Шакарим

Я предлагаю вам фильм о Шакариме на русском языке краткий рассказ о нем, наиболее популярные цитаты и стихи. Шакарим Кудайбердиев был  одной из самых незаурядных личностей в казахской культуре. Глубокий мыслитель, талантливый поэт, яркая личность, он тем не менее, оказался  на долгие годы вычеркнутым из литературы и философии своего народа. Почему? Конечно, главная причина в том, что стареющий поэт попал под жернова истории.  Поначалу возлагая надежду на  улучшение жизни казахского народа после революции 1917 года, он скоро разочаровался в новой власти, и она стала считать его подозрительным и опасным. Однако таким людям нелегко жилось бы при любом строе, ведь для него самым важным понятием была совесть, а людей власти напоминания о законах нравственности часто раздражают.

Шакарим Кудайбердиев родился 11 июля 1858 в Чингизских горах. Его семья принадлежала к роду тобыкты племени аргын. Мать — Толебике происходила из рода каракесек. Мальчику было 7 лет, когда умер его отец, старший брат великого Абая — Кудайберды. Ранняя потеря, тонкая душевная организация ребенка сделали его очень чувствительным к чужой боли. Есть воспоминания, как однажды, случайно убив гусеницу, он вдруг расплакался, а потом написал стихи — первые в жизни — от ее имени где были такие строчки: ««Зачем ты оставил моих детей сиротами, ведь ты видел, что такое смерть?». И было важно, что в детстве он находился на попечении людей незаурядных. О его деде — Кунанбае, мы знаем в основном по роману Ауэзова и представляем  отца Абая человеком жестким, реакционным. А, между тем, судя по воспоминаниям современников, он был мудрым человеком, которого глубоко почитали все, кто его знал. Дед жалел внука, не напрягал его учебой.

Но вокруг его дяди – Абая, собирались люди умные, творческие, и это окажет важное влияние на личность мальчика.  Он полюбил поэзию, и в 15 лет начал писать стихи. Юный Шакарим увлекался музыкой. Известно, что в Семипалатинске он учился играть сначала на гармони, а потом на скрипке. А еще он любил рисовать. Однако скоро поэзия, искусство отойдут на второй план: 20-летний Шакарим уйдет в политику.

Им руководили не карьерные мотивы. Молодой человек искренне верил в справедливость, поэтому выставил свою кандидатуру в волостные правители и был избран. Несколько лет он будет пытаться мирить враждующие роды, разбирать жалобы на притеснения со стороны власть имущих, помогать обиженным. За эти годы он хорошо узнает и жизнь простого народа, и среду чиновников, думающих лишь о личной выгоде. Шакарим придет к грустному выводу о том, что бессилен изменить что-то в рамках существующей системы. Освободившись от службы, Шакарим решил заняться своим любимым делом – самообразованием.Он изучал историю, философию, литературу   восточную и западную. Самостоятельно изучил арабский, персидский, турецкий, русский языки. Вот как Шакарим писал о своих годах учения:

Арабский, русский языки
Попали будто под запрет.
По книге тюрка вопреки
Вобрал познание в ответ.
Трактаты древних мудрецов
На тюркском все ж достались мне.
До смысла философских слов
Добрался, хоть и не вполне.

Но тяга к разным языкам
В края те проложила путь.
За чаем умудрился сам
На Мекку мысли обернуть…

Он снова начинает писать стихи, а также переводить Хафиза, Толстого, Пушкина. Поэт с большим уважением относился ко Льву Толстому. В 1903 году Шакарим стал членом Географического общества. А в 1904 году не стало Абая. Эта утрата потрясла Шакарима, он круто меняет свою жизнь, поклявшись посвятить весь ее, остаток — а ему предстояло прожить еще почти 30 лет, духовному и нравственному самосовершенствованию. В 1905 году он совершил хадж в Мекку, побывал в Турции, Париже. Это не была увеселительная поездка. Это были поиски истины. Шакарим будет читать философские и религиозные книги. Размышления о жизни, высоком назначении человека станут и темой его стихов. Его  поэтический сборник «Зеркало казахов» выйдет в 1912 году.

Кану я, но будут жить мои стихи, 
Молодые все запомнят до строки. 
Кто-то с верой примет это, кто-то нет, 
Нет, не каждому стихи мои близки. 

Так ушедших обсуждаем мы порой, 
Все плохое, наносимое молвой, 
Отвергаем, чтобы память добрых дел 
Не тускнела в стороне его родной. 

После смерти отстоять я не смогу 
Чувство жизни, что легло в мою строку. 
Это мненье в своем сердце сохранив, 
Вот что высказать хочу, пока я жив: 

Не суди о человеке, не познав, 
Не суди, в кругу его не побывав. 
И над путником не смейся, тяжкий груз 
На свои в дороге плечи не приняв. 

Словно в лодке, что на море, — в те года… 
Не забыть эпоху эту никогда. 
Мое время не похоже на твое, 
Если сядешь в эту лодку, что тогда?…

Сам отсек я пуповину, выбрал путь, 
Тьму раздвинул, никуда мне не свернуть. 
Так что полностью судьбу мою познай, 
Верю, что поймешь меня когда-нибудь. 

Занимаясь в библиотеках Турции и Франции, Шакарим будет разыскивать сведения об истории казахов. Результатом этого станет его труд — «Родословная тюрков, киргизов, казахов», одно из первых исследований о казахском народе. Для Шакарима одним из главных понятий была совесть. Он считал, что совесть  путь к Богу, это проявление предназначения человека. В своих стихах Шакарим будет, подобно своему великому родичу воспевать благородство и осмеивать жадность, хитрость, лень.

Прекрасно знаешь ты про смерть и ад,
Но так живёшь, как будто ты бессмертен.
В своих грехах не ведаешь преград,
Но будешь за грехи свои в ответе.

А сколько бы добра ты сделать мог?
Но ты лежишь и ленишься без дела.
И пользуешься всем, что дарит Бог,
Его запреты нарушая смело.

Снаружи хочешь быть красив и чист,
А душу бесу глупому доверил.
Хитришь ты, чтобы власть заполучить,
Убить готов соперника, как зверя.

Тебе ни общество, ни совесть — не указ:
Ты продаёшь легко их за бесценок.
Но ведь когда придет твой смертный час, —
Ты превратишься в глину, как и все мы.

Изречения Шакарима очень актуальны сегодня. Вот некоторые.

  • Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести».
  • Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.
  • Люди бывают одержимы несбыточными идеями, бесплодными мечтами, проводят время в пустословии, что равносильно навязчивой хвори, от которой необходимо избавляться.
  • Явился в мир ты голышом,
    Уходишь — в рубище одет.
    За счастьем ты спешишь бегом.
    Как знать, догонишь или нет?
    Добра ты сколько б не скопил,
    Оставишь все. То сон пустой.
    Добро скопив, лишь им ты жил,
    Но не возьмешь его с собой.

Вот еще стихотворные размышления Шакарима о том, каким должен быть человек:

Лень достойна укоризны, не достойна добрых слов,
Не стыдись учиться жизни у поживших стариков.
Если ты познал науку, постарайся передать
Знанья сыну, внуку, другу, чтобы мир могли познать.

А вот что он завещал своему народу:

Пусть совесть прояснит твой разум, мой народ,
И светлое пускай над темным верх возьмет,
Как сердце доброе, пусть справедливый труд
В союзе с разумом всех к миру приведет».

 Тема любви проходит через все творчество поэта. В 1881 году он пишет в стихотворении «Исповедь»:

Ты, несчастное сердце, пылаешь огнем,
Но надежды мои — дым во мраке пустом.
Испарились и воля, и стойкость, и ум,
Стало пусто и грустно на сердце моем.

Не на радость моим ты являлась очам,
И в сетях колдовских я запутался сам.
Ты взглянула — и кругом пошла голова,
Жизнь свою я тебе теперь в жертву отдам.

Ты сияешь лицом, и сам я как свет,
Навсегда в моем сердце останется след.
Увлекли меня черные ягоды глаз,
Я горю, как в аду, и спасенья мне нет.

Шакарим напишет несколько поэм о влюбленных:   «Енлик-Кебек», «Лейли и Меджнун», «Калкаман и Мамыр». Поэма «Енлик-Кебек» основана на реальных фактах. В ней рассказывается о трагической судьбе двух влюбленных, которые  ради того, чтоб быть вместе, бежали в горы, но сородичи их заочно обвинили и приговорили к смерти.

Когда произошла революция, Шакарим сначала решил, что она принесет народу ту самую справедливую жизнь, о которой он мечтал. Он становится судьей. И что видит? В людях по-прежнему нет ни чести, ни совести. Деятели разных политических направлений говорят о народе, его счастье, а решают свои делишки, творят бесчинства, лгут, убивают
И Шакарим решает уйти от этого мира. С 1922 года старый мудрец жил в местечке Шакпан в горах Чингистау в совершенном одиночестве. Но его уединенная жизнь казалась подозрительной. К старику зачастили работники ГПУ. Его подозревали в связях с отрядами людей, бунтовавших против насильственной коллективизации. Улик не было, старого поэта отпускали, но все же своим существованием он мешал многим людям с нечистой совестью.

2 октября 1931 года, когда аксакал возвращался верхом в свое бедное жилище, в степи его встретил небольшой отряд, и начальник местного отдела ГПУ Абзал Карасартов выстрелил в беззащитного человека. Первый выстрел не был смертельным, раненый старик просил доставить его в город. Он хотел поговорить с руководителями. Но помощник Карасартова Халитов делает второй выстрел — на этот раз поэт был убит. Потом дело представили так, что Шакарим был убит в перестрелке. Ему даже ружье подбросили. Но были свидетели, этой расправы, они видели, что тело Шакарима сбросили в заброшенный колодец.

Старый поэт не был осужден, ему не предъявили никакого обвинения, но после его смерти на стихи был наложен запрет. Наступило полное забвение.  Шакарим был вычеркнут из казахской поэзии, и казахская философия забыла своего мудреца. И только люди шепотом говорили, что в заброшенном колодце лежат много десятилетий непогребенные кости Шакарима. Его убийца занимал высокие посты. Казалось, правда не восторжествует никогда.

Когда-то в своей автобиографической поэме Шакарим назвал себя «Забытый». Но, строго говоря, память об опальном поэте всегда жила в народе. Сакен Сейфуллин в 34 году выпустил отдельной книгой его поэму «Лейли и Меджнун», его переводы повестей Пушкина ценил Мухтар Ауэзов. Но официально лишь в 1958 году Прокуратура СССР реабилитировала поэта, которого никто и не судил. Единственный оставшийся в живых сын Шакарима получил право издавать труды отца.

В 1961 году его сын Ахат отыскал останки отца и похоронил их недалеко от могилы Абая в урочище Жидербай. А в 1995 году, в год 150-летия Абая, там был возведен величественный мемориальный комплекс, который увековечил память двух великих казахских поэтов — Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердыева.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *