Кто-то сморщится: музей — скукотища, собрание пыльных старых ненужных вещей, они давно умерли, поэтому их и сослали в музейные витрины. А я вспоминаю голландское обозначение натюрморта: «тихая жизнь вещей». В отсутствие людей они тихо лежат под стеклом, но стоит обратить на них внимание, и каждая превращается в маленькую машину времени, готовую связать нас с любой точкой в прошлом. И неверно, что прошлое нам не нужно, потому что живем мы здесь и сейчас. В настоящем мы боремся, трудимся, иногда радуемся и даже бываем счастливы, а там — и копилка самых светлых минут, и информация к размышлениям, наконец, именно задним числом можно ощутить свою связь с родом, страной, миром. А экспонаты нашего историко-краеведческого музея, если настроиться на их волну могут предоставить нам возможность отправиться и за несколько тысяч лет назад — в каменный век, и в сравнительно недавнее время, когда создавался наш город.
Содержание
-
Мы говорим, что время утекает по каплям, но, когда я смотрю на эти фото, вижу, что каждая капля — человеческая жизнь. Так недавно они все были живы, ходили на парад 9 Мая, а теперь остались единицы. Слева во 2-м ряду Галина Макаровна Митина.
Галина Макаровна была учительницей начальных классов в 6-й школе. И ее коллеги не знали, что с 22 лет она воевала в партизанском отряде в Белоруссии. Худенькая, как девочка, она ходила в разведку, а если фашисты останавливали, говорила, что ищет козу — и ее отпускали. А еще она взрывала поезда. Переодевалась мальчишкой или пастушкой, выходила на насыпь, прикладывала ухо к рельсам и слушала, когда пойдет поезд, потом надо было закопать взрывчатку, протянуть в сторону леса бикфордов шнур. А дальше — взрыв, огонь. Сейчас про это снимают боевики, для Галины Макаровны это были военные будни, а в отряде с ней жила маленькая дочка, которая родилась уже после начала войны. Я слышала о ней, хотела познакомиться, записать ее рассказы, но прособиралась, не успела. И фотографий ее почти нет… В музее хранится медаль «За освобождение Белоруссии» которая пришла уже когда Галины Макаровны не стало.
А вот видео, сделанное, кажется, совсем недавно: в музее перед школьниками вступают ветераны войны Николай Григорьевич Изотов, Анастасия Гавриловна Полякова и Михаил Андреевич Блудший, участник парада Победы.
Анастасия Гавриловна как войну прошла медсестрой, так и в мирной жизни осталась верна этой профессии. А Николай Григорьевич стал учителем. В музее есть их фотографии военного времени.
Военных фотографий у наших ветеранов немного, не до фотосессий было, но в музее есть небольшая коллекция военных фото. Сколько хороших лиц! У меня есть клип с фотографиями ветеранов, и несколько их биографий. Можно найти по ссылке: Фронтовые фотографии ветеранов — степногорцев
Есть в музее и письма военных лет. Конечно, их трудно читать: бумага старая, почерк неразборчив, но это самые живые свидетельства тех лет. Ведь отдаленные во времени события мы невольно воспринимаем как сюжет фильма или литературы. А эти письма писали реальные люди. Вот похоронка. И сейчас жутко читать эти слова: «ваш сын, верен воинской присяге, геройски погиб». Такие листки получали в войну миллионы жен и матерей.
В частных письмах поражает будничность. Для нас война — историческое событие, а для них, на долгих 4 года — повседневная жизнь. Есть в музее и настоящее оружие: наган, ППШ, пистолет-пулемёт системы Шпагина, именно он был главным стрелковым оружием в годы войны. А еще — гильзы, штык, граната.
История, археология.
Следующий зал мне представляется очень интересным: история, археология и этнография.
- Здесь в витринах лежат орудия каменного века, эпохи бронзы. Я понимаю, что такие железки и каменюки мало кого впечатлят, но представьте, некоторая часть этих экспонатов лежала в земле возле Степногорска. И люди, которые их сделали, жили там, где живем мы. Когда-то меня этот факт поразил, потому что грустно жить на земле без прошлого. А тут история — да какая древняя! Об этом я писала в материале «Степногорск, древняя история нашего края». Вот ссылка: https://natalya-telezhinskaya.ru/2017/03/25/археологические-прогулки-в-окрестно/
Прикладное искусство казахов
А рядом витрина с произведениями казахского прикладного искусства. Саукеле — головной убор невесты, подвески для девочек шолпы, кольца — каждое со своим смыслом. У меня есть материал по этой теме: небольшая информация с картинками и познавательная игра «Прикладное искусство казахов». Вы можете познакомиться с ним, пройдя по ссылке: Прикладное искусство казахов. Викторина
Старинные монеты и что на них можно было купить
Любите ли вы деньги? Ну да, как же без них. А старинные? Я не нумизмат, ничего не понимаю в аверсах, реверсах, но мне кажется, что старые монеты — самая быстрая машина времени. Их в руках каждый день держали десятки людей, причем самых разных: от крестьянина до царя, если когда-то научатся снимать информацию с предметов, сколько всего интересного расскажут монеты! Вот самая старая в нашем музее: десять копеек середины XVIII века. Вензель Екатерины, а вместо орла, два соболя — герб Сибири.
А что можно было на эти деньги купить во времена Екатерины? Пишут, что пуд хлеба (16.4 кг) стоил в 1760 году 86 копеек. То есть за 10 копеек можно было бы получить полтора кг хлеба. Ведро водки стоило тоже около 85 копеек. Интересно, ведро — 10 литров? Тогда за нашу монетку нам точно налили бы почти литр. Хотя Сибирь была богатая, там цены могли быть другими. Впрочем, важно ведь, какие были зарплаты. Писарь в канцелярии и получал 1,67 руб. месяц, маляр — 2,5 рубля. Как жили? Священник получал 16,67 рубля, а оклад асессора (примерно наш майор) составлял 37,5 рубля (21937,5 рубля в пересчете на наши деньги). Да, нам, получается, грех жаловаться! Кто захочет подробнее познакомиться с этой темой, есть интересный материал по ссылке https://deni-didro.livejournal.com/37936.html
1799 год — время Павла Первого. Он правил всего 5 лет, через два года императора убьют. Но именно в 1799 году родился этот мальчик: А.С. Пушкин. Павловскую монетку Пушкин подержать в руках не успел, а вот его старшие товарищи — запросто: В. А. Жуковскому было 16 лет, а Карамзину и вовсе 33 года. Вообще, тема «Пушкин и деньги» — очень большая и интересная. «Наш век торгаш, в сей век железный без денег и свободы нет» (Разговор книгопродавца с поэтом»).
Еще одна монета — уже рубль. У нас есть обстоятельный отчет о ценах конца 19 века. Это «В своем углу» Сергея Николаевича Дурылина. Москвич из купеческой семьи пишет о своем детстве и быте того времени.Вот что Дурылин пишет о ценах: «Фунт хлеба (400 г) стоил 1 копейку, так что если нищему за день подали копейку, то с голоду он не умрет. За пятачок в любой харчевне подавали глубокую с краями тарелку мясных наваристых щей, но без мяса и целую груду хлеба.
Самым распространенным видом хлеба был ситник — по 5 копеек, а по 7 копеек — ситник с изюмом. Это был тот самый филипповский ситник, о котором ходил анекдот. Московскому градоначальнику принесли хлеб с запеченным тараканом. Тот пригласил пекаря, спросил, что это. Тот, не моргнув глазом, ответил: «изюм» и съел хлеб. Вернувшись в пекарню, велел всыпать в тесто мешок изюма. Назавтра во всех булочных был хлеб с изюмом». Но Чехов в то же самое время жаловался: «Расходы — ужас! Было сегодня два целкача, мечтал прожить на них минимум двое суток». Целковый-это как раз рубль. А вот бумажные деньги.
Впервые ассигнации были выпущены в 1799 году достоинством в 100, 75, 50 и 25 руб. Необходимость в бумажных деньгах возникла потому что торговля развивалась, а металлические деньги так много весили, что из было трудно перевозить. 100 рублей пятаками весили 6 пудов, то есть 96 кг. У Гоголя, Чехова, Островского названия купюр встречаются на каждом шагу. Открываем «Мертвые души» и читаем: «А у моего Копейкина ассигнационный банк состоит из каких-то десяти синюх». «Когда приходили они в канцелярию, Иван Иванович Кувшиное Рыло, учтиво поклонившись, тихонько сказал Чичикову: «Крестьян накупили на 100 тысяч, а за труды только одну «беленькую». Хлестаков: «Скажи ямщикам, что буду давать по целковому, чтоб как фельдъегеря катили и песни пели». О деньгах можно говорить много: деньги времен гражданской войны или первый советский червонец — в 1924 году он стоил 1, 94 доллара. Конвертируемая валюта. На выходе из зала археологии и этнографии в уголке стоят две бабушки-подружки.
Одной, той, что повыше, где-то полторы тысячи лет, тюркский период, а маленькая постарше: 2,5 тысячи лет, эпоха железа, тогда здесь жили саки. Обе каменные бабы найдены в окрестностях Степногорска.
- В следующем зале все сразу начинают рассматривать панораму Степногорска и фотографироваться на ее фоне.
Коллекция камней
А дальше есть несколько витрин с камнями. Камни я тоже люблю, хотя не столько как геологические объекты, а опять же историко-культурные. Из музейной коллекции мне очень нравится красная яшма. Какая красавица! Нет, наверное, камня более многоцветного, чем яшма: от кремовой до почти черной. Говорят, яшму ценили еще в каменном веке за то, что если ее расколоть, получаются прочные острые обломки, которыми хорошо резать. Красной яшмой украшали наконечники стрел: цвет крови, чтобы охота была удачной. Но уже древние египтяне оценили красоту этого яркого камня. Даже греки, не любившие ярких красок, украсили колоннами из яшмы храм Артемиды в Эфесе, одно из семи чудес света. Кстати лучшей в мире считается русская яшма, которую добывают на Урале и Алтае. А больше всего ценили ее в Китае. В одном из храмов Китая находится статуя Будды, выточенная из куска яшмы зеленого цвета весом более 5 тонн. Многие в Китае считают, что эта скульптура обладает сильной целительной энергией. Считается, что яшма помогает от болезней желудка, а еще повышает мыслительные способности и деловые качества. Кстати, в казахских украшениях чаще всего встречаются сердолик и яшма.Рядом с красной яшмой — синий лазурит он у нас не слишком богатый. Но это тоже камень с интересной историей. Фигурки из лазурита находят в гробницах Египта и Междуречья, синий камень очень красиво сочетается с золотом. Надо сказать, самое большое месторождение лазурита находилось в труднодоступных горах на территории современного Афганистана, его добывали там с риском для жизни, а между тем, художники итальянского Возрождения готовы были платить любые деньги за кусок этого камня, ведь именно он был нужен для получения краски ультрамарин.
Зал предприятий города
В этом зале собраны экспонаты, рассказывающие об истории промышленности и строительства Степногорска. Здесь много планшетов с фотографиями работников Целинного горно-химического комбината. В 70-80 годы здесь был музей ЦГХК. Туда было не так легко попасть, ведь предприятие секретное. Помню, меня однажды туда провели «по блату». Честно говоря, тогда не впечатлило: планшеты, диаграммы, скучновато. А сейчас, когда прошло несколько десятилетий, мне очень интересно смотреть на эти фотографии — это наша история, и я почти все, что можно, здесь сфотографировала и использовала в своих роликах и краеведческих исследованиях. Скажем, в ролике о строителях.
Кстати, после закрытия музея СУСа его материалы передали в городской музей. Лет 10 назад у нас тут были американцы, им все нравилось: и в библиотеке, и в музее. Они много щелкали фотоаппаратами, а потом мне достались эти фото. Больше всего они снимали именно в этом зале, очень гордо позируя на фоне знамен ЦГХК.
Кроме планшетов с фотографиями в этом зале есть макеты механизмов и машин, которые работали на наших заводах и шахтах. По старым фото я поняла, что раньше экспонатов, связанных с историей города и комбината было гораздо больше, думаю, они в запасниках.
Если раньше все это помещение занимали экспонаты ЦГХК, то в 1994 году на базе Зала Славы ЦГХК начал создаваться городской историко-краеведческий музей. Его первым директором был Марат Игембаевич Урстембаев (1965 — 2007), возглавлявший его с 1994 по 2002 годы.
Он родился неподалеку — в Валиханове, закончил в 1991 году Московский историко-архивный институт — престижное с богатыми традициями учебное заведение. Нужно было создавать фонд нового музей, и Марат Игембаевич ездил по области, собирая экспонаты. Он был увлеченным человеком, и умел заражать своими идеями окружающих. Находил спонсоров, что позволяло в тяжелые 90-е годы пополнять коллекцию музея, а позднее проводить археологические раскопки. Вокруг молодого директора объединялись интересные люди нашего города, среди которых были коллекционеры: В. А. Семенов, А. Б. Яворский и другие. Какие интересные выставки были тогда в нашем музее! Помню, огромную выставку орденов и медалей, марок из коллекции В. Семенова. У него была уникальная по полноте коллекция марок о космосе. Это Марат привлек внимание археологов к окрестностям Степногорска. В 1997 — 98 годах у нас работала экспедиция Института археологии им. А. Х. Маргулана, а научным консультантом был сам академик Акишева, тот самый, что открыл «золотого человека».
Тогда были исследованы могилы эпохи бронзы, где были обнаружены интересные экспонаты, часть которых и сегодня можно видеть в музее. Эти раскопки. в которых участвовали и местные студенты, стали важным событием и в их жизни, и в истории города. Марат Игембаевич мечтал, что находки экспедиций послужат основанием для создания на берегах Аксу археологического заповедника, чтобы ни одно из свидетельств истории не было потеряно, передано в частные руки. Ведь при обследовании совсем небольшого отрезка реки Аксу на протяжении 6 -7 км от урочища Шондынынкорасы до северной окраины дачного массива города Степногорска зафиксировано 12 археологических объектов разных эпох. Среди них стоянки каменного века, поселения и могильники эпохи бронзы, курганные поля раннего железного века и средневековья.
Молодого энергичного директора заметили, пригласили в областной центр сначала в инспекцию по охране и использованию памятников исторического и культурного наследия Акмолинской области, а в апреле 2006 года он был назначен директором областного краеведческого музея. У него было много планов, но им не суждено было сбыться. 28 мая 2007 года Марат Урстембаев трагически погиб в автокатастрофе.
Конечно, музей развивался и в последующие годы. Его руководителями в разные годы были О. Н. Рыбникова, М. О. Нуржанова. Среди прочего появились экспозиции, где отражен быт казахов: юрта со всей красочной радугой плюшевых көрпе, войлочных ковров текеметов, с сундуками, одеждой, посудой. А рядом — был уголок с предметами быта славянских народов: прялка, чугунки, самовар, лапти. В День музея их давали мерить. Надо сказать, фонд музея пополняется в основном, с помощью жителей города: кто-то дарит коллекцию марок, кто-то — старый фотоаппарат или вышитую скатерть.
- Вот небольшая часть предметов из нашего прошлого: утюг, в который надо было засыпать угли, старая швейная машинка. Когда-то мы проводили вечер песни 30-40-х годов, и одолжили в музее патефон. Он был в рабочем состоянии, подточили иголку, немного завели пружину — и он играл, совсем немного: мы боялись сильно его заводить, но на несколько минут возникла атмосфера того времени, когда люди выносили патефон во двор и все вместе слушали музыку, танцевали.
Далеко не все подаренное музею выставлено в основной экспозиции, но бывают тематические выставки.
Зал природы нашего края
Последний зал рассказывает о природе нашего края. Здесь все сразу начинают фотографироваться на фоне птиц и зверей, конечно, в виде чучел, но все равно такие снимки не каждый день сделаешь. Кстати, как во многих музеях, здесь за фото надо платить, но совсем немного. Я никогда не была большой любительницей зоологии, но всегда можно найти что-то интересное. Говорят, «седой, как лунь«- а лунь — вот такая птица, вовсе не седая, по-моему.
Хотя, может, этот — на фото внизу в центре — и седой, но не слишком. Говорят, степной лунь не любит сидеть на деревьях, гнезда делает на земле, а когда парит в небе, в когтях держит клок травы. Такой сентиментальный? А вообще-то он хищник из породы ястребиных, ловит все, что сможет, а если он почувствует угрозу для своих птенцов, нападет и на человека. Так что запомните эту птичку! Журавль-красавка занесен в «Красную книгу». Гнездятся прямо в поле. Это самые маленькие журавли. Прилетев весной, они начинают свадебные пляски. Все встают в круг. В середине этого круга «пляшут» несколько птиц, издавая при этом характерные трубные звуки. Через некоторое время эти птицы возвращаются в ряды «зрителей», а на их место выходят новые «танцоры». Я нашла в интернете ролик, вот так они танцуют в природе.
Куропатка — маленькая птичка, весом грамм 400, но, у нее вкусное и очень полезное мясо, говорят, с его помощью можно повысить гемоглобин. Поэтому куропатки — один из любимых объектов зимней охоты. А ей и так тяжело: чтоб достать семечки и корешки из-под снега приходится лапками разгребать снег. А лапки, как мы видим, не очень могучие. Как-то грустно!
Но с другой стороны — а кому легко? Есть в музее небольшая коллекция бабочек. Как всегда, у меня возникают историко- литературные ассоциации, я вспоминаю, с каким восторгом писал о них мой любимый Аксаков, и как азартно их изучал опять же, мой любимый Набоков. В память о них одна Медведица. Почему медведица? У них гусеницы покрыты густыми волосками, как зверята, а еще эти волоски выделяют раздражающее вещество. А у бабочек ядовитая кровь, поэтому на них, в противоположность куропаткам, никто и не охотится. Вот так надо устраиваться в жизни.
Если зимой вам надоело сидеть дома, а на улице мороз и гололед, приходите в музей: там уютно, чисто, светло и интересно. Его работники — директор, Майра Омирбаевна Нуржанова, методист Айжан Амантаевна Саликова вас примут, все расскажут и покажут. Об экскурсии можно договориться по телефону 6-25-22.
PS. Жизнь наша так переменчива! Только я опубликовала материал о музее, как там начались изменения: сначала потеснили Зал воинской славы, так как надо было расположить стенды в рамках программы «Рухани жаңғыру«. Логично, ничего не скажешь, но, конечно, это не работники музея придумали. А через несколько месяцев произошло радостное событие: начался первый в истории нашего музея большой ремонт. Город выделил деньги и на обновление экспозиции. Все предприятия готовили макеты фотостендов в едином дизайне. Открытие обновленного музея было в День города. Но попала я туда значительно позже. Красиво, конечно.
Самый большой зал занимает экспозиция о предприятиях сегодняшнего Степногорска. Есть большой макет в центре зала, а по стенам стенды Казахалтына, «Астана Нан», других предприятий, чьих экспонатов никогда не было в музее. Целый угол занимает экспозиция «ЕПК — Степногорск«- ну это СПЗ, если кто не знает. Рядом со стендами телевизоры, то есть можно посмотреть и диски о работе предприятий. На стенах хорошая подсветка. Но, как водится, всегда приходится чем-то жертвовать. Этнографию потеснили, даже казахскую юрту сильно уменьшили, а уж славянских полотенец нет и в помине. Нет моих любимых монет, старые добрые вещи тоже, очевидно, отправились в запасник: все эти патефоны, рубели и прялки, конечно, не вписываются в современные интерьеры. Я бы сказала, в музее стало больше современности и гораздо меньше истории. В него приятно привести гостей города, показать, что мы держимся вполне на уровне современных требований. Но как краеведу мне милее тот, что был до ремонта.
- Впрочем, вспоминаю, что когда лет 30 назад я попала в музей ЦГХК, он меня совсем не впечатлил. И лишь когда это стало историей, старые фото показались мне очень интересными. Так что, возможно, через 40 лет и сегодняшние экспонаты будут волновать воображение историков. Важно, чтоб наряду с новыми материалами бережно хранили старые фото и альбомы, где запечатлена история города.
Наташ, спасибо! Очень приятный материал, и экскурсия была для меня интересной. жаль, что в мое степногорское бытие этого музея не было.
Спасибо, Наталья Всеволодовна! С удовольствием посмотрела ваш репортаж, узнавая знакомые стенды, ведь была в музее чуть больше месяца тому назад.
Добрый день Наталья Всеволодовна! Про ваш блог узнала от Тамары Павловны Досановой. Я ей отправила про башню в 3 микрорайоне своё воспоминание. С большим удовольствием прошлась по залам вашего блога. Столько радостных впечатлений. Буду очень рада с вами пообщаться в личном сообщении. Если у Вас адрес моей почты отобразился напишите буду очень рада и признательна. С уважением Мария.
Спасибо, очень интересно — как будто сам музей посетил))))))
Мне приятно, что вы зашли в мой музей, при том, что, как я понимаю, у вас сейчас очень много работы
Добрый день, Наталья. Спасибо вам за память. Галина Макаровна Митина моя бабушка. Очень приятно , что ее не забыли. Спасибо еще раз. Доброго здоровья.
Не всем дано понять, живущим в этом мире,
Что радость бытия, не просто так дана,
Что тёплый в окнах свет и детский смех в квартире,
Оплачены давно, не нами и сполна…
Эта статья вызвала ностальгические чувства. Я счастлива, что причастна к созданию музея. Тогда это было только начало и задуман он был, как музей ЦГХК. Мы собирали экспонаты, фотографии, исторические справки и готовили экспозиции. В нашу группу входили: Валерьян Кондратьевич Козлов, Александр Петрович Юдаков, Ольга Семёновна ( фамилию уже забыла) и я -Молотова Вера Николаевна. Мне приятно, что в создании музея есть и моя доля участия.
Да, сначала это был музей ЦГХК, и туда не так просто было попасть. А Ольга Семеновна не Наумецкая? Спасибо за дополнение
Митина Галина Макаровна моя пробабушка. Спасибо Наташа за статью о ней .