Я приглашаю вас на экскурсию по Москве Михаила Булгакова. В его жизни были разные города: Киев, где он родился и вырос, Владикавказ, Тифлис, Батум. Наконец, в 1921 году 30-летний Булгаков приехал в Москву. И с этим городом отныне будет связана вся его жизнь, а московские адреса писателя и его героев станут культовыми для поклонников «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».
В этом году мне захотелось посетить булгаковские места в Москве. Оказалось, есть экскурсия на трамвае 302 бис.
То есть, конечно, это не трамвай, а автобус, но смотрите, какой необычный. А номер — вспомните, что происходило по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Сначала там, в знаменитой «нехорошей квартире» жили Степа Лиходеев и Берлиоз, потом туда вселились Воланд со свитой, именно там проходил традиционный бал. Вот этот дом.
Правда, сейчас его адрес Большая Садовая дом 10. Но ведь Булгаков любит разные шифры. Если сложить цифры 302 и умножить на 2 (бис), то как раз и получится 10. Это не только литературный адрес, именно здесь поселился в 1921 году Булгаков с женой Татьяной Лаппа. В той самой 50-й квартире. Но о доме позднее, а сначала нам предстояла небольшая поездка по Москве на этом автобусе-трамвае. Он и внутри весь булгаковский: потолок покрыт фотографиями.
Мы выехали на Садовую, проехали мимо сада «Аквариум». Как раз перед поездкой мы отдыхали там на лавочке, читали афиши театра имени Моссовета, который находится в глубине.
А, между тем, на этом месте, следуя географии «Мастера» происходили события жуткие... «В саду ветер дунул в лицо администратору и засыпал ему глаза песком, как бы преграждая путь, как бы предостерегая. Хлопнула во втором этаже рама так, что чуть не вылетели стекла, в вершинах кленов и лип тревожно прошумело, потемнело и посвежело. Администратор протер глаза и увидел, что над Москвой низко ползет желтобрюхая грозовая туча. Вдали густо заворчало.» А дальше произошла неприятная встреча, в результате которой администратор Варенуха стал вампиром. Подумать только, а какое славное место!
Конечно, в 20-е годы здесь все было по-другому. Рядом находился сначала цирк Никитиных, а потом — Московский мюзик-холл, где, в частности, устраивались и цирковые представления. Считается, что именно здесь было то самое варьете, где проходили сеансы черной магии Воланда. Сегодня здесь театр Сатиры.
Его, конечно, перестроили, но купол цирка так и остался. Дальнейшая поездка разочаровала. Мы быстренько проехали по центру. Увидели один из домов, где, предположительно, жила Маргарита. Красивый дом.
Я, конечно, ждала, что мы выйдем, скажем, на Патриарших прудах, это же такое культовое место. Именно здесь начинается действие «Мастера»: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».
Но мы только, приостановились на минутку. Хотя, как можно судить по фото, пруды как пруды. Сколько-то лет назад в была попытка создать здесь булгаковский уголок. Скульптор Александр Рукавишников сделал для Патриарших прудов целый ансамбль из скульптур по мотивам романа. По-моему, было бы интересно. Почему-то у нас много монументальных памятников, а городской скульптуры очень мало.
Но в результате то ли общественность воспротивилась, то ли руководство столицы не захотело, но части ансамбля теперь разбросаны по разным местам Москвы. Одна из них находится у входа в музей Булгакова. Это Бегемот и Коровьев. Я читала, что работники музея попросили автора дать скульптуру на время, чтоб хоть что-то из работ скульптора видели поклонники Булгакова.
Было бы наивно искать в булгаковских произведениях реального изображения домов и улиц. Конечно, он отталкивался от внешних впечатлений, но создавал мир фантастический. Мне кажется, что только одно здание может вписаться в атмосферу произведений писателя, это бывший Пашков дом, бывшая же библиотека имени Ленина, ныне — Российская государственная библиотека, здание созданное великим Баженовым.
Можно представить себе, что именно отсюда Воланд смотрел на Москву. «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».
Но вернемся в музей. Вообще-то их два: один — Музей-театр Булгаковский дом. Как я прочла в интернете, он возник в 2004 году, задолго до того, как поклонники Булгакова смогли попасть в «нехорошую квартиру». Как раз у его входа стоят Бегемот с Коровьевым. Музей находится в помещении бывшего домоуправления на 2 этаже, а под ним — театр. Это именно они устраивают всякие интересные экскурсии: например, нашу — на 302-бис трамвае, есть еще, например, ночная пешеходная экскурсия «Романтическое путешествие по следам романа «Мастер и Маргарита». Другая программа, которую готовят работники музея и театра называется «Шизофрения, как и было сказано». Ночью, без экскурсовода вы остаетесь в музее, а вас пугают всякие страшные физиономии и выкрикивают булгаковский текст. Мы были днем, и увидели немного необычное соединение традиционного музея и вкрапленных в экспозицию булгаковских штучек. Подъезд разрисован — прилично и профессионально.
В залах- витрины с фотографиями книгами, афишами.Как я понимаю, подлинных булгаковских вещей здесь почти нет. Вот разве медицинские инструменты, которые принадлежали «юному врачу» Булгакову. Но зато в коридоре — трамвай с обезумевшей от ужаса комсомолкой- вагоновожатой.
А под колесами — сами знаете чья голова. Нам показывали предметы 20-х годов прошлого века, не имеющих прямого отношения к автору «Мастера», но характерных для того времени. А потом открывали дверку, а там…
Помните Прохора Прохоровича, от которого после посещения спутников Воланда осталась только одежда? «За массивным письменным столом с огромной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом«. Вечный образ бюрократа.
А за другой дверкой в темном помещении была красивая композиция — известные цитаты, изображения героев, таинственный мир. На этом экскурсия закончилась, мы спросили про «нехорошую квартиру», нам сказали, что туда мы можем попасть сами за небольшую плату. Она находилась в соседнем подъезде. Вообще это был артистический дом. Там раньше была мастерская Петра Кончаловского, известного художника и деда братьев Михалковых. Здесь же в мастерской художника Георгия Якулова Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Первая достопримечательность — сам подъезд. Я знала, что еще чуть не в 70-е годы поклонники Булгакова изрисовали все стены подъезда. С ними воевали жильцы, но безуспешно.
Сейчас здесь, похоже, нет жилых квартир, почему-то это место популярно у адвокатов. И уже никто не мешает народному творчеству. Поэтому исписаны и изрисованы не только стены, но и лестницы снизу, причем часто исписаны цитатами из Булгакова, иллюстрациями к его роману. И даже перила покрыты надписями.
Ну есть у людей потребность как-то выразить свои эмоции, ничего страшного. Есть и обращения к героям и автору. Мы видели несколько просьб помочь сдать ЕГ. Так рождаются новые приметы.
«Нехорошая квартира» под номером №50 находится на 5 этаже пятиэтажного дома и имеет 5 комнат. В 2007 году в ней был создан мемориальный музей Булгакова. Вот она, коммуналка, где поселился писатель с женой.
Думаю, тогда она выглядела куда хуже. Как вспоминала Татьяна Лаппа, в ней жили запойные пьяницы. Булгаков в своих воспоминаниях писал: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру». Там жила 53-летняя Анна Федоровна Горячева, Аннушка, скандальная особа, о которой писатель не раз вспомнит в своих произведениях. Свою роковую роль она сыграет и в «Мастере», разлив на рельсах подсолнечное масло. Ее прозвище было «Аннушка-чума». А вот напоминание о ней в музее.
Большинство вещей в квартире просто из той эпохи, а вот стол, который принадлежал писателю.
Булгаковы занимали в коммуналке всего одну комнату, однако здесь есть гостиная, где воспроизводится быт киевской квартиры писателя. А мы, все это зачем-то снимаем.
Колоритнее выглядит кухня со всякими примусами и огромными бутылками, в которых и хранилось то самое масло. И портретом самой Аннушки.
В одном зале была выставка иллюстраций С. Алимова к «Мастеру и Маргарите».
Мы вышли из музея, и я испытала шок: передо мной стоял Бегемот.
Придя в себя, я схватила фотоаппарат, побежала за ним, бормоча что-то вроде «кис-кис». Конечно он не обращал на меня никакого внимания, словно мы были в параллельных мирах. Большая часть фото была смазана. Оказывается, этот котик- сотрудник музея, его талисман. Уже вернувшись домой, я услышала по телевизору, что Бегемота похитила какая-то женщина, схватив его, побежала к метро. Была организована погоня, подключили милицию — безуспешно. Но через два дня он обнаружился в саду Аквариум. Нет, в этих булгаковских адресах есть что-то…
Я на стенах не писала, не опускала даже писем к Мастеру в предназначенный для этого ящик.
Но сфотографировалась на фоне: я здесь тоже была.
У меня есть видео о Булгакове и небольшое эссе о «Мастере и Маргарите». Чтоб посмотреть, можно пройти по ссылке: Михаил Афанасьевич Булгаков
Очень понравилась страница. Живо, кратко, талантливо.
Интересно! Вышло «из-под пера хорошего журналиста» , вернее «из-под клавиш и «мышки». Так держать!
Наташа, очень классно написано. Читается на одном дыхани. Маршрут воспринимается практически вживую. Поскольку основная дискуссия развернулась в «Одноклассниках» я думала написать там, но лента быстро движется, и на блоге разместить комментарий более уместно.
Мир Булгакова, может, и наполнен всякой мерзостью, но не он ее придумал. Она есть в человнческих отношениях. Не только она, конечно, но я вот что хочу сказать. Для меня литература -это не проповндь священника на воскресной службе, где все так как должно быть в идеале. для меня это путешествие в те места человеческого бытия и сознания, куда я в силу обстоятельств и своей трусости живьем никогда не попаду. И Булгаков это тот маршрут, который стоит посетить. Без него картина мира будет неполной. Что с этим потом делать, другой разговор. И просто выплюнуть с отвращением тоже вариант, имеющий право на существование.
«Всё те же мы.нам целый мир чужбина.Отечество нам..»
Вами …СОХРАНЕНО.