Декоративно-прикладное искусство Древней Греции

Греческая керамика

Среди произведений декоративно-прикладного искусства Древней Греции немало подлинных шедевров. Особенно знаменита греческая керамика — искусно расписанные глиняные сосуды для воды, вина, масла и других бытовых нужд. Высоко ценятся и ювелирные украшения. У древних греков был особый дар чувствовать красоту. Что бы они ни создавали: здания, статуи, женские украшения или чаши для вина, все это отличалось благородными пропорциями, делалось с большой фантазией и вкусом. Поэтому произведения древнегреческого искусства стали образцом для мастеров последующих эпох.

Древнегреческая керамика

Казалось бы, прозаические предметы: глиняный кувшин, с которым женщины ходили за водой или горшок, куда наливали оливковое масло, — что в этом особенного? Но когда на дне Средиземного моря находят затонувшее судно с грузом древнегреческих амфор, кратеров и гидрий, за ними начинают охотиться лучшие музеи мира, потому что это настоящие произведения искусства.

Нам известно около 20 видов древнегреческих сосудов. Самые распространенные — амфоры. В них хранили и перевозили главные продукты Греции: вино и оливковое масло. Амфоры имеют очень красивую форму, напоминая очертания женского тела с тонкой талией и плавно расширяющимися бедрами. Греки верили, что у нее женская душа. Порой эти сосуды использовали для погребения детей словно помещая их внутрь материнского лона. Случалось, ставили на могилах. Когда поминали умерших, в такие амфоры наливали воду с медом. А еще были особые Панафинейские амфоры, их вручали победителям состязаний в честь Афины, предварительно наполнив маслом. На них были изображены состязания спортсменов. И для голосования в демократических греческих полисах тоже пользовались амфорами.

С гидриями греческие женщины ходили по воду. У них три ручки: одна сзади, чтоб было удобно наливать воду и две по бокам, чтоб поднимать на плечо или на голову. В кратерах, сосудах с широким горлом и крепкими ручками смешивали вино с водой. Дело в том, что вино было самым распространенным напитком в этой стране, но, сторонники умеренности, греки редко пили его неразбавленным. Греческие мужчины нередко собирались для философских бесед. Такие встречи назывались симпосиями. Конечно, пили, ели, но главным была беседа, ведь греческих мальчиков с детства учили красиво говорить, и знание поэзии и философии было обязательным.

Кратер стоял в центре комнаты и главный руководитель — симпосиарх решал, в какой пропорции соединять вино с водой. Чаще всего на одну часть вина добавляли три воды. Тогда у пирующих настроение будет приподнятым, но ум останется незатуманенным. Случалось, конечно, разводили 1:2, тогда получалась просто веселая пирушка. А неразбавленное вино пили на оргиях. Например, на праздниках в честь бога виноделия Диониса кратеры не использовали, и греки отрывались по полной.

На пирах вино подавали в сосудах, которые назывались ойнохойи. У них была ручка как у современных кувшинов, а носик сделан в виде трилистника, таким образом, жидкость лилась по трем направлениям, и виночерпий мог наливать вино одновременно в 3 чаши, которые назывались килики — довольно низкие, с двумя ручками.  Наливали вино и в мастосы — они, походили на женскую грудь, резко сужались книзу, поэтому сосуд нельзя было поставить на стол, не выпив все до капли. А были еще более глубокие канфары, это чаши Диониса, их использовали на праздниках, посвященных этому богу.

Прикладное искусство Древней Греции

Среди греческих сосудов было немало ритуальных. Красивые высокие вазы лутрофоры использовали во время свадебных церемоний. В них была вода, которой омывали невесту перед свадьбой. А если умирала незамужняя, то такой сосуд ставили ей на могилу. Начиная с V века до н. э., в форме лутрофор стали делать мраморные надгробные памятники.

Известны маленькие сосуды арибаллы. В них хранилось масло, которым спортсмены натирали тело перед выступлениями. Арибаллы делали в виде небольших скульптур животных, рыб, птиц. Атлеты привязывали сосудики тонкими ремешками к запястью, считая их талисманами.

Ароматические масла играли немалую роль в жизни древних греков. Их хранили, например, в алабастрах, для которых характерно закругленное дно и ушко в горлышке, куда вдевали веревочку, чтоб подвесить сосуд.  Оливковое масло наливали и в лекифы, очень изящные сосуды, которые использовали и в ритуалах.

Еда у греков была простая: виноград, оливки, сыр. Мясо — по праздникам, то, что оставалось от жертвоприношений. Может, поэтому посуды для пищи гораздо меньше, чем для питья. Сыпучие продукты можно было хранить в пелике.  Лекана — плоская чаша похожа на нашу низкую кастрюльку. В ней держали готовую еду.

А украшения женщины хранили в пиксидах, небольших плоских шкатулках с крышечкой. Разглядывая греческие сосуды, мы можем представить себе повседневную жизнь людей, живших 2,5 — 3 тысячи лет назад.

Конечно, бедняки пользовались обычными изделиями, а расписанная керамика ценилась очень высоко, и стоила дорого. Имена лучших мастеров были широко известны. Среди них — Эксекий, Пасиад, Харис. На сосудах они ставили свои подписи. Вполне может быть, что мужчины на симпосиях, среди прочего обсуждали красоту стоящих перед ними сосудов, тонкость их росписей, говорили о героях поэм и мифов, нарисованных на амфорах и киликах.

Искусство античной керамики развивалось много веков. Сосуды, созданные в X-VIII веках до н.э.,в гомеровский период, были расписаны геометрическими узорами. Но постепенно геометрические рисунки усложняются, появляется схематичное изображение людей и животных. В VIII в. до н.э. в эпоху архаики, центром, где изготовлялись лучшие вазы был Коринф. К VI веку на сосудах стали рисовать львов, грифонов, сфинксов, а потом — сцены из мифов. Коринфские вазы были очень популярны в Греции.

Мастера рисовали фигуры с помощью кисточки  на необожженном сосуде особой жидкой глиной со всякими добавками — ее называли шликер, а детали процарапывали тонким резцом. После обжига рисунки становились черными. Так возникла чернофигурная  роспись.

У них учились афинские мастера, которые в VI в до н.э. превзошли коллег из Коринфа в создании чернофигурных ваз.

Античная керамика

Но через несколько десятилетий в тех же Афинах придумали новую технику расписывания ваз — краснофигурную. Теперь черным делали всю поверхность сосуда, само изображение сохраняло цвет глины, а по нему тонкими кисточками наносили линии. На вазах изображали битвы героев, состязания спортсменов. Кстати, даже в эпоху краснофигурной керамики Панафинейские амфоры продолжали оставаться  чернофигурными.

Древнегреческая живопись до нас не дошла, но, глядя на глиняные сосуды мы можем предполагать, что она достигла высокого уровня. Мастера великолепно умели передавать не только красоту человеческого тела, мягкие складки одежды, но и пластику движений спортсменов, танцоров. Глядя на нах, невольно думаешь о том, что мы утратили умение двигаться так красиво, как обитатели Древней Эллады.

Ювелирное искусство

Как и другие виды древнегреческого искусства, ювелирное считается классикой европейской художественной культуры. Подобно всем древним народам, греки поначалу носили амулеты, защиту от враждебных сил, лишь позднее  появилось стремление украсить себя, продемонстрировать свой статус и тогда стали делать украшения из металлов и камней. Были распространены серебряные украшения, благо в Греции были свои рудники. А вот золото можно было получить только в обмен на свои товары.

Одним из первых греческих центров обработки драгоценных металлов была Лидия в Малой Азии. Не случайно имя лидийского царя Креза стало синонимом богатства, говорили «богат, как Крез». Конечно, на лидийских мастеров повлияли традиции Египта. Это заметно, например, в изображении людей: так же, как в египетском искусстве, туловище изображено в фас, а лицо — в профиль.

Но греки всегда умели, испытав чужое влияние, выработать свой стиль. Они всегда ценили умеренность, сдержанность, даже законодательно было запрещено носить много украшений. И ювелиры в своих изделиях избегали тяжеловесности, предпочитая создавать тонкие, изящные украшения.

После победы греков над персами в V в до н.э. начался  классический период, подлинный расцвет греческого искусства, и, в частности, ювелирного. Мастера стали применять эмаль, резьбу по камню, филигрань. Надо сказать, искусство филиграни греки переняли тоже у египтян. Еще в древности те умели изготовлять украшения из тончайших золотых нитей, с применением пайки. Работа была настолько тонкой, что сделать ее было нельзя без увеличительного стекла. И археологи нашли подтверждение тому, что греческие мастера пользовались лупами. Без этого прибора невозможно было бы вырезать и крохотные гравюры на камнях — агате, сардониксе, которыми украшались ювелирные изделия.

прикладное искусство древних греков

Особенно великолепными стали греческие украшения в эпоху эллинизма, когда после победоносных походов Александра Македонского греческие аристократы приобрели тягу к восточной роскоши.

Популярны били диадемы. Надо сказать, в Греции венок из лавровых или дубовых листьев всегда был желанной наградой для победителя состязаний, но теперь их делали из золота. Диадемы носили и женщины, а еще они украшали волосы шпильками, сетками для волос из тонких золотых нитей.

Конечно, любили серьги, где золото сочеталось с камнями. При движении золотые подвески мелодично звенели. Браслеты надевали не только на запястье, но и выше локтя. Их прикрепляли к рукаву одежды, иначе они сползли бы.

Кольца в Греции начали носить еще с начала VI века до н.э. Сначала делали печатки, они нужны были мужчинам для дела: запечатывать письма, ставить оттиск вместо подписи. Но постепенно они становились все более красивыми, украшались драгоценными камнями. Говорят, было принято носить кольцо на четвертом пальце левой руки.

Прикладное искусство Древней Греции, впитав в себя художественные достижения других народов, стало источником вдохновения и образцом для художников последующих эпох.

One thought on “Декоративно-прикладное искусство Древней Греции”

  1. Как хорошо искусство, и то, как о нем написано — в манере самого этого искусства : точно, ясно, строго по форме, красиво.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *