XVI-XVII века — блестящий период в искусстве Испании. Начало ему положил, как ни странно, не испанец. Эль Греко был иностранцем, он родился на острове Крит, приехал в Испанию, мечтая стать придворным художником. Цели своей не достиг, но жители Толедо, где он прожил 37 лет до смерти почитали его как своего великого художника. Диего Веласкесу карьера удалась, он был придворным художником короля Филиппа IV. Но удивительно, как независимы были живописцы в этой суровой стране: Веласкес никогда не льстил своим моделям будь то Папа Римский или шут. В конце поста есть презентация по этой теме и вопросы для учеников художественной школы.
Содержание
Эль Греко (1541-1614).
В 1577 в новую столицу Испании Мадриду приехал 36-летний художник по имени Доменикос Теотоко́пулос. Запомнить его испанцы не могли, поэтому прозвали его Эль Греко — грек. Он родился на греческом острове Крит, который долго входил в византийскую империю, а в 1211 году был продан Венеции. Теотоко́пулос на родном острове начинал как иконописец, его картины похожи на византийские иконы. Но честолюбивый молодой человек не хотел прозябать в провинции и в 1567 году отправился в столицу — Венецию. Там еще жили великие художники Возрождения. Есть предание, что Доменико успел поучиться у Тициана. Но в 1570 он переехал в Рим. Можно проследить, как изменился его византийский стиль под влиянием художников итальянского Возрождения по двум картинам.
Если «Успение» написано в византийском стиле, то в «Поклонении пастухов» фигуры более реалистичные. Но в то же время, если на первой, несмотря на трагическую ситуацию — смерть Богоматери — есть некая умиротворенность, то на второй — тревожность, хотя событие радостное: пастухи поклоняются младенцу Христу.
Появляется любимый прием Эль Греко: на складках одежды холодные блики, словно бледный огонь пробегает по фигурам. А потом, приглядевшись видим солдат вверху картины. Что, уже идут убивать младенцев?
Почему в 1576 году Эль Греко покинул Италию — точно не известно. Одни говорят, что хотел спастись от чумы, от которой как раз в том году умер Тициан. Говорят также, что хотя в Риме его приняли хорошо, он своим поведением нажил врагов. Часто рассказывают, что, посмотрев на фреску «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле, он сказал, что «он был хорошим человеком, но рисовать совершенно не умел» и предложил переписать работу. Конечно, римлянам это не понравилось.
А в Испании король Филипп II в 1560 году перенес столицу из Толедо в Мадрид, шло активное строительство дворцов и церквей, так что для художников было немало работы. А в 1563 году недалеко от Мадрида заложили загородную резиденцию короля — дворец-монастырь Эскориал. Эль Греко надеялся, что его работы понравятся Филиппу, и он станет придворным художником. Но короля новый живописец не заинтересовал, и, прождав год, он поехал в Толедо, древнюю столицу Испании, центр реконкисты, где ему предложили контракт. Художник отправился туда ненадолго, но, как оказалось, навсегда. В древней испанской столице жили гордые испанские гранды, которые не пожелали ехать в Мадрид. Нигде в Испании церковь не имела такого влияния, как здесь. В Толедо была самая суровая инквизиция (церковный суд, где судили людей, которых подозревали в ереси — отклонении от принятых религиозных норм). Инквизиция использовала жестокие орудия пыток, в результате, люди признавались в несуществующих грехах и сотнями отправлялись на костер. В Толедо сегодня есть музей инквизиции.
Как ни странно, Эль Греко прижился в этом городе. Он купил себе дом маркиза де Вильены, алхимика и астролога. Художник его богато обставил, собрал прекрасную библиотеку с книгами по философии, архитектуре на греческом, итальянском и латыни. Книг он не продавал, даже впав в нужду завещал сыну. Устраивал у себя пышные обеды с музыкантами. Все это шокировало горожан, роскошь не была здесь принята, но странного грека полюбили. За два года он выполнил для монастырей и соборов Толедо 10 картин, среди которых «Снятие одежд с Христа».
«Снятие одежд» или «Эсполио» — довольно редкий евангельский сюжет. Стражники готовятся снять с Христа одежды перед тем, как будут избивать его, а потом казнить. Взгляд сразу выделяет его фигуру в красном хитоне среди серой толпы А потом мы видим его лицо — совершенно спокойное и отрешенное. Он словно уже в ином мире. Его удлиненная фигура, кажется, не стоит на земле, а парит в воздухе. Кстати, несколько вытянутые фигуры характерны для Эль Греко. Кто-то считает, что это патология его зрения, он так видел, но, скорее всего, это обращение к средневековым традициям, напомню, он начинал как иконописец. Удлиненные лица и фигуры кажутся более бесплотными и одухотворенными. Одухотворенность свойственна и портретам реальных людей. Так, «Рыцарь с рукой на груди» — олицетворение душевного благородства.
В 1586 году мастер приступил к работе в церкви Сан-Томе, где за два года написал свою самую знаменитую картину «Погребение графа Оргаса», после которой толедцы признали его своим лучшим художником. Это огромное полотно размером 480 x 360 см. Сюжет чисто местный. Граф Оргас жил в XIV веке и славился своей благотворительностью, щедро жертвуя на храмы. В Толедо считали, что, когда он умер, с неба спустились два святых: Стефан и Августин и лично опустили графа в могилу.
Мы видим их в золотых ризах в нижней части картины. Это самые яркие пятна на полотне с довольно сдержанной цветовой гаммой. Дальше стоят аристократы Толедо в неизменных черных камзолах с белыми воротниками. Говорят, многие узнаваемы, есть предположение, что один из них Сервантес. Толедо — как раз центр Ла-Манчи. Мальчик сбоку — сын художника, Хорхе Мануэль. Он будет учиться живописи у отца, станет художником, в чем-то повторяя его манеру письма. А в верхней части картины мы видим, как уже без рыцарских доспехов душа графа летит к престолу Христа, а рядом — Богоматерь, апостол Петр, ангелы. После написания этой картины толедцы окончательно поняли, какой великий художник живет в их городе. Говорят, возле «Погребения» Сальвадор Дали упал в обморок.
У Эль Греко была неповторимая художественная манера. Его картины словно светятся холодным призрачным светом. Говорят, сначала он покрывал холст белилами, поверх клал жженую умбру, и сквозь тонкий коричневый слой просвечивали белила (такая тонировка грунта называется имприматура). После этого снова белилами намечались фигуры, тогда и рождалось уникальное свечение.
Картина «Вид Толедо» необычна уже потому, что это один из первых пейзажей в европейской живописи. Его называют то «Толедо ночью», то «Толедо в грозу». На репродукциях цвет очень разный, порой сквозь облака видно голубое небо. Утверждать, ночь это или день нельзя. Кстати, на его картинах никогда нет солнечного света. Говорили, он даже гулять не любил в солнечную погоду. Однажды своему приятелю он сказал, что темнота более благоприятна для раздумий, нежели дневной свет, который мешает его «внутреннему свету». На картине «Вид Толедо» мы не видим конкретного источника освещения — молнии или луны. На небе то там, то здесь вспыхивает холодный свет, и он вряд ли имеет отношение к погодным явлениям. И при этом освещении реальный Толедо кажется фантастическим городом, словно с другой планеты.
У Эль Греко в живописи был особый путь, пожалуй, уникальный. Он родился на Крите, в стране угасающего средневековья. И, наверное, много впитал из этой культуры. Он пожил в Италии и многому научился у художников Возрождения, но не принял их интереса к материальному миру. Поэтому мощные фигуры Микеланджело не были ему близки. В результате он приезжает в Испанию, с ее суровой религиозностью, средневековыми представлениями, и, используя технические открытия Ренессанса создает новую мистическую живопись, где лица Христа, святых и реальных людей озарены божественным светом.
Несколько отдельно стоит портрет кардинала — инквизитора Нинье де Гевара. Мы не знаем подробностей отношений художника с инквизицией, но на очень красивом портрете перед нами человек с беспощадным взглядом из-под очков.
Об Эль Греко известно очень мало. Он умер в нищете и был забыт на несколько веков, пока в конце XIX века импрессионисты заново не открыли его.
Диего Веласкес (1599-1660).
Веласкес родился в Севилье, городе музыкантов и купцов. Именно сюда каждый год приплывали суда из Америки. нагруженные драгоценными товарами. Родители его были из небогатых дворян. Уже с 10 лет мальчик начал учиться живописи, в а 12 попал в ученики к Франсиско Пачеко, с которым будет тесно связан многие годы, женившись на его дочери. В 18 лет Веласкес сдал экзамены и вступил в гильдию художников. Среди ранних картин было «бодегонес». Это чисто испанский жанр, действие чаще всего происходит в трактире, где простолюдины пьют и закусывают. Один из примеров таких работ — «Завтрак» (Эрмитаж). Три мужчины разных возрастов едят очень простую пищу. А вам не кажется, что там есть 4-й? Да, вот сзади. И рука с графином его. Нет, это просто корзина и воротник, а графин держит самый младший. Так сколько людей на картине? А что они едят? Хлеб, вино — знак причастия. Гранаты — один из ранних христианских символов вечной жизни и пасхальной радости. Рыба — один из самых первых символов Христа. Это все случайно? А, может это и вовсе Троица? У Веласкеса ведь на протяжении всей его жизни жизнь обычных людей пересекается с божественной.
Вот еще, вроде, бодегонес: кухарка что-то растирает в ступке. А картина называется «Христос в доме Марии и Марфы». Марфа хлопочет на кухне, а далеко на заднем плане Мария сидит у ног Христа и слушает его. Марфа обижается, что сестра ей не помогает, а Христос говорит: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Но Марфа на картине главнее. Переехав в Мадрид, Веласкес напишет «Триумф Вакха». В центре бог виноделия, а вокруг испанские крестьяне. Вакх, может, слишком хорошенький рядом с испанскими виноградарями, но сидят они рядом, как ни в чем не бывало. И уже в поздней картине «Пряхи» на первом плане женщины прядут. А дальше сцена, где играется пьеса о божественных пряхах — споре Афины, покровительницы женских рукоделий и Арахны. Женщина бросила вызов богине за что та превратила ее в паука. Люди не просто трудятся, есть в их деле высшее начало.Опять же каждодневная работа испанок освящена божественным сюжетом.
Мы помним, что Эль Греко так и не смог стать придворным художником. А Веласкес в 1623 году прибыл ко двору короля Филиппа IV его работы так понравились, что король отныне только ему будет заказывать свои портреты, портреты своих детей. Дети, конечно, прелестны, но Филипп на редкость невыразителен. Бесцветные глазки, бледное лицо, массивная челюсть кажется нелепой. Придворный художник мог бы приукрасить короля. Но не делал этого, впрочем, королю портреты нравились.
Он разместил мастерскую художника недалеко от своих личных покоев, и часто позировал ему, а порой просто заходил посмотреть, как работает Веласкес. Именно в мастерской происходит действие самой знаменитой картины —«Менины»
Слово «менины» означает «фрейлины, служанки». Это две дамы в центре картины, которые склонились перед маленькой принцессой Маргаритой. Инфанте 5 лет, Веласкес не раз рисовал этого ангела, позднего ребенка Филиппа. Большинство детей короля умирали в детстве. Маргарита проживет 22 года. Да и что за жизнь была у испанских принцесс! Ее пышное платье натянуто на железный обруч, тельце затянуто в корсет. Каждый шаг девочки обусловлен этикетом. Даже чтоб напоить ребенка нужны усилия двух служанок. Слева сам художник. Он смотрит на нас, или на кого-то еще? В глубине мастерской открытая дверь — выходит придворный, а рядом зеркало…В нем отражаются король и королева, которых сейчас рисует художник. Однако, что позволяли себе придворные художники в суровой Испании! Рисовать карликов, собак, а главных персонажей лишь как отражение в зеркале! Но, надо отдать должное Филиппу: он доверял своему художнику и не возражал. Веласкес много рисовал королевскую семью, а еще написал немало портретов шутов — карликов. В довольно скучной жизни двора эти люди, которых воспринимали скорее как зверюшек, служили для развлечения. И опять Веласкес не похож на других: в отличие от бесцветного короля в карликах он видет личностей, они ему интересны. Эль Примо не только развлекал, он был образован, работал в канцелярии. И как печальна учесть умного тонкого человека, который для окружающих лишь нелепый обрубок!
Во взгляде Себастьяна Моро и ум, и сила характера, а еще немой вопрос: почему? У Веласкеса — придворного было немало обязанностей. Среди прочего, он занимался организацией праздников при дворе, а еще руководил оформлением интерьеров королевского дворца. Конечно, все это отвлекало от творчества. Но художник должен был служить. Пожалуй, самым желанным поручением была поездка в Рим. Первый раз в Италии художник был в 1529 году. Рубенс, приехавший с дипломатическим поручением, посоветовал Веласкесу отправиться в Италию, чтоб поучиться у тамошних мастеров. А в 1648 году он снова едет в Рим теперь король послал его купить картины итальянских мастеров для дворцов Мадрида. Он встретится с Папой Римским Иннокентием X, и тот закажет ему свой портрет, а когда увидит законченную картину, бросит: «Слишком правдиво!» Правда, потом щедро одарил художника. Ну да, Веласкес и тут не льстил заказчику. У Иннокентия неприятное выражение лица: подозрительное, жесткое. Но зато художник с таким мастерством написал его красное атласное одеяние, что потом многие художники будут копировать портрет, чтоб понять, как художник создавал тончайшие оттенки цвета в зависимости от освещения.
Кажется, в Риме он напишет свою знаменитую «Венеру с зеркалом». В Испании было очень рискованно писать обнаженное тело: инквизиция могла строго наказать за эту вольность. Как и в других картинах Веласкеса, здесь есть загадка. Женщина лежит к нам спиной, но, судя по ее изящному телу, нежной шее, мы можем предположить, что она совсем молоденькая. Но в зеркале, которое держит перед ней Купидон, некрасивое расплывшееся лицо, даже прическа явно совсем другая. Что хотел сказать художник? Просто скрыть лицо женщины? Но зеркала недаром всегда считались таинственным и опасным предметом. У картины непростая судьба. В 1906 году она была куплена для Лондонской Национальной галереи, а в 1914 суфражистка (борец за женское равноправие) сильно повредила картину (интересно, чем она мешала суфражисткам?) Ее потом долго реставрировали.
Посмотреть и скачать презентацию можно, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1x4yKRMBWVtxsoY7glYvCqf7ZC1VfOobc/view?usp=sharing
Вопросы для художественной школы:
-
- В VIII веке Испанию завоевали..
- Она освободилась только в …
- Испания стала очень богатой после
- Художника с Крита Доменикоса Теотоко́пулоса испанцы прозвали…
- До Испании он успел побывать в (города)…
- Эль Греко приехал в Мадрид, мечтая стать придворным художником короля…
- Но большую часть жизни он провел в городе…
- В Толедо была самая суровая в Испании инквизиция. Это…
- Толедцы признали Эль Греко своим лучшим художником, когда он написал картину…
- Эта картина Эль Греко стала одним из первых европейских пейзажей.
- Веласкес родился в городе…
- Он был придворным художником короля…
- Кто изображен на картине «Менины»?
- Веласкес рисовал не только короля, но и его шутов (примеры)
- Увидев свой портрет, он сказал: «Слишком правдиво!» (кто?)