Готика, романский стиль, искусство Византии — европейское средневековье

Средневековое искусство

Средневековье длилось более тысячи лет, и за это время сложилось искусство, которое резко отличалось от античного, хотя и пользовалось достижениями древних греков и римлян. Мир средневековья возник на развалинах Римской империи, которая в 395 году распалась на Западную и Восточную (Византию). Культура Западной Европы достигнет расцвета значительно позже, чем в Византии. До нас дошли византийские храмы IV — VI веков, в то время как в Западной Европе романское искусство стало складываться лишь в X- XI веках, а первые готические храмы будут строиться, начиная с XII веке.

Щелкните по нужной вам строчке содержания, и вы перейдете на соответствующую главу.

 Содержание

    1. Особенности средневекового искусства.
    2. Христианская символика
    3. Особенности средневековой архитектуры
    4. Искусство Византии
    5. Средневековое искусство Западной Европы. Каролингское возрождение
    6.  Романское искусство (XI -XII века). Храмы, скульптура, предметный мир
    7. Готическое искусство (XII- XV века)/ Архитектура, скульптура, предметы быта
    8. Отличие византийского искусства от романского и готического. Влияние византийского искусства
    9.  Ссылка на презентацию. 

Особенности средневекового искусства

Искусство средних веков было тесно связано с христианством. Задачей архитектуры было строительство храмов, которые могли вмещать большое количество верующих, скульпторы, живописцы, ремесленники создавали статуи, фрески, мозаики, витражи, иконы, которые украшали храмы и одновременно рассказывали собравшимся историю жизни Христа, его учеников, христианских святых.

Христиане говорили о двух мирах — высшем, Божьем и низшем — мире людей. В отличие от античности, где в центре искусства стоял человек, в средневековом искусстве художников интересовал мир божественный, который человек не может видеть, но он открывается в минуты духовного просветления.

Первые христиане, как потом и мусульмане, говорили, что изображать Христа нельзя. Но  неграмотные люди, приходя в храм, должны были видеть тех, к кому обращаются с молитвами. Поэтому позднее   в храмах вновь появились росписи и скульптуры, где Спаситель, его ученики  представали  как бы в человеческом облике. Однако изображать Христа, как языческих богов — Юпитера, Аполлона — кощунство. Поэтому в средневековом искусстве вырабатывается некое условное изображение: фигуры удлиняются, лица с большими глазами бесстрастны, тело, которое так любили изображать греческие скульпторы, скрыто за драпировками.

image

 Из живописи исчезает объем, перспектива, изображения делаются плоскими.

Христианская символика. 

Язык средневекового искусства символичен. В нем все: позы, цвета одежды и фона имеют определенное значение. В первые века христианства Христа символически изображали в образе ягненка, (Христос — Агнец Божий), винограда, рыбы.

Важна для средних веков символика цветов. Белый — цвет крещения и причастия, красный — крови, синий — цвет небес, золотой — божественный свет. Художники создают образы иного мира, давая человеку возможность приобщиться к нему.

В христианской средневековой архитектуре тоже большую роль играют символы. Не случайно если посмотреть на план храма, то увидим крест. Апсида — полукруглый выступ в восточной части храма символизировала место, где Христос был похоронен. Как раз в этой части находится алтарь,  где происходит самое важной в христианстве действо — евхаристия, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа. Алтарь отделен от основного зала, входить туда могут только священники.

Храмы не случайно строились так, чтоб вход был на западе, а алтарь — на востоке, христиане считают, что на востоке находится рай.
Запад считался преддверием ада. В западной части находился вход — притво́р. Центральная часть храма символизировала рай земной, откуда были изгнаны Адам и Ева. Купол ассоциируется с небесным сводом.

Особенности средневековой архитектуры

Архитектура была главным видом средневекового искусства. Храмы занимали самое важное место в жизни городов. Их функция по сравнению с античными изменилась. Храм теперь — не просто жилье для статуи бога. Он должен был вмещать большое число верующих, поэтому перед архитекторами стояли новые задачи. Для их выполнения они должны были все же обратиться к достижениям античных архитекторов.

За основу были взяты римские здания, где заседал суд — базилики. Базилика — большое прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн на несколько частей — нефов, имеющих свое самостоятельное перекрытие. Средний, центральный неф, выше боковых, так что через его окна в храм попадает свет.

image

В восточной части — полукруглый выступ- апсида. Другой тип средневековых храмов — крестово- купольные храмы. В центре купол опирается на 4 столба, откуда расходятся 4 сводчатых рукава — креста.

Византия и особенности ее искусства (IV — XV века)

Византия — государство, существовавшее с 4 по 15 века. Началась ее история с того, что император Константин на месте древнего города Византия на берегу пролива Босфор основал новую столицу — Константинополь. Перенос столицы был вызван в частности, тем, что восток империи был более богатым.

Константинополь называли «мастерской великолепия». Отсюда везли шерсть, шелк, золото, драгоценные камни. Стоя на перекрестке торговых путей, он был крупным центром торговли. В периоды расцвета Византия включала в себя территории современных Турции, Греции, Италии, Сирии. Из богатых провинции сюда везли много предметов, служащих украшением столицы, ее дворцов и храмов. В Константинополе было больше каменных домов, чем во всей остальной Европе вместе взятой.

Население Византии говорило по-гречески, но называло себя римлянами (ромеями). В стране было много образованных людей, там ценили ученых, имели богатые библиотеки. Среди любимых развлечений византийцев были диспуты ученых, которые собирали большие аудитории, там тоже делали ставки.

Византийское искусство будет наиболее тесно связано с искусством античности. Здесь собирались и изучались рукописи Гомера, Эсхила. Софокла, в 425 году основали университет. В Константинополь свозились греческие статуи, ими украшали ипподром. Вспомним, что именно во дворце императора в Константинополе находилась статуя Зевса Олимпийского, одно из 7 чудес света.

Но все же искусство скульптуры слишком тесно связывалось в сознании христиан с языческим искусством, и помещать скульптуру в храмы представлялось кощунственным. Круглая скульптура в византийском искусстве почти не встречается. Более распространены барельефы, которыми украшали саркофаги, предметы прикладного искусства, и совсем редко их использовали в архитектуре. Один из редких примеров — барельефы на фасаде соборе св, Марка в Венеции, они были вывезены крестоносцами из Константинополя. На барельефах изображались библейские сюжеты цветы, птицы. Каменной резьбой украшались капители колонн (см. капитель собора св. Софии в Константинополе).

Византия Искусство

Надо сказать, что на византийское искусство оказали большое влияние и культуры эллинистических государств: Сирии, Египта, Палестины.

Особенности искусства Византии. Храмы, фрески, иконы, мозаики

Именно в Византии начинает формироваться христианское искусство. Здесь сложились основные типы храмовой архитектуры: центрально-купольные и продольно-базиликальные. 

Церкви в Византии украшались мозаиками, фресками (живописью по сырой штукатурке), иконами. Искусство мозаики византийцы переняли у Рима, там мозаикой украшали полы вилл. В византийской храмах мозаикой были покрыты стены. Именно здесь изобрели мозаичную смальту — специальное непрозрачное стекло, которое при помощи добавления металлических примесей приобретало разные цвета.

Сверкающие в свете свечей цветные кусочки смальты на стенах казались драгоценными камнями, а золотой фон создавал впечатление роскоши. Фон на мозаиках делался из кусочков смальты с добавлением сусального золота).  В последние века империи в украшении храмов использовали фрески — это было дешевле.

Среди ранних христианских храмов надо назвать церковь Сан-Витале в итальянском городе Равенна. Ее освятили в 547 году. Там сохранились лучшие византийские мозаики.

Церковь святой Ирины в Константинополе была построена еще при Константине, но не сохранилась, и в середине VI века ее восстановил Юстиниан. Она имеет форму базилики. Этот храм долго был главным собором Константинополя, пока не построили Софийский собор.

 Время Юстиниана. Софийский собор

Время Юстиниана (6 -7 в.в.) было периодом первого расцвета византийского искусства. Юстиниан, как и его жена — Феодора вышли из низов. Юстиниан родился в крестьянской семье, Федора была дочерью сторожа медведей в цирке, но заняв место на константинопольском престоле после своего дяди, Юстиниан с женой много сделали для могущества страны. Именно при нем был построен Софийский собор, главный храм Константинополя.

История Софийского собора насчитывает почти 2 тысячи лет. Первый раз он был построен в 362 году. Неоднократно горел. Наконец после очередного пожара в 532 году император Юстиниан приказал соорудить новое здание. Это было время могущества Византии, и все огромное государство поставляло материалы для строительства храма. Везли золото, драгоценные камни слоновую кость. 8 готовых   колонн для него привезли из храма Артемиды Эфесской, а 8 других из храма Солнца из Баальбека.

Софийский собор

Собор строили 5 лет, впервые войдя во вновь построенный храма, Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя. Софийский собор — трехнефная базилика с куполом в центре. Огромный купол, диаметром 30 м опирается на 4 мощных столба, но кажется, что он легко парит в воздухе. В старину говорили, что он словно подвешен к небу на золотой цепи. Надо сказать, купольные сооружения в Византии появились раньше — например, церковь святой Ирины, но купол собора святой Софии — выдающееся произведение архитектуры. Его создатели — Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, взяли за основу купол римского Пантеона.

До нас не дошли мозаики Софийского собора времен Юстиниана. Об изобразительном искусстве того времени мы можем узнать по мозаикам церкви Сан-Витале в Равенне. Среди них —  мозаики с изображением Юстиниана и Феодоры со свитой.

image

 Кроме Софийского собора при Юстиниане было построено еще 30 церквей. Говорят, русский князь Владимир решил выбрать  для Руси христианство именно в византийском варианте, потому что его послы рассказали ему о красоте главного храма Константинополя —  Софийского собора. «Не знаем, на небе или на земле мы были», — так они говорили.

После смерти Юстиниана Византия утратила былое могущество. С востока теснили арабы, с запада — варварские племена. А внутри страны настал период иконоборчества (726-843).  Сторонниками иконоборчества были в первую очередь бедные люди, возмущенные чрезмерным богатством монастырей. Кроме того, в это время Византия оказалась в непосредственной близости от арабского Востока. А ислам запрещал изображения людей в религиозных сюжетах.

Император в угоду знати восточных провинций запретил поклонение иконам. Иконоборцы уничтожили большую часть фресок и мозаик времен Юстиниана. Исключением были иконы монастыря святой Екатерины на Синае.

Расположенный в безлюдной пустыне на южной границе империи, монастырь сохранил иконы VI века. Изображение Спасителя из Синайского монастыря стало образцом для создания иконописного типа Пантократора. О монастыре святой Екатерины можно посмотреть мой видеосюжет.

Но больше нам известна византийская живопись второго периода расцвета —  9-11 веков, так называемая эпоха Македонской династии. Именно в это время были созданы известные нам мозаики Софийского собора.

image

В 1204 году Константинополь разграбили крестоносцы.  Их изгнали лишь в 1261 году. После изгнания крестоносцев Византия переживает период последнего расцвета. К этому периоду относятся фрески и мозаики монастыря Хора.

image

 Между тем, у Византии появился новый противник — Османская империя. Византийский император просил помощи у Рима, но папа не любил Византию. В 1453 году турецкий султан Мехмед Завоеватель осадил Константинополь. Жители города сражались мужественно, но 29 мая город был взят. Прямо на коне султан въехал в Софийский собор и приказал переделать его в мечеть. Лишь в ХХ веке ее провозгласили музеем мирового значения.

Средневековое искусство Западной Европы. Каролингское возрождение 

После развала Римской империи в Западной Европе образовалось много варварских государств, а искусство пришло в упадок. Если основой искусства Византии стала античность, то в Западной Европе на территории небольших феодальных объединений франков, галлов, германцев знали только свое искусство.

В VIII-IX веках началось то, что ученые называют Каролингским Возрождением. Это было время правления династии франков Каролингов, и король Карл Великий сумел соединить в искусстве варварское искусство с искусством Византии и античности. Поэтому в это время в Западной Европе мы видим явное влияние Византии. В частности, именно тогда в Европе появляются купольные сооружения.



К памятникам каролингской архитектуры с явными византийскими чертами относится собор в Ахене, столице империи Каролингов. Через искусство Каролингов византийское искусство постепенно начнет усваиваться в некоторых западное-европейских культурах.

Романское искусство. Храмы, скульптура,  предметный мир

Если первый расцвет византийского искусства пришелся на 5-7 века, то в Западной Европе первый расцвет — 11 — 12 вв. Искусство того периода мы называем романским искусством. В это время было еще сильно влияние культуры Древнего Рима во главе с Равенной, а через них — Византии. В  романике прослеживаются и варварские элементы искусства — как местные, так и занесенные степными племенами в эпоху переселения народов, в частности звериный стиль,  а также орнаментальные мотивы, в которых отразились представления о силах природы. Романская архитектура поражает мощью, скульптура — эмоциональностью. Надо сказать, в романском искусстве на первый план

Но не зря стиль называют «романским» — то есть римским. Как и в Византии, образцом для построения храмов стала римская базилика. Суровость и мощь романских сооружений порождены заботами об их прочности. В условиях непрерывных войн не только замки, но и монастыри становились крепостями. Центром замка феодала была башня-донжон, где мог укрыться хозяин замка. И в ансамбль церквей и монастырей тоже входили башни. Средневековые строители не стремились к украшению храмов – гладкие толстые стены, прямые линии. «Тяжелым молчанием» назвал романскую архитектуру Роден.

Среди самых известных романских храмов — Сан-Либераторе на Майелле, Абруццо, Италия (XI век), Кафедральный собор Лунда, Швеция(1145 год), монастырь Петра и Павла , Польша (1120 год). Базилика Петра и Павла в Крушвице — одна из древних святынь Польши, построенная в начале XII века. Ее строили  монахи Бенедиктинского ордена. За века своего существования здание почти не менялось, поэтому на его стенах можно найти следы разных эпох: крест тамплиеров, полосы на стенах, знак того, что рыцари здесь освящали свои мечи. С 1611 года на стенах собора  изображения Мешко I и Болеслава Храброго,местных епископов. Есть в храме и древние граффити, которые позволяют узнать детали жизни поляков в средние века.

Романский стиль

Романские храмы, по образцу римских, украшались фресками, а еще именно в романскую эпоху появились витражи, на которых изображались сцены из жизни Христа.

Если в Византии скульптура, которая связывалась с античным искусством, была запрещена в религиозных зданиях, то на западе – она используется в украшении храмов. Чаще всего это рельефы. Для примера рассмотрим барельефы собора в Отене. Одна из распространенных тем — страшный суд.  На весах — душа человека. У одной чаши- ангел,  каждый ожидает, что перетянет — грехи или добрые дела. Мы знаем, что Иуда, не выдержав  мук совести от своего предательства, повесился.  И два страшненьких существа ждут, чтоб утащить его в ад. Вообще в романских, а потом и в готических храмах было много изображений дьявола и прочей нечистой силы, они несли отпечаток «звериного стиля».  Но если кто-то начинал  возмущаться засильем таких персонажей в святом месте, то ему отвечали, что это нужно в воспитательных целях, чтоб вызывать у прихожан страх перед наказанием за грехи.

image

Вот еще одна грешница — Ева. Ее рука тянется к яблоку. Художники романской эпохи создавали произведения на религиозные сюжеты, но в них старались выразить свое представление о жизни. Тощие, некрасивые фигурки живут напряженно-страстной жизнью. Они сражаются, падают, страдают. Их создателями были городские ремесленники, недавние крестьяне, и в своих героев они вложили свои чувства, свое представление о мире. Они сострадали Христу, потому что он тоже был бедняком. Богоматерь любили как свою заступницу.  Потустороннюю жизнь считали похожей на земную, только более справедливую.

А каким был предметный мир романской эпохи? Он был во многом тоже связан с христианством. Ремесленники делали  кресты, подсвечники, книжные оклады.  Внизу  на картинке одна из известных  книг — Перикопа Генриха II (нач. XI века), ее обложка  украшена золотом и слоновой костью.  Очень распространены были реликварии — ларцы для хранения мощей святых, фрагментов их одежды.

Сохранились украшения  романской эпохи. Например, броши, застежки для плащей. Своими ювелирными украшения славились мастера Германии, Франции, Испании. Во французском Лиможе делались великолепные эмали.

Прикладное искусство романской эпохи

Мы помним, что в средние века велись непрерывные войны, поэтому особое значение имело оружие. Предком романского или рыцарского меча, распространенного в Заводной Европе в X-XII веках был меч викингов. Его длина — 70-80 см. Важной частью одежды воина была кольчуга, а потом и кольчатые штаны, капюшон. Так что тело всадника было полностью защищено металлом.

Предметы романской эпохи

А вот предметы, которые окружали людей романской эпохи в повседневной жизни,  были самые простые: столы, сундуки, лавки, почти лишены украшений. Одежда была из льна и шерсти. Из шелка шили одежду только богатые люди. Они носили костюмы ярких цветов, а бедняки — серых, коричневых. В XII начали носить обувь с очень длинными носками. Но длина зависела от знатности человека, и за этим строго следили.

По сравнению с византийским искусством, романское было более эмоциональным. Но еще эмоциональнее будет готическое искусство. 

Готическое искусство (XII — XV в).

Надо сказать, романские и готические храмы служили одним целям, имели одни и те же конструктивные элементы: там были часовни, апсиды, арки, они были сложены из одного и того же материала, но трудно представить себе более непохожие постройки.

В то время, когда возникло готическое искусство, европейские страны изменились, там стало больше образованных людей. Уже существовали первые университеты, города росли. Храмы становились центром жизни большого города. Они возвышались надо всеми остальными строениями. А возле храма кипела городская жизнь: шла торговля на рынке, что находился рядом. Храм уже не был крепостью. Он должен был вместить население растущих городов. Значит, надо было расширить пространство храма.  Храмы делаются выше. Если предел романского храма — 20 м, то Реймский собор высотой в 38, а Амьенский — 42 м. Высота cобора в немецком городе Ульм — 62 метра.

Готика

Архитектура готического собора в отличие от  античных храмов, романских церквей кажется невесомой. Основой конструкции готических храмов были не массивные своды, опирающиеся на толстые стены, а каркас из арок, опивающихся на столбы. Однако остроконечная арка, опирающаяся на столбы, была бы неустойчива. Чтоб уравновесить силу тяжести, наружу выносятся мощные контрфорсы, посредством аркбутанов — перекидных арок, связанные со сводомТак выглядит конструкция готического храма.

image

Если романское искусство, как следует из названия, распространялось из Италии (рома — Рим), то готика зародилась во Франции, а потом распространилась в Германии и других странах на севере Европы. Есть предание, что первым термин «готика» употребил Рафаэль. Готы — это одно их варварских племен раннего средневековья, чье искусство итальянцы считали примитивным. Так что для художников Возрождения готика была воплощением дикости и уродства в противоположность  прекрасному римскому искусству. Как ни странно, это мнение продержалось до 19 века. Сегодня мы восхищаемся этими храмами, словно сделанными из кружева.

Один из самых знаменитых готических храмов — Собор Парижской Богоматери, пример ранней готики, где видны следы романского и готического искусства. Так, массивные башни напоминают романские донжоны, а крестовый свод, аркбутаны, контрфорсы, стрельчатые арки и множества окон — это уже готика.

image

Если основа здания — каркас, то сама стена не несет нагрузки, она не нужна. Поэтому появляются галереи, большие окна. Галереи используются для установки многочисленных статуй, а окна для живописи из цветных стекол — витражей.

Витражи были известны и раньше, но в готике это не просто красивое окно, это символ, обозначающий божественный свет. Тогда верили, что витражи спасут от чудовищных напастей, – например, считалось, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.

Искусство витража было сродни ювелирному. Оно пришло из романского искусства, но именно во времена готики достигло совершенства. Изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, которые скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям. Готика вся пронизана символикой, в оформлении храмов нет ничего случайного. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски, потому что этот цвет — символ молитвы. Синий цвет означал верность, зеленый — влюбленность потому что его чаще других носили женщины.

 Особенно красивым было большое круглое окно над входом — роза. Темой витражей розы чаще был «Страшный суд«, потому что западная стена, где обычно находилось круглое окно, связывалась с этой темой. А еще этот витраж связывали с Марией, потому что ее символ  роза.

В готических соборах находятся сотни и тысячи статуй. В Шартрском соборе их более 10 тысяч. Они украшают карнизы, винтовые лестницы, даже водосточные трубы.

image

Все убранство готического собора, включая статуи и рельефы, было своего рода энциклопедией знаний. Причем, в каждом соборе — своя тема. В Соборе Парижской Богоматери — тема Богоматери, в Реймском соборе —  изображение французских королей. Изображение грехов было по-прежнему удобным поводом, чтоб изобразить всяких чудищ таких, как химеры Собора Парижской Богоматери. Вплетались в изобразительный строй и изображения жонглеров, плясунов, даже пляски монахов. В одном соборе есть изображение осла, который в монашеском одеянии читает проповедь волкам.

В средневековой Европе не было такого строгого контроля церкви над душами и умами людей, как в Византии. Даже во времена инквизиции художнику больше было позволено. Образ страдающего человека — нерв готического искусства. До готики искусство знало Христа — доброго пастыря, Христа — судию. Готика открыла Христа- страдальца, истекающего кровью. Физическая красота была художникам неинтересна. Телесное благополучие связывалось с миром сытых и богатых. В то время было много проповедников, которые говорили о греховности богатства, призывали к аскетизму.

Если сравнить предметный мир готики с романским, но наблюдается усложнение форм, явное влияние готической архитектуры. Это мы видим в церковной утвари. Так, реликварии, которые использовались еще в романскую эпоху, стали делать в виде готических храмов. На фото- реликвариймонстранц, в нем носили реликвии во время религиозных шествий.

Но в развивающихся городах растет потребность в красивых вещах, причем не только среди высшей знати и церкви, но и у обычных горожан. Поэтому  требуется все больше красивых предметов быта. Мебель украшается многочисленными барельефами, резьбой. Она не только красива, но и функциональна. В кресле с высокой спинкой сидение поднимается, как крышка сундука, там можно хранить вещи. Оружие, украшенное ювелирами, становится не только достоянием воина, но и составной частью одежды рыцаря, ее украшением. В это время выпускается все больше книг,  причем, если раньше их тематика была только религиозной, то теперь делаются и книги светского характера по заказу аристократии.

Предметный мир готики

Это было время крестовых походов, и под влиянием Востока одежда, украшения европейцев стали богаче и изысканнее. Носили кольца с большими  камнями, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи. Среди знаменитых произведений готического искусства — корона-реликварий  короля  Людовика Святого. Она похожа на готический храм.  Корона- понятно, а почему реликварий? Туда вставлены святыни: шип с тернового венца Христа, мощи святых, которые привезли в Европу из Константинополя, когда его разграбили крестоносцы. 

Отличие искусства Византии от романского и готического. Влияние византийского искусства на Европу.

Искусство средних веков в Европе неоднородно. С одной стороны, это Византия, по праву считавшая себя культурной наследницей Римской империи.  А с другой — множество варварских государств, начинавших свою культуру почти с чистого листа.

Поэтому культура Западной Европы достигнет расцвета значительно позже, чем в Византии, где очень высоко ценились ученые люди, где бережно хранились античные книги, скульптура. Правда, статуи римских и греческих богов ассоциировались у византийцев с язычеством, ими украшался ипподром, дворцы (вспомним, что одно из 7 чудес света — статую Зевса Олимпийского привезли из Олимпии и установили в императорском дворце). Но в византийских храмах никогда не было скульптуры.

Зато в Западной Европе, в романском и готическом искусстве где античная культура была известна гораздо меньше, статуи, барельефы были основным элементом оформления храмов.

Византийское искусство было более условным, чем романское. И это понятно: византийские мастера стремились к созданию образа Царствия Божьего, который нельзя увидеть. Романское искусство, более реалистичное, давало яркие образы адских мук. Считалось, что, находясь в храме, человек должен видеть, какое наказание его ожидает за грехи. 

Византийские изображения Христа суровы и бесстрастны. Западноевропейских художников волновал образ страдающего Христа. В готической живописи мы увидим их довольно натуралистическое изображение.

Образ Христа

 Влияние византийской культуры сказалось в большей степени в Грузии, России, которые были тесно связаны с Византией в политике и религии, а также в Греции и той части Италии входила в империю. Например, церковь Сан-Витале в итальянском городе Равенне построена в византийском стиле. Одной из известнейших построек, где заметно византийское влияние, является Собор святого Марка в Венеции. Он украшен многочисленными мозаиками. Там находятся многие христианские реликвии, вывезенные из Константинополя после его завоевания крестоносцами. Сан-Марко считается одним из красивейших архитектурных образцов византийского искусства.

image

Говорят, орган, который услаждал слух византийских императоров, потом стал играть большую роль в богослужениях Западной Европы. В готических храмах почти везде есть органы.

Средневековое искусство поднимало человека от мира житейских забот к ценностям вечным. И, хотя художники Возрождения считали эту эпоху шагом назад по сравнению с античным искусством, тем не менее, возвышенность, одухотворенность героев Леонардо, Боттичелли, Ван-Эйка — это влияние той тысячелетий культуры, которая пришла на смену античной и которую они презрительно называли средневековьем. 

Посмотреть или скачать презентацию по искусству средневековой Европы можно, пройдя по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1wWglFCN1brbA3ULS5_5i3OqyyvTG5DFS/edit?usp=sharing&ouid=115023533348382665675&rtpof=true&sd=true

Готика, романский стиль, искусство Византии — европейское средневековье: 2 комментария

  1. Здравствуйте, Наталья! Вы сделали большую краеведческую работу. Спасибо за это. Средние века в истории Древней Руси у вас отсутствуют. Почему? У России не было такой эпохи? Жаль, что этой темы нет в вашем блоге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *