XX микрорайон — совершенно особенный уголок Степногорска. Он находится в нескольких километрах от города и состоит из частных домов. В противоположность типовой застройке Степногорска каждый владелец собственного жилья мог проявить фантазию, построить дом своей мечты. Я не была здесь лет 10, хотя часто вспоминала здания замысловатой архитектуры из белого и красного кирпича, сады, цветники. А тут спонтанно решили: а не прогуляться ли туда, где сейчас цветут астры и георгины, созрели яблоки, краснеет рябина? Благо погода подходящая: нет жары, но и дождя синоптики не обещают.
День выдался изумительный, я такие больше всего люблю: с пушистыми белыми облаками, летящими по синему небу. На их фоне многоэтажки Степногорска выглядят романтично. А когда свернули на ближайшую улицу 20 микрорайона, казалось, их белые хлопья спускаются почти на крыши. Или устраивают какие-то волшебные шоу. Я сразу впала в экстаз, потому что мне здесь очень понравилось. Прекрасно, когда люди с любовью и вкусом обустраивают пространство вокруг себя, а таких примеров вокруг было немало. Рискуя оказаться нарушителем частных владений, я украдкой снимала дворики. Смотрите, как здесь славно! Эта фигурка у дома меня очень заинтересовала, я подошла ближе, там такой человечек загадочный стоит!
А перед домом расписной контейнер для мусора. Почему у нас не награждают за самые красивые дворы? И это только один из многих. В другом дворе мне очень понравились цветники среди невысоких подпорных стенок. В третьем — веселая скамейка.
Я не знаю почти никого из обитателей 20 микрорайона, но думаю, что в основном здесь живут не богачи, которые нанимают дизайнеров, а люди с фантазией. Вот домик, как пряничный, а ворота просто необыкновенные.
Я увидела много симпатичных мелочей: ящики для цветов, почтовый ящик, еще какая-то бочка — баня? И цветы, цветы — во дворах, на улицах.
Мы издалека заметили очень интересное здание. Шли к нему долго, выбирая места посуше. Вы подозревали, что в окрестностях Степногорска есть замок? Я — нет. Вот такие у нас водятся достопримечательности.
Впрочем, конечно, все не так идеально. Вот домик — симпатичный, с кустом рябины у ворот — продается. Таких объявлений немало.
Понятно, что жить здесь нелегко. Кучи угля, которые попадались нам на улицах, напоминают о совсем не романтической стороне жителей замков, которые в противоположность нам, обитателям типовых пятиэтажек, топят печи. Я узнавала, на отопление двухэтажного дома надо больше 10 тонн хорошего угля. За зиму в трубу улетает примерно 100 тысяч тенге. А рядом с красивыми усадьбами стоят недостроенные дома или просто пустыри, заросшие бурьяном. Эта лестница в никуда в чем-то символична.
Наша фотосессия, наконец, привлекла внимание местного жителя, он поинтересовался, что мы тут делаем, а, узнав, что снимаем для интернета, сказал, что тогда нам надо знать историю, а он — как раз ее живой свидетель и активный участник. Надо же, какой удачный выдался день! Только я подумала, что хорошо бы с кем-то поговорить — и вот передо мной Логинов Иван Степанович, один из немногих сегодняшних жителей 20 микрорайона, который помнит его с нуля.
Иван Степанович рассказал, что в 1985 году было решение партии и правительства о том, чтоб поддерживать людей, которые хотят строить собственное жилье и жить на земле. Тогда-то в Степногорске выделили землю под новый микрорайон. А тем, кто хотел строиться, дали беспроцентную ссуду на 15-20 лет. Важно еще, что материалы они могли покупать по государственным ценам, а не коммерческим. Конечно, ото всех требовали чеки, которые доказывали бы, что все законно. Я не помню, чтоб там брал участки кто-то из больших начальников. Самым заметным был В.В. Вилейко, тогда первый секретарь горкома партии. Его дом купили потом баптисты, и сейчас там Дом молитвы.
А среди застройщиков чаще были ИТР, руководители среднего звена. Они, не боясь трудностей, засучили рукава и стали строить дома по проектам, которые сами и разработали. Ведь каждому хотелось просторного двухэтажного жилища без соседей за стеной, с гаражом, хозяйственными постройками, участком, куда можно выйти в любое время и повозиться в земле.
Росли стены, возводились кровли… А потом настали 90-е годы. Одно хорошо: при обесценивании рубля ссуду погасить оказалось несложно. А потом денег вообще не стало. И всякая помощь государства в строительстве исчезла. Жители не только большей частью за свой счет строили водопроводы, но и сами их эксплуатировали. Кроме того, оказалось, что центрального отопления здесь не будет, а отапливать большие дома углем людям просто не по средствам. Те немногие, кто отважился бросить квартиру в городе и поселиться здесь жили трудно. Для большинства «фазенды» в 20 микрорайоне стали дачными участками с бесполезным домом посередине. Продать их почти невозможно, достроить сложно. В 90-е годы в одном из таких домов мы на пару с друзьями моих родителей держали кур и кроликов. На тот момент это было очень полезно, но, даже лишь слегка прикоснувшись к сельским проблемам, понимаешь, как это непросто. А ведь сколько людей считало, что в 20 микрорайоне живут богачи, куркули, у которых денег немеряно!
И власти частных собственников не жаловали. Всего приходилось добиваться. Иван Степанович, профессиональный строитель, работник СУСа, рассказывал, как долго добивался от властей, чтоб ремонт водопровода проводился, как положено по закону, за счет государственных капвложений. И если бы он не отправился искать правду у акима области Рау, жители поселка до сих пор платили бы огромные деньги за каждый порыв труб. Я обратила внимание на то, что улицы заасфальтированы и есть освещение. Как я помню, раньше этого не было.
Лариса Владимировна Абишева, которая живет здесь уже 20 лет, рассказала, что появились эти блага всего 3 года назад, когда благоустраивали Степногорск. Вообще же она тоже в обиде на равнодушие властей: и за водопровод, который они на линии и делали, и ремонтировали за свои деньги, и за отсутствие транспорта. Да, раз в 2 часа мимо них проходит маршрутка в Карабулак, но она так набита, что они ею не пользуются. Детей стараются отвозить в школу сами, но это не у всех получается, и школьники идут пешком до города по дороге, ведь тротуара нет. Я видела магазин, он тоже появился 2 года назад, но работает только летом, зимой закрыт. Конечно, здесь у многих хозяйство: держат кур, кроликов, нам теленок попался, но ездить за продуктами в город неудобно.
В начале лета я делала материал про Карабулак, и, сравнив эти два поселка, подумала, что Карабулаку в чем-то легче: там есть свой аким, который отстаивает права сельчан, а 20-й микрорайон оказался ничей. Народу за последние годы прибавилось. Иван Степанович Логинов сказал, что живет здесь порядка 100 семей. Многие приехали из близлежащих поселков, строятся, заводят хозяйство. Я знаю, что где-то в 20 микрорайоне делают конскую колбасу. Так что сюда пришел бизнес, но это, как обычно, имеет и хорошую, и плохую сторону. Несколько домов сдают под организацию праздников. Это бы и ладно, но грохот стоит на всю улицу, а если маленькие дети? Приходится летом жить с закрытыми окнами. Переходя от линии к линии, мы оказались в березовом лесу.
Какая все же благодать: вышел из дома — и лес! Мы походили в поисках грибов, но их, наверное, местные жители уже с утра собрали. За лесом начинается стройка, будет новый коттеджный поселок. Хорошо бы, чтоб трудности, которые выпали на долю жителей 20 микрорайона миновали его обитателей.
Продолжая свое летнее путешествие, мы вышли на простор. Живя в городе, мы лишены такого тесного контакта с природой, а его не хватает. Нашли немного шампиньонов, я пожарила целых 7 штук. И дома из красного кирпича выглядывали из-за пригорка, как грибы.
Конечно, тех, кто строил эти дома в 80-е годы почти не осталось. Многие уехали, продав их не очень-то дорого. Но дома обитаемы. Мы еще прошлись по микрорайону фотографируя дома.
Но тучи сгущались, мы боялись попасть под дождь в степи и отправились восвояси. Я считала, что напишу о 20 микрорайоне когда-нибудь, у меня так много материала на очереди, но просмотрев дома фотографии, я опять восхитилась, воодушевилась и до ночи писала. Я думаю, мало кто из степногорцев совершал прогулку в 20 микрорайон. Можете теперь погулять со мной.
Да, Наталья Всеволодовна, я вот там никогда не гуляла. А проходя мимо, держалась подальше, опасаясь собак. Теперь буду знать, что всё не так страшно, а местами очень мило! Спасибо! P.S. А небо…. м-м-м…Восторг! И березовая рощица — такая светлая!!!
Да, Наталья Всеволодовна, мы уже столько путешествий и прогулок совершили вместе с Вами и благодаря Вам, и за все их искренне и сердечно благодаря Вас!
Да, Наталья Всеволодовна, мы уже столько прогулок и путешествий совершили с Вами и благодаря Вам, за каждое из них, как за щедрые подарки, сердечно благодаря Вас!
Изогнутые березки… Такой далекий и щемящий пейзаж… Такой микрорайон для Степногорска уникален, хотя повсюду у нас их много. Но вот написать о таком месте мало кому придет в голову.
Во всяком случае я никогда не встречала ничего похожего. А получилось так тепло и мило…