на этот вопрос на примере творчества Макса Эрнста, старшего из тех сюрреалистов, о которых мы будем говорить.

Макс Эрнст (1891-1976).

Эрнст родился в Германии, в небольшом городе  Брюль между Кельном и  Бонном. Отец был католическим учителем, работал с глухонемыми детьми, а в свободное время увлекался рисованием. Максу было интересно наблюдать, как работает отец, но увлекало его и другое, например, философия. Художественного образования он так и не получил. В формировании будущего художника сыграли роль самые разные события. Например, в университете он занимался психологией душевнобольных, с интересом изучает их необычное творчество. Кажется, именно тогда он познакомился с теорией Фрейда.

Его художественные потрясения связаны, в первую очередь, с Ван Гогом, поражал Мунк, конечно, заинтересовали немецкие экспрессионисты. В итоге он так увлекся живописью, что основная учеба отошла на второй план. В 1912 году Эрнст начал выставлять свои картины, но карьеру художника, прервала война, его отправили на фронт.

Ощущение от столкновения с военной машиной он передал в картине 1921 года « Слоны Целебеса». Целебес — остров, он и правда похож на слона. Однако этот жутковатый механизм не напоминает остров в Индонезии. В нем есть что-то от танка, противогаза, можно увидеть каску солдата. Рука в красной перчатке посылает его вперед (кстати, головы там нет). Но если эта машина двинется, ее уже не остановишь.

Пережив безумие войны, Эрнст получил отвращение не только к политике, которая допускает войны, но и к культуре, которая с ними мирится. Поэтому, демобилизовавшись в 1919 году, он присоединился к группе дадаистов, которые считали, что надо разрушить старое искусство. Но просто разрушать ему скоро наскучило. Эрнст начинает создавать мир довольно странный и даже зловещий. Возможно, в картинах отражены его страхи, времен детства и войны. И, следуя Фрейду, он их «проговаривает», чтоб избавиться? Очевидно, это есть и на картине «Двое детей и соловей» (1924).

Для начала не очень понятно про детей. По двору бегает женщина, ну, может, взрослая девушка с мечом, другая лежит без чувств, а, может, мертвая. Мы все это видим, потому что к раме приделана деревянная калитка, и она открыта. А еще здесь есть деревянный домик, который тоже выступает над поверхностью картины, и на крыше кто-то вроде человека с ребенком на руках нажимает тревожную кнопку. Из-за чего столько паники? Из-за маленькой  птички, которую не сразу заметишь. В жизни Эрнста было много моментов, хороших и плохих, связанных с птицами. Был любимый соловей, который умер в день, когда родилась сестра. И он считал, что она забрала его жизнь. А еще сучок на деревянной панели напоминал ему голову птицы, он боялся этого образа. Вообще пугающий образ птицы будет еще не раз возникать у художника.

У Фрейда Эрнста особенно интересовали сны. И то, что он писал, похоже на сон: когда мы спим, все, вроде нормально, а потом вспомнишь — страшно, странно! А как это изобразить? Надо сказать, Эрст был удивительным изобретателем в живописи. Прежде всего он стал делать коллажи. Их ввели в употребление еще Пикассо с Браком, чтобы со своим кубизмом не порвать совсем с реальностью и не «улететь» в абстракционизм. Для Эрнста создание коллажа было возможностью соединить вещи несовместимые в реальности. Сюрреалисты вдохновлялись высказыванием французского поэта Лотреамона: «красота — это случайная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе». Сам Эрнст писал: «Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого в данный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближении двух этих реальных предметов».  Коллажи Эрнст начал создавать с 1922 года. Он будет делать из разных подручных материалов, но чаще всего вырезать изображения из книг: большей частью из любовных романов, а еще — из анатомических атласов, справочников и т д. Позднее у него будут выходить целые циклы коллажей. Особенно известна его «Неделя доброты». Доброты так никакой нет — каждому дню недели соответствуют такие элементы, как грязь, вода, огонь, кровь, чернота, зрение, неведомое. Весело! На картинах изображены химеры — полулюди, полузвери. В среду — с птичьими головами, в воскресенье — со львиными. Суббота ассоциируется с неизвестным. Мы видим падающие фигуры. Вот несколько из 182 коллажей.

Что это значит?  Можно попробовать толковать эти коллажи, как сны. А вот еще идея, как нарисовать сон. Однажды, глядя на сучки в досках пола, Эрнст придумал положить поверх досок бумагу и натирать его графитом. Он потом писал: «Эти линии образовывали странные, меняющиеся образы, похожие на те, что мы видим в момент перехода от сна к бодрствованию». Эрнст назвал такую технику»фроттаж». А еще он придумал граттаж. Это когда холст кладется на какую-то фактурную поверхность, а потом мастихином втирается краска в образовавшиеся на нем впадинки.

В живописи Эрнст прибегал и к приему декалькомании: на лист бумаги или холст наносится краска, и, пока она сырая, накладывается стекло или другой лист. Надо надавить, чтоб краска размазалась. А потом посмотреть, что получилось. Так была написана, например, его известная картина «Европа после дождя» (1941) — фантастический образ, рисующий жизнь после катастрофы.

Или таинственный «Глаз тишины» (1943 г.).

Как и положено сюрреалистам, Эрнст полагался на случайность, но в полученных линиях и цветовых пятнах он умел увидеть образ, а потом его дорабатывал, создавая странные миры.

Впрочем, сюрреалисты были очень разные. Рене Магритт вовсе не рассчитывал на случайность и снами не интересовался. Но странностей у него тоже было предостаточно.

Рене Магритт (1898 — 1967).

Рене Магритт родился в Бельгии довольно обеспеченной семье. После школы учился в Королевской Академии искусств в Брюсселе А потом большую часть жизни рисовал узоры для обоев и был художником по рекламе. В 15 лет познакомился с Жоржеттой Берге, а в 24 встретился с ней снова, женился и они прожили всю жизнь. Ему было 29, когда он приехал в Париж и сблизился с сюрреалистами. Но ни их богемный образ жизни, ни интерес к психоанализу не были ему близки, и художник вернулся в Брюссель, где жил в маленьком уютном домике, снова занялся рекламой, чтоб иметь доход. Самый распространенный образ Магритта — мужчина в костюме, с галстуком и в котелке. Говорят, он и за мольбертом сидел в деловом костюме. И это в то время, когда художники стремились быть оригинальными, когда некое безумие или склонность к порокам были почти обязательны в этой среде. Магритт не любил путешествовать, спал по 12 часов в день, а все остальное время работал (за свою жизнь он написал около 2000 картин).

Есть, правда, в его биографии эпизод, за который рады были ухватиться психоаналитики. Магритту было 13 лет, когда его мать утопилась в реке. Он потом рассказывал, что, когда ее нашли, ее голова была обмотана тканью. Исследователи его творчества сразу вспоминают, что на его картинах такие образы возникали нередко. А еще он нередко рисовал странных русалок с рыбьим туловищем и человеческими ногами. Но всякий раз художник отказывался признать влияние этого события на свою жизнь и творчество.

Важным в своей жизни он считал другой случай: как-то в детстве он с подружкой забрел на кладбище. И там увидел художника, который рисовал виды его аллей. Может, необычность места вызвала у мальчика ассоциацию с волшебством? «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой».  Он никогда не называл себя сюрреалистом, говорил, что его метод — магический реализм. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна».

То, что Магритт рисовал, было, кажется, обыденно. Один из распространенных мотивов — человек в котелке — заурядный образ. Однако мы никогда не видим его лица. Его картина «Сын человеческий» была написана в ответ на предложение создать автопортрет. Но вместо лица — яблоко. Почему?  Этот вопрос будет возникать всякий раз, как мы будем смотреть его картины. Ответы дают разные. Но в чем он сближается с сюрреалистами, так в это отрицании рационального познания: «Ничто так не сбивает с толку, как разум».

Магритт первым сказал, что искусство должно не изображать, а задавать вопросы. Он писал: «Когда я смотрю на свои работы, мне кажется, что меня со всех сторон окружает тайна, и в мире нет ей разгадки«. Картина «Репродуцирование запрещено» — портрет английского аристократа Эдварда Джеймса. Только почему в зеркале он отражается неправильно, а книга — правильно? А вот сразу много людей в котелках. Этакий дождик из клерков.  Картина «Голконда». Что это значит?

Художник придавал большое значение названиям, тщательно их продумывал. Думаете, они что-то проясняют? Врял ли. Голконда — это место в Индии, где добывали алмазы, поэтому оно было символом богатства. Сам Магритт утверждал, что писал  картину «Голконда» об одиночестве человека в толпе. Остальное додумывайте сами.

Скрывал лица людей Магритт разными способами. Вот его знаменитые «Влюбленные». Мы помним, что он яростно отрицал связь этой картиной с детскими воспоминаниями о смерти матери. А о чем картина? Каждый может придумать ответ сам, но это все равно не будет однозначным ответом на вопрос художника.

Многие мотивы художник повторяет несколько раз. Скажем, этот: на фоне окна стоит мольберт, на котором изображен пейзаж за окном, они сливаются так, что мольберт не сразу замечаешь. И о чем тогда картина? Может, о том, нужны ли две одинаковые реальности? Для себя-то Магритт сразу решил, что нет.

На картине «Фальшивое зеркало» все пространство занимает большой глаз, отражающий тот мир, который видит. Ну а что дальше? Эрнсту никогда не было интересно просто отражать. Сущность явления глубже и загадочней. Что странного в картине «Ключи к полям»? Кто-то разбил стекло, чтоб бежать на волю… А на осколках тот самый пейзаж за окном. Может, у стекла есть память на молекулярном уровне?

В жизни Магритт часто жаловался на скуку, не это ли заставляло его создавать жизнь как бы реальную, но лишенную привычных связей, даже физических законов? Почему на картине «Империя света» и день, и ночь сразу, объяснить невозможно, но красиво!

А вот в «Препятствии пустоты» всадница едет по магическому лесу, где, вопреки законам физики, как раз в пустом пространстве теряется изображение лошади. В противоположность другим модернистам, Магритт писал предметы очень точно, на картине все достоверно, кроме соединения несоединимых вещей. Вот яблоко на картине «Слушающая комната» написано предельно  старательно и достоверно, как на уроке рисования.

Но почему-то получилась жутковатая картина, вам не кажется? Бедное яблоко зажато этими стенами и потолком, кажется, оно вот-вот будет раздавлено. И помощи ждать неоткуда, то, что его «слушает», безжалостно. А, может, наоборот — перед нами яблоко-монстр? На картине » Вероломство образов» (1929) нарисована трубка. Ну и что, спросите вы? Проблема в том, что внизу подпись: «Это не трубка». А что? Но разве это изображение тождественно предмету?

«Моя живопись — это видимые образы, которые ничего не скрывают… они пробуждают тайну. И когда люди видят одну из моих картин, они задают себе простой вопрос: «Что это значит»? Это ничего не значит, потому что тайна тоже ничего не значит, это непознаваемо«. Говорят, Магритт был великим фантазером, и самый знаменитый сюрреалист Сальвадор Дали немало идей у него заимствовал.

Сальвадор Дали ( 1904 — 1989)

Дали, как и Пикассо, родился в Испании. Он был вторым сыном. Его старший брат, тоже Сальвадор, умер от менингита. Странная фантазия — назвать сына в честь умершего, и потом культивировать в мальчике сознание, что его брат был гений. Впрочем, кто, знает, может, если бы не это, стал ли бы Сальвадор 2-й так активно самоутверждаться? Он начал рисовать в 4 года, родители для этого даже выделили специальное помещение. В 14 лет прошла его первая выставка, а потом он поступил в  Мадридскую Академию художеств. Студент с увлечение начал учиться. Но в его характере сочетались застенчивость и заносчивость. В мемуарах он вспоминал, что однажды, придя на экзамен, от смущения он выпалил: «…я  знаю не меньше трех профессоров, вместе взятых, и отказываюсь им отвечать, потому что лучше осведомлен в данном вопросе».

В те времена странности художников были не редки, но никто не смог бы сравниться с Дали. Он всю жизнь дразнил публику: то объявлял о своем решении снять фильм о женщине, безумно влюбленной в тачку, то приезжал на лекцию в белом роллс-ройсе, набитом кочанами цветной капусты. В Нью-Йорке Дали выпрыгнул в форточку на глазах у специально созванных журналистов. В Венеции он стрелял из пролетки осветительными ракетами.

Но с другой стороны — не слишком ли мы погрязли в штампах и привычках? «Надо во всем сеять путаницу, это возбуждает творческую энергию», говорил художник. «Я так и не смог привыкнуть к унылой нормальной жизни людей, которые населяют мир. Скажите пожалуйста, почему человек должен держать себя в точности, как прочие люди, как масса, толпа? Не понимаю, почему у людей так неразвито воображение. Почему до сих пор нет такси с дождевальной установкой внутри: садишься, натягиваешь плащ, дрожа от сырости, а за окном сияет солнце? Можно наделать столько восхитительных телефонов: телефон с дохлой мышью внутри, телефон- липучка, телефон-черепашка». Он носился с идеей завезти корабль слоновьих черепов и разбросать их вокруг его испанского дома. Безумная идея? Но разве лучше жить в стандартном мире? И вообще — так ли уж нормально быть нормальным?

Впрочем, в художественной среде 20-30-х годов разум резко упал в цене. Мы это видели и у Магритта, и у Эрнста. Дали был, пожалуй, теснее других связан с учением Фрейда. Говорят, они даже встречались в 1937 году, перед самой смертью ученого. Из практики психоанализа Фрейд вынес убеждение, что в голове любого самого морального человека возникают мысли аморальные. Нравственность велит ему стыдиться таких мыслей, скрывать их. Тогда он вытесняет их в подсознание. А оттуда они непредсказуемо управляют человеком, приводя к неврозам и нервным расстройствам. Значит, все эти запреты и нравственные нормы вредны, и потому — долой нравственность. Все то уродливое, что возникает в сознании человека, следует не прятать, а избавляться от него. Верный теории психоанализа, Дали выплескивает все, что мучит его, то позорное, стыдное, от чего хотелось бы избавиться, в книгах, картинах, как бы осуществляя своеобразную психотерапию.

В его картинах много уродливого, страшного, возможно, это его внутренние проблемы, а, может —  мира, в котором он жил. Наверное, никто так не передал предощущение мировых катастроф, хотя Дали всегда утверждал, что равнодушен к политике.

В 27 лет он создал свою, пожалуй, самую известную работу, которую называли по-разному: «Постоянство памяти», «Текучие часы». Про нее много всего написал сам художник. Он любил рассказывать, что идея пришла, когда он увидел расплавившийся сыр. А еще вспоминал теорию относительности Эйнштейна, фразу Гераклита — «Все течет, все меняется». Принято говорить, что на растекающихся часах прошлое, настоящее и будущее, а одни часы перевернуты циферблатом вниз, и по ним ползают муравьи — кошмар его детства, символ, связанный со смертью и тлением.

Но разве не говорили все сюрреалисты, что разум мешает восприятию? Полотно производит тяжелое впечатление. Мир, в котором даже время расплавилось — мертв. И пустынный пейзаж подтверждает это.

Материя растекаться у художника будет еще не раз. В 1933 году он пишет «Архитектонический Анжелюс». Картина Милле «Вечерняя молитва» (Анжелюс) была памятна Дали еще с детства. Он вспоминал о школьных годах, когда он чувствовал себя особенно одиноко и глядел в окно, смотрел, как догорает закат, деревья начинают тонуть во мгле, раздается колокольный звон. А потом освещалась литография картины Милле. «Эта картина всегда отзывалась во мне острой тоской — две ее недвижимые фигуры раз и навсегда врезались в мою память».

И когда он снова увидел ее в 1929 году, то был «охвачен тем же чувством, неистово тягостным и горьким «. Возможно, в ней сконцентрировались его детские тоска и одиночество, и он ее сжигает, возвращаясь к ней раз за разом, чтоб избавиться от них? Но мы видим сначала растекающийся, а потом обугленный мир. Опять катастрофа.

Расплывчатые формы — это то, что Дали ненавидит. Но после катастрофы уцелеет то, что аморфно, умеет приспосабливаться. Он часто вспоминал своего умершего брата, которого тоже звали Сальвадор. Брат был лучше, совершеннее. И потому погиб. Чем совершеннее материя, тем больше шансов у нее погибнуть. «Несовершенные виды приспосабливаются, используют все оставленные им возможности, переливаются, заполняя все ниши. И так, в конце концов, приобретают свою неповторимую форму». Художник пишет «Мягкий автопортрет», он весь растекся. Костыли, которые подпирают расползающееся тело — еще один характерный для него мотив. Мотив костыля тоже связан с детскими воспоминаниями.

Когда упоминают о самых страшных картинах о войне XX века, то рядом с «Герникой» называют «Предчувствие гражданской войны» Дали . Картина эта была написана тоже тогда, когда началась гражданская война в Испании, в 1936 году. На ней изображено искаженное зверское лицо и страшные обрубки конечностей. А пустота внутри имеет форму Пиренейского полуострова, где расположена Испания. В 30-50-е годы Дали будет писать картины о войне и судьбах мира, хотя он утверждал, что равнодушен к политике.

Оптические иллюзии Дали — своего рода игра со зрителями. Но это опять же текучесть мира, где вещи могут стать людьми и наоборот. Таков его «Портрет Мэй Уэст». Перед нами женщина — мы видим ее полные губы, прищуренные глаза, но при дальнейшем рассмотрении губы оказываются диваном, а глаза — двумя картинами на стене.

Дали Метаморфозы

«Метаморфозы Нарцисса». Нарцисс — герой греческой мифологии. Это юноша, который так собой восхищался, что не мого оторвать взгляда от своего отражения в воде. Богиня любви Афродита, считая, что человек не должен влюбляться в себя, превратила его в цветок. И мы видим то яйцо в руке, то юношу, который склонился над водой.

На другой картине — «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» мы видим  женское лицо, которое на проверку оказывается вазой с фруктами, и наоборот

Дали было трудно с людьми, и он чувствовал себя одиноко, пока не встретил женщину, которая оказалась главной в его судьбе. Она была русская, ее звали Елена Дьяконова. Однажды компания сюрреалистов приехала в Испанию к Дали. Он вспоминает, что сначала она показалась ему умной и только. Но увидев ее на следующее утро… Вот в каких выражениях он это описывает: «Она стояла на берегу, Гала, жена Элюара, Галюша, возрожденная. И я провел вчера с ней целый день и даже не заметил, не разглядел» … Дальше было какое-то судорожное ухаживание и ее клятва: «Дитя мое, мы с тобой никогда не расстанемся». Его смутное желание — сбросить ее со скалы. И осознание, что никогда не сможет причинить ей вреда. Они больше не разлучались, и хотя вместе прожили много лет, ничего, кроме восхищенных слов, он о ней не напишет. Мало того, он будет всегда писать о ней как о некоем высшем существе. И Дали, не покорявшийся никому, полностью подчинялся ее власти.

Дали и Елена Дьяконова

Говорили, что Елена Дьяконова, или, как он ее звал, Гала испортила Дали, привив ему любовь к деньгам. Но он считал ее своей спасительницей, удержавшей его на той грани безумия, на которой он уже стоял. И дальше твердой рукой она руководила его жизнью, не уставая говорить ему, какой он гениальный, находя прекрасным и значительным все, что он делал. Она была для него не только любимой женой, но и излюбленной моделью. Он рисовал с нее Леду, Богоматерь и даже Христа.

Гала изображена и на картине «Распятие», где Христос висит на каком-то странном кубическом кресте над пустынной землей. Картины на религиозные сюжеты появятся в творчестве Дали в 50-е годы. Его отношения с религией своеобразны. В очень религиозной стране Испании он был воспитан как атеист. Потом, когда Дали стал сюрреалистом, он писал: «самым важным тогда для меня было как можно больше нагрешить, хотя я был очарован поэмами об Иоанне Крестителе». А позднее идет неясное упоминание о вере, которую он обрел в 1949 году. Может быть, стремление к Богу в очередной раз удержало Дали на грани безумия? 

Фрида Кало (1907- 1954)

Мексиканская художница Фрида Кало никогда бы не подумала назвать себя сюрреалисткой, если бы основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, не причислял ее живопись к этому направлению. Надо сказать, Бретон много сделал для ее популярности в мире, организовав выставку Фриды в Нью-Йорке, а потом в Париже.  В 1940 году она еще принимала участие в выставке сюрреалистов, но потом порвала с ними, объявив: «Они думали, что я сюрреалист, но я никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность». 

 А в этой реальности смешалась экзотика ее родной Мексики, с особыми образами и традициями, чрезвычайно яркая личность художницы, которая большую часть жизни жила и творила наперекор тяжелым болезням.

В 6 лет Фрида заболела полиомиелитом. Многие после этой болезни всю жизнь ходят с костылями. У девочки одна нога осталась тоньше другой, но она играла с мальчишками в футбол и занималась боксом. Мечтая стать врачом, она была одной из первых девушек, которые учились этой профессии. Но 17 сентября 1925 в 18 лет Фрида попала в автомобильную катастрофу, после которой едва выжила. У нее было огромное количество переломов: только на одной ноге их было 11, не считая позвоночника, бедра и т д. Кроме того, железный штырь проткнул ее насквозь. 3 недели Фрида была без сознания, но, когда ей стало немного лучше, захотела заниматься живописью. Ей сделали подрамник, чтоб рисовать лежа, возле кровати было установлено зеркало, чтоб она могла видеть себя. Надо сказать, чаще всего Фрида писала автопортреты. Первый автопортрет (слева) создан через год после аварии.

Кало Фрида

Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Действительно, она много времени находилась на больничной койке, перенеся множество операций, но одинокой она не была. Яркая личность, Фрида привлекала людей. Так что дело не только в особых условиях ее жизни. У художницы было большое желание заявить о себе миру. В то время это был вызов. Не так много женщин могли получить признание как художницы. А если учесть, что Мексика находилась вдали от мировых художественных центров и Фрида постоянно должна была преодолевать физические страдания, то была нужна особая сила и талант, чтоб твоя судьба стала интересна миру. Глядя на ее картины, мы видим не несчастную калеку, а, прежде всего, сильную личность. Раненный олень, утыканный стрелами, не прекращает свой бег.

Фрида Кало

На картине «Сломанная колонна» мы видим Фриду в специальном корсете, который она носила из-за сильных болей в позвоночнике, который был сломан в 3-х местах.  И проекцию позвоночника, который действительно похож на изъеденную временем колонну, да еще гвозди по всему телу словно усиливают трагизм, но как прямо держится эта женщина, внутри которой сломанная колонна! Только в лице ее много боли — от страданий физических?  Или у них была другая причина? Фрида Кало была человеком сильным и ярким, она жила насыщенной жизнью, невзирая на болезни. Но тяжелых минут в ее жизни было немало.

“В своей жизни я пережила два тяжелых несчастных случая. Первый, когда в меня врезался трамвай, второй — Диего”. Диего Риверу, всемирно известного   мексиканского художника, впервые они увидела еще до аварии. Но только в 1928 году она набралась смелости, показала Ривере свои картины, и он нашел их очень интересными. А в 1929 году они поженились. У этих двух талантливых и темпераментных людей в жизни было все: и любовь, и измены, однажды они развелись, а через год поженились снова. У Риверы записано:  «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее хочу заставить их страдать». Им трудно было друг с другом, но и друг без друга они не могли.

Фрида Кало и Диего

Пожалуй, в мировой живописи это было тоже впервые: картин о своих любовных страданиях и счастье не писал никто. На картине «Диего и Фрида» 1929 года — они как две части единого организма. Работа «Две Фриды» была написана после их развода. Справа — в мексиканском платье — та, которую он любил. Справа — брошенная. Левая держит изображение Диего, и от него по трубочке в сердце идет кровь. Она перетекает в сердце второй, и вытекает, заливая белое платье.  «Не могу выразить, до чего мне плохо. Я люблю Диего, и муки моей любви продлятся всю жизнь…»

А на картине «Объятия вселенской любви» она держит на руках Диего как своего ребенка. Когда характеризуют творчество Фриды Кало, наряду с сюрреализмом, ее причисляют к примитивизму или наивному искусству, которое стало популярным в начале XX века. Тогда художники открыли для себя искусство древних народов. Наверное, она действительно ближе к примитивизму, чем к сюрреализму. И не потому, что она, не получила специального образования и не знала, как правильно строить перспективу или рисовать светотень. Фрида Кало смогла бы рисовать правильно. Но, натура страстная и очень непосредственная, она в своих картинах не рассказывала — кричала о себе. А это не сделаешь с помощью академического рисунка. И тут ей на помощь приходили образы родной Мексики.

Она относилась истории и культуре своей страны с большим интересом и позиционировала себя прежде всего, как мексиканку с присущими этому народу чертами характера, отношением к жизни и смерти. Вместе с Диего они собрали большое количество предметов прикладного искусства доколумбовой Мексики. Началось с того, что на свадьбу Фрида надела одолженный у служанки индейский наряд. И с тех пор он стал частью ее образа. Но художница не просто надевает мексиканское или индейское платье, создавая очередной автопортрет, ее корни в этой суровой земле.

«Автопортрет с терновым ожерельем и колибри» полон мексиканской символики: колибри символизирует надежду и удачу, но чёрная фигура птицы похожа на крест. А еще колибри связывают с Уицилопочтли, ацтекским богом войны. Чёрная кошка за левым плечом — символ смерти и неудачи.  По шее течет кровь. Фрида часто ее рисует. Но, с другой стороны, терновое ожерелье сразу напоминает нам о терновом венке Христа, у которого так же текла кровь из ран от колючек.

Незадолго до смерти ей ампутировали правую ногу, она страдала очень сильно, но все же приехала на открытие своей последней выставки — на носилках. Фрида шутила, пела под аккомпанемент оркестра. Она никогда не сдавалась.

Ф Кало Да здравствует жизнь

В последние годы Фрида Кало будет писать натюрморты —  яркие, они излучают радость жизни. Последний — «Да здравствует жизнь!»  она написала за несколько дней до смерти.

Вот ссылка на презентацию о сюрреалистах:

https://docs.google.com/presentation/d/1vj8OrYlmkdEUIgxYFNRq1WDIpSNMZhaa/edit?usp=share_link&ouid=115023533348382665675&rtpof=true&sd=true

Контрольная №1.

  1. На сюрреалистов большое влияние оказала теория…
  2. Фрейд утверждал, что нашими поступками руководит …
  3. Чтобы понять, какие проблемы человека скрываются в его бессознательном, Фрейд изучал…
  4. На творчество Эрнста оказали влияние художники…
  5. Ощущения от войны Эрнст передал в картине…
  6. У Фрейда Эрнста больше всего интересовали…
  7. Сюрреалисты вдохновлялись утверждением: ««красота — это случайная встреча…
  8. Для коллажей, Эрнст использовал…
  9. Самый известный его роман из коллажей…
  10. Какие техники придумал Эрнст для создания своего странного мира?
  11. Произведения Эрнста в технике декалькомании
  12. Самый распространенный образ у Магритта…
  13. Свой метод Магритт называл…
  14. Картина «Сын человеческий» была написана в ответ на предложение…
  15. Магритт первым сказал, что искусство должно не изображать, а…

Контрольная №2

    1. Дали родился в стране…
    2. Его старшего брата звали…
    3. Рисовать Сальвадор начал в …
    4. Он не доучился в академии, потому что…
    5. В 27 лет он создал свою самую известную картину…
    6. Идея картины пришла ему в голову, когда он увидел…
    7. Считается, что на картине он изобразил…
    8. О какой картине Дали писал: «Эта картина всегда отзывалась во мне острой тоской»
    9. По мотивам этой картины Дали написал…
    10. Нарцисс это…
    11. На картине «Геополитик наблюдает за рождением нового человека» яйцо это…
    12. На картине «Портрет Мэй Уэст» изображены…
    13. Его жену звали…
    14. Он ее называл…
    15. В конце 40- начале 50-х Дали часто рисовал (кого?)
    16. Фрида Кало жила в (стране).
    17. В 1940 году она порвала с сюрреалистами, написав: я никогда не рисовала мечты, я рисовала…»
    18. Что произошло 17 сентября 1925?
    19. Чаще всего она писала…
    20. Ее мужем был знаменитый мексиканский художник…
    21. Последний ее натюрморт назывался…

 

Один комментарий к “Их называют сюрреалистами: С. Дали, Р. Магритт, М. Эрнст”

  1. Наташа, не перестаю восхищаться количеством интересного материала в твоих лекциях и презентациях, а также легкостью и изяществом его подачи.
    Самое приятное переживание у меня здесь — это трепет от ощущения, что где-то рядом, в шаге от меня — тайна. А с философской точки зрения очень точно описано то, что происходит в моей жизни сейчас (цитирую Эрнста): «…систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов (я бы добавила людей и событий) в абсолютно не подходящем для этого в данный момент месте — плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближении двух этих реальных предметов.»
    идея, что искусство должно задавать вопросы мне тоже очень нравится. Сейчас при обилии информации ответы получаешь, не успев задать вопрос. этот навык — задавать вопросы- потихоньку утрачивается.
    Очень взволновала картина «Препятствие пустоты». И правда, я есть только там где сталкиваюсь с кем-то или с чем-то. В пустоте меня тоже нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *