Русские художники Тропинин, Брюллов, Федотов, Иванов

Русская живопись начала 19 века

Первая половина XIX века стала важным периодом в  русской культуре, когда не только жило много талантливых людей, но сложилась культурная среда, которая формировала и объединяла общество: поэты, композиторы, актеры. Именно тогда появилось много талантливых художников, которые, усвоив основы академического искусства, искали свой стиль, неповторимую манеру. Среди ярких фигур этой эпохи были Василий Тропинин, Карл Брюллов, Александр Иванов, Павел Федотов.  Как раз в это время в живописи существуют рядом разные направления: классицизм, романтизм, реализм. И, хотя ни один большой художник не укладывается в жесткие рамки стиля, все же говорят о сочетании классицизма и романтизма у Брюллова, романтиком считают О, Кипренского. В творчестве Тропинина видят соединение реализма и романтизма, а вот Федотов, как считают, стал одним из первых представителей критического реализма в русской живописи.

Содержание

    1. Русская культура первой половины XIX века. Академия художеств.
    2. Василий Тропинин
    3. Карл Брюллов
    4. Александр Иванов
    5. Павел Федотов 

Русская культура первой половины XIX века. Академия художеств.

В литературе в это время  творили Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Гоголь. В музыке — Алябьев, Варламов, Глинка, с которого началась и русская опера, и симфоническая музыка. Если прежде в Россию приглашались певцы и танцоры из-за границы, то теперь все восхищаются великой балериной Истоминой. Любимцами петербургской театральной публики были Семенова, Каратыгин.

После войны 1812 года в Москве и Петербурге было построено много великолепных зданий архитекторами Захаровым, Воронихиным, Росси, Монферраном. Именно тогда были созданы памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (скульптор Мартос), «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге Клодта.

Прогрессу в изобразительных искусствах способствовало открытие в 1757 году Императорской Академии художеств, первого учебного заведения России, где готовили художников, скульпторов, архитекторов, граверов. Учебный курс длился 9 лет, после которого лучших выпускников отправляли за казенный счет за границу, чаще в Италию на стажировку на срок от 3 до 6 лет. В Академии было Воспитательное училище, куда принимались мальчики в 5-6 лет. Там их учили грамоте, они рисовали орнаменты, копировали изображения.

Беднейшие студенты порой получали возможность учиться бесплатно за казенный счет. Среди учеников Академии были люди разных сословий, учились даже крепостные с разрешения их господ. До 1861 года значительная часть крестьян полностью зависела от помещика и должна была на него бесплатно работать. Из этой среды выйдет немало талантливых людей. Один из них — Василий Андреевич Тропинин.

Тропинин Василий Андреевич (1776 — 1857).

Он родился крепостным крестьянином, а свободу получил в 47 лет, уже будучи самым популярным московским художником. Его хозяин граф Морков не торопился давать ему вольную, хотя многие известные люди хлопотали за Тропинин. Рисовал Василий с детства, забавляя хозяйских детей, хотя взрослые никакого толку от этих способностей мальчика не видели. Правда, в 90-е годы граф отправил его в Петербург учиться на кондитера, и Тропинин умудрялся в свободное время ходить в Академию художеств, где изучал анатомию и копировал гравюры.

Интересно, что не Морков, а его двоюродный брат, узнав о способностях молодого человека дал денег, чтоб тот мог учиться. Работы Тропинина на выставках высоко оценивали, но граф вызвал крепостного в свое поместье, чтоб тот выполнял обязанности кондитера и лакея. Правда, среди его дел живопись занимает все больше места: он расписывает церковь, начинает писать портреты.

В 1808 году Тропинин женился на вольной девушке, но по закону она тоже стала крепостной. В 1809 году у них родился сын Арсений. Даже когда отец его получит вольную, сын еще несколько лет будет оставаться в собственности графа.

Когда после войны 1812 года Морковы переехали в Москву, Тропинин стал очень популярным портретистом, вот некоторые его работы: историк,создатель «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин, актер В. Каратыгин, писал он и графов Морковых. Тогда особенно ценились парадные портреты, Тропинин их написал немало. Кстати, когда в 1824 году художник получил вольную и обратился в Академию художеств, чтоб ему присудили звание художника, и получил его именно за парадный портрет гравера К. А. Леберехта.

Но его подлинным призванием было создание «домашних» портретов, где герои сидят в непринужденных позах, просто одетые. Тропинин не зря пришелся по душе москвичам, потому что в противоположность официальной холодной столице жители Москвы ценили душевную теплоту и свободу. Надо сказать, человек непростой судьбы, Тропинин не обижался на нее, и, по общему мнению, был очень добрым и мягким.

Его московский дом на Ленивке стал местом, где собирались самые талантливые люди Москвы. Порой, не застав хозяина дома, они писали свои фамилии на дверях (у Тропинина не было лакея, который бы принимал визитные карточки). Чаще других там была фамилия Брюллова, пока он жил в Москве.

Ученики, которым он преподавал в Училище живописи и ваяния, очень любили  Тропинина и вспоминали о нем так: «Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей». Эта доброта душевное тепло ощущается и в его картинах.

Тропинин В.А.Картины с названиями

Тропинин написал самый известный портрет А. С. Пушкина. Сергей Соболевский, заказывая художнику портрет поэта особо настаивал, что хочет видеть своего друга на нем таким, «как он бывал чаще, не приглаженным и припомаженным». Современники отмечали поразительное сходство с оригиналом. Среди самых известных его работ — «Кружевница». Художник не раз будет рисовать крепостных- девушек-рукодельниц: золотошвеек, вышивальщиц, кружевниц, среди которых, были отличные мастерицы. А «Гитарист» — это тот самый родственник хозяина Тропинина, музыкант-виртуоз В. И. Морков, который, заметив в юноше талант, оплатил его учебу в Академии. Портрет сына Арсения кисти Тропинина давно считается одним из лучших детских портретов в русской живописи. 

 Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852)

Настоящая его фамилия была Брюлло, его предки покинули Францию еще во время религиозных войн XVII века и прижились в России. Семья эта дала России немало талантливых людей, но, конечно, «великий Карл» был самым ярким. Его художественным развитием занимался отец, академик орнаментальной скульптуры, строго наказывая мальчика за небрежность в работе. Хорошая домашняя подготовка позволила Карлу без экзаменов поступить в 10 лет в Академию и стать ее лучшим учеником. Получив за выпускную работу Большую золотую медаль, Брюллов (такая фамилия стояла теперь в его заграничном паспорте) в 1822 году отправился в Рим, где жил 12 лет. Он с увлечением писал черноглазых итальянок, эти работы принесли ему известность и в Риме, и в России, говорят, его «Итальянское утро» подарили императрице, в пару к ней он написал еще «Итальянский полдень».

В это время от познакомился с русской богачкой и аристократкой Юлией Самойловой. Между ними возник роман, который потом перешел в долгую дружбу. Оба они были яркими, темпераментными, Юлия вполне соответствовала тому женскому типу, который уже узнавали поклонники Брюллова. Как писал Гоголь: «женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, – она женщина страстная, сверкающая, южная, итальянская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты«.

По заказу Самойловой Брюллов написал «Всадницу», где изобразил двух падчериц графини. Картину очень высоко оценили итальянцы, сказав, что давно не видели «конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством».  Картина украшала гостиную Самойловой, а когда незадолго до смерти она разорилась, «Всадницу» выставили на аукцион, а в 1893 году была куплена Третьяковым для его галереи.

Напишет позднее Брюллов и несколько портретов и самой графини. Самый знаменитый — «Портрет Графини Юлии Павловны Самойловой», уходящей с придворного маскарада.  Одна из первых петербургских красавиц была своевольна и не терпела условностей большого света. На картине она оставляет за спиной светское общество, предпочитая ему свободную жизнь. Кстати, именно ради свободы они покинула Россию и поселилась в Италии.

Брюллов К Женские образы

Но Общество поощрения русских художников, которое финансировало пребывание Брюллова в Италии ожидало от него большой исторической картины и было недовольно, что художник растрачивает себя по мелочам.

Впрочем, скоро Брюллов сам увлекся исторической темой. Богач, владелец уральских заводов Анатолий Демидов пригласил его на раскопки города Помпеи, который погиб во время извержения Везувия в 79 году н. э. В это время многие ездили в окрестности Неаполя, чтоб посмотреть на этот город, похороненный под лавой и пеплом и таким образом сохранившийся с античных времен. Брюллов бывал там еще несколько раз. Ему захотелось написать картину о трагедии Помпей, а Демидов пообещал купить картину, если художник ее напишет.

В общей сложности, над картиной Брюллов работал 6 лет (начал в 1827, закончил в 1833). Он взялся за создание картины с таким увлечением, что работал порой до полного изнеможения. Сначала прочел все, что можно было найти об этой трагедии. Потом долго готовил холст.

На картине нет одного главного героя. Это многоликая человеческая трагедия: дети, которые пытаются спасти старика-отца, юноша (в правом нижнем углу), пытается уговорить мать бежать с ним. Считается, что это тот самый Плиний, который выжил в этой катастрофе и описал ее в письмах Тациту. В левом верхнем углу изображен человек с кистями и красками на голове. Художник, которые смотрит и запоминает. Это автопортрет самого Брюллова.

Несколько женщин на картине писались явно с Юлии Самойловой.

Последний день Помпеи

Картина имела огромный успех и в Риме, и в Милане, и в Париже, где она получила Золотую медаль. Владелец картины Демидов подарил ее царю. Когда в  1835 году Брюллов вернулся в Россию, его ждал восторженный прием. Пушкин в стихах передал впечатление о картине:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Чтоб увидеть «Последний день Помпеи» люди стояли в очереди, но звания профессора за нее художнику  так и не дали. Вообще с официальной Россией у вольнолюбивого художника отношения не складывались. И хотя царь явно хотел, чтоб «великий Карл» написал его портрет художник от этой чести уклонялся.

Зато за 14 лет, что он проживет на родине, Брюллов создаст портретную галерею замечательных русских деятелей культуры: поэта и прозаика А. К. Толстого, баснописца И. А. Крылова, поэта В. А. Жуковского.

Портреты К. Брюллова

Жуковский попросил Брюллова написать свой портрет, чтоб разыграть его на придворной лотерее, а на вырученные деньги выкупить из крепостничества украинского поэта Тараса Шевченко. Действительно, собранных 2500 тысяч рублей хватило для освобождения поэта и художника. Шевченко потом стал любимым учеником Брюллова.

С Елизаветой Павловной Салтыковой Брюллов познакомился в Риме, куда она приехала, потрясенная недавней смертью мужа. Художник написал ее среди роскошной обстановки, но в первую очередь нам бросается в глаза не павлиньи перья или экзотический мех, а тонкое печальное лицо женщины.

Аврора Демидова славилась своей удивительной красотой и добротой. Это, по легенде, в ее честь назвали знаменитый крейсер, давший сигнал к штурму Зимнего дворца. Павел Демидов, один из самых богатых и просвещенных людей в России,  заказал вскоре после свадьбы портрет своей жены Авроры.

На автопортрете 1849 года Брюллов выглядит усталым и опустошенным. А тут еще, расписывая плафон Исаакиевского собора, он заболел, надышавшись мраморной пылью в сыром недостроенном здании. По настоянию врачей он уехала сначала на Мадейру, потом в Италию, где умер в 1852 году.

Александр Андреевич Иванов (1806  — 1858).

Александр Иванов, как и Брюллов был сыном художника. Андрей Иванович Иванов был профессором исторического класса, мечтал, что сын продолжит его дело. Получив дома отличную подготовку, мальчик легко поступил в 11 лет в Академию, где учился 10 лет. Отец и в Академии был преподавателем сына, и кое-кто подозревал даже, что профессор выполнял за студента часть работы. Поэтому, хотя выпускную работу Александр написал блестяще и получил большую Золотую медаль, прежде, чем отправить его в Италию, ему предложили сделать еще одну картину. Очевидно, после этого Общество поощрения художников поверило Иванову, и в 1830 году он отправился в Италию, предварительно посетив музеи Германии.

Приехав в Рим, Иванов начал напряженно работать. Обычно в первые годы молодые художники знакомились с картинами великих мастеров, копировали их, и лишь потом брались за свои картины. Иванов копировал Микеланджело в Сикстинской капелле, но одновременно начал осуществлять собственные идеи. В первые три года, кроме набросков, он работал над картиной «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», которую не закончил.

Следующая его работа «Явление Христа Марии Магдалине» так понравилась в России, что ему за нее дали звание академика и продлили пребывание в Риме еще на 3 года. Известно, что после воскресения Христа первой его увидела самая преданная его последовательница — Мария Магдалина. Но когда она бросилась к нему, Христос сделал предостерегающий жест: «Не прикасайся ко мне», давая понять, что теперь уже невозможны физические контакты между ним и людьми.

Виттория Марини была хозяйкой квартиры, где они с братом жили в Риме. Очень необычная работа для XIX века. Скорее, ее мог бы написать художник XX века, передавая лишь обобщенный женский образ. Иванов считал, что задача современного живописца вдохновение заключать «в строгие математические формы».

image

По свидетельству современников, Иванов вставал в 5 утра и работал с перерывами до вечера. Жил очень скромно, потому что принципиально не писал картин на заказ, так что небольшая пенсия, которую он получал из России была единственным источником его существования.

Большое влияние на него оказала дружба с Гоголем, который тоже жил в Риме. Они познакомились в 1837 году. Это Гоголь советовал ему: «Спокойствия духа между тем никак не теряйте, на то, что получают большие деньги другие, никак не глядите. Помните, что нельзя работать богу и мамоне вместе. Вы сами избрали трудную дорогу себе, стало быть, должны уметь и крепиться на ней».

Гоголь нередко будет материально помогать художнику, а еще они много разговаривали о высоком назначении искусства, и Гоголю нравилось, как внимательно слушал его молодой художник. Как раз в Италии писатель работал над «Мертвыми душами», книгой, которая, как он мечтал, могла изменить жизнь России. Иванову была близка мечта писателя о великой роли искусства в духовном преображении людей. В 1836 году он начал работать над главной картиной своей жизни — «Явление Христа народу».

Явление Христа народу

Художник будет писать картину больше 20 лет с 1836 по 1857 годы, бесконечно переделывать, искать все новые лица. Для картины написано более 400 этюдов, портретов. Порой его пейзажные зарисовки опережают свое время, предвосхищая импрессионистов.

Сначала Христос был у него на первом плане, как обычно и бывает. Но потом художнику стало интересно, как его появление действует на людей.  Мы видим Спасителя вдали на пригорке. В центре Иоанн Креститель, неистовый пророк, который уже несколько лет предсказывал явление Мессии и призывал людей очиститься от грехов, готовясь к его пришествию. Чтобы люди могли смыть как духовную, так и телесную грязь, он погружал их в воды реки Иордан.

На картине среди ожидающих крещения и богатые люди, и бедняки и даже рабы. Только что Иоанн сказал, указывая на фигуру, видную на холме, что это тот самый Мессия, Спаситель, о котором он давно говорит. Вся гамма человеческих чувств отразилась на лицах людей, собравшихся вокруг него.

