Скульптуры, мозаики и другие украшения Степногорска

Памятники Степногорска

Что посмотреть в Степногорске? Такие запросы порой вижу в интернете. Казалось бы, какие могут быть достопримечательности в городе, который возник совсем недавно — в 60-е годы прошлого века? Он застраивался типовыми зданиями, а это тоже не сулит интересных находок. Но создатели города и его жители постарались, чтоб он был красивым, зеленым, уютным, чтоб имел свое лицо. Здания украшались мозаиками. Постепенно появились интересные скульптуры. Возникли места, связанные с памятью о важных событиях в жизни города и страны. Их создателями были известные мастера и наши талантливые земляки.  Все это стало частью облика Степногорска. Я хочу сделать краткий обзор достопримечательностей Степногорска, рассказать о тех, кто в разное время украшал наш город.

Содержание

  1. Они придумали наш город — Сибакадемпроект
  2. Мозаики Б. Софрина (1 школа и музыкальная)
  3. Монумент Победы 
  4. «Легенды степей» и другие работы Н. Вяткиной
  5. Виктор Маковский, его деревянные скульптуры и памятник афганцам
  6. Олени, «Шахтер» — времена М. Койшибаева
  7. Камень памяти жертв политических репрессий. Памятные доски
  8. Работы И. Гойденко: Флагшток и фонтаны «Самрук», «Птичья гавань»
  9. Скульптуры А Баярлина: Аллея влюбленных, памятники Хаджимукану и  Сатпаеву. Памятник Абаю, Гумилеву, уголок Пушкина у 3 школы.

Они придумали наш город — Сибакадемпроект

Облик Степногорска 60-80-х годов создавали работники новосибирского института «Сибакадемпроект». Они продумывали не только архитектуру зданий, их расположение, но и элементы декора, малые формы, вплоть до окраски балконов. И очень строго следили, чтобы не было отсебятины. О том, как тщательно продумывалась каждая деталь, можно судить уже по тому, что в институте на макете города проверяли, как будет падать солнечный свет на разные дома микрорайонов, каково направление господствующих ветров. Учитывали опыт застройки городов в европейских странах. Для города самым важным человеком был Виктор Алексеевич Стекленев,  он выступал в двух ипостасях: главный инженер  и главный автор проекта Степногорска.

Все отзываются о нем как об очень умном человеке. Михаил Афанасьевич Васильев занимался проектом ГМЗ. Я много слышала об Антонине Ивановне Дубровиной, она была руководителем группы генплана института «Сибакадемпроект». Вот как написал о ней Юрий Леонидович Никитин: «Женщина редкого ума и обаяния, она принимала самое активное участие в проектировании нашего города, неделями, месяцами жила здесь в командировках, наш город — её радость и грусть!» Я помню, как Эвелина Васильевна Каримова, коллега и подруга Дубровиной, просила меня поговорить в акимате, чтоб ей послали приглашение на 50-летие города. Говорила: она не приедет, но пожилой женщине было бы приятно знать, что ее помнят. Я куда-то ходила, разговаривала, но сроки юбилея были так неопределенны… И никто не думал о тех, кто этот город строил. Ничего не вышло. Так быстро все забывается… Давайте будем помнить хоть мы о людях, которые продумывали каждую мелочь в Степногорске.  Возводя новые микрорайоны, сразу делали детские площадки, бассейны.

Степногорск 3 микрорайо6н

И фонтаны, и водяные каскады в центре города тоже были заложены в проект. Когда я делала материал о 3 микрорайоне, то с большим удивлением узнала, что башенка  из красного кирпича возле школы №3 называется «Золотой ключик», а мы почему-то ее связывали с Пушкиным. И этот уголок — тоже часть генерального проекта микрорайона.

Башенка золотой ключик

Надо добавить, что это был бассейн, а на дне лежал ключик. Смотрите, сверху видно. Об этой башенке можно почитать подробнее в моей публикации 3 микрорайон Степногорска: площади и фонтаны

Мозаики, которыми  украшена гостиница, говорят, разрабатывали специально для нашего города в Москве по заказу «Сибакадемпроекта». Одна, у библиотеки, называется «Архитектура».

Степногорск мозаикиА с противоположной стороны — «Связь. 

Мозаики Б. Софрина (1 школа и музыкальная) 

Конечно, не все в городе делали творческие работники «Сибакадемпроекта». Когда я  в 1967 году приехала в Степногорск и пошла учиться в первую школу, она уже была украшена мозаиками. Одна называется «Герои гражданской войны». А другая- «Юность».

Оформлением фасада школы занимался московский художник Борис Георгиевич Софрин (1941 — 2005). Он закончил в МВХПУ (Московское высшее художественно-промышленное училище) бывшее Строгановское, факультет промграфики и прикладного искусства, а потом преподавал там. Борис Георгиевич приезжал в наш город, потому что здесь жила его сестра Евдокия Георгиевна Таранюк. Для ее детей — Наташи и Валерия он был как старший брат. И когда Софрин получил заказ сделать мозаику для школы, Валера, тогда восьмиклассник, нередко помогал ему. Наверное, не без влияния дяди он решил стать архитектором и, в итоге, поступил в МИИЗ ( Московский институт инженеров землеустройства) на архитектурное отделение. Потом работал в городе Электросталь, был востребованным архитектором. Валерий рано ушел из жизни. Я читала воспоминания его близких в блоге «Завалинка»у его друга Александра Чайки. Пишут о том, какой это был тонкий, глубокий и очень порядочный человек.

Борис Георгиевич сделал и медную чеканку на музыкальной школе. Она называется «Пусть всегда будет солнце», потому что нотная строчка — как раз фрагмент из этой очень популярной тогда песни.

Монумент Победы

Роза Адыевна Галяминских вспоминает, как 30 апреля 1975 года участвовала в митинге по случаю открытия памятного камня, посвященного участникам Великой Отечественной войны. Вернее, это было 2 больших гранитных глыбы и небольшой камень. На открытии было много молодежи. Розе Адыевне как активной комсомолке поручили выступить. Тогда же к камню была прикреплена табличка с надписью, что здесь будет создан монумент памяти героев войны. Она точно не помнит места, но камень был примерно там, где сейчас стоит обелиск, открытый спустя ровно 10 лет, к 40-летию Победы.

Степногорск история

Монумент Победы — детище новосибирских архитекторов. Он был открыт в 1985 году, к 40-летию Победы. Его автор известен: Лоуренс Тевосович Баласов (1938–2003). Он родился в Баку, в 1957 г. поступил в Новосибирский инженерно-строительный институт (НИСИ) им. В. В. Куйбышева на архитектурный факультет. После его окончания в 1962 году работал в Кемерово, а с 1966 года в  Сибакадемпроекте (с 1977 г. – Новосибирское отделение Всесоюзного объединения «ВНИПИЭТ»), прошел путь от старшего архитектора до главного архитектора проекта, был автором 100 работ. В частности, Баласов участвовал в проектировании города Заравшана, объектов Усть-Каменогорска. Если вы когда-то бывали в санатории «Таврия» или лагере Олега Кошевого в Крыму, то это все он спроектировал. Ну а отливали монумент из бетона по чертежам уже наши строители.

Монумент Победы

Виктор Иванович Спицын,  который гордится, что именно ему поручили руководство работами по созданию монумента, говорит, что  собирали бригаду из ветеранов, отбор был очень тщательный, использовали лучший бетон, поэтому он до сих пор, как новенький.

«Легенды степей» и другие работы Н. Вяткиной

В 1979 году в Степногорске появилась первая скульптура Натальи Вяткиной «Легенды степей». Нас в библиотеке постоянно спрашивали об авторе, но мы почти ничего не могли найти о ней. Недавно у Николая Георгиевича Комарова я увидела буклет, который Наталья Николаевна ему подарила. Там был ее портрет и фотографии работ.

Она родилась в Вологде, отсюда и ее «Кружевница», и скульптура ее земляка поэта Николая Рубцова. Закончила в Москве Строгановское училище и в начале 70-х годов стала работать как мастер декоративной скульптуры. Создавала барельефы для интерьеров зданий в Адлере, Обнинске, Ферапонтово. Ее работы выставлялись и в России, и за границей, в 2006 году Н. Вяткина получила звание «Заслуженный художник России». Мы видим подпись под картинками: материал шамот. Я просмотрела, это сильно, до спекания, обожженная глина. В буклете отмечается, что одной из ее удачных работ было оформление площадей города Степногорска.

Наталья Вяткина сделала для города три скульптурных группы. Первая — «Юность» стоит у «Мираса», увы, ее сильно повредили. Мне рассказывала моя знакомая, что, увидев отбитую руку «Юности» на земле, она пошла в акимат, сообщила об этом. Как я поняла, там это никого не заинтересовало.

