Про «Золотого человека» знают все. Он стал одним из символов Казахстана, про него пишут в школьных учебниках . Когда в 1969 году алматинские археологи возле города Иссык обнаружили чудом уцелевшее от разграбления захоронение юноши сакского периода, это было сенсацией. Но надо знать и об открытых раньше Пазырыкских, Шиликтинских курганах. А за последние десятилетия в разных частях Казахстана было найдено еще несколько захоронений с утварью, оружием, золотыми украшениями, и теперь у нас есть не только еще несколько «золотых мужчин», но и «золотая женщина» из могильника Таксай, и 17-летний сакский царевич из Елеке-Сазы. Я расскажу о самых известных казахстанских курганах. В конце есть ссылка на презентацию, которую вы можете посмотреть или скачать.
Щелкните по нужной вам строчке содержания и вы перейдете на соответствующую главу.
Содержание
В. Радлов. Берельские и Пазырыкские курганы Алтая
Надо сказать, открытия первых курганов на территории Казахстана началась еще в середине XIX века. Тогда исследованием Алтая занялся замечательный человек — Василий Васильевич Радлов. Настоящее его имя было Фридрих Вильгельм Радлофф. Учась в Берлинском университете, он увлекся востоком, а конкретнее, кочевыми народами степи. Ради этого он выучил русский язык, приехал в Петербург, мечтая принять участие к научной экспедиции. Но ему предложили занять должность учителя немецкого и латинского языка в Барнаульском горном училище.
Подумать только — известная в научных кругах Германии личность, преподает мальчишкам языки в захолустном русском городе. Каким надо быть энтузиастом, чтоб радоваться такому назначению! Правда, он поставил условие, что во время летних каникул ему будет предоставлена возможность путешествовать по Алтаю. Для этой цели от правительства России ему было выделено 700 рублей в год. Дневники путешествий Радлова по Алтаю читаются как увлекательный роман. Описание природы сменяется рассказом о нравах местных жителей. Взгляд Радлова удивительно доброжелателен. В его отзывах нет снисходительности и высокомерия. Он будет записывать легенды алтайских казахов, присутствовать при камлании шаманов. Кроме исследований языка и фольклора Василий Васильевич будет заниматься археологическими раскопками.
В 1865 году Радлов открыл курган № 1, названый «Большим Берельским курганом». Там было обнаружено захоронение знатного мужчины. В той же могиле были похоронены 17 лошадей.
Потом в 1929 году экспедицией академика С. И. Руденко недалеко от Береля были обнаружены усыпальницы пазырыкских вождей. Могильники Пазырыка относят к V-IV вв. до н. э. Находки, обнаруженные там, были уникальны, потому что сохранились не только скелеты, посуда и металлические изделия, но и такни, фрагменты кожи. Высокая сохранность стала возможна благодаря тому, что древние люди владели умением создавать в могильниках вечную мерзлоту. Во врем раскопок археологи смогли проследить, как они это делали. Могилу, где в выдолбленной колоде лежал умерший, сверху закрывали берестяными полотнами, ветками, заваливали стволами лиственницы до верха ямы, потом засыпали землей, а сверху наваливали камни. Вода, проникавшая в могилу, превращалась в лед и благодаря теплоизоляционным слоям он не таял. Во время раскопок археологи поначалу лили кипяток, чтоб растопить его.
Археологи обнаружили сохранившиеся гобелены и войлочные ковры, на которых изображались люди и сказочные звери, например, крылатое существо с головой человека, рогами и оленя и туловищем льва, седельные покрышки, украшенные аппликацией Сохранилась даже татуировка, нанесенная на тело вождя с изображением фантастических существ (см. ил.). Благодаря этим раскопкам мы знаем, как одевались люди древнего Алтая. Женщины носили кожаные шубы на беличьем меху, мужчины — штаны, сшитые из кусочков кожи, меховые или войлочные кафтаны, кожаные сапоги на мягкой подошве. Все находки хранятся в Эрмитаже.
С тех пор раскопки на Алтае велись постоянно. Всемирно известным комплекс захоронений на Алтае близ села Берел стал в 1999-99 годах, когда археологи Казахстана под руководством Зейноллы Самашева изучали Берельский курган №11. Чем удивительны алтайские курганы? Люди, жившие там в 5-4 веках до н.э., умели в могилах искусственно создавать вечную мерзлоту, поэтому предметы, найденные там, очень хорошо сохранились, причем, не только металлические, но и деревянные. Так, до нас дошли позолоченные рога из дерева, которым были украшены головы лошадей. В некоторых могилах сохранились не только кости скелета, но и фрагменты кожи. Ученые даже смогли понять, чем питались кони. Они восстановили их внешний вид.
В витрине мы видим фрагменты украшений, сделанных из дерева и обернутых в золотую фольгу. Есть изображения птицы Самрук, той, что живет на Мировом дереве. Кстати, по более поздним, уже тюркским преданиям, дерево это растет на самой высокой горе Алтая.
В кургане № 11 обнаружили могилу царя и царицы. Они лежали в колоде, выдолбленной из лиственницы. По углам ее крышки — позолоченные изображения орлов. Любопытно, что на черепе мужчины видны следы трепанации. Что это значит? Вскрывали ему череп после смерти или пытались делать операцию? А что, говорят, древние египтяне умели делать операции на головном мозге.
Могила была частично разграблена, но сохранились деревянные таблички с рисунками, войлочная ткань и останки тринадцати рыжих коней со сбруей. Среди изображений — загадочные тигрогрифоны с птичьим клювом, рогами, туловищем зверя. Этим изображением украшали только предметы, необходимые мужчине-воину.
Шиликтинская (Чиликтинская) долина
В 2003 году было снова сделано важное открытие на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская (Чиликтинская) долина, известная своими курганами. Когда группа археологов Абдеша Толеубаева вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь. Его называют Шиликтинский (Чиликтинский) золотой человек. Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Возможно, VII век до н.э.
Голова оленя с ветвистыми рогами — пожалуй, наиболее распространенное изображение из сакских курганов. Говорят, слово «сака» означает «олень», так что это, очевидно, их племенной тотем. Кроме того, ветвистые рога оленя связывают с Мировым деревом. Радлов в своих исследованиях о камлании шаманов у алтайцев пишет о том, что шаман поднимается в верхний мир по ветвям этого дерева. С деревом оленей сближали не только ветвистые рога, но и то, что время от времени они их сбрасывают и потом вырастают новые. Оленей почитали и гунны, тоже кочевники, выходцы из Центральной Азии. Они считали , что эти животные помогают путникам находить дорогу. Еще о символическом значении находок сакских курганов можно прочесть в разделе Звериный стиль. Символика сакских узоров
Могила 17- летнего сакского царевича Елеке сазы
В 2018 году в Тарбагатайских горах Восточно- Казахстанской области во время раскопок кургана «Елеке сазы» археологами, которыми руководил Зайнолла Самашев, было найдено захоронение юноши 17-18 лет. Археологи считают, что жил он в 8-7 веках до н.э, то есть в ранний сакский период. При юноше нашли золотой колчан, кинжал, на шее – гривна из золота в виде обруча. Кинжал вставлен в золотые ножны в форме рыбы. Рядом лежало множество бляшек в виде головы оленя, барса и т д. Были найдены и крохотные золотые бусинки, каждая диаметром меньше милиметра с отверстием. Одни полагают, что ими была украшена его обувь, другие — что полы одежды.
Все эти предметы свидетельствуют о высоком положении юноши, который скорее всего принадлежал к царскому роду. По черепу установили, что он имел в основном европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности. Как и могила Золотого человека из кургана Иссык, захоронение 17-летнего царевича из кургана Елеке Сазы не подверглось разграблению. Предметы лежат вдоль тела так, как они располагались сначала, так что можно довольно точно судить о том, как он был одет. Если Золотой человек из кургана Иссык был убит, то юноша из Елеке Сазы умер не насильственгой смертью. Ученые считают, что после смерти его подвергли мумификации, очевидно, чтоб все могли с ним проститься. Так как кости хорошо сохранились, стало возможным сделать анализ ДНК.
Курган Иссык. Золотой человек.
Во 2-й половине XX века было сделано немало открытий и в других районах Казахстана. Первым был, действительно, золотой человек из кургана Иссык. Его обнаружению в 1969 году помог случай. Возле города Иссык строили автобазу. Так как на месте стройки были курганы, нужно было разрешение археологов. Ученые еще раньше исследовали эти места и нашли разграбленное захоронение. Говорят, они уже разрешили технике работать, но вдруг бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. В ней нашли скелет юноши 17-18 лет, усыпанный золотыми бляшками. Череп пострадал при раскопках, а потом и вовсе был утерян. Ученые говорят, что если бы был череп и хотя бы один зуб, это был бы убедительный материал для генетической экспертизы, и мы бы точно знали пол, национальность, цвет глаз, волос, причину смерти. А пока обо всем этом можно только гадать.
Открытие иссыкского кургана обычно связывают с именем Кемаля Акишева. Он был в то время заведующим отдела археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР. Кстати, экспедиция под его руководством работала и в окрестностях Степногорска. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке. Но возле Иссыка вел раскопки начальник иссыкского археологического отряда Бекмуханбет Нурмуханбетов.
Потом посчитали, что в могиле было больше 4 000 золотых предметов. Там был меч, скифский кинжал, серебряная чаша, украшенная неизвестными письменами. Есть разные версии о том, на каком языке сделана надпись: на одном из иранских наречий или древнетюркском. Были попытки расшифровать ее, но на одна не признана наукой. Первую версию предложил Олжас Сулейменов который прочел текст справа налево. Вот что у него получилось: «СЫН ХАНА В ДВАДЦАТЬ ТРИ (ГОДА) УМЕР. ИМЯ И СЛАВА (НАРОДА) ИССЯКЛИ». Чашу относят к V веку до н.э.
У левой руки – стрела с позолоченным наконечником. В обшитой золотом кожаной сумочке – бронзовое зеркало и кусочек охры. Каждый предмет имел символическое значение. Это было важно, т. к. юноша, скорее всего, был царского рода, и в нем видели не только земного, но и небесного царя. Он должен был осуществлять связь земного мира с верхним. После завершения раскопок К. Акишев и реставратор В. И. Садомсков задумали из разрозненных фрагментов восстановить костюм юноши. То есть сначала им просто надоело все время вытаскивать и показывать свои находки, да и не полезно это для древних предметов. Решили сделать их копии.
А потом стало любопытно: как это все выглядело в древности. Говорят, первую реконструкцию они делали за свои деньги: покупали материалы, реактивы, ткань. Сделали копии всех украшений, покрыли их тонким слоем золота гальваническим способом. На это ушло 3 года, а после этого «Золотой человек» побывал на многих выставках в Казахстане и за рубежом. Позднее было сделано еще несколько копий.
Одна из них выставлялась в ЮНЕСКО. Где сегодня находится Золотой человек? Его скелет в 2014 году обнаружили в Казахском институте судмедэкспертизы, теперь он в Музее-запведнике «Иссык«. А где золото? В интернете пишут по-разному. Говорят, сначала его хранили в Академии Наук, потом создали Музей драгоценных металлов, одно время он даже был во Дворце Независимости. Но сейчас, вроде, хранится в Национальном музее РК в Нур-Султане. По крайней мере, там под стеклом лежат позолоченные детали его одежды и головного убора. Хотя на вид они такие новенькие…
Звериный стиль. Символика сакских узоров
Иссыкский курган дает нам представление о так называемом зверином стиле, главным достижении культуры эпохи железа. Речь идет о тех маленьких, искусно сделанных фигурках животных, которые нашиты на костюм, шапку, украшают оружие. Большая часть фигурок сделана из дерева и лишь покрыта тонкой золотой фольгой. Кочевники не могли иметь много вещей, но старались, чтоб те немногие, что у них были, несли и эстетическую, и сакральную функции. Каждая фигурка имела определенный символический смысл. В могиле Золотого человека был найден кинжал, украшенный грифоном. Грифон – символ верховной власти. Это то мистическое животное, которое может существовать в трех мирах.…О грифах писали еще греки: «Имеется и золото в Индийской земле, которое, однако, не в реках разыскивают и промывают, но в обширных и громадных горах, в которых обитают грифы, четвероногие птицы, величиной с волка, с ногами и когтями как у льва. Перья у них на всем теле — чёрные, а на груди — красные. Из-за них-то обильное в тех краях золото и добывается с трудом». Образ грифа, стерегущего золото, у греков был связан со степными кочевниками. Это один из важных элементов символики сакских узоров.
У греков и персов упоминаются разные группы саков. Те, что жили на Тянь-Шане, назывались саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках». Как раз к этому племени саков относят юношу из сакского кургана, на это указывает его головной убор. Шапка украшена тулпарами, крылатыми конями, 4-мя стрелами, что, как считают, говорит о принадлежности юноши к высшей знати. Наверху — архар, а сзади — дерево с птицей.
Архар — один из символов солнца. Крылатые кони — тулпары тоже связаны с культом солнца. Кстати, ведь у самых разных народов солнце поднимается на небо на золотой колеснице, которую везут кони. Коней с птицами сравнивали древние иранцы. А у тюрков было предание, что тулпары прилетают с неба, когда в мир приходит богатырь. А еще они верили, что у некоторых кобылиц рождаются крылатые жеребята. Чтоб не повредить крылья, матери разрезали живот. Сзади шапку украшает дерево и птица на нем.
Мировое дерево — Байтерек, занимало важное место в символике степных народов. На нем жила птица, Самрук, а внизу- дракон, который поднимался по стволу и съедал птенцов. Не случайно, что эти изображения, а также птицы на дереве и барс на горе нашиты на шапку — все они связаны с высшим миром. А есть еще средний мир — там, где мы живем. Там другие животные, они нашиты на куртку золотого человека. На поясе изображение лосей. Одно из любимых изображений — олень. Полагали, что это животное — тотем саков. По отворотам — головы тигров.
Хищник и травоядное животное в фигурках звериного стиля часто изображены в единоборстве, что символизировало борьбу жизни и смерти. Где находятся подлинные фрагменты костюма золотого человека? Одни пишут, что в Музее Искусства РК, другие — что в Государственном музее золота и драгоценных металлов.
Вопросы викторины о Золотом человеке и зверином стиле вы найдете, пройды по ссылке: Наша степь — родина яблок, тюльпанов и других очень важных вещей.
Курганы Аралтобе, Таксай.
В 1999 году «золотых людей» нашли уже в Западном Казахстане в 65 километрах от города Кульсары. Это место называется курган Аралтобе. Время его создания относят ко II веку до н. э. Там работала археологическая экспедиция под руководством Зайнуллы Самашева. Считается, что в Аралтобе похоронен сарматский вождь и его жена. Сарматы — кочевой воинственный народ, о котором ходит много легенд. Геродот писал, что они произошли от брака скифов и амазонок. Говорят, статус женщин у этого народа был очень высок. Они носили мужской костюм, владели оружием. Утверждали, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага. Территория где жили сарматские племена, занимала часть Евразии от Средней Азии до Балкан, их следы находят в Испании и даже в Англии. Многие нарды считают их своими предками: осетины, почему-то поляки утверждают, что произошли от сарматов.
Могильник Аралтобе представлял собой круглое помещение, в центре — очаг , можно судить, что в нем было мощное пламя. Это не случайно, ведь сарматы поклонялись огню, верили в его очистительную силу. Могила несколько раз была ограблена. Но археологам все же досталось более 300 золотых бляшек, наконечники стрел, фрагменты железного посоха. Сохранился и скелет беркута, полагают, он был священной птицей племени. По итогам раскопок восстановили образ мужчины. Реконструкция вождя из Аралтобе находится в Атырауском историко-краеведческом музее.
А в 2012 году нашли и женское захоронение. У археологов это называется могильник Таксай. Кроме обычных украшений там было бронзовое зеркало, ученые полагают, что оно имело ритуальный характер, а женщина была жрицей. Облик женщины реконструировали.
У ее ног зеркало. Может, она все же была просто модница? Кстати, в кургане Иссык тоже нашли зеркало, что дало повод некоторым ученым предполагать, что там тоже женщина похоронена. Пол «золотого человека», вроде, никто уверенно определить не может. Честно говоря, разбираясь с курганами, я запуталась, сколько же у нас золотых людей. В 2010 году в Карагандинской области раскопали могильник Талды II, один из 7 курганов, как считают, V века до н.э. Грабители там побывали, как полагают археологи, не один раз. Но, судя по тому, что дошло до нас, это была могила очень знатного человека. Изделия сделаны из золота высокой пробы.
Больше иллюстраций о курганах вы можете посмотреть в презентации, пройдя по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/12Ch-gctXN2a_tbQc47dGJE9TQv8pywFZ/view?usp=sharing
здравствуйте. Я студент из Кореи и сейчас изучаю Самрук.
https://portal.nrich.go.kr/kor/originalUsrView.do?menuIdx=1046&info_idx=8367&totalYn=Y
В отчете говорится, что птицы были грифонами.
Я хотел бы знать, считают ли казахи Самрук грифоном или фениксом. можно ли сказать, что каждый казахский грифон — это Самрук?
Я нигде не говорила, что Самрук- грифон. О ней порой говорят как о фениксе, потому что она умирает и снова вожрождается
Спасибо за ответа
Вы не говорили что Самрук- грифон.
В 5той картинке(находки из берельских курганов)
вы написали -В витрине мы видим фрагменты украшений, сделанных из дерева и обернутых в золотую фольгу. Есть изображения птицы Самрук, той, что живет на Мировом дереве.
https://portal.nrich.go.kr/kor/originalUsrView.do?menuIdx=1046&info_idx=8367&totalYn=Y
На этом сайте, отчете написано это находки-Подвеска с изображением грифона(Griffon–shaped Bridle Ornaments).
Скажите пожалуйста, считают ли казахи Самрук грифоном или фениксом.
Фениксом