Я предлагаю вам информацию об архитектуре, скульптуре, живописи Древнего Рима периода Республики и Империи. В конце поста есть ссылки на презентацию и ролик о моем посещении этого города. Там была создана великая культура, ставшая наряду с древнегреческой фундаментом нашей цивилизации. Римляне были не такими творческими людьми, как их учителя — греки и этруски, но прекрасно умели обустраивать землю, делать свою жизнь более комфортной. Поэтому строили термы и акведуки, мостили камнем дороги. На территории бывшей Римской империи до сих пор стоят амфитеатры, созданные ими. А такие здания, как Пантеон, Колизей знают все. Хорошо известны скульптурные портреты, созданные римскими мастерами. До нас дошло и небольшое количество произведений древнеримской живописи. Более подробный материал по живописи Древнего Рима вы найдете по ссылке: https://natalya-telezhinskaya.ru/2021/11/12/живопись-древнего-рима-помпеи/
Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.
Содержание
- Этруски — учителя древних римлян
- Период царей (753 — 510 до н.э)
- Искусство времен Республики (V — I вв. до н.э.) Термы, акведуки, Римский Форум и его здания. Первые скульптурные портреты
- Искусство Империи. (I — V вв) Скульптурный портрет. Пантеон. Колизей
- Живопись Древнего Рима. Помпейские фрески. Фаюмский портрет
Этруски — учителя древних римлян
Многому римляне научились у этрусков. Это таинственный народ, про который никто не может сказать, откуда он пришел. Известно, что этруски жили на северо-западе Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н. э., а к концу его исчезли. То ли римляне их вытеснили, то ли они просто ассимилировались и перестали существовать как самостоятельный народ. Римляне и этруски несколько веков жили рядом. Среди римских царей были представители этого народа. Многое в римской культуре было заимствовано у них. Этруски были отличными мореплавателями. Их города были окружены мощными стенами. В город можно было попасть через ворота, сделанные в виде арки, а планировка улиц напоминала шахматную доску. Четкую планировку городов, арки, купола римляне заимствовали у этрусков. Считают, что они умели делать бетон, и это ноу хау переняли у них римляне. Секрет так называемого романского бетона утерян, но предполагают, что туда, кроме песка, воды добавляли жженую известь. Говорят, даже римские цифры первыми придумали этруски. А еще они первыми начали проводить бои гладиаторов.
Большая часть произведений этрусков была найдена в захоронениях. Подобно египтянам, этруски придавали большое значение загробной жизни. Очевидно, для них залогом успеха человека после смерти являлось сохранение портретного сходства. Поэтому, когда они поначалу кремировали усопших, то пепел помещали в урны — канопы, а на их крышках был реалистический скульптурный портрет умершего. Позднее хоронили в земле. Археологи находят саркофаги из глины, на них изображены полулежащие люди, ясно, что и здесь мастер стремился передать сходство. Римляне будут у них учиться этому искусству. Живопись этрусков дошла до нас тоже благодаря настенным росписям гробниц. Они очень интересовались магией, гаданиями. Особенно часто гадали по полету птиц и внутренностям животных.
Вот несколько образцов искусства этрусков. Химера, — образец этрусской скульптуры, была найдена в 1553 году возле города Ареццо, когда рабочие рыли котлован. Вообще же химеры — мифологические существа с телом льва и тремя головами: льва, козла и змеи. Это огнедышащее существо упоминает Гомер и Вергилий. Химера долго находилась в коллекции семейства Медичи, а сейчас хранится в археологическом музее во Флоренции. Долго считали, что знаменитая Капитолийская волчица тоже сделана этрусскими мастерами. Правда, теперь ученые доказали, что статуя, которая сегодня находится в Капитолийском музее в Риме была отлита в средние века. Хотя, кто знает, возможно это копия не дошедший до нас этрусской статуи. Похожие изображения встречаются на античных монетах Волчица была тотемным животным этрусков
Период царей.
Говорят, Рим был основан в 753 г. до н. э. Сначала им управляли цари (753 — 510 до н.э..), затем консулы в период Республики (510 — 30) и, наконец, императоры (30 до н.э — 476).
Мы знаем, что, по легенде, город основали братья Ромул и Рем, которых их вероломный дядя приказал убить, бросив в реку. Но детей прибило к берегу, их нашла волчица, выкормила, а потом их обнаружил пастух и воспитал. Мальчики выросли, стали отчаянными забияками, отомстили дяде, а затем с отрядом таких же головорезов основали новый город на Палатинском холме, том самом месте, где их нашла волчица. Но в пылу ссоры Ромул убил Рема и стал первым царем. Историки говорят, что, в самом деле, первого царя звали Ромул. Кто стал жителями нового города? Народы, жившие поблизости: этруски, сабиняне и латиняне.
Из представителей этих народов на протяжении двух последующих веков римляне будут выбирать царей. Да, у них с самого начала была вот такая демократия. Правда, всех сразу поделили на патрициев и плебеев. Первые обладали многими правами, а вторые — нет. Всего царей в Риме было 7. После того, как Ромул вдруг исчез средь бела дня при загадочных обстоятельствах, царем выбрали сабинянина Нуму Помпилия. Говорят, при нем сложилась религия римлян, царь построил немало храмов, самый важный из которых храм Януса, двуликого бога дверей и границ. Говорили, что один лик его смотрит в прошлое, а другой — в будущее. Именно тогда в Риме появилась традиция: во время войны ворота храма были открыты, а в мирное время закрывались. Так как римляне воевали постоянно, то периоды закрытых ворот были очень редкими. Храм до нас не дошел, как и другие постройки эпохи царей, но есть его изображение на монете первого века нашей эры. Янус, конечно, более поздняя скульптура.
Последние цари были этрусками. Пятый по счету — Луций Тарквиний. Об этом царе пишут очень хорошо. Он увеличил сенат до 200 человек, вводя в него даже мудрых бедняков, построил храм Юпитера Капитолийского, здание Большого цирка. При нем же начали строить Большую клоаку или клоаку Ма́ксима, подземный канал созданный для осушения болотистой местности между тремя римскими холмами в центре Рима и сброса сточных вод в Тибр. Сначала клоака Максима была просто канавой, но позднее канал был облицован плитами и перекрыт сводами. Это был один из первых образцов канализации, который существует и сегодня, выполняя функцию ливневки. Конечно, все это потом перестраивалось, так что как эти сооружения выглядели во времена царей, мы не знаем. Был еще другой царь по имени Тарквиний, прозванный Гордый, тоже этруск. Его в Риме не любили, говорят, он увлекался казнями и конфискациями, а тут еще сынок посягнул на честь жены патриция Лукреции. Хотя, возможно, засилье этрусков стало раздражать римлян — больно умные. В общем его изгнали и решили, что цари Римом больше править не будут.
Искусство времен Республики. Дороги, акведуки, термы, Римский Форум. Скульптурный портрет.
В 510 году на целых 5 веков Рим стал республикой. Из римских аристократов-патрициев выбирались на год консулы, другие представители администрации. Они, конечно, пользовались своим положением, забирали себе лучшие земли и совсем не думали о простом народе — плебеях. Те время от времени восставали, в общем, знакомая история. Но однажды плебс отказался воевать — а воевали римляне постоянно. Как быть? Патриции пошли на уступки, и простолюдинам разрешили выбирать своих защитников — трибунов. Почувствовав свою силу, бедняки потребовали создать законы, чтобы обуздать аппетиты аристократов. И знаете, все получилось. Были изданы «Законы XII таблиц», которые легли в основу знаменитого Римского права.
Во времена Республики в 312 году была построена Аппиева дорога. она названа по имени военачальника, консула А́ппия Кла́вдия Цека, военачальника, консула. С нее начинался путь в Грецию, Египет, Малую Азию. Это будет первая из великих дорог, связавших столицу с провинциями. Она существует и сегодня. Пишут, что без качественных мощеных дорог стремительно растущее государство не могло бы существовать. Подсчитано, что всего строители Рима проложили более 300 000 километров магистралей, мощеных камнем. Скорость строительства доходила до 500 м. в день.
Аппий был зачинателем еще одного очень важного типа римских сооружений — водопроводов. Акведук Аква Аппия был построен в 312 году до н. э. и имел длину 16,5 км. немало, если учесть, что Аппий построил его на свои деньги. За 500 лет в Риме было сооружено 11 водопроводов общей протяженностью почти 350 км. Это были сложные инженерные сооружения, ведь надо было рассчитать уклон, чтобы вода текла самотеком. Большая часть водопровода проходила под землей, но если надо было преодолеть неровности поверхности, делали мосты из водостойкого бетона. Римские водопроводы были настольно прочными, что стоят спустя тысячелетия после падения Рима. Надо сказать, по водопроводам вода не просто поступала в город, но по трубам поступала в дома.
Термы римляне позаимствовали у греков. У них в богатых домах и при спортивных комплексах- гимнасиях, были бани. Римляне довели эти постройки до совершенства. Они строили их из мрамора, украшали статуями и мозаикой. Известно, что первые термы были построены полководцем Агриппой в 25 -19 годах до н. э. Он передал их в бесплатное пользования римлянам. С тех пор правители будут состязаться в возведении бань, которыми римские граждане пользовались бесплатно. Там были залы с холодной и горячей водой.
В термах не только принимали водные процедуры, но и занимались спортом. А еще там были читальные залы и амфитеатры, для представлений и т. п.
В республиканский период общественным центром Рима стал Форум, расположенный между Палатинским и Капитолийскими холмами. Через него проходила виа Сакра — Священная улица. Для того, чтоб осушить это место, как раз и была вырыта Клоака Максима. Когда-то здесь находилась Регия — резиденция первых римских царей. Считали, что здесь хранились доспехи самого Марса, бога войны. Итальянцы не восстанавливают эти здания, но обломки фундаментов и колонн берегут. Глядя на них, можно представить великолепие Древнего Рима. Есть возможность сравнить, как выглядит теперь Римский Форум со смотровой площадки и как, по мнению историков, он выглядел 2000 лет назад.
Самым важным был храм Юпитера Капитолийского, посвященный главным богам Юпитеру, Юноне и Минерве.
Сатурн, бог земледелия и изобилия был очень уважаем в Риме. В честь него 17 декабря проводились Сатурнарии, самый любимый праздник римлян. Храм Сатурна был хранилищем Государственной казны, там находились бронзовые таблички, на которых было записаны римские законы, знамена и декреты Сената.
Базилику Юлия Цезарь приказал построить в 1 пол I в до н. э. Это огромное здание, где проходили аудиенции, а на ступеньках видны следы шахматных досок. Здесь римляне отдыхали.
Рядом со Священной дорогой находился храм Весты. Это было почитаемое место, где хранились легендарные реликвии, которые привез из Трои Эней, а его римляне считали своим великим предком. Жрицы этого храма, весталки выбирались из самых знатных девушек. Они должны были поддерживать священный огонь. Весталки пользовались огромным уважением, но, если одна из них нарушала обет безбрачия, ее заживо хоронили на Кладбище злодеев.
Римляне, с самого начала вели завоевательные войны. Суровые полководцы не стремились к роскоши, красоте. Для них важнее была польза и порядок. Когда в III — II веке до н.э. они один за другим стали покорять греческие города, то поначалу снисходительно смотрели на их жителей, таких беззаботных, непритязательных. Но завоеватели довольно быстро оценили красоту греческих храмов, начали вывозить прекрасные статуи, копировать их, а потом и учиться на их примере. Римские поэты стали сочинять стихи на сюжеты древнегреческих мифов, правда, переименовав Афродиту в Венеру, Зевса в Юпитера, а Посейдона в Нептуна. Аристократы брали к своим детям греческих учителей, потому что не было никого ученее их. И сегодня, глядя на руины храмов древнего Рима, мы хорошо видим влияние эллинской культуры. Мы видим, что они переняли, например, греческий ордер.
До нас дошли скульптурные портреты I в до н.э. Переняв у этрусков стремление к реалистичности в изображении людей, скульпторы Рима стремились наиболее точно передать черты людей. Они не боялись изображать их старыми, некрасивыми. На одних портретах люди суровы и замкнуты, на других появляется возможность увидеть внутренняя мир человека. Под влиянием греков римские мастера совершенствовались в искусстве обработки мрамора.
В 1 в до н.э. ситуация в Риме стала сложной. Народ по-прежнему имел много претензий к аристократом, которые снова стали очень надменными, говоря, что «добродетель — это мудрость, но плебс ее не имеет». И в самих правящих кругах шла борьба за власть. Назревала потребность в сильной власти, сконцентрированной в одних руках. 10 января 49 года до нашей эры Гай Юлий Цезарь перешёл реку Рубикон, начав борьбу за власть. Талантливый полководец, завоевавший для Рима почти всю Европу (победил германцев, галлов, высадился в Британии, захватил Пиренеи), он был популярен в народе, и, в конечном итоге, стал единоличным пожизненным диктатором. Конечно, аристократам это не нравилось, они решили бороться за свободу.
В итоге 15 марта 44 г. в Сенате Цезарь был убит.
Искусство времен Империи. Скульптурный портрет. Колизей. Пантеон.
Но римская демократия уже не восстановилась. Внучатый племянник Цезаря Октавиан в 27 году до н. э становится единоличным правителем Рима, правда, говоря, что он лишь первый среди равных. Начинается период Римской империи.
Надо сказать, правление Октавиана Августа будет очень спокойным. Прекратились войны, и двери храма двуликого бога Януса, которые были всегда открыты в годы войны впервые за долгий период закрылись. Это время стало золотым веком искусства. Август строит свой Форум, главным здание которого является огромный храм Марса-Мстителя.
В следующие 5 веков Римом будут управлять самые разные правители: Благородный философ Марк Аврелий, Каракалла, который ради трона убил брата, просвещенный любитель греческой культуры Адриан, жестокий тиран Калигула, доблестный полководец Траян, о котором писали: «Среди всех остальных он выделялся храбростью и жаждой справедливости…Он любил быть гостем у простых людей, входил в их дома, не приводя с собой стражу. Хотя он не получил серьёзного образования, император многое знал и многое умел».
Порой император правил всего несколько месяцев. При поддержке войск полководцы легко могли провозгласить себя императорами. А еще когда-то покоренные народы стали нападать на столицу империи. Константин Великий в 331 г. перевел столицу Империи в Византию, поближе к богатому Востоку. Но это не помогло. В 395 империя распалась у на Восточную и Западную, а потом и вовсе пала. Концом Римской империи считают 476 год.
Мы знаем, как выглядели правители Римской империи и обычные граждане империи, потому что в это время продолжало развиваться искусство скульптурного портрета. Если греки изображали идеального человека, то римские скульпторы передавали не только внешнее сходство, но и характер, причем не льстили знатным заказчикам. Император Марк Аврелий — один из самых умных римских императоров. В его лице благородство и интеллект.
«Грубость, сладострастие, изнеженность, алчность и жестокость проявлялись в нем сначала лишь постепенно, незаметно, словно заблуждения юношеского возраста; однако и в то время всем было ясно, что это были врожденные пороки, а не присущие только возрасту». Так характеризуют одного из самых нелюбимых римлян императоров — Нерона. Говорили, что он убил свою мать, организовал пожар Рима. После смерти его предали проклятию, почти все изображения уничтожили. Он построил золотой дворец, говорят, это была самая большая резиденция правителей Европы в ее истории.
От дворца остались развалины, а на месте озера, расположенного рядом, был построен Колизей или, как его звали в Риме, амфитеатр Флавиев. Жители Рима в отличие от театралов греков любили простые развлечения. Поэтому самым популярным зрелищем были бои гладиаторов или зверей. Колизей был не только самым большим амфитеатром, который вмещал около 60 тысяч зрителей, он был сложным инженерным сооружением. Под ареной находились казармы для гладиаторов, конюшни, клетки со зверями. Чтобы поднимать людей и животных из подземных этажей, использовалось 36 лифтов. А можно было залить арену водой и устраивать морские бои. Для этого при Колизее служили моряки. Они же натягивали тент над ареной в случае дождя.
Колизей был весь облицован мрамором. Конечно, его давно нет, как нет и части амфитеатра, ведь в средние века его использовали как каменоломню. Но даже в таком виде это внушительное сооружение. Колизей был построен в 80 году н.э. В честь этого был устроен праздник, который продолжался 100 дней. По случаю торжества зрители получали подарки от пучка зелени до золотого слитка. Вообще римские правители хорошо помнили: чтоб народ не бунтовал, ему нужны хлеб и зрелища, поэтому не скупились, тем более, что денег из римских провинций поступало немало.
Император Константин сыграл немалую роль в развитии христианства, издав в 313 году Эдикт о веротерпимости. Это он перенес столицу из слабеющего Рима на Восток, построив город, который назовут его именем — Константинополь.
Император Адриан был просвещенным правителем и одним из первых стал говорить о необходимости развития провинций. Кстати, большой поклонник Греции, он ввел в моду греческую бородку.
Как раз при Адриане построили Пантеон. Это было принципиально новое сооружение. Огромный купол, диаметром 43 метра опирался на шестиметровые стены круглого здания. Но изящный портик скрывает мощную конструкцию. Пантеон в переводе с латинского «храм всех богов«. Это единственное сооружение античного мира, которое дошло до нас почти в первозданном виде.
Не хватает бронзового барельефа на фронтоне. Его сняли для собора святого Петра. Когда у власти утвердились христиане и начали разрушать языческие храмы, Пантеон уцелел, потому что благодаря куполу стал христианской церковью. Сегодня там некрополь, где похоронены великие римляне. Среди них — Рафаэль. Освещается Пантеон черед круглое окно в куполе диаметром 9 метров.
В период Империи в Риме строили Триумфальные арки. Их устанавливали по решению Сената в честь побед римских полководцев. Через них победоносное войско с почетом (триумфально) входило в город. Их и сегодня можно видеть на Форуме. Они хорошо сохранились.
Арка Септимия Севра была возведена в честь победы в Парфии. Триумфальную арку Тита Сенат поставил после смерти великого полководца, за взятие Иерусалима.
Возвращаясь к римскому скульптурному портрету, скажу, что до нас дошло множество изображений не только императоров, но и обычных римлян — женщин, мужчин, детей. В итоге 15 марта 44 г. в Сенате Цезарь был убит.
В итоге 15 марта 44 г. в Сенате Цезарь был убит.
Живопись Древнего Рима
Живопись Древнего Рима до нас почти не дошла. Среди немногих исключений — помпейские мозаики и фрески и фаюмские портреты.
У меня есть отдельный пост на эту тему, где можно почитать подробнее: Живопись древнего Рима: Помпеи, фаюмский портрет
Итальянский город Помпеи погиб во время извержения Везувия в начале августа 79 года н.э. Засыпанный пеплом, город был обнаружен в 18 веке, и с 1748 года там начались раскопки. Под пеплом сохранились площади, храмы, улицы и дома. На стенах вилл сохранились картины, созданные в технике фрески (живопись по сырой штукатурке), энкаустики (восковыми красками). Римские мастера прекрасно владели искусством мозаики, делая не только узоры для полов, но и портреты, изображения птиц и животных.
Мы видим, что в Римской империи были развиты все жанры: есть натюрморты, пейзажи, портреты, картины на мифологические сюжеты, они очень тщательно изображали птиц и животных.
Самые интересные образцы древнеримской живописи находятся на вилле Мистерий.Предполагают, что на стенах виллы изображены ритуалы, посвященные Дионису.
А это примеры портретной живописи из Помпей.
Среди произведений древнеримской живописи, дошедшей до нас, — фаюмские портреты. В 1887 году в Египте, в оазисе Фаюм были найдены захоронения, где к голове были привязаны бинтами изображения людей, выполненные на дереве восковыми красками (энкаустика). Говорят, они первоначально висели в домах, а после смерти помещались в гробницу. Считается, что расцвет фаюмского портрета приходится на 1-3 века н.э. В эпоху эллинизма во времена Птолемеев в Египте появилось много греков, которые усвоили многие черты египетской жизни, в частности, веру в жизнь после смерти. Египтяне с древних времен считали, что в загробном мире некоторые части души продолжали существовать и заботиться о человеке, а чтоб они его могли узнать, делали мумии, статуи. Позднее этой же цели служили фаюмские портреты.
Подробнее о римской портрете можно найти, пройди по ссылке: Живопись древнего Рима: Помпеи, фаюмский портрет
Посмотреть и скачать презентацию вы можете, пройдя по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1zbmBTBoDaEeJ0INQ-1tEKkHEEbiwP97v16-p7TWWPPM/edit?usp=sharing
О моем посещении Рима я сделала ролик. Посмотреть его можно, пройдя по ссылке: Рим: Колизей, Кампо-деи-Фьори, вечерний Рим
Вопросы для учащихся художественной школы.
- Что переняли римляне у греков после завоевания Греции?
- Что умели делать этруски?
- Произведения древних этрусков (2)
- По преданию, Рим основали
- Их в детстве спасла…
- Если греки ценили красоту, то римляне ….
- Они строили …
- Римский водопровод назывался ….
- Что делали римляне в термах?
- У кого римляне научились искусству скульптурного портрета?
- 2-3 примера скульптурного портрета
- Юлий Цезарь был…
- Триумфальные арки строили в честь…
- Пантеон в переводе означает …
- Его купол диметром…
- Колизей вмещал…. зрителей.
- Под ареной находились…
- Помпеи погибли во время…
- 2 примера мозаик и фресок из Помпей
- Фаюмские портреты были написаны ( чем и на чем)?