Художник считал наиважнейшими в истории людей строки из Евангелия, где рассказывается, как Христос крестился в реке Иордан, и в этот момент на него сошел Святой Дух. Он объяснял, что в этот момент люди находились «на перепутье из физических сил в духовные». То есть человечество, чей собирательный образ дан на картине, готовится перейти в иное качество, усваивая истины, которые принес Христос. Художник надеялся, что его картина сможет «духовно преобразить не только искусство, но и само общество».

Он мечтал, что «Явление Христа народу» однажды станет частью внутреннего убранства храма Христа Спасителя, который в тот момент строился в Москве. Но потом узнал, что заказ передали другому. Последние годы за границей он жил в большой нужде, одолевали болезни. В 1858 году Иванов вернулся в Россию. Но настали другие времена, требовались острые социальные сюжеты, религиозные идеи, тема нравственного усовершенствования не волновала общество. Картину почти не заметили, а автор вскоре умер от холеры. «Явление Христа народу» купил все же царь Александр II, а с 1920 года полотно находится в Третьяковской галерее, где для него специально пристроили павильон.

Павел Андреевич Федотов (1815 — 1852)

Сын героя Русско-турецкой войны, пожалованного за героизм офицерским чином, Павел Федотов имел все шансы стать отличным офицером, а, может, и генералом. В 11 лет он поступил в Московский кадетский корпус, и, хотя не имел домашней подготовки, к концу первого года учебы стал лучшим учеником, и оставался им до конца учебы. У него было много трудолюбия и блестящая память: «Если на экзамене или при повторении уроков мне случалось запамятовать, ту или другую подробность, одну или две фразы, мне стоило закрыть глаза на минуту — и все забытое, будто откуда-то выпрыгнув, являлось предо мною, как написанное на бумаге». 

Кроме успехов в учебе, музыкальных способностей, он славился тем, что делал очень похожие карандашные портреты учителей и товарищей. В 1833 году после окончания кадетского корпуса он был распределен в гвардейский полк в Петербург. Столичная жизнь не отвлекла его от любимого увлечения. Федотов не расставался с карандашом, зарисовывал виды из окна, потом сделал портрет одного-другого товарища, и скоро не было отбоя от желающих получить свой портрет, потому что получалось очень похоже.

В 1834 году Федотов поступил на вечерние рисовальные курсы при Академии художеств. Усердно рисовал гипсовые головы, никогда не пропускал занятий. А еще он писал акварели, где изображал события из жизни полка. Одну такую работы он показал шефу полка, брату царя Михаилу Павловичу. Тому работа очень понравилась, он подарил художнику перстень с бриллиантом и потом уже не терял его из вида.

В 1839 году Павел Федотов начал новую картину — «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара». Когда он показал ее Великому князю Михаилу Павловичу, тот не только выделил ему денег на краски, но и пообещал показать картину царю. Тому работа тоже понравилась, и он сказал, что, если художник надумает выйти в отставку, чтоб заняться живописью, он назначит ему пенсию.

Федотов долго не решался закончить военную карьеру, продолжая сочетать военную службу с живописью, но в 1844 году вышел в отставку, получив от царя 100 рублей серебром в месяц. Часть этой суммы он отсылал родными Москву, поэтому жил очень скромно, но, увлеченный живописью, по этому поводу не огорчался. Поначалу он продолжал писать работы на военную тему. Но в его фотографической памяти стали всплывать сценки из повседневной жизни, которые он помнил еще со времен московского детства.

Бытовой жанр в русской живописи еще не существовал. Федотов станет первым. Кстати, благословил его на написание бытовых картин и И. А. Крылов.  В 1847 году он написал свою первую картину о современной жизни «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест». Смешная и грустная картина. Небогатый чиновник получил орден (то есть стал кавалером) и вечера с друзьями шумно отметил это событие. Федотов подробно изобразил следы пирушки. А сегодня виновник торжества предстал перед служанкой в старом халате, к которому прикреплен орден. Он с гордостью на него указывает женщине, которая в ответ демонстрирует ему старый сапог, который давно пора сменить. Забавная сценка, по которой легко сочинить рассказ. Но и грустная: как ничтожна жизнь этого человека, как мало в ней радости! И сколько было по России таких людей! В 1842 году Гоголь написал об этих бедных забитых существах повесть «Шинель».

image

В 1848 году Федотов написал «Завтрак аристократа». Опять грустный и смешной маленький человек, который хочет казаться не тем, кто он есть. Рассказывает всем, наверное, что он богач, пудель у него у лучшего мастера подстрижен. А сам завтракает черным хлебом и куском мяса. Поэтому, когда собака залаяла, услышав стук незваного гостя, он быстро прикрывает бумагой свой скромный завтрак.

Во время своей учебы на курсах в Академии Федотов не раз обращался за советом к Брюллову. И когда он сделал эскиз картины «Сватовство майора», то показал картину мастеру, и тот не только одобрил его, но и добился в Академии пособия художнику. Федотов тщательно изучал натуру. Заходил в купеческие дома, чтоб посмотреть, как они обставлены, а потом зарисовать по памяти. «Сватовство майора» было закончено в 1848 году, художник получил за него звание академика. Картина имела большой успех. Кстати, автор стоял рядом и комментировал ее стихами собственного сочинения.

image

Но успех картин имел и обратную сторону. Насторожилась цензура. Вдруг оказалось, что «Сватовство майора» обижает  офицеров, а «Свежий кавалер» — чиновников. Поэтому делать гравюры с них, как хотел Федотов, нельзя. А у него были проблемы: отец болел, сестра овдовела. Это именно ее он написал на печальной картине «Вдовушка».

image

Мы видим, что он не только мастер бытовой сатиры, но и тонкий лирик. Эти же качества видны на его портрете Надежды Жданович, сестры его товарища, написанную в 1850 году. Надежда Петровна хранила его рисунки, письма и картину, а в 1912 году, незадолго до смерти передала все это Русскому музею.

Усиленные занятия, бедность, невозможность помочь родным, столкновение с официальной государственной машиной надломили его здоровье. У Федотова стала развиваться мания преследования. Друзья поместили его в лечебницу для душевнобольных, где он умер 26 ноября 1852 года, в возрасте 37 лет.

Вопросы контрольной.

      1. Назовите несколько имен писателей, скульпторов, архитекторов начала 19 века.
      2. В 1757 году открылась…
      3. Лучшие ученики Академии за казенный счет ехали в…
      4. Тропинин по происхождению был…
      5. Свободу он получил, когда ему было…
      6. Граф Морков отправил Тропинина в Петербург, чтобы тот учился на…
      7. В свободное время Тропинин в Петербурге посещал…
      8. В Москве говорили, что Тропинину особенно удаются … портреты (какие?)
      9. Портреты каких известных современников написал Тропинин?
      10. На картине «Гитарист» Тропинин изобразил…
      11. После окончания Академии Брюллова отправили в… где он жил… лет
      12. В первые годы пребывания в Риме он написал картины…
      13. С 1827 по 1833 годы Брюллов работал над картиной…
      14. Назовите 2-3 портрета, созданных Брюлловым
      15. За эту картину А. Иванову дали звание академика
      16. В Риме Иванов подружился с…
      17. Сколько лет он писал «Явление Христа народу»?
      18. Кто такой Иоанн Креститель?
      19. «Явление Христа народу» сегодня находится в…
      20. Кем был по профессии Федотов?
      21. В 1844 году он…
      22. Сначала Федотов писал картины из жизни военных, а на написание бытовых картин его благословил…
      23. За эту картину Федотов получил звание академика.
      24. Назовите картину и ее автора.

Контрольная русское искусство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *