Искусство итальянского Возрождения

ренессанс

В XV-XVI веках во Флоренции, Риме, Венеции жили гениальные художники, скульпторы, архитекторы: Брунеллески, Донателло, Джотто, Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Вичи, Микеланджело, Тициан. Тогда не только создавались великие произведения, но формировалось новое отношение к человеку, которое господствует и сегодня. Именно в эпоху Ренессанса стали говорить о гуманизме, имея в виду уважение к человеческой личности, признание ценности неповторимой индивидуальности. В средние века человек, земной мир не интересовали художников, поэтому для решения новой задачи — изображения человека и реального мира художники обратились к наследию древних греков и римлян. Они считали своей задачей возродить великое искусство этих народов, откуда и название эпохи — Возрождение или  Ренессанс. Впрочем, творения художников XIV-XVI веков отнюдь не повторение античного искусства — оно впитало в себя опыт античности, средневековья и на их основе возникло новое великое искусство. Слово «возрождение»впервые употребил  скульптор Лоренцо Гиберти, а затем в 1550 г.   его  повторил Дж. Вазари, написавший книгу»Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих«.

Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.

Содержание.

    1. Предвозрождение. Данте, Петрарка и Джотто (конец XIII — XIV в.)
    2. Флоренция — культурный центр итальянского Возрождения. Архитектура Брунеллески.
    3. Скульптура Флоренции XV века (Гиберти, Верроккьо, Донателло)
    4. Живопись Раннего Возрождения. Уччелло, Мазаччо, Липпи, Пьеро делла Франческа 
    5. Боттичелли. Презентация о Раннем Возрождении
    6. Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи
    7. Микеланджело
    8. Рафаэль. Игра онлайн о художниках Высокого Возрождения
    9. XVI век. Возрождение в Венеции. Тициан, Джорджоне. Презентация о венецианской живописи
    10. Вопросы во Возрождению для учеников художественной школы

Специалисты делят эпоху Возрождения на следующие периоды:

      • Проторенессанс или Предвозрождение— 2-я половина XIII — XIV в.

Предвозрождение: Данте, Петрарка, Джотто

Около тысячи лет длилось то, что сегодня мы называем средневековьем. Высшей красотой средневековые художники считали красоту не телесную, а духовную. Но постепенно интерес к земной жизни, стремление познать себя и мир вокруг взяло верх, и начиная с 13 века искусство начинает медленно поворачиваться к человеку с его чувствами и мыслями. Этому способствовало и готическое искусство,  изображавшего страданиях Христа, и культ Прекрасной Дамы, который начался с поклонения Богоматери, а потом объектом восхищения стали обычные женщины.

Данте Алигьери (1265 -1371)

Данте,  живший в конце 13-начале 14 веков, был богословом, политиком, он считается создателем итальянского языка. Но мы помним его, спустя 600 лет как автора грандиозной поэмы, которую сегодня называем  «Божественная Комедия». Во времена Данте она звалась просто «Комедия», потому что была написана не на латыни, а на разговорном итальянском языке, который считался тогда низким, серьезные произведения на нем не писались. В ней поэт описал путешествие по Аду, Раю, Чистилищу. Удивительно, что человеческая фантазия смогла родить эти подробные и очень конкретные описания мест мучений грешников или жизни праведников в раю. В загробном мире поэт встречает исторических персонажей, даже своих знакомых. Данте пишет о 9 кругах ада и о том, за какие грехи в каждом из них получают наказания грешники. В самом нижнем находятся предатели, а среди них: Люцифер, предавший Бога и Иуда, выдавший Христа. Они вмерзли в лед.

Ад Данте

Посвятил Данте это грандиозное произведение земной женщине, Беатриче, которую любил с детства, но хранил свои чувства в тайне. О своей любви он написал в книге «Вита нова» — «Новая жизнь».  Когда Беатриче умерла, Данте дал себе обещание не брать в руки пера, пока не сможет написать произведение, достойное ее. Этой книгой и стала «Божественная комедия».  По аду его сопровождает поэт Вергилий, а в раю Данте встречает Беатриче.

Джотто ди Бондоне (1267-1337)

Современник Данте, Джотто  тоже писал  картины на религиозные сюжеты, но в них появились новые черты.  Не случайно его называют отцом современной живописи. До Джотто в живописи царила плоскость,  а у него появился объем, его фигуры не парят, они имеют вес. Это хорошо видно, если сравнить картины Джотто и его учителя Чимабуэ. Изображение у Чимабуэ плоское, как рисовали в средние века. Мадонна Оньисанти Джотто сидит в нише, а под складками одежды чувствуется тело.

Джотто ди Бондоне

Джотто первым начал писать с натуры, и по преданию, его будущий учитель Чимабуэ увидел мальчика-пастушка, который углем на камне рисовал овец  и позвал к себе в ученики. Джотто будет передавать душевное состояние своих героев. Чтоб убедиться в этом, достаточно посмотреть на фреску «Поцелуй Иуды» на стене церкви Капелла дель Арена в Падуе. Христос, который знает свою судьбу, смотрит, тем не менее, мужественно и спокойно, то время как на лице Иуды страх.

Франческа Петрарка (1304-1374)

 Петрарку мы помнит сегодня как автора сонетов, обращенных к Лауре, женщине, которую он безответно любил, и слагал стихи, как при ее жизни, так и после смерти. Но это очень важная фигура для эпохи Возрождения Он вошел в историю как человек новой формации. Петрарка был служителем церкви, но в круг его интересов входили и античные поэты. После средневековья он был первым, кто путешествовал, чтобы узнавать мир. Именно Петрарка первым произнес слово «гуманизм», ставшее ключевым словом Возрождения, означающим уважение к человеческой личности, признании его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Надо сказать, Петрарка был первым из творцов новой эпохи, к кому окружающие относились с исключительным почтением. Эпоха Возрождения будет временем, когда талантливые люди будут окружены почетом, они даже смогут диктовать свою волю сильным мира сего.

Джотто будет первым художником, который начал осваивать видимый мир. Живописцы, которые последуют за ним, должны будут создавать новый язык живописи, отличный от средневекового. И в поисках этого языка они заново откроют для себя античность. Они обратятся к книгам римских и греческих авторов, начнут смотреть на уцелевшие храмы и статуи не как на остатки языческой религии, а как на прекрасные произведения искусства. Вот тогда и возникнут понятия «средневековье» и «возрождение». Средние века художникам представлялись потерянным временем, неудачной вставкой между искусством римлян и греков и современным искусством.  Конечно, они не возрождали старое, но создавали новое искусство, впитавшее в себя опыт и античности, и средневековья. Эпоха Возрождения – это в основном, искусство 15 — 16 веков. Если же говорить о Высоком Возрождении, то это всего несколько десятилетий конца 15 — начала 16 веков.

Возрождение или Ренессанс возникнет прежде всего в Италии, которая в то время была раздроблена на небольшие государства: Венецианскую республику, Флорентийскую республику, Миланское герцогство и др.  

Флоренция — главный центр итальянского Возрождения. Архитектура Брунеллески

Особое место в развитии искусство принадлежит Флоренции. С 13 века она была городом банкиров, купцов. Флоренция первой стала чеканить свою золотую монету — флорин, самую устойчивую европейскую валюту. 30 тысяч текстильщиков изготовляли тонкие шерстяные ткани, известные во всей Европе. Флорентийские банкиры ссужали деньгами королей, и от них зависело благополучие могучих государей Европы. В первую очередь, это семья  Медичи. Они не только были успешными банкирами, но и меценатами. Основатель династии Козимо Медичи, а потом его внук Лоренцо, прозванный Великолепным, собирали вокруг себя самых умных и талантливых людей со всей Италии, покровительствовали им, тем самым, способствовали развитию искусства во Флоренции. По заказам Козимо и Лоренцо Медичи художники создали десятки шедевров живописи, архитектуры, скульптуры. Козимо Медичи первым  начал коллекционировать античные рукописи и  скульптуры. В 1439 году во Флоренции  была основана Платоновская академия, которая стала интеллектуальным центром всей Италии и даже Европы.

Поэтому не случайно, что именно здесь в XIII — XVI веках жили Данте, Джотто, Леонардо, Микеланджело, Донателло, Галилей, Боттичелли, Америго Веспуччи и еще десятки замечательных художников, архитекторов, скульпторов, ученых.   

Одним из великих флорентийцев был  архитектор Филиппе Брунеллески (1377- 1446), создавший купол собора Санта-Мария дель Фьоре по заказу Козимо Медичи, один из самых больших и прекрасных в мире. Он же построил базилику Сан-Лоренцо, ставшую усыпальницей для членов семейства Медичи.

Брунеллески

Говорят, именно Брунеллески автор линейной  перспективы, без которой невозможна была бы новая живопись. Он начинал как ювелир, потом увлекся скульптурой. Тогда они подружились с Донателло, и дружба эта длилась до конца их жизни.   В 1419 году Брунеллески получил свой первый заказ — строительство Воспитательного дома, который считают первой постройкой в стиле Ренессанса. У него не было недостатка в заказах, но главный он получил от Козимо Медичи — создание купола собора Санта- Мария дель Фьоре, которому он отдал 19 лет жизни.  Брунеллески предложил необычную идею: создать «двойной купол с внутренними и внешними сводами, так, чтобы можно было проходить между теми и другими». Идея эта поначалу не нашла поддержки, но архитектор настоял на своем проекте.

Скульптура Флоренции XV  века. Донателло, Гиберти, Верроккьо

В Флоренции в XV веке жили замечательны скульпторы: Донателло, Гиберти, Верроккьо. Говорят, великая флорентийская скульптура началась с конкурса на лучшее оформление дверей баптистерия. Тогда победил Лоренцо Гиберти (ок. 1378—1455). С ним заключили договор на оформление сначала северных дверей. Работа  длилась 21 год. Огромные бронзовые двери имели высоту более 5, а ширину почти 4 метра. Там было 28  рельефов на сюжеты из Нового Завета. Флорентийцы были восхищены творением Гиберти, и мастер получил заказ создать теперь восточные двери баптистерия, здания, где проводится обряд крещения. Над этим шедевром он работал 27 лет, и они еще больше восхитили жителей города, а Микеланджело сказал, что такие ворота могли бы вести в рай. С  его легкой руки  их назвали «Вратами рая». И сегодня  знаменитые восточные ворота собирают толпы туристов. 

image

На 10 великолепных бронзовых рельефах, изображены сюжеты из Евангелия: «Иосиф и его братья», «Сотворение Адама», «Изгнание из рая» и др. Гиберти был очень востребован и считался лучшим мастером рельефа. Учеником Гиберти был великий Донателло.О донателло подробнее можно  почитать по ссылке: Мазаччо, Донателло, Брунеллески — гении Раннего Возрождения

Еще одним великим флорентийским скульптором был Андреа Верроккьо (1436–1488). Надо сказать, он был успешен и в живописи, его учеником был Леонардо да Винчи. Однако искусство скульптуры было ему ближе. Именно Верроккьо семья Медичи попросила сделать бронзовое надгробие для Козимо Медичи. Самая его знаменитая статуя — Давид. Это юноша, почти мальчик, только что победивший великана Голиафа выстрелом из пращи.

Микеланджело, Верроккьо

Мы можем сравнить, как этого будущего царя Иудеи изобразили 3 великих флорентийских скульптора.

Великий скульптор Донателло (1386-1466), друг Брунеллески, родился в богатой флорентийской семье, но выбрал занятие искусством. Учителем Донателло стал Лоренцо Гиберти, тот самый, что сделал двери Баптистерия во Флоренции.

Гиберти был мастером рельефа, распространенного в средние века. Донателло прославится своими статуями, которые можно обойти вокруг. Чтоб сделать статую кондотьера Гаттамелаты, скульптор внимательно изучал античные образцы, в особенности, римскую статую Марка Аврелия. Его Давид стал первой обнаженной фигурой своей эпохи и произвел такое сильное впечатление, что надолго стал символом борьбы Флоренции за независимость. В центре Флоренции стоит статуя «Юдифь и Олоферн». В Библии рассказывается о том, как женщина по имени Юдифь отправилась в лагерь врагов, которые осаждали ее город, ночью отрубила голову их военачальнику Олоферну, вынесла ее из лагеря, а когда солдаты проснулись, то с ужасом увидела голову своего командира на городское стене. Они отступили. Так Юдифь спасла свой город. Вазари писал об «Юдифи и Олоферне»: «Вещь эта исполнена с великим совершенством и мастерством; для всякого, созерцающего внешнюю простоту в одежде и облике Юдифи, ясно обнаруживается внутреннее величие духа жены».

Донателло статуи

Донателло отошел от условностей средневековой скульптуры, создавая образы с яркой индивидуальностью. Современники узнавали людей, которых он изобразил в тех или иных образах. Так, в его Аввакуме  флорентийцы узнавали своего земляка по прозвищу Цукконе. Скульптор не боялся, чтоб его герои были некрасивыми, хотя его привлекала и красота античных статуй. Вазари писал о нем: «Донателло был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда не придавал никакой цены деньгам…». 

Живопись Раннего Возрождения

Перед художниками Раннего Возрождения стояла задача создать новый язык живописи, способной передать образы реального мира. Они заново открывали законы перспективы, изучали анатомию, учились рисовать человека.

Паоло Уччелло ( 1397 —  1475) чаще всего рисовал битвы, охоту. Его фигуры кажутся игрушечными, но там много движения, чего не было в средние века. Люди и кони изображены в необычных позах и ракурсах. Считают, что вслед за Брунеллески Уччелло внес большой вклад в развитие перспективы. Художники Возрождения были людьми страстными. Говорят, когда друзья звали его развлечься, от отмахивался: «Оставьте меня, нет ничего сладостнее перспективы». Он мог неделями не выходить из мастерской, создавая сложные пространственные построения.

Флорентийский монах Филиппо Липпи (1406−1469 ) чаще всего рисовал Мадонн. Но в отличие от довольно условного изображения Богородицы, принятого в средневековом искусстве, на его полотнах мы видим миловидных флорентийских женщин. Филиппо Липпи славился своими романами, и его возлюбленные служили ему моделями. Так художники осваивали искусство изображения людей. Учеником Филиппо Липпи был Сандро Боттичелли

Пьеро делла Франческа (1420 — 1492)  тоже много занимался изучением перспективы. Им написана теоретическая работа «О перспективе в живописи». А еще он был удивительным мастером светотени. На его картинах лица людей кажутся осязаемыми. Герои его полотен сдержаны,  даже суровы, но поражают удивительной одухотворенностью. Царица Савская, приехавшая к царю Соломону — библейский сюжет. Она совершила дальнее путешествие, чтоб увидеть могущественного царя Израиля. Впрочем, царица и сама была женщиной незаурядной. Они проводили время в приятных беседах, а еще она загадала мудрецу загадки, которые он, естественно, отгадал.

Уже при жизни художника считали устаревшим. Его фрески сбили со стен дворца Папы в Ватикане, чтоб освободить место для работ Рафаэля. Впрочем, есть и другая история. Во время Второй Мировой войны британский артиллерийский офицер отказался обстреливать город Сансеполькро, потому что там находилась фреска Пьеро делла Франческо «Воскресение Христа», о которой он слышал как о великом произведении. 

Томмазо Мазаччо (1401 — 1428), который прожил всего 27 лет, стал самым крупным мастером Раннего Возрождения. То, что только начал Джотто, Мазаччо поднял на новую высоту. Главной работой Мазаччо была роспись капеллы Бранкаччи во Флоренции. На его фреске «Чудо со статиром» запечатлен евангельский сюжет.

image

Христос и его ученики подошли к воротам города, но чтоб войти, нужно заплатить стражнику статир. И тогда Христос велит апостолу Петру поймать рыбу. Именно в ней они находят монетку, необходимую для входа в город. То, что на одном полотне изображены 3 сцены,  возвращает нас в средневековье, но на картине уже трехмерное пространство, в котором расположены люди, каждый из них — личность. Мазаччо был уверен, что живопись должна в красках и линиях изображать реальную природу. А это целая революция во взгляде на искусство. Подробнее о Мазаччо : Мазаччо, Донателло, Брунеллески — гении Раннего Возрождения

Сандро Боттичелли ( 1445 — 1510)

Его настоящее имя — Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Почему-то его прозвище было «боттичелли»- (бочонок), под этим именем он и остался в истории искусства. Боттичелли, тоже флорентиец, после смерти был совершенно забыт. Конечно, в эпоху Возрождения, когда в центре внимания были сильные яркие личности, печальные, погруженные в себя боттичеллевские герои были не актуальны. Лишь в конце XIX века, когда художники стали интересоваться средневековьем, он был открыт заново. И его бледные меланхоличные женщины стали восприниматься как идеал красоты.

Боттичелли был близок к кругу Медичи. Не случайно на картине «Поклонение волхвов» он изобразил и Козимо Медичи, и его внуков — Лоренцо и Джулиано. Да и себя не забыл, и это один из первых случаев, когда художник изобразил себя среди многих знатных и известных людей.

Боттичелли Поклонение волхвов

Боттичелли будет писать и отдельные портреты Медичи, в частности, Джулиано Медичи (1453 — 1478), младшего брата Лоренцо, убитого заговорщиками, и его возлюбленной Симонетты Веспуччи( 1453 — 1476). Тот оттенок печали, и словно обреченности, который мы видим на этих портретах, станет характерным для творчества художника. Кстати, самые ранние портреты — профильные.

Многие героини Боттичелли будут напоминать  красавицу Симонетту Веспуччи. Скажем, три грации из его загадочной «Весны», да и сама Весна, разбрасывающая цветы, Венера в центре картины тоже напоминают печальную возлюбленную Джулиано.

Боттичелли Сандро

Похожий образ и в знаменитой картине «Рождение Венеры». Говорят, картина «Рождение Венеры» была написана как фантазия на тему картины древнегреческого художника Апеллеса «Венера Анадиомена», которая, впрочем, была известна лишь по описаниям. А другие считают, что художник вдохновлялся древнегреческим гимном. Но здесь нет характерной для греков гармонии человека с миром.

Картина «Рождение Венеры» находится в галерее Уффици во Флоренции. О сюжетах картин спорят. Но произведения Боттичелли, подобно музыке, действует не столько на разум, сколько на чувства.

Венера отрешена и печальна, как средневековые мадонны. Именно изображения Мадонны принесут Боттичелли деньги и известность. Он немало напишет их в 80-е годы. Одна из них — «Мадонна в славе» (1481-1485). А потом что-то сломается и в мире, и в самом Боттичелли. В 1490 году во Флоренции появился монах Джироламо Савонаро́ла. Он будет обвинять жителей города и его правителей в грехах, требовать, чтоб безбожные книги древних авторов, картины и статуи, нарушающие средневековые каноны были уничтожены. Ему верили многие, и Боттичелли тоже. Когда в 1497 году запылал «костер тщеславия», где по приказу Савонаролы сжигались книги, музыкальные инструменты, картины, Боттичелли отнес туда и свои работы. 

Под влиянием проповедей монаха Савонаролы Боттичелли пережил глубокий кризис, что отразилось и в его картинах. Говорят, в те годы что-то случилось с его спиной, и он не мог разогнуться, ходил скрюченный, опираясь на две палки, а на его картинах мягкие струящиеся линии сменились ломанными, как на картине «Пьета». Он написал несколько картин на  этот сюжет , где близкие оплакивают Христа.

Боттичелли Пьета

В 1490 году художник напишет странную картину  «Покинутая».  Женщина скорчилась в глубоком горе возле глухой стены. Возле лежит выкинутая вслед за ней одежда. И если на других картинах художника ткани струятся, развеваются, живут, то здесь они мертвы. О чем картина? О судьбе покинутой женщины или о душе самого Боттичелли, из которой ушла жизнь? Впрочем, есть предположение, что это библейский сюжет.

Он понимал, что уныние — грех, пытался  преодолеть это состояние. Одна из его последних картин написана на самый радостный в христианстве сюжет — Рождество. Но почему тогда Иосиф на картине сидит, скорчившись, как Покинутая, а хоровод ангелов, словно носит злым ветром?

Презентацию о раннем Возрождении вы можете посмотреть и скачать, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1FP0qNY50EKeYn5HmHwSGLW3o7KK74dBY/view?usp=sharing 

Высокое Возрождение

То, что мы называем Высоким Возрождением, продолжалось совсем недолго: около 30 лет — конец XV- первые 20 лет XVI века, но как раз тогда одновременно творили самые великие представители Ренессанса: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан.

Леонардо да Винчи (1452-1519) 

Леонардо — один из самых знаменитых художников всех времен, его имя окружено легендами, хотя известно совсем не много его картин: всего 14, причем авторство некоторых из них вызывает сомнения. Он писал медленно, и не только потому, что хотел достичь совершенства, но и по той причине, что слишком многое его интересовало: как летают птицы, как устроены люди, он писал стихи и музыку, в его записных книжках чертежи летательных аппаратов, катапульт, парашютов, подводных лодок и скафандров, телескопа танка, велосипеда

Он ездил от одного правителя к другому, мечтая, что те заинтересуются его идеями, но таковых не оказалось. Все эти механизмы заново изобретут гораздо позднее. Обширность его познаний удивительна, ведь он мало учился. В 14 лет отец, нотариус Пьеро да Винчи отдал его в ученики к известному скульптору и художнику А. Верроккьо.  Там он провел 5 лет. Говорят, что когда однажды для картины учителя «Крещение» он написал одного из ангелов, учитель, глянув на него, решил больше живописью не заниматься.

Конечно, в мастерской Верроккьо юноша мог много узнать о работе живописца, но большую часть знаний ему пришлось добывать самому. По жизни Леонардо был очень одинок. Незаконный ребенок, он рано покинул дом отца, его братья, и сестры, рожденные в законном браке, его не хотели знать. Он не имел своего дома, много странствовал по разным городам. Так, когда в 1482 году правитель Милана герцог Лодовико Сфорца попросил Лоренцо Медичи прислать ему кого-то, чтоб сделать конную статую его отца, тот отправил Леонардо, очевидно, не очень дорожа им. Леонардо мечтал о строительстве мостов и оборонительных сооружений, но когда он появился при дворе с великолепной лютней, которую сам сделал, миланское общество было очаровано, и Леонардо стали использовать для организации праздников с фейерверками.

image

Впрочем, кажется, именно тогда он работал над строительством летательного аппарата. Ну и рисовал. Вот «Дама с горностаем», портрет юной возлюбленной Сфорца Чечилии Галлерани. Говорят, Леонардо с удовольствием общался с этой юной девушкой.

Леонардо картины

Тогда же он будет работать над «Мадонной в скалах». Любопытно, что художник, который часто не заканчивал работу, написал 2 варианта этой картины. Позади группы с Марией, маленьким Иисусом, ангелом и Иоанном Крестителем фантастический пейзаж: пещера, скалы, какой-то инопланетный вид.  Его привлекали тайны. Не зря Леонардо увлекался алхимией. В записной книжке он писал о том, как однажды подошел к большой пещере и испытал одновременно страх и желание: «страх перед грозной и темной пещерой и желание увидеть, не было ли какой-нибудь чудесной вещи там, в глубине». Кстати, в записных книжках тексты он шифровал. Сравнительно недавно догадались, что их надо читать в зеркальном отражении.

С 1495 по 1497 годы Леонардо на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грация пишет огромную фреску — знаменитую “Тайную вечерю.” Только что прозвучали слова Христа: “Один из вас меня предаст”. На лицах апостолов изумление, смятение, гнев. 12 человек — 12 выражений чувств, переданных в движении, жестах рук, положении ног. От неподвижной, отрешенной фигуры Христа страсти расходятся, как круги по воде. Монахам интересно, как работает Леонардо. Они заглядывают в трапезную и видят художника, неподвижно глядящего на фреску.

О чем думал Леонардо, сидя часами перед фреской? Какой смысл вкладывал в традиционный христианский сюжет о последней трапезе Христа с учениками? Это был какое-то послание на века. Не потому ли художник так мучительно искал возможности сделать картину долговечной?  Он наложил на стену 3 слоя грунта, надеясь, что это сделает фреску неподвластной времени. Но фреска стала разрушаться уже при его жизни. Сегодня “Тайную вечерю” называют самой величественной руиной в искусстве. Много раз восстановленная и снова разрушающаяся, она представляет лишь слабую тень замысла Леонардо.

В 1499 году в Милан вошли французы, Моро посажен в тюрьму, Леонардо снова скитается из города в город. В 1516 году он принял приглашение французского короля Франциска I и поселился в замке Амбруаз. Среди немногих вещей, которые он увез во Францию, была самая знаменитая и загадочная картина — «Джоконда». Она останется во Франции и после смерти автора, теперь Джоконда хранится в Лувре.

Несколько поколений ученых осматривают, ощупывают картину в рентгеновских и ультрафиолетовых лучах, подвергают лазерному сканированию, спектральному анализу. И все только для того, чтоб разгадать тайну ее улыбки, такой неуловимой и непостоянной. Такое чувство, что она все время иная. Впрочем, кто-то утверждает, что это вовсе не улыбка, а злобная усмешка. Кто-то считает ее божественно красивой, другие — неприятной. Никакие современные методы не могут проникнуть в тайну этой дымки, которую искусствоведы называют «сфумато» — она окутывает лицо и фигуру. Умер Леонардо во Франции, в замке Амбруаз. 

Микела́нджело Буонарро́ти (1475 — 1564). 

Никто не создавал образы людей, столь могучих телесно и душевно, как Микеланджело в первой половине своей жизни. Тогда казалось, что человеку подвластно все. Впрочем, первая работа молодого скульптора из Флоренции как раз наоборот очень нежная.  Хрупкая Мария держит на коленях тело сына. Статую «Пьета»сделал 24-летний, еще никому не известный мастер. Говорят, услышав, как люди спорят о том, кто автор скульптуры, высек на ленте на груди Мадонны свое имя. «Пьета» стоит в Соборе святого Петра в Риме.

Микеланджело

В 1501 Микеланджело возвращается во Флоренцию, где ему предлагают глыбу мрамора, испорченную одним скульптором. От нее уже многие отказывались. А Микеланджело взялся, и за 3 года сделал пятиметровую статую Давида, библейского героя в тот момент, когда тот медленно снимает с плеча пращу, чтоб пустить камень прямо в лоб великану Голиафу и сразить его наповал. Посмотрите, сколько силы и праведного гнева в его взгляде. С этой победы начнется слава будущего царя Израиля. А статуя прославит и автора, Давид станет символом Флоренции.

Микеланджело часто получал заказы от пап, ведь у глав католической церкви были возможности оплачивать очень дорогие проекты. Но самые грандиозные работы он делал для Юлия II. Тот заказал молодому скульптору свою гробницу. Микеланджело разработал проект, где было 40 скульптур, сам поехал в Каррару добывать мрамор. А когда вернулся в Рим, оказалось, что папа раздумал, потому что ему объяснили, что это плохая примета — строить гробницу при жизни. В гневе Микеланджело   покинул Рим, и лишь в 1508 вернулся по приглашению  папы Юлия II в надежде заняться гробницей. А ему заказывают расписать потолок Сикстинской капеллы. Наверное, эта новость его повергла в уныние. Он учился живописи 2 года у Д. Гирландайо, но быстро понял, что его призвание создавать скульптуры из мрамора. Микеланджело был счастлив, когда Лоренцо Медичи создал школу скульпторов, и юноша смог перейти учиться в нее. Микеланджело никогда не писал фресок, а тут предстояло расписать огромный потолок. Правда, поначалу задача была несложной: нарисовать 12 апостолов. У художника было много помощников, у которых он мог, в частности, научиться искусству писать по сырой штукатурке (фреска). Но, спустя некоторое время, Микеланджело отправил их по домам. Вазари утверждает, что он работал один, хотя сегодня говорят, что без подручных, хотя бы чисто технических, он не справился бы. Работа длилась 4 года, все это время художник стоял на лесах, задрав голову вверх. На потолке Сикстинской капеллы Микеланджело написал 9 картин, изображающих Сотворение мира: Всемирный потоп, Сотворение Адама, сотворение Евы, Отделение света от тьмы, Изгнание из рая, пророков и пророчиц. 

Вскоре после завершения работы Юлий II умер, и Микеланджело смог заняться его гробницей, для которой он сделал статую Моисея. Он изобразил библейского героя в тот момент, когда спустившись с  горы после разговора с Богом и получения Заповедей, он увидел, что его народ уже нарушил первую заповедь: забыл Бога и начал поклоняться Золотому тельцу. Сейчас он в гневе разобьет каменную плиту с заповедями.

Микеланджело еще раз вернется в Сикстинскую капеллу в 1537 году, чтоб на алтарной стене написать огромную фреску «Страшный суд». Времена изменились, уже не было уверенности в могуществе человека. Слишком много бед обрушилось на Италию: бесконечные войны между итальянскими городами, эпидемии, вторжение французов, испанцев. Люди, даже самые сильные и талантливые бессильны этому противостоять. Иисус Христос на фреске Микеланджело — могучий атлет, но в нем нет сострадания, и по взмаху его руки десятки тел в страшных мучениях несутся в пропасть.

Страшный суд фреска

Он и себя изобразил — в виде содранной кожи со святого Варфоломея. Удивительные люди жили в эпоху Возрождения! Если живописи Микеланджело все-таки успел 2 года поучиться, то архитектуру он точно не изучал никогда. И, между тем, когда папа Павел III поручил мастеру, которому перевалило за 70 заняться знаменитым римским долгостроем —  Собором святого Петра, он не просто берется за дело, но создает один из самых прекрасных и грандиозных куполов в мире.

Микеланджело работал и в глубокой старости, не утратив ни таланта, ни силы. Но последние скульптуры его были трагичны. Он опять создает несколько вариантов «Оплакивания»:  «Флорентийская пьета»,»Пьета Ронданини».  Над последней он работал до конца жизни. Универсальность Микеланджело удивительна: художник, скульптор. архитектор, поэт. Он автор сонетов. Вот один из них:

Лишь на огне кузнец чекан дарит
Куску железа, мудрый труд свершая;
И, золота огнем не расплавляя,
Высоких форм художник не творит;

И если Феникс прежде не сгорит,
То не воскреснет, — так вот, умирая,
Я льщусь мечтой ожить меж духов рая,
Кому ни смерть, ни время не вредит.

От действия огня, что на потребу
Мне в благо дан, чтоб воскресить меня, —
Я стал почти уж тенью гробовою;

Но если он влеком природой к небу,
Я ж сделался частицею огня, —
Что ж не берет меня он ввысь с собою? 

Рафаэль Санти (1483 — 1520)

Рафаэль Санти картины

Рафаэль Санти родился не во Флоренции, а в маленьком герцогстве Урбинском, где его отец был придворным архитектором. В 8 лет он лишился матери, а в 12 стал круглым сиротой.  и дальше он будет пробиваться в жизни сам. Поучится у Перуджино, который славился своими нежными Мадоннами. Рафаэль стал его блестящим продолжателем, создателем самых возвышенных образов Марии, матери Христа. Он написал более 30 мадонн. Одна из них — «Мадонна в кресле»

В 1504 году Рафаэль отправился во Флоренцию, где учился у тамошних художников. С 1508 года он перебирается в Рим по приглашению Юлия II, где живет до смерти, работая в Ватикане. Папа доверил ему роспись своего кабинета. Его называют по-итальянски: Станца делла Сеньятура. Для кабинета он написал несколько фресок. Одна из них — «Афинская школа», герои ее — великие греческие философы: Аристотель, Платон, Гераклит, Диоген, Пифагор. А моделями послужили великие современники: Леонардо, Микеланджело, да и себя художник нарисовал сбоку. Вот фреска «Афинская школа» и ее детали.

Афинская школа Рафаэль

В эпоху Возрождения, когда после долгого перерыва художников снова стала интересовать личность человека, особое значение получил жанр портрета. Рафаэль был блестящим портретистом.  Самый гармоничный художник Возрождения, он умел увидеть внутреннюю красоту человека.

Бальдассаре Кастильоне был близким другом Рафаэля, с которым они познакомились еще в Урбино. Он — автор известной книги «Кортеджиано» («Придворный»), где создается образ идеального человека.  Он должен быть умен, красив, одарен творчески, скромен и приветлив. Надо сказать, это было близко Рафаэлю как художнику и человеку, поэтому портрет Кастильоне — одна из лучших его работ, где он изобразил благородного и просвещенного человека. Папа Юлий II сыграл большую роль в жизни Рафаэля. Это он пригласил молодого художника в Рим и поручил ему расписывать свои личные покои. Для них художник создал фрески «Парнас», «Афинская школа».

По заказу Юлия II Рафаэль написал свою самую известную картину «Сикстинская Мадонна». Она была предназначалась для алтаря монастырского храма в честь святого Папы Римского Сикста II.  Слева изображен сам Сикст, а справа — святая Варвара, чьи мощи находились в этом же храме. На картине нарисованы 2 ангела, а еще обратите внимание на облака: там тоже ангельские лики.

Картина находится в Дрезденской галерее в Германии. В последний год войны, когда ясно было, что фашисты войну проиграли, они подготовили ее, как и другие картины музея к уничтожению, но советские воины смогли обнаружить соляную шахту, где они находились и спасли картины.

Если хотите, проверьте, помните ли вы картины великих художников Возрождения, вот вам игра. Перетащите картинки, которые будут возникать на игровом поле в один из трех  секторов. Чтоб проверить правильность ответов, нажмите на галочку в правом нижнем углу.


Венецианское Возрождение

В XVI веке жизнь в итальянских городах делалась все более опасной и неспокойной. То в страну вторгаются французы, то войска Карла V захватывают и грабят Рим. Уже нет уверенности в могуществе человека-творца, и поздние работы Микеланджело полня трагизма. Однако есть еще на Апеннинском полуострове место, где жители по-прежнему могут наслаждаться жизнью, где художники окружены почетом. Это Венеция. Когда-то сюда, в болотистые земли пришли люди, спасаясь от варваров. Народ собрался предприимчивый. Поэтому даже из неблагоприятного расположения города они сумели извлечь выгоду, обратившись в папе Римскому с просьбой разрешить им торговать с мусульманами. Это оказалось очень прибыльным делом. Венеция стала стремительно богатеть, благодаря торговле и кораблестроению. Славилась она также знаменитым венецианским стеклом, кружевами. А еще, невзирая на запрет церкви венецианцы печатали книги, вызвавшие гнев папского престола. Богатый город стал местом, где творили многие замечательные художники XVI века.

Венецианская школа отличалась от флорентийской. Микеланджело упрекал художников Венеции в том, что они не умеют рисовать. Действительно, в Венеции не придавали такого значения рисунку, как во Флоренции. Порой художники начинали работать сразу кистью, пропуская этап рисования углем. Именно в Венеции раньше, чем в других городах Италии начали работать масляными красками, которые попали в этот портовый город с севера Европы. В жанре портрета венецианцы достигнут значительных высот. Одним из величайших портретистов всех времен будет Тициан. Венецианцы обойдут других итальянцев и как пейзажисты.

У одного из самых загадочных художников  венецианского Возрождения Джорджоне (1477-1510) пейзаж играет не меньшую роль, чем изображение людей. На картине «Гроза» в центре как раз пейзаж, а люди — мужчина, женщина, ребенок словно обрамляют его. Существует много точек зрения о том, кто они? Есть, например, версия, что это «Бегство в Египет» или рай с Адамом и Евой. Но все это неубедительно. Остаются странно отрешенные люди среди разбушевавшейся стихии. И Юдифь тоже погружена в свой мир, и это странно, ведь ногой она касается отрубленной головы Олоферна.

Джорджоне картины

«Спящая Венера». Контур ее тела очерчен мягко, он немного размыт, благодаря чему не отделяется от пейзажа, а словно сливается с ним. Впрочем, говорят, что художник, умерший во время эпидемии чумы, не успел ее закончить, ее дорабатывал его друг Тициан. Ему же приписывают и окончание картины «Сельский концерт» где двое мужчин музицируют, на лужайке среди деревьев, и как бы в параллельном мире существуют две обнаженные женские фигуры. Говорят, Тициан чуть не в последний момент успел вынести холсты, которые должны были быть сожжены, как все вещи умершего от чумы.

Тициан (1488 — 1576)

Тициан картины с названиями

Тициан по праву считается одним из величайших художников Возрождения, его последним великим представителем. Он прожил очень долгую жизнь, работая до последних дней. Именно в его творчестве наиболее ярко отразилось жизнелюбие венецианцев, их умение наслаждаться жизнью. Тициан писал огромные полотна на евангельские темы, немало у него картин на мифологические сюжеты. Рисуя женщин, он создает их портреты в соответствии с идеальным эталоном красоты, как ее понимали в Венеции в XVI веке: роскошных венецианок с рыжими волосами в великолепных нарядах.

Он их изображает то в образе Венеры, то Флоры. Говорят, «Девушку с фруктами» он рисовал со своей дочери Лавинии. Создавая портреты мужчин, он последним из ренессансных художников будет подчеркивать их внутреннюю силу, ум, индивидуальность. Не зря чести заказать ему портрет будут добиваться короли, представители высшего духовенства.  Чаще всего художник подчеркнет их брутальность и незаурядность. Он не раз писал портреты императора Священной Римской империи Карла V. Известно, что великий правитель поднял кисть, оброненную художником, сказав  удивленным придворным, что герцогов и графов он может сделать сколько угодно, а Тициана сотворил Бог. Впрочем, на протрете Папы Павла III с внуками он уловил коварство и подозрительность героев, как бы предугадав будущую трагедия в этой семье, когда Оттавиано, который так льстиво склонился перед дедом, станет участником покушения на собственного отца. А сам Павел умрет от горя. Среди героев портретов Тициана есть и тонкие поэтичные натуры, каким является Молодой человек с перчаткой. Это один из ранних портретов художника. Эпоха Возрождения была противоречивой, но бесспорно, что именно в то время особенно ценились ум, талант и богатый внутренний мир.

У Тициана будет немало работ на религиозные сюжеты. Среди них — «Кающаяся Мария Магдалина», самая верная последовательница Христа, услышав его проповеди, она раскаялась в грехах и была с ним рядом до самых последних часов его жизни. Ее часто изображают на картинах «Оплакивание» . Ей же первой явился Христос после воскрешения. Она тянет к нему руки, а он жестом приказывает ей не касаться его: он уже существо из другого мира. Обязательный атрибут Марии Магдалины — череп, символ недолговечности всего земного.

Впрочем, в позднем творчестве Тициана много драматизма, и это не удивительно: на протяжении XVI века Венеция теряла былое могущество, ощущение радости жизни угасало. Но старый художник не только продолжает работать, но создает новую технику, опередившую время. Вот что писал современник о его поздних картинах: «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной кистью в чистом красном тоне, который призван был наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех мазков, вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры. Заложив эти драгоценные основы, он поворачивал свои картины лицом к стене и порой оставлял их в таком положении месяцами, не удостаивая их даже взглядом. Когда он брался за них вновь, он разглядывал их с суровым вниманием, точно это были его злейшие враги, дабы увидеть в них какие-либо недостатки. И по мере того как он открывал черты, не соответствовавшие его тонкому замыслу, он принимался действовать подобно доброму хирургу, без всякой милости удаляющему опухоли, вырезающему мясо, вправляющему руку и ногу . Говорят, в конце он работал уже не кистью, а пальцами,  создавая удивительную тонкость полутонов. Часто вблизи его картины смотрятся как месиво красок, и лишь отойдя, зритель видит, как из их хаоса выступают мощные фигуры. Таков его «Святой Себастьян», один из христианских святых, которого расстреляли лучники, так как он не захотел отказаться от Христа. Святого Себастьяна рисовали многие художники. У Боттичелли это печальная страдающая фигура, причем он страдает не физически, а духовно. Святой Себастьян Тициана — могучий человек, готовый бороться за то, что для него свято. Это последняя подлинно мощная фигура угасающего Ренессанса.  «Пьета» Тициана почти монохромна. Говорят, он закончил ее в день смерти. Старый художник умер от чумы, но благодаря заступничеству властей, его похоронили не в общей могиле, а в Соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, для которого он написал когда-то свою знаменитую «Ассунту» — «Вознесение Богоматери».

image

Еще материалы о венецианской живописи можно найти в презентации, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/17o9v1w6J1Bbhd7Uw6zZ7IQOP1uzFAkvS/view?usp=sharing

Вопросы контрольных для учеников художественной школы

 1  контрольная

Раннее Возрождение и Боттичелли

        1. Возрождения началось в стране…
        2. Художники Возрождения считали, что возрождают…
        3. Этот поэт написал поэму о рае и аде, чтоб быть достойным любимой женщины.
        4. Уважение, интерес к человеку называлось…
        5. Это слово ввел в употребление поэт…
        6. Центры итальянского Возрождения
        7. Флорентийские художники в живописи заново открыли…
        8. Семья флорентийских банкиров, которая покровительствовала художникам
        9. Этот художник считается отцом новой живописи.
        10. Этот великий художник раннего Возрождения прожил всего 27 .
        11. Мазаччо был уверен, что живопись должна в красках и линиях изображать…
        12. Этот скульптор отошел от условностей средневековой скульптуры, создавая образы реальных людей.
        13. Одна из статуй Донателло изображает женщину, которая спасла свои город. Статуя называется…
        14. Его настоящее имя было — Алессандро ди Филипепи, но в истории искусства он остался под именем…
        15. На картине «Поклонение волхвов» Боттичелли изобразил…
        16. Говорят, Грации, Венера похожи на красавицу…
        17. Боттичелли пережил кризис под влиянием монаха…
        18. Он написал несколько картин на сюжет…
        19. Назовите картины и их авторов.

Контрольная №2.

Вопросы по Микеланджело и Леонардо да Винчи

        1. Верроккьо, говорят, отказался от занятия живописью, когда увидел, как Леонардо нарисовал  на картине «Крещение»…
        2. В 1482 году Леонардо переехал в город  … где стал придворным художником правителя…
        3. Он написал портрет Чечилии Галерани, который мы называем…
        4. В Милане для монастыря Санта-Мария-делле-Грацие Леонардо написал фреску…
        5. Дымка, которая окружает лицо Джоконды, называется…
        6. Где умер Леонардо?
        7. Эту скульптуру Микеланджело создал в 24 года
        8. Статуя молодого библейского героя, которую создал Микеланджело, станет символом Флоренции.
        9. По заказу этого папы Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы.
        10. Назовите 2-3 сюжета росписи этого потолка
        11. Для гробницы папы Юлия II Микеланджело сделал статую…
        12. На стене Сикстинской капеллы Микеланджело написал фреску…
        13. В последние годы Микеланджело работал над созданием купола
        14. Его последняя незаконченная статуя …
        15. Назовите картины и авторов

Контрольная 3.  Рафаэль. Венецианское возрождение

        1. Рафаэль родился в…
        2. Он написал около 30 изображений …
        3. Среди фресок, написанных для личных комнат папы римского, фреска …
        4. На ней он изобразил (2-3 философа)
        5. Эту картину Рафаэля во время войны спасли советские солдаты. Она находится в Дрезденской галерее
        6. Венеция славилась изделиями …
        7. Венецианские художники стали первыми в Италии писать (чем)?
        8. На картине Джорджоне «Гроза» в центре не люди, а…
        9. Какие картины написал Джорджоне?
        10. Говорят, «Спящую Венеру Джорджоне не успел закончить, ее дописал его друг…
        11. Самый крупный представитель венецианской живописи…
        12. Тициан много рисовал прекрасных рыжеволосых венецианок (2 примера)
        13. 2 примера мужских портретов Тициана
        14. Этот император поднял кисть, которую уронил Тициан.
        15.  Кто такая Мария Магдалина?
        16. На картинах рядом с ней часто изображают этот символ недолговечности человека.
        17. Говорят, завершая картину, Тициан работал уже не кистью, а …  создавая тончайшие оттенки.
        18. Последняя работа, которую он дописал перед тем смертью…
        19. Тициан умер от…
        20. Назовите картины и авторов

Если вы захотите посмотреть ролики о моем посещении Рима, Венеции, вот ссылки.

Мой Рим. Ватикан, площадь Навона, Пантеон

 

Один комментарий к “Искусство итальянского Возрождения”

  1. Спасибо! Очень содержательная подборка материалов,в логичном изложении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *