Что было главным в Ибрае Алтынсарине, этом замечательном просветителе казахского народа? Он с детства любил учиться, а потом любил учить и искренне хотел, чтоб люди вокруг него жили лучше. И когда он умирал, хотя прожил он, по нашим понятиям, совсем немного — 48 лет, то мог сказать себе, что прожил жизнь не зря. Им были открыты десятки школ, он настоял, что надо учить не только мальчиков, но и девочек, что было неслыханно для мусульманского народа. Я предлагаю вам краткую биографию Алтынсарина, а в конце вы сможете найти его стихи, загадки, собранные им.
Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.
Содержание
- Детство. Школа в Оренбурге
- Служба в Оренбурге. Русские друзья — Григорьев, Ильминский
- Школа в Тургае
- Алтынсарин — инспектор школ в Тургайской области
- Алтынсарин — писатель и собиратель фольклора
- Стихи И. Алтынсарина
У него было много друзей среди русских, его уважали и любили казахи. Алтынсарин сделал карьеру, и перед смертью ему был присвоен чин действительного статского советника, что соответствовало званию генерал-майора. Но, в то же время, он никогда не стремился к почестям, занимаясь делом, которое любил — народным образованием и был настолько увлечен им, что, кажется, больше ничего для него не существовало.
Детство. Школа в Оренбурге
Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года. Мать Ибрая Айман Шегенкызы происходила из племени Аргын. А его отец Алтынсары — из племени Кыпшак. Он погиб, при нападении на аул отрядов Кенесары Касымова. Мог погибнуть и сам Ибрагим, но его, трехлетнего, спасли, спрятали добрые люди. Айман после гибели мужа вышла замуж за его брата. Мальчик воспитывался у своего деда, бия Балгожи Джанбучина. Дед был известным человеком в степи, он занимал пост старшины Оренбургской комиссии. И, едва получив под свое крыло внука, наперекор другим родственникам, записал его кандидатом в еще только предполагавшуюся школу, где должны были учиться дети казахов. Эта была первая такого рода школа, где готовили писарей и переводчиков.
Школа открылась в 1850 году, когда Ибрагиму исполнилось 9 лет. Вот как писал об этой школе очевидец: «Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне в глаза с первого взгляда. В классной зале почти вся мебель из пальмового дерева, кафедры особенное загляденье. Все дети одеты хорошо, применительно к их национальной одежде». Колониальная администрация Оренбургского края делала все, чтобы соблюсти национальные обычаи казахов. В этой связи она решила не отлучать детей от кочевого быта, не нежить, а наоборот, закалять их в условиях суровой степной жизни. Для этого были закуплены для детей юрты из лучшей белой кошмы, национальное белье и одежду, библиотеку, физкультурные снаряды, ветеринарные инструменты для ухода за скотом, а также табун дойных кобылиц и коней. Два месяца учащиеся проводили в степи. В школе обучали русскому, арабскому, татарскому и персидским языкам, основам ислама, делопроизводству, арифметике, производству следствий, гимнастике.
Об этой школе художник А. Ф. Чистяков написал статью «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Он же сделал несколько рисунков, где изображены класс, спальня, школьная больница и то, как были одеты мальчики летом, зимой, в классе и в торжественных случаях. Художник пишет о том, какая добротная там мебель, как разумно построено обучение.
Служба в Оренбурге. Русские друзья — В. Григорьев, Н. Ильминский
Учился Ибрай блестяще и по окончании училища остался в Оренбурге сначала писарем у своего деда, а потом младшим толмачом у начальника Оренбургского областного правления. Начальником его был Василий Васильевич Григорьев — ученый-востоковед (1816-1881). Он начинал свою службы в Петербурге, а в 1851 году получил назначение в Оренбургский край, где занимал должность начальника пограничной комиссии. Эта комиссия налаживала отношения со среднеазиатскими ханствами, и степными кочевниками. Это как раз В. В. Григорьев занимался созданием школ для кочевников в степных укреплениях.
В 1857 году после окончания школы, И. Алтынсарин был назначен переводчиком Григорьева. Эта должность помогла молодому человеку не только усовершенствовать знание русского языка, получить первые навыки системной научной деятельности, но и испытать немалое нравственное влияние замечательного ученого. Сам Алтынсарин писал, что начальник поощрял его увлечение чтением, и т.к. службы была не обременительной: докладывать о посетителях, переводить, если посетитель киргиз, — все остальное время Ибрай не отрывался от книг.
Он так потом будет вспоминать о Григорьеве: «Находясь под Вашим покровительством и пользуясь нравственным Вашим влиянием, мы, несколько киргизских офицеров, начали свою служебную деятельность. Доброе влияние Ваше глубоко вкоренилось в нас и, идя по указанному Вами направлению, мы стали, впоследствии, не бесполезными, как полагают, людьми для родного нам народа».
По совету Григорьева, все незнакомые слова Алтынсарин выписывал в тетрадку, а потом спрашивал об их значении. Поначалу Григорьев успевал давать краткие объяснения незнакомых слов, но скоро ученик принес целую толстую тетрадь, заполненную словами, требующими разъяснения. У Григорьева не было возможности отвечать на все вопросы, но в это время судьба свела Алтынсарина еще с одним очень интересным человеком — Николаем Ивановичем Ильминским, ученым-востоковедом, профессором, как говорили тогда, главным миссионером Священного Синода на Волге и в Казахстане. Алтынсарин на всю жизнь сохранил признательность этому человеку. Ильминский был терпелив и не уставал отвечать на вопросы любознательного юноши.
Григорьев, узнав об этом, уволил Алтынсарина от обязательных дежурств, и юноша уже с утра приходил к Ильминскому. Дамы занимались рукоделием, Алтынсарин читал им вслух. Когда он ошибался в произношении или встречал неизвестные слова, слушательницы его поправляли, объясняли то, что надо. Постепенно Алтынсарин так сдружился с ними, что стал оставаться на обед, хотя был очень застенчив и совестлив. Ильминский вспоминал, что Алтынсарин был очень восприимчив, и нередко подвергался приступам тоски. Участие к нему его трогало, а малое недоразумение или одиночество могли повергнуть его почти в отчаяние.
Школа в Тургае
В 1860 году было решено открыть 4 маленьких киргизских школы в степи. И 4 выпускника Оренбургской школы отправились туда учителями. Одним из них был Ибрагим Алтынсарин. Он получил назначение в Оренбургское укрепление, ныне город Тургай. Поначалу жизнь казалась невыносимой: школы нет, книг нет, русское население занято склоками, нет образованных людей, к обществу которых он успел привыкнуть. Алтынсарин писал Ильминскому: «А жить тут можно только ссыльному. Одно только удовольствие бывает зимой, что постоянно находить себе круг порядочных киргизов, и в беседах с честными людьми можно провести много приятных минут».
4 года он ждал открытия школы, занимаясь с отдельными учениками, скучая без общества, без работы. В 1864 году школа открылась. И куда девалась хандра! Его письма полны школьными заботами: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти, в течение каких-нибудь трех месяцев, выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски».
Был у него потом такой период, когда он отошел от педагогической работы, стал помощником уездного начальника в Тургае, стал даже уездным судьей, пытался бороться со взяточничеством и родовой враждой, за что, конечно. Навлек на себя гнев многих. А однажды очень рассердил своих родственников, когда, зная, что за должность волостного управителя долго сражались два его двоюродных брата, посоветовал не выбирать ни того, ни другого. В результате выбрали почтенного аксакала, а обиженные родственники стали жаловаться на Алтынсарина в Оренбург, называя его социалистом.
Алтынсарин — инспектор школ в Тургайской области
Ильминский предлагал Алтынсарину замолвить за него слово, с тем, чтобы он мог занять высокий пост в степи, но тот ответил, что его интересует только народное образование. И с 1879 года и до смерти он был инспектором школ Тургайской области.
Отныне его жизнь проходила в поисках средств на все новые и новые школы и училища, и он не уставал доказывать начальству, что не надо экономить на образовании. Помня о своей оренбургской школе, Алтынсарин хотел, чтобы школы, открытые им, были чистые и опрятные.
«На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот, является апатия как у учащих, так и у учащихся». Он заботился о создании библиотеки при каждой школе: «При училищах Тургайской области я намереваюсь учредить библиотеки¸ учительские и ученические, на что я уже собрал 700 рублей. Цель этих библиотек заключается в том, чтобы книгами из них пользовались не только учащиеся и учителя, но, чтобы грамотные вообще люди имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги».
Когда читаешь об Алтынсарине, думаешь: вот бы сегодня об учителе заботились так, как он в XIX веке! Вот воспоминания о нем учителя Актюбинской русско-казахской школы Арсения Андреевича Мозохина. Он писал, как в 1881 году приехал к месту службы и обнаружил, что в школе нет ни окон, ни мебели, что киргизы не хотят отдавать детей в школу, а ведут к мулле, которые стремится выжить русского учителя, не знающего ни слова по-киргизски. Конечно, у Мозохина опустились руки. И вдруг он получает письмо от инспектора Тургайской области, своего начальника, которого никогда не видел. Письмо его подбодрило, помогли и присланные деньги, а скоро приехал и сам начальник. А следом обоз со школьными принадлежностями. «В каких-нибудь 18 дней инспектор успел приготовить все для школы: тут была хорошая мебель, учебники, учебные пособия. И я не был забыт: для меня были привезены койка, матрац, разная кухонная посуда и другие мелочи хозяйства».
Но инспектор не ограничился только материальной помощью. Он постарался сделать так, чтоб мулла не притеснял учителя и чтоб киргизы не боялись отдавать детей в школу.
Удивительно умел Алтынсарин разговаривать с разными людьми. Когда мы читаем его письма к русским адресатам, перед нами встает вполне европейский человек. Но вот перед нами письмо к татарскому учителю, и перед нами уже человек, владеющий всеми хитростями восточной дипломатии. Он умудрился сделать так. Чтобы и муллу не обидеть, и учителя избавить от интриг. Мозхохин пишет о нем так: «Ибрай Алтынсарин был не только начальником для учителей, но отцом, самым задушевным и добрым приятелем. Ему можно было говорить все, все свои ошибки по школьной практике, даже такие, которые нельзя было заметить при ревизии. И на все это всегда давались от всей его доброй души дельные советы для руководства в будущем».
Есть много писем Алтынсарина к Мозохину. В одном из них он упрекает учителя, что обращается к нему «Ваше превосходительство». Алтынсарин не любил чинопочитания. А ведь таких Мозохиных у инспектора было множество. И каждому надо было помочь — советом, а то и материально.
Он будет открывать не только обычные школы. Какой диковиной в степи была первая школа для казахских девочек или сельскохозяйственная школа в Кустанае, которой Алтынсарин завещал землю, принадлежавшую лично ему. Он открыл и первую учительскую школу. Все это было непросто, так как инспектор Алтынсарин постоянно сталкивался с противодействием местной администрации, которая не только не помогала ему, но урезала средства, а то и вовсе норовила отобрать и помещение, и инвентарь.
Надо сказать, постепенно вокруг Алтынсарина появляется все больше посвященных казахов. Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины, выпускники Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге всячески поддерживали начинания Алтынсарина. Например, А.Сейдалин помог ему открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправил свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Среди его учеников будут замечательные люди: поэт и переводчик Асылкожа Курманбаев. После смерти учителя он переехал Семиречье и стал директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г. Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы.
Алтынсарин — писатель, автор учебников и собиратель фольклора
При создании новых школ нужны были не только здания, мебель, кадры, но и новые учебники. В 1879 вышла его «Казахская хрестоматия». Кроме нее Алтынсарин написал «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку». (1879).
Когда листаешь собрание сочинений Алтынсарина, обращаешь внимание на разнообразие его интересов. Тут и этнографические статьи, и стихи, и басни. О нем говорят, как о писателе, но писательство не было для него самоцелью, все его произведения были предназначены для первой «Казахской хрестоматии», он хотел, чтоб дети, начиная учебу, читали о той жизни, которую они хорошо знали. Поэтому в первом разделе хрестоматии собраны коротенькие рассказы из казахского быта.
Чтоб дети знали свой фольклор, Алтынсарин собирал пословицы, сказки и загадки казахского народа. Вот некоторые казахские загадки, напечатанные в первом томе его собрания сочинений:
Белый баран ушел, а черный остался (снег и земля весной)
Ряд к ряду камни поставил, рыжую лошадь свободной оставил (зубы и язык)
Есть один белый дом, но, если задумаешь войти, дверей не найдешь (яйцо).
А вот пословицы:
Если дашь, то возьмешь, если посеешь, то пожнешь.
Ветер разбивает горы и камни, слово убивает человека.
А еще он переводил поучительные рассказы из «Азбуки» Л. Толстого: «Визирь Абдул», «Царь и Рубашка», «Наблюдательность»,«Китайская царевна Цилинши», «Три вора», «Праведный судья», «Крестьянин и Стражник», «Петр I и Мужик», «Садовник и сыновья», « Два товарища», «Попала Лисица в колодец», «Злу Добро», «Верное средство разбогатеть».
Находим мы в «Хрестоматии» в переводе Алтынсарин и басни И. Крылова: «Ворона и Лисица», «Пустынник и Медведь», «Колосья», «Стрекоза и Муравей», «Добрая Лисица».
Стихи И. Алтынсарина
Если говорить о стихах Ибрая Алтынсарина, то самым известным из них является «Посвящение»:
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след…
Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Как добрый конь не устанет,
Так знание не подведет.
Темному человеку
Счастья жизнь не дает.
Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Ученье схоже с алмазом —
Сила его растет!
К грамотному человеку
Булат на поклон идет.
Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят.
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Знания сохраните.
И в других своих стихах Алтынсарин будет говорить о том, как просвещение меняет жизнь народа к лучшему:
Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв…
Молодежь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.
То, что сделать не смогли
Мы — седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы — грядущего ростки!
Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив.
Так примите в добрый час
Пожелания мои.
А вот совсем короткое стихотворение, но смысл его тот же: человек может многого добиться только благодаря высоким устремлениям
У скакуна до времени хорошая стать и прыть, Когда отвернется счастье — богатству, семье не быть. Лишь сердце, которое рвется всегда в зовущую высь, Ничем нельзя успокоить, ничем не остановить.
Впрочем, Алтынсарин может быть и настоящим лириком, он очень поэтично пишет о природе родного края.
Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры. И деревья, и травы могучей становятся, краше. Землянику, смородину с песней на склонах горы Собирают аульные девушки наши. Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме, Погружаемся мы в золотистое жаркое лето. Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме Звонко мчатся, как песня степного поэта.
Широко известно его стихотворение «Река».
Несется с грохотом река с высоких гор,
Ее движение схватить не может взор.
Пусть дуют ветры и тяжелый зной плывет,
Она ведет все тот же шумный разговор.
Гремит река, срывая камни на бегу.
Испив воды, люблю стоять на берегу.
Любая хворь покинет в этот миг тебя.
И я рекой налюбоваться не могу.
К реке спешат, устав от зноя, табуны.
Блаженство им дает прибой крутой волны.
По берегам под ветром клонятся леса
Зеленогривы, многодумны и темны.
Не замутить реки и тысяче коней,
Она летит, всех силой радуя своей.
В ее долинах, утопающих в траве,
Народу с давних пор живется веселей.
Хоть грязь, хоть золото бросай на дно реки
Все так же волны будут чисты и легки.
Ведь даже к зверю, что войдет порой в поток,
Игриво рыбы льнут, качая плавники.
А в стихотворении «Весна» картины пробуждения земли соединяются с пробуждением человеческих чувств.
В апреле наступает благодать : Весенних в небе птиц не сосчитать, С веселым гулом мчатся воды с гор, Земля сосет тяжелые снега, Дыханьем райским полнится простор, Благоухают зеленью луга. Так ярко солнце светит надо мной, И день и ночь равны между собой, Всему живому свет дарит весна, Все ожило и полно красоты. И, как ребенка, вставшего от сна, Обвили землю нежные цветы. Звенят дожди. Туман, клубясь, плывет. И человек, как влагу, воздух пьет, Как будто жажду утоляет он. Довольны дети. Бегают с утра С горы к оврагу... Облепили склон. И катится по склону детвора. В рост рвется зелень, радостно дыша, Трава и высока и хороша. И люди и животные к ней льнут, И, чтобы каждый славил бытие, Из рая ветры бережно несут Земле благоухание свое. Весна от всех болезней лечит нас, Все веселит хозяйский острый глаз. У бедняка одна овца была, Теперь ему на радость стало две. Вот быстро, словно легкая стрела, Ягненок мчится по густой траве. .................................................... Когда рассвет из-за горы блеснет, Окрасив слабо синий небосвод, Возлюбленного выйдет проводить Из древней юрты девушка. Она С ним долго, нежно будет говорить. Так над сердцами властвует весна! Благословляет бога стар и мал За то, что радость им весною дал. И человек, и зверь, и муравей — Все провидение благодарят. Леса в горах, цветы в густой траве От счастья меж собою говорят.
Особое место в творчестве Алтынсарина занимают этнографические очерки. Среди них — «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства». Те, кому нужно найти хороший материал по обычаям казахов, найдут в этих статьях много интересного и полезного. Во второй раздел автор думал собрать рассказики из географии, истории, естествознания. Чтоб найти сведения по истории казахских степей, Алтынсарин писал в Казань Ильминскому, прося поискать в тамошних библиотеках нужные ему сведения.Составлено было им и «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку. Краткий очерк русской грамматики».
Ибрагим Алтынсарин скончался 17 мая 1889 года и похоронен недалеко от своего дома на берегу реки Тобол, рядом с могилой своего отца. Он болел еще с весны. Беспокоили сердце и печень, но он никогда не отлеживался, было некогда: то надо было ехать в Кустанай на встречу с губернатором, то поволновался по поводу пожара, вспыхнувшего у него на зимовке. В последние годы он построил себе деревянный дом под железной крышей в трех километрах от Кустаная на излучине реки Тобол. Там работал и жил до смерти.
Спасибо большое! Очень интересно рассказано про великого просветителя казахского народа. Прониклась уважением и симпатией к В. Алтынсарину.
Огромное Вам спасибо! Сын учится во 2м классе. Сегодня на дом задали выучить стихотворение Алтынсарина. Кратенькая заметочка в учебнике о великом человеке вообще ничего не дала ребёнку, какая-то совсем скучная, перегруженная лишними фактами… А ведь в 200 метрах от нашей школы до сих пор стоят здания, где Алтынсарин открывал русско-казахскую школу и школу для девочек!!! Так интересно можно было рассказать детям о нем, сводить к этим старым зданиям… Благодаря Вашему посту завтра расскажу сыну об Алтынсарине поподробнее и поинтереснее))
Хорошо, когда мама старается, чтобы сыну было интересно учиться. Таких не очень много сейчас. Вы- одна из них.
Спасибо большое от всей души! Очень познавательный и эмоциональный материал! Вы- учитель от Бога! Здоровья и вдохновения желаю Вам на долгие годы!
Браво. Спасибо вам и Ибрагиму Алтынсарину за интересную информацию за интересную жизнь