Древнерусская икона — одно из высших достижений не только русской, но и мировой культуры. И дело не только в ее живописных достоинствах. Для мастеров иконописи было важно не просто изобразить Христа или Богоматерь, но «передать дух». А для этого душа художника должна быть чиста, свободна от обыденных мыслей и забот. Прежде чем приступить к созданию иконы, средневековые мастера постились молились. Не случайно большинство великих произведений тогда создавались монахами, среди них был и Андрей Рублев. Немногие дошедшие до нас произведения домонгольского периода показывают, что в XII-XII веках в Новгороде, Киеве были не только замечательные мастера, но и что к тому времени уже сложился русский иконописный стиль. Несмотря на то, что средневековое искусство обычно анонимно, в летописях сохранились имена наиболее выдающихся иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Я предлагаю вам краткую лекцию для школьников по истории русской иконописи и презентацию, которую вы можете посмотреть и скачать, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1jbYkKQSiKByTiqKSkLCFlg6tFuYmP1_P/view?usp=sharing
Содержание
- Византия и Киевская Русь. Принятие христианства
- Иконографические типы изображения Богоматери
- Иконографические типы изображения Христа
- Великий Новгород и его искусство. Иконы св Георгия и Николай Чудотворца XII век
- Феофан Грек и его новгородские фрески
- Андрей Рублев и его иконы
- Дионисий и его иконы
Византия и Киевская Русь. Принятие христианства.
В 988 году киевский князь Владимир крестил Русь приняв христианство по византийскому образцу, Русь тем самым, вошла в культурное пространство самой развитой страны Европы — Византии. В самом деле, в конце X века в одном Константинополе было больше каменных домов, чем во всей Европе. В то время как европейские императоры не всегда умели написать свое имя, в Византии большинство граждан были грамотны. Диспуты между учеными мужами собирали огромное количество слушателей, уступая в популярности лишь конным состязаниям. Византия одна осталась хранительницей наследия античного мира.
Говорят, русских послов особенно восхитили храмы, а особенно главный собор Константинополя — Софийский собор, его купол, словно подвешенный к небу золотой цепью его мозаики, мерцавшие на стенах в свете свечей, они сказали, что уже не знают, где находятся, на небе или на земле.
И византийские мастера поехали в Киев, чтоб учить новоиспеченных христиан строить храмы, украшать их фресками и мозаиками. В Киеве, по образцу Константинополя, тоже построили Софийский собор. Византийские мастера украсили его мозаиками и фресками. Мозаика на Руси не прижилась, а вот искусство иконы стало одной из вершин мирового искусства. Русские иконописцы оказались хорошими учениками, и первый русский иконописец Алимпий Печерский (конец XI — начало XII века) прославился среди киевлян. О его мастерстве и праведности ходили легенды.
Лики святых, украшавших Софийский собор в Киеве, Михайловский монастырь, были по-византийски суровы и бесстрастны. Вот мозаика в апсиде Софийского собора. И рядом изображение Богоматери, которую приписывают Алимпию — Великая Панагия или Ярославская Оранта. Какие мягкие краски! А в лице печаль, словно она скорбит о бедах людских, и тихая задумчивость.
А в лице печаль, словно она скорбит о бедах людских, и тихая задумчивость. За век с небольшим на Руси выработался свой стиль написания икон.
Иконографические типы изображения Богоматери
Надо сказать, иконы писались строго в соответствии с определенными законами, завезенными тоже из Византии. Есть довольно много типов изображения Богоматери. Мы уже видели Оранту — по-гречески это слово означало «молящаяся». Богоматерь изображалась во весь рост и поднятыми руками. Кстати, у Оранты в Софийском соборе Киева было еще одно название: «Нерушимая стена». Оранта — одно из самых ранних изображений Богородицы, известное еще со времен раннего христианства.
Известно еще поясное изображение Богоматери с поднятыми руками. Такие иконы называются Знамение. Одна из таких считается спасительницей Новгорода.
Самый распространенный тип изображения Богоматери — «Одигитрия», а по-русски — «Путеводительница». Богоматерь на руке держит сына, указывая на него другой — как на Спасителя. Он поднял руку в благословении, а в другой руке держит книгу или свиток. Богоматерь изображена чаще по пояс, но в иных случаях — оплечно. Многие почитаемые русские иконы относятся как раз к этому типу. Среди них — Иверская, Тихвинская, Казанская, Смоленская. Каждая из этих икон имеет свои особенности, но общее — поясное, реже оплечное изображение Богоматери с младенцем Христом на руках.
Изображение, где мать и сын прижались друг к дружке щеками, было заимствовано в византийской иконографии. По-гречески такие иконы звались — «елеуса» — «милующая», русские переделали название так: «умиление». И смысл вышел немного другой: не милостивая Царица Небесная, а нежная мать, на которую с умилением глядят православные. К этому иконографическому типу относят самую почитаемую русскую икону — Владимирскую Богоматерь, а еще — Донскую.
Иконам, где изображена Богоматерь, приписывали приписывали чудотворную силу. Разные изображения имели свою специализацию. От слепоты помогала Казанская, если заболевал ребенок, молились Тихвинской, от пожара спасала Богоматерь Неопалимая Купина. Семистрельная называется еще Умягчение злых сердец. Люди и сегодня едут в Высоцкий монастырь Серпухова, веря, что тамошняя Богоматерь Неупиваемая Чаша поможет избавиться от алкоголизма.
Об иконах, на которых изображена Богоматерь, говорили, что они спасали города. Самой почитаемой иконой, считавшейся спасительницей Руси, была Владимирская Богоматерь. Привезенная в XII веке из Византии, она особенно полюбилась русским. Может быть, она выделилась среди прочих ликов тем взглядом, полным скорби, которым она глядит на нас, прижимаясь щекой к щечке сына. В этом лике так много женской боли. Говорят, когда гордый и суровый князь Андрей Боголюбский увидел ее, то упал перед ней на колени. А когда он отправился княжить на север, в далекое Владимирское княжество, то тайно вывез ее из Киева. Эта икона находилась в главном храме Владимира — Успенском соборе, пока ее не выпросили москвичи, узнав, что к Москве идет Тамерлан. Говорят, в тот день, когда вся Москва вышла с иконой Владимирской Богоматери, крестным ходом вокруг стен города, Тамерлан вдруг повернул войска прочь, и есть предание, что это Богородица явилась ему во сне.
Образ Богоматери в русском православии и русской иконописи занимал особое место: в ней видели заступницу, спасительницу, покровительницу. Это нашло отражение в легендах, апокрифических, т. е. не вошедших в церковные книги рассказах. Самой распространенной была легенда о «Хождении Богородицы по мукам». Однажды Мария попросила архангела Михаила показать ей ад. Увидев страдания грешников, она пришла в такое отчаяние, что стала просить Михаила: «Пусти меня, я тоже спущусь в ад и буду мучиться вместе с ними. «Михаил не разрешил, и Бог отказал Богородице в этой просьбе, а Христос, чтоб утешить мать, дал грешникам один день и одну ночь перерыва. Были и другие легенды, как ходила Мария по Руси, как зашла в избу, а там мать больная и трое детей голодных. И как стала Мария и жены-мироносицы воду носить, печь топить, пищу готовить. И ухаживали за бабой, пока та не выздоровела. Русские верили в доброту Богородицы и в ее могущество Ее считали особой покровительницей Руси, говорили даже, что это именно она выровняла землю, очистив ее от камней и гор, чтоб было хорошо пахать.
Образ Богородицы, которая просит сына за людей, возникает всякий раз, когда в церкви мы видим иконы так называемого Деисусного чина. Это ряд самых больших икон иконостаса, где в центре на престоле сидит Иисус Христос, а по правую и левую руку — святые, основатели церкви, повернувшись к нему, протягивают молитвенно руки, прося Царя Небесного быть снисходительным в день Страшного Суда. И первой по правую руку от Христа стоит Богоматерь.
Иконографические типы изображения Христа
Считается, что самая старинная икона — Спас Нерукотворный. Говорят, что когда Христос шел на казнь и нес на себе крест, только одна женщина его пожалела и дала платок, чтоб он вытер с лица кровь и пот. Спаситель поднес его к лицу, и лик отпечатался на платке. Вседержитель —главная икона в иконографии Христа. Он изображен по пояс, в одной руке держит книгу, другой — благословляет.По-гречески такие иконы называют Пантократор. Самая старая икона этого типа сохранилась на Синае в монастыре святой Екатерины — VI век. На иконостасах Христа изображают в центральном — деисусном ряду. «Деисус» означает «моление», На высоких иконах изображают Богоматерь, Иоанна Крестителя, архангелов, которые обращаются ко Христу с мольбой быть милостивым в день страшного суда. В центре — изображения христа. Часто это Спас на троне или Спас в силах.
Великий Новгород и его иконы. Святой Георгий и Николай Угодник
Древнейшие русские иконы сохранились в Новгороде, так как этот город не подвергался никаким разрушениям, вплоть до XX века. Они дают представление о том, каких высот достигла иконопись на Руси в домонгольский период. Икона «Устюжское Благовещение» была написана в XII веке для Юрьева монастыря, заложенного еще Ярославом Мудрым. К XII веку относится и икона»Ангел, Златые Власы». Его волосы сделаны из сусального золота.
Икона «Битва суздальцев с новгородцами» имеет историческую основу. В одном из новгородских храмов была особо почитаемся икона Богоматери. Однажды Владимирский князь Андрей Боголюбский решил покорить вольный Новгород. Привел он к стенам города большое войско. И уже была победа ни стороне Боголюбского, как вынесли новгородцы свою Богородицу, поставили ее нас стену. А когда попала в ее лик вражеская стрела, нападавшие вдруг ослепли. Богоматерь Знамение,та икона, которая спасла Новгород, до сих пор одна из почитаемых древнерусских икон.
Среди самых старых икон — Георгий Победоносец и Николай Чудотворец XII века. Святой Георгий, или как его звали на русский манер Егорий Храбрый — один из любимых русских святых, почитание которого пришло из Византии. Церковное предание говорит, что однажды к императору Диоклетиану, известному своей ненавистью к христианам привели юношу-воина, заявившего, что он — христианин. Император потребовал, чтоб Георгий отрекся, но он был непреклонен. И тогда его стали подвергать всяким мукам: пронзать копьем, пилить на части, варить в котле, но святой всякий раз воскресал. Убить его удалось, только отрубив голову. Но не это мученичество создало ему славу. В его житийной литературе есть легенда, про то, что жителям одного города угрожал дракон, которому отдавали на съедение юношей и девушек. Дошла очередь и до царской дочери. У всех народов есть подобные предания. Может, поэтому св. Георгий так полюбился новоиспеченным христианам на Руси. Конечно, как все принцы, он оказался возле несчастной жертвы и спас ее. На иконах Георгий предстает перед нами сказочным воином, пронзающего змея копьем. Русские иконописцы удивительно умели сочетать самые яркие чистые краски, создавая из них великолепный аккорд. И изображения Георгия — одно из самых замечательных тому подтверждений.
Его называют то Георгий, то Юрий, то Егорий. Как и все народы, только что принявшие христианство, русские еще не забыли своих старых богов, которым они молились об урожае, о дожде, чтоб здоров был скот и т.д. И как церковь ни преследовала эти языческие пережитки, они наделяли чертами старых богов новых святых. Георгий оказался одним из самых работящих святых. В одном народном стихе о Егории Храбром говорится о том, как он устраивал землю русскую, ее леса, реки, горы, чтоб все было хорошо для человека. Он — хозяин русской природы. В Юрьев день весенний выпускали скот на пастбища. Верили, что хищники не тронут ослабевшую скотину из уважения к Георгию. Он — покровитель соловьев. Он же открывает и закрывает задвижку на Луне, чтоб месяц был то узким, то круглым. Крестьянский покровитель Егорий стал признанным покровителем и защитником Руси, не случайно он изображался не только на иконах, но на гербах и даже на деньгах. Ведь слово «копейка» пошло от всадника с копьем — Георгия, который изображен на монетках.
Святой Николай был одним из самых непримиримых гонителей ереси, а по русским легендам, это добрый старик. Его считали покровителем плотников, моряков, ему молились, чтобы не было пожара. Есть легенда, что однажды шли по земле Николай и Касьян. Проходили мимо мужика, который не мог вытащить из грязи воз. Мужик попросил помочь, но Касьян не захотел пачкаться. А Николай помог мужику. Когда Бог узнал об этом, он наказал Касьяна — отныне люди будут поминать его только раз в 4 года 29 февраля. А у св. Николы два праздника в году. С икон на нас глядит святой с очень светлым добрым взглядом, которого любовно зовут — Николай Угодник, один из самых любимых русских святых.
И еще одна удивительная особенность русского иконописного искусства. Средневековое искусство всегда анонимно. Считалось, что художник — лишь орудие в руках Божьих. Так было и на Руси. Но настолько велико было восхищение людей красотой произведений иконописцев, что невольно народная память сохранила имена наиболее талантливых из них. Эти имена, передаваясь устно, вошли в исторические документы и даже в жития святых.
Феофан Грек
Феофан Грек (1340-1405) прибыл на Русь из Византии, великой державы, находившейся тогда накануне гибели. В то время многие византийские художники бежали из своей страны. Феофан приехал в Новгород, который в эпоху нашествий с востока и запада остался свободным и сохранил свою самобытность. О том, что сделал Феофан Грек в Новгороде, мы можем судить только по фрагментам росписей церкви Спаса на Ильине. Грозный Пантократор в куполе храма. Суровый взгляд, он то ли благословляет, то ли грозит грешникам. В этом много традиционной византийской суровости, но и какая- то особая страстность, присущая именно этому мастеру. Лики святых неподвижны, но эти белые линии, так энергично нанесенные мастером, придают им некий особый драматизм. Они не просто подвергают испытаниям свое тело, но словно требуют духовного подвига от всех, кто глядит им в глаза. Византия — страна, где был распространен аскетизм. Праведники уходили в пустыню, жили там годами в тяжелейших условиях, проводили дни в молитвах, и византийцы почитали их как учителей и святых. Особым почтением пользовались столпники, годами стоявшие на столпах, возвышениях, повергая себя дополнительным трудностям. Столпники — самые удивительные творения Феофана в церкви Спаса на Ильине. Они стоят на своих столпах, воздев руки вверх (говорят, именно с воздетыми руками они стояли целые дни) и напоминают факелы с языками, рвущимися к небу. Столпник Симеон стоял на столпе в Сирии 47 лет. Столпник Алимпий — 53 года стоял на столпе близ Константинополя. Рядом Макарий Египетский. Словно совсем бесплотный, лишь руки, устремленные к Богу.
Феофан Грек поразил современников. Пожалуй, о нем, первом из мастеров религиозной живописи сохранилось упоминание в литературе. Епифаний Премудрый, замечательный русский писатель, писал: «Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ и зело хитрый Феофан, родом грек, книги изограф и нарочитый среди иконописцев отменный живописец». Епифаний поражался тому, что Феофан, в отличие от прочих иконописцев, не глядит на образцы, «он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту»
Андрей Рублев
Над росписью иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля с Феофаном Греком работали еще Прохор, старец из Городца и чернец Андрей Рублев (1360-1430). Таково самое раннее дошедшее до нас упоминание об Андрее Рублеве. Они расписывали Праздничный ряд иконостаса. Что принадлежит кисти каждого из них, трудно сказать. Но символично, что эта работа соединила уже прославленного мастера и монаха Андронникова монастыря Андрея. Мы мало знаем о жизни Рублева, да и не полагалось монахам иметь биографию.
Известно, что уже при жизни иконы этого мастера ценились очень высоко. Что монастыри готовы были платить за одну икону Рублева деньги, равные стоимости целой деревни. Имя это сияло и тогда, когда прошел 15 век, золотой век русской иконы, хотя уже никто не мог похвастаться, что видел иконы мастера.
Да, все знали, что для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры Андреем Рублевым была написана «Троица». Она продолжала висеть в соборе и была весьма почитаема. Но только сама икона была скрыта под драгоценным окладом, а лики потемнели от времени. И даже когда в 1904 году сняли ризу, то увидели живопись 18 века, когда икона поновлялась. Только когда реставраторы сняли поздние слои, открылась светлая одухотворенная живопись Рублева. Написанная на традиционный библейский сюжет, когда к праотцу Аврааму пришли три ангела с вестью о том, что от него пойдет избранный Богом род, икона Рублева несла новый смысл. Идея единения, любви, которые внес в культ Троицы Сергий Радонежский, здесь гениально выражена в безмолвной беседе трех юношей, в их мягко склоненных головах, словно каждый прислушивается к мыслям соседа и отвечает ему. «Троица» потрясла художников начала века. Стали искать другие работы Рублева. Было известно, что в 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украшали фресками самый почитаемый храм Руси — Успенский собор во Владимире. От тех фресок осталось очень мало, лучше всего сохранился Страшный Суд. Это то, чего грешники должны больше всего бояться. Но Рублева это не кара, а конечное великое торжество добра и справедливости, поэтому так светел Христос, так мудры лица апостолов, так грациозны и прекрасны ангелы.
В 1918 году в сарае близ Звенигорода нашли три старых почерневших доски. После расчистки под чернотой обнаружили три лика: Христа, Архангела Михаила и апостола Павла. Принято считать, что это работы Рублева, хотя точных данных по этому вопросу нет. Но кто еще, кроме него, мог придать лику Иисуса Христа столько мудрости, доброты, благородства? Кажется, не только в русской иконописи, но и во всей мировой живописи никому не удалось зримо запечатлеть все то прекрасное, что нес миру Христос. Три этих доски под именем «Звенигородский чин» считаются принадлежащими кисти великого иконописца.
Время Рублева — это эпоха высшего взлета русской иконописи, в русских иконах соединилась самобытная манера и удивительная одухотворенность. Очевидно, это соответствовало душевному строю монаха Андроникова монастыря, не зря же его личность была так притягательна для современников, Андрей Рублев позднее был причислен к лику святых.
Дионисий и его иконы
Последней яркой личностью древнерусской живописи был Дионисий (1440 — 1502). Он родился уже после смерти Андрея Рублева. Дионисий не был монахом. Но это ему прощалось за удивительную красоту его красок. Иконы Дионисия узнаешь издалека по тому чувству радости, праздника, которое от них исходит. О его работах знаток русской живописи Муратов писал, что они «Светлы, праздничны, пылают розовым огнем, зеленью и лазурью». Именно Муратов первым оценил фрески Ферапонтова монастыря, что расположился на берегу небольшого озера в Белозерском крае. Он писал, что это «замечательнейший и прекраснейший изо всех известных до сей поры памятников древнерусской живописи». Там нет понятия о горе и грехе, там ничем не омраченная радость. Персонажи его фресок и икон полны грации и красоты, они словно парят в воздухе. И даже в распятом Христе нет ни боли, ни страданий, а лишь радостное предчувствие воскресения.
Сам Дионисий жил в реальном непростом мире. Порой он, как полагают исследователи, становился жертвой политических игр. Всемогущий Иосиф Волоцкий то приближал его, а то подвергал опале, полагают, что даже его имя был под запретом. Мы не знаем, где умер и похоронен Дионисий. Но, пусть не полностью, но сохранились доказательства величия мастера: его фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, иконы из Успенского собора Московского Кремля, великолепная икона «Распятие» из Троицкого сбора Павло- Обнорского монастыря. Там все то же «райское песнопение» линий и цвета, причем белый главенствует, все просветляя как знак чистоты.
Вопросы для художественной школы:
-
- Христианство прошло на Русь из страны…
- В Киеве, как и Константинополе главный собор назывался…
- Первый русский иконописец конца XI-начала XII века…
- Икона Богоматери во вест рост с поднятыми руками называлась…
- Самой почитаемой иконой Богоматери, считавшейся спасительницей Руси, была…
- Считалось, что она спасла Москву от …
- Говорят, когда Христос, идущий на казнь, вытер лицо платком, оно отпечаталось на ткани. Получилась икона…
- Икона, где Христос изображен по пояс, по –греческий называется Пантократор, а по-русски…
- Самые древние русские иконы сохранились в городе…
- По новгородской легенде, когда стрела попала в икону Богоматери, враги…
- Этот великий русский иконописец прибыл в конце 14 века из Византии в Новгород.
- В церкви Спаса на Ильине Феофан нарисовал…
- Икону «Троица» для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры написал иконописец…
- В 1918 году возле города Звенигорода нашли иконы А. Рублева…
- О его иконах писали, что они «Светлы, праздничны, пылают розовым огнем, зеленью и лазурью».
«И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» — молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
Д.Б.Кедрин.Зодчие