О своей работе в нашем городе  местным журналистам Н. Н. Вяткина рассказывала так: «В 1978 году лауреат Государственной премии в области архитектуры А. В. Коротков предложил мне поработать в вашем городе. Степногорск сразу понравился. «Для то­го чтобы понять суть природы вашего края, — продолжает Наталья Николаевна, —  я побывала в степи, полюбо­валась многочисленными каменными глыбами, в изо­билии разбросанными око­ло вашего города. Это вдохновило меня на созда­ние скульптуры «Степь», ко­торая установлена  возле ДК».

Вяткина Н

У этой скульптуры печальная и загадочная история. Она, действительно, лежала долго позади ДК на площадке, которой заканчивается лестница. Куда она потом делась,  никто не знает. Как мне сказал А. Н. Рыльцев,  «Степь» предназначалась для площади перед «Айгулем», оказывается, предполагалось, что там будет торгово-культурный комплекс. А потом планы изменились, а скульптуру тем временем, скорее всего, просто разломали — глина же, хоть и  обожженная. Есть маленькая фотография, как дети по ней  карабкаются (см. выше). Вот мы какие: человек талантливый, умный, столько работал, чтоб украсить наш город, а мы не бережем.

Наталья Николаевна вспоминает что при подготовке работ много и с удовольствием читала казахский народный эпос, произведения национальных писателей и поэтов. Осо­бенно понравилось творчест­во Олжаса Сулейменова. Изучала быт казахского народа, музыкальные инст­рументы, одежду и еще многое другое. И в резуль­тате родилась скульптурная композиция «Легенда степей».

Степногорск Легенды степей

Эта скульптура сохранилась лучше других, но тоже нуждается в реставрации. Было бы жаль лишиться работ Вяткиной, они интересные, стильные. В феврале 2020 года аким Степногорска Еркебулан Баяхметов сказал, что в 2020 году планируется произвести работы по реконструкции «Юности». Азат Баярлин, который в последние годы сделал несколько скульптур для нашего города сейчас выясняет стоимость реставрации этой скульптурной группы, а также «Легенды степей». Может, есть надежда, что  их удастся сохранить? 

Виктор Маковский, его деревянные скульптуры и памятник афганцам

Жалко, что разрушаются, забываются и деревянные скульптуры Виктора Иосифовича Маковского, нашего талантливого земляка. Его замечательных деревянных скульптур почти не осталось, разве что остатки деревянной композиции в сквере Поколений, которую довольно неудачно покрасили.

Конечно, дерево — не самый прочный материал, но обидно, что такие необычные фантазии из дерева превращаются в старые палки. Тем более, что разрушению помогли, конечно, люди. Думаю, если бы в Степногорске было больше работ этого талантливого человека, внешний вид города только выиграл бы. Я с удивлением узнала, что Виктор Иосифович приехал в Степногорск в 1980 году, мне казалось, что его избушка возле леса, деревянные фигурки появились чуть не в 60-х.

Первый раз Маковский действительно приезжал в Степногорск в 1971 году и два года работал в геологии. Потом уехал в село, работал лесорубом в районе Макинки. Профессия эта тяжелая, но лес — такой необычный мир. Какие причудливые формы создает природа: корни, ветви, словно фантастические существа. Захотелось не просто видеть чудеса, но и делать их самому.

В 28 лет пошел учиться, закончил училище в Челябинске как художник оформитель. Вернулся в родное село Приишимка, а там он с его творческими идеями оказался не нужен. Тогда-то Виктор Иосифович опять приехал в Степногорск. Тузов, начальник СУСа заинтересовался талантливым человеком, взял его главным художником. В СУСе, была у Маковского своя творческая группа из 5 человек. Художники работали много: оформляли интерьеры административных зданий, садиков, и замечательные детские площадки.

Скульптуры Маковского

А еще в учкомбинате Виктор Иосифович вел группу школьников, учил их не только резьбе по дереву, но и живописи, рисунку. Отбоя от желающих не было, ведь они не только учились, но и работали, представьте себе, школьник в те времена мог заработать рублей 450. У большинства взрослых была зарплата ниже. В 80-е годы Маковский был участником многих выставок: городских, областных, республиканских, там экспонировались не только изделия из дерева, металла, но и живописные полотна. Его работа «Челябинск» демонстрировалась в Алма-Ате. Был он лауреатом Второго всесоюзного фестиваля народного творчества.  От СУСа нередко ездил в Москву, работал там. Областное телевидение о Маковском сняло фильм. Читаю, что в живописи ему близки абстракционизм, сюрреализм. Вот бы посмотреть! Но увы, ни самих работ, ни фотографий не сохранилось. Среди работ, которые хорошо знают горожане, — стеллы на въезде в город, Арка любви с лебедями, куда, по традиции, ездят молодожены. Последняя большая работа мастера — памятник афганцам.

Степногорск памятник афганцам

Это поистине народный монумент. Его решили установить члены городского объединения ветеранов-афганцев, объявляли конкурс, собирали деньги. Выбрали идею с журавлями, улетающими в небо. А осуществил этот замысел В. И. Маковский. История памятника не была простой. Сергей Николаевич Баранов, председатель городского общества ветеранов-афганцев с горечью рассказывает, как нелегко было преодолеть равнодушие чиновников и найти деньги на памятник. Их дал, в конце-концов, аким Андрей Николаевич Никишов, за что его с благодарностью вспоминают ветераны.  Помогли и предприятия, где работали афганцы. На обелиске выбиты имена пятерых степногорцев, погибших Афганистане: Виталия Лебедева, Владимира Соболевского, Валентина Кожина, Абдулахата Усманова, Александра Кореннова.

У меня есть  отдельный материал об афганцах.  Пройдите по ссылке:  https://natalya-telezhinskaya.ru/2021/08/12/афганцы-степногорска

Но вернемся к автору памятника афганцам. В 90-х годах В. И. Маковский стал главным дизайнером Управления делами Президента РК, выиграв творческий конкурс. 10 лет он оформлял резиденции Назарбаева, создавал большие работы из камня и других материалов. Эскизы утверждал лично Н. А. Назарбаев. С  этой работы ушел  на пенсию. Сегодня Виктор Иосифович живет в Макинске. По-прежнему работает с деревом и металлом, увлекся керамикой. Говорит, что не чувствует себя сегодня нужным городу. Постепенно его деревянные скульптуры разрушаются. В Сквере поколений попытались решить проблему, покрасив скульптуру масляными красками. Ничего хорошего. Правда, в 6 микрорайоне летом на детской площадке я встретила его деревянных человечков, которые раньше были в садике «Лесная сказка». Так что не все погибло. А в 2021 году в рамках народного проекта собираются в 6 микрорайоне сделать детский парк, как я понимаю, там будут задействованы скульптуры Маковского. 

Олени, «Шахтер» — времена М. Койшибаева

Последним руководителем, который проявлял интерес к творчеству Виктора Маковского, был М. С. Койшибаев.  Кстати, во время правления Марата Советовича в городе появились и памятники, и городская скульптура. Время было трудное, кажется, не до искусства, но душа всегда просит чего-то выходящего за пределы бытовых нужд. Да и годы, проведенные в Ленинграде, не прошли зря. И вот он узнает, что в Караганде на складе лежит скульптура горняка.

Степногорск скульптура

Ее заказал директор карагандинской шахты Павел Нефедов, но пока ее сделали, время изменилось. Автор был рад избавиться от статуи, так что Горняк достался городу даром, и, мало того, что вписался в городской пейзаж, еще и дал имя нашему Дворцу культуры. А вся малышня Степногорска вот уже 25 лет берет первые уроки скалолазания, карабкаясь к нему на колени. Оленей на кольце выменяли тогда же, в 1994 году в Макинске за 2 мешка сахара и несколько фляг прогрессовского спирта. Это были подарки городу к 30-летию. А вторые олени приехали к нам из Астаны. Там они стояли за мостом, где сейчас комплекс «Корона».

Эта группа связана еще с одним важным для Степногорска элементом оформления. С самого начала его создатели удачно использовали камни, которые так эффектно разбросаны в степи. Композицию из камней справа я взяла на страничке  в ОК знатока окрестностей Степногорска Л. Ю. Замыцкого

Степногорск достопримечательрности

Какие выразительные валуны!  Одно время высказывали идею создать  сблизи города парк камней, было бы еще одно интересное место. Дикую красоту древних валунов оценили основатели города, и памятники природы украшали его первые микрорайоны.

Они хорошо вписываются в степногорский пейзаж и сейчас. Марат Советович Койшибаев пишет, что для украшения города он тоже в первую очередь присмотрел камни, поставив их и у стадиона, и на кольце. Как я понимаю, олени появились позже и хорошо гармонируют со степными валунами.  Поэтому хотелось бы, чтоб при дальнейшем преобразовании города власти не отказывались от того, что создавало  его неповторимый облик с первых лет.

Камень, посвященный жертвам политических репрессий. Памятные доски

Камень памяти жертв политических репрессий. тоже своего рода народный проект. В библиотеке много лет 31 мая собирались люди, которые с детства жили с клеймом «враги народа».  Это немцы, поляки, корейцы, вся вина которых была в национальной принадлежности. Были здесь и дети раскулаченных, ведь Казахстан в 30-40 годы стал местом ссылки для сотен тысяч людей. На библиотечном мероприятии в 2010 году возникла идея просить городские власти установить памятный камень, чтоб было место, где люди могли бы вспомнить своих родителей. Казалось, выбрать в степи камень, привезти его, установить и табличку прикрепить не слишком накладно для города.  Мы не ожидали, что это будет так сложно. Старенькие люди ходили из кабинета в кабинет, а решения никто принимать не хотел.  И только через 2 года, когда в Астане был установлен памятник жертвам голодомора, вопрос был решен, и 31 мая 2013 года состоялся первый митинг у камня.

памятный камень

В Степногорске есть несколько мемориальных досок. На бывшем здании горисполкома — теперь там военкомат — установлена такая доска в память об Арсении Ивановиче Серове, первом руководителе нашего города, тогда это называлось председатель горисполкома, теперь — аким. В его честь названа улица, идущая от базара к  Лунному. О Серове можно почитать в моей публикации Степногорск. Старые фото.

Их именами названы улицы

Есть в Степногорске улица названная в честь Ефима Павловича. Славского, министра Среднего машиностроения. В ведении этого министерства находилась вся атомная промышленность СССР. И Степногорск, где велась добыча и первичная переработка урана, подчинялся как раз одному из главков Средмаша. Все, кому доводилось встречаться с Ефимом Павловичем, говорили о нем как о яркой личности, талантливом руководителе. Он  лично выбирал место для города, чтоб было защищено от ветров. 2 раза в год обязательно приезжал в Степногорск, посещал предприятия, спускался в шахту, разговаривал с людьми. Причем это были чисто деловые визиты, министр не допускал пышных встреч и дорогих застолий. Улица Славского проходит там, где находится художественная школа и магазин Весна. На одном из домов установлена памятная доска.

В 2019 году в 5 микрорайоне состоялось открытие  доски в память об Александре Брониславовиче Яворском. О нем есть информация О памяти, памятных досках и дружбе

На стене 4 школы в 2023 году была установлена мемориальная доска памяти Веры Николаевны Гребневой.

Гребнева В. Н.

В День города 2022 года на здании СГХК открыли мемориальную доску Сергею Артемовичу Смирнову, первому директору ЦГХК, который не только создал комбинат с его рудниками и заводами, от него зависело и строительство самого города.

Смирнов С. ЦГХК

Информацию о нем можно найти в моем материале Степногорск. Старые фото   

Работы И. Гойденко: Флагшток, фонтаны «Самрук», «Птичья гавань»

К 50-летию, в 2014 году, Степногорск в виде подарков получил несколько произведений председателя Союза художников Астаны Игоря Анатольевича Гойденко:  во-первых, фонтан у ДК «Горняк» под названием «Самрук», говорят, это Мировое дерево Байтерек, на вершине которого расположена птица-женщина Самрук.

Он же сделал фонтан «Птичья гавань» у Казахстана, там пеликаны, фламинго. К этим произведениям у степногорцев отношение сложное. Я тоже считаю их слишком громоздкими для тех не очень больших пространств, где они установлены. Невольно вспоминаешь, как вдумчиво относились к городским ансамблям в первые десятилетия существования города.

Степногорск достопримечательности

Флагшток тоже создан Игорем Гойденко. Барельефы у его подножья рассказывают о развитии атомной промышленности в Казахстане от геологоразведки до переработки урановой руды. Флагшток хорошо стоит на холме, но место это на отшибе и все же не стало значимым для города, хотя получилось неплохая площадь с красивым видом на микрорайоны и Лунный проспект.

Скульптуры А Баярлина: Аллея влюбленных, памятники Хаджимукану и  Сатпаеву.

А во время правления Ануара Кумпекеева у нас началась эра Азата Баярлина, известного казахстанского скульптора. Он родился в 1952 году в Целинограде. Сначала занимался скульптурой в Доме пионеров, понял, что это его, поступил в Алма-атинское художественное училище, а после — в Ленинградский институт  живописи, скульптуры и архитектуры. После института работал в Томске, преподавал в Красноярске, В 2001 году его пригласили работать в Канаду, жил в Торонто много повидал, получил богатый опыт, но все же вернулся на родину. С 2003 живет в Астане. Среди работ А. Баярлина — Монумент памяти жертв политических репрессий в Астане, его барельефы есть на Монументе Независимости, он сделал памятник- бюст  Магжану Жумабаеву, фонтан «Древо жизни», скульптуру «Астана-Евразия» в Анкаре, барельеф — мемориальную доску Алии Молдагуловой, памятник жертвам Чернобыльской трагедии, а еще, оказывается это он — автор памятника Чокану Валиханову в Омске.  В 2017 году на привокзальной площади Степногорска открылся памятник Сатпаеву, созданный скульптором Баярлиным.

Сатпаев Баярлина

А еще через год на пустыре в 4 микрорайоне возникла Аллея влюбленных, главной изюминкой этого нового места отдыха степногорцев стали две скульптуры Баярлина. Первая — «Материнство». Скульптор рассказал, что, создавая эту работу, он вдохновлялся степными балбалами, древними каменными изваяниями, где очертания человека лишь слегка намечены. Следует добавить, что форма яйца создает ощущение покоя, чувство защищенности.

Степногорск фото

Рядом — бронзовая скульптура «Влюбленные». Подробнее об открытии Аллеи влюбленных смотрите по ссылке: Я живу в 4 микрорайоне города Степногорска

Хорошо, что у нас в городе есть не только монументы, к которым мы приходим в торжественные дни, но и городская скульптура, она придает особый уют и тепло городским пейзажам. Возле нее играют дети, на фоне статуй фотографируется молодежь.

К 55-летию Степногорска  была обновлена площадь перед Дворцом спорта, и на ней установлен памятник уроженцу Акмолинской области замечательному спортсмену и яркой личности — Хаджимукану Мунайтпасову. Автором стал опять же Азат Баярлин.

Памятник Хаджимукану

На открытии автор сказал, что изобразил богатыря, который вырастает из родной земли и черпает из нее силы. Кстати, как сказал аким города Еркебулан Баяхметов, в 2020 году этот уже хорошо знакомый горожанам скульптор примет участие в реконструкции памятника Абаю возле шестой школы.

Бюст Абая был установлен около 6 школы. Есть свидетельство: «Памятник Абаю Кунанбаеву был изготовлен и передан в дар нашей школе осенью 1985 года исполкомом города Алматы «. Почему-то время от времени идут разговоры, что это вовсе не Абай, а Ленин, хотя не вижу сходства. Валентина Александровна Подманкова, которая работала в 6 школе с первых дней, вспоминала, что после того, как еще при Г. М. Ахметовой школе присвоили имя Абая, привезли этот памятник. Его поставили прямо в ящике у стены школы, и учителя всю ночь дежурили, сидя по очереди в кабинете директора, чтоб не было никакого вандализма.  В школе с тех пор существует традиция возлагать к памятнику цветы 1 сентября и в день рождения Абая.

А возле школы №3 им. Пушкина есть очень симпатичный уголок поэта. Он появился в 80-е годы. Причем сначала привезли белый мраморный бюст, но, наверное, решили, что для улицы он не годится и отдали в библиотеку, а возле 3 школы появилась гранитная плита с профилем поэта.

Степногорск интересные места

Да, есть еще один памятник в городе, он появился в 90-е годы возле Горно-технического колледжа, который в то время был тесно связан с университетом имени Гумилева. И мы знаем, что скульптура изображает замечательного историка, автора теории этногенеза и сына Анны Ахматовой Льва Николаевича Гумилева. Хотя… А, впрочем, Гумилев так Гумилев. Вроде, похож.

При подготовке этого материала я использовала указатель, созданный в городской библиотеке «Есть, что вспомнить» Ларисы Витальевны Саленко, статью М. Койшибаева «Жить в эпоху перемен трудно, но интересно».

Скульптуры, мозаики и другие украшения Степногорска: 4 комментария

  1. Говорят, у не знающего своего прошлого, нет будущего. Ваша статья, это большой вклад в историю нашего города, а значит и его. будущее.

  2. Спасибо Вам,Наталья Всеволодовна,за этот интересный,полный и важный труд!Впервые читаю обо всем в одной статье!Отличный подарок городу к предстоящему юбилею!Обязательно познакомлю наших ребят с Вашей работой!

  3. Если не ошибаюсь, то первая фотография (чёрно-белая) сделана из квартиры, находящейся во втором подъезде дома 23 в шестом микрорайоне. На заднем плане виден дом №17.

    Знакомые места и «аттракционы».)))

  4. Не хвтает композиции возле Мираса бывшая Юость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *