О памяти, памятных досках и дружбе

25 октября  2019 года возле магазина «Канцлер»  открывали Доску в память об Александре Брониславовиче Яворском, в сентябре трагически погибшем в автокатастрофе. В жизни мне не приходилось общаться с ним, но, послушав выступления на митинге, посмотрев на канале Валерия Прохорова видеосюжет, захотела о нем написать.

Меня на митинг пригласил Марат Советович Койшибаев, который и организовал это мероприятие в память о своем друге. Они вместе работали в далекие 90-е, Койшибаев в горкоме партии, а Яворский был последним степногорским комсомольским  вожаком. После того, как комсомольская организация  прекратила свое существование, Александр Брониславович занялся бизнесом, был вполне успешен, но от своей комсомольской молодости, в противоположность многим, не отрекся, говорят, что идеалы тех лет в душе сохранил.

Кто-то сейчас усмехнется: какие там идеалы! А что, разве именно комсомольцы в разное время не отправлялись выполнять самые трудные задания государства — и в мирные, и военные дни?  И чаще не ради корысти, а во имя идеи. Я раньше читала и продолжаю думать, что ни одно по-настоящему большое дело не делается  ради денег, а во имя чего-то большего, чем выгода. И товарищество, дружба, которых сегодня стало гораздо меньше, тоже берут начало из комсомольской юности. Посмотрела Устав ВЛКСМ. Да, конечно, многое не годится для сегодняшней жизни, но правильно, что молодых воспитывали как интернационалистов, патриотов. А еще учили бороться против показухи, критиковать недостатки. Конечно, в жизни бывало по-разному, но я говорю об идеалах. И разве лучше, что сегодня их нет? Не потому ли в новых независимых государствах что-то не видно новых заводов, городов, которые строили именно молодые?

В 2018 году комсомолу исполнилось 100 лет, и в честь этой даты состоялся праздник, на который приехали степногорские комсомольцы разных лет. Я много слышала отзывов о нем, и все восторженные. Одним из главных организаторов был Александр Яворский.

Кстати, юбилейные медали для всех участников заказал именно он.  Вообще медали, значки — особая тема в жизни Яворского. Он был страстный коллекционер. Помню, в первые годы  существования нашего музея вокруг его первого директора, Марата Урстембаева, объединились местные коллекционеры. Среди них был Александр Яворский. Говорят, его коллекция комсомольских знаков отличая представляет и сегодня большую ценность. А еще он собирал разные предметы советской эпохи, вплоть до перьевых ручек и тетрадок в косую линейку. Тратил на это большую часть своих доходов. Я узнала, что сейчас в «Сибири» в магазине «Универсам», возле отдела канцелярских товаров есть выставка из его коллекции и отправилась туда.

Признаться, то, что я увидела, тронуло меня до глубины души. Это была выставка, которую Александр Брониславович подготовил к 55-летию Степногорска: старые фото и множество юбилейных значков наших предприятий: ЦГХК, СУСа, РУ-2, СПЗ. Сделано все так тщательно и с любовью, отнюдь не специалистом- историком или музейщиком, а просто патриотом нашего города. Интересно, сколько народу об этом знает?

Но вернемся к митингу у Памятной доски. Вот так она выглядит.

Среди выступающих были М. С. Койшибаев,  В. Н. Котович, родные. Говорили очень тепло. Чувствовалось, что  для всех гибель Александра Брониславовича — большая потеря. Марат Советович Койшибаев, среди прочего,  вспомнил, что когда он жил в Кокшетау, на его доме было больше десятка мемориальных досок. Удивился, почему у нас этого нет. Ведь не очень сложно повесить доску на доме, где жил уважаемый в городе человек. Конечно, нужны некоторые формальности, определенная сумма. Но это ведь преодолимо, нужна добрая воля горожан и властей. Вспомнила, что единственная мемориальная доска, которая есть в Степногорске  должна висеть на здании бывшего горисполкома, где работал наш первый мэр — А. И. Серов. Заволновалась: не убрали ли ее после ремонта военкомата? Назавтра пошла проверить — висит. Правда, почему это они имя Арсений на русском языке не склоняют?

Серов А. И.

Об А. И. Серове я немного писала в материале Степногорск. Старые фото.

А правда, почему у нас так мало памятных досок? Допустим, многие первые руководители комбината, СУСа уехали в другие города. Но вот, скажем, Юрий Николаевич Тимонькин, создавший огромный микробиологический завод, до конца жизни жил в Степногорске. Почему бы не повесить доску на доме, где он жил?

Возвращаясь из «Сибири», я проходила мимо флагштока. Вспомнила, как  чуть не до зимы откладывали юбилей Степногорска в ожидании, когда установят это массивное сооружение, созданное Игорем Гойденко. Давно к нему не подходила.

Поднялась, посмотрела. Ну да, вроде, нормально: барельефы изображают, как в степи появились геологи, потом строители, химики, добывающие из руды уран. В тему, конечно, но… Нет, конечно, я не думаю, что надо было изображать Смирнова, Белявского, Алексеенко и других.  Но почему бы, например, у подножья монумента не положить доски, где выбиты фамилии хотя бы тех, кто начинал создавать комбинат и город в степи? Ведь в маленьком поселке Кварцитка есть обелиск, где выбиты сотни имен ветеранов последней войны. А мы не можем хоть несколько десятков? Понятно, сегодня в Степногорске большинство жителей уже их не знает, потому что люди приехали сравнительно недавно. Но разве живя в красивом уютном, удобном для жизни городе мы не должны испытывать чувство благодарности к тем, кто его когда-то построил?  Ну и память — если забывать свою историю, то позднее  не надо ли будет учить чужую?

Но вернемся еще раз к Памятной доске. Я думаю, она будет напоминать не только о хорошем человеке, но и о дружбе. Люди уходят. Это больно. Но потихоньку время притупляет боль, черты ушедших стираются, они словно удаляются по реке времени и исчезают за поворотом. И мы думаем: да, таковы законы жизни.  Это надо принять. А мне кажется, времени надо противостоять, не позволять себе забывать людей, события. Так противостоял ему Александр Яворский, собирая предметы ушедшей эпохи. Так противостоят времени и его друзья, установив эту Памятную доску.

 

О памяти, памятных досках и дружбе: 5 комментариев

  1. Ну почему только Серову А.И. есть доска. Есть на улице им. Славского Е.П. Вот теперь есть на арендованном помещении магазине канцтоваров «Канцлер»с белым стихом Койшибаева…

  2. Я знаю, но там, мне кажется, не совсем мемориальная доска. Там написано: «Эта улица названа в честь Е.П. Славского».

  3. Может быть кто-то знает контактный номер телефона Койшибаева Марата Советовича? Подскажите, пожалуйста. Кокчетавский номер есть, но… он сейчас в Степногорске живет?

  4. Попробуйте позвонить в Казахалтын 2-84-02, там местные номера должны соединить

  5. Наталья Всеволодовна, этот пост один из лучших! Ваша глубина взгляда на тему памяти, истории города, дружбы выражает бездну кладезя души Александра Яворского (Царство небесное!).
    Благородно то, что бескорыстно. Дружба всегда бескорыстна. В этом весь Марат Советович Койшибаев. Благородство души, как высшее проявление человеческого достоинства, — это врождённое качество Марата Советовича. Сколько раз приходилось в этом убеждаться. Счастье, когда в жизни есть такие друзья!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *