Фронтовые фотографии ветеранов — степногорцев

Ветераны Великой войны редко имеют в своем фотоархиве военные фотографии: чаще всего было не до того, особенно в первые военные годы. Тем ценнее те немногие фотодокументы, на которых жители Степногорска могут увидеть, как выглядели наши земляки — защитники родины в грозные годы войны — красивые, молодые, сильные. У них, в самом деле, удивительные лица. Клавдия Дорош, Анненкова Ирина, Михаил Блудший, Алевтина Герасимова, Франц Гуща, Василий Ефимов,  Анастасия Полякова, Александр Нагорняк,  Любовь Посохова, Андрей Рыбалко, Никандр Стрельников, Петр Трушин, — вот только несколько имен из тысяч степногорцев, сражавшихся против фашизма.

А вот еще несколько биографий наших ветеранов:  Животовой А. Д., Стрельникова Н. И., Дорош К. А. Плюйко А. М., Быкова  А. М., Посоховой Л. Ф.

Животова Антонина Дмитриевна (1925 — 7.04. 2001 г)

В сборнике стихов степногорских поэтов она написала о себе так: «Деревня, где я родилась (а было это в 1925-м году) утопала в садах, по которым на чужбине тосковали и Тургенев, и Бунин.  В 1941 году окончила 10 классов, «на завтра была война». Ребят сразу отправили на войну, а нас, девчонок – рыть окопы”. А потом немцы заняли родное село, так что вернуться девушке было некуда. Так Антонина в 1942 году попала на войну.  Была санитаркой, медсестрой, столько видела крови… В 1943 г. под г. Косторная была ранена. Потом воевала  на Курско-Орловской дуге, на Днепре, Сандомирском плацдарме, и т. д.
Антонина Дмитриевна закончила войну в Торгао-на-Эльбе. Просила о демобилизации, чтобы в институт успеть. Хотела в медицинский  не успела. Поступила в Орловский Учительский институт, потом Усть-Каменогорский пединститут, где жили с мужем под Зайсаном на китайской границе. Долго жили на Семипалатинском полигоне. Там написала книгу о работе школы. В Степногорске работала директором школы в колонии, а потом директором школы No 2. Антонина Дмитриевна писала стихи, в местных газетах печаталось немало ее статей о ветеранах войны, она же редактировала книгу Бросок в бессмертие” о степногорцах  ветеранах войны.

Дорош  Клавдия Александровна (1922 —  3.05.2022).

Родилась в 1922 году, а когда началась коллективизация, ее отец и дед были признаны кулаками, их арестовали и увели — навсегда. Скоро умерла и мать. Клавдия была старшая из троих детей, оставшихся сиротами. Их забрал к себе брат отца, но тетка ругала их дармоедами, и девочка мечтала жить самостоятельно, чтоб не слышать теткиной ругани. Получила паспорт и уехала в Омск. Ей предложили работать почтальоном, согласилась, не раздумывая, хотя тяжело было носить сумку и письмами худенькой девочке. А когда началась война, прислали повестку и ей: на фронте тоже нужны почтальоны. Почти за два года войны армия вполне приспособилась к жизни в военных условиях. В каждой дивизии были свои парикмахеры, сапожники, портные, были вагончики, в которых можно было помыться.

Через 3 месяца их дивизию отправили на Ленинградский фронт. В дороге Клавдия получила боевое крещение: она была контужена во время авиационного налета. Дело обычное, врач сказал, что глухота со временем пройдет. Клавдия осталась в дивизии, и для нее началась фронтовая жизнь. На полуторке, крытой брезентом, девушки-почтальоны объезжали дивизию, собирали почту и везли ее на обменный пункт. Назад везли письма и бандероли для солдат.

Как будто ничего особенного —  не передовая же. Но на войне нет безопасных мест. Не раз почтовая машина попадала под бомбежку. Тогда шофер (хороший был дядька, девчат «дочками» называл) приказывал: «Марш под машину! Я за вас отвечаю!». Переждут под машиной обстрел — и снова в путь.

Всю войну почтальон Клавдия Менгазиева доставляла письма бойцам под Москвой и Ленинградом, в болотах Карелии и на берегах Балтики. При ее появлении бойцы не скрывали своей радости, ведь заветный бумажный треугольник был единственной связью с родными и близкими. Когда Клавдия видела счастливые лица солдат, она гордилась своей службой. И по старинной традиции весело требовала: «Пляши!». Но одно происшествие заставило ее по-новому взглянуть на свою профессию. Было в дивизии немало солдат, которым никто не писал. Они даже не спрашивали, есть ли письма, но в их тоскливые глаза невозможно было смотреть. Среди них был один кавказец. Он никогда не подходил, а тут вдруг подошел.

— А ну, пляши, тебе письмо, — сказала Клавдия, показывая белый треугольник. Боец схватил долгожданное письмо и вдохновенно исполнил кавказский танец. Вдруг Клавдия увидела, как по его мужественному лицу потекли слезы. Радость обернулась горем — в письме бойцу сообщали о том, что его мать и сестру убили немцы. С этого дня Клавдия больше никогда и никого не просила танцевать.

Демобилизовалась она в ав­густе 1945 года. 13 суток 80 девушек из разных мест Со­ветского Союза ехали домой в душном товарном вагоне. На станциях, черные от ко­поти, выходили умыться и подышать свежим воздухом. И на каждой станции люди встречали их с цветами и духовым оркестром. С тех пор Клавдия Александровна очень любит слушать марши военных лет.

После войны она переехала в Казахстан, куда к тому времени переселились ее бабушка и младшая сестра. Поселок Аксу, а потом и Степногорск стали ее второй родиной.  Клавдия Александровна работала на ГМК «Казахалтын».

Стрельников Никандр Иннокентьевич ( 1926 — 2019).

 Его родина – маленький забайкальский поселок Борзя в Читинской области на границе с Китаем. В семье Стрельниковых было семеро детей. Родители Никандра Иннокентьевича работали на зажиточного хозяина. А когда началась революция, хозяин сбежал в Китай. Отец работал на колхозном поле – вручную пахал и сеял пшеницу. А мама трудилась дояркой. Когда жизнь, казалось бы, стала налаживаться, в поселке объявились сотрудники НКВД и без объяснений приказали десяткам семей собирать вещи. Людей посадили сначала в одноконные брички, а затем в «телячьи» вагоны и угнали далеко от дома.

Привезли а Казахстан. За что? Посчитали богатыми. Хотя хозяйства — то у них было одна корова и лошадь. Никандр с матерью по селам собирали милостыню – так на подаяниях и жили два года. А потом начался тиф. Отец Стрельникова переболел им и умер. Где его похоронили — близкие так и не узнали. Заболела тифом и мать, но выжила. Когда дети подросли, то наравне со взрослыми работали на полях, на прополке сорняков. А Никандру Иннокентьевичу доверяли даже сеять пшеницу наравне с «аксакалами». В довоенное время Никандр Стрельников успел получить профессию токаря в фабрично-заводском училище.

«Когда началась война, все хозяйство легло на пацанов, — говорит ветеран. – За одну ночь всех взрослых мобилизовали на фронт. Вот нам и приходилось оставаться за старших. Помню, как вечером скирдовали сено, а рядом с нами волки стаями ходили. Мы их отпугивали, стуча по лопате. Да и снега было под два метра высотой – по тоннелям передвигались в колхозе».

А 5 декабря 1943 года Никандру Иннокентьевичу вручили повестку в армию. Когда в Фергане юные солдаты проходили «учебку» и давали присягу, двое парней попытались сбежать, но были пойманы и во время показательного суда расстреляны на глазах у других солдат. Из Узбекистана Стрельников попал на Первый Украинский фронт. Война для него, как и для его молодых сослуживцев, началась прямо под Киевом. Никогда не забудет Стрельников эту дикую бомбежку и полыхающее небо. Наспех соорудив плоты для переправы через Днепр, солдаты все-таки переплыли реку, хоть и потеряли много сослуживцев. А дальше – освобождение от фашистов Киева, Винницы, Тернополя, Кишиневско-Ясского котла. Отряды советской армии прошли через Карпаты, Румынию и Чехословакию, встретив там Третий Белорусский фронт под командованием маршала Рокоссовского. Именно в Чехословакии и получил Никандр Иннокентьевич первую серьезную травму. Отступавшие немцы по традиции минировали поля, а советские саперы сработали не совсем блестяще – оставили одну противотанковую мину, на которой и подорвалась группа советских солдат. Среди них был и Стрельников, очнувшийся с контузией в госпитале во Львове. Именно контузия и стала потом причиной многих болезней ветерана. Победу встречал он в больнице.

Пока наш герой поправлял здоровье, отряд Стрельникова ушел на Дальний Восток «довоевывать» с японцами. А выписанные из госпиталя солдаты, были сформированы в отдельный батальон, который кинули на борьбу с бандеровцами, засевшими на Украине.

— Всю Львовскую область освободили, в Черных лесах банду в полторы тысячи человек уничтожили, на Черновицы повторно пошли, а в городке Куты ликвидировали банду Железняка, — перечисляет Никандр Иннокентьевич, война для которого закончилась спустя два года после ее официального завершения.

В послевоенные годы бывших солдат приглашали на восстановление народного хозяйства, обещая хорошие деньги. Полгода Стрельников валил лес, потом работал токарем. В 1955 году Никандр Иннокентьевич отправился на освоение Целины в Кокчетавскую область, совхоз Целинный.  В начале двухтысячных, после смерти супруги, Никандр Иннокентьевич перебрался в Степногорск.

Плюйко Павел Михайлович (26. 12. 1924 — 2020).

image

Павел Михайлович родился 26 декабря 1924 года в Украине, в селе Ленинское Кролевецкого района Сумской области. Закончил восьмилетку, поступил в ФЗУ г. Краснодона, чтоб стать шахтером. Но помешала война. При приближении немецких войск училище было эвакуировано в Сибирь – в Кемеровскую область, он там успел поработать крепильщиком в шахте, а в 1942 году был призван в ряды Красной Армии. После краткого курса обучения был направлен в 217 пехотную дивизию 829 отдельного артиллерийского дивизиона. Воевал на Курской Дуге, форсировал Днепр у Киева, потом были бои в Винницы. Когда читаешь о тех великих сражениях, в которых сражался Павел Михайлович, понимаешь, что уцелеть в них-огромная удача. А он был фронтовым разведчиком, и, отправляясь в тыл врага, каждый раз не знал, вернется ли с задания.

Однажды батарея, где он служил, попала под гитлеровские танки. Было это в Винницкой области. Чтобы даже «мятое» орудие не попало в руки врага, было решено вывезти лом. Бойцы перевозили его в американском студебеккере, когда противник открыл артиллерийский обстрел. Пришлось укрыться в зарослях деревьев. Здесь вражеский снаряд и настиг молодого парня. Осколок попал в плечевой сустав и разворотил подмышечную впадину. Раненного Павла отправили, за линию фронта — в медсанбат. Оперировавший хирург пообещал, что воевать дальше он сможет, но всё же отлежаться на больничной койке пришлось.
Месяц в госпитале, и снова фронт. Названия фронтов менялись – Украинские, Белорусские. Павлу предстояло пройти по землям Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польши.

Победу Павел Михайлович отметил на границе Чехословакии и Германии. Немцам дали время на раздумье и капитуляцию. Ответа не последовало. Тогда советские войска сосредоточили весь артиллерийский огонь на имперской канцелярии. Но на этом война для Плюйко не закончилась. В то время как основные силы нашей Армии продолжали движение вглубь Германии, дивизию, в которой служил Павел, повернули на восток. Пройдя через Чехословакию, остановились в Западной Украине в Карпатах. Там война продолжилась. На этот раз с украинскими националистами  бандеровцами. При отступлении немцы снабдили их оружием, и они просто свирепствовали. И только после того, как враг окончательно сдался, Павел был демобилизован.

После демобилизации закончил Конотопский филиал Харьковского бухгалтерского техникума, и был послан на строительство газопровода Дашава — Киев, т. е. в те места, которые прошел солдатом. Оттуда был направлен на партийную работу в качестве инструктора орготдела райкома партии Сколатского района Тернопольской области. Поработав тут и там, решил уехать на целину. В Казахстане жил дядя первой жены Павла. В 1960 году приехал на станцию Ельтай (недалеко от Макинска). Устроился бухгалтером в колхозе Димитрова. Отработав там полтора года, рассчитался и уехал в Богембайский угольный разрез. Когда и его ликвидировали, пошел счетным работником в ЦГХК. С тех пор так и живет в Степногорске. Сначала работал в системе ЦГХК, а затем в отделе сбыта завода «Прогресс», откуда и ушел на пенсию.

Как и для многих, кого война, целина или строительство казахстанской промышленности привели в Казахстан, и для Павла Михайловича он стал второй родиной, ставшей с годами ближе и роднее первой. Здесь родились и выросли его дети и внуки, а теперь растут правнуки. В 2020 Павлу Михайловичу исполнится 96 лет.

Посохова Любовь Федотовна (15. 11. 1920 — 2021).

Посохова ветеран

Любовь Федотовна родилась 15 ноября 1920 года в Омской области в крестьянской семье, окончила Омское педагогическое училище, стала преподавателем русского языка и литературы. Ей было 20 лет, когда началась война.  «Раз война, значит, нужно идти на фронт и мне», решила девушка. Ее направили сначала на учебу в Новосибирск, где готовили специалистов связи. А потом в звании старшего сержанта она попала на   3-й Украинский фронт в дивизию ночных бомбардировщиков.  Любовь Федотовна со своим экипажем рации  воевала в Ворошиловоградской, Ростовской, Харьковской, Днепропетровской, Одесской областях, в Белгороде, Кривом Роге, Тирасполе, Бессарабии, участвовала в освобождении Румынии, Югославии, Австрии, Венгрии.  Любовь Федотовна награждена Орденом Отечественной войны 2 степени,  боевыми медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Украины».  На войне Любовь Федотовна встретилась со своим мужем Петром Посоховым десантником при обороне Сталинграда. Демобилизовалась в 1945 году и приехала на родину мужа в Казахстан. До пенсии работала в школе, а затем в детском саду. В 2020 году Любови Федотовне исполнится 100 лет.

Быков Александр Матвеевич (1927 — 2020).

Ветераны Степногогорска

Александр Матвеевич родился в Орловской области в 1927 году,  а потом с родителями переехал село Приозерное Акмолинской области. В 1944 году был призван ряды Советской Армии. Военную службу проходил на Дальневосточном фронте, в учебном батальоне, пулеметчиком. Был демобилизован в 1951 году. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Японией», юбилейными и правительственными наградами. Переехал в Степногорск в 1974 году, работал на РУ-2 ЦГХК. В 2020 году Александру Матвеевичу исполнится 93 года.

К 75-летию Победы я сделала ролик и подготовила материал, который можно найти по ссылке: Старожилы Степногорска — ветераны войны

Еще о наших ветеранах я рассказываю в публикации о городском музее. Вот ссылка: Виртуальная экскурсия в степногорский музей

Я нашла видео нашего телевидения о Дне победы, когда наши ветераны были еще живы.

Фронтовые фотографии ветеранов — степногорцев: 13 комментариев

  1. Наташа, очень хороший и душевный материал. Что бы там сейчас ни говорили о той войне, память об ее участниках обесценить невозможно. Тоталитарное государство, грязная политика… Они защищали нечто иное, гораздо большее, что и словами-то не выразить… А те, у кого стоит только дата рождения, еще живы?

  2. Спасибо! Прям подарок на 9 мая всем, кто помнит и чтит… Деда своего нашёл там)))))

    Согласно данным Интернета, самым молодым ветеранам в 2017 году исполняется 90 лет. А это означает, что их осталось совсем мало…

  3. Да, у нас таких в городе 14 человек. Я уточняла в акимате

  4. у нас таких в городе осталось всего 14 человек. А про вашего деда- мне жаль, что неизвестно, за что ему дали орден Ленина, это ведь не военная награда. он вам не рассказывал?

  5. а у кого она чистая — эта политика. Тогда не было вопросов: напали- надо защищаться. Другое дело, что можно было бы больше жалеть людей и меньше их положить, но у нас никогда людей не жалели и не жалеют. А вот интересно, если кто-то сегодня нападет, будут так же яростно защищаться?

  6. Да, те живы, у нас таких 14 человек в городе

  7. В газете Комсомольская Правда от 10 апреля 1942 года вышла статья «Бейте врага как снайпер-комсомолец Ф. Гуща». В статье сказано про награждение орденом Ленина за заслуги на фронте как снайпера и автоматчика. У меня оригинал газеты даже сохранился.

    Данный орден давали в т.ч. и за особые заслуги в защите социалистического Отечества, укреплении обороноспособности Союза ССР.

  8. Это все у меня есть, а дед не говорил подробнее? Дочери он не хотел рассказывать про войну, а внуку?

  9. Даже мой опыт показывает. что всегда есть процент людей готовых отдать жизнь за что-то стоящее. Вот возможностей разобраться сейчас больше. Поэтому иллюзию борьбы за свободу поддерживать долго нельзя.

  10. Спасибо, Вам огромное, Наталья Всеволодовна, от ветеранов Великой войны, их родных, детей и внуков за Вашу большую работу — за книгу о ветеранах , за эту праздничную публикацию, за Вашу безграничную отзывчивость на все, что всего дороже людям — благодарную память о минувшем и настоящем нашего города а вместе с ним и страны.

  11. Присоединяюсь ко всем словам благодарности!Бесценный труд проделан Вами,Наталья Всеволодовна! С наступающим великис праздником- Днём Победы!
    Мира и добра!

  12. Здравствуйте, Наталья Всеволодовна. У моей бабули- Животовой Антонины Дмитриевны нет даты смерти. Она умерла 7.04.2001 года.

  13. Спасибо большое, я искала эту дату, но не могла найти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *