Прикладное искусство казахов. Викторина


Я предлагаю вам  информацию об одежде казахов, украшениях, музыкальных инструментах, юрте и предметах, находящихся в ней а также викторину с ответами. В начале поста есть игра, в которую можно поиграть онлайн. Для этого надо перейти в полноэкранный режим. Кочевники, которые не могли иметь много вещей, старались, чтоб те предметы, что их сопровождают по жизни, были не только полезными, но и красивыми. Так что все они не только предметы быта, но и произведения прикладного искусства.

Содержание

    1. Одежда
    2. Украшения
    3.  В юрте
    4. Музыкальные инструменты  

Одежда.

Ответьте на вопросы викторины:

    1.  После свадьбы  женщина носила саукеле (1 день, год, до рождения ребенка).
    2.  Важной частью женского гардероба был пояс, Его носили (Старшие женщины в роде, девушки, молодые женщины).
    3.  Пожилыезамужние женщина надевали на голову (борык, кимешек, ак калпак).
    4. Название этого головного убора, который носили мужчины, и девушки, связано с именем волка (борык, каскыр итбас). 
    5. Основной вид  казахской одежды, халаты,  которые носили и мужчины, и женщины (чапан, чепрак чекмень).
    6. Островерхий  древний мужской головной убор, седланный из войлока (борык, иримшик, калпак).
    7.   Казахские девушки носили шапочки, украшенные перьями (филина, беркута, орла).
    8. Этот вид одежды всегда было принято дарить уважаемым людям. Сохранилась эта традиция и сейчас (чапан, купе, калпак).

А теперь немного информации о казахском костюме.

Казахи жили в суровом климате, поэтому была необходима одежда как для теплого времени, как и та, в которой степняк не замерзнет в самые суровые морозы и бураны. Мужчины носили  шубу из овчины — тон, дубленку из кожи жеребенка — жакы,  но самая теплая зимняя одежда — ишик, эта шуба делалась из шкур пушных зверей,  считалось, что в ней не страшен буран и сильный мороз. Поверх нательной рубахи — көйлек  мужчины носили чекмень или шекпен, в нем ходили дома, а, отправляясь в дорогу, надевали чапан или шапан. Эти халаты, запахивающиеся налево, носили и мужчины, и женщины. Красиво расшитые орнаментом, они не только украшали будничную жизнь, но и дарились особо уважаемым гостям. Зимой на голову мужчины надевали меховые шапки малахаи или тымаки, в более теплую погоду и мужчины, и женщины носили шапки, отороченные мехом, которые называются — борык.  Летом мужчины укрывали головы от солнца шапками из войлока — калпак.

головные уборы казахов

Женские головные уборы зависели от семейного положения. Девочки носили маленькие шапочки, украшенные перьями филина такия. На свадьбу надевали саукеле (сау — «солнечный, красивый», келе — «голова»). Говорят, во времена, когда платили калым, большая его часть уходила на саукеле и юрту. На изготовление головного убора невесты уходил год, а на богатых свадьбах стоила эта высокая шапка в начале XX века 1000 рублей.  Все украшения свадебного убора имели значение: серебро всегда считалось самым сильным оберегом против зла, коралл охраняет от дурного глаза, бирюза приносит счастье и так далее.  Надо сказать, чтоб удержать на голове это сооружение, надо иметь крепкую шею и спину. И ходить очень прямо. Кстати, молодая жена могла по праздникам надевать саукеле вплоть до родов. Я слышала, что это даже полезно: у мамы прямая спина, и ребенку хорошо. А еще пишут, что такие высокие шапки носили когда-то саки, которые жили здесь в середине 1 тысячелетия до н.э. Кстати, на голове Золотого человека было что-то подобное. Кто-то утверждает, что тогда такие уборы носили и мужчины, и женщины, а я вдруг вспомнила, что были когда-то сомнения насчет пола человека из кургана Иссык: а вдруг это «Золотая девушка»?

Замужней женщине нельзя ходить с непокрытой головой, поэтому после свадьбы женщины надевали белый платок — жаулык, закрывавший не только голову, но и шею, грудь, плечи и спину. Первый жаулык девушке-невесте шили еще в доме родителей, он был украшен вышивкой,  кораллами, серебряными бляшками. Платок взрослых женщин был строгим, с минимумом вышивки, носить очень нарядные платки считалось неприличным. Чтоб обратиться уважительно к матери или бабушке, было выражение «ак жаулыкты». После рождения ребенка поверх жаулыка наматывали длинную чалму —  кимешек. По тому, как укладывали тюрбан, можно было определить, например, род, к которому принадлежала женщина. Полотно было длинное до 3 метров. По казахскому обычаю,  мужчина не мог переступить через головной убор женщины, и брошенный платок, мог предотвратить  схватку.

Основу женской одежды составляло платье койлек. сначала прямое, а с XIX века отрезное по талии. У замужних женщин оно более строгое, а девичьи платья украшались внизу рядами пышных оборок. Молодые девушки носили приталенные, нарядные камзолы, у замужних женщин в гардеробе были прямые чапаны

Украшения

Ответьте на вопросы:

  1. Когда сваты приезжали смотреть невесту, они обращали на звон подвесок-шолп.   Если он был еле слышен, то это говорило о (болезненности невесты, ее спокойном нраве, о бедности ее родителей).
  2.  Эти женщины носили огромные перстни Құдағи жүзік, которые надевались на 2 пальца (многодетные матери, сватьи, старшие  женщины рода)
  3. Обручальное кольцо — отау-жузик напоминает форму( юрты, полумесяца треугольного амулета).
  4.  Кус-жузик, кольцо с клювом надевали дочери родители, провожая ее в дом жениха. Если через некоторое время она передавала его домой, то это значило, что (на новом месте ей хорошо, она скучает, ее обижают)
  5.  Это украшение носилось на груди, в нем была выемка, куда вставлялись написанные или вышитые молитвы, заклинания.  Оно называлось (тумарша, алка, капсырма)
  6.  Говорят, пророк Мухаммед сказал: «Кто носит в перстне этот камень, тот непрестанно пребывает в благоденствии и радости». Этот камень (яхонт, бирюза, сердолик)

А теперь немного  интересной информации об украшениях.

Большую роль в жизни степняка играли украшения, которые нужны были не только для красоты, но и как обереги. Раньше девочки носили шолпы. Их крепили к шнурку, который вплетали в косы девушек. Конечно, это было красиво, но шолпы,  могли защитить девочку от злых духов, которые, как верили казахи, особенно легко могут навредить человеку через волосы. До сих пор ведь говорят, что свои волосы нельзя бросать где попало, лучше их закопать или сжечь. Взрослые женщины у всех народов плотно закрывают голову тканью. А девочки казашки носили лишь легкую шапочку с перышком филина (тоже оберег) и шолпы в косичках. Считается, что этой защиты достаточно.

Саукеле

Главная красота любой невесты — длинные косы, за ними ухаживали, считалось, что тяжелые подвески ускоряют их рост, а еще это украшение приучало девочек ходить плавно, ровно. Когда приходили сваты, они слушали, звенят ли подвески? Если да — это плохо.  Значит, невеста слишком порывистая, может, своенравная. А влюбленные джигиты поджидая девушку, прислушивались к звуку ее шолп, считая его особенно поэтичным.

Кольца носили и женщины, и мужчины. И это тоже не только украшение, но и оберег и дань традиции. В прежние времена говорили, что если  во время приготовления пищи на хозяйке не будет серебряных колец, пища может быть нечистой, то есть в нее могут проникнуть злые духи. Так что это было опять же не просто украшение, но оберег. Порой ими были унизаны все пальцы. У казахов, как и многих других народов, считалось, что серебро охраняет от злых сил.

 кольца казахские

Среди камней талисманами являлся сердолик, благо, в наших местах немало этих камней. Считалось, что молодых женщин он оградит от бесплодия, а старым даст силы. Разновидностей колец было много. Разобраться в них — целая наука. Скажем, кудаги  жүзік (кольцо сватьи). Эти кольца надевались  сразу на два пальца, средний и безымянный, символизируя соединение двух родов.  Говорят, порой мать невесты дарила его матери жениха, чтоб та была добра к невестке. Интересно, помогало? Обручальное кольцо — отау-жузiк напоминает форму юрты. Среди украшений рук особо выделяется бес блезик, кольца, соединенные цепочкой с браслетом.  По ним, говорят, можно было узнать, например, к какому роду женщина принадлежит, замужем она или нет. Их знали и в Европе и звали «роза руки. Там они стали популярны после того, как великая французская актриса Сара Бернар появилась с таким украшением в роли Клеопатры. Знаменитый художник Альфонс Муха взял идею у индусов, но и у казахов этот убор известен несколько веков, может, его привезли из той же Индии по Шелковому пути? Кольца носили и мужчины. Отправляясь на войну, они надевали на палец құс тұмсық, веря, что он их защитит

В юрте

    1. Сначала вопросы викторины:
    2.  Установку юрты начинали с (дверного косяка, шанырака, очага).
    3. Решетки кереге, шанырак делали из (дерева, железа,  кожи).
    4. Эти ковры были частью приданого девушек (текеметы, сырмаки, алаша).
    5. Широкая лента, которой скрепляется каркас юрты по кругу  у основания купола (баскур, бау, алаша).
    6.  На гербе Казахстана изображены части юрты (шанырак, босага, уык). Считается, что слово Quazaqstan написано как раз на пороге — босага, символе гостеприимства.
    7. Летом умывались на улице, а зимой таз для умывания и кувшин  — кумга́н находились в юрте (слева от входа, в центре у очага,  права за ширмой).
    8. Эта часть юрты передавалась по наследству младшему сыну (дверь, шанырак, кровать).
    9. Младенцы в колыбели, бейсик, были всегда сухими,  потому что там (была кошма, которая впитывала влагу, дырка, колокольчик, который звенел в нужное время).
    10.  Если в юрте надо было выхаживать слабого ягненка, его клали (слева от входа, в центре, справа).
    11. При изготовлении войлочных ковров заготовку сворачивают в рулон и (бьют кулаками, пинают ногами, бросают с горы).
    12. Путешественники XIX века говорили, что самое любимое оружие казаха (лук и стрелы, камча, меч).
    13. Большое круглое блюдо для вареного мяса (ирек, торсык, табак)
    14. Мешочек для подарков называется (калта, кеспе, кесе)
    15.  В юрте  предметы, необходимые мужчинам: оружие, конская сбруя и т д находились (в центре юрты, слева, справа)

А теперь предлагаю  интересную информацию о юрте.

Кочевники с древних пор жили в юртах, легких жилищах, которые можно перевозить с места на место. Круглая форма с одной стороны делала их более устойчивыми во время сильных ветров, а с другой —  круг у всех народов —  оберег, защита от злых сил.  Порядок установки юрты отработан до мелочей. Сначала устанавливают дверной проем.  Дверь в юрте всегда обращена к югу, так в жилище будет больше попадать света и тепла. К дверной раме крепились деревянные решетки- канаты, которые, соединяясь друг с другом по кругу веревками или кожаными ремнями, образовывали каркас стен — кереге.  Обычно канатов должно быть 6 — 8, хотя для  праздничных больших юрт их могло быть и 20. Для создания купола к кереге прикрепляют изогнутые жерди, уыки, которые наверху закрепляются в отверстиях круглого шанырака. Эта часть юрты очень почитаема. Говорят, до принятия ислама казахи клались на шаныраке, его в наследство от отца получал младший сын, чьей обязанностью было заботиться о родителях в старости.

Юрта

Затем каркас покрывают войлоком снаружи. Покрытие купола называется үзік, стен туырлық. Шанырак накрывался тундыком (түндік). Если тундык откидывался, юрта освещалась и проветривалась.

Внутри пол и стены устилают коврами: войлочными —  сырмаками, текеметами, безворсовыми — алаша. Они создают дополнительного утепление и делают жилище нарядным. Текеметы — самые дорогие ковры, по ним судили о достатке хозяина, текемет был частью приданого невесты.  Между решетками  и войлоком закрепляли  узорную циновку шымши, которая создавала дополнительную защиту против ветра. Для удобства и уюта на полу лежали  яркие корпе. Ленты — баскуры, которые дополнительно скрепляли кереге и уыки,  были одновременно и украшением.   

В юрте все предметы находятся на определенных, веками установленных местах. Пространство у двери называется босага. Это  почитаемое место. На порог нельзя наступать, так как считалось, это место соединения двух миров — дикого и домашнего. Вообще воспитанный человек, переступая через порог, наклонится, отдавая дань уважения дому. В центре юрты — очаг, а прямо за ним, напротив входа — место для почетных гостей —  төр.

 Слева от входа хранится конская сбруя, оружие, седла и другой инвентарь, который нужен мужчинам. Здесь живут ловчие птицы, животные, которые нуждаются в уходе.  Справа — пространство женщин. Здесь  находится все, что они используют в домашнем хозяйстве. У входа — кожаный мешок на деревянной подставке для кумыса — саба. Для лучшего брожения его перемешивают специальной деревянной ложкой.  Мебели немного: есть шкафчики — кебеже,  сундук, где хранится чай, сахар и другие продукты — асадалы . Чтобы сэкономить место, многие многие предметы помещают в матерчатые и кожаные сумки развешанные прямо на головках канатов. Например, сумки — кесе-кап. Кровать за ширмой — шымылдық, находится в правой части юрты, а дальше — на вешалках — адалбақах висит одежда.  

 Музыкальные инструменты

Важнейшим видом искусства для кочевников была музыка. Не случайно музыканты, игравшие на кобызе, домбре, пользовались особым почетом, как и певцы-импровизаторы, акыны. Музыка воодушевляла и в военных походах. Археологи находят изображения музыкантов еще на древних камнях, но  подтвержденные сведения я об этом инструмента относятся к XVII веку. Предполагают, что ее предшественником был шертер, на котором играли древние тюрки. В дереве выдалбливали углубление и натягивали 3 струны. Домбру долго вырезали из цельного куска дерева, но теперь ее части склеивают.  Дл звучания домбры очень важны струны. Раньше их делали из козьих кишок. Сейчас для этого используют шелк и капрон. Первое воскресенье июля в Казахстане отмечают День домбры.

Изобретение кобыза приписывают легендарному Коркыту. Говорят, он сделал инструмент из  цельного куска дерева арчи. В старину были уверены, что  так сохраняется дух дерева. На нем играли шаманы, баксы, сопровождая музыкой свои ритуалы, в ходе которых онии беседовали с душами предков. На кобзе играли и жырау. Но они были тоже не совсем обычными людьми, потому что нарду с тем, что они слагали свои песни о событиях земной жизни, все же в них видели не только певцов, но и провидцев. Обычные люди боялись даже трогать священный инструмент. С распространением ислама и уменьшения роли баксы кобыз как инструмент был почти забыт, новые кюи для него не сочинялись. И только в середине XX века в Алматинской консерватории   стали учить технике игры на кобызе.

музыкальные инструменты казахов

Асатаяк  и дангыра — тоже инструменты баксы. Асатаяки были довольно высокими — до 120 см, напоминали посох с металлическими пластинами, по которым ударяли шаманы.  Бывало, к посоху подвешивали конырау — металлические колокольчики, которые создавали дополнительное звучание. Когда мы читаем об обрядах шаманов, их действия обычно сопровождает бубен. Дангыра — казахский вариант бубна. Эти инструменты тоже были почти забыты, но в 70-е годы  прошлого века в Казахстане стали возникать ансамбли этнографической музыки, первым был «Отырар сазы» дирижёром которого  стал Нургиса Тлендиев.

А теперь несколько вопросов о казахских музыкальных инструментах.

    1.  Этот инструмент  ведет начало от кыпчакского бубна.  С одной стороны он обтянут кожей. На нем часто играли баксы (дангыра, кобыз, домбра)
    2.   Чтобы с помощью кобыза отгонять злых духов, его делали в форме (филина, священного числа 8, солнцеголового человека)
    3. Когда изгоняли злого духа, обычно произносили слово, которое потом стал названием музыкального инструмента шаманов, баксы. Это было слово (бубен, кобыз, барабан)
    4. Духовой музыкальный инструмент, на котором играли воины (уран, кылкобыз, дангыра)
    5.  Ударный инструмент с 6-ю подвешенными колокольчиками сопровождал пение баксы (уран, асатаяк, шанкобыз).

Прикладное искусство казахов. Викторина: 2 комментария

  1. Спасибо Вам за интересное изложение материала!

  2. Көп рахмет Сізге өте әдемі, мағыналы сүреттер мен сұрақтар!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *