Декоративно-прикладное искусство Древней Греции

Керамика Греции

Среди произведений декоративно-прикладного искусства Древней Греции, или как ее еще называют, Эллады, немало подлинных шедевров. Особенно знаменита греческая керамика — искусно расписанные глиняные сосуды для воды, вина, масла и других бытовых нужд. Высоко ценятся и ювелирные украшения.  Мода переменчива, но одежду, которую придумали в Древней Греции рады были надеть женщины разных эпох. У древних греков был особый дар чувствовать красоту. Что бы они ни создавали: здания, статуи, женские украшения или чаши для вина, все это отличалось благородными пропорциями, делалось с большой фантазией и вкусом. Поэтому произведения древнегреческого искусства стали образцом для мастеров последующих эпох, хотя, как ни странно, современники мало ценили труд ремесленника. Их труд их считался непривлекательным.

Ремесленники в социальном плане стояли на более низкой ступени, чем земледельцы, торговцы, а тем более, люди умственного оруда. Сначала хозяин сам работал в мастерской, и тут же продавал свои изделия. Такие места назывались эргастерион, что означает «место работы». Часто здесь же жила и семья ремесленника. По мере развития экономики появляются крупные мастерские, где использовался труд нескольких десятков человек, среди них могли быть как рабы, так и свободные граждане. Здесь делали дорогие ткани, ювелирные изделия, керамическую посуду для богатых.  Некоторые авторы славились своим мастерством и подписывали свои работы. Так  до нас дошли имена таких гончаров, как Эксекий, Пасиад.

Наведите курсор на строку содержания, и вы перейдете на нужный вам раздел.

Содержание

  1. Древнегреческая керамика
  2. Одежда древних греков
  3. Украшения в Древней Греции. Ювелирное искусство
  4. Греческий орнамент

Древнегреческая керамика

Казалось бы, прозаические предметы: глиняный кувшин, с которым женщины ходили за водой или горшок, куда наливали оливковое масло, — что в этом особенного? Но когда на дне Средиземного моря находят затонувшее судно с грузом древнегреческих амфор, кратеров и гидрий, за ними начинают охотиться лучшие музеи мира, потому что это настоящие произведения искусства.

Нам известно около 20 видов древнегреческих сосудов. Самые распространенные — амфоры. В них хранили и перевозили главные продукты Греции: вино и оливковое масло. Амфоры имеют очень красивую форму, напоминая очертания женского тела с тонкой талией и плавно расширяющимися бедрами. Греки верили, что у нее женская душа. Порой эти сосуды использовали для погребения детей словно помещая их внутрь материнского лона. Случалось, ставили на могилах. Когда поминали умерших, в такие амфоры наливали воду с медом. А еще были особые Панафинейские амфоры, их вручали победителям состязаний в честь Афины, предварительно наполнив маслом. На них были изображены состязания спортсменов. И для голосования в демократических греческих полисах тоже пользовались амфорами.

С гидриями греческие женщины ходили по воду. У них три ручки: одна сзади, чтоб было удобно наливать воду и две по бокам, чтоб поднимать на плечо или на голову. В кратерах, сосудах с широким горлом и крепкими ручками смешивали вино с водой. Дело в том, что вино было самым распространенным напитком в этой стране, но, сторонники умеренности, греки редко пили его неразбавленным. Греческие мужчины нередко собирались для философских бесед. Такие встречи назывались симпосиями. Конечно, пили, ели, но главным была беседа, ведь греческих мальчиков с детства учили красиво говорить, и знание поэзии и философии было обязательным.

Кратер стоял в центре комнаты и главный руководитель — симпосиарх решал, в какой пропорции соединять вино с водой. Чаще всего на одну часть вина добавляли три воды. Тогда у пирующих настроение будет приподнятым, но ум останется незатуманенным. Случалось, конечно, разводили 1:2, тогда получалась просто веселая пирушка. А неразбавленное вино пили на оргиях. Например, на праздниках в честь бога виноделия Диониса кратеры не использовали, и греки отрывались по полной.

На пирах вино подавали в сосудах, которые назывались ойнохойи. У них была ручка как у современных кувшинов, а носик сделан в виде трилистника, таким образом, жидкость лилась по трем направлениям, и виночерпий мог наливать вино одновременно в 3 чаши, которые назывались килики — довольно низкие, с двумя ручками.  Наливали вино и в мастосы — они, походили на женскую грудь, резко сужались книзу, поэтому сосуд нельзя было поставить на стол, не выпив все до капли. А были еще более глубокие канфары, это чаши Диониса, их использовали на праздниках, посвященных этому богу.

Прикладное искусство Древней Греции

Среди греческих сосудов было немало ритуальных. Красивые высокие вазы лутрофоры использовали во время свадебных церемоний. В них была вода, которой омывали невесту перед свадьбой. А если умирала незамужняя, то такой сосуд ставили ей на могилу. Начиная с V века до н. э., в форме лутрофор стали делать мраморные надгробные памятники.

Известны маленькие сосуды арибаллы. В них хранилось масло, которым спортсмены натирали тело перед выступлениями. Арибаллы делали в виде небольших скульптур животных, рыб, птиц. Атлеты привязывали сосудики тонкими ремешками к запястью, считая их талисманами.

Ароматические масла играли немалую роль в жизни древних греков. Их хранили, например, в алабастрах, для которых характерно закругленное дно и ушко в горлышке, куда вдевали веревочку, чтоб подвесить сосуд.  Оливковое масло наливали и в лекифы, очень изящные сосуды, которые использовали и в ритуалах.

Еда у греков была простая: виноград, оливки, сыр. Мясо — по праздникам, то, что оставалось от жертвоприношений. Может, поэтому посуды для пищи гораздо меньше, чем для питья. Сыпучие продукты можно было хранить в пелике.  Лекана — плоская чаша похожа на нашу низкую кастрюльку. В ней держали готовую еду.

А украшения женщины хранили в пиксидах, небольших плоских шкатулках с крышечкой. Разглядывая греческие сосуды, мы можем представить себе повседневную жизнь людей, живших 2,5 — 3 тысячи лет назад.

Конечно, бедняки пользовались обычными изделиями, а расписанная керамика ценилась очень высоко, и стоила дорого. Имена лучших мастеров были широко известны. Среди них — Эксекий, Пасиад, Харис. На сосудах они ставили свои подписи. Вполне может быть, что мужчины на симпосиях, среди прочего обсуждали красоту стоящих перед ними сосудов, тонкость их росписей, говорили о героях поэм и мифов, нарисованных на амфорах и киликах.

Искусство античной керамики развивалось много веков. Сосуды, созданные в X-VIII веках до н.э.,в гомеровский период, были расписаны геометрическими узорами. Но постепенно геометрические рисунки усложняются, появляется схематичное изображение людей и животных. В VIII в. до н.э. в эпоху архаики, центром, где изготовлялись лучшие вазы был Коринф. К VI веку на сосудах стали рисовать львов, грифонов, сфинксов, а потом — сцены из мифов. Коринфские вазы были очень популярны в Греции.

Мастера рисовали фигуры с помощью кисточки  на необожженном сосуде особой жидкой глиной со всякими добавками — ее называли шликер, а детали процарапывали тонким резцом. После обжига рисунки становились черными. Так возникла чернофигурная  роспись.

У гончаров  Коринфа учились афинские мастера, которые в VI в до н.э. превзошли коллег  в создании чернофигурных ваз.

Античная керамика

Но через несколько десятилетий в тех же Афинах придумали новую технику расписывания ваз — краснофигурную. Теперь черным делали всю поверхность сосуда, само изображение сохраняло цвет глины, а по нему тонкими кисточками наносили линии. На вазах изображали битвы героев, состязания спортсменов. Кстати, даже в эпоху краснофигурной керамики Панафинейские амфоры продолжали оставаться  чернофигурными.

До нас дошли имена  самых ярких мастеров греческой керамики. Среди создателей  краснофигурных  ваз VI в до н. э. назовем  Евфрония и Евтимида. В классический период (V-IV вв.) славились Гермонакс, Полигнот, Клеофан и другие.

В период поздней классики (400-323 гг. до н.э.) славился представитель «роскошного стиля» Мидий.  Он умел удивительно изобразить складки прозрачной одежды и активно использовал в росписях белый и золотой цвета.

Древнегреческая живопись до нас не дошла, но, глядя на глиняные сосуды мы можем предполагать, что она достигла высокого уровня. Мастера великолепно умели передавать не только красоту человеческого тела, мягкие складки одежды, но и пластику движений спортсменов, танцоров. Глядя на нах, невольно думаешь о том, что мы утратили умение двигаться так красиво, как обитатели Древней Эллады.

                        Одежда древних греков

О том, как одевались древние греки, мы можем судить по статуям и изображениями на керамических сосудах. И хотя,чтоб сделать пеплос или хитон, не требовалось никакого умения портных, этот народ и в области одежды стал законодателем мод на все времена.

Наряды, как мужские, так и женские не кроились и не сшивались. На плечах они держались за счет застежек, а на талии часто фиксировались поясом. Весь фокус заключался в искусстве драпировок.  Говорят, искусству создавать красивые складки специально учили  в школах. Женщины и мужчины в одежде с обилием мягких складок походили на  колонны античных храмов. Считается, что самое древнее платье греков-мужчин — хлена гречанок — пеплос. Это название мы находим в поэмах Гомера и других древних поэтов:

Пеплос надела она, лучезарный, как жаркое пламя,
Ярко блестели на теле витые запястья и пряжки,
И золотые висели на шее крутой ожерелья,
Разнообразные, видом прекрасные; словно блестящий.
Месяц вкруг нежных грудей Афродиты светился чудесно.

Пеплос — длинная одежда, сделанная из большого прямоугольного куска ткани, отогнутого по верхнему краю. Фактически в нее заворачиваются, закрепляя на плечах.  На талии пеплос фиксировали поясом. Впрочем, его порой носили свободно спускающимся без пояса.

В панафинеи праздник, когда жители Афин воздавали почести  богине, их покровительнице, на Акрополь к храму Парфенон, посвященному Афине, целая процессия несла огромный пеплос, который в течение 9 месяцев ткали женщины города. Говорили, что он был шафранового цвета, и на его огромном поле было выткано изображение битвы богов с титанами, в которой участвовала и Афина.

хитон гимасий

Самой распространенной одеждой был хитон. Сначала его носили только мужчины, а после 550 г. до н. э.  — и женщины. Хитон делали из одного или двух кусков ткани, которые на плечах скрепляли застежками — фибулами. Нижний край обязательно подшивали. Неподшитый носили рабы или люди в трауре.

Существовало несколько разновидностей этой одежды. Дорические хитоны были короткие и узкие. В них ходили дома, надевали под другую одежду. Ионические — более длинные и закрытые, на плечах порой скреплялись несколькими застежками, так что получались рукава.

Хитоны воинов были короткими, а жрецов, женщин и актеров — длинными.  Женщины на плечи накидывали шарфы — калиптры. Поверх хитона и женщины, и мужчины надевали плащ гиматий. Его делали тоже из прямоугольника шерстяной ткани, конец которой можно было перекинуть через плечо или руку. В холодную погоду в него заворачивались полностью.

На охоте, на войне, когда была нужна свобода движений, мужчины носили короткий плащ — хламиду. Отправляясь в путь, греки надевали хитон, хламиду, шапку с полями и кожаные сапоги эндромиды с отогнутыми голенищами. В обычной жизни греки носили сандалии.

Основными видами ткани были лен и шерсть, которые женщины ткали так, чтоб они были мягкими и хорошо драпировались. После походов Александра Македонского, в эпоху эллинизма в Греции стал появляться и шелк, который был, конечно, очень дорог. Греки не любили пестрые ткани, поэтому одежда была однотонной. Часто хитоны были синие, зеленые, серый и коричневый носили во время траура, самыми дорогими и красивыми считались белые, потому что отбеливать  ткани было дорого. А суровые спартанцы из цветной одежды носили только красный плащ.

Ювелирное искусство

Как и другие виды древнегреческого искусства, ювелирное считается классикой европейской художественной культуры. Подобно всем древним народам, греки поначалу носили амулеты, защиту от враждебных сил, лишь позднее  появилось стремление украсить себя, продемонстрировать свой статус и тогда стали делать украшения из металлов и камней. Были распространены серебряные украшения, благо в Греции были свои рудники. А вот золото можно было получить только в обмен на свои товары.

Одним из первых греческих центров обработки драгоценных металлов была Лидия в Малой Азии. Не случайно имя лидийского царя Креза стало синонимом богатства, говорили «богат, как Крез». Конечно, на лидийских мастеров повлияли традиции Египта. Это заметно, например, в изображении людей: так же, как в египетском искусстве, туловище изображено в фас, а лицо — в профиль.

Но греки всегда умели, испытав чужое влияние, выработать свой стиль. Они всегда ценили умеренность, сдержанность, даже законодательно было запрещено носить много украшений. И ювелиры в своих изделиях избегали тяжеловесности, предпочитая создавать тонкие, изящные украшения.

После победы греков над персами в V в до н.э. начался  классический период, подлинный расцвет греческого искусства, и, в частности, ювелирного. Мастера стали применять эмаль, резьбу по камню, филигрань. Надо сказать, искусство филиграни греки переняли тоже у египтян. Еще в древности те умели изготовлять украшения из тончайших золотых нитей, с применением пайки. Работа была настолько тонкой, что сделать ее было нельзя без увеличительного стекла. И археологи нашли подтверждение тому, что греческие мастера пользовались лупами. Без этого прибора невозможно было бы вырезать и крохотные гравюры на камнях — агате, сардониксе, которыми украшались ювелирные изделия.

прикладное искусство древних греков

Особенно великолепными стали греческие украшения в эпоху эллинизма, когда после победоносных походов Александра Македонского греческие аристократы приобрели тягу к восточной роскоши.

Популярны были диадемы. Надо сказать, в Греции венок из лавровых или дубовых листьев всегда был желанной наградой для победителя состязаний, но теперь их делали из золота. Диадемы носили и женщины, а еще они украшали волосы шпильками, сетками для волос из тонких золотых нитей.

Конечно, любили серьги, где золото сочеталось с камнями. При движении золотые подвески мелодично звенели. Браслеты надевали не только на запястье, но и выше локтя. Их прикрепляли к рукаву одежды, иначе они сползли бы.

Кольца в Греции начали носить еще с начала VI века до н.э. Сначала делали печатки, они нужны были мужчинам для дела: запечатывать письма, ставить оттиск вместо подписи. Но постепенно они становились все более красивыми, украшались драгоценными камнями. Говорят, было принято носить кольцо на четвертом пальце левой руки.

Греческий орнамент

Орнамент у всех народов возник в глубокой древности. Скорее всего, желание украсить предметы быта говорило о развитии эстетического чувства, но, безусловно, эти изображения были связаны с верованиями людей, стремлением предохранить себя от опасностей, договориться с могучими силами природы. Для этой же цели люди палеолита изображали на стенах пещер огромных буйволов, оленей. Но тот факт, что от   реалистического изображения художники  перешли к языку символов, говорит о развитии у них абстрактного мышления, стремления передать в дописьменную эпоху свои знания и представления о мире.

Древние греки и здесь смели внести значительный вклад в мировую культуру. Мы видим  элементы орнамента и на сосудах, и на одежде, и в архитектуре. Среди древнейших элементов орнамента меандр — изображение, состоящее из линий, изогнутых под прямым углом. Этот узор назвали в честь реки в Малой Азии, известной своими причудливыми изгибами. Почему так любили это изображение греческие мастера? С одной  стороны, бесконечной лентой из линий, расположенных под прямым углом, удобно украшать край одежды,  горло сосуда, отделяя рисунок от фона. Но исследователи  предполагают, что он символизировал вечность движения. Правда, вечность движения будет символизировать и плавно закручивающаяся спираль, но прямые улгы меандра выглядят более брутально, напоминая о пути доблестного воина. Меандр связывают и с лабиринтом. Вспомним древнегреческий миф о Тесее, герое, убившем чудовище Минотавра. Для этого ему пришлось войти в лабиринт, построенный великим мастером Дедалом. Лабиринт был местом, где обитал ужас. И то, что герой не только вошел в лабиринт, но и победил ужасное существо  говорит о возможности победы человека над самыми могущественными  силами.

Орнамент

 

Соединения  элементов меандра дают свастику, еще один древний и широко распространенный элемент орнамента. Две изогнутые под прямыми углами линии, соединенные крест-накрест встречаются у  народов по всему земному шару — от Индии до Америки.  Что они означают? Большинство ученых предполагает, что этот элемент символизирует движение солнца по небу. Видят в свастике и идею четырёх сторон света и отражение вращательного движение мира вокруг мировой оси. Кто-то пишет, что в древности слово «свастика» означало «пришедшие с небес» и движение небесных тел вокруг звезд Большой Медведицы. Так или иначе, сложные понятия вкладывали древние в  тот знак. В Древней Греции существовал символ, напоминающий свастику, который был известен как гаммадион. Он напоминал четыре греческих буквы гамма, которые были совмещены так, чтобы их углы образовывали общий центр.

У древних греков как и у других народов, широко распространена была спираль, тоже связанная с бесконечностью, вечным движением. Сегодня нам известно, что форму спирали имеет и ДНК, и наша галактика. Древние люди могли видеть панцири улиток, водоворот воды,  — не так много, но они почувствовали важность этой формы. Спираль есть и у древних греков. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением,
она была символом жизни. Греки считали, что спираль, которая раскручивалась по часовой стрелке — знак Афины, а, если против, то Посейдона. Форму спирали имеет капитель ионического ордера.

Все названные виды орнамента мы относим к геометрическим. У всякого народа были и элементы растительного орнамента, связанные с символикой важных  для них растений. У греков это акант — распространенная в Средиземноморье трава с изрезанными листьями,  края которых заканчивались шипами и колючками, «acantha» —по-гречески означает  шип. Греки видели  знак особой стойкости в его колючках и считали, что он растет на могилах героев. Есть легенда, что художник Каллимах увидел на одной могиле корзинку, обвитую проросшими через нее стеблями аканта, восхитился красотой этой композиции. Так родилась идея капители коринфского ордера, где колонна увенчана корзиной с ветками аканта.

Скорее всего, эстетам грекам просто нравились выразительные линии аканта, как и пальм, которые тоже стали источником узора пальметта, которая местами вытеснила меандр. На примере этого узора мы видим, как художники создали стилизованный лист,  упростив форму и добавив завитки, вроде виноградных усиков.

Прикладное искусство Древней Греции, впитав в себя художественные достижения других народов, стало источником вдохновения и образцом для художников последующих эпох.

Один комментарий к “Декоративно-прикладное искусство Древней Греции”

  1. Как хорошо искусство, и то, как о нем написано — в манере самого этого искусства : точно, ясно, строго по форме, красиво.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *