У искусства Древней Греции особая роль. Художественные произведения, созданные древними греками, легли в основу европейской культуры. Там жили философы, поэты, драматурги, к произведениям которых мы обращаемся и сегодня. Греками созданы шедевры скульптуры, архитектуры, которые уже много веков являются эталоном прекрасного, на их примере учатся мастера всех стран. Мифы о греческих богах уже много веков вдохновляют художников, поэтов. И даже произведения декоративно прикладного искусства: украшения, сосуды из глины, сегодня украшают лучшие музеи мира, потому что и в бытовых мелочах греки больше всего ценили красоту. Я предлагаю вам иллюстрированную лекцию об искусстве Древней Греции, или, как еще ее называют, Древняя Эллада и презентацию, которую вы можете посмотреть, пройдя по ссылке в конце поста. Там же есть вопросы для самопроверки, а в тексте — игры-онлайн. О декоративно-прикладном искусстве греков можно почитать отдельно, пройдя по ссылке: Декоративно-прикладное искусство Древней Греции
Содержание
-
- Греческие города-государства (полисы). Афины, Спарта, Дельфы
- Греческие боги в мифах и искусстве
- Гомеровский период. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» Керамика.
- Архаический период. Скульптура. Ордер. Декоративно-прикладное искусство
- Классический период. Великие скульпторы. Архитектура.
- Великие живописцы (Аполлодо́р, Апеллес и др.). Игра онлайн о скульпторах.
- Эллинизм. Пергамский алтарь. Венера Милосская. Лаокоон.
- 7 чудес света.
- Ссылки на презентации. Вопросы для художественной школы
Греческие полисы
Греция не была единым государством — в горных долинах, на островах Эгейского моря располагались полисы, то есть города с прилегающими к ним территориями. Вот самые известные.
В местности Лаконика самым большим был город Спарта, он славился своими мужественными воинами. Кстати, слово «лаконизм» произошло от Лаконики. Спартанцы ценили немногословие. Детей Спарты воспитывали сурово. В 7 лет мальчиков забирали из дома. Их подвергали испытаниям, учили терпеть боль, холод, голод. До сих пор существует выражение «спартанское воспитание.
В Дельфах был храм Аполлона, куда приезжали отовсюду, чтоб узнать будущее. 9 дней в году жрицы этого храма — пифии, отвечали на вопросы людей об их будущем. Это был сложна процедура. Пифии купались в в Кастальском ручье, надевали златотканую одежд пили воду из священного ручья, а потом садились на высокий треножник и отвечали на вопросы в прозе или стихах. Говорят, предсказания сбывались. Вообще греки — и люди, и боги — очень верили в судьбу и умели смиряться перед ней. Хотя все же порой стремились ее перехитрить.
В Элиде находилась Олимпия, где еще в IX веке до н.э. стали проводиться Олимпийские игры, посвященные Зевсу. Многие удивлялись, что сражаются спортсмены всего лишь за оливковый венок. Но победа означала, что этот человек — любимец Зевса, а это очень ценилось. Олимпионики — победители олимпиад, в своих городах почитались как местные боги, а в Олимпии в их честь устанавливались статуи. Предполагают, что греческая скульптура выросла из этих изображений.
Афины, самый большой город в Аттике имели большое влияние в политике, с ними связаны биографии многих великих людей Древней Греции. Если спартанцы заботились о физическом воспитании детей, то в Афинах родителей хотели, чтоб их сыновья умели не только писать, считать, но и красиво говорить, знать поэзию, играть на музыкальных инструментах — это облагораживает душу. Афиняне гордились, что все их воины были грамотными. А еще юношей учили бегать, метать копье, бороться, управлять колесницами. В Афинах считали, что в человеке должны сочетаться внутренняя и внешняя красота. Умение быть красноречивым в было необходимо, ведь там была демократия (власть народа), и каждый свободный афинянин принимал участие в обсуждении и решении государственных проблем. В гражданах Афин воспитывали стремление побеждать. Наверное, поэтому Афины часто были лидерами среди других полисов.
Греческие боги в мифах и искусстве
Есть в Греции еще одно очень важное место: гора Олимп. Вернее, это не гора, а горный массив, каждая из 4-х вершин которого поднимаются почти на 3 тысячи метров над уровнем моря. Греки верили, что там живут боги.
В течение многих веков складывались греческие мифы, а когда римляне завоевали Грецию, среди прочего, они позаимствовали и рассказы о жизни греческих богов. Римские поэты стали сочинять о них поэмы, называя их по-своему. Так Зевс стал Юпитером, Афродита — Венерой, Посейдон — Нептуном. Все планеты Солнечной системы — римские имена греческих богов. Марс — Арес — бог войны, Сатурн — греческий Кронос или Хронос, отец Зевса, который опасаясь, что сын свергнет его с трона, как он своего отца, съедал всех своих детей. Греки его не любили, а у римлян он соответствовал древнему богу земледелия и очень почитался.
Зевс — верховный бог. Фидий создал огромную статую Зевса в Олимпии, одно из 7 чудес света. На картине А. Лосенко изображена нимфа Фетида, которая пришла на Олимп, чтоб просить Зевса отомстить за ее сына Ахилла.
Тифон — великан, порождение Тартара, который бросил вызов богам и был побежден Зевсом. Он был влюбчив, и на многих картинах изображены любовные похождения бога. Например, на картине Серова мы видим, как он, превратившись в быка, похитил красавицу Европу.
Греки очень уважали Афину, богиню мудрости, справедливой войны, покровительницу ремесел. Самая известная версия ее рождения гласит, что она вышла из головы Зевса, хотя у некоторых поэтов говорится, что Афина родилась из черной тучи после удара молнии. На афинское Акрополе скульптор Фидий создал целых две статуи покровительницы города. Афина Лемния стояла перед Парфеноном, храмом, построенным в ее честь. Именно она вручила Персею бронзовый щит, в который он смотрелся, как в зеркало, убивая Медузу.
Итальянец Тинторетто изобразил момент состязания Афины и Арахны, когда женщина вызвала на состязание в искусстве ткачества всесильную богиню и поплатилась за эту дерзость: Афина превратила ее в паука. А у художника начала XX века Г. Климта Афина — древнее, могучее и беспощадное божество.
Художников и скульпторов больше всего вдохновляла Афродита-Венера, богиня любви и красоты. Пишут, что она родилась из пены морской. О ней много мифов, в частности, о яблоке раздора, где она победила в самом древнем конкурсе красоты.
Аполлон — бог солнца, покровитель искусства. Он был любимцем Зевса, потому что был не только прекрасен внешне, но нес красоту и гармонию в мир. Каждое утро Аполлон выезжал на небо в золотой колеснице вместе с богиней зари — Авророй.
Его спутницы — 9 муз, покровительниц искусств и наук. Они жили на горе Парнас. Их было 9.
Подробнее о мифологических сюжетах в искусстве вы почитаете, пройдя по ссылке: https://natalya-telezhinskaya.ru/2023/10/22/боги-древней-греции-в-живописи-скульп/
- Каллиопа – муза эпической поэзии;
- Клио – муза истории;
- Мельпомена – муза трагедии;
- Талия – муза комедии;
- Полигимния – муза священных гимнов;
- Терпсихора – муза танца;
- Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
- Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
- Урания – муза науки.
Отношение к Аполлону было возвышенным, считалось, что он олицетворяет разумное, светлое начало.
А вот поклонение его брату, тоже сыну Зевса Дионису, богу виноделия было довольно буйным. Праздники в честь Диониса были связаны с разными стадиями изготовления вина, именно в это время греки вели себя наиболее раскованно. Его спутники — сатиры с козлиными ногами и менады, женщины, доводившие себя до исступления
На дионисиях сатиры пели песни, их называли «козлиная песнь», по-гречески, «трахедио», похожее на наше слово «трагедия». Так на праздниках в честь Диониса возник греческий театр.
В истории искусства Древней Греции выделяют 4 периода: гомеровский, архаический, классический и эллинистический.
Гомеровский период – 11 — 8 в. до н.э. «Илиада». «Одиссея» кратко.
Он назван по имени легендарного греческого аэда Гомера, автора поэм. Первая — «Илиада»— об одном эпизоде Троянской войны. Главный герой поэмы — Ахилл обиделся на то, что царь Агамемнон забрал его пленницу Брисеиду. В знак протеста Ахилл отказался участвовать в сражениях. Но, став невольным виновником гибели своего друга Патрокла от руки троянского царевича Гектора, Ахилл вышел в бой и жестоко отомстил за друга.
Вторая поэма «Одиссея» — о возвращении царя Одиссея с троянской войны на родной остров Итака. Он с товарищами испытал много приключений: попал на остров циклопов, откуда спасся благодаря своей находчивости а еще, к волшебнице, которая превращала гостей в животных, оказался в царстве мертвых, услышал пение сирен, прошел между двумя чудищами: Сциллой и Харибдой, и лишь через 10 лет добрался до дома. Несколько веков эти большие произведения передавались устно такими же странствующими поэтами, как их автор, и лишь в VI веке до н.э. фрагменты собрали и записали. Искусство гомеровского периода почти не сохранилось.
Когда мы смотрим на терракотовые фигурки, вазы с геометрическим рисунком, трудно представить себе, что через несколько веков этот народ создаст великие статуи.
Архаический период (8-6 до н.э.) Скульптура. Ордер Декоративно-прикладное искусство.
Как раз в это время греческий мир начал стремительно развиваться. Отважные мореплаватели, греки осваивали море и сушу, их колонии появились в Малой Азии, Северной Африке. У таких же смелых моряков — финикийцев, греки позаимствовали алфавит, на основе которого создана и наша письменность. Вместо небольших селений возникли города, где появились все основные виды государства, существующие и сегодня: тирания, демократия — в Афинах, военизированное государство в Спарте. Впрочем, в Спарте тоже было народное собрание, и власти следили, чтоб среди граждан было равноправие. Общаясь с разными народами, греки испытывают их влияние. Скульптуры эпохи архаики напоминают египетские с их застывшими позами. Таковы куросы — обнаженные мужские статуи и коры, задрапированные женские фигуры. Для тех и других характерна загадочная «архаическая улыбка». Куросы ставились в храмах, использовались как могильные памятники. Коры имели то же назначение. Эти статуи были обязательно раскрашены.
Говорят, поначалу в храмах рядом стоял священный камень или кусок дерева и статуя бога. Надо сказать, греческая мифология сложилась тоже в архаический период. Изображение Геры — жены Зевса и покровительницы семьи, лишь намечено в коре, называемой Гера Самосская.
Греческая архитектура архаического периода — это прежде всего храмы. Уже тогда возник ордер. Само слово «ордер» значит «порядок». Основная часть ордера — колонна, на которой лежат перекрытия. Но греки были эстетами, поэтому столб, подпирающий крышу, был еще и произведением искусства. Да и сами балки крыши тоже были красивы, украшены барельефами. Греки определили, как все это должно выглядеть, и мы до сих пор используем это греческое ноу-хау в своих постройках. В архитектуре эпохи архаики сложилось два ордера — дорический и ионический. Несколько позднее возник коринфский
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции представлено в лучших музеях мира в основном керамической посудой. Греки, которые хотели везде видеть красоту, искусно расписывали обычные сосуды которые использовали в повседневной жизни. В амфорах хранили главные сельхозпродукты Греции: вино и оливковое масло. В кратерах смешивали вино с водой, потому что обычно они не пили неразбавленное вино. С гидриями греческие женщины ходили по воду, у них три ручки: одна сзади, чтоб было удобно наливать воду, а за две боковые гречанки легко поднимали их на голову и шли — прямые и стройные. Подробнее о ДПИ Древней Греции вы прочтете, пройдя по ссылке: Декоративно-прикладное искусство Древней Греции
Древнегреческая живопись до нас почти не дошла. не дошла, но глиняные сосуды так красиво расписаны, что мы можем предполагать, что она достигла высокого уровня. Мастера великолепно умели передавать не только красоту человеческого тела, но и пластику движений спортсменов, танцоров. Вы уже заметили, что сосуды по-разному раскрашены. Поначалу мастера часть сосуда покрывали лаком, а остальное не закрашивали, и там рисовали черной краской изображения атлетов, мифических героев. Их называют чернофигурными. Позднее технология изменилась. Красными, цвета терракоты, оставляли сами изображения, а лаком покрывали фон. Соответственно, такие сосуды назывались краснофигурными.
Классический период (V—IV вв до н.э.). Храмы Афинского Акрополя. Великие скульпторы.
Он продолжался неполных 2 века, но считается вершиной греческого искусства. Сначала были греко-персидские войны. Персы были самыми сильными воинами своего времени. Казалось, когда агрессоры вторглись в Грецию, местное население было обречено. Но все полисы объединились и победили врага сначала при Марафоне (оттуда пошла марафонская дистанция: ровно 42 километра и 195 метров пробежал гонец, чтоб сообщить о победе). А потом греки разбили персидский флот в Саламинском проливе. После победы правитель Афин Перикл решил восстанавливать разрушенные храмы, строить новые. Над городом возвышался холм, на котором с давних времен были самые важные постройки. Он назывался Акрополь, что означает «верхний город. «Когда-то там был царский дворец. Потом на его месте построили храм Афины, разрушенный персами. После победы началось строительство самого большого здания на Акрополе — Парфенона, посвященного Афине-деве. Внутри стояла статуя Афины. Она была сделана из дерева и покрыта тонкими пластинками из золота и слоновой кости (хрисоэлефантинная техника). Вот как ее описал мореплаватель Павсаний: «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у неё на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея». Кстати, золота даже для покрытия деревянного основания пошло немало, это была значительная часть золотого запаса Афин.
Статуи Афины, часть барельефов фронтона, а также все руководство строительством Акрополя было поручено одному из величайших скульпторов Греции Фидию. Он создавал огромные изваяния, но одновременно делал миниатюрных рыбок и пчел. Говорят, он участвовал в качестве рядового воина в греко-персидских войнах. Фидий создал и статую Зевса в Олимпии, одно из 7 чудес света.
Парфенон украшали великолепные барельефы с изображением богов, афинских девушек, несущих в дар богине покрывало, всадников и др. Мы видим на иллюстрации остатки барельефов (мойры, Аполлон и др). Барельефы упали во время взрыва в 1687 году. Шла война между турками и венецианцами. При обстреле Акрополя в Парфенон попало ядро с венецианского корабля. Так как внутри турки хранили порох, произошел сильный взрыв. Позднее посол Англии в Константинополе вывез фрагменты барельефов в Лондон. Сейчас они находятся в Британском музее. А Греция время от времени требует их вернуть. Вот один из них.
Кроме Парфенона, на Акрополе есть храм Эрехтейон. Вместо ионических колонн там стоят женские фигуры — Кариатиды. Кстати, вместо дорических порой стояли мужские статуи — Атланты. Это был очень важный храм. Говорят, он был построен над могилой афинского царя Эрехтея. А еще именно на этом месте Афина и Посейдон состязались за право быть самыми почитаемыми богами в Афинах. Посейдон предложил горожанам воду, к сожалению, соленую. Естественно, афиняне предпочли Афину, которая предложила им ветвь оливы. Возле храма, как считается, и выросло оливковое дерево.
Среди великих скульпторов классической эпохи — афинянин Мирон, автор знаменитого Дискобола. Атлет находится в состоянии наивысшего напряжения. Сейчас диск полетит. Тело его напряжено, а лицо спокойно. Лицо — зеркало души, а греки считали, что среди волнений и страстей человек должен сохранять великую и твердую душу. Обнаруживать страсти недостойно.
А еще говорят, греческие атлеты состязались под музыку. Звуки флейты помогали им координировать движения. Противопоставление уравновешенности и страстности мы видим в другой скульптуре Мирона — Афина и Марсий. Селен Марсий увидел дудочку, которую бросила Афина. Он не знает, что богиня прокляла того, кто ее поднимет и с жадностью хочет схватить ее. Увы, это история с грустным концом.
Поликлет был не только великим скульптором, он пытался найти математическое выражение красоты. Измеряя пропорции человеческого тела, он пришел к выводу, что голова должна составлять 1/7 часть роста человека, кисть руки и лицо — 1/10 часть, ступня — 1/6 часть. Он создал немало скульптурных изображений атлетов. Самый известный — Копьеносец. Известно, что вместе с другими великими скульпторами Поликлет участвовал в конкурсе на изображение амазонок для одного из 7 чудес света — храма Артемиды Эфесской, и его Амазонка была признана лучшей. А, надо сказать, в конкурсе принимал участие и великий Фидий. В период поздней классики в искусстве появились страсти и страдания. Особенно это проявилось в работах Скопаса. В противоположность Мирону и Поликлету он работал не с бронзой, а с мрамором. Подлинных скульптур Скопаса почти нет, разве что фрагмент «Битвы амазонок» из Британского музея. Он украшал фриз Галикарнасского мавзолея, одного из семи чудес света. Известны копии его «Менады». Менады (обезумевшие) — спутницы Диониса, которые бегут толпами за своим богом, сметая на своем пути все. Полуобнаженные, в оленьих шкурах, часто подпоясанные задушенными змеями, они славят Диониса, растерзывают в горах животных и пьют их кровь. Предполагают, на плечах Менада Скопаса держала козленка. Именно в его произведениях впервые появятся сильные чувства и страдания. В эпоху ранней классики этого не было.
Скопас окажет влияние на искусство эллинизма. Последним представителем поздней классики был Лисипп, любимый скульптор Александра Македонского. Говорят, он откладывал от платы за каждую работу по монете, после его смерти обнаружилось полторы тысячи таких монет, но ни одной подлинной работы Лисиппа до нас не дошло. Пишут, великий полководец везде возил с собой его статуэтку с изображением Геракла и смотрел на нее перед смертью. Только ему доверил создать свой скульптурный портрет.
Древнегреческая живопись (Аполлодо́р, Апеллес и др.)
До нас почти не дошли образцы древнегреческой живописи. Один из немногих — роспись гробницы в Пестуме, найденная в 1968 году. Среди прочих, здесь было изображение человека, прыгающего в воду. Поэтому ее условное название «Гробница ныряльщика». Роспись относят к V в до н. э. Скорее всего это не лучший образец греческой живописи. Ведь из воспоминаний современников, мы знаем, что тогда художники творили чудеса.
Мы знаем имена живописцев: Полигно́т, Аполлодо́р Афинский, Пасса́ний, Тима́нф, Апеллес. Аполлодо́ра называли «Тенеписец». Очевидно, он владел искусством светотеневой моделировки. Агатарх первым стал применять законы перспективы. Пишут, что Тимомах, так изобразил трагедию Медеи, страдающей от неверности мужа, что зрители плакали. Историк Плиний написал книгу «О картинах», где рассказал, например, о двух мастерах Паррасии и Зевксиес которые соревновались в искусстве живописи. Когда первый вывесил на улице свою картину, где была изображена виноградная кисть, прилетели птицы и стали клевать ягоды. Картина второго была закрыта покрывалом, но когда ему предложили отдернуть ткань, он ответил, что это невозможно, потому что покрывало нарисовано. Так что реализм греческих художников обманывал не только птиц, но и людей. Ну и, зная, как они прекрасно умели изображать тело человека в скульптуре, можно предположить, что и здесь им не было равных.
Плиний рассказывает и о художнике Зевксисе. Однажды он захотел написать Елену. Мастеру показывали самых прекрасных девушек, но ни одна его не устраивала. А чтоб создать образ несравненной красавицы, он взял лучшие черты у каждой. Говорят, смотреть на эту картину было наслаждением. Говорят, Апеллес был другом и художником Александра Македонского. Царь разрешил ему написать свой портрет в образе Зевса. Вот как оценил работу сам правитель: «Существуют только два Александра — сын царя Филиппа, и Александр Апеллеса. Первый непобедим, а второй — неподражаем!»
О том, какими были греки художниками, мы можем судить по росписям греческой керамики. Надо думать, этруски и римляне многому научились у них. Поэтому, глядя на фрески Помпей и росписи этрусских гробниц мы можем получить некоторое впечатление о живописи Эллады.
А теперь предлагаю вам закрепить знания о произведениях греческих скульпторов. Вы можете поиграть в онлайн- игру, где вам надо поместить скульптуры в поле их автора. В конце кликните по галочке внизу. Вы увидите, правильно ли ответили. Если рамка красная — ошибка.
Эпоха эллинизма (4-1 в до н.э)
Эпоха эллинизма связана с правлением Александра Македонского. Памятники эллинистического искусства на прилегающих к материковой Греции островов, Пергама который находился в Малой Азии, Родоса, Сирии и Египта, то есть тех частей империи Александра Македонского, которыми управляли его соратники.
Немного истории. В 338 году до н.э. армия Филиппа Македонского завоевала Грецию, а его сын Александр, который стал царем через 2 года, за 10 лет создал огромную империю, включавшую в себя значительную часть Азии, вплоть до Индии. Ее столицей должна была стать Александрия, город на севере Египта, там была лучшая в мире библиотека, Мусейон — дом муз, в этом городе работали величайшие ученые того времени: Эвклид, создавший геометрию, которую и сегодня изучают в школах. А еще — Архимед, Страбон, Птолемей. Но Александр Македонский так и не увидел своей столицы, так как умер во время возвращения из дальнего похода. Впрочем, именно там он был похоронен. Воспитанный на греческой культуре (его учителем с 13 лет был великий греческий философ Аристотель), Александр Македонский на новых землях приказывал строить греческие храмы. Так греческое искусство смешивалось с искусством покоренных народов.
Среди известных произведений той эпохи — Пергамский алтарь Зевса. Пергам столица государства в Малой Азии. Он славился своими ремесленниками и прекрасной библиотекой. Чтоб Пергамская библиотека не могла соперничать с Александрийской, египтяне запретили ввоз в Пергам папируса. Тогда жители города изобрели пергамент, который делался из телячьей кожи. Вплоть до изобретения бумаги, люди писали именно на этом материале. В Пергаме, как в Афинах был свой Акрополь, на нем стоял алтарь Конечно, до наших дней алтарь не достоял. Первым христианам эта жестокая битва не на жизнь, а на смерть представилась «престолом сатаны».
В 19 веке немцы строили дорогу в Турции. Во время проведения земельных работ попадались фрагменты мраморных статуй. Руководил работами инженер Карл Гуман, он приложил все усилия, чтобы их вывезти в Берлин. Там из кусков мрамора была воссоздана часть Пергамского алтаря, выставленная теперь в музее Пергама в Берлине. На фризе алтаря изображена битва богов с гигантами. Мифы рассказывают, что гиганты, сыновья богини земли Геи взобрались на Олимп, чтобы скинуть Зевса и богов. По предсказанию, боги победят, если на их стороне будет выступать смертный человек. Им стал Геракл. Особенно хорошо сохранилась группа с изображением Афины и гиганта Алкионея. Богиня схватила гиганта за волосы, чтоб оторвать его от земли, которая дает ему силы, ведь он — сын богини земли Геи.
Еще более трагическое произведение эпохи эллинизма — группа Лаокоон с сыновьями. Жрец Трои Лаокоон был единственным, кто не поверил хитрости греков и сказал ставшую потом крылатой фразу: «Что бы там ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих». Он убеждал земляков не вносить коня в город, но его не слушали: всем хотелось радоваться победе над греками после 10 лет жизни в осаде. А боги (то ли Афина, то ли Аполлон) наслали на него и его сыновей змей.
Впрочем, к эпохе эллинизма относят одно из самых гармоничных произведений скульптуры — Венеру Милосскую. 8 апреля 1820 года на греческом острове Милос крестьянин Йоргас вместе с сыном распахивали поле. Вдруг заступ наткнулся на камень или плиту. Камень ценился, поэтому крестьянин стал расширять яму, в конце концов, он раскопал каменный грот, а в нем статую Венеры. Крестьянин обратился к французскому консулу, предложив ему купить статую. Пока французы решали, стоит ли скульптура их внимания, явился правитель этих мест, и распорядился погрузить ее на корабль. К тому времени, как французы прислали корабль за статуей, турки уже погрузили ее на свое судно. Говорят, завязалась битва за Венеру. В результате французы увезли ее во Францию и в 1821 году подарили ее королю Людовику XVIII. С тех пор Венера Милосская находится в Лувре и считается одним из самых совершенных женских изображений.
Статуя состояла из 16 кусков. Отдельно были созданы руки, ступни, есть соединение на уровне бедер, где начинается драпировка. Говорят, вместе с Афродитой в гроте были найдены обломки мрамора. Один художник зарисовал их, не зная смысла надписи. Специалисты прочли: «Агессандр (или Александр) из Антиохии сделал это». Но когда работники музея решили рассмотреть сам постамент, он исчез. Был ли он вообще и относился ли к этой статуе? Мы знаем, что у Венеры нет рук, но говорят, что рядом со статуей были найдены руки, одна из них держала яблоко. Это подтверждал и сын французского консула: у статуи была левая рука. Кто-то предполагает, что рука потерялась во время драки за статую.
В Лувре находится еще одна знаменитая статуя античности — Ника Самофракийская. Эта мраморная статуя высотой в 2,5 метра была когда-то установлена на острове Самофраке в честь победы греческого флота над египтянами на постаменте в виде носа корабля. Это один торс, но он так выразителен, что забываешь об отсутствии рук и головы.
В Александрии в эпоху эллинизма было изготовлено немало прекрасных камей. Камеи — это изображения, высеченные из многослойного камня: агата, сардоникса, оникса. Они не имели определенного практического смысла, а были лишь предметом искусства и становились украшением коллекций богачей. Одна из самых красивых и больших камей — знаменитая камея Гонзага.
В Эрмитаже есть богатая коллекция камей. Ими увлекалась Екатерина II. В 1814 году после победы над Наполеоном из рук его жены Жозефины Богарне русский император Александр I получил Камею Гонзага. Она вырезана на трехслойном сардониксе и изображает египетского царя Птолемея и его жену Арсиною. Нижний серый слой послужил фоном, средний — голубой, для лиц и частично одежды. На переднем плане — мужественный Птолемей. Камея была собственностью мантуанских герцогов Гонзаго, перешла к королеве Швеции, потом — Жозефине. А уж потом — к российскому императору. Сегодня камея Гонзага находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Семь чудес света
Древний историк Геродот писал о 7 чудесах древнего мира. Кроме пирамид и висячих садов Вавилона, это все — создания греческой культуры.
1 чудо света, единственное, дошедшее до наших дней, это пирамиды в Гизе. Они были построены в III тысячелетии до нашей эры. Как помним, их три: Хеопса, Хефрена и Микерина. Созданные на протяжении столетия, они до сих пор поражают не только туристов, но и профессионалов-строителей. Древние строители покрыли Пирамиду слоем полированного известняка толщиной 2,5 метра! Плиты блестели и были видны за много километров. Но еще больше поражает, как идеально они были подогнаны. Смогли бы строители сегодня повторить то, что сделали древние египтяне? Скорее всего, нет. Англичане посчитали, что для пирамиды Хеопса потребовалось строительного материала больше, чем ушло на сооружение всех соборов, церквей и часовен в Англии!
- Висячие сады Вавилона VI век до н.э. Туристам, приезжающим в Ирак, предлагают осмотреть руины знаменитых садов, находящиеся недалеко от Аль-Хилла (в 90 км от Багдада). Их нашел в 1989 году археолог Кольдевей. Но ряды траншей и обломки камней не могут дать представления об их былой красоте. Чудом был, в первую очередь, обилие растений в очень жаркой и сухой местности. Удивительной была система орошения. Благодаря насосам на террасы с хорошей гидроизоляцией и толстым слоем земли подавалась вода из Евфрата, которая не только поливала цветы и деревья, но и создавала прохладу. Рассказывают, что еще лет сто назад в развалинах Эль-Касра росло дерево, про которое арабы рассказывали, что оно сохранилось от бывших некогда здесь садов. Хотя вряд ли это возможно. Скорее всего, все растения погибли, как только была нарушена система водоснабжения. Впрочем, висячие вады — единственное чудо, о котором нет достоверных данных. Некоторые ученые предполагают, что их не было вовсе. Странно, что греческий историк Геродот, который путешествовал в тех местах в V веке до н.э. не написал о них ни слова.
3 чудо, как и все прочие — творения греческих мастеров. Статуя Зевса в Олимпии, работа Фидия. Храм Зевса был грандиозным, но, войдя в храм, люди поражались величине изваяние Зевса. Высота статуи была 18 метров. Основа статуи была из дерева, но деревянных частей не было видно. С помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков на деревянную основу крепились детали из тонких пластин слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Зевс сидел на троне, в одной руке он держал богиню Нику, в другой — орла. По легенде, установив статую в храме, Фидий подошел к ее подножию и спросил: «Доволен ли ты моей рабой, Зевс?» В ответ раздался удар грома, и в подножье трона Зевса ударила молния. А когда гром стих, у подножья статуи была видна трещина, из которой шел дымок. Статуя простояла 1000 лет, и даже христиане, разрушившие храмы и уничтожившие огромное количество греческих статуй, не рискнули уничтожить Зевса. Его перевезли в Константинополь, столицу Византии и установили в царском дворце. Но однажды дворец загорелся. Пожар остановить не удалось. Вместе с дворцом погибли и статуя.
4. Храм Артемиды Эфесской. Эфес — город в Малой Азии, Артемида считалась его покровительницей. Говорят, самый древний храм Артемиды был создан амазонками, основавшими город. У греков Артемида считалась идеалом красоты, ей даже не надо было участвовать в конкурсе трех богинь. Когда решили построить храм, надо было найти мрамор. Помогло чудо: пастух пас коз, одна из них с разбегу стукнулась о скалу, и от нее отлетел кусок мрамора. Он был завершен в 560 г до н.э. Говорят, колонны храма были так высоки, что их не мог поставить человек, но ночью явилась богиня и помогла. 15-метровая статуя Артемиды была сделана из дерева и покрыта золотом и слоновой костью. В 356 году до н.э., в тот самый день, когда родился Александр Македонский, Герострат поджег храм. чтоб прославиться. Известие о гибели храма потрясло Грецию. Жители Эфеса отдали свои сбережения на восстановление храма, деньги собирали и в других городах. Немалые деньги на храм выделил и Александр Македонский. Были восстановлены колонны, одну из них украшал сам Скопас. Этот храм был полностью построен из мрамора, 36 колонн в нижней своей части были украшены резными фигурами. Свыше 5 веков стоял храм Артемиды. Власти не смели коснуться даже пальцем преступника, если тот укрылся в ее храме. А потом пришли готы и разрушили храм. Жители Эфеса опять восстановили храм, но указ христиан против языческих храмов не пощадил и это чудо света. Постепенно Эфес захирел, он оказался вдали от моря. Землетрясение окончательно превратило храм в руины.
- На закате классического периода был построен Галикарнасский мавзолей, тоже одно из 7 чудес света. Галикарнас, сегодня это территория Турции, раскинулся на склоне холмов, поросшим виноградников и садами. Наивысшего расцвета достиг Галикарнас в 377-352 г. до н.э. во время правления царя Мавзола.После смерти Мавсола престол заняла его жена Артемисия. История говорит о великой любви Артемисии к своему мужу. «С безмерным старанием и щедростью она построила для увековечения памяти мужа знаменитую гробницу, столь прекрасную, что ее считают одним из 7 чудес света. «Сегодня пышные погребальные сооружения (мавзолеи) называют по имени царя Мавзола. В мавзолее внизу была сама гробница, второй ярус — храм, в виде пирамиды. Вершину пирамиды венчала площадка, где стояла скульптурная группа — колесница с четверкой коней. Высота мавзолея — 46 метров. Величайшие художники состязались, чтоб лучше украсить Мавзолей. Среди них был Скопас. Он изобразил битву греков с амазонками. Часть этого рельефа сохранилась. Артемисия умерла до окончания работ на Мавзолее, но художники продолжали работу, считая Мавзолей памятником своей славы. Мавзолей простоял 19 веков. Землетрясение 13 века повредило гробницу царя, но в 15 веке мавзолей был уничтожен рыцарями, которые брали камни для строительства крепости св. Петра. В начале XVI века Мавзолей был ограблен, и золотые чаши с прахом Артемисии и Мавсола исчезли.
6. На острове Родос в эпоху эллинизма была создана статуя, ставшая одним из 7 чудес света — Колосс Родосский. История статуи такова. В 3 веке до н.э. на остров напал македонский царь Деметрий. Надо сказать, в течение многих лет родосцы избегали участия в войнах. Но Деметрий потребовал, чтобы родосцы участвовали с ним вместе в войне против Египта, они отказались потому что у них с этой страной был мирный договор. Тогда морем были привезены осадные машины. Среди них — знаменитая осадная башня — гелесполь. Каждый день, осаждающий пробивали в стене новые дыры, которые родосцы еле успевали заделывать. Тогда они обратились за советом к мудрому архитектору Диогнету. Тот посоветовал лить в то отверстие, что было пробито в стене, всевозможные жидкости. После этого неуклюжая осадная машина завязла в грязи. Деметрию пришлось снять осаду и уйти. Родосцы продали осадную башню на металлолом за 300 талантов. Это были огромные деньги.
На них возвели статую бога Гелиоса, покровителя Родоса. О том, как выглядела эта статуя, ходили всякие легенды. По наиболее достоверным отзывам, Гелиос стоял на пьедестале из белого мрамора. К нему были приделаны огромные ступни. В руке он держал факел. Когда его зажигали, то статуя служила маяком. Говорят, скульптор Харос сначала сделал ноги, потом, постепенно отливая следующие детали добавлял их. Обкладывая готовые части песком и глиной. Статую сооружалась 12 лет, а простояла всего 50 лет до землетрясения 225 года до н.э. Самым уязвимым местом статуи оказались колени. Выше колен статуя согнулась, так что голова и плечи ее уперлись в землю. Делались попытки поднять статую, египетский царь прислал и мастеров, и медь. Но, говорили, что из-за какого-то пророчества родосцы не стали восстанавливать статую. Впрочем, и в лежачем виде она производила сильнейшее впечатление. Один человек не мог обхватить даже один палец Гелиоса. Почти 1000 лет пролежала на берегу бухты расколотая статуя. А потом остров завоевали арабы и продали обломки какому-то купцу, который вывез их на 900 верблюдах.
7. Александрийский маяк. Важным центром эллинистического мира была Александрия. После завоевания Египта в 332 году Александр Македонский решил построить там столицу своей империи. Александрия действительно станет столицей эллинистического мира. Но Александр ее никогда не увидит. В 323 году он умирает в Вавилоне, его останки в золотом гробу перевезут в Александрию, где будет возведена роскошная гробница. С 3 века до н.э. Египтом правит македонская династия Птолемеев В Александрии строятся дворцы, театры, Мусейон — дом муз. Там работают ученые, поэты, художники, приглашенные в Александрию со всего эллинистического мира. В Александрии была обсерватория, анатомический театр, а главное, там была лучшая в мире библиотека. Говорят, в ней были оригиналы трагедий великих греческий драматургов — Софокла, Эсхила. Птолемей попросил у Афин эти свитки, чтоб снять копии. Те потребовали залог 15 талантов золотом (400 кг). Птолемей залог дал, а книги оставил себе. В Александрии жил Архимед, Софокл. Ученые всего мира стремились попасть туда, чтоб пользоваться Александрийской библиотекой.
В Александрии была хорошая гавань, но подход к ней был опасен. В 283 году до н.э. на острове Фарос был сооружен Александрийский маяк, который стал самым первым в мире маяком, и самым высоким строением древнего мира, не считая Великих пирамид в Гизе. О его высоте есть разные свидетельства. Кто- то называет цифру 180 м, кто-то — 120. Наверху на площадке горел костер его свет отражался в сложной системе вогнутых зеркал, которые многократно увеличивали его силу. Говорят, свет фонаря был виден на 60 км. Маяк служил и наблюдательным пунктом. Говорят, это было сложное инженерное сооружение. Фигуры, украшавшие маяк, были одновременно приспособлениями для определения времени, силы ветра и волн. Маяк простоял 1500 лет. Он страдал от землетрясений, его восстанавливали, но к 13 веку материк приблизился к острову, пристани занесло песком, и он не нужен был как маяк. В 14 веке его разобрали на камни, а потом на его развалинах воздвигли средневековую крепость.
Вы можете посмотреть реконструкции 7 чудес света в презентации .
Предлагаю посмотреть презентацию об искусстве Древней Греции, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1h4_CP_hYnsEgzzc8MqG20GsCixAxDyk3/view?usp=sharing.
А вот вопросы по Древней Греции для моих учеников:
Контрольная 1
-
-
- Города Древней Греции (2-3)
- В этом городе мальчиков учили быть воинами
- В этом городе к мальчикам приглашали учителей грамматики, музыки и физкультуры
- В Дельфах был храм, где люди узнавали свою судьбу. Он был посвящен богу…
- Самая высокая вершина Греции, древние считали, что там живут боги
- Олимпийские игры были посвящены…
- По преданию, основал первую Олимпиаду…
- Богиня мудрости, справедливой войны и покровительница женских рукоделий.
- Богиня любви у греков… у римлян…
- На праздниках в честь Диониса возник греческий…
- У греков Посейдон, у римлян -…
- Гомер написал поэмы…
- В «Илиаде» рассказывается, как греки воевали у стен города…
- Троянская война началась из-за…
- Это был самый умный и хитрый греческий герой. Он предложил троянского коня…
- По раскраске греческие сосуды делились на…
- В этих сосудах хранилось вино или оливковое масло
- В этих сосудах носили воду
- В этих сосудах смешивали воду с вином
- Два вида греческого ордера
-
Контрольная №2
Классический период.
-
-
- В Афинах стали строить много храмов после победы греков над…
- В это время правителем Афин был…
- Акрополь, в переводе…
- На Афинском Акрополе находились здания…
- Парфенон был посвящен богине…
- Ее статуи в Парфеноне и возле него сделал скульптор…
- Храм на Акрополе, посвященный богине победы назывался…
- Барельефы афинского Акрополя упали во время…
-
Контрольная №3
Эпоха эллинизма и 7 чудес света
-
- Эпоха эллинизма связана с правлением…
- Эту статую нашел крестьянин, когда пахал свое поле
- Сегодня она находится в музее…
- Эту статую сделали в честь победы греческого флота над египетским
- Когда египтяне запретили ввоз в Пергам папируса, там изобрели…
- Фрагменты Пергамского алтаря были найдены в (страна) во время строительства…
- На Пергамском алтаре изображена битва … с…
- Сегодня он находится в городе…
- Статуя Зевса погибла во время… в городе
- По имени этого царя до сих пор называют пышные погребальные сооружения.
- Считалось, что Эфес основали…
- Храм, посвященный этой богине, поджег житель города, где он стоял
- Статуя Колосса Родосского погибла вовремя…
- Она изображала бога…
- Этот город славился своей библиотекой и маяком
- Свет Александрийского маяка был виден примерно за…. км
- Единственное дошедшее до нас чудо света
- Самые известные 3 пирамиды принадлежат фараонам…
- Изображения, высеченные в многослойном камне, назывались…
- Лаокоон уговаривал жителей своего города…
Здравствуйте, Наталья!
Уже как то встречалась с Вашим сайтом, потом потеряла и вот, найдя интересную для меня информацию по истории искусств, понимаю, что снова тут, у Вас.
Спасибо Вам за Ваш труд и за то, что щедро делитесь знаниями!
Спасибо, рада, если мои материалы вам полезны. Заходите.