Древние города Казахстана

Я предлагаю вам иллюстрированную статью о древних городах Казахстана и фильм. Надеюсь, это поможет учащимся и учителям глубже узнать историю Казахстана. Тараз, Отрар, Испиджаб, Яссы, Сауран, —  об этих средневековых городах, расположенных когда-то вдоль рек Талас, Сыр-Дарья, мы знаем по свидетельствам арабских путешественников, находкам археологов. Сегодня там стоят современные города Казахстана: Тараз, Шымкент, Туркестан. Но интересно попробовать сквозь пыль веков увидеть ту далекую, так не похожую на нашу жизнь: города, утопающие в зелени садов, с базарами, мечетями, турецкими банями — хамам. Там были и водопроводы, и даже канализация.

Содержание

    1. Тараз
    2. Испиджаб-Сайрам
    3. Туркестан-Яссы
    4. Сауран
    5. Отрар 

 Тараз.

Арабский историк 10 века. Макдиси писал: «Тараз – большой укреплённый город, с множеством садов густо зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый рабад. У ворот города течёт большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». Рабад — это предместья, где жили ремесленники. Тараз славился своими, мастерами ковки и чеканки. Один из примеров их мастерства — казан в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи, — самый большой в исламском мире. Он весил более 2 тонн.

В окрестностях города была серебряная руда, поэтому ювелиры Тараза имели возможность делать прекрасные серебряные украшения, которые славились далеко за пределами города. Гончары Тараза делали посуду, покрытую цветной глазурью. Такие сосуды в большом количестве находят сегодня археологи.

Керамика древнего Казахстана

А еще в рабаде находились караван-сараи, где останавливались многочисленные купцы, приехавшие на базар Тараза купить или продать свой товар.  Эти средневековые гостиницы были во всех восточных странах. Там обязательно был широкий двор, колодец, загоны для скота. Вокруг двора — строения с комнатами для приезжих. Порой, особенно за пределами городов, караван-сараи были окружены прочной стеной, чтоб защититься если не от вражеского войска, то хоть от грабителей. Таких мест в Таразе было несколько. Это неудивительно, ведь этот город был важным центром торговли в степи на Шелкового пути. Центром его, как любого средневекового города был базар. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира». Китайские шелка и фарфор, русские меха, византийская парча, индийские снадобья, фрукты, рис, сладости, — горы товаров. Степные народы продавали скот, говорят, в Таразе за день продавалось 500 верблюдов, очень ценились азиатские скакуны, но самым ходовым товаром были овцы.  Там были великолепно выделанные овечьи кожи, похожие на атлас, а тюркский каракуль ценился особенно высоко. Он был не только черным или серым — но серебристым и даже сиреневым. Его звали сур.  Считалось, что сур обладает волшебной силой, он снимает усталость и раздражение, впрочем, о богатстве таразского базара можно говорить долго. Европейские купцы и мечтать не могли о таком размахе торговли. В Таразе производили свой шелк, говорят, вполне конкурентоспособный рядом с китайским. Наверное, там рос виноград, ведь археологи в этом районе находили винодельческие мастерские. Китайцы, знавшие только алкоголь, сделанный из риса, с большим интересом относились к виноградному вину. Конечно там были прекрасные сады, ведь там было все для этого: южное солнце и вода. Ее в Таразе было достаточно. Археологи откопали 15 километров водопровода: глиняные трубы, соединенные глиняными же муфтами были «подключены прямо к реке, сильное течение Таласа забрасывало воду в трубы и гнало ее в город.

древний Тараз

А еще в шахристане Тараза, нашли баню, судя по тому, что от нее осталось, она была роскошная: пол, выложенный узорной плиткой, росписи на стенах, в кучах мусора — остатки лепнины. Под полом были каналы, по которым подавалось тепло, так что теплый пол существовал много веков назад. Археологи считают, что улицы в Таразе были вымощены камнем, существовала и канализация. Что до строительных технологий, то, судя по немногим строениям, оставшимся от 11-12 веков, зодчие они тоже были прекрасные. Мавзолей Айша-Биби, был построен 12 веке. Он не сохранился целиком, но его стены, сплошь покрытые узорными глиняными плитками, восхищают и сегодня. Говорят, там 60 разных узоров. На одной из угловых башен мавзолея сохранились строки древнего двустишия: «Осень… тучи… Земля прекрасна».

Айша-биби Тараз

Испижаб-Сайрам.

Через два дня пути, караваны, вышедшие на запад из Тараза попадали, по словам путешественника XIII века в один «из процветающих и приятнейших», с обилием зелени, проточных вод, прекрасных садов город. У него было несколько имен: Испиджаб, Сайрам. Сегодня это — пригород  Шымкента. Место вполне современное. Но  «многовековое прошлое Сайрама чувствуется при проезде через него уже в самом скелете кишлака, в его сложной, словно спутанной, но в действительности строго централизованной распланировке кварталов», — так пишут археологи. Сайрам упоминается с 7 века, а в 766 году сюда пришли первые исламские проповедники. Сайрам — та точка откуда по степи начал распространяться ислам. Три века спустя именно здесь суждено родиться самому почитаемому святому казахской земли — Ходже Ахмету Яссауи. Он позднее скажет о родном городе: «В Яссах мудрецов несколько тысяч, а в Сайраме — бессчетно».  Там провели свой век и его родители. В Сайраме стоит мавзолей его отца, шейха Ибрагима, матери, Карашаш.

Впрочем, значение Сайрама не сводится только к мусульманским святыням. Жители города своим мужеством поразили даже арабов. Все покоренные города Маверанахра завоеватели облагали тяжелой данью, а плата Испиджаба была чисто символическая — метла и горсть мелких монет. Впрочем, освобождение Испиджаба от налогов объясняется еще и тем, что это была крупная пограничная крепость.  Было решено, чтоб жители тратили свои деньги на оружие. Здесь жили умелые воины. По берегам Арыси до сих пор видны сторожевые холмы. С их вершины было видно за много километров, и стоило появиться неприятелю, как загорались сигнальные костры, извещая жителей городов и селений вокруг об опасности. Испиджаб — город на пересечении торговых путей.  Очевидцы пишут. что там было четверо ворот, через которые шли караваны и в Туркестан, и в Отрар, и в сторону Кавказа, и в сторону Урала, и в Бухару. Город славился своими рынками, особенно, рынком полотна. 

                                         Туркестан-Яссы.

В 200 километрах от Сайрама находилась средневековая столица казахов- Туркестан, он же — Яссы. Населенный пункт на месте современного Туркестана, на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы в Северный Казахстан существовал еще в раннее средневековье. Но выделился среди прочих городков он лишь после 12 века. В конце XIV века в «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Йезди упоминается название Яссы, и отмечается, что «Яссы — маленькое селение, там есть гробница Шейха Ходжа Ахмеда Яссави«. То есть начало славе города положила святая могила духовного учителя, который кончил здесь, в подземной мечети свой жизненный путь.

Впрочем, истинным духовным центром Средней Азии Яссы станут в 14 веке при Тимуре Тамерлане. Город входил в состав его империи, и правитель проявил дальновидность, приказав построить вместо скромного мазара над могилой почитаемого святого мавзолей который превосходил шедевры архитектуры Самарканда. Его купол был самым большим в Средней Азии. Было объявлено, что три паломнических посещения могилы Яссауи приравнены к хаджу в Мекку.

Духовая столица степи растет и постепенно становится столицей политической. Первым из казахских ханов, кто разместил свою ставку в Туркестане, был Есим хан (в самом конце 16 века). Именно здесь Тауке хан принимал послов из России.

Близость святой могилы придавала особый вес казахским курултаям которые проводились здесь особенно часто, и ханов на белой кошме поднимали здесь, помолившись предварительно у могилы Ходжи Ахмета. А потом и хоронили наиболее почитаемых ханов и герое возле мавзолея Ходжи Ахмета Яссави. Аблай, Богембай и другие великие казахи лежат в некрополе — так называемом, Малом дворце.

Сегодня на территории Туркестана организуется археологический парк, где, среди прочего, можно увидеть изделия древних мастеров, ведь в городе существовали целые улицы гончаров и других ремесленников.

керамика Древнего Казахстана

Там делали не только посуду, но и знаменитую глазурованную плитку, которой украшен мавзолей. Ученые так и не смогли открыть секрет ярких красок, которые не померкли за много веков.

                                            Сауран

Примерно в одном дневном переходе от Туркестана находился город Сауран. И ему доводилось быть столицей — в 14 веке, времени его наибольшего расцвета он был столицей Ак-Орды. Если, говоря о древних городах Казахстана, надо напрячь воображение, чтоб попытаться представить их улицы и городские сооружения, то крепостные стены Саурана возвышаются и сейчас посреди степи, образуя какой-то фантастический пейзаж.

Сауран

Глядя на эти высокие стены, легко поверить, что это был один из самых неприступных городов южной степи.  Говорили, его окружали 7 стен, одна за другой.  Есть и другое свидетельство, опять же арабского путешественника. «Необычайно приятный город, он построен в открытой степи. Сауран- город веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разуму силу и радость». 

Без воды ничего не растет, и сегодня эти величественные стены окружает безжизненная земля. Но в Сауране вода была — это делало горожан неуязвимыми во время войны и счастливыми в мирное время. Их секрет назывался — кяризы. Вода была в 6-7 километрах от города. Чтоб доставлять ее в город, соорудили подземную галерею — кяризы. Это было сложное сооружение с насосами, качающими воду, с водохранилищем и многокилометровым с подземными галереями.

древние города Казахстана

Говорят, строили кяризы индусы. Работать там было тяжело и опасно- обвалы, нехватка воздуха.  и тем не менее, случайных людей там не было. Смотрители кяризов составляли специфическую касту работников-профессионалов, известно, что строительство одного пролета кяриза   длиной примерно 6 км оценивалось в слиток золота величиной с овечью голову. Конечно, не в Сауране придумали кяризы, но именно они освоили это восточное ноу-хау. Больше в Казахстане кяризов нет.

А еще позаимствовали они в Средней Азии качающиеся минареты. О них, как о чуде писали все путешественники. Сауранский до наших дней не дошел, а вот качающийся минарет в Исфахане, он до сих пор привлекает толпы зрителей. В определенные часы служитель раскачивает минареты, чтоб это было заметнее, звенит колокольчик. Чудо, башни действительно качаются, а мечеть стоит себе и не рушится. Современные строители пытаются понять, почему, пока не могут.

                                                 Отрар.

Отрар — один из самых известных городов на территории Древнего Казахстана. Правда, больше он известен трагедией 1219 года, когда после 7 месяцев осады город был взят и разрушен войсками Чингисхана.  С удивлением узнаешь, что после разгрома Отрар возродился, и в 14-15 веках был богатым и могучим. Тамерлан, который покорил присырдарьинские земли, бывал здесь не раз, по его приказу близ Отрара был построен мавзолей Арыстан-баба, наставника ходжи Ахмета Яссави. Известно также, что умер Тамерлан в отрарском дворце, кажется, простудившись после бани.

Отрар и не мог исчезнуть — уж очень удачным было его расположение.  Здесь сливаются две больших реки: Сыр-Дарья и Арысь, что давало огромные возможности для земледелия. В Отрарском оазисе, протянувшемся на десятки километров, найдены остатки полутора сотен больших и маленьких городов и поселков. Первые поселения принадлежат потомкам саков —  кангюйцам. Воины и земледельцы — они выращивали пшеницу, рис, бахчевые культуры. Земля родила хорошо, не только сами ели досыта, но меняли излишки на товары, которые приносили в город кочевники, жившие в степи до предгорий Каратау. Так что если Тараз был центром международной торговли, то Отрар всегда был важным местом торговли для местных кочевников и земледельцев.  В 8 веке эти места покорили арабы. Власть чужаков- мало хорошего.  Но ведь арабы принесли вместе с религией свои книги, мощную культуру Арабского Халифата. Здесь появились не только мечети, но и школы- медресе, — остатки этих сооружений находят археологи. Там изучали географию, астрономию, философию. Уже много веков говорят об  Отрарской библиотеке, исчезнувшей во время разгрома города Чингисханом. Энтузиасты до сих пор мечтают найти это собрание книг.

Но самой большой гордостью этих мест является то, что это родина Аль-Фараби — одного из самых замечательных ученых арабского Востока. Его называли учителем и вторым Аристотелем многие великие ученые Востока. И хотя взрослая жизнь его будет связана с Багдадом, Каиром, Дамаском, но исток его мудрости здесь.  Археологи ведут раскопки в этих местах с начала 20 века.  Так что довольно точно можно рассказать и о том, как выглядели улицы города, как были устроены дома.

Четко прослеживаются магистральные улицы, но основа городской жизни — кварталы. На улицы выходили глухие стены. А выходы — на внутреннюю площадь или улочку. Соседки забегали друг к другу поболтать, а мужчины степенно встречались на площади и обменивались новостями. Интересно, что не было отдельно богатых и бедных кварталов. Рядом находят остатки больших домов с обширными кладовыми, амбарами, куда ссыпалось зерно не только для питания семьи, но и на продажу и небольших домов, где вся провизия хранилась в той же комнате, где жили. Посчитали, что примерно каждый третий дом был небедным, но даже в бедных домах, похоже, было достаточно пропитания для всей семьи. Во всех домах были центральные комнаты, где большие — метров до 45, а где совсем небольшие — 10-15 м, везде обязательно была печь — тандыр.

суфа

Тандыр был вмурован в широкую глиняную лежанку — суфу. Она была теплая, потому что дымоход шёл внутри нее. Суфы застилались сплетенными из камыша или чия циновками, сверху которых расстилалась кошма, ватные одеяла. Рядом с тандыром на суфе было место для посуды, а уж посуды разной в Отраре было много, ведь целый квартал гончаров изготавливал и блюда, и чашки. Находили здесь и стеклянную посуду.

Перед тандыром — площадка, выложенная кирпичом. В домах обычно устраивались простейшие канализационные устройства — ташнау. Они состояли из колодца, в верхнюю часть которого обычно вставлялся большой сосуд без дна или специально изготовленная глиняная труба. Так что в то время, когда в Европе содержимое горшков еще выливалось на улицу, в Отраре и других городах южной степи были свои туалеты, вполне цивилизованные.

Ташнау - туалет

Водопроводы из глиняных труб были, похоже, во всех крупных среднеазиатских городах, в Отраре тоже найден большой фрагмент водопровода. внутри него сохранились два ряда гончарных труб, бравших начало из водохранилища у южной стены города. В середине XIII в. начинает интенсивно, работать монетный двор Отрара, где чеканятся вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы, а также медные фельсы. Причем, эти монеты были не только для внутреннего употребления, но и для внешней торговли, — так сказать, это была, конвертируемая валюта. Заметим, лет за 30 до того Отрар был совершенно разрушен татарами. Вот какая у него была жизненная сила. А потом — в 18 веке, без видимых причин начал хиреть, земли вокруг приходили в запустение. В 18 веке там жило две сотни жителей, а потом и тех не стало.

В древних городах, которые находятся на территории современного Казахстана жили трудолюбивые, веселые, люди, которые любили свои города, утопающие в садах, любили свои дома, стараясь сделать их красивыми и уютными. Вы можете пройти по ссылке и ответить на вопросы викторины о древних городах Казахстана. Викторина Древние города Казахстана

Древние города Казахстана: 4 комментария

  1. А они точно были казахскими, эти города? В 7-9 веке то был другой народ. Но их потомки не смогли удержать планку цивилизации и стали кочевым народом, казахами. И русские тут точно никаким боком.

  2. А никто и не говорит, что они были казахскими. Они находились на территории современного Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *