Султанмахмут Торайгыров (1893-1920)

 

Я предлагаю вам краткий рассказ о жизни Торайгырова, ролик о нем и небольшую викторину о творчестве поэта. Среди Баянаульских озер есть озеро Торайгыр. Когда-то оно было названо по имени рода, жившего здесь, но для людей ХХ века  это название связано с именем поэта Султанмахмута Торайгырова, в этих местах проходило его детство, сюда, домой, он возвращался много раз, чтобы набраться сил, здесь оборвалась его короткая жизнь. Здесь его могила.

Что можно успеть за неполных 27 лет жизни, особенно, если ты живешь в глуши, в бедности и рассчитывать приходится только на себя? Для начала — выбраться их этой многовековой темноты — учиться. Немного помог отец, дав ему представление об арабском языке.  А потом были учителя — разные.  Он с благодарностью вспомнит муллу Мукана, человека доброго и образованного, он любил поэзию и переводил восточных поэтов. Может, это он привил подростку вкус к учебе. И дальше Султанмахмут будет учиться изо всех сил. Если надо — будет слугой у муллы, не будет еды — стерпит и это. Об этой страсти к учению мы можем судить по его стихам.

Ей-богу, говорю себе, клянусь!
Письмо, язык российский наизусть
Я буду знать. Историю пройду я
И географию — устану пусть.
О господи, хотя б до тридцати
Мне знания суметь приобрести.
Без этого ни счастья, ни удачи
Мне не видать на жизненном пути.

Читая эти строки, чувствуем, и как ему было трудно, и как велико было это желание — знать. За знаниями он отправится в 1912 году в далекий Троицк, поступит там в духовную семинарию, где изучали Коран, арабский, они приближали юношу к восточной культуре, но отдельно он учил русский язык, чтоб через него узнать культуру западную. И здесь в первый раз дала о себе знать страшная болезнь — туберкулез. Через год пришлось оставить учебу, он уехал в аул недалеко от Троицка. Учил детей. Он хотел открыть школу в родном ауле, но для этого нужны были деньги. А откуда они у бедняка?

Но жизнь — живая, интересная, которую он ощутил в Троицке, непреодолимо влечет, и Султанмхмут возвращается, чтоб участвовать в работе первого журнала на казахском языке — «Айкап» — «Зеркало».  Там печатались произведения молодых ярких казахских авторов — Сейфуллина, Майлина. Там выйдет в свет и роман самого Торайгырова — «Красавица Камар», написанный в стихах и прозе. Боевые авторы журнала не боятся касаться самых болевых точек жизни казахов — бедности, неграмотности, они смело вступают в дискуссии. Жизнь так интересна… Страсть к знаниям еще не утолена, и Торайгыров пытается поступить учиться дальше — едет в Семипалатинск — неудача, но не беда, в его деятельности нет пауз. Можно опять учить детей и еще — писать стихи, прозу, сочинительство стало второй страстью Торайгырова. Через год он продолжит учебу в Томске — русский язык, география, история.

Но настает 1917 год. Бурлит вся Россия, казахстанская молодежь верит, что пришла свобода, обновление жизни, мог ли остаться в стороне от этих событий поэт, писавший: «Хочу быть солнцем, которое бы рассеяло тьму над головой моего народа».

О, родное Отечество
Верь мне всегда!
Я опора твоя,
Я надежда твоя!

Сколько сил у меня
Все тебе я отдам,
Ты мне словно отец,
Я тебя не предам!

О, народ мой родной
В своей трудной судьбе,
Истомилась душа,
Состраданьем к тебе!

Но не буду скорбить
И не буду вздыхать,
Буду любящим сыном
Свой народ просвещать!

Где бы в странствиях ни был,
Где б в чужбине ни жил,
Мне надежда и сила
Мой казахский язык!

Он укажет дорогу,
Он поможет в пути-
Что бы свет от науки
Смог домой принести! 1918 г.

И вот он уже в Петропавловске, опять в гуще событий. Знакомится   с членами партии Алаш, увлекается их идеями.  Но уж очень разные у них жизни: он — бедняк, изо всех сил старающийся пробиться в этой жизни, и они- хорошо образованные, в то время благополучные люди. Похоже, они его раздражали- своими портфелями, очками. Может, его скорее увлекли бы коммунисты. В 1919 году, после установления советской власти его назначили председателем ревкома Шидертинской волости. Ему было поручено вести агитацию за Советскую власть, объяснять ее политику. Кто знает, к какому берегу примкнул бы Султанмахмут, но болезнь вынудила его опять уехать в родной Баян-Аул. Он пишет стихи, начинает поэму «Айтыс».  Прекрасная природа родного края вдохновляет на лирические строки:

И там, меж стволов, в негустом лесу,
Где столько света кругом,
Стали бы мы бродить с тобой,
Любуясь каждым цветком,
И ты бы ягоды для меня
Рвала в затишье лесном,
И смех твой, вспыхнув в блеске дня,
Звенел бы серебром!

И думаешь, что Султанмахмут Торайгыров был совсем молодым человеком, думал о любви, о счастье. Он не дописал свою последнюю поэму, не прочел тех книг, что так мечтал прочесть. Его жизнь оборвалась на взлете. Но это была красивая яркая жизнь человека, ищущего правду.

ЗАЧЕМ Я ЖИВУ?
Пока кочующий род людской
Минет безводных пустынь простор,
Пока перевалит за грани гор
В страну, облюбованную мечтой;
Пока очистятся, наконец,
Сердца человеческие от зла,
И станет душа человека бела,
И волк перестанет душить овец, —
Много еще утечет воды,
Многие жизни сгорят в борьбе,
Многих земля возьмет к себе!
И не увижу я те плоды,
Завязь которых — наши труды…
Зато откроется даль тому,
Кто пойдет по пути моему!

Попробуйте ответить на вопросы небольшой викторины о поэте:

  1. В поэме Торайгырова «Заблудившаяся жизнь» 6 глав. Какой среди четырех перечисленных глав в поэме нет:  (Я – джигит, Я — отец, Я — старик, Я — труп)
  2. Примеряя судьбу богатого человека, герой поэмы сравнивает себя с героем басни Крылова. Каким? (Лисой, Ослом, Волком, Собакйо

И я крыловским сделаюсь ослом,
Что важен так в наряде золотом.

3. Размышляя о славе, герой поэмы представляет себя в образе великого полководца. Какого? (Александра Македонского, Бонапарта, Тамерлана, Суворова)

Я на коне. Привстал на стремена.
А на груди сияют ордена
Я – Чингисхан. Я – Бонапарт.
И славу Поет мне восхищенная страна

4. Мечтая о славе ученого, герой сравнивает себя со светилами науки. Один из них (Пастер, Фарадей, Эйнштейн, Ньютон)

5. Почему герой Торайгырова не видит смысла, в том, чтоб быть доктором?(Он не верит в медицину, Беднякам лечение не по карману, Считает докторов корыстными, Учиться на врача трудно)

«Купите это», — ты даешь совет.
У бедняка ж копейки медной нет

6. Не думать про начала и конец.
Бездумно жить, так, как живет птенец.
«Кто множит знанья — умножает скорби»,-
Не так ли говорил один мудрец? О каком мудреце здесь говорится? ( Абай, Соломон, Экклезиаст, Толстой)

7. Закончите строку: Старик сказал: «Синица лучше в руки, Чем в небе …»

(Воробей, Журавель, Сокол, Гусь)

 

Султанмахмут Торайгыров (1893-1920): 2 комментария

  1. День ночи равен стал, победа!
    Над тьмою света, солнце в высь!
    Мы видим приближенье лета
    В весенний праздник Наурыз.

    Здесь скачки, гульбища, забавы:
    Вот в схватке силачи сошлись.
    Почувствуй вкус и запах славы
    В чудесный праздник Наурыз

    Обильный стол, о угощенье,
    Рекою пенною кымыз.
    Игра домбры, акынов пенье
    В наш добрый праздник Наурыз.

    И русский и казах и немец
    Под шаныраком собрались.
    Узнает пусть и иноземец
    Народный праздник Наурыз.
    Это стиховорение современного автора Снежко АГ.(Моё)
    Вопрос к вам, почему авторство не указываете?
    https://stihi.ru/2010/03/19/5095

  2. Извините, убрала, я считала, что это Торайгырова. Надо все проверять

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *