Во 2-й половине XIX века в России произошло много изменений как в общественной жизни, так и в искусстве. Отмена крепостного права в 1861 году и последующие за этим события изменят сознание людей, и это найдет отражение в искусстве. Художники начали осваивать новые темы, связанные с прошлым и настоящим их родины. Крамской создаст целую галерею портретов великих современников. Репин писал и исторические картины, и портреты, он будет чутко отзываться и на события современной России. В. Суриков создаст масштабные исторические полотна. В. Васнецова будет интересовать русская старина, отразившаяся в сказках и былинах. В последние десятилетия XIX века российские художники будут впитывать достижения европейских живописцев, создавая самобытную живопись. Среди них В. Серов, М. Врубель, К. Коровин, Нестеров Я предлагаю вам краткий иллюстрированный рассказ об этих художниках, презентацию и вопросы для учеников художественной школы
Содержание
Для русского общества середины XIX века стало шоком поражение в Крымской войне. Началась она с конфликта летом 1853 года между Россией и ее традиционным противником — Турцией, однако к зиме в войну вступили Англия и Франция. Их флот вошел в Черное море. Целый год будет длится драматическая оборона Севастополя, и, несмотря на героизм защитников города, и в сентябре 1855 город был взят противником. В 1856 году Россия подписала невыгодный для себя мир. Таков был итог царствования императора Николая I. Он вступил на престол в 1825 после разгрома восстания декабристов, и больше всего боялся вольномыслия. Муштра в армии, цензура в литературе и искусстве, засилье бюрократии делали невозможным хоть какое-то развитие.
В 1855 году после смерти отца на престол взошел император Александр II, прозванный Освободителем. Потому что 3 марта 1861 года он издал Манифест об отмене крепостного права. Из 62,5 миллионов жителей России 23,1 миллион крестьян были в полной зависимости от помещиков. Теперь они получили свободу. Александр провел судебную реформу, при которой решения принимали присяжные, то есть непрофессиональные судьбы из рядовых граждан. Земским собраниям доверялось управление на местах. В течение царствования Александра готовилась Конституция. Но одновременно возникает революционное движение. Участники Организации «Земля и воля», возникшей тоже в 1861 году говорили о подготовке крестьянской революции. Уже в 60-е годы появились первые террористические организации, которые своей целью ставили убийство царя и крупных чиновников. В 1866 году совершено первое покушение на Александра II. Всего их будет 6. 1 марта 1881 года царь будет убит.
Впрочем, не все общество будет настроено столь радикально. Среди образованных людей будет немало тех, кто хотел помочь крестьянам. В 70-е годы возникнет движение «хождение в народ». Люди, часто молодые, будут отправляться в деревни, чтобы создавать школы и больницы, учить и лечить крестьян. Народничество просуществует недолго: крестьяне не доверяли городским, а у тех не было опыта подобной работы. Но тема народа будет занимать большое место в литературе и живописи.
Иван Николаевич Крамской (1837- 1887) и его портреты. П.Третьяков
Среди ярких фигур не только в живописи, но и в общественной жизни России был И. Н. Крамской. Он родился в небольшом городке Воронежской губернии в небогатой семье. С детства мальчика восхищали иконы в храме, и он упросил отца отдать его в учение к иконописцу. А потом приезжий фотограф взял его ретушером — тогда на фотографиях, вернее, еще на негативах можно было мягким карандашом поправлять дефекты и даже что-то дорисовывать, этим и занимались ретушеры. Крамской скоро станет мастером своего дела. Фотографы, с которыми он работал, получали медали за свои фото, а для Ивана Николаевича это стало школой рисунка. Накопив денег, в 1857 году Крамской поступил в Академию художеств. Сначала ему все очень нравилось. Он прекрасно учился. Но скоро порядки в Академии разочаровали: вокруг назревают перемены, общество возбуждено, а здесь все очень далеко от реальной жизни. При выпуске студентам давали сюжет для выпускной работы. Крамской и его товарищи просили дать возможность самим выбирать себе современную тему для картины. Но руководство Академии не пошло им навстречу и определило тему из древнего скандинавского мифа. В 1863 году из 15 претендентов на большую золотую медаль 14 ушли с экзамена в знак протеста одним из них был Крамской.
Оказавшись за стенами Академии, они ощутили свободу. Но все были бедны. Ни жилья, ни возможности зарабатывать деньги у молодых бунтарей не было. И тогда Крамской предложил создать Артель художников, своего рода коммуну. Жили, питались сообща, через газету давали объявления о приеме заказов, а заработанными деньгами распоряжались тоже вместе. Это было в духе времени. Как раз в том, 1863 году вышел роман Чернышевского «Что делать?», где, в частности, рассказывалось о такой коммуне. Постепенно дела артели улучшались. Бедные художники смогли снять более просторное жилье, они много работали и весело отдыхали. На «огонек» к ним любили зайти не только другие художники, но и ученые, писатели. Душой артели был Крамской. В его порядочность и бескорыстие верили безоговорочно. Он был не старше остальных по возрасту, но к нему относились как к учителю. Однако время шло, члены артели отходили от общинной жизни, желая жить самостоятельно. В 1870 году Крамской вышел из артели, и она распалась.
Лидер по природе, Крамской был одним из зачинателей еще одного очень важного для всех художников дела — Товарищества передвижных выставок. В XIX веке картины художников могли видеть только жители столиц: Петербурга, Москвы. И продавать свои картины авторам было нелегко. Тогда и возникла идея возить выставки картин по другим городам России. Один художник это не потянет материально, а если художники объединятся, тогда, когда каждый делает взнос и на общие деньги можно арендовать вагон для перевозки картин, зал для их демонстрации. Таким образом, русскую живопись могли видеть, например, жители Нижнего Новгорода, там регулярно проводились Макарьевские ярмарки, куда съезжались купцы со всей страны. Организовывались выставки Передвижников — так стали называть членов товарищества — и в других крупных городах: Киеве, Харькове. Все лучшие русские художники выставляли там свои работы. Первая такая выставка открылась в декабре 1871 года. Передвижников будет объединять интерес к современности, сочувствие к простому народу, критическое отношение к уродливым сторонам российской жизни. Можно было выставлять только новые, прежде не экспонировавшиеся картины.
Для первой выставки Передвижников Крамской написал картину «Майская ночь» на сюжет повести Гоголя. Русалки на берегу реки в бледном свете луны имели успех, картина была куплена Третьяковым.
Иван Николаевич Крамской вошел в историю искусства в первую очередь как замечательный портретист, оставивший изображения самых выдающихся людей второй половины XIX века.
Именно по портретам Крамского мы знаем его коллег-художников: Федора Васильева, гениального пейзажиста, который прожил всего 23 года, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи. Писал он и портреты литераторов, среди них Николай Некрасов, Сергей Аксаков, Михаил Салтыков-Щедрин.
Одним из самых замечательных деятелей культуры второй половины XIX века был Павел Михайлович Третьяков. С ним будет тесно связано творчество Крамского. Однажды художник уговорил болезненно скромного Третьякова ему позировать. У него удивительное лицо: оно словно светится.
Семья Третьяковых владела фабриками, лавками. Павел с 15 лет уже вел бухгалтерские книги, а в 18 после смерти отца возглавил семейный бизнес. И тогда же начал собирать свою коллекцию картин. Коллекционеров среди купечества было немало. Чаще всего покупали голландских, французских художников. Павел Михайлович Третьяков сразу решил, что будет собирать русских художников. Он стал бывать в их мастерских, и порой наметанным взглядом мог в еще незаконченной работе увидеть будущий шедевр. Тогда он покупал картину прежде, чем она попадает на выставку. Так он собрал лучшую в России коллекцию русских картин. Поначалу она размещалась в комнатах его дома в Лаврушинском переулке. Но у Третьякова была слишком широкая душа, чтоб он наслаждался картинами в одиночку. В 1873 году к дому пристроили галерею, где висели 150 картин его коллекции. И осмотреть их мог всякий бесплатно. А в 1892 году Третьяков обратился в Московскую городскую Думу с просьбой принять в дар городу его огромную коллекцию, включавшую около 2000 картин. Теперь Третьяковская галерея — одна из главных достопримечательностей Москвы.
Павел Михайлович Третьяков не просто покупал понравившиеся ему картины, но и сознательно формировал коллекцию. Так, он хотел иметь в ней как можно больше портретов замечательных людей России. Самой большой мечтой его было приобрести портрет Льва Николаевича Толстого, но писатель, которого почитали не только в России, но и в мире, отказывался позировать. Третьяков обратился к Крамскому, чтоб тот уговорил его. В 1873 году художник отправился в поместье Толстого Ясная Поляна. Убеждать писателя пришлось долго. Согласился Лев Николаевич, когда Крамской сказал, что его портрет все равно будет написан не им, так другим художником много лет спустя. В итоге Крамской писал одновременно два портрета — один для Третьякова, другой для Ясной Поляны.
Он изобразил графа Толстого в простой крестьянской блузе. Ведь это было время, когда тот считал, что праздная жизнь людей высшего класса безнравственна, что надо жить как крестьяне: есть простую пищу, много трудиться физически. Толстой был очень сильным человеком, и косил, пахал не хуже крестьян. Но какой живой, словно пронизывающий зрителя взгляд у этого человека на портрете Крамского! Как раз в том году Толстой начал писать свой роман «Анна Каренина», до сих пор один из самых читаемых в мире. Кто нарисован на следующем портрете, узнать невозможно, не случайно автор назвал его «Неизвестная». Уже почти полтора века искусствоведы гадают, кто эта красавица с надменным взглядом и припухшими (не от слез ли?) глазами. Кстати, одна из версий связывает этот образ с Анной Карениной, героиней Льва Толстого.
Вроде бы, Крамского интересовала только современность, помним, что из-за исторических сюжетов он в свое время ушел из Академии. Но на протяжении всей жизни его очень привлекал образ Христа. В 1872 году на 2-й выставке Передвижников Крамской представил свою картину «Христос в пустыне».
Из Евангелия мы знаем, что прежде, чем выйти к людям с проповедями, Христос 40 дней провел в Иудейской пустыне, где много молился, думал. В это время его искушал дьявол, но Иисус не поддался на его провокации. Перед нами человек в глубокой задумчивости. Христос знает, что путь его будет трудным, но он должен идти к людям, чтобы нести им свою истину. Не об этом ли думали и лучшие представители образованной России: о служении народу, о жертвах, которые им, возможно, надо будет принести. Крамской вынашивал идею еще одной картины о Христе, но он был так востребован и настолько загружен заказами, что так и не смог ее написать. Он умер во время работы, когда писал портрет известного врача.
Илья Ефимович Репин (1844 — 1930)
Крамского считал своим учителем еще один выдающийся художник второй половины XIX века И. Е. Репин. Их будут объединять не только реалистическая манера живописи, но и интерес к современной тематике. Он прожил долгую жизнь, и даже в старости не оставлял кисти и красок, несмотря на запреты врачей. Не было в русской живописи художника столь универсального: он был замечательным портретистом, каждая его историческая картина становилась событием, а еще Репин был автором наиболее острых картин на современную тему.
В детстве он успел поучиться в школе топографов, поработал подмастерьем в иконописной мастерской, а в 19 лет отправился в Петербург. В Академию поступить было нелегко, но юноша своего добился. Он послушно писал картины на библейские темы, был удостоен Большой золотой медали, но еще будучи студентом задумал картину на сюжет из современной жизни, которая вызовет большой интерес общества: «Бурлаки на Волге». Уже по российским рекам плавали пароходы, однако порой баржи и корабли тащила ватага бурлаков. Эти люди славились своей силой и удалью. Но непосильная тяжелая работа до срока сводила их в могилу. О них с болью писал Некрасов:
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик.
Впервые бурлаков Репин увидел на Неве, и его поразил контраст между их нищетой и сытой публикой, гуляющей вокруг. А в 1870 году во время поездки по Волге он познакомился с бурлаками, делал этюды. Репин не только сочувствовал, но и восхищался ими. Его привлекали яркие колоритные типы, среди которых был Канин, бывший монах. Он стал центральной фигурой картины. О «Бурлаках на Волге» много говорили в Петербурге, пока художник еще только работал над ней, а когда «Бурлаки» были выставлены в Петербурге в 1873 году, а потом в Вене на Всемирной выставке они имели большой успех.
Немалое место в творчестве Репина 70 — 80-х годов займут о образы революционеров. В 1878 году создана картина «Арест пропагандиста», своего рода вариация евангельского сюжета об аресте Христа. В 1879 Репин писал «Отказ от исповеди» под впечатлением от поэмы Минского. Там герой вместо исповеди говорит такие слова:
В камере приговоренный к смерти и священник, который пришел его исповедовать перед казнью. Среди новых идей, которые распространялись среди интеллигенции был атеизм. Этот человек не хочет отпущения грехов. Об этом говорит его «закрытая» поза и отсутствие смирения на лице. Впрочем, сейчас говорят, что прежде картина называлась «Перед исповедью». В 1884 году Репин начал работать над картиной «Не ждали». Мать, жена, дети видят отца, вернувшего из ссылки или заключения. Дети смотрят с простым любопытством: они не знают, кто этот больной и оборванный человек. Спиной к нам замерла пожилая женщина, наверное, мать. Кажется, она вот-вот упадет — от радости, что видит сына или от горя — он так измучен… Надо сказать, общество очень сочувственно относилось тогда к революционерам, и даже к террористам. Так что Репин отразил это общее настроение.
В 1885 — 1887 годах Репин работает над одной из самых знаменитых картин, которая вызвала самые противоречивые оценки: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Репин писал потом, что идея картины возникла у него после убийства Александра II. Шла кровавая полоса в жизни России, и он решил выразить свои ощущения через исторический сюжет о том, как Иван Грозный в приступе гнева нечаянно убил своего сына и наследника, царевича Ивана.
Картину купил Третьяков, но ему запретили показывать ее публике, так как власти не хотели, чтоб люди видели царя-убийцу. Безумное лицо Ивана Грозного, очень натуралистично написанная кровь будут тяжело действовать на зрителей, и один из них в 1913 году бросится на нее с ножом нанесет 3 удара (видно на иллюстрации). Картина будет долго реставрироваться.
В 1880 году Репин начнет писать этюды еще к одной исторической картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». С давних пор на удаленных землях России селились вольные люди, часто беглые, которые не хотели подчиняться господам их называли казаки. С XVIII их стали использовать как военную силу на границах империи. Были донские казаки, уральские, сибирские. За днепровскими порогами жили запорожцы. Они защищали, в частности, южные рубежи России от нападения турок. Был, действительно, такой исторический факт: султан прислал им письмо, в котором писал: «Повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.» Но казаков этим не запугать. Они написали ответное письмо, где были такие слова: «Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой«. Ну и при том много обидных прозвищ, которые давали ему все вместе, при этом умирая от хохота. Репин читал эти письма, они вдохновили его на создание картины.
Репин был признанным мастером портрета. Глядя на его работы, видно, как менялась творческая манера мастера, его цветовая гамма. От сурового реализма он шел к лирическому портрету, выполненному в технике, близкой к импрессионизму. Достаточно сравнить два портрета Льва Толстого. А как непохожи портреты двух писателей: И. Тургенева и Л. Андреева. Их разделяют 20 лет.
Василий Иванович Суриков (1848- 1916).
Еще одна яркая фигура в живописи второй половины XIX века — В. И. Суриков, мастер крупных полотен на темы российской истории. Представитель казачества, его предки пришли в Сибирь еще в XVI веке с Ермаком, Суриков гордился: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более чем 200-летнее». Чтоб добраться из родного Красноярска в Петербург, он ехал с рыбным обозом по зимней дороге 2 месяца. Проезжая через Москву, он побывал на Красной площади, она его поразила. С тех пор Суриков мечтал написать картину, действие которой будет происходить на фоне храма Василия Блаженного.
И, надо сказать, после окончания Академии художеств первой крупной его работой будет «Утро стрелецкой казни» (1881 год). Трагические события 1698 года, когда 26-летний царь Перт I казнил стрельцов, восставших против него, развернулись как раз на фоне пестрых куполов храма. Известно, что тогда было казнено более 1000 человек. В центре картины изображено лобное место, на него поднимаются приговоренные к смерти. У Сурикова обычно детально прописаны не только внешность, но и характеры многочисленных героев. Рыдающая женщина, у которой увели мужа, поникшая от горя старуха. Но надо всем этим страданием людей — дуэль взглядов двух людей: стрельца со свечой и царя в зеленом мундире. В глазах — непримиримая ненависть.
В 1887 году Суриков завершил работу над, пожалуй, самым известным своим полотном: «Боярыня Морозова». Эта огромная картина (304 на 587,5 см) рассказывает тоже о событиях XVII века. Во время царствования отца Петра I — Алексея, патриархом Никоном была проведена церковная реформа, которая вызвала очень неоднозначную реакцию. Многие верующие считали, что у них отнимают религию отцов. Таким образом, в русском православии произошел раскол. Тех, кто не принял изменения в церковных книгах и обрядах стали называть раскольниками. Их арестовывали, подвергали пыткам. Некоторые добровольно сжигали себя (протопоп Аввакум). Многие бежали в недоступные места — в Сибирь, на Урал. Кстати в XIX веке из раскольников будут происходить известные русские предприниматели, включая Третьяковых. Среди тех, кто при Алексее отказался принять реформы, была очень знатная боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, женщина, близкая к царскому окружению. Морозову сначала уговаривали по-хорошему, но она была непреклонна. Тогда ее арестовали и отправили в ссылку. Суриков изобразил, как ее, гордую аристократку, везут по Москве в простых санях.
Люди реагируют по-разному: кто смеется, кто сочувствует. На снегу сидит юродивый, поднявший 2 перста — именно так крестились в России до реформ. И сама Морозова поднимает руку, закованную цепью — тоже двумя пальцами — она не сдается. Федосья Морозова и ее сестра умерли в ссылке от голода.
В 1891 году Суриков написал картину «Взятие снежного городка». Она поразила публику, привыкшую к трагическим сюжетам художника своей жизнерадостностью. Суриков вспоминал о зимних забавах в родном Красноярке, когда парни выходили прямо на лед Енисея биться стенка на стенку или строили ледяные крепости. Суриков писал эту картину на родине. Говорят, для работы, по его просьбе, воздвигли настоящий городок и устроили показательный штурм, а художник стоял и делал этюды.
Эскизы к своим монументальным работам Суриков нередко писал акварелью. Впрочем, он создавал и отдельные картины в этой технике, которую полюбил еще в Красноярске. Среди его известных акварелей Сурикова — портрет сестры его жены княгини С. А. Кропоткиной, дочери Ольги. Отправляясь в путешествие, он обязательно брал с собой акварельные краски.
На его акварелях мы видим Рим, Флоренцию, родную Сибирь.
Валентин Александрович Серов (1865 — 1911)
Серов принадлежит к следующему поколению русских художников. Художник родился в творческой семье. Отец был известным композитором, мать мечтала о музыкальной карьере и у нее не было времени заниматься сыном. Поэтому после смерти отца шестилетний Валентин жил в разных местах, а с 9 лет начал заниматься живописью с Репиным. Вместе с ним мальчик попал в дом известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова, очень заметной личности конца XIX века. Это будет место, где не избалованный домашним теплом Валя будет чувствовать себя уютно. И потом, учась в Академии художеств, будет с удовольствием проводить время в Абрамцево у Мамонтовых.
Именно там в 1887 году Серов напишет одну из самых известных своих картин «Девочка с персиками» — портрет Веры Мамонтовой. Чтоб непоседливая девочка согласилась сидеть неподвижно, он обещал после каждого сеанса кататься с ней верхом.
В следующем, 1888 году он напишет еще один свой известный портрет —«Девушка, освещенная солнцем». Для него позировала кузина Серова Маша Симонович. Портрет писался 3 месяца, но ощущение, что он написан на одном дыхании. Пожалуй, это самые солнечные работы художника. Серов был выдающимся и очень востребованным портретистом. Но кого бы он ни писал: высшую аристократию, членов императорской семьи, его в первую очередь интересовали личные качества человека, поэтому в его портретах совсем нет парадности, почтения к титулу. Кого-то из его высокопоставленных заказчиков это даже обижало. В его портретах выражено отношение к модели.
Так, о княгине Юсуповой художник говорил очень тепло он ее называл: «Славная княгиня». Для создания портрета ему потребовалось 80 сеансов. Это объяснялось требовательностью художника к себе. Но общение с Юсуповой доставляло ему удовольствие в отличие от большинства светских заказчиков.
Как по-разному Серов видел людей: Николай II у него мягкий немного печальный. Правда, после того, как императрица стала указывать художнику, как писать царя, он прекратил работу и больше его портретов не писал. Н. Дервиз, жена его друга и М. Львова словно сотканы из света, нежные и легкие. Его друг, художник Константин Коровин сидит по-домашнему непринужденно, доброжелательно глядя на зрителей. А Мика Морозов трогательный и в то же время непоседливый. У Серова был дар чувствовать детей, у него самого их было шестеро.
Начало XX века было временем, когда русское искусство будет вызывать восхищение всей Европы. В 1908 году Сергей Дягилев впервые представил в Париже русский балет и оперу. И потом 2 десятилетия в крупных центрах Европы Русские сезоны будут проходить с неизменным триумфом. Серов написал немало портретов великих деятелей искусства своего времени. Звезда мировой оперы, друг художника Федор Шаляпин. Его портрет, написанный углем, восхитил зрителей. Анна Павлова — великая балерина, блиставшая на Русских сезонах. Этот портрет Серов написал в технике темперы по синему фону. Фигура балерины получилась совершенно невесомая.
Портрет самого Дягилева кажется акварельным, но написан он маслом. Величественная М. Н. Ермолова — лучшая трагическая актриса того времени. Надо сказать, создавая портреты, Серов работал в разных техниках. Это и темпера, и уголь и акварель. Порой в его работах использовалось одновременно несколько разных видов красок.
Валентин Серов р был преимущественно портретистом, хотя среди его работ есть и пейзажи, и картины на мифологические и исторические сюжеты. Так, одна из известных картин «Похищение Европы» написана на сюжет популярного мифа о том, как Зевс, превратившись в быка, похитил красавицу Европу, дочь финикийского царя Агенора. Девушка, увидев прекрасное животное, сначала забавлялась, украшая его цветами, а потом села ему на спину и не заметила, как он поплыл с ней через море. Сюжет картины пришел художнику в голову, когда во время путешествия он оказался на греческом острове Крит, ведь известно, что именно туда увез девушку влюбленный бог. Море и дельфины изображены достаточно условно. Центральное место занимает могучий бык.,Ю причем не только потому, что он наиболее тщательно прописан. Это яркое терракотовое пятно заставляет вспомнить об увлечении художника Матиссом. Поза Европы довольно живая, она сидит на спине животного, одной рукой держась за его могучий рог, а другой- слегка опираясь на его спину. А вот лицо у нее интересное, Застывшее, оно напоминает античные театральные маски.
Картину «Петр I» Серов написал по заказу одного из издателей, который задумал серию картин из русской истории для просвещения молодежи. Основатель Петербурга, создатель русского флота, Петр идет стремительно, большими шагами, и мы видим, как не поспевают за ним его приближенные, как они гнутся под напором ветра. На переднем плане- волнующееся море, на заднем, облака, которые гонит ветер, но царь преодолевает стихии, направляясь к своей цели.
Константин Алексеевич Коровин (1861 — 1939)
Обаятельный, легкий, умеющий очаровать любого, Коровин всегда был душой общества. Конечно, в его жизни было много печального: долго и тяжело болела жена, сын, попав под трамвай, стал инвалидом, художнику приходилось много работать, чтоб содержать семью, но он не любил этого показывать. Если же говорить о его картинах, то трудно представить себе более радостную живопись. Коровин родился в Москве в купеческой семье. Дед был успешным коммерсантом, но отец разорился, поэтому семье пришлось перебраться в пригород, а там мальчик впервые стал замечать красоту природы.
Для будущего художника было важно и то, что мать его писала акварели, а он восхищенно наблюдал за ней. В 14 лет Константин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но скоро перевелся на живописное отделение к А. Саврасову. Коровин потом вспоминал: «Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у бога, и все, что он говорит, как от бога. До чего я любил его!» Саврасов учил своих учеников передавать через пейзаж историю человеческой души. После ухода Саврасова из училища Коровин поступил было в Академию художеств, но то, чему там учили, было очень далеко от интересов художников конца XIX века. В 1884 году он познакомился с Саввой Мамонтовым, промышленником и меценатом, вокруг которого образовался кружок самых интересных художников того времени. В конце 90-х годов Мамонтов создал первую в России частную оперу, и Коровин стал одним из художников этого театра. Картина «Северная идиллия» написана под впечатлением от оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», декорации к которой создал В. Васнецов. Через несколько лет Мамонтов пошлет их с Серовым на север России, и Коровин создаст целую серию картин об этом суровом крае.
В картине «Фонарики» мы прежде всего обращаем внимание на яркие цветовые пятна: на цвет и свет, которые в картине гораздо важнее для художника, чем сюжет. Эта особенность станет особенностью творчества Коровина.
Очень важными для него станут поездки в Париж. Первый раз он попадет туда в 1887 году, и отныне столица Франции станет важным местом его жизни. Здесь он увлекся импрессионистами и его считают самым ярким представителем этого направления в русской живописи. Позднее в Париже Коровин будет успешно работать, оформляя русский павильон на Парижской всемирной выставке. Франция наградит его орденом Почетного Легиона. Здесь он будет жить в эмиграции с 1922 года до смерти, постепенно теряя зрение и впадая в бедность. На Парижской улице Коровин умер от сердечного приступа в 1939 году. Он много писал этот город, особенно любил ночной сверкающий огнями Париж.
Если говорить об импрессионизме Коровина, то надо отметить его неповторимый стиль. Он писал не отдельными мазками, не точками, а цветовыми пятнами, порой кажется, что его изображения состоят из одних солнечных бликов, что делает его картины очень светоносными и радостными. Он говорил: «Я твердо заявляю, что пишу … для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм цветов, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени».
В годы работы в частной опере С. Мамонтова Коровин подружился с Федором Ивановичем Шаляпиным, который тогда только начинал блистать как великий бас, позднее он станет оперной звездой мирового уровня. Кстати, Коровин учил его рисовать, а Шаляпин давал художнику уроки пения. Коровин написал несколько его портретов. Самый известный — Портрет Шаляпина 1911 года. Он ярко освещен солнцем, и, кажется, сам излучает свет, силу, радостное ощущение полноты жизни.
В 1912 году Коровин построил в Гурзуфе дачу. С тех пор солнце, море и цветы Крыма станут источником вдохновения художника. Его крымские картины вызывают ощущение вечного праздника.
В 1910 году Коровин увлекся натюрмортами. Для многих художников натюрморт — это своего рода л творческая лаборатория, помогающая выработать свой язык. Коровина многие ругали за крупные мазки, считая это проявлением небрежности. Но, постепенно отходя от традиционной живописи, он искал гармонию красок и форм. Он писал: «Краски, могут быть праздником глаза… Глаза говорят Вашей душе — радость, наслаждение… Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы”. Он создал более 20 натюрмортов с розами. И это не изящные бутоны.
Он рисует их свободной кистью, крупные мазки лишь намечают очертания лепестков, здесь главное — гармония цветовых пятен.
Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910).
Врубель — один из самых необычных русских живописцев. Его не очень понимали и признавали при жизни, но сегодня мы говорим, что он — гений. Михаил Врубель родился в Омске, где сегодня картинная галерея носит его имя. Его отец, офицер, часто переезжал по службе. Гимназические годы будущего художника прошли в Одессе, где он учился в знаменитой Ришельевской гимназии которую закончил с золотой медалью, а потом поступил на юридический факультет Петербургского университета. Современники говорили, что он был прекрасно образован, увлекался философией, читал в подлиннике Гомера. На последнем курсе университета увлекся живописью. И в 1880 году стал вольнослушателем Академии художеств. Однако в 1883 году судьба сделала резкий поворот: его учитель, профессор Чистяков порекомендовал его для реставрации Кирилловской церкви в Киеве. Врубель занялся работой с большим увлечением, не только реставрировал старые фрески, но и создавал оригинальные произведения. Такова его Богоматерь. В 1884 году Врубель впервые поехал в Венецию. Его поразили мозаики собора святого Марка и живопись Джованни Беллини и Чима да Канельяно. А в 1887 году ему предложили расписывать Владимирский собор. Однако его работы настолько отличались от фресок его коллег, что их не приняли.
Мы можем видеть, что эскизы Врубеля для Владимирского собора написаны в иной манере, чем для Кирилловской церкви. В них появилась особая трагическая одухотворенность. Возможно, это связано с тем, что он был в Италии, и на него произвели впечатление готические витражи и византийские мозаики и фрески. Но надо учесть, что в это время наряду с религиозной живописью художник создает первый образ Демона, до нас не дошедший. В лицах этих икон есть что-то от его будущих Демонов.
Среди немногих дошедших до нас работ киевского периода — «Девочка на фоне персидского ковра». Это портрет дочери владельца ссудной кассы. Заказчику картина не понравилась. А между тем, здесь уже видна особенность манеры Врубеля: изображения на его картинах словно состоят из разноцветных камешков. Кто-то рассказывал, что художник, бывая у знакомого ювелира, любил взять горсть камешков, и смотреть, как они падают, сверкая. А его сестра рассказывала о том, как гимназистом Михаил увлекался выращиванием кристаллов. А еще поражают огромные печальные глаза девочки. Такие глаза — тоже характерная особенность образов Врубеля.
Через 2 года его жизнь совершает следующий крутой поворот. Задержавшись на день проездом в Москве, он заезжает в мастерского друга — Константина Коровина. Тот отвозит его в Абрамцево к Мамонтовым, где подолгу жили лучшие художники той эпохи. В Киев Врубель больше не вернулся. В 1889 году художник создает иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон». Они были выполнены черной акварелью. Современникам они показались уродливыми.
Об удивительных совпадениях в жизни и творчестве Лермонтова и Врубеля вы можете посмотреть в презентации, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/10TRk9S2W8Ua5u7LjsUVm_6PciLmJ0buq/view?usp=sharing
Надо сказать, Врубель будет часто прибегать к технике акварели, работая над образом Демона. Они чаще монохромные: черные или золотые. Вот еще несколько примеров.
Одновременно с иллюстрациями Врубель писал «Демона сидящего». Надо сказать, как у Лермонтова, так и у Врубеля Демон — не дьявол, не сила зла. Это скорее одинокое страдающее, но могучее существо. Сам Врубель говорил, что слово «демон» переводится как «душа«.
К образу Демона Врубель будет возвращаться. Так, в 1899 году он пишет «Демона летящего», а в 1901 начнет писать «Демона поверженного». Мир на картинах Врубеля распадается, словно разбивается вдребезги. Надо приложить некоторые усилия, чтоб разглядеть лица. И если лицо летящего Демона полно пусть отчаянной, но отваги и веры, то лицо Демона поверженного, еле различимое среди сломанных крыльев выражает холодную злобу. Над этим полотном Врубель работал по 14 часов в день, постоянно переделывал уже законченную картину.
Отношения с публикой и критикой у художника не складывались. Очень помог ему Савва Мамонтов, промышленник и меценат. Врубель подолгу жил и в его московском доме, и подмосковном Абрамцево ( я о б этом месте писала, можно пройти по ссылке: https://natalya-telezhinskaya.ru/2019/02/05/в-усадьбе-абрамцево-у-аксакова/)
Когда Врубель для Нижегородской ярмарки сделал два панно: «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» и комиссия их не приняла, Мамонтов на свои деньги построил павильон, где выставлялись отвергнутые работы, водил туда людей, рассказывал, как надо смотреть на работы Врубеля. Сюжет «Принцессы Греза» был взят из одноименной пьесы Эдмона Ростана, очень тогда популярной. Там рассказывалось о рыцаре, который полюбил заморскую принцессу по описанию и отправился на ее поиски. По дороге он заболел, к принцессе его привезла в беспамятстве. Он на минуту пришел в себя, когда она его обняла и тут же умер.
Мамонтов открыл первую в России частную оперу, и Врубель работал там художником. В этом театре он встретил свою будущую жену, певицу Надежду Забела. Он нарисует ее в образе царевны Лебедь. Эту партию она пела в опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Он полюбил ее, не видя, а только услышав ее пение. На фото просто красивая женщина, но художник снова создал образ существа из другого мира с огромными печальными глазами.
Михаил Врубель был первым русским художником, которого не интересовала реальная действительность, его привлекали образы, созданные фантазией. На смену художникам-реалистам в начале ХХ века придут мастера, которые понимали искусство как возможность выразить свой внутренний мир или передать свое представление о явлениях, не существующих в обыденности. Врубеля называют символистом. Не случайно великий русский поэт-символист Александр Блок очень высоко ценил его. Он написал: «Врубель сверкнул и погас подобно молнии, но творческая энергия была затрачена… Для нас остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности. Тех миров, которые видел он, мы еще не видели”.
Презентация о художниках 2-й половины XIX века : https://drive.google.com/file/d/1aL0B4dU3FjXakSLp9zx923aG7pP42gvz/view?usp=sharing
Вопросы для художественной школы.
1 контрольная
-
- В 1861 году был издан манифест об…
- Отменил крепостное право император…
- Образованные люди ехали в деревню, чтобы…
- В 1863 году 14 лучших учеников Академии…
- Крамской в 1871 году был одним из создателей…
- Третьяков собирал произведения…
- В 1892 году Третьяков…
- Портреты Крамского (2-3).
- Еще студентом Репин начал писать картину, о которой будет говорить весь Петербург
- Кто такие бурлаки?
- Картины Репина о революционерах
- Идея этой картины родилась у Репина после убийства царя Александра II
- Что произошло с картиной «Иван Грозный и сын его Иван» в 1913 году?
- Кто такие казаки?
- Какую картину о них написал Репин?
- Суриков был из сибирских казаков и родился в городе…
- Историческая картина Сурикова времен Петра I
- Кто такие раскольники?
- Какую картину на эту тему написал Суриков?
- Самая радостная картина Сурикова…
2 контрольная
-
-
- Вместе с Репиным в 9 лет Серов попал в дом мецената…
- Портрет Веры Мамонтовой называется…
- Для картины «Девушка, освещенная солнцем», ему позировала…
- Серов написал много портретов деятелей искусства своего времени (3 примера).
- Чтоб написать протрет княгини Юсуповой ему потребовалось…
- Какими красками Серов написал портрет Дягилева?
- В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Коровин учился у…
- В 1884 году Коровин познакомился с…
- Он будет работать над оформлением спектаклей в театре…
- Картина «Северная идиллия» написана под впечатлением…
- Этот город, куда он впервые попадет в 1887 году, станет очень важным в его жизни
- Работая в частной опере Мамонтова, Коровин подружился с певцом…
- В 1912 году Коровин купил дачу в…
- Врубель родился в городе…
- Врубель расписывал церкви (какие?)
- Среди немногих дошедших до нас работ киевского периода…
- На каких картинах Врубель изображал Демона?
- Эти панно Врубель написал для Нижегородской ярмарки.
- Комиссия панно отвергла, но благодаря кому они были все же выставлены?
- Кого изобразил Врубель в образе Царевны Лебедь
- Врубеля относили к направлению…
- Автор и название картины
-