Живопись древнего Рима: Помпеи, фаюмский портрет

Произведений живописи Древнего Рима до нас дошло немного. О мастерстве художников той эпохи мы можем судить, в основном, по мозаикам и фрескам, найденным при раскопках итальянских городов Помпеи, Стабии и Геркуланум, которые погибли во время извержения вулкана Везувий в начале августа 79 года н.э. Засыпанные пеплом, они были обнаружены только в 18 веке.  И после того, как с 1748 года там начались раскопки, европейская публика открыла для себя чудом сохранившийся мир античных городов и, в частности, мозаики и фрески, украшающие стены домов. Если мозаики и фрески относятся к монументальной живописи, то примером станковой являются фаюмские портреты. В конце XIX века в Египте, в гробницах оазиса Фаюм были найдены дощечки, где восковыми красками нарисованы, изображения женщин, мужчин, стариков. Они создавались в I-III веках, когда Египет был частью Римской империи и тоже рассматриваются как примеры древнеримской живописи.

 Древнеримские мозаики и фрески из Помпей, Стабии, Геркуланума.

Наверное, в Риме где работали столичные художники, можно было бы найти много удивительных живописных работ, но так сложилось, что о живописи Римской империи мы можем судить, в основном, по фрескам и мозаикам Помпей, которые сохранились, благодаря пеплу, засыпавшему этот античный город в 79 году во время извержения Везувия.

Помпеи находились довольно далеко от Рима, в 245 км, сегодня это несколько часов пути на машине, а в древности это было и вовсе далекое путешествие. Но назвать город захолустьем было бы неверным. Экскурсоводы называют его римским Лас-Вегасом, куда приезжали издалека, чтобы отдохнуть, развлечься и полечиться на водах. К услугам отдыхающих были бани-термы, там посетители получали весь набор спа-процедур, увеселительные заведения, два театра, амфитеатр, где шли бои гладиаторов. И сегодня туристы ходят по мощеным улицам, которые были сделаны 2 тысячи лет назад. На улице Изобилия, которая пересекала город, деля его на 2 части, было много лавок, недорогих гостиниц, там работали ремесленники. Но даже в этом деловом районе мы находим фрески. Вход в мастерского суконщика Веренкундуса украшен изображениями бога торговли Меркурия и покровительницы города Венеры Помпеяны на слонах.

Конечно, самые красивые росписи находились в виллах богатых жителей города, которые располагались в районе улицы Меркурия. Здесь было запрещено движение повозок, чтоб не нарушать покой обитателей.

Помпеи

Временные рамки, в которые укладываются дошедшие до нас живописные произведения не превышают 3 веков. За это время манера живописи заметно менялась. Принято выделять 4 стиля живописи:

  1. Инкрустационный или структуральный (150 — 80 г. до н. э.)
  2. Архитектурный (80 г. до н. э.-14 г.)
  3. Орнаментальный (с 14 г. н. э.)
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 г. н. э.).

В первом стиле, который называют инкрустационный или еще «строгий» с помощью краски и штукатурки на стене создавалась иллюзия каменной кладки, словно стены облицованы мрамором или яшмой. Римские мастера использовали светотень, поэтому выглядела эта имитация очень убедительно.

Ярким примером инкрустационного стиля является роспись в доме Саллюстия. Надо сказать, названия помпейских домов весьма условны.  В данном случае дом получил имя по надписи на стене дома, где Саллюстий упомянут как кандидат на выборах. Историкам известно это имя. Гай Саллюстий Крисп был консулом его женой была Агриппина, мать Нерона. Считают, что хозяином дома был Коссий Либан, чья печать обнаружена в развалинах. На стенах отчетливо видны разноцветные прямоугольники, которые невольно заставляют вспомнить абстрактную живопись XX века — Малевича, Мондриана.

Инкрустационный стиль римская живопись

Вилла Ариадны находилась в Стабиях, элитном поселке неподалеку от Помпей, где были дома знатных римлян. Она названа по фреске, изображающей Диониса, который спасает Ариадну. Но нас в данном случае интересуют стены, расписанные первым стилем.

Образцы первого стиля находят и в Доме Фавна. Считают, что это был один из самых больших домов в городе. Он был богато украшен произведениями искусства. Сюда обязательно водят экскурсантов. Дом назван по сохранившейся статуе танцующего Фавна, спутника Диониса. Настенные росписи, позволяли с помощью недорогих материалов — штукатурки и краски создать иллюзию дворцовой роскоши. В дом в годы войны попала бомба, так что он сильно пострадал. Глядя на реконструкцию можно попробовать представить себе, каким он был красивым.

Помпеи живопись

Кроме настенной росписи, роскошный вид придавали Дому Фавна многочисленные мозаики, большая часть которых хранится теперь в Неаполе, в музее археологии. Ею украшали полы, стены вилл. Поначалу узоры складывали из гальки и кусочков мрамора, позднее —  из разноцветных кусочков смальты.  Мозаики Дома Фавны великолепны. Это и изображения животных, и мифологические сцены. Самая известная — огромная мозаика с изображением битвы Александра Македонского с Дарием. Считается, что это копия с греческой картины, написанной в 4 в до н.э. Мозаика состоит из 1,5 миллионов маленьких кубиков смальты. Подлинник, как и другие мозаики из Дома Фавна хранятся в Неаполе, в Музее ареологии. И это хорошо, так как иначе они погибли бы во время бомбежки. А в Помпеях туристам показывают очень искусно сделанную копию.

Битва Александра Македонского с Дарием

В таблинуме, своего рода кабинете, где хозяин мог читать или заниматься делами, пол выложен в виде очень современной трехмерной мозаики.

Настенная живопись второго, архитектурно — перспективного периода, сложилась на рубеже I века до н.э. и начала нашей эры. Сначала на стенах, раскрашенных в духе первого стиля стали рисовать колонны, а потом — окна и пейзажи, которые открывались из них, создавая иллюзию уходящего вдаль пространства. В результате стены словно раздвигаются, природа становится частью интерьера. Порой художники рисовали на стене полуоткрытую дверь, за которой видны другие комнаты, фигуры людей.   Эта разновидность живописи называется «обман зрения» (тромплей). Глядя на фрески второго стиля, мы видим, что римские художники владели законами перспективы. Если в 1 стиле для создания объема использовали гипс, но во 2- м использовали чисто живописные приемы.

Примером второго стиля является Дом Лабиринта, который находится рядом с Домом Фавна. Колонны, вазы в нарисованных нишах, а дальше, словно в проломе стены, городской пейзаж.  Дом Лабиринта получил свое название по мозаике, где черно-белыми узорами изображен лабиринт, а в центре — битва афинского царевича Тесея с полубыком-получеловеком Минотавром, жившим в лабиринте.

Помпеи фрески

Вилла в Боскореале недалеко от Помпей была построена приблизительно в 50—40 гг до н. э. Она тоже погибла во время извержения Везувия и была открыта в конце XIX века почти случайно. Там обнаружены очень хорошо сохранившиеся фрески 2-го стиля. Обратите внимание, как реально выглядит ваза с фруктами, украшавшая стену спальню виллы. Большинство фресок из виллы в Боскореале вывезены в США и хранятся в музее Метрополитен.

Но вилла известна не только живописью, но и очень богатым кладом, найденном при раскопках. Там были не только мебель, посуда, вазы, но и браслеты, мешочек с золотыми монетами. Однако клад исчез. Куда — неизвестно, но в мае 1894 года барон Ротшильд передал Лувру всё, что смог скупить за 500 000 франков.

Примером второго стиля является целый ряд росписей Виллы Мистерий, где сохранились прекрасные фрески. Вилла была построена в III в. до н.э., потом много раз перестраивалась. Последняя реконструкция началась после землетрясения, которое разрушило часть города в 62 году, то есть за 17 лет до извержения Везувия. В Кубукуле — 6, то есть в одной из комнат, предназначенных для частной жизни хозяев, мы видим нарисованные колонны, двери, в традициях 2 стиля, хотя на соседней стене цветные прямоугольники, характерные для 1 стиля. Надо сказать, во многих домах Помпей соседствовали элементы разных стилей.

Но самое знаменитое помещением Виллы Мистерийзал дионисийских мистерий, который расположен в юго-западной части здания. Здесь на красном фоне, занимая большую часть стены, расположены 29 персонажей.

Помпеи Вилла мистерий

Принято считать, что они связаны с культом греческого бога виноделия Диониса. Надо сказать, во многих частях римской империи эти обряды были запрещены, потому что оргии, где почитался этот бог, представлялись проявлением буйства и распущенности. Предполагают, что хозяйка дома тайно исповедовала культ Диониса, и в этой комнате происходило посвящение женщин в жрицы этого бога. Самым известным фрагментом является изображение женщины, которую били кнутом. Она стоит на коленях, на ее лице страдание. А рядом — танцующая вакханка.

Если 1 и 2 стили относятся к периоду Республики, то 3-й — орнаментальный возник во время Империи. Стены снова стали плоскостью, они надежно ограждали человека от опасностей окружающего мира. Их окрашивали в темные тона и добавляли лишь небольшую картину на мифологический сюжет, тонкие колонны и орнамент, который ограничивал роспись сверху и снизу. Так как Египет стал частью Римской империи, египетские мотивы были популярны в росписях 3-го стиля.  Его прекрасные образцы сохранились в Доме Марка Лукреция Фронтона, Доме с Театральными Картинами.

живопись Древнего Рима

В 62 году в Помпеях произошло землетрясение, повредившее многие дома. Словно Везувий предупреждал… Но люди, естественно, не думали о плохом и, пользуясь случаем, стали перестраивать и заново украшать дома, следуя модным течениям. Так возник 4-й стиль, который называют иллюзорным, мифологическим или фантастическим. Художники использовали элементы всех стилей: имитацию облицовки стен, тромплей характерный для второго стиля, украшение канделябрами, орнаментом, пришедшим из 3 стиля. Естественно, существовал 4 стиль недолго: всего полтора десятилетия.  Его ярким примером являются фрески в Доме Веттиев. Считают, что Авл Веттий Конвива и Авл Веттий Реститут были вольноотпущенниками, то есть отпущенными на свободу рабами. Братья Веттии разбогатели, занимаясь торговлей, после землетрясения по дешевке купили 2 дома в аристократическом районе и начали украшать их по своему вкусу. Здесь есть и большие картины на мифологические сюжеты (Геракл, удушающий змей), и длинные черные ленты, на которых изображены маленькие амурчики, занятые совсем не детскими забавами: они работают в ювелирной мастерской, куют металл, занимаются виноделием.

Помпеи 4-й стиль

В доме хорошо сохранился перистиль, внутренний дворик с фонтанами, скульптурами. удалось даже узнать, что здесь росли фиалки, розы, плющ. Римляне любили природу, и в домах обязательно были хоть небольшие дворики, а стены украшали пейзажами. Римский архитектор Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» говорит,что пейзажи часто изображали «гавани, мысы, морское побережье, реки, фонтаны, проливы, рощи, горы, крупный рогатый скот и пастухи».  В Доме фруктового сада, который полностью был освобожден от пепла лишь в середине XX века стены кубикул, которые, как мы помним, были частными покоями хозяев, сплошь покрыты растениями, среди которых порхают птицы.

Помпеи пейзажи

Вилла Ливии, предположительно, жены императора Августа, тоже украшена цветами и фруктами. Мы видим, что в Римской империи были развиты все жанры: есть пейзажи, портреты, картины на мифологические сюжеты, художники очень тщательно изображали птиц и животных.

Живопись Древнего Римаа

А это примеры портретной живописи из Помпея.  Так же, как римские скульпторы, живописцы стремились передать сходство с реальными людьми. Впрочем, в изображения  привносилась определенная эмоция, настроение. Самый известный был найден в 1760 году. Кто эта мечтательная девушка, со стилосом и табличкой для письма? Действительно знаменитая греческая поэтесса Сапфо или просто образованная барышня, которая жила 2 тысячи лет назад? А вот про то, кто нарисован на парном портрете, можно сказать довольно уверенно: он был найден в доме пекаря Терентиуса Нео. Логично предположить, что это он с женой. Так что не только аристократы и богачи, но и пекари украшали дома живописью. стати, женщина тоже держит стило, палочку для письма на восковых дощечках. Наверное, дамы того времени были достаточно образованы, по крайней мере, это было престижно.

Живопись древнего Рима

Фаюмский портрет.

Все, о чем мы до сих пор говорили, это произведения монументальной живописи, где картины изображены прямо на стенах домов. Очевидно, в Древнем Риме были и произведения станковой живописи, привычные для нас картины, но они до нас не дошли. Но образцы станковой живописи археологи нашли в 1887 году в Египте, в оазисе Фаюм. Мы знаем, как еще в глубокой древности египтяне заботились о своем посмертном существовании: делали мумии, статуи. Они верили, что часть душ остается с человеком, заботится о нем, но для этого важно, чтоб сохранился его облик. В III — I в до н.э. для узнаваемости умершего к голове мумии стали прибинтовывать его портрет, написанный на дереве восковыми красками (энкаустика) или темперой. Портреты, написанные восковыми красками хорошо, сохранились и сейчас экспонируются в лучших музеях мира. Полагают, что это искусство возникло в Египте под влиянием древних греков, которые поселились в Египте после походов Александра Македонского во время правления династии Птолемеев. Греки усвоили многие черты египетской жизни, в частности, веру в жизнь после смерти. В свою очередь, благодаря им в египетском искусстве появилась светотень, перспектива. Они же научили египтян живописи восковыми красками. Римляне, которые завоевали Египет в I веке до н.э. внесли свой вклад в изображение людей.

Если греки создавали идеальный образ человека, то римские художники были внимательнее к индивидуальным особенностям человека. Они не боялись показывать людей старыми, некрасивыми. Впрочем, чаще всего на дощечках нарисованы люди довольно молодые. Конечно, продолжительность жизни тогда была меньше, чем сегодня, но ученые утверждают, что сначала портреты висели в домах и лишь после смерти прибинтовывались к телу.

Римская живопись Портреты

На портретах у людей очень большие глаза. Это объясняют египетскими верованиями. Они считали, что после смерти душа покидает тело через рот, а возвращается через глаза. Поэтому они широко открыты.

В 395 году после падения Римской империи Египет перешел к Византии. В это время как раз формировался язык средневековой христианской живописи. Огромные печальные глаза Христа, Богоматери, святых — не влияние ли это фаюмских портретов? И обилие золота на византийских иконах и фресках могло быть подсмотрено у египетских художников, которые использовали сусальное золото и для венков, и как фон. В христианском искусстве оно стало символизировать божественный мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *