Русская икона Xl — XV веков. Сюжеты, образы, авторы

Иконы

Древнерусская икона — одно из высших достижений не только русской, но и мировой культуры. И дело не только в ее живописных достоинствах. Для мастеров иконописи было важно не просто изобразить Христа или Богоматерь, но «передать дух». А для этого душа художника должна быть чиста, свободна от обыденных мыслей и забот. Прежде чем приступить к созданию иконы, средневековые мастера постились молились. Не случайно большинство великих произведений тогда создавались монахами, среди них был и Андрей Рублев. Немногие дошедшие до нас произведения домонгольского периода показывают, что в XII-XII веках в Новгороде, Киеве были не только замечательные мастера, но и что к тому времени уже сложился русский иконописный стиль. Несмотря на то, что средневековое искусство обычно анонимно, в летописях сохранились имена наиболее выдающихся иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Я предлагаю вам краткую лекцию для школьников по истории русской иконописи и презентацию, которую вы можете посмотреть и скачать, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1jbYkKQSiKByTiqKSkLCFlg6tFuYmP1_P/view?usp=sharing

Содержание

  1. Византия и Киевская Русь. Принятие христианства.
  2. Русская икона XI-XII вв. Киев. Новгород
  3. Русская икона XIV-XV веков.  Псков. Новгород. Общий обзор
  4. Феофан Грек (конец XIV- начало XV), его новгородские фрески и иконы
  5. Московская школа  XV-XVI вв.. Андрей Рублев ( ок. 1360 — 1428),  его фрески и его иконы
  6. Дионисий (около 1440 — 1503г) и его иконы
  7. Иконографические типы изображения Богоматери
  8. Иконографические типы изображения Христа 

 Византия и Киевская Русь. Принятие христианства. 

В 988 году киевский князь Владимир крестил Русь приняв христианство по византийскому образцу, Русь тем самым, вошла в культурное пространство самой развитой страны Европы — Византии. В самом деле, в конце X века в одном Константинополе было больше каменных домов, чем во всей Европе. В то время как европейские императоры не всегда умели написать свое имя, в Византии большинство граждан были грамотны. Диспуты между учеными мужами собирали огромное количество слушателей, уступая в популярности лишь конным состязаниям. Византия одна осталась хранительницей наследия античного мира.

Говорят, русских послов особенно восхитили храмы, а особенно главный собор Константинополя — Софийский собор, его купол, словно подвешенный к небу золотой цепью его мозаики, мерцавшие на стенах в свете свечей, они сказали, что уже не знают, где находятся, на небе или на земле.

И византийские мастера поехали в Киев, чтоб учить новоиспеченных христиан строить храмы, украшать их фресками и мозаиками. В Киеве, по образцу Константинополя, тоже построили Софийский собор.  Византийские мастера украсили его мозаиками и фресками. Мозаика на Руси не прижилась, а вот искусство иконы стало одной из вершин мирового искусства.

Русская икона XI-XII веков. Киев, Новгород

Русские иконописцы оказались хорошими учениками, и первый русский иконописец Алимпий Печерский (конец XI — начало XII века) прославился среди киевлян. Монах Киево-Печерской Лавры, он писал иконы, а если узнавал, что где-то старые пришли в негодность, отправлялся туда и поновлял их. О его мастерстве и праведности ходили легенды.  Утверждали, что к нему являлась Богоматерь, он мог исцелять больных. Рассказывали, как при обрушении или пожаре храмов только его иконы оставались невредимыми. Эти рассказы свидетельствуют об огромном уважении, с которым с самого начала относились к иконописцам. Надо сказать, ни в Европе, ни в Византии такого почитания художников в средние века не было. Алипий Печерский был причислен к лику святых. О том, какие иконы были им написаны, точных сведений нет. Из ныне существующих ему приписывают Великую Панагию, Свенскую-Печерскую икону Божьей матери.

За век с небольшим на Руси выработался свой стиль написания икон. Если лики святых, украшавших Софийский собор в Киеве, были по-византийски суровы и бесстрастны, например, мозаика в апсиде Софийского собора, то на иконе Великая Панагия или Ярославская Оранта,  Богоматерь словно скорбит о бедах людских. И краски другие — светлые, мягкие.

Алипий

Древнейшие русские иконы сохранились в Новгороде, так как этот город не подвергался никаким разрушениям, вплоть до XX  века. Они дают представление о том, каких высот достигла иконопись на Руси в домонгольский период, то есть XI-XII века. Икона «Устюжское Благовещение» была написана  в XII веке для Юрьева монастыря, заложенного еще Ярославом Мудрым. К XII веку относится и икона»Ангел, Златые Власы». Его волосы сделаны из сусального золота.

Новгород Великий

 Богоматерь Знамение, написанная в XII веке, до сих пор одна из почитаемых древнерусских икон. Считается, что она спасла Новгород. Этому событию посвящена икона  «Битва суздальцев с новгородцами» . Она была написана в  XV веке, но сюжет относится в веку XII. В одном из новгородских храмов была особо почитаемая икона Богоматери.  Однажды Владимирский князь Андрей Боголюбский решил покорить вольный Новгород. Привел он к стенам города большое войско. И уже была победа ни стороне Боголюбского, как  вынесли новгородцы свою Богородицу, поставили ее на стену. А когда попала в ее лик вражеская стрела, по ее щеке скатилась слеза, а нападавшие вдруг ослепли и не смогли сопротивляться воинам Новгорода.

Среди самых старых новгородских икон — Георгий Победоносец и Николай Чудотворец XII века. Святой Георгий, или как его звали на русский манер Егорий  Храбрый — один из любимых русских святых, почитание которого пришло из Византии. Церковное предание говорит, что однажды к императору Диоклетиану, известному своей ненавистью к христианам привели юношу-воина, заявившего, что он — христианин. Император потребовал, чтоб Георгий отрекся, но он был непреклонен. И тогда его стали подвергать всяким мукам: пронзать копьем, пилить на части, варить в котле, но святой всякий раз воскресал. Убить его удалось, только отрубив голову. Но не это мученичество создало ему славу.

В его житийной литературе есть легенда, про то, что жителям одного города угрожал дракон, которому отдавали на съедение юношей и девушек. Дошла очередь и до царской дочери. У всех народов есть подобные предания. Может, поэтому св. Георгий так полюбился новоиспеченным христианам на Руси. Конечно, как все принцы, он оказался возле несчастной жертвы и спас ее. На иконах Георгий предстает перед нами сказочным воином, пронзающего змея копьем. Русские иконописцы удивительно умели сочетать самые яркие чистые краски, создавая из них великолепный аккорд. И изображения Георгия — одно из самых замечательных тому подтверждений.

Его называют то Георгий, то Юрий, то Егорий. Как и все народы, только что принявшие христианство, русские еще не забыли своих старых богов, которым они молились об урожае, о дожде, чтоб здоров был скот и т.д. И как церковь ни преследовала эти языческие пережитки, они наделяли чертами старых богов новых святых.  Георгий оказался одним из самых работящих святых. В одном народном стихе о Егории Храбром говорится о том, как он устраивал землю русскую, ее леса, реки, горы, чтоб все было хорошо для человека. Он — хозяин русской природы. В Юрьев день весенний выпускали скот на пастбища. Верили, что хищники не тронут ослабевшую скотину из уважения к Георгию.  Он — покровитель соловьев. Он же открывает и закрывает задвижку на Луне, чтоб месяц был то узким, то круглым. Крестьянский покровитель Егорий стал признанным покровителем и защитником Руси, не случайно он изображался не только на иконах, но на гербах и даже на деньгах. Ведь слово «копейка» пошло от всадника с копьем — Георгия, который изображен на монетках.

Святой Николай был одним из самых непримиримых гонителей ереси, а по русским легендам, это добрый старик. Его считали покровителем плотников, моряков, ему молились, чтобы не было пожара. Есть легенда, что однажды шли по земле Николай и Касьян. Проходили мимо мужика, который не мог вытащить из грязи воз. Мужик попросил помочь, но Касьян не захотел пачкаться. А Николай  помог мужику. Когда Бог узнал об этом, он наказал Касьяна — отныне люди будут поминать его только раз в 4 года 29 февраля. А у св. Николы два праздника в году. С икон на нас глядит святой с очень светлым добрым взглядом, которого любовно зовут — Николай Угодник, один из самых любимых русских святых.

Русская икона XIV — XV веков. Псков. Новгород

После освобождения Руси от монгольского ига начинается золотой период русской иконописи. Выделяются иконописные школы со своими характерными особенностями. Скажем, для псковских икон характерны  резкие контрасты. Мы видим густые насыщенные краски — красные, скорее красно-коричневые, зеленые, почти черные. Лики видны неясно, словно немного смазаны. Все это создает тревожную, драматическую атмосферу.

Псковская икона

Для новгородских икон XIV — XV веков, напротив, характерны яркие краски — киноварь (красный цвет) в контрасте с золотым фоном, розовым,  зеленым цветом. Они создают радостное настроение. Новгородцы, люди практичные, особо почитали святых, помогающих в житейских делах. Так, христианские мученики Флор и Лавр, брошенные в колодец за то, что не хотели отречься от Христа, на Руси считались покровителями лошадей.  Говорят, уже в XIII веке заметили благотворное влияние мощей или икон этих святых на здоровье скота. Изображение коней принято только в русском православии, и изящные  лошадиные фигуры придают иконам о Флоре и Лавре особенную нарядность. Параскева Пятница —  защитница полей и скота, целительницей людских хранительницей семейного благополучия. Илья Пророк, один из самых известных библейских пророков, который живым вознесся на небона Руси почитался  как покровитель воды и огня, ему молились о дожде.

Новгогродские иконы

Есть еще одна удивительная особенность русского иконописного искусства. Средневековое искусство всегда анонимно. Считалось, что художник — лишь орудие в руках Божьих. Так было и на Руси. Но настолько велико было восхищение  людей красотой произведений иконописцев, что невольно народная память сохранила имена наиболее талантливых из них. Эти имена, передаваясь устно, вошли в исторические документы и даже в жития святых. Так, для новгородской, а потом и русской школы стал важным приезд из Византии Феофана Грека.

Феофан Грек и его новгородские фрески (XIV — начало XV века)

Феофан Грек (1340 — 1405) прибыл на Русь из Византии, великой державы, находившейся тогда накануне гибели. В то время многие византийские художники бежали из своей страны.Первым городом, где работал Феофан был Новгород, который в эпоху нашествий с востока и запада остался свободным и сохранил свою самобытность. О том, что сделал Феофан Грек в Новгороде, мы можем судить только по фрагментам росписей церкви Спаса на Ильине. Грозный Пантократор в куполе храма. Суровый взгляд, он то ли благословляет, то ли грозит грешникам. В этом много традиционной византийской суровости, но и какая- то особая страстность, присущая именно этому мастеру. Лики святых неподвижны, но эти белые линии, так энергично нанесенные мастером, придают им некий особый драматизм. Они не просто подвергают испытаниям свое тело, но словно требуют духовного подвига от всех, кто глядит им в глаза. Византия — страна, где был распространен аскетизм. Праведники уходили в пустыню, жили там годами в тяжелейших условиях, проводили дни в молитвах, и византийцы почитали их как учителей и святых. Особым почтением пользовались столпники, годами стоявшие на столпах, возвышениях, повергая себя дополнительным трудностям. Столпникисамые удивительные творения Феофана в церкви Спаса на Ильине. Они стоят на своих столпах, воздев руки вверх (говорят, именно с воздетыми руками они стояли целые дни) и напоминают факелы с языками, рвущимися к небу. Столпник Симеон стоял на столпе в Сирии 47 лет. Столпник Алимпий — 53 года стоял на столпе близ Константинополя. Рядом Макарий Египетский. Словно совсем бесплотный, лишь руки, устремленные к Богу.

Феофан Грек фрески

Феофан Грек поразил современников. Пожалуй, о нем, первом из мастеров религиозной живописи сохранилось упоминание в литературе. Епифаний Премудрый, замечательный русский писатель, писал: «Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ и зело хитрый Феофан, родом грек, книги изограф и нарочитый среди иконописцев отменный живописец». Епифаний поражался тому, что Феофан, в отличие от прочих иконописцев, не глядит на образцы, «он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту».

Московская школа XV века. Андрей Рублев

Московская школа иконописи возникла позднее других, но  стала выделяться среди других с XIV века, когда Московское княжество, и стало  не только собирать вокруг себя  русские земли, но и приглашать лучших мастеров, включая иконописцев. Поэтому московская икона испытала влияние других школ. Поначалу приглашали византийских мастеров , много позаимствовали москвичи из владимиро-суздальского искусства. И это не удивительно, ведь  именно в  Владимиро- Суздальскому княжество входила Москва. Среди икон XIV века есть две, изображающий Бориса и Глеба. Сыновья киевского князя Владимира, они были  жестоко убиты старшим братов Святополком в борьбе за Киевский престол. Братья стали первыми русскими святыми, они считались покровителями русского государства.

Борис и Глеб иконы

Но подлинного расцвета московская иконописная школа достигла благодаря великим русским иконописцам Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию.

Феофан Грек был приглашен в Москву в начале 1390-х годов. Его имя было окружено уважением, известно, что он руководил росписью нескольких храмов, но точно нельзя сказать, какие иконы были написаны им. Предполагают, что он написал «Успение Богоматери», а на обороте иконы — изображение Богоматери Умиление, известное как «Донская Богоматерь«, одна из почитаемых русских икон защитников русских воинов .

null

Известно , что Феофан Грек расписывал несколько московских церквей, среди которых  Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля.

Андрей Рублев

Над росписью иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля с Феофаном Греком работали еще Прохор, старец из Городца и чернец Андрей Рублев (1360 — 1430). Таково самое раннее дошедшее до нас упоминание об Андрее Рублеве. Они расписывали Праздничный ряд иконостаса. Что принадлежит кисти каждого из них, трудно сказать. Но символично, что эта работа соединила уже прославленного мастера и  молодого монаха Андронникова монастыря Андрея. Мы мало знаем о жизни Рублева, да и не полагалось монахам иметь биографию.

Известно, что уже при жизни иконы этого мастера ценились очень высоко. Монастыри готовы были платить за одну икону Рублева деньги, равные стоимости целой деревни. Имя это помнили и тогда, когда прошел 15 век, золотой век русской иконы, хотя уже никто не мог похвастаться, что видел иконы мастера.

Рублев Троица Спас

Да, все знали, что для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры Андреем Рублевым  была написана «Троица». Она продолжала висеть в соборе и была весьма почитаема. Но только сама икона была скрыта под драгоценным окладом, а лики потемнели от времени. И даже когда в 1904 году сняли ризу, то увидели живопись 18 века, когда икона поновлялась. Только когда реставраторы сняли поздние слои, открылась светлая одухотворенная живопись Рублева.

Икона была написана на традиционный библейский сюжет, когда к праотцу Аврааму пришли три ангела с вестью о том, что от него пойдет избранный Богом род. Но икона Рублева несла новый смысл. Идея единения, любви, которые внес в культ Троицы Сергий Радонежский, здесь гениально выражена в безмолвной беседе трех юношей, в их мягко склоненных головах, словно каждый прислушивается к мыслям соседа и отвечает ему. «Троица» потрясла художников начала века. Стали искать другие работы Рублева.

Было известно, что в 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украшали фресками самый почитаемый храм Руси — Успенский собор во Владимире. Кстати, это единственные документально подтвержденные фрески, созданные великим мастером.

Рублев А Апостолы

На сводах собора, столбах мы видим части композиции «Страшный суд». В средние века нередко на стенах церквей изображали этот сюжет в назидание грешникам. Там и черти, и пламя. А у Рублева — свет и гармония.  Для него Страшный суд —  пришествие в мир Христа. И поэтому не страшно, а радостно. Вот сидят апостолы — Матфей, Марк, Лука, Иоанн, за ними ангелы. Они готовы к встрече со Спасителем.

Рублев Апостолы

Сам Иисус указывает одной рукой путь вверх, а другой — вниз, в ад, но это не жест сурового судьи, он мягкий, словно примиряющий. Сколько веры в добро и справедливость должен был иметь монах Андрей Рублев в жестоком XV веке, чтоб написать такой не страшный «Страшный суд»!

В 1918 году в сарае близ Звенигорода нашли три старых почерневших доски. После расчистки под чернотой обнаружили три лика: Христа, Архангела Михаила и апостола Павла. Принято считать, что это работы Рублева, хотя точных данных по этому вопросу нет. Но кто еще, кроме него, мог придать лику Иисуса Христа столько мудрости, доброты, благородства? Кажется, не только в русской иконописи, но и во всей мировой живописи никому не удалось зримо запечатлеть все то прекрасное, что нес миру Христос. Три этих доски  известны под именем «Звенигородский чин».

рублев Звенигородский чин

Время  Рублева — это эпоха высшего взлета русской иконописи, в русских иконах соединилась самобытная манера и удивительная одухотворенность. Очевидно, это соответствовало душевному строю монаха Андроникова монастыря, не зря же его личность была так притягательна для современников, Андрей Рублев позднее был причислен к лику святых. 

Дионисий и его иконы

Последней яркой личностью древнерусской живописи был Дионисий (1440 — 1502). Он родился уже после смерти Андрея Рублева. Дионисий не был монахом. Но это ему прощалось за удивительную красоту его красок. Иконы Дионисия узнаешь издалека по тому чувству радости, праздника, которое от них исходит. О его работах знаток русской живописи Муратов писал, что они «Светлы, праздничны, пылают розовым огнем, зеленью и лазурью». Именно Муратов первым оценил фрески Ферапонтова монастыря, что расположился на берегу небольшого озера в Белозерском крае. Он писал, что это «замечательнейший и прекраснейший изо всех известных до сей поры памятников древнерусской живописи».  Там нет понятия о горе и грехе, там ничем не омраченная радость. Персонажи его фресок и икон полны грации и красоты, они словно парят в воздухе. И даже в распятом Христе нет ни боли, ни страданий, а лишь радостное предчувствие воскресения.

Иконы Дионисия

Сам Дионисий жил в реальном непростом мире. Порой он, как полагают исследователи, становился жертвой политических игр. Всемогущий Иосиф Волоцкий то приближал его, а то подвергал опале, полагают, что даже его имя был под запретом.  Мы не знаем, где умер и похоронен Дионисий. Но, пусть не полностью, но сохранились доказательства величия мастера: его фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, иконы из Успенского собора Московского Кремля, великолепная икона «Распятие» из Троицкого сбора Павло- Обнорского монастыря. Там все то же «райское песнопение» линий и цвета, причем белый главенствует, все просветляя как знак чистоты.

Иконографические типы изображения Богоматери

 Надо сказать, иконы писались строго в соответствии с определенными законами, завезенными тоже из Византии. Есть довольно много типов изображения Богоматери. Мы уже видели Оранту — по-гречески это слово означало «молящаяся». Богоматерь изображалась во весь рост и поднятыми руками. Кстати, у Оранты в Софийском соборе Киева было еще одно название: «Нерушимая стена». Оранта — одно из самых ранних изображений Богородицы,  известное еще со времен раннего христианства.

Известно еще поясное изображение Богоматери с поднятыми руками. Такие иконы называются Знамение. Одна из таких считается спасительницей Новгорода.

Самый распространенный  тип изображения Богоматери  —  «Одигитрия», а по-русски — «Путеводительница». Богоматерь на руке держит сына, указывая на него другой — как на Спасителя. Он поднял руку в благословении, а в другой руке держит книгу или свиток.  Богоматерь изображена чаще по пояс,  но в иных случаях — оплечно. Многие почитаемые русские иконы относятся как раз к этому типу. Среди них — Иверская, Тихвинская, Казанская, Смоленская. Каждая из этих икон имеет  свои особенности, но общее — поясное, реже оплечное изображение Богоматери с младенцем Христом на руках.

Одигитрия

Изображение, где мать и сын прижались друг к дружке щеками, было заимствовано в византийской иконографии. По-гречески такие иконы звались — «елеуса» — «милующая», русские переделали название так: «умиление». И смысл вышел немного другой: не милостивая Царица Небесная, а нежная мать, на которую с умилением глядят православные. К  этому иконографическому типу относят самую почитаемую русскую икону —  Владимирскую Богоматерь, а еще  — Донскую.

Богоматерь Умиление

Иконам, где изображена Богоматерь, приписывали приписывали чудотворную силу. Разные изображения имели свою специализацию. От слепоты помогала Казанская, если заболевал ребенок, молились Тихвинской, от пожара спасала Богоматерь Неопалимая Купина. Семистрельная называется еще Умягчение злых сердец. Люди и сегодня едут в Высоцкий монастырь Серпухова, веря, что тамошняя Богоматерь Неупиваемая Чаша поможет избавиться от алкоголизма.

Иконография Богоматери

Об иконах, на которых изображена Богоматерь, говорили, что они спасали города. Самой почитаемой иконой, считавшейся спасительницей Руси, была Владимирская Богоматерь. Привезенная в XII веке из Византии, она особенно полюбилась русским. Может быть, она выделилась среди прочих ликов тем взглядом, полным скорби, которым она глядит на нас, прижимаясь щекой к щечке сына. В этом лике так много женской боли. Говорят, когда гордый и суровый князь Андрей Боголюбский увидел ее, то упал перед ней на колени. А когда он отправился княжить на север, в далекое Владимирское княжество, то тайно вывез ее из Киева. Эта икона находилась в главном храме Владимира — Успенском соборе, пока ее не выпросили москвичи, узнав, что к Москве идет Тамерлан. Говорят, в тот день, когда вся Москва вышла с иконой Владимирской Богоматери, крестным ходом вокруг стен города, Тамерлан вдруг повернул войска прочь, и есть предание, что это Богородица явилась ему во сне.

Образ Богоматери в русском православии и русской иконописи занимал особое место: в ней видели заступницу, спасительницу, покровительницу. Это нашло отражение в легендах, апокрифических, т. е. не вошедших в церковные книги рассказах. Самой распространенной была легенда о «Хождении Богородицы по мукам». Однажды Мария попросила архангела Михаила показать ей ад. Увидев страдания грешников, она пришла в такое отчаяние, что стала просить Михаила: «Пусти меня, я тоже спущусь в ад и буду мучиться вместе с ними. «Михаил не разрешил, и Бог отказал Богородице в этой просьбе, а Христос, чтоб утешить мать, дал грешникам один день и одну ночь перерыва. Были и другие легенды, как ходила Мария по Руси, как зашла в избу, а там мать больная и трое детей голодных. И как стала Мария и жены-мироносицы воду носить, печь топить, пищу готовить. И ухаживали за бабой, пока та не выздоровела. Русские верили в доброту Богородицы и в ее могущество Ее считали особой покровительницей Руси, говорили даже, что это именно она выровняла землю, очистив ее от камней и гор, чтоб было хорошо пахать.

Образ Богородицы, которая просит сына за людей, возникает всякий раз, когда в церкви мы видим иконы так называемого Деисусного чина. Это ряд самых больших икон иконостаса, где в центре на престоле сидит Иисус Христос, а по правую и левую руку — святые, основатели церкви, повернувшись к нему, протягивают молитвенно руки, прося Царя Небесного быть снисходительным в день Страшного Суда. И первой по правую руку от Христа стоит Богоматерь. 

Иконографические типы изображения Христа

Христос иконы

 Считается, что самая старинная икона — Спас Нерукотворный. Говорят, что когда Христос шел на казнь и нес на себе крест, только одна женщина его пожалела и дала платок, чтоб он вытер с лица кровь и пот. Спаситель  поднес его к лицу, и лик отпечатался на платке. Вседержитель —главная икона в иконографии Христа. Он изображен по пояс, в одной руке держит книгу, другой — благословляет.По-гречески такие иконы называют Пантократор. Самая старая икона этого типа сохранилась на Синае в монастыре святой Екатерины — VI век.  На иконостасах Христа изображают в центральном — деисусном ряду. «Деисус» означает «моление»,  На высоких иконах изображают Богоматерь, Иоанна Крестителя, архангелов, которые обращаются ко Христу с мольбой быть милостивым в день страшного суда. В центре — изображения христа. Часто это Спас на троне или Спас в силах .

 

Вопросы для художественной школы:

    1. Христианство прошло на Русь из страны…
    2. В Киеве, как и Константинополе главный собор назывался…
    3. Первый русский иконописец конца XI-начала XII века…
    4. Икона Богоматери во вест рост с поднятыми руками называлась…
    5. Самой почитаемой иконой Богоматери, считавшейся спасительницей Руси, была…
    6. Считалось, что она спасла Москву от …
    7. Говорят, когда Христос, идущий на казнь, вытер лицо платком, оно отпечаталось на ткани. Получилась икона…
    8. Икона, где Христос изображен по пояс, по –греческий называется Пантократор, а по-русски…
    9. Самые древние русские иконы сохранились в городе…
    10. По новгородской легенде, когда стрела попала в икону Богоматери, враги…
    11. Этот великий русский иконописец прибыл в конце 14 века из Византии в Новгород.
    12. В церкви Спаса на Ильине Феофан нарисовал…
    13. Икону «Троица» для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры написал иконописец…
    14. В 1918 году возле города Звенигорода нашли иконы А. Рублева…
    15. О его иконах писали, что они «Светлы, праздничны, пылают розовым огнем, зеленью и лазурью».

Один комментарий к “Русская икона Xl — XV веков. Сюжеты, образы, авторы”

  1. «И, окинувши взором
    Его узорчатые башни,
    «Лепота!» — молвил царь.
    И ответили все: «Лепота!»
    Д.Б.Кедрин.Зодчие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *