Сегодня уже никто не сомневается, что в эпоху первобытного общества существовали живопись и скульптура, что древние люди без помощи технических средств создавали такие произведения, какие и сегодня нелегко сделать. И чем больше изучаешь культуру палеолита, мезолита, неолита, эпохи бронзы и железа, тем больше поражаешься таланту и изобретательности древних художников. Я предлагаю вам презентацию и краткий рассказ о первобытном искусстве, в частности, на территории Казахстана. В конце есть вопросы для учеников художественной школы по теме «Первобытное искусство». Если вы наведете курсор на строку содержания, то попадете на нужную вам главу.
Содержание
Палеолит
Эпоха палеолита (древнекаменного века) — самый длинный период в истории человечества. Существуют разные взгляды на его периодизацию, мы возьмем временные рамки с 35 по 10 тысячелетия до н. э. Очень долго считалось, что древние люди умели делать только примитивные орудия труда. Поэтому когда в XIX веке любители археологии стали находить не только скребки и ножи из кремния, но и изображения животных, вырезанных на кости или роге, это вызывало недоверие. И каждый раз первооткрывателями долго приходилось доказывать свою правоту. Среди них был француз Андре Буйе. Он в 1833 году нашел кость, на которой были вырезаны лани. Эти животные живут во Франции и теперь, как доказать, что это произведение древнего искусства? Но вскоре археологи стали находить изображения животных, много тысячелетий, не живших во Франции и Испании: северных оленей, мамонтов. Общество медленно привыкало к мысли о том, что эти произведения были созданы много тысяч лет назад.
Для создания небольших статуэток использовали бивень мамонта, кость, мягкий камень — мергель. На изображениях животных очень тщательно проработаны детали. Предполагают, что их делали для каких-то древних религиозных обрядов. И хранились они в тайных местах. Статуэтка, которую называют «Оглянувшийся бизон» вырезана из рога северного оленя. Она сделана во 2 тысячелетии до н. э.
Находят археологи и женские фигурки. Одна из них — так называемая Венера Виллендорфская. Статуэтка высотой 11 см сделана из известняка. Любопытно, что очень подчеркнуты рельефы тела, проработаны волосы, а лица нет. Полагают, что этому женскому изображению 29 500 лет. Что это — изображение богини плодородия, выражение представлений древних о красоте? На этот вопрос нет ответа. Венера Брассемпуйская или, как ее еще называют, «Дама в капюшоне», найдена во Франции. Ее относят к 25 тысячелетию до н. э. Это маленькая фигурка, вырезанная из кости мамонта, ее высота 3, 65 см. И, обратите внимание, у нее уже есть лицо.
Но самым большим достижением искусства палеолита была живопись на стенах пещер. Открытие ее во 2-й половине XIX века было полно драматизма. Современники не хотели верить первооткрывателям, считая их обманщиками.
Особенно жестоким нападкам и обвинениям в обмане подвергся испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, который в 1868 году в пещере Альтамира на потолке обнаружил изображение стада быков, написанных четырьмя красками: красной, желтой, белой и черной (охрой — желтой и красной, мелом и углем).
Справедливости ради надо сказать, что первой быков Альтамиры увидела Мария, его дочь. Однажды, когда отец был занят находками каменных орудий труда на полу пещеры, Мария отошла в соседний коридор, подняла лампу вверх и увидела то, что до нее никто не видел. «Папа, смотри, нарисованные быки!» — воскликнула она. Дон Марселино был восхищен искусством древних мастеров. Он долго не решался поделиться своим открытием с учеными. А когда опубликовал сообщение о своей находке в журнале, на него обрушился шквал насмешек. Ученые были уверены, что это подделка, что эти изображения сделал современный художник, знакомый владельца Альтамиры. До конца своих дней Марселино де Саутуола не мог доказать обратное.
И лишь в 1912 году ученые поверили, что изображения на стенах пещер, которых к тому времени нашли немало, действительно сделаны в древности. В одной из пещер поверх живописи наросли сталактиты, про которые было известно, что им больше 10 тысяч лет. Первооткрыватель Альтамиры к тому времени уже умер.
Изображения животных — быков, оленей, диких коней, зубров, медведей, волков и других животных на стенах и потолке пещер и сегодня поражают реалистичностью, экспрессией, и это при том, что древним художникам приходилось работать в темных пещерах на неровной поверхности стен.
Древние художники наносили контуры фигур животных кремниевым резцом. В живописи использовались природные краски: желтая и бурая охра, белая известь, черный марганец и уголь. Художники с удивительным реализмом изображали не только внешность животных, но и их движения. На стенах Альтамиры мы видим быков пасущихся, бегущих раненых, умирающих.
В 1940 году на юге Франции была открыта пещера Ласко, которую зовут Сикстинской капеллой палеолита. Ее открыли дети. Четверо старшеклассников отправились в археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева, была дыра. Говорили, что там есть ход в средневековый замок. Но, пройдя по коридору, они попали не в замок, а в пещеру, на стенах которой были изображены огромные звери.
Заслуга французских школьников не ограничивалась открытием пещеры. Они устроили возле нее лагерь и стали первыми хранителями пещеры, защищая ее от толп любопытных. Но сейчас доступ в пещеру Ласко закрыт, потому что, просуществовав в целости 15 тысяч лет, живопись в наши дни стала разрушаться.
В пещере Ласко тысячи изображений реалистически нарисованных животных. Это стада лошадей, бык, бизоны и даже носороги. Есть версия, что это карта неба с созвездиями. Но больше сторонников теории, что это древнее святилище. Ведь поклонение животным было первым элементом религии у древних людей. Возможно, они их почитали как покровителей рода или такие изображения были своеобразным договором с сильным и опасным зверем, которого они должны убить на охоте, чтоб прокормиться.
Мезолит — среднекаменный век (X — VI тысячелетние до н.э.)
О том, что произошло о примерно в 10 тысячелетии до нашей эры, есть разные, суждения. Предполагают, например, что тогда на Землю упал огромный метеорит. Возможно, в самом деле, в результате этого теплое течение, Гольфстрим, стало омывать берега Западной и Северной Европы, и в 10 тысячелетии до н.э. произошло потепление, изменившее жизнь древних людей. Началась новая эпоха в развитии человечества — мезолит. Именно тогда крупные животные, на которых охотились люди палеолита, ушли на север. Люди по-прежнему знали только каменные орудия, но жили уже не в пещерах, они начали приручать некоторых животных (собак). Они изобрели лук, и охота стала безопаснее, а, кроме того, появилась возможность охотиться на мелких животных, птиц.
И искусство стало другим. Если в палеолите художники рисовали только животных, то теперь в наскальных рисунках Испании, Северной Африки появились и люди. Художники изображают танцы, сцены охоты.
Но если раньше художники передавали объем, используя оттенки то в мезолите изображение напоминает современные пиктограммы. Контуры равномерно окрашивались красной или черной краской. Казалось бы, рисунок стал проще, но он требует умения обобщать. Люди палеолита умели изображать отдельные предметы, а в мезолите научились связывать их в целое.
Неолит (VI — II тысячелетия до н. э.)
В эпоху неолита от охоты и собирательства люди переходят к скотоводству и земледелию. Они научились ткать и шить одежду, делать из глины посуду. Человек задумывался о невидимых силах, которые влияют на него и пытается передать свои представления графически.
Элементы орнамента находят еще на предметах времен палеолита, но именно в эпоху неолита он начинает играть ведущую роль. Казалось бы, орнаментальные узоры рисовать проще, чем фигуры, но орнамент требует умения мыслить абстрактно. Если круг человек мог видеть каждый день, поклоняясь солнцу, то крест, спираль свастика не встречаются в природе.
Человек создал их, возможно, чтоб передать такие понятия, как круговорот жизни, движение Солнца, бесконечность и т.д. Орнаментом начинают украшать одежду и домашнюю утварь. Среди древнейших элементов орнамента — круг, крест, а еще меандр — изображение, состоящее из линий, изогнутых под прямым углом. Этот узор назвали в честь реки в Малой Азии, известной своими причудливыми изгибами. Меандры использовали разные народы. Считается, что он символизировал переменчивость человеческой жизни. Использовалась и спираль. Понимали ли древние гончары, что это символ вечного движения или ею просто было удобно украшать посуду?
Среди элементов геометрического орнамента, которым украшали посуду неолита были зигзаги, ромбы. Про зигзаг одни говорят, что это символ воды, другие — молнии. Но, как и волнистая линия, он часто встречается в узорах как каменного века, так и поздних эпох. Что касается ромба считают, что это — символ плодородия.
О возникновении орнамента можно еще почитать, пройдя по ссылке: Язык казахского орнамента. Игра
Сведения о нем есть и в презентации (в начале этого материала). Неолит — великая революция в жизни людей. Они начинают объединяться, образуются первые общности, из которых вырастут государства. Древние оставили нам загадки, на которые у современных исследователей нет однозначного ответа. Непонятно, как мог человек, использующий каменные орудия труда возводить гигантские каменные сооружения, которые находят в разных точках мира: в лесах Амазонки, в Европе, в Сибири. Их называют мегалиты (огромные камни).
Самые простые — вертикально стоящие каменные столбы археологи называют менгирами. Они бывают разных размеров — некоторые с человеческий рост, но бывают такие, которые достигают 20 метров.
От той эпохи дошли до нас и дольмены. Простейший дольмен — две вертикально поставленных плиты, перекрытые горизонтальной. Порой на этих плитах стены были покрыты символическими знаками.
Как древние люди доставляли на место такие камни, как устанавливали?
А были еще и кромлехи — каменные столбы, расположенные по кругу. Самый известный кромлех — Стоунхендж. Это сооружение, состоящее их 125 каменных глыб, весом до 25 тонн. Ученых поражает еще и то, что круги и эллипсы, образующие кромлехи, идеально правильной формы. А если древние люди умели строить эллипсы, то должны были владеть необходимыми вычислениями. Заметили, что своей осью Стоунхендж ориентирован на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния.
Что это было? древнее святилище или приспособление для наблюдения за светилами? Надо сказать, в эпоху неолита в разных местах земли в искусстве появились свои особенности, и мы отличаем неолит в Египте от искусства, которое развивалось в Сибири, в евразийской степи.
Эпоха бронзы. Аркаим. Тамгалы. Казахстан
На рубеже 3 и 2 тысячелетия до н.э. люди научились добывать металлы и делать металлические орудия труда. Сначала это была медь, металл, которые легко плавился, но был довольно мягким. Но если соединить медь с еще одним легко плавящимся металлом — оловом, то получится бронза, из которой получается довольно прочное оружие и орудия труда. Много загадок эпоха бронзы оставила на территории России. Внимание археологов и просто любителей старины привлек Аркаим, городище эпохи бронзы в Челябинской области. При аэрофотосъемке местности были обнаружены правильные круги, которые при детальном изучении, оказались остатками поселения, где жилища располагались концентрическими кругами. Там были найдены и печи для выплавки бронзы. Надо сказать, Аркаим находился на той же широте, что и Стоунхендж.
На территории Казахстана в эпоху бронзы (во 2 тысячелетий до н.э.) люди жили большей частью по берегам рек. Известны поселения этого периода вдоль рек Тобол, Ишим, находили их и на берегу Аксу. Людей, которые жили там, называют андроновцами, по имени деревни, где были найдены первые захоронения — Андроновка. В могилах находили погребальную посуду, украшенную зигзагами и треугольниками. О находках эпохи бронзы близ Степногорска подробнее в моих материалах: Степногорск предыстория и Степногорск. Древняя история нашего края.
Очень древними памятниками культуры на территории Казахстана являются петроглифы (изображения на камнях) ущелья Тамгалы. Это место находится в 170 км от Алма-Аты. Рисунки на скалах Тамгалы заинтересовали еще Ч. Валиханова. Во время экспедиции на Иссык-Куль он зарисовывал там изображения Будд. В 60-е годы XX века сюда пришли ученые. Первым заинтересовался петроглифами Гайнетдин Мусабаев. Очень поддержал изыскания в этом районе К. Сатпаев, возглавлявший в то время Академию Наук Каз ССР.
Среди первых исследователей были А. Г. Максимова, А. С. Ермолаев и А. Н. Марьяшев, по результатам изучения рисунков на камнях они написали книгу «Наскальные изображения урочища Тамгалы».
В ущелье обнаружено несколько тысяч изображений. Считают, что они создавались в разное время: эпоху бронзы, саков, усуней, тюркского периода. Среди петроглифов много животных: верблюдов, лошадей (нередко с рогами), быков и козлов. Интересно, что среди изображений лошадей ученые различают диких и одомашненных. Одомашнивание этих животных было большой вехой в развитии людей.
Ученые считают очень интересным фактом, что на камнях Тамгалы изображены колесницы. Изобретение колеса тоже было важным достижением. Кроме того, во многих древних мифах солнце выезжает на небосвод на золотой колеснице. Кто-то видит среди петроглифов и единорогов. Немало здесь всадников и воинов с топорами и палицами, пастухов, людей в звериных шкурах с хвостами. Предполагают, что это шаманы. Возможно, они одеты в шкуры волков, которые у многих древних народов, включая тюрков, были священными животными.
Наибольший интерес вызывают так называемые солнцеголовые люди. Их изображений найдено около 30. Кто это? Древние божества? Авторы книги «Наскальные изображения урочища Тамгалы» пишут: «Солнцеголовые великаны Тамгалы — одни из наиболее древних антропоморфных изображений Бога. Таким его представляли древние индийцы, что нашло отражение в их священной книге «Ригведе», датируемой второй половиной II тысячелетия до нашей эры. В ней солнечный бог Сурья, с диадемой на голове, носит такие имена-эпитеты: «Владыка лучей», «Лучезарный», «Лучащийся блеском».
Эпоха железа на территории Казахстана
Если в эпоху бронзы люди жили оседло, обрабатывали землю, разводили скот, то в эпоху железа на территории Казахстана люди вели кочевой образ жизни. В то время велись завоевательные войны, появились рабы. В середине 1 тысячелетия до н.э. степи от Алтая до Причерноморья заселяли племена, которых одни авторы называли «скифы», а другие — «саки». Возможно, это были одни и те же племена, кочевавшие по всей Великой Степи. Говорят, название восходит к скифскому слову saka – олень.
Они слыли непобедимыми воинами, великолепно стреляли из лука, были прекрасными наездниками. Известно, что персидский царь Кир пытался завоевать их, но был побежден. Чуть не погибло и войско Дария, отправившегося в поход против саков. Если люди эпохи бронзы хоронили умерших в вырытых в земле могилах, то кочевники насыпали курганы над могилами вождей. Курганы в большом количестве находили причерноморских степях, а в последнее время интересные находки делались и в Казахстане.
Именно они дали нам информацию об искусстве эпохи железа, которое вошло в историю произведениями звериного стиля. В этот период упряжь, доспехи воинов, головные уборы украшались фигурками животных, сделанными из золота или других металлов. Подробнее о значении фигурок звериного стиля можно прочесть в моей публикации : Золотой человек и другие сокровища сакских курганов
То, что фигурки одних и тех же животных повторялось, позволяет сделать вывод, что изображались особо почитаемые животные, которым поклонялись как основателям рода или покровителям. Часто встречаются фигурки оленя, пантеры, коня, крылатого коня тулпара, архара и др. Большинство курганов, найденных на территории Казахстана, были разграблены.
В 1969 году близ города Иссык в Алма-атинской области группой академика Акишева был обнаружен курган, который именуют «Курган Иссык». Центральное захоронение там было разграблено, а боковое сохранилось. В нем нашли останки 18-летнего юноши в богатом золотом костюме. Его стали называть «Золотой человек«. Там был меч, скифский кинжал, серебряная чаша, украшенная неизвестными письменами. У левой руки – стрела с позолоченным наконечником. В обшитой золотом кожаной сумочке – бронзовое зеркало и кусочек охры. Каждый предмет имел символическое значение. Т. к. юноша, скорее всего, был царского рода, то в нем видели не только земного, но и небесного царя. Он должен был осуществлять связь земного мира с верхним. Поэтому каждая деталь несла определенную смысловую нагрузку. Голову «золото человека» венчала шапка с фигурками архара, тулпара.
Подробнее об открытии кургана Иссык вы можете почитать, пройдя по ссылке: Золотой человек и другие сокровища сакских курганов
Изображение коней у древних кочевников связывались с культом Солнца. Конь для степных народов всегда был самым почитаемым животным. На поясе — конь и олень. Для многих народов олень олицетворял дерево жизни. В древнетюркских легендах говорилось о дереве жизни, по ветвям которого поднимаются в верхний мир, где обитают самые почитаемые предки.
Казахский орнамент
Следы поклонения животным, растениям, небесным светилам сохранились и в казахском орнаменте. Вот элементы орнамента, опубликованные в книге У. Жанибекова «Эхо».
Как все люди древности, первобытные жители степей, верили в то, что изображения почитаемых животных являются оберегом. Можно не изображать все животное, а только часть его тела, и это тоже может помочь. Многие народы верили в особую силу рогов. Не случайно головные уборы царей украшались рогами. Шлем с рогами был у Александра Македонского, поэтому народы Средней Азии сразу признали его богом. Поэтому мотив «муйыз» рога часто встречается в казахском орнаменте. Из них самый распространенный — «кошкармуйыз» — бараньи рога. Баран для казаха был не только основной пищей, но и символом земного благополучия. Почитали степные народы и верблюда — олицетворявшего мир, благоденствие. Среди элементов орнамента- «оркеш» — горб, туйе табан — след верблюда. Поклонялись они и небесным светилам. Круг или крест связывали с солнцем, на луне, по преданию древних, жила страшная старуха. Элементы геометрического орнамента восходят к самой глубокой древности. Скажем, «балдак»— костыль восходит к меандровым узорам, известным еще с каменного века. Изображениями животных, зооморфным орнаментом украшали одежду, юрту, ковры. Растительные орнаменты мы часто встречаем на деревянных изделиях. Подробнее о казахском орнаменте можно прочесть в моем материале: Язык казахского орнамента. Игра
Если говорить о скульптуре эпохи железа, то до нас дошли каменные изваяния, так называемые, каменные бабы. Их сохранилось много в западной части степи, ближе к Черному морю. Как правило, это обобщенные изображения человека. Чаще это мужчина-воин, который в одной руке держит кинжал, а в другой — чашу. Встречаются и изображения женщин с прической в виде кос. Каменные изваяния эпохи железа в наших местах редки, поэтому балбал, найденный в окрестностях Степногорска, заинтересовал ЮНЕСКО. Он хранится в степногорском музее. Там же можно увидеть еще одно каменное изваяние, обнаруженное археологами в конце ХХ века. Оно принадлежит к тюркскому периоду.
Со времен саков кочевники строили временное жилище. Поначалу это были шкуры, прикрепленные в шесту. Постепенно сложилась архитектура юрты.
Когда устанавливают юрту, сначала ставят дверь, к ней прикрепляют решетки из дерева — канаты. Средняя юрта состоит из 6-8 канатов. Они образуют кереге. Это стены юрты. К кереге прикрепляют жерди — уыки, они образуют купол. Вверху они прикрепляются к шаныраку, который в то же время служит для вентиляции и освещения жилища. Юрту утепляют кошмой, коврами.
А вот вопросы контрольной по первобытному искусству:
-
-
- Палеолит вошел в историю живописи картинами, нарисованными на…
- На них были изображены…
- Первая найденная пещера называлась…Ее открыли…
- На рубеже палеолита и мезолита произошло…
- Кого изображали на наскальных рисунках мезолита?
- Люди начали украшать одежду и посуду орнаментом в эпоху
- Древнейшие элементы орнамента…
- Изображения, высеченные на камне, называются…
- Место в окрестностях Алма-Аты, где найдены петроглифы…
- Самое известное изображение в ущелье Тамгалы
- Вертикальные каменные глыбы, дошедшие до наших дней от эпохи бронзы называются…
- Самый известный кромлех
- Эпоха железа вошла в искусство произведениями …стиля.
- Самое известное захоронение эпохи железа в Казахстане…
- На шапке Золотого человека изображены.
- Это животное считается символом земного благополучия.
- Самый распространенный мотив казахского орнамента.
- Составные элементы юрты
- Самое почитаемое животное у казахов
- 2-3 элемента казахского орнамента.
-
сестричка, я был сегодня здесь, но пока не понял, каким образом вышел на аудиорассказы Чехова. Наверно они выскакивают после просмотра твоего ролика. Пошёл творить, пока!
Творческих тебе успехов!