Паруса обычно ассоциируются с морем, океаном, в крайнем случае, широкой рекой. Но жителям Степногорска не раз приходилось, лежа на пляже на берегу речки Аксу, вдруг увидеть парусник, появившийся из-за поворота реки. Не мираж ли? Нет, в 70-е- 80-е годы степногорцы хорошо знали о существовании яхт-клуба.
Почему-то тогда я воспринимала парусники просто как красивую картинку, и только сейчас заинтересовалась: а как возник парусный спорт в степном краю? Об этом мне рассказал Владимир Павлович Гапоненко. В 70-е годы Целинный горно-химический комбинат был богат, и мог себе многое позволить. Заместителем директора ЦГХК по общим вопросам был Владимир Георгиевич Мурашов, волжанин, из Димитровграда, среди прочего, он курировал и спорт. Вот с его подачи в 1971 году были приобретены первые лодки. Вот что вспоминает Владимир Белоусов: «В 70,71 и 72 годах наша база яхт-клуба находилась на реке Селеты. Из самых первых взрослых парусников могу назвать только Владимира Гапоненко, Владимира Козырева и конечно наши спонсоры и основатели братья Мурашовы, Владимир и Валерий Георгиевичи. Тренировали нас Трунов Геннадий Иванович и Сальников Вадим Иванович.
Первый сезон мы можно сказать всё лето там жили и тренировались как дикари а вот на следующий летний сезон был уже и спортивно-оздоровительный лагерь организован с тренерами и воспитателями, со столовой и организованным бытом. На этой базе отдыхали спортсмены ДЮСШ разных направлений, в том числе, и яхтсмены». Жили в вагончиках. Позднее вагоны передали на базу отдыха ГМЗ, а бетонная площадка есть до сих пор.
Лагерь существовал недолго: случилась беда: в августе 1974 года утонули 3 человека. При расследовании выяснилось, что не было необходимых средств безопасности, спасательной службы. Лодки отвезли на склад СГЭ, лагерь закрыли.
А, между тем, за два года яхт-клуб стал популярен среди степногорцев, 60 человек занимались парусным спортом, уже ездили на республиканские соревнования в Капчагай, и для начинающих, выступали неплохо: из 9 команд были пятыми. И весной 1975 года опять пришло приглашение на республиканские соревнования. Лодки дали, но потом опять отправили на склад. Обидно бросать такое удачное начинание, узнали, что в Целинограде есть курсы, где можно получить квалификацию спасателя-дружинника.
Вот тогда Владимир Павлович Гапоненко, который и прежде был одним из тренеров, получил удостоверение спасателя, потом приобрели лодку, и все необходимые формальности для существования клуба были соблюдены.
Яхт-клуб был открыт снова, но уже на Аксу. Кроме В.П. Гапоненко тренером был Владимир Иванович Козырев. Владимир Павлович Гапоненко рассказал нам, что постоянным местом его работы был ГМЗ, и весь год трудился в КИПе, а на летние месяцы его командировали в спортивный лагерь. Впрочем, легкой работу тренера не назовешь. Работал по 12 часов. Детей до 60 человек, надо и учить, и следить за порядком. Потом у клуба появился постоянный заведующий — Анатолий Павлович Белов. Татьяна Павловна Савельева, выйдя на пенсию, стала завхозам. Ей-то и пришла в голову хорошая идея: дети проводят на реке весь день, ездят за свой счет, а если на базе яхт-клуба сделать лагерь, вроде пришкольного то можно организовать и доставку детей автобусами, и двухразовое питание в столовой 7 рудника, что в пяти минутах ходьбы, и медицинское обслуживание.
Групком комбината это одобрил, и теперь родители приобретали для детей профсоюзные путевки, причем не только работники ЦГХК. Профсоюзы «Прогресса» и ГПЗ тоже оплачивали пребывание детей своих работников в лагере на реке.
Брали всех желающих — от 8 до 16 лет. Порой, по просьбе работников детской комнаты милиции, принимали детей, состоящих на учете. С ними приходилось возиться дополнительно, но кто знает, от скольких бед их уберегли.
Лодки были разных типов двухместные «Летучие голландцы», «Кадеты». А были еще «Луч», «Оптимист», катамараны, доски с парусом для виндсерфинга, а также буера: доски на железных полозьях, для катания по льду под парусом. Буера делал Иван Степанович Федоров.
Участники клуба регулярно ездили на соревнования: Алматы, Капчагай, Шевченко, Караганда. Однажды экипаж катамарана в составе рулевого Пахно Юрия Александровича и матроса Седова Сергея Викторовича выиграл первенство Казахстана, и наши яхтсмены поехали в Севастополь на Всесоюзные соревнования. Конечно, удачно выступить на таком уровне спортсменам из степи не удалось хотя бы потому, что наши суда были простенькие, а там – импортные дорогие лодки. Но все равно было интересно посмотреть, как проходят большие соревнования. А на казахстанских соревнованиях выступали постоянно: и на Капчагайском море, и на областных соревнованиях на Вячеславском водохранилище. Ну а в начале 90-х годов все закончилось. Предприятия стали частными, их хозяева, конечно, не собирались содержать клуб и тренеров. Самые ценные лодки подвесили в вагончиках до лучших времен, но охраны не было, в вагончиках ночевали бомжи. И однажды начался пожар, один вагон с лодками сгорел.
Кое-что отдали на площадки: в Володаровку, в Шантобе. Сколько-то по-прежнему хранится в вагончике — вдруг настанут лучшие времена. Владимир Павлович своих лодок не бросает. В Одноклассниках один из его альбомов называется «Речка – мой любимый уголок». Поэтому, как только растает снег и можно будет проехать на машине, отправится на реку к лодкам.
Как это обычно случается, из многих фотографий яхт-клуба не осталось почти ничего. Случайно сохранились 40 слайдов, хорошо, что в фотоклубе есть приспособление для их оцифровки, и Анатолий Николаевич Кириченко помог перевести изображения в цифру. Фотографии, с разрешения Владимира Павловича, я взяла с его странички в Одноклассниках, спасибо ему за фото и за ту информацию, которой он поделился об очень красивой странице истории Степногорска.
А мы получили возможность вспомнить еще и о летних днях на нашем пляже.
Моя мама ребенком приехала в Степногорск, я детство до 17 лет прожила в Степногорске. Выучилась в Томске, приехала в Димитровград и мой муж занимается парусные спортом, вот такие зигзаг судьбы. С удовольствием прочитали Вашу статью
я 5 лет хидила в яхт-клуб в степногорске, было классное время!
Спасибо Наталья Всеволодовна! В памяти оставались только паруса по аналогии с Алыми-уже казались Мифом. А у Вас подтверждение что люди это главный фактор. И всем кто сохранил фото это все таки наше детство хорошо что оно такое яркое и красочное
Вот это да))))) Спасибо большое за статью! Я, уехав в Омск, занимался там парусным спортом, но и подумать не мог, что такое было в Степногорске… Родной город не перестает приятно удивлять!
Я сейчас тоже в Омске живу. Встретимся, вспомним родной город?)))
Уважаемая Наталия!!! Почему-то забыт период организации яхт клуба 1972-75 годов.
С уважением .
Уважаемая Наталья спасибо за статью. Я давно искал упоминания о парусном спорте Степногорска и случайно увидел, еще раз спасибо за историю. Я участник периода 1971-76гг.
С уважением Трунов
Да, я помню это время. Ходил в яхт-клуб с 1985 по 1990. Сначала был в Оптимист #4743 с Олегом Пимахиным, потом один был на #4725. Потом Луч был и на Звездном немного походил с Саней Лобинским. Директор был Беляев Анатолий Павлович. Владимир Петрович и Владимир Иванович тренеры были, Людмила Петровна Прудникова нас воспитывала. Золотое детство, всем бы такое!
25 оптимист был самый тормозной, никто его брать не хотел)))