Самыми интересными памятниками средневекового искусства Казахстана являются мавзолеи. Это и произведения архитектуры, и сакральные места, к которым жители Казахстана приходят до сих пор. Среди особо почитаемых — мавзолеи Ходжи Ахмета Ясауи, его наставника Арыстан-Баба. В горах Улытау стоит мавзолей Алаша-хана. Большая часть мавзолеев была создана после принятия казахами ислама, однако есть сооружения тюркского периода, среди них — мавзолеи Айша-Биби и Бабаджи-хатун, Карахана. Овеяны поэтичными преданиями мавзолеи Козы-Корпеша и Баян-Сулу героев великой поэмы о любви Вы можете познакомиться с ее кратким содержанием. В конце можно посмотреть и скачать презентацию и ролик «Сакральные места Казахстана».
Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.
Содержание
- Поэма»Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Краткое содержание. Цитаты. Презентация
- Особенности мавзолея Козы-Корпеш и Баян-Сулу
- Мавзолеи тюркского периода: Айша-Биби Бабаджи-хатун, Карахана
- Мавзолей Алаша-хана
- Мавзолей Джучи-хана
- Мавзолей Арыстан-баба. Суфизм
- Ходжа Ахмед Яссауи, его жизнь, стихи. Презентация
- Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи. История и архитектура
- Архитектура мавзолеев
- Презентация и ролик «Сакральные места Казахстана»
Поэма»Козы-Корпеш и Баян-Сулу». История. Краткое содержание.
Одним из древнейших надгробных памятников Казахстана является мавзолей Козы-Корпеша и Баян-Сулу, сложенный из камня, высотой около 12 метров. Считается, что построен он в X-XI и расположен на правом берегу реки Аягоз. Поэма о Козы-Корпеше и Баян- Сулу — самая известная поэма о любви, рожденная в степи, недаром этих юношу и девушку называют казахскими Ромео и Джульеттой. Кстати, казахстанский День влюбленных, который отмечают 15 апреля, посвящен им.
Запись этой поэмы, сделанная рукой неизвестного на 8 листах, была найдена в архиве Пушкина. Очевидно, находясь в Оренбургских степях, куда он отправился для сбора материалов о Пугачеве, он заинтересовался этой печальной повестью о двух влюбленных. В 1858 году Чокан Валиханов, находясь близ Аягуза, захотел осмотреть легендарный мавзолей. Он его измерил, зарисовал 3 женские фигуры. Считается, что они изображали Баян, ее сестру и тетку. Была там и мужская статуя, но без головы. Поэма живо интересовала путешественника, он записал и опубликовал один из ее вариантов.
Вот краткое содержание поэмы. Все началось с дружбы.
Два богатых, знатных бая Неразлучно кочевали. В крепкой дружбе баи жили- Карабай без Сарыбая Не проедет и полшага. Жили мирно, не гордились И богатством не кичились. Как один за мир стояли, Никого не обижали!
Оба ждали детей и договорились, что если будут сын и дочь, поженят их. Так и вышло: у Кабанбая родился сын, у Сарыбая – дочь. Но не судьба была ему увидеть девочку: умер в дороге.
Сарыбай спешил за счастьем, А его догнало горе- Конь лихой упал споткнувшись И джигит с седла свалился Головой на острый камень. Муллы сына Карабая Нарекли Козы Корпешем, А сиротку Сарыбая, Дочь беды, Баян назвали.
На пиру было много гостей, были и баксы, шаманы. Все старались угодить хозяевам, а один поведал, что впереди смерть и кровь. Карабай решил забыть о клятве и откочевать подальше, чтоб Козы Корпеш никогда не встретил свою нареченную. И, пока дети подрастают, в поэме появляется еще один герой — Кодар.
Сарыбай еще при жизни, Близ отрогов Алатау Натолкнулся на кибитку Старика калмыка с сыном. Был калмык и слеп и болен, Мальчик слаб и беззащитен. Оба были одиноки, Оба вместе голодали. Сарыбай в своё кочевье Старика и сына принял. Кодар Кулем звался мальчик, Как родной у Сарыбая, Он воспитан был в семействе.
Между тем, Баян, подрастая, становилась красавицей, и Кодар, который после смерти Сарыбая вел все хозяйство, стал подумывать о том, чтоб жениться на Баян и стать владельцем всех богатств Сарыбая. Но баксы рассказал Баян о клятве отца и о том, что она должна ждать Корпеша.
Кодар стал настойчиво свататься к Баян, она боялась ему отказать, но ставила все новые условия, например, вырыть степи колодцы. Надо сказать, все ее условия он выполнял. А, между тем, Козы Корпеш тоже вырос и стал настоящим джигитом.
С гордым взором, с крепким станом И отважною душою. На коне на быстроногом Он сидит легко и гордо И за ним всегда победа- И в байге и в ратном бое.
Отец Корпеша уже умер, но запретил рассказывать юноше о нареченной. Случайно проговорилась бабушка, и юноша стал выяснять, где ему найти Баян, а потом отправился на поиски. Долго бы он искал в степи невесту, но встретился ему Апсебай, дядя Баян, который как раз его-то и искал в степи. Корпеш переоделся пастухом и пришел наниматься на работу.
Однажды подруги рассказали Баян, что новый пастух хорошо поет, и девушка захотела его послушать.
Крепко девушке запала О певце на сердце дума. — Неспроста все эти песни, Он, наверно, что-то знает. С той поры Баян все чаще Коз доить ходила к стаду И, подолгу там играя, Молодых козлят дразнила. К пастуху же молодому Все добрее становилась.
Однажды с головы юноши слетела шапка, и она увидела золотую косу. Все знали, что Козы Корпеш золотоволосый.
Ожила Баян, зарделась От волненья краской яркой: " О, жених мой, мой желанный, Это ты! По золотистой Я косе тебя узнала.
Но вернулся из поездки Кодар. Не понравилось ему, что невеста так ласкова с пастухом. Стал он придираться, называть юношу оборванцем. А когда Козы Корпеш открыл свое настоящее имя позвал сородичей калмыков, чтоб убить соперника. Молодые люди были счастливы, но неспокойно было на душе у Баян.
"Мой джигит, я неспокойна, Я грущу, боюсь чего-то. Клятве я его не верю, Отомстит тебе, мой тополь, Страшно, милый, жутко, больно...
Однажды, когда Козы был один, прискакали калмыки, вроде бы, с миром.
Между тем калмык коварный Был за спинами их спрятан. И едва Корпеш поднялся, Чтоб идти гостям навстречу, Был стрелою ядовитой В сердце юное пронзен он.
Кодар злорадно сообщил Баян, что убил ее любимого. Отправилась она на место, где лежал Корпеш, чтоб оплакать его.
Ровно в полночь появился Пред Баян старик суровый, И сказал он ей: — Напрасно Убиваешься о милом; Пожелай лишь — и тотчас же На три года оживет он.
Она попросила всего на 3 дня воскресить юношу, чтоб проститься с ним. Велико было горе Баян, но первым долгом она решила отомстить за смерть любимого. Она притворилась, что согласна стать женой Кодара, но когда они ехали по степи, сказала, что ей плохо, и попросила его спуститься в колодец, чтоб со дна достать ей холодной воды.
По моей косе в колодец Поскорее ты спускайся. ...Хоть глубок колодец мрачный, Но длинна коса Баян И по ней на дно спустился Ненавистный ей Кодар. И едва он дна коснулся, Нож блеснул в руках девичьих, Миг один - коса упала В мрак глубокого колодца.
А потом, по приказу Баян, колодец забросали камнями. По прошествии года Баян устроила пышный поминальный той. Баян сказала, что хочет поставить памятник Козы-Корпешу. Вырос высокий памятник, как гора в степи.
Поклонившись всем по чину, До земли склонясь рукою, Оглядевши всех любовно, Близких девичьему сердцу, Вмиг на памятник взбежала Над могилою Корпеша. Здесь кинжал достала острый Из-за пояса, вонзила Прямо в сердце и упала На могилу друга мертвой. Так Баян — травинки нежной У степей родных не стало.
Я предлагаю презентацию, из которой вы можете узнать краткое содержание поэмы «Козы-Корпеш и Бян-Сулу», цитаты из нее и историю перевода на русский язык. Ее можно использовать как материал ко Дню влюбленных. Там есть сведения о героях других казахстанских историй любви. Чтобы посмотреть или скачать ее, пройдите по ссылке:https://docs.google.com/presentation/d/1N6B2rMXAQLPqg-8912y6o47JVOxyLdog/edit?usp=sharing&ouid=115023533348382665675&rtpof=true&sd=true
Особенности мавзолея Козы-Корпеша и Баян-Сулу
О времени создания мавзолея Козы-Корпеша и Баян-Сулу нет единого мнения. Одни считают, что это V-X вв., по мнению других X-XI вв. Во всяком случае, он был создан в доисламские времена. Принято считать, что легенда о трагической судьбе двух влюбленных возникла во времена Тюркского Каганата, причем распространена она была не только во всей степи от Алтая до Оренбурга. Ее хорошо знают якуты, которые считают ее частью своей культуры. Есть варианты поэмы на башкирском, татарском. Культурологи находят в ней следы поклонения солнцу и других древних верований. В XVIII веке на Алтае был найден золотой пояс, на котором была изображена сидящая на фоне тополей плачущая девушка, склонившаяся над головой убитого джигита. Ученые уверены, что на нем изображена Баян, которая оплакивает Козы-Корпеша. Мавзолей несколько раз обследовали. Известно, что друг Валиханова, Г. Потанин, в 1917 году поручил одному из краеведов исследовать памятник, и тот сообщил, что он окончательно разорен. Однако в 1952 году памятник был обследован экспедицией А. Маргулана.
Это древнее сооружение в степи хранит много тайн. Кто построил этот мавзолей? Есть легенда, что на строительство мавзолея младший брат Сарыбая — Тайлакбий Тобол отправил 40 тыс. рабочих. Ещё говорят, что камни с близлежащих гор передавали из рук в руки, встав в длинную цепь. Действительно ли там лежат останки степных Ромео и Джульетты?
Мавзолеи тюркского периода: Айша-Биби Бабаджи-хатун, Карахана
Мавзолей Айша-биби был построен в XII веке в период Караханидов недалеко от Тараза. И, хотя до наших дней более или менее сохранилась только западная стена, он остается одним из самых красивых сооружений средневекового Казахстана. Стены облицованы глиняными плитками, сплошь покрытыми орнаментом. Специалисты насчитывают более 60 разновидностей орнаментальных узоров. А еще там есть поэтичная надпись, сделанная арабской вязью: «Осень… Тучи… Земля прекрасна…».
Само имя Айша-биби окружено множеством преданий. Чаще всего говорят, что она умерла от укуса змеи, когда направлялась к своему жениху Карахану. А в письменных источниках есть рассказ о том, что в 1034 году дочь Таласского правителя Богра-хана умерла, направляясь к своему жениху, как раз где-то в этих местах.
Рядом находится еще один памятник архитектуры тюркского периода — мавзолей Бабаджи-хатун. В отличие от Айша-биби он не имеет орнаментальных украшений, прост, даже немного суров. На парапете главного фасада сохранился фрагмент арабской надписи: «Эта гробница, называемая Абаджа-хатун. Строитель ее…». Это квадратное сооружение, увенчанное очень необычным 16-гранным коническим куполом. Специалисты считают, что эта идея принадлежит очень талантливому архитектору. Необычна также фигурная кладка из парных кирпичей, повернутых углом к плоскости стены. Это не только оригинально с точки зрения декора. Благодаря такой кладке сооружение приобрело большую устойчивость и сравнительно хорошо сохранилось.
Вблизи Тараза находится также один из ранних памятников эпохи Караханидов — мавзолей Карахана. После реставрации его вид сильно изменился и вряд ли соответствует первоначальному. На фотографии 1850-х гг., можно видеть здание с клинчатой кладкой, изящными колоннами. Возле мавзолея обнаружили более 30 видов терракотовых и глазурованных плиток. Это самое раннее сооружение в Казахстане с подобным декором.
Мавзолей Алаша-хана
В горах Улытау, особо почитавшихся кочевниками, находится мавзолей Алаша-хана. Одни исследователи утверждают, что он был построен в в XI– XII вв. Другие считают, что он был возведен в XVI веке. Заметно также, что в памятнике применяются декоративные приемы разных эпох. Снаружи стены украшены тюркским орнаментом. В верхней части сделана галерея, проходящая по всему кругу купольного барабана. Подняться на нее можно было по лестнице.
Считают, что мавзолей Алаша хана стал примером для подражания при строительстве усыпальниц казахской знати XIX в. – начала XX веков. Вот как описывает его Ю. Шмидт в 1894 году в «Очерке Киргизской степи к югу от Арало-Иртышского водораздела в Акмолинской области»: «Могила помещена внутри обширной высокой мечети с узким отверстием вместо двери, небольшой земляной холм завален сверху лошадиными черепами, цветными тряпицами и копьевидными шестами с конским хвостом».
Но вернемся к тому, кто такой Алаш. Известно, что казахи раньше называли себя народом Алаша. Поэтому в начале 20 века партия, призывающая создать независимое государство казахов называлась «Алаш». К. Сатпаев считал, что Алаша — вождь казахов 16 века Хакназар. Т. Бейсембиев вспоминает об Ахмад-хане, который правил в восточной части Чагатайского улуса в 1485-1504 года. Ойроты прозвали его «Алача хан», то есть хан убийца, головорез». А, может, слово «алаш» было просто почетным званием для батыров и правителей?
Одно из самых распространенных утверждений гласит, что Алаша был предком основных казахских родов. Как пишет Чокан Валиханов, многие люди, недовольные правлением туранского хана Абдуллы и гонимые голодом, отправились в степь. Храбрые батыры в скором времени приобрели известность и богатство, но прошло несколько лет, и вольница стала терпеть поражения от всех соседей и бедствовать. К тому же, сам Абдулла начинает искать беглецов, и только чудо спасает их. В это тяжелое время среди беглецов появился мудрый старец по имени Алач и сказал речь до того сильную, что казаки провозгласили его своим родоначальником и судьей.
Можно с уверенностью сказать, что в образе Алаша соединились представления степных народов об идеальном правителе, заложившем основы национального характера. Так, именно Алаш установил один из важных неписанных законов степи —«конак асы», следуя которому каждый человек обязан бесплатно приютить и накормить путника.
Другое важное завещанное потомству мудрым Алашем — жылу, помощь погорельцам, жертвам вражеских набегов и джута. Невыполнение этих правил всегда единодушно осуждалось казахами, вело к наказанию провинившегося — штрафу, а в отдельных случаях к изгнанию.
Не имея возможности уверенно говорить о реальности Алаша, можно тем не менее, сказать, что образ этот имел большое значение для жителей степей. Не случайно горы Улытау, где по преданию, Алаша провозгласили ханом всегда считались местом священным, и многие правители отправлялись сюда, готовясь принять важные решения. Говорят, здесь похоронен не только Алаш, но и знаменитые ханы и правители того времени: Едиге, Тохтамыш, Тауекел.
Мавзолей Джучи-хана
В горах Улытау находится еще одно важное для казахов место: мавзолей Джучи-хана (1187–1227). Старший сын Чингисхана, это он в 1220 — 22 годах завоевал Сыгнак и другие города, которые располагались на территории современного Южного Казахстана. На курултае 1223 года, когда Чингисхан делил между сыновьями земли, Джучи достались в управление земли западнее Иртыша, они простирались от Жетысу на юге до низовий Волги на севере. После курултая все сыновья уехали вместе с отцом, один Джучи остался на пожалованных ему землях в ставке на берегу Иртыша, сославшись на нездоровье. Есть предположение, что это не понравилось грозному правителю, и поэтому через 4 года непокорный сын был убит. Впрочем, другие историки сомневаются, что кто-то мог посметь ослушаться Чингисхана.
В связи со смертью Джучи вспоминают легенду о хромом кулане. Говорят, во время охоты он погнался за вожаком стада с изувеченной ногой. Тот убегал, но вдруг развернулся, помчался навстречу всаднику, сбросил его с коня, а потом все стадо проскакало по его телу. Долго не знали, как сообщить о смерти отцу, ведь вестника беды ждала смерть. Эту тяжелую обязанность взял на себя жырау Кетбуга. Он не стал ничего рассказывать, а заиграл на домбре. Слушая музыку, правитель все понял. Но он не мог наказать музыканта, ведь он не сказал ни слова. Чингисхан повелел залить свинец внутрь домбры, вестницы смерти.
Похоронили Джучи в священных горах Улытау. Место его погребения — портально-купольный мавзолей, построенный в стиле исламской архитектуры XIV в. У сооружения был двойной купол, но внешний не сохранился. Говорят прежде купол стоял на барабане редкой формы, и был покрыт звездами.
Мавзолей описал еще путешественник XVI века Хафиз Таныш, интересовал он и Чокана Валиханова. В 1946 году его исследовала экспедиция А. Маргулана. Были найдены 2 надгробия. Одна хана, другое — его жены.
Впрочем, известно, что чингизидов хоронили в тайных местах по языческому обряду. Так что, возможно, здесь останки совсем других людей.
Джучи-хан сыграл важную роль в казахской истории, потому что именно от него ведут родословную чингизиды, торе — казахские аристократы, из числа которых всегда избирались правители. Среди потомков Джучи -хана — Касым, Аблай, Узбек, Алихан Букейханов. Говорят, от Джучи-хана вел род и знаменитый Дракула, которого на самом деле, звали Влад III, он был правителем Румынии и прославился войной с турками за независимость своей страны
Мавзолей Арыстан-баба. Суфии
Многие мусульмане считают самым сильным по энергетике, самым таинственным из сакральных мест южного Казахстана мавзолей Арыстан-баба. Достоверно о жизни Арыстан-баба известно мало. Говорят, он умер в XII веке и был похоронен возле Отрара. Над его могилой поставили мазар, который со временем разрушился. В XIV веке Тимур Тамерлан приказал построить новый мавзолей. С этим связана еще одна легенда. Когда Тамерлан начал строить мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане, работа не ладилась, а однажды ему во сне явился старец, который сказал, что сначала нужно построить его мавзолей, потому что он учитель Ходжи Ахмеда.
Постройка Тамерлана до наших дней не дошла, хотя считается, что есть две деревянные резные колонны того времени. Только в XX веке мавзолей строили дважды: в 1909 и 1971, когда из-за высокого уровня грунтовых вод он пришел в аварийное состояние. Тогда его снесли и построили заново на средства местных жителей.
Неоднократно восстановленный мавзолей, сегодня является туристическим объектом и почитаемым местом паломничества. Местные жители предупреждают путешественников об осторожном и почтительном обращении к силе святого мавзолея.
Мавзолей состоит из двух частей — усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба.
К особо ценным реликвиям мавзолея относятся две резных колонны, которые сохранились от второго мавзолея (XIV—XV вв.). Еще в мавзолее под стеклом выставлен древний Коран — образец средневековой каллиграфии. Паломники проводят здесь ночь с четверга на пятницу, есть фраза: «Ночуй у Арыстан-баба, проси у Ходжи Ахмеда».
Арыстан-баб — еще одна личность средневекового Казахстана, окруженная легендами. Говорят, он был одновременно и батыром, и земледельцем. Утверждают, что именно он научил пророка Мухаммеда разводить сады. В степи было распространено такое предание: однажды пророк Мухаммед, основатель ислама, ел хурму, и в это время ему было откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже вас». Пророк спросил окружающих: кто возьмется передать аманат, символ веры, Ахмеду. Выступил вперед Арыстан-баб, который согласился выполнить поручение, если ему будет дано 400 лет жизни.
И однажды много лет спустя, в Сайраме к нему подошел мальчик и сказал: «Дядя, отдайте мой аманат». Это был ходжа Ахмед Яссауи, и Арыстан Баб не только передал ему косточку хурмы пророка, но и стал его духовным наставником. Яссауи не раз писал об этом в своих «Хикметах»:
«В семь лет меня отыскал Арыстан-баб,
Он тайны мои прикрыл завесой.
«Бихамдилла», — сказал он и поцеловал меня.
Это предание связывает среднеазиатский ислам с Мухаммедом. Ученые говорят, что Абыстан-баб, чтимый в Средней Азии святой, принес в эти земли идеи суфизма. Это направление ислама, требующее отказа от материальных ценностей, строгой жизни и глубокого духовного самоусовершенствования.
Для суфия знание о Боге таится в сердце. Мудрость в том, чтобы открыть свое сердце Аллаху. Суфий учится науке любви к Аллаху. Путь этот сложен. Если основной закон для большинства мусульман — закон шариата, свод запретов, необходимых для обуздания земных страстей, то суфии говорят, что это лишь первая ступень духовного восхождения. За шариатом идет тарихат — предание себя воле Учителя, маарифат — исчезновение в Боге и хакикат — достижение Истины.
Надо сказать, путь, подобный суфйскому, проповедуют и буддисты, да и христианские праведники говорят о том же: отказ от земных благ — только первая ступень, а потом предстоит путь сложного духовного восхождения. Говорят, суфии разработали методы для достижения духовного преображения. Надо сказать, эта разновидность ислама в междуречье Сырдарьи и Амударьи получила широкое распространение. Самые великие поэты Средней Азии: Хафиз, Омар Хайям, Саади, Низам были суфиями.
Ходжи Ахмеда Яссауи. Его жизнь и стихи. Презентация
Жители Средней Азии считали Ходжу Ахмеда наиболее видным продолжателем дела основателя ислама. Была даже такая пословица: «В Мекке Мухаммед, в Яссах Ходжи-Ахмед». В 34 года он уже известен в исламском мире как ученый-богослов, знаток фикха, мусульманского права, владел в совершенстве арабским и персидскими языками. Блестящее будущее в исламском мире могло ожидать его. Но учитель его, Юсуф Хамади, великий шейх Бухары, передал ему перед смертью свои четки, высший атрибут суфийской власти. И дал наказ возвращаться в Туркестан.
Там, вдали от религиозных центров, в бедной степи он отныне в течение 30 лет будет выполнять свою высокую миссию: нести свет религии кочевникам. Казалось бы, что кочевым людям до непонятного, чужого им Аллаха? Уже приходили к ним миссионеры, убеждали отказаться от своих богов, но те не понимали, зачем надо менять своих богов на чужого. Но проповедник из города Яссы говорил, что Тенгри, Жер-Су — есть просто разные проявления Аллаха, который везде, во всем мире и степи, и в небе, и в самом человеке значит, не обязательно строить мечети, и муллы не обязательны, важно быть чистым душой и любить Аллаха. Проповедник был очень добр и терпим, и это тоже располагало к нему.
А еще он говорил на на непонятном арабском, а на кыпчакском диалекте. Суфии против богатства. И Ходжа Ахмед сочинял стихи, направленные против жадных и злых богачей:
Некто был к власти приучен,
Тяжким богатством навьючен, —
Словно каргас-трупоед,
Сгинул в болоте вонючем.
Муфтий, мулла лишь себя ведь
Ловко умели прославить —
Белое черным представить…
Буду в аду, в пепле бед!
Казий чванливым был самым,
В спеси он спорил с имамом.
Каждый ослом был упрямым —
Пали под кладью, и — нет.
Горе мздоимцам: хоть в силе, —
Пальцы они прикусили.
Страшно им даже в могиле, —
Дать им придется ответ!
Или это:
Жирно кто ел и нечисто,
Кто одевался цветисто,
С трона хвалил за убийство
Прах он — и прахом одет!
Конечно, это было близко большинству людей. В конце жизни Ахмед захочет уединения. Он спуститься в подземелье, где до конца дней будет писать свой главный труд «Диуани хикмет» («Книга мудрости»). Книга написана на старотюркском языке. Оригинал не сохранился, но есть много копий. «Хикметы» — это размышления о вере, Боге, жизни. Человек очень глубокий, Ходжа Ахмед размышляет о своем пути к Аллаху, дает советы тем, кто прочтет его труд.
Эй, ищущий, вступай на трудный путь испытаний.
Если ты, не испытав трудностей, встанешь на этот путь, все пойдет прахом.
Если в этой жизни ты жил без испытаний, на Том свете не видать тебе блаженства.
Если не видал трудностей, то слезы не принесут тебе просветления.
Помогай всем людям, работай, как раб,
Несчастным людям делай добро.
Если придут ученые, с почтением стоя встречай их.
От подлых людей нет никакой помощи.
Пророк всегда помогал нищим, калекам.
Когда видишь несчастных, льются слезы сочувствия.
Всегда больно видеть обездоленных калек.
А благодарность калек — самая высшая благодарность
А вот поэт рассуждает о конце света. Но разве его слова не могут быть применены и к сегодняшнему дню? Похоже, люди мало меняются.
Братья охладели друг к другу.
Мусульмане вместо молитвы пьют водку.
Лишь в пьяном виде узнает свою сестру, смотри.
Посмотрите на современников, они пресытились жизнью
От прежнего уважения у них ничего не осталось.
Никчемный человек занял место достойного,
Хорошие люди, ученые, дервиши терпят унижения.
Бесстыжие, неверующие рабы стали акимами.
Горделивость свою насаждает злодей.
Среди людей ученый-дервиш унижается.
Большинство людей превратились в кафиров.
Душу захватили туман и темнота,
Вряд ли мы теперь увидим белый свет.
Сбившись с пути, перестали ценить Шариат.
От веры отстал мусульманин, смотри.
Бесстыжие, неверующие ничего не страшатся.
Ненасытные богатства в этом мире сгребают,
Скачут, прыгают, не думая о смерти.
У таких людей богатство превратилось в веру.
О жизни святого и его «Хикметах» вы можете почитать у меня подробнее, пройдя по ссылке: Ходжа Ахмед Яссауи и его «Хикметы»
Здесь можно посмотреть презентацию.
Если вы захотите скачать ее пройдите по ссылке: <a href=»https://drive.google.com/file/d/1JnkeXY8rHRAchrxNdi1fFa4RSOnbGPlk/view?usp=sharing»>https://drive.google.com/file/d/1JnkeXY8rHRAchrxNdi1fFa4RSOnbGPlk/view?usp=sharing
<p style=»text-align: center;»>
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи. История и архитектура
После смерти его скромная могила превращается в место паломничества. Посетил ее и самый могущественный правитель XV века Тимур Тамерлан. Говорят, он очень почитал этого святого, который являлся ему во сне. Посетив Туркестан, он остался недоволен скромностью мазара и приказал построить пышный мавзолей, причем сам установил его размеры. И, хотя Тамерлан хотел, чтоб самые прекрасные здания украшали его столицу, Самарканд, он не жалел средств на мавзолей Ходжи Ахмеда. которых — крупнейший кирпичный купол во всей Центральной Азии (его высота 44 м, диаметр 22 м). Его купол был самым большим в Средней Азии, его диаметр 22 метр, высота — 44 метра.Толщина мощных стен доходила до 3 м. Говорят, в строительстве участвовали пленные персы, которые владели тайной создания удивительно яркой глазури. Реставраторы, которые работали в Туркестане уже в наши дни, не смогли создать что-то подобное. Тамерлан придавал большое значение почитанию святого из Ясс, в то время считалось, что хадж в Мекку можно заменить несколькими посещениями могилы Ходжи Ахмеда.
Мавзолей — не просто усыпальница, но целый религиозной комплекс, из 33 комнат, там есть и библиотека, и кухня где готовили пищу для паломников. Самый большой зал — Казанлык, в центре которого стоит огромный казан весом в 2,5 тонны, шедевр мастеров из Тараза. Он сделан из сплава 7 металлов. Здесь есть и бронзовый светильник 1397 г. — его мавзолею подарил Тамерлан Из зала Казанлык несколько ступеней ведет в Гуру-хану, место погребения Ходжи Ахмеда Яссауи.
Комплекс включает Большой дворец с ханским троном В Малой мечети паломники молятся. Есть здесь библиотека, баня с парильными комнатами, колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда, из которой ели паломники.
Еще в средние века возле мавзолея стали хоронить самых выдающихся правителей и героев степи, среди них Аблай-хан, Богембай-батыр и другие, — всего 43 надгробья. Самое старое захоронение было сделано в 1413 году, последнее – в 1917.
Особенности архитектуры мавзолеев Казахстана
На востоке мавзолеи назвали «Кубба» от слова «купол». Говорили, что вся архитектура здания символизирует переход от земного мира к небесному и главным элементом мавзолея является как раз купол, символизирующий небо. Самым старым и, вероятно, самым известным исламским купольным зданием является Купол Скалы в Иерусалиме с 691 года. Самый старый Кубба, построенный как мавзолей, это Кубба ан-Сулайбия в Самарре.
Каждый из мавзолеев — произведение архитектуры, имеющее свои характерные особенности. Среди мавзолеев Казахстана выделяют несколько типов мавзолеев. Шатровые похожие на башню. Скажем, особенностями мавзолея Бабаджи хатун является 16-реберный шатер-купол, установленный на «звездчатом» барабане.
Наиболее популярны купольные мавзолеи на квадратном основании. У центрических — четыре одинаковых входа с 4-х сторон, таков мавзолей Айша-биби.
У них имеется один главный вход, выделенный высокой аркой, выступающей из плоскости стены вперед или возвышающейся над ней. Такова архитектура мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи.
В дополнение к сказанному вы можете почитать мой пост о святых местах Казахстана, посмотреть презентацию, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1hoRDE2RTyCRFOkVMs7RPfr68B5SXyy5Q/view?usp=sharing
А вот ссылка на мой ролик «Сакральные места Казахстана».