Усадьба Кусково. Шереметевы, Аргуновы, Прасковья Жемчугова

Кусково

Кусково — усадьба Шереметевых, одной из самых знатных, богатых и влиятельных семей в России. Среди них были военачальники, политики, а еще после них остались великолепные дворцы и усадьбы, которые и сегодня поражают роскошью, красотой, вкусом: не только Кусково, но и Останкино. Они по праву считаются достоянием русской культуры.

Содержание

  1. Шереметевы — хозяева усадьбы Кусково
  2. Большой дворец
  3. Эрмитаж
  4. Николай Петрович Шереметев и Прасковья Жемчугова
  5. Большая каменная оранжерея. Фарфор. Портреты царей
  6. Аргуновы, крепостные Шереметевых
  7. Итальянский домик
  8. Церковь Спаса Всемилостивого

Шереметевы — хозяева усадьбы Кусково

Место, где сегодня находится  музей -усадьба Кусково, принадлежало Шереметевым 300 лет. В 1715 году его владельцем стал легендарный генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, герой Полтавы, первый русский граф. Но построить там ничего не успел. Поместье, впрочем, на тот момент было небольшим, поэтому владелец звал его «куском». А вот когда его сын, Петр Борисович женился на Варваре Алексеевне Черкасской, самой богатой невесте России, семье которой принадлежали, в частности, земли, прилегающие к угодьям Шереметевых, тогда и появилась возможность создать загородный дворец с парком во французском стиле.

Петр Борисович, выйдя в отставку, увлекся обустройством усадьбы, дворца, лично вникая во все детали. Усадьба тогда занимала 230 гектаров.  Шереметевы жили роскошно, но были гостеприимны. Во время больших приемов там собиралось до 30 тысяч человек. А еще 2 раза в неделю — по воскресеньям и четвергам здесь могли гулять все желающие, надо было только быть прилично одетыми. и уметь себя вести. “Бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету”, — писал Н. М. Карамзин. Гости катались на лодках по прудам, для этого имелась целая флотилия, гуляли по парку, смотрели представления театра, которым славились Шереметевы. Здесь бывали не только горожане, аристократы,  Кусково посещали императоры: В 1775 и 1787 здесь гостила Екатерина II,  бывали в усадьбе польский король Станислав Понятовский, австрийский император Иосиф II,  известно о посещении усадьбы Александром III, а с ним был наследник престола, будущий Николай II.

Уникальность Кускова заключается в том, что многое из созданного в XVIII веке дошло до наших дней, хотя территория музея раз в 10 меньше шереметевских владений. В кассе мы купили билеты на посещение пяти музеев, фотографирование и отправились осматривать усадьбу.

Большой дворец

Трудно поверить, но он деревянный, а внутри нет ни электричества, ни отопления, все как при Петре Борисовиче.

Вестибюль производит впечатление роскошного зала, облицованного мрамором. Но это декорация, всего лишь удачная раскраска деревянных стен. Барельефы вверху тоже просто имитируют объем, а на самом деле нарисованы на стене, украшения ваз, которые кажутся чуть не позолоченными, сделаны и вовсе из папье-маше. Так что богачи-Шереметевы, где могли, экономили.

Из вестибюля гости проходили в прихожую-гостиную. Там, как бы перекликаясь с пейзажами за окном, стены украшали шпалеры. Я попыталась выяснить, чем они отличаются от гобеленов. Как я поняла, ничем. А возле камина, закрытого экраном, бюсты Варвары Алексеевны и Петра Борисовича, работы скульптора Шубина.

Видели мы и спальню. Я прикинула — кровать что-то коротковата даже для меня. Но оказалось, на ней никогда не спали.  Просто было модно иметь во  дворцах такие помещения. Французы придумали парадные спальни, Шереметевы не хотели от них отставать.

Вот еще одна парадная комната — столовая. Ах, какие прелестные штучки стояли на столе! Тортики и фрукты, конечно, муляжи, а посуда подлинная, драгоценный фарфор. Кстати, все эти фрукты выращивали в огромных оранжереях Кускова. И маленькие деревья в XVIII веке тоже были живые, ими украшали столы, а на веточки вешали ягоды. Так что карликовые деревья —  не только японское изобретение. Китайский фарфор, портреты в позолоченных рамах — все подлинное, XVIII века.

Кусково усадьба

Но дворцовых красот было так много, что мы немного пресытились, захотелось в парк. Погода в тот день была очень переменчивая, периодически небо затягивало тучами, припускал дождь, но если сквозь тучи пробивалось солнце, освещение было удивительным, и я бросалась фотографировать виды парка: идеально подстриженные деревья, клумбы, статуи.

Эрмитаж

А когда снова начался дождь, отправились в Эрмитаж, по-французски  «ermitage» – хижина отшельника. Конечно, там собирались не отшельники, а круг близких людей. И все было сделано, чтоб этим приватным встречам ничто не могло помешать. На второй этаж нельзя было попасть иначе, чем на лифте, слуг там не было, а блюда к столу поднимались на особом подъемном устройстве.

Можно было беседовать, не боясь чужих ушей. Сейчас там лестница есть, очень крутая. Первоначальной планировки в Эрмитаже не сохранилось, но зато проводятся выставки. На втором этаже была выставка работ кусковских реставраторов, вернувших к жизни предметы 18 и 19 веков. На фото — некоторые из них. А на первом — изделия из стекла и фарфора, связанные с хозяевами усадьбы.

Николай Петрович Шереметев и Прасковья Жемчугова

Мне запомнилась эта статуэтка: щемяще печальная «Элегия». Она напоминает о судьбе сына Петра Борисовича — Николая Петровича Шереметева.  Друг детства Павла I, он был обласкан при дворе, получил хорошее образование в России и за границей, его не обошли чинами. Но мы его знаем как хозяина и создателя лучшего в России крепостного театра. Кусково славилось своими представлениями. Вся Москва съезжалась на них. Часто спектакли шли в «воздушном театре». Вот так выглядела эта часть парка со сценой, партером, амфитеатром.

Эрмитаж

На этой сцене когда-то дебютировала 11-летняя дочь кузнеца Параша Ковалева, которая очень скоро станет примой театра и любимой женщиной Николая Шереметева, известной как Прасковья Жемчугова. Хорошо известна история любви графа и крепостной актрисы. Он женился на ней наперекор мнению света, но через два года она умерла от чахотки, родив сына Дмитрия.  Статуэтка «Элегия» изображает отца и сына Шереметевых у бюста матери и жены.

Солнце в очередной раз фантастически осветило клумбы и статуи, я не удержалась и опять стала фотографировать парк при освещении в духе Куинджи. Но оно быстро спряталось. И мы бросились спасаться от дождя в очередной музей. Это была Большая каменная оранжерея.

Большая каменная оранжерея. Фарфор. Портреты царей

Фрукты и цветы там сейчас не выращивают. В правой части — галерея портретов русских царей и крупных политических деятелей. Всего 118 портретов. Это было очень интересно. Мы знаем, как выглядела Екатерина II или Петр I. А о внешности царевича Алексея, Бориса Годунова, Алексея Михайловича и многих других не имеем преставления. Даже Ивана Грозного мы представляем лишь по картине Репина. А здесь они все, в хронологическом порядке.

Когда-то эти картины висели в специальной портретной галерее, потом их убрали в запасники и именно в 2019 году впервые за долгие годы вывесили для обозрения. Нам дали альбом, где все портреты подписаны, и мы сидя на банкетке, долго знакомились с важными персонами русской истории.  Конечно, всех не запомнили, но вот некоторые.

Кусково Оранжерея

Картины собирал сначала Петр Борисович, а потом Николай Петрович. Это лучшее собрание такого рода в России. Молодцы Шереметевы, что говорить! А на торцевой стене над роялем портреты фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева и его жены Анны Петровны.

В большой каменной оранжерее мы посетили еще одну интересную выставку. Надо сказать, когда произошла революция, последний владелец усадьбы Сергей Дмитриевич Шереметев незадолго до своей смерти позвонил Луначарскому и передал Кусково новой власти. Считают, что благодаря этому его не разграбили, а сразу взяли под охрану государства. Там устроили музей фарфора. В самом деле, здесь была богатейшая коллекция фарфоровых предметов. Поэтому вазы, статуэтки в усадьбе везде.

А в оранжерее проходила выставка коллекции Алексея Викуловича Морозова, представителя известной династии промышленников и коллекционеров. Он собирал изделия разных русских фарфоровых заводов. Там было так  много красивых предметов, что фотографировать хотелось все подряд.  Вот только некоторые экспонаты.

Куково музей фарфора

Отличные выставки в оранжерее, но нас опять ждал парк. Это грот. Такой прелестный, прямо маленькая драгоценность.

Аргуновы, крепостные Шереметевых

Автор проекта грота — Фёдор Семёнович Аргуно́в, который много строил для Шереметевых, в частности, знаменитый Фонтанный дом в Петербурге.

Кусково музей-усадьба

Говорят, что когда Екатерина II приезжала в гости к Шереметевым, то любила бывать именно здесь. К сожалению, он был закрыт на реставрацию, но пишут, что уже открылся. Почему грот? Я прочла, что там стены облицованы раковинами.

Аргуновы — удивительная семья. Крепостные князей Черкасских, они отошли к Шереметевым как часть приданого Варвары Алексеевны. Отец будущего архитектора был дворецким у Черкасских, а потом управляющим у Шереметевых. Он придавал большое значение образованию детей, и все три его сына были одарены художественно, а племянник, Иван Петрович Аргунов, который тоже воспитывался в этой семье, стал одним из самых известных русских художников XVIII века. В Кусково есть немало портретов его кисти. Мы уже видели в оранжерее портрет Б. П. Шереметева написанный им. Вот еще несколько картин И. Аргунова.

Кусково Аргунов

Конечно, И. Аргунов был известным портретистом, писавшим самых знатных особ, он, как прежде и его дядя, управлял петербургским домом Шереметевых, но оставался крепостным, как и его дети, тоже художники. Например, известные портреты Прасковьи Жемчуговой создал его сын Николай Аргунов, который получил вольную после смерти Петра Борисовича в 1816 году.

image

Грот очень красиво отражается в одном из многочисленных прудов парка. Говорят, в давние времена в Кусково было 17 прудов, в которых водилась ценная рыба. А обычной речной было столько, что сетью за раз вылавливали по 2000 карасей. Ну и птицы там плавали, конечно. Для них на берегу тот же Федор Аргунов спроектировал домики — менажереи.

image

Конечно, птиц там уже не держат. Посмотрела, там конторы какие-то. Для птиц в парке есть вольер. Правда, живут там два  печальных павлина, а компанию им составляют голуби и воробьи. А  ведь в Кусково когда-то был свой зоопарк. 

Итальянский домик

У нас оставался последний музей — Итальянский домик. Он тоже для приемов избранных гостей, которым хозяева могли с гордостью демонстрировать старинные предметы из своей коллекции. Говорят, здесь были работы Рембрандта, Рафаэля.  Конечно, сегодня все гораздо скромнее, хотя стены украшают картины мастеров XVIII века. Этот миниатюрный дворец, пожалуй, самый изысканный изо всех, которые мы посетили.

Внутри много предметов XVIII века. Мне больше всего запомнится  секретер, который почему-то стоит под лестницей. Я захватила только верхнюю часть, ниже откидная столешня, стоя за которой писали гусиным пером, макая его в чернильницу.  На 2-м этаже — Дубовый кабинет. Пишут, что, это единственное помещение Итальянского домика, сохранившее прежний облик. Такой солидный, с деревянными панелями, камином.  А окно посмотрите, какое.

Церковь Спаса Всемилостивого

А за ним уже вполне солнечная погода. Действительно, к концу нашего пребывания в Кусково распогодилось. И сквозь листву  была видна освещенная солнцем Церковь Спаса Всемилостивого.

DSC06706

Она была построена в 1739 году и никогда не перестраивалась. Есть предание, что папа Римский подарил Борису Петровичу Шереметеву золотой крест,  содержавший частицу древесины креста, на котором распяли Спасителя. Поэтому храм именовался еще церковью Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. С него началась постройка усадьбы.

В который раз думаю: умели жить в XVIII  веке! Потом люди как-то измельчали, а те были яркие, сильные. Да,  конечно, богатства у Шереметевых были несметные. Но умели они их тратить, чтоб не только себе или в зарубежные банки, но и России осталось. Крепостных, конечно, эксплуатировали. Но и выдвигали, помогали, учили. И в результате появлялись великие художники, архитекторы, артисты.

Любопытно, что когда мы шли в усадьбу, нам никто не мог объяснить где вход, поэтому мы проделали довольно большой путь вокруг нее. Вот информация о том, как добраться до музея общественным транспортом.

image

Усадьба Кусково. Шереметевы, Аргуновы, Прасковья Жемчугова: 2 комментария

  1. Как всегда, замечательный рассказ, иллюстрированный отличными фотографиями. Вот что значит творческая личность!

  2. Читаю статью после очередного посещения Кускова, но уже 15 июня 2024, и подтверждаю, что статья великолепна и современна, спасибо автору!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *