Бухар жырау — летописец грозной эпохи

Бухар-жырау Калкаманов — одна из ярких личностей в казахской истории.  Но, как это часто бывает, когда речь идет о средневековье, о нем достоверных сведений очень мало. Никто точно не знает, когда он родился. Есть несколько версий: 1668, 1685, 1693.  Как ни странно, и даты смерти тоже точно не определены: 1781 или 1787. Но, в любом случае, он прожил очень длинную даже по нашим меркам жизнь. В разных источниках названы и разные места, где он родился. В одном случае говорят о Бухаре, объясняя этим происхождение его имени, в других — о Далбе, в 70 верстах от Баянаула. И о жизни Бухара точных сведения сохранилось мало, поэтому историкам приходится многое предполагать.  Пишут, что предками его были люди влиятельные, а отец — мужественный батыр из племени Аргын по имени Калкаман. Утверждают, что Бухар был хорошо образован, знал не только тюркский язык, но и арабский, ойратский (джунгарский) и китайский. Казалось бы, ему открыт путь ученого, мудреца, таких людей ценили просвещенные правители. Мог бы восседать на шелковых подушках во дворцах… Но в историю Бухар вошел как странствующий поэт-жырау, у которого не было ни дома, ни скота, — ничего, кроме ума и таланта. Так распорядилось время.

Содержание

  1. Кто такие жырау
  2. Бухар жырау. Молодые годы
  3. Годы Великого бедствия  (1723—1727)
  4. Бухар и Аблай 
  5. Толгау Бухара. 11 пожеланий
  6. Кто записывал песни Бухара

Кто такие жырау?

Казахи всегда ценили поэтов-музыкантов. Акыны, салы и серэ ходили из аула в аул, выступали на праздниках, да и в обычной жизни появление человека с домрой было радостным событием. Слава о самых ярких и талантливых быстро распространялась по степи.

Но самыми почитаемыми были поэты-жырау, создатели жыров, эпических сказаний об истории народа, его героях, славных предках. Первые упоминания о них встречаются в XV веке.  Надо сказать, в отличие от других певцов, жырау аккомпанировали себе не на домбре, а на кобызе, священном инструменте баксы. И это не случайно. Считалось, что их искусство восходит древней военной магии, когда в помощь воинам призывают духи предков — аруахов.

Если же оставить в стороне мистику, то жырау своими песнями создавал боевой настрой воинов. Выступление поэтов было очень впечатляющим: их манера исполнения — то гневная, то торжественная, непрерывно повторяющиеся слова, которые должны врезаться в память слушателей, их мимика, — все это буквально завораживало. Перед боем жырау пел о подвигах древних героев, а после — воздавал почести воинам, погибшим в бою. В зависимости от ситуации, песни могли быть радостными, гневными, печальными. Певцы часто использовали жанр толгау — размышлений.

Но для нас еще важнее то, что жырау — хранители истории. Когда мы читаем о тех или иных событиях 17-18 веков, то не задумываемся, откуда взялись эти сведения, ведь казахи не записывали свою историю. Конечно, отчасти мы можем искать факты в записках путешественников, пересекавших степь. Но самыми важными свидетелями истории были древние поэты, которые наблюдали за боем, а потом слагали о нем песню.

Поэты жырау почитались не только за литературный талант, их уважали как мудрецов, способных разрешать споры, говорить правителям в глаза правду, даже если она была неприятна. Люди верили, что им дан дар предвидения. И, хотя они были часто бедны и неродовиты, хотя порой и дома своего у них не было, народная память сохранила их имена.

Среди них — Актамберды-жырау, поэт XVIII века, участник битв с калмыками и джунгарами, Умбетей-жырау, спутник и друг Богенбай батыра.

 Бухар-жырау. Молодые годы

Одним из самых знаменитых поэтов был Бухар-жырау, советник Аблай-хана. Батыры, выдвинувшиеся в трагическую эпоху джунгарских войн, почитали Бухара как великого человека.

Его прозвали («комекей аулие» — святая гортань), потому что его дар поэтической импровизации считали вещим. Жизнь Бухара окружена легендами. Говорили, что с детства он был глухонемым. Но однажды, когда ему было 7 лет (по другим версиям, 13, 17, 20) Бухар попал в смерч, после чего стал слышать и говорить, причем, сразу стихами.

Мы не знаем точно, как складывалась его судьба в молодые годы. Распространено мнение, что Бухар был одним из влиятельных биев при Тауке и что этот великий хан привлекал поэта, к созданию свода законов «Жеті жарғы». В самом деле, Бухар-жырау очень почитал Тауке как мудрого правителя, при котором казахи были единым народом. Он всегда мечтал о том, что казахские роды забудут рознь. Вот одно из его толгау.

Видишь в небе уток стаю?
Я гляжу, и мне завидно,
Дружно как они летают.
Так и нам давно уж нужно,
Кочевать давайте дружно,
Меж собой объединитесь,
Не богатством, этой дружбой
Первым делом вы гордитесь

Годы Великого бедствия  (1723 — 1727)

А потом единство казахских родов нарушилось, их земли стали добычей иноземцев. Наступило тяжелое время, его называют годами великих бедствий.  В 1723 году правитель джунгар Цеван Рабдан собрав 7 туменов по 10 тысяч воинов в каждом напал на казахов. Нам хорошо известно имя Галдан-Цэрена, войско которого направлялось к  горам Каратау. Другие соединения  шли к  рекам Нура, Чилик в сторону Иссык-Куля,  Чуйской долины. Таким образом, все казахские земли оказались под ударом. Кочевники были не готовы к битвам, потери среди них были огромные. Историки считают, что только воинов погибло около 100 тысяч, велико было число жертв среди мирного населения. Шакарим утверждал, что погибло две трети степного населения. В те годы акын и батыр Кожаберген создал свою знаменитую песню-плач «Елимай».
С вершины Каратауских гор спускаются откочёвывающие(аулы);
При откочёвке одиноко (потерявший мать) идёт верблюжонок;
Как тягостна потеря близких родных;
Из чёрных глаз капают чистые слёзы.
Что это за година?

Година тяжёлых испытаний и лишения былого счастья и богатства;
При всенародном бегстве пеших поднимается облако пыли.
Что это за время? — Время безначалия, беспорядочной паники;
Но вернётся ли счастливое прошлое?
Близкие родные и Родина остались позади;
Тоскуя по ним, льётся из глаз море слёз.

Не имея возможности противостоять врагу, казахи снимались с насиженных мест и бежали. Их слабостью воспользовались менее грозные враги: калмыки, башкиры, бухарцы, которые совершали набеги на казахские аулы. Ситуация обострялась еще и тем, что между казахами не было единства. Народ мог исчезнуть с лица земли, если бы в это трагическое время вперед не вышли бы самые талантливые казахи: правители, батыры, мудрецы: Богенбай, Кабанбай, Жанибек, Абулхаир и Абылай и другие. Они объединили народ, вселили в людей веру в свои силы. Осенью 1726 г. состоялся съезд всех родов в Ордабасы, где было принято решение выставить против джунгар единое войско, предводителем которого избрали Абулхаира. В 1727 году казахи одержали первую победу  в местности между реками Буланты и Белеуты, которую с тех пор зовут «Место гибели калмыков». В 1729 году будет победа в Аныракайской битве (к югу от Балхаша). И, хотя в последующие годы снова начались разногласия между жузами, казахам удалось выжить в борьбе с сильным противником. 

Бухар и Аблай

И Бухар в то тяжелое и героическое время оказался  в самой гуще событий. Никто не знает, когда судьба свела его с молодым Аблаем. Но он не раз будет в стихах возвращаться к юности будущего хана. Много лет спустя, в одной из песен, посвященных Аблаю, он напишет:
О, Аблай, в 11 лет
Ты мальчишкою был простым,
А в 16 Абульмамбет
Пастухом тебя сделал своим.
Пас верблюдов в Сары-Арке
И Аблаем тебя не звали-
Сабалак было имя твое
И таким мы тебя видали.

Неужели вправду уже взрослый и успешный Бухар обратил внимание на мальчишку- пастуха, которого все звали Сабалак (нищий)? После смерти хана Тауке Бухар не видел достойных правителей, способных вновь объединить казахов. Может кто-то подсказал ему, что этот пастух — чингизид, потомок Джучи, сына Чингисхана, именно такие люди могли претендовать на власть.  А, возможно, Бухар сам понял, что, хотя в 12 лет Сабалак потерял отца и сам еле спасся, у юноши великое будущее. Помним, его считали ясновидящим.

Будущий хан сражался в  войске Богенбая. В декабре 1729 состоялась знаменитая Анракайская битва, которая началась с единоборства сына джунгарского хана Чарыша, и 18-летнего батыра Абулмансура. Именно в суровой степи южного Казахстана близ Анаркайских гор взошла его звезда. Абулмансур бросался в бой с кличем «Аблай». Так звали его деда. Под этим именем он войдет в историю. Бухар видел этот бой, описал его, и отныне жизни этих двух людей будут неразрывны.

Бухар-жырау называли придворным певцом Аблая. Да, он сложил много песен, в честь побед Аблая.

Ты, Аблай, султана сын,
Был рабом, верблюдов пас.
Пробил, наконец, твой час,
В двадцать лет взлетел высоко,
И на золотом тугыре
Голос подал, словно сокол,
Понял свою силу в мире.
Села на голову счастья Птица,
поддержал тебя Кыдыр,
Ночевать стал в доме счастья.
Покорил отвагой мир.
Наточил о камни саблю
И врагов всех сокрушил.

Так описывает Аблая Бухар в бою:
Хан Аблай, ты ходил, гогоча,
Как бура, бушуя, крича,
Ты врывался, как свет луча!

Но Бухар не был придворным льстецом. Певец свободен. Ему ничего не нужно. К богатству он не стремился, говорят, даже к старости так и не обзавелся своим конем. Есть строки, где знаменитый поэт просит коня у родственников:

Это я пришел, Бухар,
Бай Ахан и бай Тобет.
Я прошу у вас коня,
Мне не говорите: «Нет».

В своей славе он не уступал Аблаю, имя Бухара было известно по всей степи. Поэтому, приезжая в ставку, он мог свободно говорить о том, что думают в степи, что думает сам.

Рядом с ханом я сижу,
Я — Бухар жырау скажу,
Песнь спою и дам совет:
Не воюй! — ему скажу.
Я Бухар жырау, старик,
Мне уж девяносто три,
Аблай хану так скажу:
Степь войной не разори,
Был — исчез с лица земли
Раньше нас Азрет Али.
Войны — кровожадных пир,
Жизнь тяжка и бренен мир,
Добротой его продли.
Отступи, мир подари,
Воды мощной Сырдарьи
Пусть аулы перейдут,
И на Жидели-Байсан
Откочуют и живут,
Тучный скот там разведут.
Люди там до ста живут,
Овцы двух ягнят дают,
Ради жен, скота, детей
Дальше пусть войска уйдут.
Мне уж девяносто три,
Дальше так же говорить
Трудно будет старику.
Из-за гибнущих коней,
Из-за высохших степей
Не затей кровавых ссор,
Укроти свой злобный взор,
Если же начнешь войну,
Враг твой сильный даст отпор!

Влияние Бухара на Аблая было значительным. Он не раз выступал в защиту людей, оказавшихся в немилости у хана. Советовал Аблаю не воевать с Россией, остерегаться китайско-манчжурских войск.

А порой поэт обращается к Аблаю с речами очень резкими, не боясь разгневать его. Вот его «Слово к хану Аблаю»:

Не лести звон, не брани лай —
Послушай истину, Аблай,
Я для тебя открою, хан,
Стрелоподобных слов колчан.
Когда увидел ты меня,
О, как обидел ты меня,
Костер радушья погасив,
Ты был надменен и спесив.
Эй, Туркестан припомни, — там
Ты по каким гулял местам?
Ты на каких камнях сидел?
Порой как женщина глядел,
Глядел, как трус, как грязный раб,
Тогда ты жалок был и слаб.

Послушай, хан Аблай, меня:
В свой дом вглядись при свете дня,
В себя вглядись, очнись, проснись:
Судьба — на кончиках ресниц!
Когда народ рассечен был,
Ты, хан Аблай, беспечен был,
Когда печаль сошла на мир,
Где отсиделся ты, батыр?
Не воевал, а пировал,
В дворцах воздушных пребывал…
Э-эй, Аблай, Аблай!

Быть может, мне сказать о том,
Как ты, кичась, оставил дом?
Тобой — отцом, тобой — вождем
Был прах бессмысленно рожден.
Окольных ты искал дорог,
От себялюбья изнемог,
Бродил, окован страхом, ты,
Был сартом — не казахом ты!
Июнь прошел, июль настал —
Спроси любого, кем ты стал:
Такого в мире не найти,
Чтоб воин жирным стал в пути!..
Э-эй, Аблай, Аблай!

Но кончен путь в пыли густой,
Ты свадьбу справил со звездой;
Да будет счастье с госпожой,
Да не придет народ чужой
К тебе в соседи, и рука
Да будет ханская крепка,
Да не извергнут ложь уста,
Пускай навет и клевета
Тебя минуют восемь раз
И поднятый не дрогнет каз.
Путь для народа расстилай
Без ям и рытвин, о Аблай,
При звездах раскопай родник,
Чтобы к утру поток возник!

Бухар упрекал Аблая за жестокость, равнодушие к людям («Я говорю», «Позаботься о своем народе», и другие стихотворения). Наверное, между ними были разногласия, но Бухар надеялся, что Аблаю вновь удастся объединить казахов всех жузов. Он всегда видел в нем талантливого воина и правителя.

Вот Аблай, серый волк степной,
Взмыл, как сокол, летел стрелой,
Впереди отрядов летит,
Он к Токалтереку спешит.
Кони мчались туда три дня,
Там Аблай, не слезая с коня,
Вдруг устраивает совет…

Дальше Бухар-жырау рассказывает о том, как один из батыров стал дерзить и возражать хану, говоря, что не надо рыскать по степи, как волки, что так можно попасть в засаду. И тогда, как поется в песне, грозный Аблай заплакал:

Нет средь вас батыров таких,
Как я знал средь кереев, уаков,
Нет таких, чтоб стремились вперед,
Оскудел на героев род,
Опозорился я, погас,
Еще только воспламеняясь.

Чтоб грозный Аблай плакал… Но, наверное, не зря его считали хитрым дипломатом. Он знал, с кем надо быть грозным, с кем жестоким, с кем уважительным, а где можно прикинуться слабым. Возможно, показав слабость Аблай сыграл на тех струнах, которые подняли боевой дух воинов лучше, чем грозные приказы.

Аблай ценил мудрость Бухара, его, знание законов, популярность поэта в степи тоже была на руку правителю. А еще он нуждался в советах ясновидящего. Аблай вызывал Бухара перед битвой, и тот по расположению луны и звезд предсказывал ее исход. Предсказывал он будущее и по поведению животных. Так, по словам жырау, если жёлтый верблюд  подходил к знамени хана и, глядя в сторону, яростно бушевал, Аблаю будет сопутствовать удача. Если животное ложилось на землю у знамени, то стоило воздержаться от наступления.

В 1734 году Аблая подняли на белой кошме, провозгласив ханом 3 жузов, этому событию посвящена поэма  «Сабалак», где поэт делает краткий обзор пути Аблая к вершине власти. Бухар-жырау пережил Аблая на несколько месяцев, успев сложить погребальную песнь, жоктау «Песня Бухар жырау по умершему Абылаю»  где были такие слова:
Счастлив был его народ,
В тучных травах пасся скот,
Ты, Аблай, сзывал гостей
С гор далеких и степей,
Щедростью дивил своей.
Ты врагов разить привык,
Так кому ж, как не тебе
Видеть в небе Божий лик?

Толгау. 11 пожеланий Бухара

Казалось бы,  все мысли его занимали война, Аблай-хан. Он писал о битвах Аблая, подвигах батыров. До философии ли тогда было? Но вдруг встречаешь стихи, которые больше похожи на медитацию. Это толгау, размышления мудреца, которому открылись тайны мира. Вот, например, это — о вечном стремлении людей к совершенству.

Хоть увидит вселенную он целиком,
Хоть удастся войти в золотой ее дом,
Хоть ему доведется гулять среди звезд
И достигнуть Луны в дерзновенье своем —
Жажду знания не утолит человек.
Хоть все тайны постигнет науки любой,
Хоть ощупает все он пытливой рукой,
Даже если он будет доволен собой, —
Не насытится жизнью своей человек. .

Пожалуй, сегодня интереснее читать его философские стихи, чем песни «на злобу дня» потому что, написанные талантливым и глубоким человеком, они обращены и к нам.

Высоченных гор погибель –
Скроет пеленой вершины.
Белых облаков погибель –
Не подняться на вершины.
Солнца и луны погибель –
Медленный закат — уход.
Для зеркальных вод погибель –
В лед холодный закует.
Для земли степной погибель –
Сверху снегом заметет.
Что же в мире не погибнет?
Имя доброе не гибнет,
Вечности письмо не гибнет!

Утверждали, что Бухар жырау ничего не стоило говорить стихами. Но, по его признанию, каждое выступление на публике было испытанием.

Не трудно быть Главой орды,
Где заночуешь, там найдется озеро
или река захочет течь…
Не трудно быть вождем отряда,
Под ноги конницы всегда
страна чужая хочет лечь.
Не знаю я труднее дела,
Чем перед сборищем людей
начать задуманную речь.

Наверное, в истории не было периодов, когда людям легко жилось, когда царила справедливость, а у власти были достойнейшие. Об этом размышляет и мудрый Бухар.

Ох, времена, ox, времена,
Висит тумана пелена,
На всех неясная вина,
И ночь беззвездна и темна.
Вокруг пролазы и хлыщи,
У них защиты не ищи.
Двуличные пришли просить
Вас сватом-родственником быть.
Потерян аргамака след,
На скачках стригунки двух лет,
Достойный сбит, и в жизни круг
Проникли толпы злых гадюк.
У аргамаков гривы нет,
А в гриве клячи — сто монет!
У добрых, мудрых нет скота,
Сравнялась с ними мелкота,
Без львиной гривы аргамак,
И без скота герой бедняк.
Когда же нас возьмет аллах,
Дни наши сокративший так!

Поэт оставил перечень свойств, необходимых настоящему человеку. Он предлагает людям выполнять 11 пожеланий:
1. Будь верным Богу. Бог основное русло всей твоей жизни.
2. Не следуй за злодеянием, невежами. От них надо предостерегаться.
3. Девушки, женщины должны соблюдать чистоту, гигиену.
4. Главное богатство человека – его здоровье. Берегите его.
5. Не забудьте о мусульманских долгах.
6. Заботься о своих близких.
7. Защити свою родину.
8. Предупреждай о природных явлениях.
9. Живи в мире и согласии.
10. Уважай и цени матерей. Это твой долг.
11. Ценить женщин – основа моральных качеств.

Считают, что песни Бухара-жырау записывались уже при его жизни. Позднее ими интересовался Ч. Валиханов, а Г. Потанин получил их от внука жырау Курманбая.

Но больше всего песен Бухар-жырау записал его родственник и первый биограф, собиратель фольклора Машгур Жусуп Копеев (1857-1931). Он писал, что творческое наследие поэта было огромным: «Тому, кто захотел бы полностью записать стихи этого человека, нужно долголетие Ноя, выдержка Аюба, мудрость Платона». Похоронен поэт на родине, в Баян ауле у подножья горы Далба.

Бухар жырау — летописец грозной эпохи: 3 комментария

  1. Наталья Всеволодовна, с огромным удовольствием прочла статью о Бухар-жырау. Представила себя на литературном вечере, как вы рассказываете всю эту интересную историю. Ваши интонации, чтение стихов… Заслушалась))) Спасибо огромное! Браво и восторг.

  2. Нет слов! Раз за разом перечитываю! Надо же так вот прочувствовать!

  3. Здравствуйте!Есть ли в произведениях Бухар-жырау сведения о Касабай-батыре(1713-1795)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *